Научная статья на тему 'Формирование и реализация государственной политики по обеспечению безопасности туризма на региональном уровне'

Формирование и реализация государственной политики по обеспечению безопасности туризма на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
209
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СФЕРЫ ТУРИЗМА / ВЕНЧУРНОЕ ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РИСК / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННАЯ ЗОНА / УПРАВЛЕНИЕ ТУРИСТСКИМИ РИСКАМИ / ЭФФЕКТ МУЛЬТИПЛИКАТОРА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тарасова О. М.

Рассмотрено формирование системы экономической безопасности туристской сферы, показана возможность возникновения различных факторов риска, которые в свою очередь охватывают всевозможные угрозы, как в отношении участников туристского рынка, так и для региона в целом. Описаны методы и функциональные подходы управления туристских рисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование и реализация государственной политики по обеспечению безопасности туризма на региональном уровне»

17 (248) - 2012

ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫЕ ЗОНЫ

УДК 342.55:338.48

ФОРМИРОВАНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ТУРИЗМА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

О. М. ТАРАСОВА, научный сотрудник E-mail: Toksana19@mail. ru Научно-исследовательский институт региональной экономики Севера, Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова

Рассмотрено формирование системы экономической безопасности туристской сферы, показана возможность возникновения различных факторов риска, которые в свою очередь охватывают всевозможные угрозы как в отношении участников туристского рынка, так и для региона в целом. Описаны методы и функциональные подходы к управлению туристскими рисками.

Ключевые слова: система экономической безопасности сферы туризма, венчурное финансирование, экономический риск, туристско-рекреационная зона, управление туристскими рисками, эффект мультипликатора.

Все большее число регионов, городов и туристских центров вкладывают средства в развитие туризма на своих территориях. Они изучают возможности получать экономическую выгоду от туризма и направлять полученные доходы на сохранение объектов культурного наследия, увеличивая одновременно число рабочих мест и расширяя возможности получения дополнительных заработков для местного населения. В то же время имеют место и отрицательные явления, связанные с сезонностью, трудностями в организации массовых перевозок,

перегруженностью аэропортов по маршруту следования туристов.

Перегруженность объектов гостиничной индустрии понижает качество туристского восприятия, а иногда наносит необратимый ущерб объектам культурного наследия и экологии. Кроме того, интенсивное развитие индустрии туризма как в нашей стране, так и во всем мире в последние годы проходит на фоне усиления международного терроризма, локальных военных конфликтов, ухудшения криминальной обстановки. Вследствие этого возникает потребность в обеспечении безопасности туристов, персонала, их имущества и собственности.

Развитие туризма на современном этапе также связано с модернизацией управленческого инструментария. Развитие новых технологий служит толчком к появлению инновационных элементов в туристской индустрии. Большое значение придается концепции устойчивого развития туризма и применению новых информационных технологий. основой устойчивого развития в управленческом аспекте принято считать планирование и стратегическое управление. В связи с этим планирование развития туризма становится основополагающим фактором устойчивости и безопасности развития для дестинации [4].

В зависимости от масштабов деятельности выделяют три уровня системы безопасности в рамках данной отрасли [1]:

• международный (межгосударственный);

• государственный (государственно-отраслевой);

• производственный.

Система безопасности туристской отрасли на межгосударственном уровне формируется посредством реализации международной политики по обеспечению безопасности туризма и снижению рисков при путешествиях. Такая политика формируется на представительных, международных, межправительственных или межпарламентских совещаниях, проводимых под эгидой Всемирной туристской организации и Всемирной организации здравоохранения.

Система безопасности на государственно-отраслевом уровне осуществляется посредством формирования и реализации государственной политики по обеспечению безопасности туризма, а также формирования соответствующей и действенной законодательной базы.

Принятая Стратегия развития туристской индустрии в РС (я) до 2025 г. предусматривает совершенствование системы государственных мероприятий, которые преследуют следующие цели:

• придание соответствия туристской деятельности на территории якутии международным нормам и правилам;

• соблюдение правовых норм охраны окружающей природной среды и принципов устойчивого развития;

• соблюдение и защита интересов потребителей туристских услуг;

• обеспечение безопасности туризма, устранение угроз здоровью и жизни граждан, занимающихся туризмом;

• повышение качества туристских продуктов и туристских услуг [1].

В комплексном развитии производительных сил, транспорта и энергетики Республики Саха (якутия) туризму придается значение одной из структурообразующих отраслей хозяйства республики.

Производственный менеджмент безопасности осуществляется по отношению к конкретному туристскому предприятию посредством планирования и организации работ по созданию комплексной системы обеспечения безопасности туристов и работников, имущества, финансовых средств, ин-

формации. главными стратегическими задачами производственного уровня менеджмента безопасности являются:

а) создание хорошо продуманной комплексной системы мер по обеспечению безопасных условий для туристов в пределах страны, а также безопасных условий осуществления туристской деятельности туристскими предприятиями;

б) создание и поддержка имиджа страны как устойчиво безопасной для туристов;

в) постоянное информирование граждан своей страны об угрозах и опасностях, возникающих для туристов в различных странах и регионах мира;

г) достижение оптимального соотношения обеспечения безубыточности туристского предприятия и обеспечения его безопасности.

Туристская организация как самостоятельный субъект хозяйствования обладает собственными экономическими интересами; на ее хозяйственных результатах сказывается действие практически всех существующих в экономике факторов риска, в какой бы сфере они ни проявились. Во многих исследованиях термин «риск» связывается с опасностью потенциально возможных потерь в различных сферах деятельности (потери материальных и финансовых ресурсов, недополучение доходов, непредвиденные дополнительные расходы и т. п.). иначе говоря, основная посылка анализа риска в любой экономической системе состоит в его отождествлении с количественной или стоимостной мерой опасности. В соответствии с этим содержание туристских рисков охватывает всевозможные угрозы в отношении участников туристского рынка.

Всю совокупность туристских рисков можно разделить на две группы: возможные для туристов при планировании и осуществлении тура (собственно туристские риски) и экономические или хозяйственные риски, обусловленные деятельностью туристских предприятий при формировании, реализации туров и оказании рекреационных услуг. Первая группа рисков включает факторы, связанные либо с материально-финансовыми потерями (утрата и порча имущества во время поездок, финансовые убытки, кражи, штрафы), либо с угрозами жизни и здоровью туриста. Во вторую группу входит большое число видов рисков, присущих деятельности предприятий туристско-рекреационного комплекса, которые возникают вследствие сложности и разнообразия финансово-хозяйственных связей туристской индустрии с другими отраслями [2].

Специфические особенности экономических рисков в туристском секторе экономики [3]:

• туристские риски связаны с ущербом не только для туроператоров и турагентов как организаторов туризма, но и для предприятий смежных отраслей и самих туристов, а также всего растительного и животного мира, культурно-исторического наследия;

• поскольку в некоторых случаях туристский риск включает в себя риск для жизни и здоровья туриста, то к его уровню на предприятиях рекреационно-туристской сферы должны предъявляться особенно жесткие требования;

• туристский риск образуют как финансово-экономические, связанные с хозяйственной деятельностью предприятий, так и природные, не зависящие от человека и организаторов туризма источники опасности, которые вместе с тем могут находиться во взаимосвязи.

И все же главная специфическая черта туристского риска с позиций туристского комплекса как экономической системы — это его многоаспектность.

она связана с сопряженностью включаемых в туристскую индустрию отраслей, которые усиливают эффект от туризма благодаря действию механизма мультипликатора. Однако обратная сторона мультипликатора заключается в том, что каждая отрасль имеет собственную спецификацию риска и поэтому вносит свой добавочный вклад в общий уровень туристского риска. Например, транспортные предприятия инициируют риски аварийности туристских перевозок, коллективные средства размещения — сервисные риски обслуживания, предприятия, занятые обслуживанием и эксплуатацией аттракционов и оборудования для активного отдыха, — вероятность причинения вреда жизни и здоровью при эксплуатации технических устройств. При этом на все предприятия туристской индустрии оказывают влияние риски, которые с определенной долей условности можно определить как универсальные, т. е. действующие на любой хозяйствующий субъект вне зависимости от его отраслевой принадлежности и организационно-правовой формы. Речь идет о финансовых, инвестиционных, кадровых, инфляционных и других рисках.

Так, туристское предприятие может выступить как участник рынка венчурного капитала. Традиционные направления венчурного финансирования связываются с высокотехнологичным производством (как правило, в сфере малых и средних час-

тных компаний), позволяющим вывести на рынок наукоемкую продукцию. Однако главная задача венчурных фондов — повышение капитализации той компании, которая сумела реализовать инновационную идею и тем самым обеспечить себе значительное рыночное преимущество по сравнению с потенциальными конкурентами, — в туристском секторе может быть решена и без помощи самих фондов.

Привлечение капитала без участия специализированных частных или государственных венчурных компаний осуществляется тогда традиционными способами, т. е. через кредитные и эмиссионные формы. При этом главный критерий «венчурности» остается неизменным. Он заключается в иннова-ционности и высокой степени корреляции между потенциальной прибылью и риском. Поэтому любое туристское предприятие, будь то турфирма, гостиница, перевозчик, выводящее на рынок новую услугу, может стать объектом венчурного финансирования. не исключена также ситуация, когда само туристское предприятие выступает в качестве инвестора при реализации проектов с повышенным риском.

Для эффективного менеджмента туристских рисков необходимо идентифицировать факторы риска, которые представляют собой совокупность предпосылок, увеличивающих вероятность и реальность рисковых событий. Содержание идентификационной процедуры должно базироваться на анализе статистических или экспертных данных, причем любой негативный тренд нельзя относить к причинам риска, поскольку он не обладает атрибутивными качествами риска. Так, источниками риска выступают процессы или явления, обусловленные случайностью возникновения, неоднозначностью и вариативностью протекания, неопределенностью исхода. несмотря на возможность вероятностной оценки и принципиальной управляемости риска, данные характеристики представляются чрезвычайно жесткими для социально-экономических систем. В туристском комплексе вероятностным критериям соответствуют только природно-естественные неблагоприятные явления, а также отдельные технологические процессы в инфраструктурных объектах. Поэтому целесообразно некоторое смягчение критерия путем сведения рисков к существенным и наблюдаемым изменениям тенденций, которые стали или могут стать в будущем угрозой или барьером на пути развития туризма. Другими словами, если

имеет место внезапное изменение вектора туристского развития, подтвержденное экономическими индикаторами, то это является необходимым и достаточным условием для идентификации проблемы как фактора экономического риска.

Многообразие факторов риска приводит к появлению рисков, связанных практически со всеми сферами туристской деятельности. Их классификация может быть основана на достаточно большом количестве критериев, таких как тип или вид субъекта управления, степень риска, характер учета риска и т. д.

Вместе с тем следует учитывать, что туристские риски имеют локальный во времени характер, т. е. ситуация риска ограничена определенными хронологическими рамками. Далее проявляются последствия риска, которые могут быть разной тяжести и способны образовывать определенный тренд. Другими словами, необходимо разделять само содержание риска как потенциальную угрозу и результат риска как наступивший, а не вероятностный ущерб.

В рамках функционального подхода к управлению туристских рисков существуют варианты классификации управленческих функций по разным признакам и с различной детализацией. Наиболее продуктивной является точка зрения, согласно которой все управленческие функции подразделяются на две группы: общие и специальные. Общие функции не учитывают характер объекта управления, его специфику и имеют отношение собственно к функциям управления, а специальные вытекают из функциональных обязанностей должностных лиц и относятся к видам экономической деятельности. В этой ситуации управление туристскими рисками можно определить как специальную функцию менеджмента туристской организации, которая служит своеобразным связующим звеном между его структурными элементами: менеджментом туристского продукта и организационным менеджментом [5, 6].

Многообразие применяемых в практике хозяйствования методов управления риском можно разделить на типы:

1) уклонения;

2) локализации;

3) диссипации;

4) компенсации.

Метод уклонения от риска основан на отказе принятия хозяйственных решений, которые не были бы стопроцентно гарантированными.

Метод локализации риска базируется на выявлении участков деятельности компании, в которых отмечена наиболее высокая концентрация факторов хозяйственного риска, с тем чтобы затем выделить эти участки в самостоятельную учетно-финансовую или организационно-правовую структуру.

Методы диссипации риска основаны на распределении выявленных факторов риска между партнерами по бизнесу, с тем чтобы исключить чрезмерную концентрацию риска у какого-то одного из них. Такие методы распространены при организации работы в сетевых структурах или в крупных многопрофильных компаниях.

Методы компенсации хозяйственного риска основаны на формировании механизмов упреждающего действия. Эта группа методов предполагает разработку и реализацию превентивных аналитических, организационных и других мероприятий по снижению уровня хозяйственного риска [7].

Понятие экономической безопасности сферы туризма складывается из целого ряда составляющих. Перечень составляющих данное понятие факторов напрямую зависит от приоритетного направления развития туризма в каждой конкретно взятой дестинации.

Туристско-рекреационная зона «Северный Мир» как элемент туристской инфраструктуры и центрального объекта туризма в республике будет отличать ее от других северных регионов. Идея ее создания состоит в изучении, пропаганде и демонстрации:

• глобальной северной цивилизации как явления мирового масштаба;

• принципов и способов адаптации и проживания человека в условиях, которые традиционно относятся к экстремальным;

• духовности и традиционной трудовой деятельности малочисленных коренных народов;

• взаимопроникновения культур;

• особенностей взаимоотношений человека и природной среды;

• сохранения ресурсного, экологического, рекреационного резервата.

Развитие экологически ориентированного туризма является перспективным направлением, позволяющим не только повысить эффективность функционирования непосредственно самой туристской отрасли и привлечь дополнительные средства в бюджет, но и обеспечить безопасное развитие дести-нации в долгосрочном периоде, а также принести значительный социальный эффект, достигаемый за

счет оздоровления населения и сохранения природных богатств в первозданном виде.

Однако есть и обратная сторона положительного эффекта развития туризма. Например, непосредственное влияние его на развитие экономики региона, где положительным фактором является «эффект мультипликатора» — стимулирование развития отраслей хозяйства региона, связанных с обслуживанием туристской сферы. Отрицательным фактором следует считать подверженность туристской сферы кризисам различного рода, в частности, связанным с флуктуациями спроса на турпродукты.

Также положительным эффектом является приток твердой валюты в регион. При этом следует иметь в виду, что наблюдается и обратный эффект -отток валюты из страны и региона в результате необходимости использования импортных товаров для обслуживания иностранных туристов. Это особенно сказывается в случае стран с недостаточно высоким уровнем развития собственной экономики. Так, по данным Мирового банка, 55 % валютных доходов от туризма в развивающихся странах возвращается обратно в развитые страны.

Развитие туристской деятельности приводит к росту благосостояния местного населения в результате создания новых рабочих мест и доходов, а также в результате создания современной инфраструктуры, которая используется не только туристами, но и местными жителями. Следует отметить, что туризм создает в основном низкооплачиваемые

и сезонные рабочие места, а также приводит к импорту управленческого персонала.

Туризм может негативно влиять на сферу культуры, так как посещения западными туристами других регионов мира зачастую приводят к разрушению и коммерциализации устоявшихся культурных ценностей, к росту преступности и к усилению общественного неравенства.

Список литературы

1. Биржаков М. Б. Экономическая безопасность туристской отрасли. СПб: Издательский дом Горда. 2007.

2. Качалов Р. М. Управление хозяйственным риском. М.: Наука, 2002.

3. Кричмарь М. Ю. О некоторых тенденциях развития туризма в РФ // Российское предпринимательство. 2007. № 1.

4. Нарышкин С. Инновационная составляющая инвестиционных процессов // Вопросы экономики. 2007. № 5.

5. Стратегия развития туристской индустрии в Республике Саха (Якутия) до 2025 г.: утверждена постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 27.05.2009 № 236. URL: http://www. sakha. gov. ru/node/10813.

6. Управление рисками в России. URL: http:// www. risk-manage. ru/biblio/promrisk.

7. Чудовский А. Д., Жукова М. А. Управление индустрией туризма России в современных условиях: учеб. пособие. М.: КноРус, 2007. 310 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.