Научная статья на тему 'Туристско-рекреационный кластер - оптимальный объект для реализации механизма государственно-частного партнерства'

Туристско-рекреационный кластер - оптимальный объект для реализации механизма государственно-частного партнерства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
446
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛАСТЕРЫ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННАЯ ИНДУСТРИЯ / МУЛЬТИПЛИКАТИВНЫЙ ЭФФЕКТ / ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ / ОСОБЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗОНЫ / РИСКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ахметшина Эльвира Раисовна, Зульфакарова Лилия Фаридовна

В статье рассмотрены перспективы формирования кластеров в туристско-рекреационной индустрии с использованием механизма государственно-частного партнёрства. Перечислены основные признаки туристских кластеров, отмечена целесообразность распределения рисков между участниками кластера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ахметшина Эльвира Раисовна, Зульфакарова Лилия Фаридовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourist and Recreation Cluster as an Optimal Facility to Implement Mechanisms of Public-Private Partnership

The article dwells upon the prospects of cluster formation in tourist-recreational industry using the mechanism of public-private partnership. The authors enumerate the basic features of tourist clusters and state the expediency of risk allocation among the participants of cluster.

Текст научной работы на тему «Туристско-рекреационный кластер - оптимальный объект для реализации механизма государственно-частного партнерства»

УДК 338.4:334

Туристско-рекреационный кластер - оптимальный объект для реализации механизма государственно-частного партнерства

Ахметшина Э.Р.

Кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономической методологии и истории Казанского (Приволжского) федерального университета

Зульфакарова Л.Ф.

Кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории Казанского (Приволжского) федерального университета

В статье рассмотрены перспективы формирования кластеров в туристско-рекреационной индустрии с использованием механизма государственно-частного партнёрства. Перечислены основные признаки туристских кластеров, отмечена целесообразность распределения рисков между участниками кластера.

Ключевые слова: кластеры, государственно-частное партнерство, туристско-рекреационная индустрия, мультипликативный эффект, права собственности, особые экономические зоны, риски.

В реализации стратегических целей власти в отношении социально-экономических преобразований огромное значение имеет продвижение инвестиционно-инновационного типа развития, рост конкурентоспособности страны и укрепление ее внешнеэкономического потенциала, развитие производственной инфраструктуры и, наконец, эффективное функционирование экономики в целом. В последние годы наблюдается тенденция постепенного ухода государства из ряда отраслей, предоставляя тем самым возможность для развития частного сектора. Однако реализация инфраструктурных проектов невозможна без поддержки и контроля государства. Поэтому осуществление радикальной экономической реформы в нашей стране ставит вопрос о необходимости создания кластеров с использованием механизма государственно-частного партнерства (ГЧП).

Особое внимание проблеме взаимоотношения государства и бизнеса уделяется на федеральном и региональном уровне. В результате чего это все сводится к идее развития кластерной политики.

Согласно определению М. Портера, кластер или бизнес-кластер «представляет собой географическую концентрацию взаимосвязанных предприятий, поставщиков и ассоциированных учреждений в той или иной области» [1, р. 15].

Кластер является своего рода платформой для взаимодействия ведущих производителей, поставщиков, институтов науки, исследовательских центров, органов власти и представителей делового сообщества. Другими словами, кластер - это интеграция в рамках ГЧП с участием основных субъектов инновационного процесса, формирование инвестиционного климата и особой институциональной среды.

За счет высокой степени концентрации и кооперации участников кластера, которые достигаются благодаря повышению экономической эффективности и результативности их деятельности, рождается синергетический эффект кластера.

В рамках данной статьи мы рассмотрим турист-ско-рекреационную индустрию, которая, на наш взгляд, является приоритетным направлением для

развития кластеров и ключевым аспектом решения как экономических, так и социальных задач.

Туристско-рекреационная индустрия является одним из наиболее активно развивающихся секторов экономики, который прямо и косвенно оказывает воздействие не только на социальную политику, культуру, традиции, образ жизни, здоровье нации, но и на экономику страны в целом и оценивается мультипликативным эффектом [2, с. 32].

Туристский мультипликатор - это коэффициент косвенного влияния туризма на экономику и социальную сферу в данной отрасли на региональном или федеральном уровне. В силу специфики отрасли и наличия парадокса «невидимого экспорта» мультипликативный эффект в туризме проявляется ярче в сравнении с другими секторами экономики [3].

Сфера туризма обладает огромным потенциалом, поэтому развитие туристского кластера выгодно и предпринимателям, и государственному сектору. В связи с чем органами власти разрабатываются стратегии в данной области, которые представлены в виде целевых программ как на федеральном, так и на региональном уровнях. К примеру, Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (20112018 годы)» или же разработанная в 2011 г. Государственная программа города Москвы «Развитие индустрии отдыха и туризма на 2012-2016 годы».

Туристский кластер имеет ряд отличительных черт, таких как наличие гибридных форм экономических и институциональных отношений между участниками; сохранение конечных прав участников на тот или иной объект туристского кластера; формирование механизма стабилизации функционирования туристского кластера, что обеспечивает защиту от неопределенных действий его участников.

Кластеры в сфере туризма образуются путем объединения предприятий, обслуживающих туристов, причем данные структуры могут иметь разные формы собственности. Поскольку механизм ГЧП функционирует на основе «расщепления прав собственности», соответственно, и в туристской индустрии могут прослеживаться процессы перераспределения прав собственности, которые носят добровольный характер. Это способствует созданию благоприятных условий для эффективного функционирования объектов партнерства, оптимального управления ими, рационального использования ресурсов.

Формирование кластеров требует преобразований в

практике органи- Рис. 1. Распределение рисков [4, с. 103]

зации и ведения бизнеса, следовательно, в первую очередь встает вопрос о распределении рисков между субъектами кластера. Как правило, туристско-рекреационные кластеры подвержены следующим видам риска: кредитным, структурным, валютным, ценовым, процентным, риску банкротства, снижению финансовой устойчивости.

В настоящее время риски инвестирования кластеров, в том числе и туристических, в большинстве случаев несет венчурный сектор, остальные инвесторы (фонды, корпоративные структуры и др.) процесс финансирования запускают уже после создания и в ходе функционирования кластера, в результате чего возрастает роль органов власти.

Поскольку риск является источником получения прибыли, основная задача участников кластера - не отказ от рисков, а выбор таких решений, которые обеспечивают максимально возможную степень управления ими. Следовательно, риски при формировании туристско-рекреационных кластеров разделяются в соответствии с полномочиями участников, а часть рисков перераспределяется между ними (рис. 1).

Кластерная модель развития туризма предполагает использование механизма ГЧП при реализации проектов в особые экономические зоны (ОЭЗ) ту-ристско-рекреационного типа.

Следует подчеркнуть, что туристско-рекреаци-онные зоны могут дать серьезный импульс инновационному развитию экономики региона, поскольку являются наиболее привлекательными для инвесторов по сравнению с другими типами ОЭЗ. Это объясняется тем, что проекты, реализуемые в данной сфере, характеризуются высокой капиталоемкостью и быстрыми сроками окупаемости.

Однако отметим, что при создании ОЭЗ необходимо принимать во внимание ошибки прошлых лет. В частности, это касается процесса оформления заявок на создание ОЭЗ. Эксперты уже на первых этапах развития созданных ОЭЗ туристско-рекре-ационного типа выделили проблемы следующего характера: неоправданно завышенные показатели проекта; наличие обременения ряда земельных участков, входящих в состав ОЭЗ; законодательные ограничения на ведение хозяйственной деятельно-

сти в границах некоторых ОЭЗ; отсутствие опыта по реализации значимых проектов туристской индустрии [5, с. 326].

Следовательно, для создания новых ОЭЗ и развития уже созданных зон необходимо рационализировать процедуру проведения конкурса путем коррекции требований к содержанию заявок, а также системы оценки заявок. К примеру, целесообразным было бы сокращение этапов проведения конкурса, то есть вместо двух этапов проводить лишь один. Аргументом служит практика 2006 г., когда из восьми заявок, прошедших во второй этап конкурса, победителями были признаны семь.

Кроме того, необходимо создать единую комиссию для оценки заявок путем объединения конкурсной комиссии и экспертного совета. Причем в составе данной структуры должны быть не только представители власти, но и бизнеса (коммерческие организации в индустрии туризма, образовательные и научные учреждения), которые пользуются уважением в обществе и в деловой среде [5, с. 327].

Более того, в плане институционального обеспечения можно рассмотреть и применить на территории России вариант развития кластеров в ЮАР, где создана Управляющая группа, основной функцией которой является контроль кластерообразования. Деятельность данной группы направлена на подготовку кадров, маркетинг и обеспечение безопасности.

Однако, несмотря на существующие организационные пробелы в формировании ОЭЗ, на территории нашей страны имеются удачные примеры создания туристско-рекреационных кластеров на условиях государственно-частного партнерства. В их число входит проект «Белокуриха» и автотуристский кластер «Золотые ворота», которые функционируют в Алтайском крае.

Туристско-рекреационный кластер «Белокури-ха» нацелен на предоставление санаторно-курортных услуг с применением лечебного радонового источника. Срок его реализации - 2011-2016 гг., общая стоимость кластера составляет 7,14 млрд. руб.

Второй проект направлен на улучшение обслуживания транзитного потока отдыхающих путем создания современной туристской и транспортной инфраструктуры в г. Бийске. Начало строитель-

ства - 2010 г., его завершение планируется к концу 2016 г. Общая стоимость строительства автокластера составляет порядка 1,4 млрд. руб. Распределение финансирования проектов по их источникам представлено в таблице 1.

В целом, совместная работа бизнеса и власти в реализации проектов ГЧП в туристско-рекреацион-ной индустрии способствует развитию новаторских форм проектного финансирования, стимулирует предпринимательское мышление и способствует внедрению передовых методов управления в органах власти. В результате создания туристских кластеров каждый участник партнерства остается в выигрыше: государство получает возможность создать благоприятные условия для активизации деловой активности территорий, которые обладают высоким инновационным и производственным потенциалом; частный инвестор имеет высокие гарантии возврата инвестиций, получает широкий круг возможностей для получения кредитов под проекты от российских и зарубежных финансовых организаций; общество, как конечный потребитель, имеет достойные условия для отдыха и рекреации.

Кроме того, сотрудничество государства и частного сектора с созданием кластеров способствует сокращению издержек строительства туристской инфраструктуры, повышает уровень и качество предоставляемых услуг, дает возможность увеличить финансовые потоки, сохранить и приумножить культурное и природное наследие территории.

Таким образом, такой организационно-управленческий инструмент, как ГЧП, способствует снижению предпринимательских и инвестиционных рисков, созданию дополнительных рабочих мест, увеличению налогооблагаемой базы и росту доходной части бюджета региона; повышает степень свободы участников кластера для принятия более гибких решений; предоставляет возможность комплексного развития (обустройства) территорий и создает условия для более эффективного их развития за счет повышения инвестиционной привлекательности региона.

Проекты Федеральный бюджет в % от общего объема Региональный бюджет в % от общего объема Муниципальный бюджет в % от общего объема Внебюджетные источники в % от общего объема

«Белокуриха» 1918,0 26,9 208,3 2,9 130,2 1,8 4886,0 68,4

«Золотые ворота» 346,0 25,5 30,55 2,25 30,55 2,25 948,0 70,0

Таблица 1

Источники финансирования туристско-рекреационных кластеров Алтайского края,

млн. руб. [6, с. 369]

Литература: 4.

1. Porter M.E. Location, Competition, and Economic Development: Local Clusters in a Global Economy 5. // Economic Development Quarterly February. -2000. - Feb. Vol. 14. - Is. 1. P. 15-34.

2. Крутик А.Б. Мультипликативный эффект в развитии теории туризма // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 6. - 2011. - № 3 (9). - С. 29-38.

3. Зорин И.В., Каверина Т.П., Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности: учеб. для высших и средних специальных заведений. - М.: «Финансы и статистика», 2005. - 286 с.

Ромащенко В.А. Управление рисками // Kant: Экономика и управление. - 2014. - № 1. -С. 101-103.

Котов П.А. Пути оптимизации конкурсного отбора заявок на создание особых экономических зон (на примере особых экономических зон ту-ристско-рекреационного типа) // Аудит и финансовый анализ. - 2011. - № 1. - С. 326-328. Коваленко В.В., Егоров Е.В. О создании кластеров в туристском секторе экономики РФ // Аудит и финансовый анализ. - 2015. - № 2. - С. 364-370.

Tourist and Recreation Cluster as an Optimal Facility to Implement Mechanisms of Public-Private Partnership

E.R. Akhmetshina, L.F. Zulfakarova Kazan (Volga Region) Federal University

The article dwells upon the prospects of cluster formation in tourist-recreational industry using the mechanism of public-private partnership. The authors enumerate the basic features of tourist clusters and state the expediency of risk allocation among the participants of cluster.

Key words: clusters, public-private partnership, tourist-recreational industry, multiplicative effect, property rights, special economic zones, risks.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.