ЭКОНОМИКА, МЕНЕДЖМЕНТ И МАРКЕТИНГ, ПРАВО В ТУРИЗМЕ И ГОСТЕПРИИМСТВЕ
УДК 338.48
ВЛИЯНИЕ ТУРБУЛЕНТНЫХ ПРОЦЕССОВ НА РАЗВИТИЕ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННОЙ ОТРАСЛИ РОССИИ
М.С. ОБОРИН1, Т.Б. КЛИМОВА2, Е.В. ВИШНЕВСКАЯ2
1 Пермский институт (филиал) федерального государственного учреждения высшего образования «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»,
г. Пермь, Российская Федерация 2Белгородский государственный национальный исследовательский университет, (НИУ «БелГУ»), г. Белгород, Российская Федерация
В настоящее время российский туристский бизнес начинает восстанавливать силы после турбулентности, охватившей компании отрасли, начиная с 2014 года.
Понятие турбулентности характеризует хаотичность движения и в самом общем виде рассматривается как распространенное явление самоорганизации, в результате которого происходят регулярные или нерегулярные (хаотические) переходы от беспорядка к порядку и обратно [6]. Такая сложная траектория движения как нельзя точно характеризует состояние туристского бизнеса, которому приходится постоянно выживать в потоке разнообразных перемен.
Турбулентность означает крайнюю степень нестабильности системы, при этом сама она носит непредсказуемый характер и не поддается диагностике. Действительно, эксперты рынка длительное время воздерживались от прогнозов, так как «вихревые потоки» быстро и непредсказуемо изменяли ситуацию в отрасли. Влияние турбулентности было настолько значимым, что оставалось только прикладывать максимум усилий, чтобы существовать в сложившихся условиях «новой реальности».
Среди основных причин, оказавших влияние на развитие туристского бизнеса и туристско-рекреационной отрасли в целом, наиболее значимыми являются следующие:
1. Резкое падение спроса на выездные туры вследствие девальвации рубля и снижения покупательской способности. По данным Ростуризма, за первое полугодие 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года произошло значительное снижение туристской активности по всем направлениям. Сокращение ликвидности в российской экономике сказалось и на затратах туристов, потому восстановление платежного спроса займет определенное время.
Падение российского рубля закономерно приостановило поток туристов из России, общее снижение турпотока в 2015 году составило 34% [10]. Значительные структурные сдвиги произошли в 2014 году относительно 2013 года. В 2013 году лидером по выезду из РФ являлась Украина. В силу сложившихся политических условий количество выехавших в Украину снизилось на 73%. В 2014 году первое место по выезду граждан из РФ занимала Финляндия [10]. Однако в 2015-2016 лидером по количеству выезда российских граждан, по данным Росстата [4], стала Абхазия, хотя Финляндия по-прежнему является популярной страной среди российских туристов (табл. 1).
До событий октября 2015 года происходило перераспределение спроса с европейских направлений на безвизовые курорты Турции и Египта, которые представляли самый низкий ценовой сегмент. Причем, сравнивая выездную активность первого полугодия 2014 года с аналогичным периодом 2015 года на фоне общего снижения туристов, следует отметить перераспределение позиций: если в 2014 году Турция лидировала по числу посещающих ее туристов, то в 2015 году гибкая ценовая политика египетских курортов позволила им выйти на первое место по посещаемости российскими туристами.
Следует также отметить интерес к странам, с которыми у России развиваются стратегические отношения. В первую очередь, это Китай (рост 30,5% в 2016 году относительно 2015 года), а также Абхазия, рост туристского потока в страну составил 11,31%.
Таблица 1 - Выезд российских граждан за рубеж, тыс.чел.
Страна 2015 2016 Абсолютное изменение Темп прироста, %
Всего 34 390 169 31 658 706 -2 731 463 -7,94
из них по странам:
Абхазия 3 824 227 4 256 754 432 527 11,31
Турция 3 460 325 797 304 -2 663 021 -76,96
Казахстан 3 125 140 2 849 526 -275 614 -8,82
Финляндия 3 066 658 2 894 394 -172 264 -5,62
Украина 1 656 624 1 804 338 147 714 8,92
Эстония 1 476 915 1 511 413 34 498 2,34
Польша 1 321 767 1 103 532 -218 235 -16,51
Китай 1 284 324 1 676214 391 890 30,51
Германия 1 111 448 1 057 388 -54 060 -4,86
2. Резкое сокращение количества туроператоров с момента введения санкций. Можно констатировать, что большое количество субъектов бизнеса данной сферы в России привело к негативным последствиям и недобросовестной конкуренции. Банкротство ведущих предприятий («Нева», «Роза ветров», «Лабиринт», «Южный крест» и др.) способствовало тому, что была пересмотрена социально-экономическая политика в сфере туризма в стране. Положительное влияние выразилось в уходе с рынка недобросовестных участников, которые не могут справиться с законными правилами ведение бизнеса и конкуренции. В условиях «новой реальности» падение спроса на зарубежные туры привело к сокращению числа туроператоров, специализирующихся на выездном туризме, за период с 2014 года по 2016 год с 2500 до 750 (число внутренних туроператоров выросло с 700 до 3700) [15]. По состоянию на 2016-2017 гг. можно видеть, что рынок крупных туроператоров остается стабильным. Отчасти этому способствовала государственная политика и меры поддержки в связи со сложными макроэкономическими условиями.
3. Очередным «вихревым потоком», обрушившимся на туриндустрию, стало банкротство авиакомпании «Трансаэро», обладающей самым большим парком воздушных судов в России, СНГ и Восточной Европе, а также обширной сетью внутренних и международных маршрутов - более 165 [2].
4. Введение процедуры обязательной дактилоскопии для российских туристов при выдаче Шенгенских виз, повышение госпошлин за оформление загранпаспортов [3].
5. Напряжение на рынке организованного туризма, обусловленное событиями, связанными с трагедией на Синайском полуострове и серией терактов в Париже. По оценкам крупнейших туроператоров по Египту, текущий ущерб от временного запрета для туристической отрасли составил около полутора миллиардов рублей, в правительстве РФ разрабатывался комплекс мер для поддержки участников туристической отрасли. В настоящее время власти Египта делают все возможное для безопасности туристов в стране. Однако говорить о возращении российских туристов рано, вопрос восстановления авиасообщения между странами находится на грани срыва, так как власти Египта отказались пускать русскую делегацию проверять в очередной раз аэропорты республики.
Причины кризиса на выездном туристском рынке РФ турпотоков анализируются в работах многих исследователей [1,7,9,13,14]. Основными из них названы: девальвация рубля, резкое падение спроса на выездные туры и покупательской способности национальной валюты в целом; высокая конкуренция и многолетний демпинг ведущих игроков туристского рынка; экономические санкции и негативная политико-экономическая ситуация.
Рассмотренные факты вынуждали российский туристический рынок работать в экстремальном режиме, где основной тон задают турбулентность, хаос, риск и неопределенность. Все это и образует «новую реальность». Взамен консервативного представления о том, что росту предшествует спад и наоборот теперь приходится разрабатывать стратегии управления, учитывающие вероятность неожиданных колебаний. Рынки, компании, бизнес-соообщество и население в целом вынуждены работать в этих условиях и разрабатывать новые стратегии, одновременно научившись эффективно использовать возможности для роста, которые непременно открываются. Проблема заключается в том, что принятие, адаптация и закрепление стратегий происходит в спокойные пе-
риоды, в результате чего компании оказываются не готовы к проявлению турбулентности, когда она наступает [5].
Безусловно, обострение геополитической ситуации способствовало тому, что индустрия туризма получила ряд ограничений, которые негативно отразились на отрасли в целом. При этом положительный аспект состоял в перераспределении туристских потоков, спрос переориентировался на потребление российских услуг. Получили популярность туристско-рекреационные территории со специализацией лечебно-оздоровительного, активного, горнолыжного и экологического туризма внутри страны.
Особенно заметна положительная динамика по притоку гостей на примере субъектов юга России, таких как Краснодарский край (табл. 2).
Таблица 2 - Показатели развития отрасли туризма Краснодарского края*
Показатель 2010 2011 2012 2013 2014 2015
Количество отдыхающих, млн.чел 10,60 11,1 11,9 11,8 13,753 14,01
Налоговые поступления, млрд.руб. 4 3,9 4 4,3 5,6 5,8
Объем услуг, млрд.руб. 54,7 58,8 63,8 67,4 87,6 90,1
* составлено по данным [8]
Можно видеть существенный прирост показателей в 2015 году по сравнению с 2010 годом. Так, количество отдыхающих увеличилось на 32%, объем оказанных услуг вырос практически на 65%. Остается надеется, что тенденция роста данных показателей сохранится [11].
Рассмотрим изменение количества гостей Краснодарского края на примере наиболее популярных курортных городов - Сочи, Туапсе, Анапа, Геленджик (рис.).
□ Сочи □ Туапсе □ Анапа □ Геленжик
Рисунок - Динамика численности туристов
Лидером как по численности туристов, так и по темпу прироста, безусловно, является город Сочи. Количество посетивших туристов по сравнению с 2011 годом выросло на 1,1 млн человек. Также устойчивый рост показывает предложение средств размещения (табл. 3).
Таблица 3 - Рост предложения в структуре СКК
Средства размещения 2011 2012 2013 2014 2015
Специализированные, ед. 710 725 750 769 780
Гостиничные предприятия, ед. 153 185 322 340 483
Детские оздоровительные учреждения, ед. 698 710 714 744 840
Индивидуальные, ед. 35000 58000 98000 140000 200000
Так, численность гостиничных предприятий по сравнению с 2011 годом выросла более чем в 3 раза.
К основным преимуществам развития внутреннего туризма в периоды 2016-2017 годы следует отнести:
- программы развития, охватывающие отраслевые компоненты санаторно-курортного комплекса - транспорт, туризм, сертификация средств - не только по постолимпийским объектам, но и курортам - Лаганаки, Анапа и т.п.
- рост показателей социально-экономического развития Краснодарского края, в том числе и санаторно-курортного комплекса
- прогнозные показатели устойчивого роста притока туристов
- программы по дальнейшему использованию объектов в постолимпийский период, планирование и участие Сочи в различных спортивных мероприятиях - чемпионат мира по футболу 2018 года, ежегодное проведение этапа формулы 1, что способствует развитию не только социально-экономических, но и маркетинговых показателей [12].
По нашему мнению, требуется наличие трех основных направлений регулирования, каждое из которых должно учитывать централизованное управление и уровень управления субъектов бизнеса.
1. Управление экономическими показателями. На уровне централизованного управления антикризисный механизм должен основываться на стабилизации следующих значимых параметров:
- регулирование спроса - государственные и муниципальные программы, программы фонда социального страхования, способствующие обеспечению загрузки и вывод средств размещения на уровень безубыточности (минимальной убыточности); на уровне субъекта - создание льготных программ по размещению, способствующих привлечению клиентов, бонусы и скидки для оптовых покупателей пакетов услуг в большем объеме, чем в обычных условиях, внедрение нетипичных форм расчетов - рассрочки, кредита и т.п.;
- устранение кассового разрыва - привлечение крупных кредитных финансовых институтов для межсезонного кредитования на взаимовыгодных условиях, выбор нестандартных инструментов обеспечения займов, создание системы; на уровне субъекта - поиск индивидуальных условий кредитования, предоплаты от постоянных клиентов; дифференциация платежей при помощи особых условий или графика погашения, например, если постоянный клиент крупная компания или туроператор, можно разбить платеж на равные доли в течение года, либо несколько удобных для работы периодов; выпуск субъектами бизнеса собственных ценных бумаг, позволяющих получать денежные средства;
- сохранение деятельности субъекта бизнеса в течение длительного времени (круглогодично). На уровне централизованного управления - создание программ по привлечению новых клиентов, например, спортсменов из различных регионов на основе комплексности - единой политики адекватных цен транспортных услуг, услуг размещения и питания, аренды спортивных комплексов и оборудования; на уровне субъектов СКК - разработка новых продуктов, ориентированных для сегментов рынка с учетом специфических потребностей - например, создание упора на недорогое размещение, особые режимы питания;
- сохранение безубыточности. Здесь в большей степени необходим индивидуальный подход каждого субъекта бизнеса для того, чтобы минимизировать текущие издержки исходя из имеющихся показателей планируемых и фактических затрат; уровня цены, маркетинговых возможностей для привлечения, например, жителей региона для использования инфраструктуры.
2. Управление социальными показателями. На уровне государственного и муниципального управления - создание программ занятости, позволяющих работникам отрасли трудоустроиться в межсезонные периоды; на уровне субъектов бизнеса - адаптация рабочего графика и оплаты труда к существующим условиям, например сокращение рабочей недели до 3-4 дней, создание гибких чередующихся рабочих дней (график 2 через 2), сокращение рабочего дня.
3. Управление экологическими показателями. Данный параметр является достаточно сложным по ряду причин, связанным с ростом количества экологических нарушений, большим ущербом.
Таким образом, новая реальность создает условия мобилизации всех возможностей для развития туристического потенциала своей страны и в обозримом будущем ситуация в туристско-рекреационной отрасли окончательно стабилизируется, так как последствия турбулентности приводят к необходимым для дальнейшего развития позитивным изменениям.
Список цитированных источников
1. Аникин, О.Б. Последствия санкций в сфере туризма для России. Режим доступа : http : //sibac.info/ ^787. - Дата обращения: 12.03.2017.
2. Банкротство «Трансаэро» и его влияние на туристический рынок, текущая ситуация. URL: http://www.tourprom.ru/news/30308/. - Дата обращения : 10.12.2016.
3. Введение дактилоскопии для российских туристов снизит турпоток в страны Шенгена в 2 раза. URL: http://www.tourprom.ru/news/26647/. - Дата обращения : 15.12.2016.
4. Выборочная статистическая информация, рассчитанная в соответствии с официальной статистической методологией оценки числа въездных и выездных туристских поездок URL : http://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-pokazateli-vzaimnykh-poezdok-grazhdan-rossiyskoy-federatsii-i-grazhdan-inostrannykh-gosudarstv/(дата обращения: 15.05.2017)
5. Джон A. Каслионе Chaotics: искусство управления и маркетинга в эпоху турбулентности («Chaotics: The Business of Managing and Marketing in The Age of Turbulence») URL: http://performance.ey.com/wp-сontent/uploads/downloads/2011/10/Chaotics.pdf. - Дата обращения : 12.11.2015.
6. Журавлева, Г. П. Новые правила игры в условиях экономической турбулентности / Г. П. Журавлева, Н.В. Манохина // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2013. - № 5(49). - С. 23-28.
7. Зиганшин, И.И. Влияние экономических санкций на развитие российского туризма / И.И. Зи-ганшин, А.О. Овчаров, М.А. Рысаева // Актуальные проблемы экономики и права. - 2015. - № 1 (33). - С. 17-25.
8. Информация о реализации государственной программы Краснодарского края «Развитие санаторно-курортного и туристского комплекса в 2015 году» URL : http:/ www.min.kurortkuban.ru. -Дата обращения : 14.04.2017.
9. Klimova, T.B. Tourist business in turbulence / T.B. Klimova, E.V. Vishnevskaya // Сетевой журнал «Научный результат», серия «Технологии бизнеса и сервиса». 2015. №4(6). С. 39-43 (DOI: 10.18413/2408-9346-2015-1-2-39-43)
10. Наиболее популярные направления по выезду граждан Российской Федерации за рубеж. URL: http : //www .russiatourism .ru/contents/ statistika/ statisticheskie-pokazateli-vzaimnykh-poezdok-grazhdan-rossiyskoy-federatsii-i-grazhdan-inostrannykh-gosudarstv. - Дата обращения : 10.02.2017.
11. Оборин, М.С. Региональный анализ изучения рекреационных систем / М.С. Оборин // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Естественные науки. - 2013. -№ 2.- С. 35-42.
12. Оборин, М.С. Социально-экономические условия и функции санаторно-курортной системы региона как фактор создания маркетинговой стратегии развития рынка санаторно-курортных услуг / М.С. Оборин // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. - 2015. - № 2. - С. 49-56.
13. Романова, Г.М. Импортозамещение в туризме: новые возможности для российской турин-дустрии / Г.М. Романова, А.М. Ветитнев // Известия Сочинского государственного университета. -2015. - № 1 (34). - С.144-150
14. Селиверстова, М.А. Международный туризм: современные тенденции и динамика развития /М.А. Селиверстова // Sochi Journal of Economy. - 2016. - Vol. 39. - Issue 1. - С. 51-57
15. Туризм 16/2017: итоги и перспективы. Режим доступа : URL : http://www.trn-news.ru/articles/49403. - Дата обращения: 20.02.2017.
THE EFFECT OF TURBULENT PROCESSES THE DEVELOPMENT OF THE TOURISM INDUSTRY IN RUSSIA
M.S. OBORIN, T.B. KLIMOVA, E.V. VISHNEVSKAYA
Summary
The article discusses the effect of turbulent processes on the tourism and recreation industry. Noted that the Russian tourist industry in recent time worked in extreme mode and the basic tone was set by turbulence, risk and uncertainty. Turbulent flow «captured» industry beginning in 2014, when some events were followed by others, not allowing them to recover the industry. Among these factors: the devaluation of the ruble, the bankruptcy of the tour operators and major airlines «Transaero», the sanctions from the West, the introduction of the procedure of fingerprinting for Russian tourists, reasons of non-economic nature, etc. currently, we can talk about the influence of these factors on tourism and recreation industry and to note how negative the effects of positive and expressed in the revitalization of domestic tourism development and a growing demand for Russian resorts.
Key words: tourist-recreation industry, turbulence, arrivals, domestic tourism
Статья поступила 13 марта 2017г.