УДК 338.49
DOI: 10.24411/1995-042X-2018-10206
ОБОРИН Матвей Сергеевич
Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова, Пермский институт (филиал);
Пермский государственный национальный исследовательский университет;
Пермский государственный аграрно-технологический университет
им. ак. Д.Н. Прянишникова (Пермь, РФ); Сочинский государственный университет (Сочи, РФ); доктор экономических наук, профессор; e-mail: [email protected];
САРЯН Акоп Айгазович
Сочинский научно-исследовательский центр Российской академии наук (СНИЦ РАН) (Сочи, РФ); кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник;
e-mail: [email protected]
Особенности динамики туристских потоков в России
Предметом исследования являются туристские потоки в России, которые характеризуются особенностями, связанными с макроэкономическими и геополитическими факторами. Тема статьи актуальна, поскольку в условиях поиска факторов регионального роста социально-экономических показателей субъектов страны, внутренний туризм обладает необходимым потенциалом для решения проблем конкретных территорий. Цель исследования заключается в выявлении ключевых факторов влияния на трансформацию туристских потоков для выявления перспектив их развития. Гипотеза исследования состоит в том, что в сфере туризма совершаются прибытия (убытия) туристов, которые в совокупности можно рассматривать как туристский поток.
Выявлено значение оценки туристских потоков в принятии решений по регулированию развития туризма. Рассмотрены теоретические основы формирования туристских потоков между дестинациями. Определена принципиальная классификационная схема направлений потоков туристов. Проанализирована динамика туристских потоков в период 2015-2016 годы в субъектах РФ с размером этих потоков в 1 млн. и более туристов. Указаны факторы, под воздействием которых они формируются. Проведена группировка 36 субъектов РФ по размеру регионального туристского потока в 2016 г. без учета городов федерального значения.
Результаты исследования могут использоваться для обоснования эффективности программ по развитию туризма в регионах России, планированию мероприятий государственной и региональной политики, расчету социально-экономического эффекта от повышения туристских потоков.
Ключевые слова:
туризм, трансформация, туристские потоки, регулирование туристских потоков, направления туристских потоков, дифференциация туристского потока
Введение. В современных условиях усиливаются процессы диверсификации и дифференциации туризма. Они представляют две формы его развития и связаны с концентрацией туристской деятельности на определенных направлениях, расширением предложения на рынке туристского продукта, трансформацией туристских потоков под воздействием совокупности факторов, определяющих основные направления развития туризма. За период 2014-2017 годы, сформировавшиеся туристские потоки подверглись существенным изменениям в результате реализации государством политики приоритетного развития внутреннего и въездного туризма, а также под воздействием других внешних и внутренних факторов. Объектом исследования в статье является туристский поток, его объемы, динамика, направления; предмет - факторы влияния на изменения туристского потока. Интерес представляет выявление тенденций развития туризма в регионах России. Проблема формирования эффективной региональной политики в сфере туризма ранее не затрагивалась применительно к субъектам страны, в которых развита промышленная или иная специализация, в то время как имеющиеся ресурсы могут быть основой диверсификации социально-экономического развития и повышения качества жизни населения.
Основная часть. Теория. Экономика туризма и трансформация туристских потоков представляют актуальное направление современных исследований в связи с ростом значимых факторов влияния: глобальные кризисные явления, геополитические изменения, программно-целевой подход к развитию региональных туристских кластеров.
Некоторые ученые уделяют большое внимание анализу факторов влияния на динамику туристских потоков, оценивают роль кризисных, геополитических и управленческих изменений. Динамика оценивалась за длительный период с начала 1990-х годов до настоящего времени. По мнению автора, изменения спроса со стороны российских
туристов обусловлены не только экономическими причинами, но и пакетными предложениями, которые учитывают тенденции и популярные виды услуг, развитие инфраструктуры. Отмечается фактор изменения вектора социокультурного и политического сотрудничества с азиатскими странами, Китаем [1].
Деточенко Л.В, Лобановой Н.А. [6] сделан упор на изучение условий принимающих стран, динамику выездного туризма из России, увеличение количества туристов из Китая, Индии, Южной Кореи, Ирана в связи с укреплением международного сотрудничества. В качестве положительного результата отмечается рост внутреннего туризма, который способствует притоку валютных поступлений в нашу страну. Выделены такие факторы снижения выездного туризма, как резкое падение доходов населения, обвал курса рубля, трата доходов на первостепенные нужды. Негативным условием, способствующим дальнейшему сокращению туристских потоков внутри страны, является снижение количества внутренних авиа- и железнодорожных рейсов.
В научной литературе также отмечен положительный рост внутреннего туризма несмотря на существующие социально-экономические проблемы. Этому способствует запрет на выезд сотрудникам силовых ведомств, слабость рубля по отношению к евро и доллару, повышением числа дестинаций с туристско-рекреационной специализацией, а также количества поездок, относящихся к деловым мероприятиям [8].
Представлены исследования, согласно которым спрос на территорию со стороны внутреннего туризма анализируется с точки зрения маркетинговой привлекательности, событийного календаря, а затем ценовой и ассортиментной политикой, инфраструктурной обеспеченности. Отмечается популярность новых направлений услуг, связанных с путешествиями, экологией, недорогими ценами на проезд и авиаперелет по
сравнению с курортами Краснодарского края и Крыма. Согласно приведенному авторами опросу, наибольшей популярностью пользуются экскурсионный и экскурсионно-познавательный формат отдыха (34%), затем спортивный (21%) [3].
Некоторыми учеными (Щегольков Ю.Ю., Метелкина П.В.) отмечена необходимость участия малых городов в распределении туристского потока, поскольку усиливающаяся тенденция внутреннего спроса сдерживается низким уровнем социально-экономического, инфраструктурного, логистического обеспече-
п « "
ния. В полной мере не задействуется культурный и исторический потенциал территорий, уникальность туристских объектов в целях формирования нового предложения, статистика не отражает реального турпотока [15].
Отдельно необходимо отметить методические подходы, связанные с оценкой турпотока, либо его связи с привлекательностью туристско-рекреационной территории как одного из основных расчетных показателей, представленные такими авторами, как Кислова Ю., Казунина А. [7]; Владыкина Ю.О. [4]; Сушева Н.И. [13]; Танкиева Т.А., Пономарева И.Ю., Пономарева М.В. [14].
В частности, коллективом авторов предлагается методика оценки территории на основании иерархии показателей: объекты и события, привлекающие турпоток; положительные и отрицательные факторы влияния; информационная среда. Достоинством подхода является возможность структурной оценки туристского потока: местные туристы, граждане РФ, иностранные туристы [14].
Существует методика расчета туристского потока, утвержденная Федеральным агентством по туризму, в основе которой численность коллективных средств размещения и процент загрузки, а также численность туристов по категориям. Преимуществом рассматриваемого подхода является его простота, поскольку прослеживается взаимосвязь со статистическими данными, недостатком
является высокая погрешность, связанная с неорганизованным и неучтенным турпотоком, который может быть значительным, вследствие чего полученные результаты являются неточными1.
Рассмотренные методические подходы являются актуальными для различных территорий России, отражают особенности развития туризма и социально-экономическую специфику, влияющую на спрос.
Существенные за последние два-три года изменения направлений и размеров туристских потоков вызывают интерес у специалистов с точки зрения того, как выйти на траекторию устойчивого развития туризма в новых условиях. Достижение этой цели требует анализа процессов трансформации туристских потоков и факторов, которые их формируют, для выявления современных трендов развития туризма.
В статье под термином «трансформация» (лаг. transformatio - изменение) понимается изменение туристских потоков в отношении их направления, размера и интенсивности.
Рабочая гипотеза исследования состоит в том, что в сфере туризма совершаются прибытия (убытия) туристов, которые в совокупности можно рассматривать как туристский поток. Анализ туристского потока позволяет раскрыть две стороны туризма: выявить, с одной стороны, его количественную активность, а с другой, - дать качественную характеристику туристского потока2. Туристский поток рассматривается как важнейший индикатор состояния индустрии туризма. Размеры и интенсивность этого потока показывает насколько привлекателен туристский продукт отдельных регионов и
1 Федеральное агентство по туризму. Приказ от 18.07.2007 г. №69 «Об утверждении порядка определения внутреннего туристского потока в Российской Федерации и о вкладе туризма в экономику субъектов Российской Федерации». URL: http://base.garant.ru/ 191545/ (дата обращения: 22.11.2017).
2 Что ждёт турбизнес в 2017 году: 10 трендов. URL: https://www.trn-news.ru/analytics/50248 (дата обращения: 22.11.17).
дестинаций, каковы затраты туристов во время путешествия, эффективность функционирования туристских предприятий и уровень развития туризма в различных субъектах РФ. Результаты анализа трендов динамики туристских потоков позволяют исполнительной и законодательной власти принимать обоснованные решения при целевом и межотраслевом программировании развития экономики и туризма на подведомственной территории. Помимо этого, учитывая, что удовлетворение жизненно необходимых потребностей в туризме неотделимо от человека, поток организованных и самодеятельных туристов формирует совокупный и индивидуальный спрос на туристские услуги и товары и требования к их качеству, составу и стоимости3.
Туристские потоки формируются между регионами туристского спроса и предложения туристских услуг и товаров. По отношению к определенной территории или рынку, которые формируют туристские потоки, используются термины «генераторы туризма» и «генерирующий рынок» [9]. В туристском потоке выделяются его сегменты. Они формируются в соответствии с такими признаками, как совокупность доминирующих потребностей туристов и наиболее общими демографическими характеристиками туристов4.
Туристские потоки делятся на две группы: организованные и неорганизованные. Организованный туристский поток формируется теми гражданами, которые приобретают
3 Аносова Е. А. Мониторинг турпотоков как инструмент прогнозирования развития туризма в регионе (на материалах республики Адыгея) // Новые технологи. 2007. №4. С. 69-73; Что такое поток туристов? URL: http://tourfaq.net/travel-business/chto-takoe-potok-turistov/ (дата обращения 15.09.2017).
4 Шипко А. Л. Классификация туристского потока. URL: https://studopedia.org/7-4595.html (дата обращения: 25.10.2017); Тенденции развития въездного туризма в России. Сегментация въездных туристских потоков России. URL: http:// studbooks744239/turizm/vezdnoy
turizm rossiyskoy_federatsii.net/ (дата обращения: 15.12.2017)
туры (путевки) у туристских предприятий. Неорганизованные туристские потоки формируются гражданами, которые их не приобретают у туристских предприятий: они их формируют и реализуют самостоятельно.
Государство стремится проводить активную политику в области развития туризма и формирования туристских потоков различных кластеров, которые специализированы на реализации туристского потенциала определенного региона (туристского кластера)5. Она направлена на реализацию следующих задач [11; 12]:
• усиление роли туризма в экономике регионов России;
• развитие межрегионального и внутрирегионального сотрудничества по туризму;
• развитие перспективных в социально-экономическом плане направлений и видов туризма;
• развитие инфраструктуры внутреннего и въездного туризма;
• активизация продвижения российского туристского продукта на туристских рынках.
Реализация программ развития туризма по указанным направлениям оказывает трансформационное воздействие на существующие туристские потоки в соответствии с
5 Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 г. №644 «Об утверждении Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)»; Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 г. «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие культуры и туризма на 2013-2020 годы» (в редакции от 25.09.17 г.); Распоряжение Правительства РФ от 31.05.2014 № 941-р «Об утверждении «Стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года»; Заседание президиума Государственного совета при Президенте России «Развитие туризма в Российской Федерации». Стенограмма. Ялта, 17.06.2015 г. URL: http//www. kremlin.ru (дата обращения: 5.09.2017); Совещание у Председателя Правительства РФ Д.А. Медведева «О ситуации на внутреннем туристском рынке и транспортной доступности туристических объектов». Стенограмма. Сочи, 5.01.2016 г. URL: http//www. government. ru (дата обращения: 20.01. 2017).
изменяющимися условиями, целями и зада -чами государственной политики в сфере туризма.
Трансформация туристских потоков сопровождается усилением конкуренции между регионами и дестинациями за внутренние и въездные туристские потоки, что, в свою очередь, стимулирует их администрации совершенствовать методы регулирования туристских потоков, добиваться лояльности туристов к конкретным местам рекреации. При этом необходимо учитывать, что изменения направлений, размеров и интенсивности туристских потоков способно трансформировать социально-экономическое пространство территорий, предлагающих туристские услуги и товары. Под трансформацией социально-экономического пространства туристской территории понимается развитие ее экономики и повышение жизненного уровня населения [1]. Таким образом, туристские потоки оказывают влияние на развитие экономики субъектов РФ, воздействуя на уровень спроса сопутствующих отраслей, способствуя модернизации инфраструктуры и логистики, внедрению прогрессивных управленческих и маркетинговых технологий.
В рамках исследования рассматриваются туристские потоки, которые формируются между регионами, генерирующими туристские потоки, и туристскими дестинациями других регионов, куда эти потоки направляются с целью потребления их туристского продукта.
Данные о развитии потока туристов. В
последние годы российский туризм развивается в условиях введенных другими странами санкций. Несмотря на объективно негативный характер ограничений, санкции привнесли и положительный эффект. Согласно данным Ростуризма и его главы Олега Сафонова, в 2017 году пограничная служба ФСБ России зафиксировала рост туристического потока из США на 25%, а к 2020 году ожидается прирост въездного
турпотока на 20-25%6.
По состоянию на начало 2017 года влияние санкций проявлялось в следующих аспектах сферы туризма:
1) Рост рублевой стоимости услуг в отрасли зарубежного туризма на 52% по сравнению с 2014 годом - девальвация рубля и введение ограничений на пользующиеся спросом зарубежные направления привели к тому, что объем туристских услуг претерпел наибольшие сокращения из всех категорий платных услуг. В сентябре 2016 года этот показатель достиг отметки, которая на 25% ниже аналогичного индикатора в 2013 году;
2) Вследствие введенных санкций часть населения страны сменило туризм на другие виды рекреации - к примеру, согласно опросам ВЦИОМ летом 2013 года отдых на даче был в приоритете у 18% опрошенных, тогда как в 2015 году этот показатель составил 50%;
3) Количество внутренних туристических поездок выросло - в 2015 году было совершено около 50 млн таких поездок; это на 20% больше аналогичного показателя в 2014 году. По состоянию на 2017 год этот показатель сократился вследствие открытия туристических потоков в Турцию и Египет;
4) В 2013 году количество поездок за рубеж из России достигало 37 выездов на 100 человек - это выше, чем в США, Мексике, Бразилии и Турции в том же отрезке времени. В дальнейшем по этому показателю наблюдалось снижение - на 19,9% (42,9 млн поездок за рубеж в 2014 году и 34,4 млн поездок в 2015). Наиболее низким спросом пользовались такие туристические направления, как Таиланд (снижение на 46% по сравнению с предыдущим годом), Греция (снижение на 45,6%), Испания (снижение на 39,2%), Объединенные Арабские Эмираты (снижение на 36%). Это произошло из-за падения покупательной способности граждан
6 Обратный эффект санкций: поток туристов из США в Россию вырос на четверть. URL: https://regnum.ru/ news/2390451.html (дата обращения 18.04.2018.
России. Снижение показателей туристических потоков в Украину (-35,2%), Египет (-22,1%) и Турцию (-17,8%) имело обоснованием такой фактор, как нестабильная геополитическая обстановка;
5) За первые 6 месяцев 2016 года количество поездок россиян за рубеж сократилось на 13,1% - наибольшее влияние на это оказали: Турция (падение на 87,7%) и Египет. Также произошла смена спроса: после введения ограничений показатель туристического потока россиян вырос по направлениям Кипра (повышение на 49,2%), Китая (рост на 44,9%) и Таиланд (после 2016 года -повышение на 24,2%);
6) По показателю въезжающих туристов Россия находится в 10-ке лидеров в мире. Основные страны, чьи резиденты являются главной составляющей этого туристического потока, это: страны СНГ, Прибалтики, Польша, Китай, Германия, Финляндия. Этот показатель ежегодно растет7.
Отрицательная тенденция спроса на поездки за рубеж, которая наблюдалась в
2014 году, сохранилась и в 2015. Согласно данным Росстата, количество туристических поездок за границу у российских граждан в
2015 году сократилось в сравнении с 2014 - на 31,3%, это всего 12,1 млн человек. До этого момента наибольшее падение туристского потока было отмечено в кризисном 1998 году, когда составило 24,4%. Как итог, сокращение туристского потока в 2015 году - самое крупное за последние 20 лет [2; 9].
Исследования Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) свидетельствуют о том, что спад в сфере выездного туризма продолжились и в 2016 году. Доля населения, заинтересованного в том, чтобы провести отпуск за рубежом, уменьшилась до показателя в 21% (в 2013 году аналогичный показатель оценивался в 33%). Это говорит о том, что на спрос
7 Динамика спроса на туристские услуги в России. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/11063.pdf
повлияла как сложная экономическая ситуация в стране, так и запрет на продажи туров по самым массовым выездным направлениям [5; 10; 16].
Другими факторами, повлиявшими на изменение объема туристического потока выездного туризма в России, являются [17; 18; 19]:
1) колебания курса рубля в 2014-2015 годах - эти изменения национальной валюты продолжаются и по настоящее время;
2) запрет на выезд за рубеж сотрудникам силовых ведомств - у многих турфирм, работающих в этой отрасли, произошло значительное сокращение продаж;
3) банкротство многих туристических операторов в России - за 2014 год прекратили свою деятельность большое количество компаний, предоставляющих туристические услуги;
4) запреты на авиасообщения с некоторыми странами, в частности, с Турцией и Египтом.
Более 1/3 всего туристического потока в Россию приходится на страны ближнего зарубежья. Так, в 2016 году количество туристов из стран ближнего зарубежья в Россию составил 16 млн человек. Это на 10% меньше аналогичного показателя 2015 года. При этом наибольший туристический поток наблюдался из Украины, Казахстана и Азербайджана, а наименьший - из Туркмении, Грузии и Южной Осетии, что отображено в табл. 1.
Согласно данным Ростуризма, наибольшим приростом туристического потока из стран ближнего зарубежья характеризуются такие страны, как: Грузия (+38,37%) Армения (+7,95%), и Киргизия (+6,48%). Самый большой отток туристов наблюдается у Туркмении (-38,3%), Узбекистана (-25,19%) и Казахстана (-24,34%). Это говорит о том, что последствия нестабильной политической обстановки повлияли на эти страны как положительно, так и отрицательно.
Также был проанализирован туристиче-
ский поток граждан стран дальнего зарубежья в РФ. Наибольшее количество туристов наблюдается от таких стран, как Финляндия, Китай и Польша, наименьшее - от Израиля,
Великобритании и Франции (из первых 12-ти рассматриваемых в статье стран). Их основные показатели за 2015 и 2016 год представлены в табл. 2.
Таблица 1 - Туристический поток граждан стран ближнего зарубежья в Россию
в 2015-2016 гг., чел.8
№ Страна Год Темпы прироста/ снижения
2015 2016 % Абс., чел.
1 Украина 8 911 704 8 569 263 -3,8 -342 441
2 Казахстан 4 711 081 3 564 152 -24,3 -1 146 929
3 Азербайджан 856 348 898 427 +4,9 42 079
4 Узбекистан 797 485 596 521 -25,2 -200 964
5 Армения 552 141 596 041 +8,0 43 900
6 Абхазия 416 674 410 566 -1,5 -6 108
7 Таджикистан 458 020 410 014 -10,5 -48 006
8 Молдова 491 197 409 193 -16,7 -82 004
9 Киргизия 373 616 397 841 +6,5 24 225
10 Южная Осетия 117 708 111371 -5,4 -6 337
11 Грузия 47 217 65 337 +38,4 18 120
12 Туркмения 12 823 7 911 -38,3 -4 912
Итого: 17 746 014 16 036 637 -9,6 -1 709 377
Итог по всем странам: 26 851 657 24 551 443 -8,6 -2 300 214
Таблица 2 - Туристический поток граждан стран дальнего зарубежья в Россию
в 2015-2016 гг., чел.8_
№ Страна Год Темпы прироста/ снижения
2015 2016 % Абс., чел.
1 Финляндия 1 415 853 1 319 030 -6,8 -96 823
2 Китай 1 121536 1 288 720 +14,9 167 184
3 Польша 1 725 157 1 017 462 -41,0 -707 695
4 Германия 553 493 566 434 +2,3 12 941
5 Монголия 378 196 522 026 +38,0 143 830
6 Эстония 357 377 414 147 +15,9 56 770
7 Латвия 278 265 288 682 +3,7 10 417
8 США 233 379 238 633 +2,3 5 254
9 Италия 191071 192 140 +0,6 1 069
10 Израиль 162 046 178 633 +10,2 16 587
11 Великобритания 179 674 177 080 -1,4 -2 594
12 Франция 171 436 176 855 +3,2 5 419
Итого (все страны дальнего зарубежья рейтинга, 83 страны): 8 357 785 7 861 796 -5,9 -495 989
Итог по всем странам: 26 851 657 24 551 443 -8,6 -2 300 214
8 Табл. 1-4 сост. по данным: Количество поездок граждан стран ближнего зарубежья с целью туризма на территорию РФ. URL: https://www.russiatourism.ru/contents/statistika/statisticheskie-pokazateN-vzaimnykh-poezdok-grazhdan-rossiyskoy-federatsii-i-grazhdan-inostrannykh-gosudarstv/vyborochnaya-statisticheskaya-informatsiya-rasschitannaya-v-sootvetstvii-s-ofitsialnoy-statisticheskoy-metodologiey-otsenki-chisla-vezdnykh-i-vyezdnykh-turistskikh-poezdok/ (дата обращения 18.04.2018)
СЕРВИС
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
Данные агентства Ростуризм свидетельствуют о том, что наибольший прирост среди туристических потоков из стран дальнего зарубежья показывают Монголия (+38,03%), Эстония (+15,88%) и Китай (+14,9%).
Наибольшее снижение наблюдается у таких стран, как Польша (-41,02%), Финляндия (-6,83%) и Великобритания (-1,44%), но этот факт все равно позволяет им находиться на верхних позициях данного рейтинга.
Таблица 3 - Туристический поток граждан России в страны ближнего зарубежья
в 2015-2016 гг., чел.
№ Страна Год Темпы прироста/ снижения
2015 2016 % Абс., чел.
1 Абхазия 3 824 227 4 256 754 +11,3 432 527
2 Казахстан 3 125 140 2 849 526 -8,8 -275 614
3 Украина 1 656 624 1 804 338 +8,9 147 714
4 Грузия 650 517 741 622 +14,0 91 105
5 Азербайджан 584 400 626 806 +7,3 42 406
6 Южная Осетия 456 785 435 478 -4,7 -21 307
7 Армения 265 523 288 224 +8,5 22 701
8 Киргизия 250 300 239 722 -4,2 -10 578
9 Республика Молдова 224 100 200 436 -10,6 -23 664
10 Таджикистан 97 729 110 446 +13,0 12 717
11 Узбекистан 97 595 98 213 +0,6 618
12 Туркмения 21 551 23 766 +10,3 2 215
Итого: 11 254 491 11 675 331 +3,7 420 840
Итог по всем странам: 34 390 169 31 658 706 -7,9 -2 731 463
Таблица 4 - Туристический поток граждан России в страны дальнего зарубежья
в 2015-2016 гг., чел.8_
№ Страна Год Темпы прироста/ снижения
2015 2016 % Абс., чел.
1 Финляндия 3 066 658 2 894 394 -5,6 -172 264
2 Китай 1 284 324 1 676 214 +30,5 391 890
3 Эстония 1 476 915 1 511 413 +2,3 34 498
4 Польша 1 321 767 1 103 532 -16,5 -218 235
5 Германия 1 111 448 1 057 388 -4,9 -54 060
6 Таиланд 675 089 866 597 +28,4 191 508
7 Кипр 550 327 812 741 +47,7 262 414
8 Турция 3 460 325 797 304 -77,0 -2 663 021
9 Испания 692 996 789 769 +14,0 96 773
10 Греция 633 585 782 476 +23,5 148 891
11 Италия 661 917 709 813 +7,2 47 896
12 Литва 742 758 693 319 -6,7 -49 439
Итого: 20 921 482 19 943 048 -4,7 -978 434
Итог по всем странам: 34 390 169 31 658 706 -7,9 -2 731 463
Что касается объема туристического потока из России в страны ближнего зарубежья, то, по сравнению с 2015 годом, в 2016 году здесь наблюдается значительный
рост на 400 тысяч человек. Основными туристическими направлениями являются Абхазия, Казахстан и Украина, наименьшие предпочтения российские туристы отдают
Таджикистану, Узбекистану и Туркмении. Эти данные отражены в табл. 3.
Данные Ростуризма свидетельствуют о том, что наибольший прирост по рассматриваемому показателю наблюдается в странах: Грузия (+14%), Таджикистан (+13%) и Абхазия (+11,31%). Самым крупным снижением показателя характеризуются Молдова (-10,55%), Казахстан (-8,81%) и Киргизия (-4,22%). Это говорит о том, что, несмотря на общие параметры туристского потока, предпочтения потребителей изменяются с учетом динамики геополитической обстановки и экономических затрат.
Туристский поток граждан РФ в страны дальнего зарубежья за 2016 год, напротив, сократился. Самые популярные направления у российских потребителей - это Финляндия, Китай и Эстония; непопулярные - Греция, Италия и Литва (из рассматриваемых в статье 12-ти стран рейтинга). Данные по показателю представлены в табл. 4.
Наибольший показатель прироста показывают туристские направления: Кипр (+47,68%), Китай (+30,51%), Таиланд (+28,36%). Снижением показателя характеризуются такие страны, как Турция (-76,95%), Литва (-6,65%) и Финляндия (-5,61%).
В 2016 г. количество внутренних туристов в России достигло 55,0 млн., въездной туристский поток составил 22,0 млн. иностранных туристов, что на 10,0% больше, чем в 2015 г.9
В настоящее время схема внутренних туристских потоков во многом сформировалась под воздействием «шоковых» факторов 2014-2015 годов, которые определенным образом изменили их направления, структуру и величину. В 2017 г. воздействие этих факторов на туристские потоки отчасти сохранились. В 2018 г. это воздействие усиливается новыми факторами, к примеру, восстановлением в полном объеме турецкого
9 Итоги внутреннего и выездного туризма в 2016 г. URL: http://turstat.com/travelrussia2016. (дата обращения 17.12.2017).
и других направлений, относительной стабилизацией валютного рынка, государственной политикой приоритетного развития внутреннего и въездного туризма.
В 2016 г. туристские потоки субъектов РФ демонстрировали положительную динамику. В России сформировались 15 таких туристских потоков в миллион и более туристов, что составляет около 18,0% от общего количества российских субъектов. Динамика внутренних и въездных туристских потоков в этих субъектах РФ за 2015-2016 годы показана в табл. 2. Из ее данных видно, что по темпам роста туристского потока выделяются три группы регионов: с высокими темпами роста на уровне от 20,0% до 30,0%, со средним темпами роста на уровне от 5,0% до 15,0% процентов, с нулевым ростом (табл. 5).
Большая часть субъектов РФ по масштабам регионального туристского потока находятся в интервале до 1,0 млн. туристов.
Регионы в этой группе в данном интервале расположены относительно равномерно: количество регионов с потоком до 200,0 тыс. туристов равно 6, до 400,0 тыс. -5, до 600,0 тыс. - 4, до 800,0 тыс. - 6 и до 1,0 млн. - 4 региона. 36 рассматриваемых субъектов РФ способны производить туристский продукт в объемах, значительно превышающих их собственные потребности, поэтому многие из них можно отнести к регионам специализации. Благодаря имеющейся инфраструктуре - туристской и обеспечивающей - они способны сформировать туристские потоки значительных объемов. В настоящее время наибольшими туристскими потоками обладают Краснодарский край с 15,8 млн. туристами, Московская область - с 12,5 млн. туристами и Крым. Размер потока туристов ближайшего к ним субъекта - Крыма, занимающего третье место в рейтинговом списке по количеству туристов, соответственно в 2-3 меньше (5,6 млн. прибытий в 2016 г.).
Сгруппируем 36 наиболее «туристских» субъектов РФ по размеру регионального туристского потока в 2016 г. (см. табл. 6).
Таблица 5 - Туристские потоки российских регионов в 2015-2016 годах с размером в 1,0 и более млн. туристов 10
№ Регионы (субъекты) РФ Кол-во туристов по годам Темпы прироста / снижения
2015 2016 Абс., чел. %
1 Краснодарский край 15,05 15,80 +0,75 + 5,0
2 Московская область 11,47 12,50 +1,03 +9,0
3 Крым 4,60 5, 57 +0,97 +21,0
4 Татарстан 2,71 2,90 +0,19 + 7,0
5 Астраханская область 2,27 2,50 +0,23 + 10,0
6 Челябинская область 2,00 2,20 +0,20 + 10,0
7 Ленинградская область 2,00 2,00 - 0,00
8 Алтайский край 1,85 2,00 +0,15 + 8,0
9 Ставропольский край 1,33 1,40 +0,07 + 5,0
10 Башкортостан 1,12 1,40 +0,28 + 25,0
11 Калининградская 1,08 1,40 +0,32 + 30,0
12 Бурятия 1,22 1,40 +0,18 + 15,0
13 Иркутская область 0,84 1,10 +0,26 + 30,0
14 Карачаево-Черкесия 1,00 1,00 - 0,00
Итого: 48,54 53,17 +4,63 + 9,5
Таблица 6 - Группировка субъектов по размеру регионального туристского потока в 2016 г. (без учета городов фед. значения)10
ж. f I1WH Ol/ l/l
№ п/п Интервалы
гионов
1 До 1 000 000 21
2 1 000 001 - 2 000 000 6
3 2 000 001 - 3 000 000 5
4 3 000 000 - 4 000 000 1
5 4 000 000 - 5 000 000 0
6 5 000 001 - 6 000 000 1
7 Свыше 6 000 001 2
Концентрация субъектов РФ с туристским потоком в интервале до 1,0 млн., составляющие 58,0% от их общего количества, свидетельствует об относительно низком уровне развития туризма в этих субъектах РФ. На еще более низком уровне находятся остальные субъекты России, которых большинство. Исследование туристских потоков осуществлено на основе системного и диффенцированного подходов, методов экономико-статистического анализа, сравнения и факторного анали-
10 Сост. по данным: Итоги внутреннего и выездного туризма в 2016 г. URL: http://turstat.com/ travelrussia2016. (дата обращения 17.12.2017).
за. Региональные туристские потоки в масштабе страны рассматриваются как «части целого», как отдельные, но взаимосвязанные подсистемы туризма. При такой схеме их рассмотрения системный подход реализуется при анализе, оценке и регулировании региональных туристских потоков [1; 2; 5; 20; 21; 22].
Проведена дифференциация общего туристского потока. Выделены такие его сегменты, как въездной, выездной, внутренний и транзитный туристские потоки. При этом использованы такие критерии, как «направление», «территория» и «время пребывания».
На основе экономико-статистического анализа динамики развития туристского потока выявлены ее особенности и тенденции трансформации внутреннего потока туристов за 2014 - 2017 годы. Методом группировки субъектов РФ по размеру регионального туристского потока выявлено, что в большинстве из них туризм находится на крайне низком уровне развития. Анализ динамики развития туристских потоков величиной свыше 1,0 млн. туристов в 15 субъектах РФ показывает, что они способны производить туристский продукт в объемах, значительно превышаю-
щих их собственные потребности, поэтому многие из них можно отнести к регионам специализации.
Выводы. Изучение процессов формирования внутренних, въездных и выездных туристских потоков позволяет:
• определить основные тренды их развития в современных условиях, использовать его результаты для повышения экономической обоснованности управленческих решений в туризме;
• повысить достоверность прогнозных оценок направлений, размеров и динамики туристских потоков;
• своевременно адаптировать туристскую инфраструктуру к изменяющимся туристским потокам.
В результате анализа динамики потока туристов и факторов, формирующих эти потоки, сделан вывод об усилении процессов их трансформации в России под воздействием комплекса внутренних и внешних факторов. Современная модель туристских потоков России во многом сформировалась под воздействием шоковых факторов в период 2014-2015 годов и факторов, которые имели место в относительно стабильные 2016-2017 годы. В эти периоды потоки туристов существенно поменяли свои направления, размеры и интенсив-
ность. На рынке внутреннего туризма обозначились два относительно устойчивых направления: региональный и городской туристские потоки. В настоящее время сохраняется тренд на сокращение въездного туристского потока, тогда как выездной - с начала 2017 г. стал быстро увеличиваться. По отдельным направлениям он возрос на 200,0% и более.
К основным факторам, влияющим на рост туристского потока, относятся: развитие туристско-рекреационной инфраструктуры; материальная база профильных услуг, в том числе лечебно-оздоровительных (санаторно-курортный комплекс Краснодарского края, республики Крым); высокое качество медицинских услуг, привлекательность региона в качестве делового, инвестиционного, промышленного центра (Москва и Московская область); успешно реализуемые государственные программы по развитию туризма и здравоохранения.
На основе результатов оценки изменений внутреннего, въездного и выездного туристских потоков, условий и факторов, которые их формируют, можно сделать вывод, что в среднесрочной перспективе внутренний и въездной туризм в России не будет пользоваться достаточным спросом для существенного его развития.
Список источников:
1. Александрова А.Ю. География туристских потоков в Российской Федерации: статистика, тренды, проблемы // Наука. Инновации. Технологии. 2017. №1. С. 52-59.
2. Арсланова Г.Х. Эффективность и результативность инвестиционной активности в сфере туризма // Национальная Ассоциация Ученых. 2015. № 8-1 (13). С. 96-99.
3. Владыкина Ю.О., Розумная Н.В. Особенности формирования спроса на внутренний туризм: опыт сибирских территорий // Сервис в России и за рубежом. 2017. № 3. С. 62-69.
4. Владыкина Ю.О. Методологические основы создания туристско-рекреационного кластера в Новосибирской области // В мире научных открытий. 2015. № 11-7 (71). С. 2703-2720.
5. Грибков-Майский В. М. Статистика в туризме или как подсчитать турпоток? // Сервис в России и за рубежом. 2016. № 8. С. 19-25.
6. Деточенко Л.В, Лобанова Н.А. Туристская отрасль России в условиях кризисного этапа развития экономики 2014-2016 годов // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3. Экономика. Экология. 2017. № 9. С. 62-69.
СЕРВИС
Т. 12, No. 2 (80)
2018
В РОССИИ
И ЗА РУБЕЖОМ
7. Кислова Ю., Казунина А. Методика оценки туристских потоков на территорию города Москвы // Логистика. 2016. № 12. С. 18-29.
8. Кожевникова Н.В. Внутренний туристский рынок: текущее состояние и специфика // Современные исследования социальных проблем. 2015. № 9. С. 102-109.
9. Полухина А.Н., Шерешева М.Ю., Рукомойникова В.П., Напольских Д.Л. Обоснование сравнительной эффективности реализации туристского потенциала (на примере регионов Приволжья) // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2016. № 5 (47). С. 122-140.
10. Оборин М.С. Региональный анализ изучения рекреационных систем // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Естественные науки. 2013. №2. С.
11. Оборин М.С. Формирование стратегического механизма долгосрочного устойчивого развития территориального рынка санаторно-курортных услуг // Экономика и предпринимательство. 2015. № 12-1 (65-1). С. 346-353.
12. Оборин М.С. Методологические аспекты проведения системного анализа и кластеризации рынка санаторно-курортных услуг // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2015. Т.36. №19-1(216). С. 43-51.
13. Сушева Н.И. Методика балльной оценки районов Пермской области в плане туристской привлекательности // Развитие профессионального гостеприимства в РФ: проблемы и решения. Региональный аспект: Мат. Всерос. науч.-практ. конф. Пермь, 2004. С. 63-72.
14. Танкиева Т.А., Пономарева И.Ю., Пономарева М.В. Методика позиционно-ранговой оценки туристической привлекательности территорий // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридической науки. 2014. № 8. С. 69-4.
15. Щегольков Ю.Ю., Метелкина П.В. Развитие туризма в малых городах России // Мир новой экономики. 2017. № 8. С. 21-32.
16. Armstrong A. Weighting Wellness Initiatives: Having a Policy isn't enough. Education Digest: Essential Readings Condensed for Quick Review. 2010. 59 p.
17. Dobson D., Lepnurm D. Wellness activities address inequities. Social Science & medicine. 2000.
18. Gössling S., Peeters P., Hall M., Ceron J.P., Dubois G., Lehmann L.V., Scott D. Tourism and water use: Supply, demand, and security. An international review // Tourism Management.
2011. 105 p.
19. Lawless M.W., Anderson P.C. Generational Technological Change: Effects of Innovation and Local Rivalry on Performance, Academy of Management Journal 1996. 39/5, pp. 1185-1217.
20. Liuhto K. The Impact of Environmental Stability on Strategic Planning: An Estonian Study // International Journal of Management. 1999. 16/1, pp. 98-111.
21. Koncul N. Wellness: A New Mode of tourism. Economic Research - Ekonomska Istrazivanja.
2012. pp. 526-527.
22. Tanigoshi H., Kontos A.P., Remley T.P. The Effectiveness of Individual Wellness Counseling on the Wellness of Law Enforcement Officers // Journal of Counselling & Development. 2008. 265 p.
35-42.
50: 108.
Matvey S. OBORIN a Akop A. SARIAN b
a Plekhanov Russian University of Economics, Perm Institute (branch);
Perm State National Research University; Perm State Agro-Technological University named after Academician D.N. Pryanishnikov (Perm, Russia); PhD (Dr.Sc.) in Economics, Professor; e-mail: [email protected] b Sochi Research Centre, Russian Academy of Science (Sochi, Russia); PhD in Economics, Leading Researcher; e-mail: [email protected]
DYNAMICS OF TOURIST FLOWS IN RUSSIA
Keywords:
tourism, transformation, tourist flows,
regulation of tourist flows, directions of tourist flows, differentiation of tourist flow
The subject of the study is the tourist flows in Russia, which are characterized by features associated with macroeconomic and geopolitical factors. The topic of the article is relevant, because in the conditions of the search for factors of regional socio-economic growth of the country, domestic tourism has the necessary potential to solve the problems of specific areas. The study is aimed at identifying the key factors influencing the transformation of tourist flows to revealing prospects for their development. The hypothesis of the study lies in the fact that in the sphere of tourism arrivals (departures) of tourists together can be considered as a tourist flow. Thus, we can assume that tourism is a broader concept than the definition of «tourist flow».
The article reveals importance of assessing tourist flows in tourism development regulation. Theoretical bases of forming the tourist flows to destinations are considered. the authors define the fundamental classification scheme of the directions of tourist flows. The authors study dynamics of tourist flows with the size of 1 million or more tourists in the period 2015-2016 in the regions of the Russian Federation. The factors influencing their formation are indicated. The grouping of 36 entities of the Russian Federation by the size of the regional tourist flow in 2016 excluding cities of federal significance is carried out.
The research results can be used to justify the effectiveness of programs for the tourism development in the regions of Russia, the planning of state and regional policy, the calculation of the socio-economic effect of increasing tourist flows.
References
1. Aleksandrova, A. Yu (2017). Geografija turistskih potokov v Rossiiskoi Federatsii: statistika, trendy, problem [Geography of tourist flows in the Russian Federation: statistics, trends, problems]. Nauka. Innovacii. Tekhnologii [Science. Innovations. Technologies], 7, 52-59. (In Russ.)
2. Arslanova, G. H. (2015). Effektivnost' i rezul'tativnost' investicionnoj aktivnosti v sfere turizma [Efficiency and effectiveness of investment activity in the sphere of tourism]. Nacional'naja Associacija Uchenyh [The National Association Of Scholars], 8-1 (13), 96-99. (In Russ.)
3. Vladykina, Yu. O., & Rozumnaya, N. V. (2017). Osobennosti formirovaniya sprosa na vnutrennij turizm: opyt sibirskih territorij [Features of the formation of demand for domestic tourism: the experience of the Siberian territories]. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 3, 62-69. (In Russ.)
4. Vladykina, Yu. O. (2015). Metodologicheskie osnovy sozdaniya turistsko-rekreacionnogo klastera v Novosibirskoj oblasti [Methodological basis for the creation of tourist and recreational cluster in the Novosibirsk region]. V mire nauchnyh otkrytij [In the world of scientific discoveries], 11-7 (71), 2703-2720. (In Russ.)
5. Gribkov-Mayskiy, V. M. (2016). Statistika v turizme ili kak podschitat turpotok? [Statistics in tourism or how to calculate the flow of tourists?]. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 8, 19-25. (In Russ.)
6. Detochenko, L. V, & Lobanova, N. A. (2017).Turistskaya otrasl' Rossii v usloviyah krizisnogo etapa razvitiya ekonomiki 2014-2016 godov [Tourism industry of Russia in the conditions of crisis stage of economic development of 2014-2016]. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 3. Ekonomika. Ekologiya [Bulletin of Volgograd state University. Series 3. Economy. Ecology], 9, 62-69. (In Russ.)
7. Kislova, Yu., & Kazunina, A. (2016). Metodika ocenki turistskih potokov na territoriyu goroda Moskvy [Methods of evaluation of tourist flows on the territory of the city of Moscow]. Logistika [logistics], 12, 18-29. (In Russ.)
8. Kozhevnikova, N. V. (2015). Vnutrennij turistskij rynok: tekushchee sostoyanie i specifika [Domestic tourism market: current state and specifics]. Sovremennye issledovaniya social'nyh problem [Modern studies of social problems], 9, 102-109. (In Russ.)
9. Poluhina, A. N., Sheresheva, M. Yu., Rukomojnikova, V. P., Napol'skih, D. L. (2016). Obosnovanie sravnitel'noj effektivnosti realizacii turistskogo potenciala (na primere regionov Privolzh'ja) [Substantiation of comparative effectiveness of tourism potential realization (by the example of Volga region regions)]. Ekonomicheskie i social'nye peremeny: fakty, tendencii, prognoz [Economic and social changes: facts, trends, forecast], 5 (47), 122-140. (In Russ.)
10. Oborin, M. S. (2013). Regional'nyj analiz izuchenija rekreacionnyh sistem [A regional analysis study of recreation systems]. Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Serija: Estestvennye nauki [Vestnik of Northern (Arctic) Federal University. Series: Natural Sciences], 2, 35-42. (In Russ.)
11. Oborin, M. S. (2015). Formirovanie strategicheskogo mehanizma dolgosrochnogo ustojchivogo razvitija territorial'nogo rynka sanatorno-kurortnyh uslug [Formation of a strategic mechanism for long-term sustainable development of the territorial market of sanatorium services]. Ekonomika i predprinimatel'stvo [Economics and entrepreneurship], 12-1 (65-1), 346-353. (In Russ.)
12. Oborin, M. S. (2015). Metodologicheskie aspekty provedenija sistemnogo analiza i klasterizacii rynka sanatorno-kurortnyh uslug [Methodological aspects of carrying out the system analysis and clustering of the market of sanatorium services]. Nauchnye vedomosti Belgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Ekonomika. Informatika [Scientific sheets of Belgorod state University. Series: Economics. Informatics], 36, 19-1 (216), 43-51. (In Russ.)
13. Susheva, N. I. (2004). Metodika ball'noj ocenki rajonov Permskoj oblasti v plane turistskoj pri-vlekatel'nosti [The method of point estimation of Perm region districts in terms of tourist attraction]. Razvitie professional'nogo gostepriimstva v RF: problemy i resheniya. Regional'nyj aspect [Development of professional hospitality in the Russian Federation: Problems and solutions. The regional dimension]: materials All-Russian scientific-practical. conference, Perm, 63-72. (In Russ.)
14. Tankieva, T. A., Ponomareva, I. Yu., & Ponomareva, M. V. (2014). Metodika pozicionno-rangovoj ocenki turisticheskoj privlekatel'nosti territorij [The technique of position-rank estimation of tourist attractiveness of the region]. Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Ekonomicheskie i yuridicheskoj nauki [Izvestia of the Tula state University. Economic and Legal Science], 8, 69-4. (In Russ.)
15. Shchegol'kov, Yu. Yu., & Metelkina, P. V. (2017). Razvitie turizma v malyh gorodah Rossii [Development of tourism in small cities of Russia]. Mir novoj ekonomiki [World of new economy], 8, 21-32. (In Russ.)
16. Armstrong, A. (2010). Weighting Wellness Initiatives: Having a Policy isn't enough. Education Digest: Essential Readings Condensed for Quick Review.
17. Dobson, D., & Lepnurm, D. (2000). Wellness activities address inequities. Social Science & Medicine, 50: 108.
18. Gössling, S., Peeters, P., Hall, M., Ceron, J. P., Dubois, G., Lehmann, L. V., & Scott, D. (2011). Tourism and water use: Supply, demand, and security. An international review. Tourism Management.
19. Lawless, M. W., & Anderson, P. C. (1996). Generational Technological Change: Effects of Innovation and Local Rivalry on Performance. Academy of Management Journal 39/5, 1185-1217.
20. Liuhto, K. (1999). The Impact of Environmental Stability on Strategic Planning: An Estonian Study. International Journal of Management 16/1, 98-111.
21. Koncul, N. (2012). Wellness: A New Mode of tourism. Economic Research-Ekonomska Istrazivanja, 526-527.
22. Tanigoshi, H., Kontos, A. P., & Remley, T. P. (2008). The Effectiveness of Individual Wellness Counseling on the Wellness of Law Enforcement Officers. Journal of Counselling & Development. 265 p.
Оборин М.С., Сарян А.А. Особенности динамики туристских потоков в России // Сервис в России и за рубежом. 2018. Т. 12. Вып. 2. С. 75-89. РО!: 10.24411/1995-042Х-2018-10206.
Oborin, M. S., & Sarian, A. A. (2018). Dynamics of tourist flows in Russia. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 12(2), 75-89. doi: 10.24411/1995-042X-2018-10206. (In Russ.).