Научная статья на тему 'Причины российского кризиса отрасли пассажирских авиаперевозок'

Причины российского кризиса отрасли пассажирских авиаперевозок Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
279
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Хроноэкономика
Область наук
Ключевые слова
ОТРАСЛЬ ПАССАЖИРСКИХ АВИАПЕРЕВОЗОК / AIRLINE INDUSTRY / AN AIRLINE COMPANY / КРИЗИС / CRISIS / AIRLINE SERVICES / ПАССАЖИРОПОТОК / PASSENGER TRAFFIC / ПАССАЖИРООБОРОТ / PASSENGER FLOW / ТУРИЗМ / TOURISM / АВИАКОМПАНИЯ / ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новиченкова М.Г.

В статье рассмотрены основные причины возникновения кризиса в отрасли пассажирских авиаперевозок, на примере России: низкая покупательная способность населения, рост инфляции, снижение темпов роста реальной заработной платы населения, девальвация рубля, рост цен на авиационное топливо. В заключение сделаны выводы о последствиях кризиса для экономики страны в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REASONS OF RUSSIAN AIRLINE INDUSTRY CRISIS

The article deals with main reasons of the crisis in Russian airline industry: the low consumer purchasing power, the growth of inflation, the rate of growth decline in actual wages, the devaluation of the rouble and the increase in jet fuel prices. In conclusion, it is written about consequences of crisis and their impact on the whole economy.

Текст научной работы на тему «Причины российского кризиса отрасли пассажирских авиаперевозок»

2. Бочаров В.В. Инвестиции. Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2009.

3. Крейнина, М.Н. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности акционерных обществ в промышленности, строительстве и торговле.

4. Market Approach // Investopedia. 2017. URL: https://www.mvestopedia.com/terms/rn/market-approach.asp (дата обращения: 05.05.2018)

5. What exactly is a startup? // Amy Fontinelle -Investopedia. 2017. URL: https://www.investopedia.com/ask/answers/12/what -is-a-startup.asp (дата обращения: 24.04.2018)

V V

УДК: 33.338.47

ПРИЧИНЫ РОССИЙСКОГО КРИЗИСА ОТРАСЛИ ПАССАЖИРСКИХ

АВИАПЕРЕВОЗОК

Новиченкова М.Г., студент Научный руководитель: Станик Н.А.,к.э.н., доцент Финансовый Университет при Правительстве РФ, Москва, Россия

Аннотация. В статье рассмотрены основные причины возникновения кризиса в отрасли пассажирских авиаперевозок, на примере России: низкая покупательная способность населения, рост инфляции, снижение темпов роста реальной заработной платы населения, девальвация рубля, рост цен на авиационное топливо. В заключение сделаны выводы о последствиях кризиса для экономики страны в целом.

Ключевые слова: отрасль пассажирских авиаперевозок, авиакомпания, кризис, воздушный транспорт, пассажирооборот, пассажиропоток, туризм.

REASONS OF RUSSIAN AIRLINE INDUSTRY CRISIS

NovichenkovaM.G., Student Academic adviser: Stanick N.A., Ph.D. in Economics A.V., assistant professor Financial University under the Government of the Russian Federation, Moscow, Russia

Abstract. The article deals with main reasons of the crisis in Russian airline industry: the low consumer purchasing power, the growth of inflation, the rate of growth decline in actual wages, the devaluation of the rouble and the increase in jet fuel prices. In conclusion, it is written about consequences of crisis and their impact on the whole economy.

Keywords: airline industry, an airline company, crisis, airline services, passenger traffic, passenger flow, tourism.

Жизнь человечества значительно изменилась добрать из Москвы в северную столицу всего

в 20 веке, когда изобрели первый самолет: лишь за 1,5 часа.

мобильность населения увеличилась в разы, а

J Отрасль пассажирских авиаперевозок время в пути существенно сократилось. Так,

характеризуется стремительным ростом в связи с

например, первый полет из Петербурга в Москву

был совершен в 1911 году и был проложен по постоянным внедрением новых техн°л°гий и

сложному маршруту - летчику необходимо было борьбой за та^ажирт. Однако значительные

останавливаться в следующих пунктах: капитальные вложения в авиа отрасль и

Новгород, Валдай, Вышний Волочек, Тверь. операционные расходы авиапредприятий

Полет организовывался только в дневное время с уменьшают выручку компаний до нулевой

4 утра до 8 вечер^ что составляло примерно 16 прибыли или даже до убытков. Поэтому такой

часов. Сегодня в 21 веке благодаря вид бизнеса считается низкомаржинальным. усовершенствованным технологиям можно

Рассмотрим основные факторы, влияющие на отрасль авиаперевозок и вызывающие кризис на рынке.

Данная отрасль входит в состав транспортных услуг, предоставляемых населению, поэтому зависимость деятельности авиакомпаний от спроса на билеты на самолет развивает жесткую конкуренцию среди участников рынка вплоть до ценовых войн. По причине того, что пассажиром авиакомпании может быть одиночный турист или целая группа, бизнесмен или человек, который летит домой и т.д., то авиаперевозчики дифференцируют свое предложение, стараясь подстроиться к каждому пассажиру индивидуально, удовлетворив его потребности. Однако любые старания будут тщеты, если покупательная способность населения уменьшится, инфляция возрастет, а доходы сократятся.

Такая ситуация стала одной из причин кризиса на российском рынке пассажирских авиаперевозок. Вследствие повышения инфляции с 2014 года на 7,7 процентных пункта [1] и снижения темпов роста реальной заработной платы до уровня 91,0% [2] в 2015 количество человек, перевезенных воздушным транспортом, уменьшилось на 1,2%, а в 2016 году снижение было на 5,0% по сравнению с 2014 годом (см. рис.1).

уменьшение произошло 10,7% по сравнению с 2014 годом.

Рисунок 1. Пассажиропоток в России [3] Что касается пассажирооборота, который исчисляется количеством пассажиров на 1 километр, то с 2014 года люди больше выбирали короткие расстояния, нежели дальние (см. рис. 2). Так, в 2015 году пассажирооборот уменьшился на 5,0% по сравнению с предыдущим периодом, а в 2016 году

Рисунок 2. Пассажирооборот в России [4] По причине ослабления рубля (см. рис. 3), в этот период туристические путевки стали слишком дорогими, что снизило спрос как в индустрии туризма [5], так и в отрасли пассажирских авиаперевозок. Более того, ограничения авиаперевозок по таким распространенным направлениям, как Турция и Египет, а также потеря рейсов на Украину усугубило ситуацию [6].

03.12.2014 03.12.2015 03.12.2016 03.12.2017 Рисунок 3. Курс рубля к доллару [7] Девальвация рубля также повлияла на авиакомпании в сфере лизинговых платежей. Поскольку воздушные суда - это дорогостоящие активы ценой во многие десятки и сотни миллионов долларов, то авиакомпании предпочитают не приобретать самолеты в собственность, а брать их в финансовый или операционный лизинг [8]. По данным Bloomberg, с начала 2014 года курс доллара по отношению к рублю вырос на 12%, курс евро - на 5%. Из-за этого расходы авиакомпаний на лизинг и техническое обслуживание воздушных судов выросли более чем на 20%. В связи с уменьшением пассажиропотока, выручка авиакомпаний сократилась, что увеличило

обязательства российских авиакомпаний перед международными лизинговыми компаниями [9].

Одним из основных драйверов роста в индустрии пассажирских авиаперевозок, по мнению генерального директора ПАО «Аэрофлот» [10], являются стабильные цены на нефть. Это объясняется тем, что от стоимости нефти зависит стоимость авиационного топлива. Но парадоксально то, что в России, когда цена на нефть достигла минимума за 5 лет (см. рис. 4), цена на авиатопливо не снизилась, а, наоборот, выросла на 0,5% в 2015 году и на 5,0% в 2016 году (см. рис. 5).

Рисунок 4. Курс цен на нефть Brent [11]

■ Авиационный керосин и I ариф за заправку

Рисунок 5. Стоимость на авиационный керосин и тарифа на заправку в России [12].

Рост стоимости на авиатопливо объясняется дефицитом керосина на внутреннем рынке, так как на нем функционируют только три российских нефтяных компании: «Роснефть», «Газпром нефть» и «ЛУКОЙЛ», которые не покрывают спрос, и вследствие этого цена растет. Такая ситуация прослеживается и на сегодняшний момент времени: с декабря 2017 года по февраль 2018 года наблюдается рост в 2,5 раза. Основная опасность в том, что в 2018 году при проведении чемпионата мира по футболу ожидается увеличение пассажироперевозок, а,

значит, вырастит и спрос на авиатопливо. Если на сегодняшний момент существует недостаток топлива, то в 2018 году цены могу увеличиться в разы, и авиакомпании столкнутся со следующей проблемой: в связи с высокими ценами на топливо повысится стоимость билетов, следствием которого будет уменьшение пассажиропотока. Однако если авиакомпании оставят прежние цены на авиаперевозки, то себестоимость их услуг вырастит в разы, что снизит их прибыли. Кроме того, вероятен и значительный рост задолженности за авиационный керосин. Таким образом, цена на авиационное топливо на внутреннем российском рынке перевозок воздушным транспортом абсолютно не стимулирует отрасль, и в результате авиаперевозчики не могу ощутить положительный эффект от дешевой нефти.

Все вышесказанное позволяет сделать вывод о том, что индустрия пассажирских авиаперевозок зависит от многих факторов, которые отрицательно повлияли на деятельность авиапредприятий в 2015 и 2016 годах. Важно отметить, что последствиями убытков авиакомпаний, их банкротство может быть только еще большее погружение отрасли в кризис. Это связано с тем, что при банкротстве крупнейших игроков на рынке (например, Трансаэро в 2015 году), многие направления были закрыты. Это привело к осложнению обеспечения населения воздушным транспортом и стремительному повышению цен на билеты среди конкурентов, которые воспользовались дефицитом рейсов, а долговая нагрузка за воздушные суда легла на крупнейшие компании в авиаотрасли.

На сегодняшний день прослеживается выход из кризиса в авиаиндустрии благодаря достаточно стабильному рублю за последний год и незначительной волатильности цен на нефть. Возобновление рейсов по таким привлекательным направлениям, как Турция и Египет, позволило авиапредприятиям увеличить пассажиропоток. Низкая инфляция и повышающиеся темпы роста заработной платы

также обеспечивают позитивные прогнозы. Поэтому единственным бременем для компаний на сегодняшний день считаются повышающиеся цены на авиационное топливо.

Список используемых источников

1. Уровень инфляции. Обзор мировой экономики (октябрь 2017). // Информационный портал Международного валютного фонда [Электронный ресурс] URL: http://www.imf.org/external/datamapper/PCPIPCH @WEO/OEMDC/ADVEC/WEOWORLD

2. Рынок труда, занятость и заработная плата. // Информационный портал Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс] URL: http: //www .gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/r osstat/ru/ statistics/wages/

3. Перевозки пассажиров. // Информационный портал Федерального агентства воздушного транспорта. [Электронный ресурс] URL: http://www.favt.ru/dejatelnost-vozdushnye-perevozki-perevozki-passazhirov/

4. Пассажирооборот. // Информационный портал Федерального агентства воздушного транспорта. [Электронный ресурс] URL: http://www.favt.ru/dejatelnost-vozdushnye-perevozki-perevozki-passazhirov/

5. Обвал на туристическом рынке: пострадавшие клиенты. Экономика и бизнес. // Информационное агентство России - ТАСС. [Электронный ресурс] URL: http: //tass.ru/ekonomika/1363038

6. Филипенко А., Лукина О. Запрет полетов в Турцию и Египет ударил по двум столичным аэропортам. 21.12.2015. // Информационный портал российского медиахолдинга «РБК».

[Электронный ресурс] URL:

https://www.rbc.ru/business/21/12/2015/56784a1f9

a79477016d0e267

7. Курс рубля к доллару. 07.05.2018 // Информационный портал инвестиционного холдинга «ФИНАМ» [Электронный ресурс] URL: https: //www.finam .ru/profile/mosbirzha-valyutnyj -rynok/usdrubtom-usd-rub

8. Афанасьев. В.Г. Лизинг как инструмент авиационного финансирования. // Научный вестник МГТУ ГА. [Электронный ресурс] URL: file:///C:/Users/user/Downloads/lizing-kak-instrument-aviatsionnogo-finansirovaniya.pdf

9. Гордеева М. Жесткая посадка: четыре причины кризиса в российских авиакомпаниях. 30.09.2014 // Информационный портал российского медиахолдинга «РБК». [Электронный ресурс] URL:

https://www.rbc.ru/business/30/09/2014/54296e44c bb20f29b924749c

10. Виталий Савельев: рынок авиаперевозок по итогам года вырастет на 20 процентов. 28.12.2017 // Информационный портал «Вести.ги» [Электронный ресурс] URL: https://ru.investing.com/currencies/usd-rub

11. Курс цен на нефть Brent. 07.05.2018 // Информационный портал инвестиционного холдинга «ФИНАМ» [Электронный ресурс] URL: https: //www .finam .ru/profile/tovary/brent

12. Русс А.А. «Состояние рынка авиаперевозок». // Информационный портал Транспортной клиринговой палаты (ТКП). [Электронный ресурс] URL: https://www.tch.ru/ru-ru/ATSS/Administrative-Authorities/Supervisory-Board/Documents

V V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.