Научная статья на тему 'ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС: ЭВОЛЮЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ'

ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС: ЭВОЛЮЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
140
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРОПЕРАТОР / ТУРАГЕНТ / ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС / РЫНОК / БАНКРОТСТВО / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / TOUR OPERATOR / TRAVEL AGENT / TOURIST BUSINESS / MARKET / BANKRUPTCY / INFORMATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Татулян О.В., Климова Т.Б.

В статье рассмотрены эволюция становления турбизнеса, включая этапы, связанные с банкротством туроператов, а также отмечено влияние автоматизации и информационных технологий на бизнес-процессы туристических компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURISM BUSINESS: THE EVOLUTION OF BECOMING

The article considers the evolution of the tourist business formation, including the stages associated with the bankruptcy of tour operators, and also notes the impact of automation and information technologies on the business processes of travel companies.

Текст научной работы на тему «ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС: ЭВОЛЮЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ»

УДК 338.48

Татулян О.В. студент магистратуры кафедра Международного туризма и гостиничного бизнеса

Климова Т.Б. доцент

кафедра Международного туризма и гостиничного бизнеса

НИУ «БелГУ» Россия, г. Белгород ТУРИСТИЧЕСКИЙ БИЗНЕС: ЭВОЛЮЦИЯ СТАНОВЛЕНИЯ

Аннотация: В статье рассмотрены эволюция становления турбизнеса, включая этапы, связанные с банкротством туроператов, а также отмечено влияние автоматизации и информационных технологий на бизнес-процессы туристических компаний.

Ключевые слова: туроператор, турагент, туристический бизнес, рынок, банкротство, информационные технологии.

Tatulyan O. W.

master student Department of International tourism and hotel business of

«BelSU» Klimova T.B.

associate Professor, Department of International tourism and hotel

business, «BelSU» Russia, Belgorod TOURISM BUSINESS: THE EVOLUTION OF BECOMING

Abstract: the article considers the evolution of the tourist business formation, including the stages associated with the bankruptcy of tour operators, and also notes the impact of automation and information technologies on the business processes of travel companies.

Keywords: tour operator, travel agent, tourist business, market, bankruptcy, information technologies.

Осуществление туристической деятельности предполагает выстраивание четких отношений в системе «туроператор - турагент -турист». Туроператор осуществляет «деятельность по формированию, продвижению и реализации туристского продукта». Задачи турагента состоят в продвижении и реализации туристского продукта. Соответственно, под туристским продуктом понимают «комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта». Потребителем туристского продукта является турист, который определяется российским законодательством как «лицо, посещающее страну (место) временного пребывания в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных,

физкультурно-спортивных, профессионально-деловых и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания, на период от 24 часов до 6 месяцев подряд или осуществляющее не менее одной ночевки в стране (месте) временного пребывания».

Успешность туристического бизнеса всецело определяется способностями туристических фирм (туроператоров и турагентов) выявлять потребности, запросы и ожидания туристов, оперативно реагировать на их изменения и создавать туристские продукты, способные в максимальной степени удовлетворять эти потребности и соответствовать запросам и ожиданиям туристов. Именно данным обстоятельством диктуется необходимость выстраивания партнерских отношений в системе «туроператор - турагент - турист». Содержание и характер этих взаимоотношений претерпели существенные изменения в последние десятилетия.

Когда в начале 1990-х годов произошел распад Советского союза, ушла в прошлое монополия советский государственных туристических структур «Интурист» и «Спутник». На их место пришел частный бизнес. Стали появляться первые туроператоры, такие как Teztour, Инна тур, Capitaltour, Natalie-tours и другие. Многие пришли в туризм с огромным желанием увидеть мир и показать его другим. Туроператоры выступали для авиаперевозчиков оптовыми закупщиками кресел на сезон по специальному тарифу, брали на себя ответственность за продвижение выбранного направления и 100%-ые риски по загрузки этих кресел. В те же годы поднимались первые чартеры.

Параллельно с операторским бизнесом формировался и турагентский рынок. Появились первые турагентские сети, такие как «Магазин горящих путевок», открывали свои собственные офисы продаж и операторы Teztour, Pegasttouristic, Natalitours.

В то время был сильно растущий рынок, туристы хотели путешествовать и смотреть мир. Открывалось много новых направлений и все они хорошо продавались. Первым туристам пришлось столкнуться с языковым барьером, когда нельзя было найти русскоговорящих гидов, сотрудников отелей, русскоговорящих трансферменов и прочей туристической инфраструктуры. Но прошло совсем немного времени, и практически по всем массовым направлениям первым языком стал русский.

Если страна хотела зарабатывать на туризме, она экстренно учила русский язык. В самых дорогих и престижных ресторанах мира заговорили на русском, в самых дорогих отелях, обязательным условием стало наличие русскоговорящего представителя на ресепшн. На основных направлениях массового спроса Россия стала номером один.

На таком растущем рынке увеличивалось и число туроператоров, а также турагентств. Это определялось очень высоким спросом на выездной туризм. Стоимость туров была очень низкая. Поэтому туристы могли

путешествовать несколько раз в год, посещая разные страны. В то время были сильно востребованы такие направления, как Турция и Египет и пляжный отдых по системе питания «все включено», что позволяло туристу обойтись без дополнительных трат. Италия, Прага стали наиболее предпочтительными экскурсионными направлениями.

После кризиса 1998 года наступил новый этап в развитии туристического рынка России. К этому времени рынок практически стабилизировался. Выделился топ туроператоров, которые контролировали основную долю рынка: Teztour, Pegasttouristic, Coral, Anextour, Natalietours, Библио глобус. Эти операторы занимали лидирующие позиции по массовым направлениям. У Teztour, Pegasttouristic, Coral, Anextour основными направлениями были Турция и Египет, Natalietours специализировался на ОАЭ, Испании, Андорре, а ключевым направлением Библио Глобусастал Кипр.

В это время операторы переживали качественные изменения, включая глобальную автоматизацию бизнес-процессов за счет развития информационных технологий. На начальном периоде,турагентам приходили по факсу все предложения с ценами на размещение на разные даты, приходилось работать вручную, отправлять факс, заявку на бронирование, получать подтверждение от оператора также по факсу. Особенно тяжело приходилось регионам с разницей во времени с Москвой, все головные офисы операторов находились в Москве. Позднее уже были разработаны сайты операторов с поисковыми модулями, где можно было сразу выбрать страну, направление, даты, размещение, тип размещения и прочее. Это значительно сокращало время обработки заявок от туристов и бронирования туров.

Из-за высокой конкуренции и низкой маржинальности рынка, туроператоры «выдавливали» друг друга демпингом, наращивали обороты, кредитовались под высокие проценты. Оптимальным было найти стратегического инвестора, которому интересно было вложить свои деньги в новый и интересный бизнес, к тому же хорошо работающему и «раскрученному».

Основным системообразующим перевозчиком того времени была авиакомпания «Трансаэро». Она заполнила практически все направления и с каждым годом расширяла свой трафик полетов. У этой авиакомпании был свой пул туроператоров, между которыми делились кресла. На растущем рынке до 2009 года такой рост перевозки и направлений можно было поддерживать. Но авиакомпания каждый год требовала от «своих» туроператоров увеличения количества стран, увеличения объемов перевозки. В то время открываются экзотические направления, которые становятся массовыми. Это Хайнань, Мексика, Доминикана, Мальдивы, Маврикий и прочее. Безусловно, это условие очень сложно было выполнить. Поэтому долговая яма как у многих операторов, так у самой авиакомпании только увеличивалась. Некоторые операторы формируют свои авиакомпании, чтобы

развивать самим дальнейшее расширение направлений и частоту полетов.

Все резко меняется в 2009 году, когда покупательский спрос населения резко падает, менять частоту полетов в середине сезона, когда туроператор зависит от авиакомпании, практически невозможно. Туроператоры пытались договориться с другими перевозчиками, но гнет долгов и обязательств на падающем рынке давил на них, что привело к череде банкротств крупнейших операторов.

Данную ситуацию можно проиллюстрировать целым рядом примеров. Компания Капитал-Тур, работающая на рынке с 2003 года, продавала путевки по 40 туристическим направлениям. В ноябре 2010 года прекратила деятельность из-за того, что ее счета оказались под арестом. Иск к оператору подал Московский кредитный банк, которому «Капитал Тур» на тот момент задолжал 45 млн. руб. (общая задолженность компании составляла 1,3 млрд. руб.). В результате пострадали около 8 тыс. клиентов «Капитал Тур», находившихся за рубежом. Финансовая ответственность компании была застрахована в компании «Инногарант» на сумму 100 млн. руб. «Инногарант» принял иски более чем от 6 тыс. пострадавших на общую сумму 268 млн. руб., но ничего не выплатил, поскольку осенью 2011 года лишился лицензии. Сам «Капитал Тур» подал в Московский арбитражный суд заявление о банкротстве, которое и было удовлетворено в апреле 2011 года.

Неприятности «Ланта-тур» - оператора, работавшего на рынке около 20 лет и продававшего туры в Европу, Азию и США, начались в конце января 2012 года: из-за неудовлетворительного финансового состояния компании «Мастер-банк» отказался кредитовать ее на сумму 30 млн. руб. В итоге пострадали около 6 тыс. клиентов «Ланта-тур», 3,5 тыс. из которых находились за границей. Общий убыток клиентов превысил 194 млн. руб. Против руководителей оператора возбудили уголовное дело; в поддержку туристов вмешался премьер-министр Владимир Путин: 1 февраля ВТБ выдал «Ланта-Тур» пятилетний кредит на $7 млн., которые пошли на возвращение туристов в Россию. Ответственность оператора была застрахована в «Ингосстрах» на сумму 100 млн. руб. В сентябре суд признал «Ланта -тур» банкротом.

Компания «Асент-Тревел», основанная в 1992 году и в 2007 году проданная швейцарскому туристическому концерну Hotelplan в мае 2012 года вернулась к российским владельцам. Летом 2013 года оператор, специализировавшийся на Хорватии и Черногории, первоначально заявил, что сворачивает 60% летних программ (пострадавшими, по ряду оценок, могли числиться около 16 тыс. человек, из них за рубежом находились 1,3 тыс.), а в июле полностью остановил свою деятельность и обратился в суд с заявлением о банкротстве. Суд признал «Асент Трэвел» банкротом в апреле 2014 года, общая сумма долга на тот момент составляла 49 млн. руб., 70% из них - долг перед физическими лицами.

Крупнейший туроператор «Нева» со штаб-квартирой в Санкт-

Петербурге работал на рынке с 1990 года и являлся одним из учредителей Ассоциации туроператоров России (АТОР); в год «Нева» обслуживала до 700 тыс. туристов, предлагая им до 50 направлений по всему миру. 16 июля

2014 года оператор объявил о приостановке своей деятельности «в связи с невозможностью исполнять обязанности перед туристами и заказчиками». 4 августа 2014 года следственный комитет заявил, что проверит действия «Невы» на предмет совершения мошенничества. В конце ноября 2014 года был задержан гендиректор турфирмы Максим Пирогов. Ущерб от мошеннической деятельности следствие оценило в 450 млн. руб. В январе

2015 года турфирму признали банкротом.

Туроператор «Лабиринт», специализирующийся на Греции, заявил о приостановке своей деятельности 2 августа 2014 года - на следующий день после того, как стало известно о том, что его авиаброкер «Идеал-тур» задолжал «Оренбургским авиалиниям» 1,5 млрд. руб. Среди других причин своего краха руководители «Лабиринт» назвали ослабление покупательской способности рубля, негативную политическую и экономическую ситуацию, запрет силовикам выезжать за границу. Участники рынка сразу же заявили, что случай с компанией «Лабиринт» один из самых крупнейших за последние 20 лет: только за рубежом на тот момент оставались 27 тыс. человек, и еще несколько десятков тысяч ждали выезда (по данным АТОР, около 20 тыс. человек; по данным Ростуризма, около 40 тыс. человек).

10 сентября 2014 года приостановил свою деятельность туроператор «Южный крест», специализировавшийся на Греции. За границей находились более 6 тыс. клиентов компании, еще около 10 тыс. успели приобрести туры. В декабре 2015 года компанию признали банкротом.

15 сентября 2014 года о приостановке деятельности объявил туроператор «Верса». За границей находились около 9 тыс. клиентов компании, также было продано около 6 тыс. путевок. Решение о прекращении деятельности в турфирме объяснили невозможностью выполнения своих обязательств. В апреле 2015 года директору «Версы» предъявили обвинение в мошенничестве на 150 млн. руб. В мае того же года компанию признали банкротом.

В 2015 году становиться банкротом авиакомпания «Трансаэро». Она была крупнейшей частной авиакомпанией России. 2014 год был очень сложным для России: олимпиада, отношения с Украиной и резкий скачок валют в конце года. При таком положениинемногие из крупных игроков туристического рынка выжили. Особенно пострадали те, у кого были кредиты в валюте, это касается и «Трансаэро». Но также здесь нельзя не отметить и другую составляющую. «Трансаэро» вышло на первое место по международным перевозкам, обогнав Аэрофлот с его дочкой авиакомпанией Россия. После банкротства Трансаэро больше пятидесяти лучших направлений переходит Аэрофлоту. Самолеты, бывшие в лизинге, возвращаются их владельцам, а собственные самолеты авиакомпании переходят России.

Параллельно происходит значительное сокращение операторов, предлагающих пакеты на чартерных перевозках. И такая тенденция наметилась во всем мире. Выигрывают те, кто смог сформировать свой воздушный флот.

Стремительно развиваются информационные технологии и классический бизнес туроператоров, основанный на перевозке чартерными рейсами, становится убыточным. Многие операторы уходят от оптовых продаж массовых направлений, отдают их на откуп тем, кто успел обзавестись собственным парком самолетов.

Становится актуальным дальнейшее развитие информационных технологий. Туроператоры разрабатывают системы динамического пакетирования -технологии формирования и дистрибуции турпродукта в онлайн режиме путем одновременного обращения к ресурсным системам отелей, авиакомпаний, агрегаторам туристических услуг. При таких системах, можно гибко отслеживать все ценовые изменения отелей и авиаперевозчиков. Например, если в отеле снижается загрузка на определенные даты, он снижает цену, это автоматически попадает в динамические системы пакетирования, авиакомпании, не продав кресла в полном объеме на определенные даты и на определенные направления, также продают их по цене, значительно меньшей, нежели она отражается на сайте самой авиакомпании или других агрегаторов продаж.

Поэтому при высокой конкуренции, низкой маржинальности бизнеса на первое место встает развитие информационных технологий. Появляются такие понятия, как динамическое ценообразование. Оно работает в объектах размещения, в продажах авиа-, железнодорожных билетов. Это значит, что чем раньше приобретается услуга размещения, перелет или железнодорожный переезд, тем выгодней цена. В зависимости от загрузки автоматизированные системы поставщиков услуг меняют цены, если загрузка растет, цена увеличивается, где загрузка низкая, стоимость снижается. Для этого нужны соответствующие программы, отечественных разработок не было, поэтому закупалось дорогостоящее зарубежное программное обеспечение. Сегодня и в России разрабатываются такие программы. Безусловно, их использование обеспечивает большую коммерческую гибкость, стимулирует глубину продаж, а также повышает доходность.

Дальнейшее развитие информационных технологий кардинально меняет рынок, усиливается конкуренция за прямого клиента. Авиакомпании развивают систему лояльности для прямого клиента, повышают привлекательность прямого бронирования. Сейчас прямые продажи у авиакомпаний занимают 50% от общих продаж.

Меняются отношения туроператоров и гостиниц. На массовых направлениях туроператоры, имеющие свои авиакомпании, также выкупают значительные квоты номерного фонда в популярных отелях, а в остальных случаях отели стимулируют прямые продажи конечному потребителю.

Глобальными дистрибьюторами туристических услуг становятся метапоисковики, некоторые из них начинают участвовать в расчетах с клиентами, превращаясь в маркетплейсы.

Появляются новые дистрибутивные каналы, такие как банки, корпорации, обладая большой клиентской базой, они создают цифровые платформы с сервисами по бронированию туристических услуг. Появляется огромное количество интернет ресурсов, имеющих большую лояльную аудиторию, которые стремятся увеличить количество предлагаемых сервисов и устанавливают на свои платформы тревел сервисы.

Основной потребительский тренд последнего времени - уход туриста в самостоятельное бронирование и персонификация отдыха. За последние несколько лет порядка 50% туристов предпочли покупать свой отдых в интернете самостоятельно. Клиенты моложе 30 лет перестали пользоваться услугами турагентств. Многие операторы, наряду с прямыми поставщиками услуг, развивают прямые продажи туристу. Онлайн тревелагенства увеличили продажи в несколько раз. И эта тенденция сохраняется. На сегодняшний день, это самые быстро развивающиеся участники рынка.

Скорее всего, метапоисковики и маркетплейсы будут только увеличивать свою роль на туристском рынке в ближайшей перспективе. Обладая мощными маркетинговыми и финансовыми ресурсами, обрабатывая миллионы сообщений в минуту, они позволят персонифицировать сервис и выдать максимально возможный ассортимент для конечного потребителя. Бесспорно, перед российскими туроператорами и турагентами стоят новые и сложные задачи, требующие стратегическогорешения.

Использованные источники:

1. Нагай Н.Г. Технология динамического пакетирования туров: перспективы использования на рынке туристских услуг России // Экономика и предпринимательство// 2016. № 12-3 (77). С. 1096-1099

2. Крупнейшие банкротства российских туроператоров Режим доступа:https://www.rbc.ru/photoreport/06/08/2014/5704204e9a794760d3d40871

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.