Научная статья на тему 'Основные проблемы современного российского туроперейтинга'

Основные проблемы современного российского туроперейтинга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2004
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРОПЕРЕЙТИНГ / ТУРОПЕРАТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / TOURIST OPERATING / TOURIST OPERATOR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Трунина Ирина Николаевна

В статье характеризуются исторические аспекты возникновения и развития туроперейтинга как принципиально нового для России вида коммерческой деятельности. Анализируется динамика изменения количества туроператоров, а также причины банкротства некоторых из них, исследуются основные проблемы, препятствующие туроператорской деятельности, особенно в сфере выездного туризма. Автор оценивает серьёзность угроз российскому туроперейтингу, исходящих со стороны кардинальных изменений в законодательстве и активно развивающегося самостоятельного туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article characterizes the historical aspects of the emergence and development of tour operating as fundamentally new for the Russian type of business. The dynamics of changes in the number of tourist operator companies, as well as the reasons for the bankruptcy of some of them are analyzed, the main problems hindering the tourist activity are examined, particularly in outgoing tourism. The author assesses the seriousness of threats to Russian business emanating from the dramatic changes in the legislation and independent tourism being actively developed.

Текст научной работы на тему «Основные проблемы современного российского туроперейтинга»

УДК: 338.482.2

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО

ТУРОПЕРЕЙТИНГА

Трунина Ирина Николаевна, старший преподаватель, truninain@yandex.ru, Институт туризма и гостеприимства (г. Москва) (филиал) ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Российская Федерация

The article characterizes the historical aspects of the emergence and development of tour operating as fundamentally new for the Russian type of business. The dynamics of changes in the number of tourist operator companies , as well as the reasons for the bankruptcy of some of them are analyzed, the main problems hindering the tourist activity are examined, particularly in outgoing tourism. The author assesses the seriousness of threats to Russian business emanating from the dramatic changes in the legislation and independent tourism being actively developed.

В статье характеризуются исторические аспекты возникновения и развития туроперейтинга как принципиально нового для России вида коммерческой деятельности. Анализируется динамика изменения количества туроператоров, а также причины банкротства некоторых из них, исследуются основные проблемы, препятствующие туроператорской деятельности, особенно в сфере выездного туризма. Автор оценивает серьёзность угроз российскому туроперейтингу, исходящих со стороны кардинальных изменений в законодательстве и активно развивающегося самостоятельного туризма.

Keywords: tourist operating, tourist operator activity

Ключевые слова: туроперейтинг, туроператорская деятельность

Впервые термин «туроперейтинг» на российском туристском рынке был введен в 2000 году кандидатом педагогических наук Е.Н. Ильиной, автором вышедшего годом позже учебника «Туроперейтинг: организация деятельности». В статье «Узловая функция туроперейтинга в развитии российского туризма» было дано формальное определение туроперейтинга как вида туристского предпринимательства по комплектации туров из услуг, предлагаемых партнерскими организациями-поставщиками услуг (транспортными компаниями, гостиничными предприятиями, экскурсионными, развлекательными предприятиями и т.д.) [4]. Однако, как указывает далее автор, на деле туроперейтинг

значительно шире и предполагает предоставление туристам как основных (пакет тура), так и дополнительных (потребляемых на месте за наличный расчет) услуг.

В последней редакции (от 3 мая 2012 года № 47-ФЗ) Федерального закона от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», дается определение туроператорской деятельности как деятельности по формированию, продвижению и реализации туристского продукта, осуществляемой юридическим лицом [1].

В советское время международный туризм был монополией Государственного комитета СССР по иностранному туризму (Госкоминтурист), решавшего все вопросы, связанные с выездом советских граждан за рубеж. Госкоминтурист в том числе определял порядок заключения договоров с иностранными партнерами, вопросы страхования туристов, требования к персоналу, обслуживающему иностранных туристов и пр. Молодёжным иностранным туризмом занималось Бюро международного молодежного туризма «Спутник». В начале 90-х годов прошлого века в России появилось и стало активно развиваться принципиально новое поколение туристских фирм, каждая из которых самостоятельно формировала, продвигала и реализовывала свой туристский продукт. Основными причинами такой активности явились:

• ликвидация Госкоминтуриста СССР в 1989 году;

• прекращение «холодной» войны между социалистическими и капиталистическими странами;

• снятие российскими властями ограничений на выезд за границу;

• легализация коммерческой деятельности на всей территории постсоветского пространства;

• наличие огромного отложенного спроса российских граждан на поездки за границу;

• изменение структуры потребления населения в пользу непродовольственных товаров и услуг;

• постепенное расширение слоя населения, обладающего достаточной платежеспособностью для зарубежного путешествия [3, с. 108-109].

Сейчас практически невозможно найти и проанализировать статистические данные по количеству работавших в те годы туристских компаний, потому что многие из них стремительно появлялись на туристском рынке и также стремительно исчезали, а отечественная статистика туризма никогда не была способна предоставить достоверную

оценку рынка туристских услуг. Скудные сведения, дошедшие с тех времен до сегодняшних дней, свидетельствуют о том, что менее 1% российских туристских фирм сохранились и не поменяли своего названия с 1993 года [5], например, такие как:

• ООО «КМП групп» (дата основания - 1989 год),

• ЗАО «ФИРМА «НЕВА», ЗАО Агентство «ПАКТУР» (на рынке с 1990 года),

• ООО «Пакс-интер», ООО «АРТ-ТУР», ООО «Асент Трэвел Инт», ООО «Астравел», ООО «НАТАЛИ ТУРС» (с 1992 года),

• ООО «Интрэвел Столешники», ООО «ВАНД ИНТЕРННЭШНЛ ТУР» (с 1993 года). Тем не менее, несмотря на многочисленные проблемы современного российского

туроперейтинга, которые будут проанализированы далее, в последние годы наблюдался неуклонный рост количества туроператоров, зарегистрированных в Едином федеральном реестре: ежегодно несколько сотен туроператоров исключались из реестра, а несколько сотен новых туроператоров вносили в реестр свои сведения (табл. 1, рис. 1).

Таблица 1

Количество туроператоров в Едином федеральном реестре туроператоров

в 2010-2012 годы [6; 7]

Дата Общее количество туроператоров Внутренний туризм Международный туризм Способы финансового обеспечения

Въездной туризм Выездной туризм

Размер финансового обеспечения, млн руб. Банковские гарантии Договоры страхования ответственности туроператора

0,5 10 30 60 100

06.01.2010 4042 1832 587 1537 47 39 Нет информации

01.07.2010 4178 1779 599 1726 37 37 32 4146

03.11.2010 4331 1813 626 1817 37 38 Нет информации

В 2010 году из реестра было исключено 649 туроператоров (в 2009 году - 755). Нет информации

01.01.2011 4405 1830 638 1861 37 39 30 4375

07.11.2011 4752 1900 667 2109 38 38 Нет информации

В 2011 году из реестра было исключено 76 туроператоров. Нет информации

17.02.2012 4739 1830 668 2160 41 40 Нет информации

24.12.2012 4835 1986 578 2200 34 37 Нет информации

В 2012 году из реестра было исключено 316 туроператоров. Нет информации

5000 4800 4600 4400 4200 4000 3800 3600

4752 4739

4042

4178

4331

4405

к. 4835

янв.10 май.10 сен.10 янв.11 май.11 сен.11 янв.12 май.12 сен.12

год

Рис. 1. Динамика изменения общего количества туроператоров в Едином федеральном

реестре туроператоров в 2010-2012 годы

В отличие от советских времен, когда все товары и услуги, в том числе и путешествия за границу, были в тотальном дефиците, в настоящее время на российском туристском рынке, перенасыщенном туристскими предложениями многочисленных туроператоров, идет жесточайшая конкурентная борьба за каждого клиента, вынуждающая ведущих игроков прибегать к демпингу цен. Эта проблема современного российского туроперейтинга не могла не сказаться на устойчивости некоторых туристских фирм.

Осенью 2010 года разразился скандал с крахом крупнейшей туристской компании «Капитал-тур», оставившей тысячи туристов без какой-либо компенсации. В последующие 2 года туристский рынок пережил еще ряд банкротств (табл. 2), в том числе крупной фирмы «Ланта-тур вояж» в январе 2012 года. Несмотря на то, что ответственность «Ланта-тур вояж», в отличие от «Капитал-тура», была реально застрахована, страховых средств оказалось достаточно для возмещения ущерба лишь половине пострадавших туристов.

Таблица 2

Перечень российских туроператоров, обанкротившихся в 2010-2012 годы [7; 8]

Название Год Дата Размер Ущерб, Количество

компании основания инцидента/ банкротства финансового обеспечения, млн руб. млн руб. пострадавших туристов

1. ООО 2003. (с Ноябрь 2010 100 1 576 - 8 300, из них

«КАПИТАЛ 1992 года долги, по 2 400

ТУР» / ООО известна поданным

«Компания как «Инна- в т. ч. 255 - заявлениям не

Капитал Тур» Тур») 60 ущерб туристов выплачено ничего

2. ООО «Фостур ПТС» / «Фостур-Рус» 1989 Март 2011 (прекращение сотрудничества со стороны а/к «Трансаэро») 100 / 100 98,6 Авиакомпания «Трансаэро»

3. ООО «Сизонс» 1996 Май 2011 30 1,2 40

4. ООО «Лужники Тревел» / ООО «Компания «Лужники Тревел» 1997. Август 2011 60 30 17,6 100

5. ООО «СКАЙТУР» 2006 Август 2011 30 4,5 100

6. ООО «Алма Тур-СПб» 1991 Сентябрь 2011 60 3,6 1500 , из них 200 -обратившихся конкретно к «Алма Тур-СПб» за компенсацией

7. ООО «Альфа Вояж» 2003 Октябрь 2011. 60 5 100

8. ООО «Аврора 1996 Декабрь 2011 60 25 500

Интур»

9. ЗАО «Магазин хороших путевок», СПБ 1998 Декабрь 2011 30 30 700

10. ООО «СиТиЭс» (CTS Travel) 2010 Декабрь 2011 30 30 2000

11. ООО «Компания «Международный клуб путешествий» (ITC) 1995 Апрель 2012 30 15 400

12. ЗАО «Ланта-Тур Вояж» 1992 Январь 2012 100 600 - долг, в том числе 3700, ущерб компенсирован

200—300 - ущерб клиентов на 23,5-45%

13. ООО «Туристическая компания «Идеальный мир» 2005 Апрель 2012 30 Уточняется (десятки клиентов не смогли вылететь из Москвы в Израиль, поскольку их авиабилеты оказались не оплачены).

14. ООО «ВОКРУГ СВЕТА» 1994 Июнь 2012 30 Уточняется 188

15. ООО «ЭЛЬ-Вояж» 2008 как туроператор с 2011 года Август 2012 30 Уточняется Около 350, из них 132 подали заявления и уже получили компенсации.

16. ООО «ЧерриТур» 2011 Сентябрь 2012 30 25,5 840

17. ООО «Глобал- Тревел Интернейшнл» (Сеть агентств Global Club) 2010 Сентябрь 2012 30 Долг в 10 млн руб. (может оказаться верхушкой айсберга) Уточняется (прямо или косвенно может затронуть до 25 тыс. чел.).

По оценкам специалистов турбизнеса, причинами банкротств туроператоров стали:

• ошибки в планировании (переоценка спроса),

• проблемы с подорожавшими в условиях экономического кризиса кредитами,

• невыполнение обязательств контрагентами фирмы,

• махинации с клиентскими деньгами [8].

Представители Российского союза туриндустрии, комментируя эту ситуацию, отмечают, что туризм, вопреки всеобщему мнению, очень рисковая и не самая прибыльная сфера деятельности, что у многих туроператоров отсутствует культура ведения бизнеса, в результате чего деньгами клиентов оплачиваются не их поездки, а старые долги [9]. В итоге компании приходят к большому «кассовому разрыву» и вынуждены объявлять себя банкротами.

По прогнозам Ростуризма, в ближайшие 3-5 лет большинство мелких и средних туроператоров прекратят свое существование, в Едином федеральном реестре и на туристском рынке вместо ныне действующих 2300 компаний выездного туризма останется не больше 10 [9]. Все трудности, возможно, преодолеют только те туроператоры, которые имеют свою перевозку и размещение, а также доступ к кредитам

под минимальные проценты (16-18% годовых у российских банков, 5-7% - у зарубежных).

С целью совершенствования правовых механизмов защиты прав и законных интересов туристов, в законодательстве произошли кардинальные изменения, которые создадут очередную серьезную проблему российскому туроперейтингу. Президент Дмитрий Медведев 3 мая 2012 года утвердил Федеральный закон № 47-ФЗ «О внесении изменений в федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2]. Примерный расчет расходов туроператоров по новым требованиям к финансовому обеспечению и отчислениям в компенсационный фонд приведен в табл. 3 и на рис. 2.

Таблица 3

Ежегодные расходы туроператоров на право осуществления туроператорской деятельности в сфере выездного туризма [10]

Объем Минимальный Стоимость Взнос в Итоговая

денежных размер оформления компенсационный сумма

средств, финансового договора фонд 0,1% +взнос расходов

полученных обеспечения страхования на финансирова- до / после

туроператором до / после гражданской ние деятельности принятия

от реализации принятия ответственности объединения последних

турпродукта в последних туроператора, «Турпомощь» - не поправок

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

сфере выездного поправок исходя из более 0,05% (тыс. (тыс. руб.)

туризма, по (млн руб.) ставки 0,3% руб.)

данным бухгалтерской (тыс. руб.)

отчетности на

конец отчетного

года (млн руб.)

1. 5 30 30 90 90 100 + 2,5 90 192,5

2. 20 30 30 90 90 100 + 10 90 200

3. 50 30 30 90 90 100 + 25 90 215

4. 100 60 30 180 90 100 + 50 180 240

5. 250 60 30 180 90 250+ 125 180 465

6. 300 60 36 180 108 300+ 150 180 558

7. 500 100 60 300 180 500+250 300 930

8. 800 100 96 300 288 800 + 400 300 1488

9. 1000 100 120 300 360 1000 + 500 300 1860

10. 3000 100 360 300 1080 3000+1500 300 5580

1000 900 800 700 600 500 400 300 200 100 0

558

465

215 240 300

180 180 180

90

Г

50 100 250 300 500

Годовой объем реализации турпродукта, млн. руб.

□ Размер расходов до принятия поправок 03.05.2012

□ Размер расходов после принятия поправок 03.05.2012

Рис. 2. Динамика изменения ежегодных расходов туроператоров на право осуществления туроператорской деятельности в сфере выездного туризма в связи с принятием поправок в

законодательство 3 мая 2012 года

Огромные входные барьеры на рынок выездного туризма могут оказаться неподъемными для многих туроператоров. Поэтому, по оценкам специалистов, после вступления последних поправок в силу число туроператоров выездного туризма уже к маю 2013 года может сократиться на треть [11].

Еще одну серьёзную угрозу для современного туроперейтинга представляет набирающий всё большие обороты самостоятельный туризм. По разным оценкам, от 5% до 10% российских путешественников отправляется за границу, не прибегая к помощи туроператоров и турагентов [12; 13]. С одной стороны, авиабилет на прямой рейс, приобретенный через оператора, будет стоить немного дешевле, с другой стороны, можно выбрать рейс с пересадкой, воспользоваться услугами менее известного перевозчика или полететь в другой день, когда билеты дешевле. Вариантов множество, и сервисы онлайн-бронирования авиакомпаний позволяют с легкостью выбрать любой из них. Сейчас существует немало ID S (Интернет Системы Бронирования), также известных как ADS (Альтернативные Системы Бронирования), как англо- так и русскоязычных, предоставляющих услуги по бронированию туристских услуг частным клиентам, например: Expedia.com, Orbitz.com, Priceline.com, HRS.com, Hotels.su

Эксперты сервиса онлайн-бронирования отелей Oktogo.ru опубликовали любопытную статистику, связанную с российскими самостоятельными туристами. Топ-десятка самых популярных направлений для самостоятельных путешествий среди российских туристов выглядит следующим образом: Финляндия, Эстония, Испания, Италия, Латвия, Германия, Франция, Украина, Чехия и Таиланд. По словам экспертов,

европейские направления пользуются большей популярностью из-за доступных цен на проживание и невысокой стоимостью перелета в большинство европейских городов. А, например, при выборе для отдыха Испании российские туристы руководствуются высокой вероятностью получения полугодовой шенгенской мультивизы, которая дает право неоднократно путешествовать не только по Испании, но и по другим странам, входящих в шенгенскую зону [13].

Однако существует множество причин, по которым большинство потенциальных туристов не занимается самостоятельным планированием и бронированием своей будущей поездки, а все-таки обращается к туроператорам или турагентам, в том числе:

• сложность оформления виз,

• тарифы на транспортные, гостиничные и др. туристские услуги в системах ADS (IDS) нередко выше, чем у туроператоров,

• нехватка времени и терпения на самостоятельное изучение направления будущей поездки и ассортимента и стоимости предлагаемых услуг,

• недостаточная компетентность при выборе определённых курортов или туристских центров, незнание или поверхностное знание условий бронирования, использования, аннуляции конкретных туристских услуг,

• недоверие к субъективным отзывам туристов на многочисленных туристских форумах, потребность в квалифицированной консультации опытного специалиста.

Оптимизм востребованности услуг туроператоров и турагентов в ближайшие годы внушает также чисто технический фактор, такой как средний показатель подключения к Интернету домохозяйств в России, который составил в 2012 году 40%. По регионам же картина совсем другая: в Москве и Санкт-Петербурге уровень доступа 80%, на Чукотке -15%, Алтае - 13%, а в Чеченской республике и Ингушетии - всего 2-3% [14]. Также нужно понимать, что кроме уровня покрытия России сетью Интернета немаловажную роль играет качество связи. Подключение на основе оптоволокна с большими скоростями позволяет пользоваться всеми услугами через Интернет, а коммутируемый доступ, который осуществляется посредством модема и телефонной линии, дает очень низкую скорость, так что пользование услугами туристских онлайн-сервисов во многих регионах России является весьма проблематичным.

Подводя итог теме проблем современного туроперейтинга, можно заключить, что компаний, работающих в сфере выездного туризма, станет меньше. Реально на

туроператорском рынке должны остаться только те компании, которые осуществляют деятельность по формированию турпродукта. На данный момент всего около 100 крупнейших туроператоров обслуживают 50% всех туристов. Те же, кто в большей степени занимаются турагентской деятельностью, сконцентрируются на ней и будут хорошо делать свою работу. Как все это скажется на величине туристского потока, стоимости туристских продуктов предстоящего летнего сезона и качестве обслуживания туристов, будет ясно уже в ближайшее время.

Литература

1. Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации».

2. Федеральный закон от 3 мая 2012 года № 47-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» и отдельные законодательные акты РФ».

3. Вавилова Е.В. Основы международного туризма: Учебное пособие. М.: Гардарики, 2005.

4. Ильина Е.Н. Узловая функция туроперейтинга в развитии Российского туризма // Теория и практика физической культуры: Научно-теоретический журнал. 2000. № 8.

5. http://ost1993.ru/ (дата обращения 11.02.2013).

6. http://reestr.russiatourism.ru/ (дата обращения 12.02.2013).

7. http://www.turismo.ru/reestr.htm (дата обращения 12.02.2013).

8. http://ria.ru/spravka/20120422/632132452.html (дата обращения 12.02.2013).

9. http://bujet.ru/article/199528.php (дата обращения 13.02.2013).

10. http://www.ratanews.ru/news/news 21052012 (дата обращения 14.02.2013).

11. http://www.ratanews.ru/news/news_3092012_3.stm (дата обращения 15.02.2013).

12. http://www.km.ru/turizm/2012/05/24/novosti-turizma-i-turisticheskoi-otrasli/turoperatory-zapugivayut-samostoyatelnykh (дата обращения 16.02.2013).

13. http://www.km.ru/turizm/2013/01/23/samostoyatelnyi-turizm-v-rossii-i-za-rubezhom/702162-nazvany-samye-populyarnye-nap (дата обращения 16.02.2013).

14. http://www.newmetr.ru/raznoe/846-kak-dostich-100-proczentnogo-pokrytiya-rossii-internetom.html (дата обращения 17.02.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.