USE FUZIONISTKOGO APPROACH IN TEACHING GEOMETRY 4 STUDENTS IN THE CLASS
FORMING FUNCTIONAL LITERACY
© 2015
N.I. Pustovalova, candidate of pedagogical sciences, associate professor, head of the chair «Pedagogy» T.P. Kucher, candidate of pedagogical sciences, associate professor of the chair «Theory and Methods ofprimary and pre-school education» M.V. Kokareva, student
North Kazakhstan State University named after M. Kozybayev, Petropavlovsk (Kazakhstan)
Abstract. The term «fuzionizm» comes from the word latinskogo fusio - merger. This term is used to denote the process of mixing (merge) of individual elements of a complex structure in which they are joined together. Fuzionizmom in pedagogy also called fused prepodavanie several branches of mathematics: algebra and geometry, arithmetic and geometry, and finally, plane geometry and solid geometry.As shown in a number of scientific studies have shown that students who start a regular course of study of geometry, spatial (three-dimensional) representations more developed than planar (two-dimensional). However, the possibility of students' work «both in the plane and in space hampered by the fact that students get used to work only with two-dimensional images. Their wealth of experience in the practice of operating real (volumetric) objects, as if displaced in the capture of planimetry as the content and logic of the subject is required to operate on planar images. Pointing to this fact, many experienced didacticians Methodists and advise from the beginning of teaching mathematics «always pay attention to the fact that the planimetric figure is a special case of space, and from the outset to consider the study of plane geometry points, lines, and later more complex shapes in an arbitrary manner disposed in the space lying in different planes». Methodical features fuzionistskogo approach to the organization of substantial and procedural components of teaching geometry at school are determined by the introduction in the educational process of specially selected tasks.
Keywords: fuzionizm, fuzionistky approach, the elements of geometry, functional literacy, students, training.
УДК 316.6
КРИЗИС? КАКОЙ КРИЗИС? (продолжение - часть III)1
© 2015
© Перевод на русский язык, О.Н. Ярыгин, 2015
Дж. Равен2, доктор философии в области психологии, почетный профессор
Эдинбург, Шотландия (Великобритания)
Аннотация. Данная публикация является продолжением статьи Дж. Равена, опубликованной в журнале «Азимут научных исследований: экономика и управление» № 4, 2014 г., включавшей части I и II. Часть I объединяет материалы, свидетельствующие о том, что нынешний финансовый «кризис» вполне мог быть спроектирован для усиления позиции относительно небольшой группы людей, которые используют международные финансовые институты для управления планетой в целом. Делается вывод, что за финансовым кризисом лежит кризис управления обществом. В части II обсуждаются взаимосвязанные кризисы нашей среды обитания. Представляется, что мы должны радикально изменить наш образ жизни, если мы хотим выжить как вид. В части III предполагается, что эти взаимосвязанные кризисы еще более глубоко укоренилась в человеческой социальной организации, чем можно было бы предположить. Тенденция к централизованному командно-контрольному управлению человеческим обществом неумолимо проявлялась с незапамятных времен. Это, по-видимому, требует изобретать все более и более бесполезную работу по созданию подразделений, которые заставляют людей участвовать в деструктивной деятельности, охватывающей большинство обществ. Финансовые и управленческие кризисы появляются как симптомы дисфункциональной социальной организации, а не как кризисы, которые могут рассматриваться сами по себе. Большинство материала части III посвящено тому, чтобы наметить способы, которыми могут быть изучены связанные с этим социо-кибернетические процессы, а результаты изучения использованы для разработки более подходящих социо-кибернетических (управляющих государством) систем.
Ключевые слова: системно генерирующийся кризис, иерархическая социальная система, социокибернетика, ау-топойэзис, сеть социальных силы, долгосрочные интересы общества, редукционистская наука, системная динамика, выживание человечества как вида.
1 Данная публикация является продолжением статьи Дж. Равена, опубликованной в журнале «Азимут научных исследований» №4, 2014 г., включавшей части I и II. Вариант этой статьи был опубликован в: Raven, J. (2014). Crisis? What Crisis? Chapter 3 in Mulej M. and Dyck R.G. Social Responsibility Beyond Neoliberalism and Charity, Volume 1: Social Responsibility - A Non-Technological Innovation Process. Bentham Science Publishers, Sharjah, U.A.E.; Oak Park, IL 60301-0446 USA; Bussum, Netherlands.
2 Джон Равен, 30 Great King St., Эдинбург EH3 6QH, Шотландия, Великобритания
E-mail: [email protected] Сайт: www.eyeonsociety.co.uk Версия Дата: 4 апреля 2014 года
ЧАСТЬ III
Другой подход к проблеме: исследование социокибернетической системы
До сих пор мы видели, что «конкретный» кризис пронизывает каждую сферу жизни, что происходит множество кризисов, и что они не только взаимосвязаны, но и взаимопроникающи, а поэтому не могут рассматриваться по отдельности.
Но теперь следует отметить нечто другое. До сих пор мы обсуждали почти бесконечные проблемы, стоящие перед нами, как будто это технические проблемы, которые должны быть устранены развитием технологий того или иного вида - развитием финансовой системы, государственных механизмов, управления окружающей средой и так далее.
Однако, как только что отмечено, эти проблемы взаимосвязаны: например, нельзя решить проблему загрязнения окружающей среды без сокращения использования автомобилей и самолетов. Но никто не может так поступить, потому что это приведет к краху нашей экономики, всех производственных и распределительных механизмов. Миллиарды людей станут «безработными» и, поскольку средства к существованию (доходы) в настоящее время связаны с занятостью, все эти люди останутся без гроша в кармане. Мы не можем остановить сползание к все более и более разделенному обществу и миру и, следовательно, к угрозе войны и «ядерной» зимы без вмешательства в деятельность международного банковского сообщества, ВТО и МВФ. И такие примеры можно продолжить. Распространенное мнение, что можно поочередно исправлять мелкие недостатки по одному, накапливая при этом эффекты воздействий, про-
Дж. Равен педагогические
КРИЗИС? КАКОЙ КРИЗИС?... науки
сто наивно.
Но что произойдет, если эти компоненты, или индексы, нашего сползания к самоуничтожению (затягивающего с собой всю планету, какой мы её знаем) рассматриваются как симптомы какой-то более глубокой проблемы (например, неблагополучных социальных механизмов), которую можно было бы понять и устранить?
Теперь мы будем исследовать именно такую возможность. Однако стоит сформулировать предполагаемый вывод, чтобы дать некую карту нашего движения. Кризисы, описанные ранее, оказываются конечными симптомами анти-жизненного эволюционного процесса, который неумолимо продолжается на протяжении тысячелетий, несмотря на многочисленные острые критические оценки, акции протеста и представление жизнеспособных альтернатив на протяжении тысячелетий. Тенденция явно направлена в сторону энтропии1.
Сначала поясню моё применение двух терминов: «социокибернетика» и «система». Оба термина используются многообразно, и часто те, кто их использует, не знают, что другие понимают эти термины совсем иначе. К счастью, с одной стороны, Международный институт общих системных исследований2 на основе работы ряда исследователей, выпустил удобную карту «системного минного поля», иначе известную как «генеалогия систем»3, а с другой стороны, Шарль Франсуа (François С. et al, 2004) [13] с соавторами составили 750-странич-ную Международную энциклопедию теории систем и кибернетики.
Социокибернетика
Кибернетика связана с изучением и построением систем регулирования и управления для животных и машин. Мы должны упомянуть животных, иначе люди думают только о системах управления техногенными артефактами, подобными межпланетным ракетам.
Но как только упомянуты животные, мы понимаем, что надо рассматривать неиерархические системы управления. Даже такое простое явление как поддержание температуры тела, контролируются несколькими процессами с обратной связью, частично нервной, частично химической, причем, по большей части, мало изученной. Рост и развитие организма контролируются еще более загадочной системой обратных связей. Даже развитие определенной клетки контролируется внеклеточными процессами, часть которых являются локальными, но большинство периферическими. Орган, в который она будет развиваться, может быть значительно изменен, например, за счет взаимодействия с дистальной клеткой, которая обычно развивается в опорный орган.
У некоторых возникает соблазн говорить, что в таких явлениях проявляется «самоорганизация». Но это неудачная отговорка. Очевидно, необходимо понять, что здесь происходят процессы с обратной связью.
В этом месте можно поставить вопрос о том, следует ли рассматривать поток всей жизненно важной информации как коммуникацию. Ведь ранее мы признали, что поток электрических импульсов, передающий через эфир электронные денежные единицы, будет рассматриваться как поток информации, форма коммуникации. Но является ли это только коммуникацией, поскольку информация может быть понята и интерпретирована каким-либо лицом или лицами? Или это является коммуникацией, потому что информация получена системой, действующей на её основе?
1 Физики утверждают, что, поскольку для поддержания порядка необходима энергия (это закон природы), постольку организация должна замещаться хаосом - энтропией..
2 International Institute for General Systems Studies - Международный институт общих системных исследований (IIGSS) является американской научной некоммерческой организацией, развивающей научные исследования и образование в области системных исследований с приложениями во всех отраслях науки и человеческой деятельности. - прим. перев.
3 www.eyeonsociety.co.uk/resources/SCiO%20Map%20of%20Systems%20 Minefield.pdf
88
Возвращаясь к кибернетике (и здесь есть опасность быть затянутым в академическое болото), по мере продвижения от управления машинами к управлению поведением животных, мы обнаруживаем, что имеем дело со все более и более сложными системами (со все более и более взаимно обусловленными взаимодействиями как внутри организма, так и с постоянно меняющейся средой обитания, включающей другие растения, животных и «физическую» окружающую среду).
Обнаружив это, люди часто склонны отступать, заявляя, что «все это слишком сложно». Однако мы должны отметить, что многие важные события в науке произошли в результате изменения уровня анализа4. Конечно, на одном уровне, слишком сложно понять сложные метеорологические явления и взаимосвязи между капитаном и его экипажем для того, чтобы суметь предсказать движение парусного судна.
Но для определенных целей, оказывается очень полезным разработать способы рассуждения об этом процессе, его графического отображения, измерения и освоения сил, действующих на парусное судно (ветер, волны, руль и т.д.) и отвлечься от многого остального, что при этом происходит.
До Ньютона мы рассматривали в этом процессе только ветер, волны и Бога. Не было объединяющего понятия силы (не говоря уже о возможности графического отображения слагающих её компонентов, чтобы получить возможность изобрести способ заставить лодку плыть против ветра).
Я надеюсь, поэтому, что подобного прогресса можно достигнуть и в разработке эффективных способов рассуждения о взаимодействии между многими процессами, ведущими нас к нашему собственному исчезновению.
Каковы невидимые петли социо-кибернетических обратных связей, процессы или силы, управляющие этими явлениями?
Система
Как указано выше, термины «система» и «системное мышление» имеют многие значения, которые были хорошо обобщены в ранее упомянутой схеме, названной Генеалогия Систем.
Лишь немногие из этих применений напрямую связаны с тем, как термин будет использоваться нами.
Проще всего показать это использование с помощью иллюстрации, которая является результатом полувекового исследования функционирования «образовательной» системы (Raven, 1994) [33]. Мы начали с нескольких исследований того, что ученики, родители, бывшие ученики и работодатели хотят от образовательной системы. Выяснилось, что их главные приоритеты состояли в том, что система должна, с одной стороны, развивать широкий спектр различных талантов у различных учеников (т.е. как удовлетворять различные интересы, так и воспитывать стремление к разнообразию), а с другой стороны, формировать общие, высокоуровневые передаваемые компетентности, такие как инициативность, умение работать с другими, способности решать проблемы и способности понимать, как работают организации и общества, а также влиять на эту работу. Затем, изучая различные проявления компетентностей у отдельных лиц на рабочих местах и в обществе (Raven, 1984/97) [32], мы показали, что эти приоритеты были, по сути, такими же. Мы также показали, что большинство школ как мало способствуют разнообразию, так и мало удовлетворяют стремление к разнообразию и, при этом, мало формируют компетентности высокого уровня.
Имеется много причин, почему школы стремятся пренебречь этими целями (Raven, 2001) [35]. Эти причины включают отсутствие общего формального понимания того, как воспитывать желаемые качества или как установить, что это сделано; особенно, как воспитывать и распознавать многочисленные и альтернативные талан-
4 Уровня детализации - прим. перев._
ты в пределах одного класса. В это множество причин входят также неспособность справиться с ценностными конфликтами, которые выявляются, как только пытаются ввести образовательные программы, действительно направленные на достижение указанных целей; неспособность инициировать сеть экспериментов, направленных на различные стороны "исследуемой проблемы", и неспособность принять соответствующие меры, чтобы учиться на этих экспериментах.
Но самый важный урок, который мы извлекли из этой работы, состоял в том, что эти «виновники» системного отказа работают НЕ независимо друг от друга, а образуют сеть, или систему (используя слово в техническом смысле, который я и хочу проиллюстрировать) взаимно поддерживающих и рекурсивных (возвратных) социальных сил. Чистым эффектом этой системы является то, что практически невозможно изменить ни одну часть формальной системы без одновременного изменения других. Изменения, ориентированные на «здравый смысл», не-системные воздействия, изменения одной переменной, либо нивелируются реакцией остальной части системы, либо приводят к нелогичным, и, как правило, контрпродуктивным эффектам в другом месте системы. Эта сеть социальных сил, взятая в целом, увековечивает и даже приводит к постепенному самоукреплению системы. Данная сеть обратных связей схематически представлена на Рис. 3.
* Воздействия в этих клетках могли бы помочь изменить природу качеств, воспитываемых и поощряемых в системе. Мотивы, которые могут способствовать этому, обозначены М.
■ Эти представления должны быть заменены пониманием необходимости делать управляемую экономическую работу - найти способ создания воздействия на информацию, связывающую общественные долгосрочные интересы, необходимость явно создать разнообразие и информацию о личных и социальных последствиях вариантов, и найти способы поддержания ответственности государственных служащих за дело, чтобы заставить их руководствоваться долгосрочными общественными интересами.
Это означает, систематическую, широкомасштабную, оцениваемую и представительную демократию.
Рис. 3. Петли обратных связей, ведущие к снижению качества образования
Рисунок 3 показывает, следующие свойства системы:
А. Ограниченные образовательные действия, управляющие школами производятся (а) рядом социологических императивов (например, положения, что школы оказывают помощь в процессе легитимации разделен-
ного общества); (б) неадекватные представления о соответствующих способах управления как самой системой образования, так и государственного управления в более общем смысле; (с) неудача в инициировании исследований, которые могли бы обеспечить понимание таких вещей, как характер компетентности, формирование её компонентов, её оцененивание; (d) отсутствие (i) систематически генерируемого разнообразия образовательных программ, которые имеют явно разные последствия и возможности выбора между этими программами, а также (ii) информации о последствиях каждой из этих альтернативных программ; (е) отказ ввести "деятельность параллельной организации" (Kanter, 1985) [20] для порождения инноваций в школах; (f) недостаточное распространение результатов имеющихся исследований природы, развития и оценки общих высоко уровневых компетентностей, и, особенно, следствий ценностного базиса компетентности.
B. Широко распространенные представления о том, как должна осуществляться деятельность государственного сектора, серьезно подрывают работу системы. Данные представления включают понятие о том, что работа выборных должностных лиц, обозначенных как Джоном Стюартом Миллем, так и Адамом Смитом как "комитеты невежд" (committees of ignoramuses) состоит в том, чтобы указывать государственным служащим (в том числе учителям), что делать и как контролировать достижение предписанных целей, используя командно-ориентированные методы «твердой руки».
C. Ограниченный образовательный процесс, который осуществляется в школах, обладает «эффектом домино», который, в конце концов, обеспечивает самосохранение этого процесса. Компетентности и убеждения, формируются для укрепления общественного порядка, который предлагает значительные преимущества "способным", но, скорее всего, корыстным людям, делающим то, что от них требуется, не подвергая сомнению сам этот порядок. (На самом деле, этот социальный порядок создает нескончаемую работу, которая придает смысл жизни исполнителям, но не повышает общее качество жизни, а новые богатства создает за счет биосферы и будущих поколений). Кроме того, сама система образования помогает прививать множество неправильных убеждений, которые, в совокупности, превращают маленькое существо в то, чем оно должно стать. Эта двусмысленность делает чрезвычайно трудным какое-либо рациональное обсуждение необходимых изменений в системе образования и общества. Социологический императив, состоящий в том, что образовательные институции помогают узаконить разделенное общество, способствует запросу и принятию ограниченных, невидимых и неверных оценок. Те, кто предрасположен приобрести эти так называемые «квалификации», не склонны видеть необходимость или проявлять заинтересованность в настоящем требующемся исследовании или замечать другие таланты своих товарищей. Отсутствие понимания природы компетентности приводит к неспособности подчеркнуть необходимость различных образовательных программ, основанных на ценностях и, таким образом, обеспечивает сохранение ограниченной образовательной деятельности.
D. Основные мотивы для изменения: (а) широкое осознание того, что мы создали неустойчивое общество, но нам не хватает компетентности для его изменения и (б) того, что имеется какой-то серьезный изъян в самой системе образования или, более определенно, того, что она абсолютно не справляется со своей декларированной задачей выявления, воспитания, распознавания и использования мотивов и талантов большинства людей. (К сожалению, чаще всего предлагаемые решения этой проблемы, основанные на других недоразумениях, являются, в действительности, неприемлемыми.);
E. Пункты, в которых возможно вмешательство в эту сеть петель обратных связей, для создания восходящей
спирали, включают:
(а) изменение некоторых убеждений и процедур, указанных в центральной клетке, представляющей восприятие общества и способов, которыми оно должно управляться. Значимые изменения могут состоять в поощрении более широкого осознания того, что мы не сможем определить цель человеческих усилий в современном обществе, если не введем более совершенные средства мониторинга и оценивания долгосрочных последствий наших действий и более подходящие способы получения эффекта от собираемой информации. Это указывает на необходимость изменения нашего способа управления обществом; на необходимость введения все более и более специфических социологических исследований и оценочной деятельности; на необходимость поиска способов возложения на госслужащих и политиков ответственности за изыскание и инновационную реализацию информации в долгосрочных общественных интересах;
(б) введение действий "параллельной организации", которые необходимы для продвижения инноваций в рамках образовательных учреждений;
(с) создание большего спектра совершенно различных образовательных программ, основанных на ценностях, и предоставление информации о кратко-и долго-срочной перспективе, личностных и социальных последствий каждой из них;
проведение общественных дебатов о формах надзора (сути демократии), требующегося, чтобы гарантировать, что государственные служащие будут искать и реализовывать информацию инновационными способами в долгосрочных интересах общества;
(е) распространение того, что уже известно о природе, развитии и оценивании компетентности и последствий её формирования.
А вот, что мы видим, «отступив чуть дальше от картины» (Рис.3):
1. Невозможно достичь значительных преимуществ, изменяя любую отдельную часть системы (такой как учебный план или экзамены или подготовка учителей) саму по себе, без одновременного внесения других изменений, так как эффекты изменения будут «сведены на нет» реакцией остальной части системы. С другой стороны, столь же очевидно, что командно-административное общесистемное изменение, основанное на неинформированном мнении достигнет немногого.
2. Требуются повсеместные системно-ориентированные изменения. Но эти изменения, в совокупности охватывающие всю систему, не могут быть строго предопределены, потому что требуется выполнить слишком много новых действий.
3. Происходящее определяется не желаниями родителей, учителей, министров образования или чьими-либо еще, но, как непосредственно, так и косвенно, социологическими функциями, выполняемыми системой для общества то есть самой системой). Очевидно, что широко распространенная тенденция выделять и обвинять родителей, учеников, учителей, государственных служащих или политиков совершенно неуместна. Их поведение определяется системой. Нам нужно принимать эти социальные силы вполне серьезно и задаться вопросом о том, как их можно использовать, аналогично тому, как морские инженеры использовали потенциально разрушительные и мешающие силы ветра: - от них никуда не денешься.
4. Жизненно важно обобщить наблюдение, сделанное в п.3: Мы должны фундаментально перестроить способ размышления о причинах поведения в способ, который аналогичен одному из преобразований, сделанному Ньютоном в физике. До Ньютона считалось, что, если объекты движутся или изменяют направление движения, то это происходит из-за их внутренних свойств, то есть
они были анимированы. После Ньютона стало ясно, что это происходит, главным образом, потому что на объекты действует сеть невидимым внешних сил, которые, тем не менее, могут быть графически отображены, измерены и использованы. Из наблюдения п.3 следует, что нам требуется аналогичное преобразование способа размышления о причинах поведения человека
5. Сеть изображенных сил
(а) предпринимает попытки реформировать систему, действуя на основе здравого смысла даже более узко и неэффективно (в левом верхнем углу рисунка), и
(б) отвлекает внимание от событий, указанных в нижней части рисунка, которые так необходимы для продвижения вперед.
6. Причины симптомов (и, следовательно, подходящее место для начала реформирования) расположены далеко от мест проявления этих симптомов.
7. Система не только воспроизводит себя - происходит производство все более сложных версий самой системы, то есть саморазвитие или аутопойэзис.
Выше мы ввели термин «сила». Теперь мы должны задаться вопросом о природе или состоянии изображенных «сил». На самом базовом уровне, Рис. 3 является аналогом карты взаимодействующих гравитационных сил, управляющих орбитами планет. Но природа вовлеченных социальных сил до сих пор не выяснена. Очевидным является то, что стрелки-связки на рисунке не являются потоками, например, ресурсов, как в моделях, разработанных Медоузами и Рандерсом (Meadows, Meadows, Randers, 2008) [25]. По этим стрелкам не течет «информация», как в сетях электронной почты; они не представляют потоки, например, людей, переходящих из одной части «системы образования» в другую. Содержимое клеток - это не люди, не запасы провианта или деталей. Спрашивать, как могут быть использованы эти петли обратных связей (как в случае с силами, действующими на парусную лодку), как они могут быть усилены или снижены (как в случае электроимпульсов передаваемых по радио) имеет смысл только в том случае, если петли обратных связей действительно представляют силы в каком-то смысле аналогичные физическим силам, представленным на физических диаграммах. Однако стоит отметить, что так же как мы «чувствуем» силы гравитации, действующие на объект в вытянутой руке, или силы электрического тока, проходящего через ту же руку, можно «почувствовать» и социальное давление. Отметим также, что мы не можем полностью «понять» природу этих сил прежде, чем мы сможем установить способ их измерения или освоения.
Некоторые проблемы, поставленные редукционистской наукой
Ранее мы уже отметили, что значимая теория, в конце концов, требует, чтобы мы сказали: «Здесь происходит много явлений, но для определенных целей можно пренебречь большинством из них и сосредоточиться на том-то, и том-то ...»
Однако процесс доведен до крайности не только из-за большой зависимости от «целей». Благодаря этой зависимости, считается совершенно правильным, проводя оценку, например, воздействия пестицидов в сельском хозяйстве или инноваций в образовании, сосредоточиться только на определенных результатах (таких, как краткосрочная доходность в сельском хозяйстве и рост показателей тестов в образовании) и пренебречь многими важными результатами (такими, как воздействие на пищевую цепочку в сельском хозяйстве и замедление в развитии большинства наиболее важных детских талантов и способностей в образовании).
Такая установка заставила исследователей поверить, что совершенно правильно принимать исследовательские гранты, которые требуют от них рассматривать некоторые показатели эффективности и запрещают им рассматривать более широкий спектр результатов. Эта
установка также резко усилила тенденцию сфокусироваться на показателях, легко поддающихся количественной оценке, и снять с себя ответственность за разработку индексов более широкого круга результатов и процессов.
Важно подчеркнуть, что всесторонняя или холистическая (целостная) оценка учебного процесса потребует оценивания всех его краткосрочных и долгосрочных, личных и социальных, желательных и нежелательных эффектов. Необходимо оценить как личные, так и социальные результаты, потому что нечто хорошее для индивидуума, может быть плохим для общества; нечто выгодное в краткосрочной перспективе может быть вредно в долгосрочной; нечто желательное нам сейчас, может быть связано со многими нежелательными последствиями.
Вполне понятно, что такая полная картина не может быть создана на основе единственного научного исследования. Таким образом, вопрос связан с внедрением научно-исследовательских соглашений, которые обеспечат исследователей широким диапазоном различных, даже противоречивых, направлений и перспектив.
Как отметил Шива (Shiva, 1998) [43], редукционистская наука связана с гораздо более широкой тенденцией, которая включает в себя шаг к монокультурам разума (разделенным способам размышления о явлениях), монокультурам сельского хозяйства (сфокусированным на выращивании и маркетинге конкретных сортов фруктов, овощей и т.д., связанным с законодательством, запрещающим продажу продукции, с незарегистрированным генетическим кодом) и монокультурам культуры (разрушение всякого образа жизни, который заметно отличается от того, который исходит с «Запада»).
Всё это и заставляет нас расследовать действие социальных сил, которые привели к такому развитию событий, и в ближайшее время мы вернемся к этой задаче.
Открытия, возникающие в разработках,
необходимых для продвижения в направлении долгосрочных общественных интересов
Из сказанного, следует, что нынешние формы демократии и бюрократии не могут обеспечить того, для чего они, как считается, были установлены, то есть для управления обществом в долгосрочных общественных интересах.
Как мы увидели, информация, обобщенная в I и II частях5, указывает на вывод, состоящий в том, что, человечество хочет выжить как вид, то мы должны в корне изменить наш образ жизни. Тем не менее, из-за необходимости сделать столь многое невозможна разработка какого-то детального проекта дальнейшего движения вперед. Иными словами, чтобы быть устойчивым, наш образ жизни должен столь же отличаться от того, как мы живем сейчас, как образ жизни в сельскохозяйственном обществе отличался от жизни общества охотников-собирателей - и как никто из общества охотников-собирателей не может предвидеть, как будет выглядеть сельскохозяйственное общество, так и никто в нашем обществе не может предвидеть, как будет выглядеть устойчивое общество.
Тогда, немного прояснив вопрос, мы пошли на то, чтобы показать, что развитие эффективной системы образования зависит от создания всеобщей атмосферы инновации: непрекращающиеся эксперименты во всех аспектах учебной программы, способах оценивания результатов, административного устройства (различные программы для разных детей, связанные с различными целями и т.д. и т.п.), при этом все эксперименты связаны с комплексной оценкой результатов, публичными обсуждениями и информированным выбором между радикаль-
5 Равен Дж. Кризис? Какой кризис? (Перев. с англ. Ярыгин О.Н.) Азимут научных исследований: экономика и управление. 2014. .№ 4(9), с. 81-95.
но различающимися вариантами со стороны родителей и учеников.
Поэтому один из наших центральных вопросов: «Как запустить такой фермент инноваций и обучения?» В конце концов, как мы увидим, придется двигаться в направлении механизмов, которые, по замечанию М. Букчина (Bookchin, 1992) [1], даже не будут признаваться поли-тэкономическими (по крайней мере, в том смысле, в котором этот обычно понимается политэкономия). Но начинать надо с того положения, где мы находимся сейчас - с наших нынешних форм бюрократии и демократии. Как они могут быть изменены, чтобы помочь движению вперед?
Давайте, для рассмотрения некоторых догадок, еще раз вернемся к системе образования. И давайте переключимся на время с воспитания и питания на развитие широкого спектра различных талантов. Также давайте перейдем от проблем, связанных с разработкой концептуальной основы, на размышления о разнообразии в контексте настоятельного требования, чтобы система обеспечивала единый и неоспоримый критерий качества для осуществления и легитимизации не только иерархического, но и разделенного общества, который заставит всех, несмотря на лучшие намерения, участвовать в разрушительной деятельности, составляющей основную сущность современного общества (Raven; 2008) [37]. А еще давайте пропустим задачу прояснения процессов выполнения учебных программ, которые должны быть использованы, чтобы обеспечить разнообразие (Raven, Johnstone, Varley, 1985) [38].
Сосредоточимся на прояснении природы и создании климата инноваций, экспериментирования и обучения, которые необходимы для решения нескончаемых проблем, связанных с созданием, распознаванием, воспитанием и пополнением разнообразия. Учитывая, что мы должны начать с нашей обширной бюрократии, мы можем задать следующие вопросы:
"Чьей обязанностью является проведение множества экспериментов явно направленные на развитие различных видов талантов?",
" Чьей обязанностью является организация всесторонней оценки каждого из этих вариантов? «(Помните, что для этого требуется привлечение широкого круга исследователей с противоречивыми точками зрения.)
и, наконец, « Чьей обязанностью является сделать различные варианты (и информацию о различающихся последствиях каждого) доступными внутри и между школами в каждой общине, и выдать соответствующую информацию вовне, чтобы общественность могла сделать осознанный выбор между вариантами (вместо выдачи информации вверх по бюрократической иерархии в «комитеты невежд» для принятия решений, обязательных для всех)?»
Да, конечно, это работа для каждого в сообществе и, возможно, особенно для тех, кто успел поучаствовать в значимых мероприятиях. Но не возложена ли в настоящее время на наших государственных служащих задача управления секторами общества в долгосрочных общественных интересах? Не имеется ли возможность для создания новых инструкций для них и новых механизмов оценки персонала, чтобы поддерживать их ответственность за создание атмосферы инноваций и просеивания информации в поисках хороших идей, а также за действия на основе этой информации новаторскими методами в долгосрочных общественных интересах? Очевидно, что в таких условиях, мы не можем привлечь их к ответственности за неверные решения - многие из этих решений не могут быть неправильными по определению. Мы можем только сделать их ответственными за соблюдение процедур, которые могут привести к социальной инновации и обучению. Итак, чтобы получить новое мышление, необходимое для создания этих механизмов, мы должны настаивать на институциональных соглашениях, которые способствовали бы инновациям
и исследованиям, которые непредсказуемы, ввиду зависимости от решаемой проблемы, а не выполняются по инструкции. Как это ни покажется удивительно, однако один из наших ближайших приоритетов состоит в том, чтобы повлиять на критерии и механизмы финансирования, проведения и публикации научных исследований и, самое главное, чтобы перейти к правилам, по которым исследования, выполнялись бы и в рамках того, что Кан-тер (Kanter,1985) [20] называет "деятельностью параллельной организации" в самой системе образования.
Как же мы должны сделать действенной информацию, возникающую при экспериментах с новыми оценками качества персонала и организации? (Увы, все мы знаем, о бесчисленных пылящихся отчетах.)
В основе ответа на этот вопрос лежат следующие выводы Джона Стюарта Милля (John Stuart Mill, 1859/1962) [26] о том, как заставить людей действовать в долгосрочных общественных интересах вместо собственных краткосрочных интересов посредством разоблачения их поведения перед глазами общественности: "Вместо функции управления, для которой оно в корне непригодно, собственно представительное собрание как орган должно... обеспечивать полную открытость и обоснование всех (действий) ... Должно быть очевидным для всех, кто сделал каждую вещь, и из-за кого что-то не было сделано"6.
В нынешних условиях это указывает на необходимость сетей открытых и пересекающихся наблюдательных групп, а не иерархической структуры.
Очевидно, что для проектирования кибернетической - управляющей - системы, которая поможет нам ответить на эти вопросы, должно быть возможным использование того, что мы узнали о системных процессах.
Наши предложения, основанные на этих наблюдениях, довольно подробно были разработаны в главах с 19 по 25 книги «Новое богатство наций»7 и сконцентрированы на диаграммах, показанных на Рис. 4 и 5.
Основные компоненты создания всепроникающей атмосферы инновации содействуют тому, что Кантер называет "деятельностью параллельной организации", которая направлена на то,
(1) чтобы эти действия предпринимались на основе наблюдений, выполняемых людьми на всех уровнях общества,
(2) чтобы создать средства массовой информации и отражения научных дебатов, особенно вокруг наблюдений людей, которые бросают вызов традиционной мудрости, а также для содействия фундаментальным научно-исследовательским политически значимым разработкам и оценкам такого вида, который в настоящее время настоятельно не рекомендуется существующими правилами управления и финансирования.
Рис. 4. Главные компоненты преобразования системы управления
На Рис. 4 показаны основные компоненты такой системы. Как мы видели, наиболее важны требования создать всеохватывающую атмосферу инноваций и обеспечить, чтобы эти способы действия инновационными методами использовали информацию в долгосрочных общественных интересах.
6 Первая часть цитируется по гл.5., http://www.gutenberg.org/ files/5669/5669-h/5669-h.htm, а последнее предложение из гл.16 , http:// www.gutenberg.org/files/5669/5669-h/5669-h.htm, книги Дж.С.Милля Considerations on 'Representative Government' (Рассуждения о представительном правлении) - Прим. перев.
7 Доступны на: http://eyeonsociety.co.uk/resources/fulllist.html#new_ wealth
Рис. 5. Новые механизмы общественного менеджмента
Содержание ячеек сети (Рис. 5).
1. Создание устойчивого общества, т.е. общества, которое удовлетворяет больше потребностей, затрачивая меньше энергии, которая развивает, применяет и вознаграждает все проявляемые таланты.
2. Более широкое внимание к неустойчивому характеру современного общества и тому, что необходимо сделать, чтобы изменить его.
3. Меньше требуется, чтобы узаконить и запустить иерархическое/разделенное общество.
4. (с помощью более совершенных инструментов для оценки результата) Продвижение более компетентных и более социально совершенных людей на влиятельные позиции в обществе.
5. Изобретение лучшего способа размышления о том, как должно действовать общество
- т.е. более эффективного представления расширенного разнообразия ролей
6. Новые формы демократии и бюрократии при-
влекающие новые
- институциональные механизмы
- определение роли государственных служащих и центрального правительства
- мероприятия по определению вклада в работу.
7. Развитие компетентности.
8. Создание развивающей среды в школах, т.е. деятельности, которая будет воспитывать разнообразные таланты высокого уровня и особенно необходимые для анализа работы общества, ставящие под сомнение мифологию, и исполняющие более активные роли в обществе. (Воплощение неавторитарной концепции науки и образа неавторитарного режима обучения и управления.)
9. Новые представления о том, как должно работать общество
- Осознание той важной роли, которую должны играть государственные служащие в управлении обществом; их работа заключается в принятии непопулярных решений, способствующих долгосрочным общественным интересам. То есть управлять. То есть создавать общий климат инноваций. То есть инициировать эксперименты в системных процессах, проводить мониторинг этих экспериментов и вносить коррективы, если необходимо. То есть высвобождать общественную энергию во множественных противоречивых, но плодотворных экспериментах.
- Признание необходимости деятельности всеобщей «Параллельной организации « (каждый должен быть вовлечен, по-разному, в процесс обновления. Признание необходимости сетевой работы и соответствующих типов исследований.)
- Признание необходимости для сетевого и информационного надзора, как за государственной службой, так и за так называемыми «частными» организациями - то есть новые формы «демократического» и «гражданского» общества.
- Упор на разнообразие, экспериментирование, оценивание и общественный вклад в определение, внедрение и оценивание противоречивых экспериментов.
- Упор на подлинно общественные обсуждения для признания последствий.
10. Новое понимание того, как следует управлять исследованиями.
11. Создание инновационного климата в школах и школьных систем т.е.
- Вовлечение учителя в деятельность «параллельной организации» для порождения инноваций.
- Создание развивающей среды для учителей.
- Всепроникающий климат стремления к инновациям в системе школьного образования.
- Внедрение систем оценки персонала для распознания разнообразных талантов и
проявлений учителей.
12. Осознание необходимости исследований.
13. Распространение того, что мы уже знаем о:
- Природе компетентности, ее развития и оценки;
- Ролях, исполняемых менеджерами в:
- создании всеохватывающего климата инновации,
- создании среды развития и размышления о месте, развитии и применении талантов подчиненных,
- поиске информации и принятии хороших отдельных решений, обеспечивающих общие интересы в долгосрочной перспективе,
- наблюдении за последствиями своих действий и соответствующими изменениями,
- инициировании оценочных исследований,
- изучении и поиске влияния «внешних» социальных и экономических сил.
- Природе деятельности общества.
- Требующихся формах общественного менеджмента;
- Развивающих условиях окружающего мира;
- Климате, способствующем инновациям - деятельности параллельной организации;
- Процессах, которые продвигают научное понимание.
14. Исследования для развития
- лучшего понимания необходимости организационных/управленческих мероприятий,
- инструментов, необходимых для поддержания ответственности государственных служащих и других менеджеров за применение ярких талантов и особенно за такие вещи, как создание инновационных центров, инициирование системно-ориентированных экспериментов, а также за мониторинг и изучение последствий своих действий,
- лучшего понимания скрытых социологических системных процессов, которые определяют направление, в котором движется общество,
- сбор информации для государственных служащих, на основании которой они должны решать, как действовать в долгосрочных интересах общества,
- инструментов, которые необходимы, чтобы подвести итоги организационно /общественного климата с точки зрения его способствования инновациями и решению, что делать,
- инструментов, необходимых для оценки затрат и выгод, и, таким образом, устанавливающих экономическую эффективность исследования,
- создание многообразия форм обеспечения и документирование, всеобъемлющим образом, их краткосрочных и долгосрочных преимуществ и издержек.
15. Основные распространяемые мотивы
- Признание коллапса Окружающей среды и Будущего.
- Осознание неустойчивости.
Признание провала существующей:
- Экономической системы,
- Государственной системы,
- Местных инициатив по управлению школами.
Осознание роли транснациональных корпораций (и их опасности)
(Но проблема в том, что большинство этих мотивов сводится к выпусканию пара словами «Правительство должно». Тогда возникает вопрос: «Как можно использовать эти мотивы?»)
Как мы уже видели, одна из обязанностей государственных служащих состоит в том, чтобы способствовать такому климату инноваций, а другая - в том, чтобы реализовывать такую информацию через многообразие всесторонне оцениваемых экспериментов. Мы предположили, что один из способов, позволяющих гарантировать, чтобы поведение госслужащих соответствовало такому описанию работы, является выставление их поведения на суд общественности через сеть пересекающихся групп наблюдателей.
На Рис. 5 представлена попытка детализировать эти наблюдения и сконцентрировать их в виде системограммы.
Во-первых, должна быть подчеркнута ссылка на книгу Адама Смита «Богатство Наций». Основной вопрос на который стремился ответить А. Смит состоял в том, как спроектировать общество, которое будет обновляться и учиться без централизованного руководства, то есть, без тех самых «комитетов невежд». Его ответ определенно лежал в области «рыночных» процессов. Однако, как мы теперь увидели, это решение не сработало и не может работать. Поэтому то, к чему мы пытались прийти, является альтернативным ответом на поставленный вопрос.
Представления, описанные в центральном блоке (блок 9 на Рис. 5 - прим. перев.), относятся к необходимости разработать (развивать) более подходящие меры для социального обновления, обучения и дальнейших действий. Не будем здесь давать более подробного описания, поскольку это было сделано выше.
По той же причине можно пропустить многие из исследовательских вопросов, перечисленных в нижней клетке справа (блок 14 на Рис. 5 - прим. перев.). Однако невозможно переоценить, сколь важны такие непредсказуемые исследования для поиска путей продвижения
вперед.
Теперь требуется сделать так, чтобы многие люди, стали придумывать альтернативные основанные на со-цинокибернетическом мышлении проекты, которые охватывали бы параметры, указанные выше (вместе с другими, не перечисленными здесь), чтобы развернуть необходимое общественное обсуждение.
Важность этой задачи невозможно переоценить. Проблемы, о которых мы говорили, отнюдь не ограничиваются системой образования и всей деятельностью правительства, но пронизывают управление всеми сложными организациями (такими как больницы и телекоммуникационные компании , не говоря уже об управлении здравоохранением, связью и финансовыми службами в более широком смысле).
Тем не менее, несмотря на важность этой задачи, теперь мы обращаемся к тому аспекту, важность которого не полностью представляли в то время, а именно, к еще более базовому набору социокибернетических процессов, которыми не только были подорваны все предыдущие попытки двигаться в сторону более «органических» (т.е. основанных на множественных обратных связях, а не на иерархии) способов управления организациями и обществом, но которые, прежде всех прочих, вопреки здравому смыслу многих людей, неотвратимо ведут нас к вымиранию человечества как вида, увлекая за собой всю нашу планету в нынешнем виде.
Системы, ведущие нас к самоуничтожению
Трудность заключается в том, что на протяжении веков предпринимались многочисленные попытки разработать и реализовать более пригодные государственные (и организационные) системы управления. Многие из этих альтернативных систем, как было показано, были жизнеспособными и выживали в течение определенного периода времени. Но, в конце концов, все они устранялись. Таким образом, если мы хотим двигаться вперед, то надо понять социокибернетические силы, которые были ответственны за подрыв предложенных альтернатив. В книге, переизданной в 2005 году, Мюррей Бук-чин показал, что тенденция к иерархической командно управляемой организации неумолимо продолжается на протяжении тысячелетий, несмотря на острую критику и протесты многих мыслителей и на многочисленные практические демонстрации жизнеспособности альтернативных систем.
Чтобы прояснить, что лежит в основе этой тенденции, М. Букчин начинает с предположения, что социальная организация так называемых «примитивных» обществ может лучше всего характеризоваться как «органическая». Под этим он подразумевает, что эти общества функционировали аналогично тому, как внутренне функционируют организмы животных.
Клетки организма дифференцированы. Но эта дифференциация может также может быть изменена, в значительной мере, если организм в целом этого требует. Координация между клетками возникла не через иерархическую структуру, но через сеть взаимодействующих процессов обратных связей. Поведение клеток определяется, в основном, не их хромосомами, но всей системой взаимосвязанных, как локальных, так и удаленных, как внутренних, так и внешних процессов, а также ролью, которую эти клетки играют в (развивающемся) организме.
Тем не менее, похоже, что на каждом этапе общественного «развития» с незапамятных времен (и не только в последние тысячелетия) эта органическая сетевая социальная структура заменялась всё более иерархическими механизмами. Легитимация и поддержание этих иерархических структур зависит от непрерывного создания все большего и большего количества работ, которые, несмотря на мифологию, утверждающую противоположное, мало способствует повышению качества жизни. Именно эта, в значительной степени, бесполезная работа вносит наибольший вклад в уничтожение нашей среды
обитания.
Эта бессмысленная работа создавалась не просто для того, чтобы занять свободные руки (которые, в противном случае, могли заняться «работой дьявола») или служить средством контроля элит над массами. Она, как и так называемая «система образования», по-видимому, была создана в рамках sui generis8 механизма привлечения людей к участию в деструктивном процессе.
Отображение социокибернетических процессов,
лежащих в основе Истории (и самой Эволюции)
Почему этот деструктивный процесс развивался столь неотвратимо в одном и том же направлении?
Сам М. Букчин, подобно Броделю (Braudel, 2002) [3], переходит к идентификации конкретного сочетания факторов, которые действовали в каждой «точке выбора» в истории. Но это вряд ли объясняет удивительную преемственность направления (не)развития.
Примечательно и тревожно, что разрастание этого разрушительного процесса само имеет многие органические особенности. Мы имеем дело с бесконечно самовоспроизводящимся, самораспространяющимся и саморазвивающимся аутопойезисным процессом.
Необходимо подчеркнуть значимость этого утверждения.
Термин "аутопойезис" был придуман, чтобы привлечь внимание к способности «самоорганизующихся» систем (оксюморон, если таковые когда-либо существовали), делать больше, чем только вос-производить самих себя. Они производят (то есть расширяют и дорабатывают) самих себя9.
Обратите внимание, что именно эти аутопойэзисные, органические системные процессы сделали «жизнь» способной преодолевать энтропию10.
Вместо того, чтобы ввергнуться в хаос и беспорядок (как предписывают законы физики), эти процессы создают порядок - жизнь - даже саму планету Гею - из хаоса.
Как нам представить эту животворящую силу на нашей диаграмме, отображающей социокибернетиче-ские силы, которые управляют работой аутопойэзисных подсистем?
Чтобы подчеркнуть парадокс, возникающий перед нами, позвольте мне повторить сказанное несколькими абзацами выше: сеть петель обратной связи - аутопой-эзисная система - ведущая нас к вымиранию, сама имеет много органических черт, состоящих в том, что она постоянно воспроизводит и расширяет себя. Таким образом, как это ни парадоксально, кажется, что мы имеем дело с неумолимым органическим процессом, уводящим нас прочь от органической социальной организации в сторону иерархических механизмов, которые ведут нас к гибели ... и подтверждению второго закона термодинамики в этом процессе.
Начиная с материала, показанного в правой части Рис. 3, названного «Социологический императив», мы сгенерировали предварительную модель/системограмму сети социальных сил и петель обратной связи, которые увековечивают этот процесс в современном обществе11 (Рис. 6).
8 Sui generis - лат., (суи генерис; букв. своеобразный, единственный в своём роде) — Прим. перев.
9 Я не первый, кто поддерживает применение социокибернетики для решения данной проблемы. Например, Жерар де Зеув (Gerard de Zeeuw) организовал целый симпозиум (в 2001 году) для решения проблем эмерджентности. Мой собственный доклад на этом симпозиуме можно найти по ссылке http://www.eyeonsociety.co.uk/resources/100UA. pdf
10 Такие авторы, как Лавлок (Lovelock ,1979), обратили внимание на то, что жизнь ... и сама планета Гея ... зависит от таких вещей, как накопление углерода для создания атмосферы, в которой могут выживать другие формы жизни. Робб (Robb, 1989) настойчиво подчеркивал конфликт между этими процессами и нарастанием энтропии, прогнозируемым законами физики.
11 Системограмма сети социальных сил и петель обратной связи, увековечивающих деградацию современного общества (на английском языке) находится по адресу: http://www.eyeonsociety.co.uk/resources/ diagram%2020.6.pdf._
stобеспечить более
к безопасности ««•без "индустрии" и проч., if как прийти
такому обществу.
Рис. 6. Петли обратной связи, увековечивающие неустойчивое общество
Хотя, с нашей нынешней позиции видно, какие элементы и связи на Рис.6 представлены неправильно, тем не менее, важно взять на себя геркулесов труд (задача того же масштаба, что и предпринятая Ньютоном концептуализация невидимых сил, управляющих движением парусных лодок и планет, и объяснение того, как они могут быть отображены, измерены и использованы12), по переводу этой и связанной с ней системограмм в социо-кибернетические диаграммы, аналогичные диаграммам (или системнодинамическим моделям) кибернетических систем, которые управляют функционированием компьютеров, обладая множественными сетями обратных связей, или регулируют функционирование животных и движения планет13.
Зачем беспокоиться о преобразовании системограмм в формальные социокибернетические модели?
Недостатки системограмм состоят в их непригодности для того, чтобы:
(О как-то показывать относительную важность различных вовлеченных сил;
(и) выявлять узлы, вмешательство в которых может быть наиболее выгодным;
(ш) оценивать возможные как желательные, так и нежелательные последствия того или иного вмешательства.
На Рис.7. представлен один из примеров карты динамической системы или модели, которая может быть получена в результате.
Читателям будет полезно узнать, что возникли стандартные правила представления символов на этом и последующих рисунках.
Кружок представляет регулятор усилителя (так называемый «Конвертор») [подобие клапана], но в некоторых случаях, используется для представления за-
12 более подробно см. Равен, Галлон, Raven & Gallon http://www. eyeonsociety.co.uk/resources/scio_unpublished.pdf
13 Более подробно см. Равен, Галлон, Raven & Gallon_
даваемой константы, определяющей текущую скорость потока (или силу сигнала).
Прямоугольник представляет накапливаемый уровень (часто именуется «запасом» или «уровнем»), который образовался в течение долгого времени: например, уровень деградации окружающей среды или уровень инновационного потенциала рабочей силы или общества. Такие накопители или накапливаемые уровни могут пополняться или расходоваться за счет притока или оттока.
Двусторонний треугольник (имеющий вид ) отображает механизм управления потоком (сигналом) (так называемый «вентиль»). Рассматриваемый поток должен иметь имя, а также внешние и внутренние переменные, которые определяют настройку механизма управления, передаваемые значения этих переменных обозначены стрелками, входящими в треугольники с обеих сторон.
Внутренние переменные получают значения от других частей системы и определяются тем, что происходит в системе ... , которая сама по себе может подвергаться влиянию внешних (экзогенных) переменных какого-то другого регулирующего «вентиля», указанного в системе.
Экзогенными являются те переменные, которые не описаны в диаграмме системы ... и могут включать такие вещи, как правовые соглашения.
Облако или турбина представляют своего рода экзогенные входы, не документированные на диаграмме, или какие-то выходы, которые в момент построения модели не важны.
Недостатком сети контуров значимых обратных связей Форрестера/Медоуз, представленных в книге «Пределы роста», является её неспособность определить сами сети социальных сил, с которыми мы имели дело в данной статье, и то, как они взаимодействуют с процессами, отражаемыми форрестеровской моделью мира.
Авторы «Пределов роста» говорят, что нам "не хватает политической воли", чтобы ввести в действие политику, на которую указывает их исследование.
Но вышеприведенные рассуждения показывают, что их базовая карта просто не дает каких-либо указаний на взаимосвязанные социальные силы, которые управляют работой представленной сети. Хуже того, единственный путь, который предлагается в их выводах, состоит в том, что кто-то ... какой-то орган власти ... будет осуществлять сделанные рекомендации. Другими словами, предполагается, что путь вперед лежит через строго иерархическое командование и административные вмешательства, которые, на самом деле, и являются главным причиной проблемы. Никакая центральная группа не смогла бы предусмотреть все необходимые действия и эксперименты ... и, тем более, следить за последствиями этих действий и двигаться далее через последующие (коррекционные?) действия. (Таким образом, необходим новый образ или способ изображения, для определения пути развития более подходящих механизмов государственного управления).
Если мои соображения о предполагаемом продвижении вперед являются правильными, то они требуют нового взаимосвязанного исследования. Фундаментальный вывод, полученный из исследований функционирования различных социальных систем (например, таких, которые контролируют сферу образования) состоит в том, что, например, крик на менеджеров системы приносит мало пользы. Их поведение в основном определяется работой самой системы. Кажется, что даже некоторые из тех, кто наиболее системно мыслит, попадают в ловушку здравого смысла, когда дело доходит до формулирования рекомендаций.
К тому же, мне представляется, что авторы «Пределов роста» не смогли принять на вооружение еще одно центральное наблюдение о системах: единичные вмешательства в систему редко приводят к желаемым результатам. Вместо них требуются множественные системно-ориентированные воздействия, направленные на дисфункциональные петли обратной связи в системе.
Рис. 7. Упрощенная модель мира, построенная Дж. Форрестером для анализа последствий изменения численности населения и экономического роста в течение следующих 50 лет. Модель включает в себя взаимоотношения населения, инвестиций капитала, природных ресурсов, загрязнения среды обитания, развития сельского хозяйства, а также фоновые переменные, которые влияют друг на друга (В качестве примера можно увидеть в режиме реального времени эффект любого предложенного вмешательства на приведенной выше сети "Римского клуба", на сайте
www.Vensim.com)
Рис. 8. Модель Мира в системе STELLA (STELLA World Model) (ПРЯМОУГОЛЬНИКИ представляют УРОВНИ (накопители), Стрелки с ВЕНТИЛЯМИ представляют СКОРОСТИ ^(потоков), КРУЖКИ представляют переменные и константы, используемые для задания СКОРОСТЕЙ как функций от значения УРОВНЕЙ в момент времени t для итерации t+dt, где
t=1950,1951,...,2199, 2200 и dt=1)
Возможно, очаги для "вмешательства извне" обозначены соответствующими символами на схеме Форресте-ра, но более отчетливо они видны на диаграмме в системе STELLA, представленной на Рис. 8.
Таблица. Наименования элементов модели Мира в системе STELLA
и аспекты системы. Например, мы сами14 разработали более полную диаграмму работы системы образования и ее роли в обществе ... но мы редко используем её, потому что она не достаточно отражает вопросы, затронутые выше.
Цель предлагаемой работы не в том, чтобы создать завершенную модель, представляющую последнее слово, а в том, чтобы создать нечто полезное.
INTENDED HUMAN BIRTH RATE HUMAN BIRTH RATE HUMAN DEATH RATE HUMAN POPULATION ЗАДАННЫЙ УРОВЕНЬ РОЖДАЕМОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА КОЭФФИЦИЕНТ РОЖДАЕМОСТИ КОЭФФИЦИЕНТ СМЕРТНОСТИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ НАСЕЛЕНИЕ
HUMAN CAPITAL INCREASING HUMAN CAPITAL DECREASING HUMAN CAPITAL ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ УВЕЛИЧЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА СНИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА
HUMAN CONSUMPTION CONSUMABLES PRODUCTION RATE CONSUMABLES CONSUMPTION RATE ПОТРЕБЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВОМ ТЕМП ПРОИЗВОДСТВА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ ТЕМП РАСХОДА ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ТОВАРОВ
CONSUMPTION PER CAPITAL ENERGY CONSUMPTION ENERGY CONVERTION RATE ENERGY USAGE RATE РАСХОД НА ЕДИНИЦУ КАПИТАЛА ПОТРЕБЛЕНИЕ ЭНЕРГИИ ТЕМП ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ЭНЕРГИЯ ТЕМП ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭНЕРГИЯ
SOCIAL CAPITAL INCREASING SOCIAL CAPITAL DECREASING SOCIAL CAPITAL СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ ПОВЫШЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА СНИЖЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА
CUMULATIVE POLLUTION POLLUTION GENERATION RATE POLLUTION ABATEMENT RATE НАКАПЛИВАЕМОЕ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ТЕМП ПОВЫШЕНИЯ ЗАГРЯЗНЕНИЯ ТЕМП ОЧИСТКИ ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ
FINANCIAL CAPITAL INCREASING FINANCIAL CAPITAL DECREASING FINANCIAL CAPITAL ФИНАНСОВЫЙ КАПИТАЛ ПОВЫШЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КАПИТАЛА СНИЖЕНИЕ ФИНАНСОВОГО КАПИТАЛА
PRIORITY GIVEN TO SOCIAL DEVELOPMENT PRIORITY GIVEN TO ECONOMIC DEVELOPMENT ПРИОРИТЕТНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПРИОРИТЕТНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
BIOSPHERE INTEGRITY BIOSPHERE RESTORATION RATE BIOSPHERE DEGRADATION RATE ЦЕЛОСТНОСТЬ БИОСФЕРЫ ТЕМП ВОССТАНОВЛЕНИЯ БИОСФЕРЫ ТЕМП ДЕГРАДАЦИИ БИОСФЕРЫ
ECOLOGICAL CAPITAL INCREASING ECOLOGICAL CAPITAL DECREASING ECOLOGICAL CAPITAL ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ ПОВЫШЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КАПИТАЛА СНИЖЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КАПИТАЛА
CLIMATE INTEGRITY CLIMATE RESTORATION RATE CLIMATE DEGRADATION RATE ЦЕЛОСТНОСТЬ КЛИМАТ ТЕМП ВОССТАНОВЛЕНИЯ КЛИМАТА ТЕМП ДЕГРАДАЦИИ КЛИМАТА
Дж. Харич (НапЛ, 2010) [19] строит другую диаграмму, которая, по крайней мере, делает, правда, несколько минималистскую попытку представить виды социальных сил и петель обратной связи, с которыми мы имеем дело, а также то, как они взаимодействуют с возможностями вмешательства в биологическую/экономическую систему.
В этом месте важно высказать предостережение. Рассматриваемые модели не высечены в камне. Они всегда могут быть сделаны по-разному, и разные представления часто в конечном итоге выделяют самые разные свойства
«Этот» Кризис
Итак, теперь все выглядит так, будто «этот» кризис, с которым мы столкнулись, весьма отличается от того, чем его представляет большинство людей. Он связан с сохранением самой жизни на планете. Следовательно, наша основная задача, как социальных ученых, состоит в том, чтобы убедить научное сообщество заняться решением вопросов, которых оно упорно избегает.
Кризис является кризисом в научном понимании; действительно, это кризис понимания всего, чему посвящена наука.
Как мы собираемся внести свой вклад в понимание животворящей силы, способствующей эволюции планеты Геи? Как представить это понимание в наших диаграммах и придумать жизнеспособные предложения об использовании этого понимания (и социальных сил, разрушающих планету и жизнь на ней, то есть сил, которые правильнее всего охарактеризовать как силы Танатоса или Thanatosian), чтобы переломить Танатосианский процесс?
Второй половиной этого предложения я хочу обострить интерес к моему более раннему вопросу: Как нам разработать социокибернетическую (управленческую) систему, которая позволит человечеству выжить как виду?
Основополагающие вопросы, требующие решения
Каковы исследовательские вопросы, которые становятся приоритетными вследствие данного обсуждения? Позвольте мне остановиться на трех из них, которые возникли перед нами в последней части данной статьи.
1. Как мы должны представлять жизненную силу, способствующую расширяющемуся возникновению социальных механизмов с новыми эмерджентными свойствами в рамках диаграмм социокибернетических сил, управляющих работой аутопойэзисных социальных систем?
2. Более конкретно, как нам представлять анти-жизнь, Танатос, то есть силы, которые, как нам представляется, «органическим» образом ведут к эволюции иерархических социальных механизмов, которые, в конце концов, победят саму жизнь (именно органическую как высшее выражение аутопоэтических систем, имеющих эмер-джентные свойства)?
3. Как мы можем использовать наши знания о со-циокибернетической системе, управляющей работой и эволюцией общества, чтобы придумать и сконструировать социокибернетическую управляющую систему, которая позволит нашему биологическому виду и нашей среде обитания (аутопойэзисной системе, известной как планета Гея) выжить, то есть продолжить побеждать энтропию?
Сделаем сводку
Когда я читал лекции и публиковал работы на рассматриваемые темы в течение последних 25 лет, слушатели меня неоднократно спрашивали: «Но что могу сделать Я ?»
На самом деле, это следует из того, что было сказано, о необъятности действий, которые необходимо предпринять. Но, поскольку большинство из этих действий не являются очевидными, меня попросили составить их список. Хотя это и было сделано в другой работе (Raven, 1994, 1995, а наиболее полно и лаконично в Raven 2006) [33, 34, 36], я хотел бы сделать это здесь, потому что многие из них следуют непосредственно из сделанных
14 Системограмма сети социальных сил и петель обратной связи, увековечивающих деградацию современного общества (на английском языке) находится по адресу: http://www.eyeonsocietyco.uk/resources/ diagram%2020.6.pdf.
здесь наблюдений.
Например, мы видели, что для движения вперед, нам нужен парадигмальный сдвиг столь же значительный, как сдвиг, сделанный Ньютоном в физике, то есть, нам нужны новые способы осмысливания, отображения, измерения и освоения социальных сил. Сегодня большинство из нас хорошо знает, что мы не такие гении, как Ньютон. Такое наблюдение парализует нас: мы думаем, что нам нужен чемпион, но не знаем, где «его» найти. Но это не так. Это означает, что мы должны стараться разглядеть исследования и научно-исследовательские механизмы, которые будут способствовать возникновению требующегося преобразования мышления. Более того, эти механизмы необходимы также для проведения огромного спектра малых исследовательских проектов, важность которых мы увидели. Таким образом, мы можем сделать множество вещей. Мы можем настаивать на изменении открытого образа исследований и роли, которую он может сыграть в государственной службе. Мы можем настаивать на смене господствующего образа науки (редукционистской науки) на то, что можно назвать экологической наукой и оцениванием. Мы можем бросить вызов «большой науке», направленной на обоснование и поддержку существующих систем образования, здравоохранения и социальной политики. Мы можем искать пути вовлечения исследователей в каждый из сотен конкретных и по-настоящему необходимых проектов.
Подобные вещи вытекают из того, что мы увидели в требуемых формах бюрократии и демократии. Нам нужны механизмы, которые, по всем своим намерениям и целям, были бы прямо противоположны тем, которые имеются на данный момент. Хотя я также показал огромные препятствия для таких изменений, часть мною сказанного означает, что нам нужен фермент инноваций, в который каждый должен внести свой вклад. Итак, в действительности, теперь каждый может начать вести себя по-разному. Каждый человек имеет некоторую свободу движения. К тому же, то, что нужно сделать необозримо, и не предполагает руководства «здравого смысла». Скорее, эта система действий следует из альтернативного представления о том, чем является мир, и каким он должен быть. Следовательно, мы можем рассматривать ситуацию на общих основаниях. И можем начать относиться к нашим учителям, школам и местным властям по-разному. Мы не должны ждать центральной директивы, чтобы установить сетевые механизмы контроля таких должностных лиц и изменить наших собственные ожидания и ожидания других людей. Кроме того, существуют бесчисленные формальные исследовательские проекты, предназначенные для исполнения: найти более эффективные способы мышления об оценивании и воспитании многочисленных талантов; формализовать механизмы выполнения процедурной (в отличие от результативной) отчетности. Иными словами следует ответить на такие вопросы: Какие вещи должны сделать менеджеры, чтобы создать фермент инноваций, экспериментов, оценки и обучения? Как нам преодолеть тенденцию саморекламирующихся стратегий по подрыву оценки таких действий? Возможно, прежде всего, мы можем направить свои силы на реальное экспериментирование с альтернативными механизмами в области образования, здравоохранения и других систем.
Нет границ множеству дел, которые могут и должны быть сделаны. Что необходимо, так это воображение, с одной стороны, и готовность самим включиться в исполнение одной из необходимых дел, с другой стороны. Но вот в чем загвоздка. Приверженность к выполнению только одного из этих дел зависит от уверенности в том, что кто-то будет выполнять и некоторые другие действия. А это зависит от видения проблемы со стороны общества и от его потенциальной деятельности, которая в настоящее время представляется почти совсем отсутствующей.
Если существует что-нибудь, что можно назвать ле-
жащим в основе широко распространившегося системно-генерируемого кризиса, то, возможно, это оно и есть.
Резюме
Каждый из кризисов, которые мы обсуждали, взятый в отдельности, состоит из сети взаимосвязанных кризисов. Кроме того, каждая из этих сетей неразрывно связана с сетями, составляющими другие кризисы. Так, в некотором смысле, можно сказать, что кризис государственного управления является наиболее важным. Но это так именно потому, что требуется управлять взаимосвязанными финансовым и экологическим кризисом, угрожающими самому нашему существованию как биологического вида. И неспособность разработать более эффективную социокибернетическую систему управления обществом приводит к провалу социальной науки в данном вопросе. Но тогда дело принимает неожиданный оборот. Стало ясно, что проблемы, которые до сих пор рассматривались, вообще не могут быть решены на данном уровне. Это происходит потому, что все они являются просто симптомами гораздо более глубокой проблемы, состоящей именно в неработоспособной социальной системе. Затем выяснилось, что наиболее важным провалом социальной науки была неспособность заметить и выявить тренд в сторону неработоспособной централизованной командно-контрольной системы, которая способствует процессу саморазрушения, продолжающемуся с незапамятных времен. Понимание и вмешательство в деятельность этой системы требует принципиально нового подхода.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Отображение и суммирование физических сил
Как выяснилось, некоторые читатели не настолько знакомы с процедурами отображения, измерения и сложения физических сил, как это принято считать. Поэтому было подготовлено данное Приложение, в надежде оказать некоторую помощь.
Основной иллюстрацией является определение того, в каком направлении будет двигаться и с какой силой будут двигать козу двое мальчиков А и В, потянув за веревки, прикрепленные к ошейнику (Рис. 9).
Рис. 9. Два мальчика и Коза
Чтобы провести анализ направления и величины сил, эти три силы представлены на Рис. 10, где длины векторов пропорциональны величине силы, с которой каждый тянет в указанном направлении.
Рис. 10. Борьба между мальчиками и козой, представленная в векторах
Направление и сила результирующего вектора этой борьбы могут быть рассчитаны путем опускания перпендикуляров на каждое из двух измерений (или ортогональных осей), произвольно проведенных на Рис. 10 (Рис. 11). Суммирование этих проекций, или координат (т.е. А + В + К и А + В + К) дает координаты (К и
Т5\х х х У У У К К Т1 Т) Х11
Ку) конечного вектора результата борьбы Я на Рис. 11 (координаты слева от начала координат по оси Х и ниже начала на оси У - отрицательные). Вектор Я показывает силу и направление результата. (В этом случае, коза побеждает!)
Y 1 А В- К/\ /V в К. В
1
r] Ку : r i I ti к
Рис. 11. Расчет результата борьбы с козой
Отображение и сложение сил, действующих на парусную лодку, сложнее, но процесс аналогичен. Даже упрощенная схема должна включать силу давления ветра на парус, результирующую тягу мачты, передающуюся через канаты, прикрепленные к внешнему углу паруса и корме лодки, действие руля, и, самое главное для нашего обсуждения, силу действия моря на киль (Рис. 12).
Почему киль так важен для нашего обсуждения?
До Ньютона, не только не было понятия «сила» (столь очевидного для нас теперь), но движение парусных лодок было в гораздо большей степени, чем позже, отдано на Божью волю. Лодки могли плыть только по ветру. Если их капитаны хотели достичь пункта назначения с наветренной стороны, они должны были дрейфовать и молиться о попутном ветре.
Рис. 12. Силы, действующие на парусную лодку ( Force of Water on Keel - Сила давления воды на киль;
Wind Direction - Направление ветра; Sum Of All Forward Forces - Сумма всех действующих сил;
Boat Course - Курс лодки;
Sail Force - Сила тяги паруса)
Первое, что сделал Ньютон, была демонстрация возможности измерения гипотетической «силы» этого невидимого ветра. Он сделал это, сначала прыгнув по ветру и измерив длину прыжка, а затем, прыгнув против ветра и сделав аналогичное измерение. Разница между результатами измерений показала ему силу ветра.
Тогда среди ньютоновых «законов движения», возникла идея, что «для каждой силы есть равное по величине и противоположное по направлению противодей-
ствие».
Теперь зададимся вопросом: «Где возникает равная и противоположная реакция на силу ветра у парусной лодки?»
В море?
Хорошо. Если так, то как её можно использовать?
Ответ: «Добавлением киля парусной лодке». И это именно то, что показано на Рис.4. Использование невидимой силы действия моря является ключом к возможности для лодки плыть против ветра.
Важно отметить, что ни один из описанных вариантов не сообразуется со «здравым смыслом». Действительно, с позиции здравого смысла, которая предшествовала Ньютону, это просто безумие. Я имею в виду, его просто сумасшедшее предположение, что существует сила в море! Необходимые разработки не могли быть сделаны до тех пор, пока Ньютон не сформулировал понятие силы, не показал, что она измерима и ведет себя предсказуемо закономерным образом.
Ньютон проделывал что-то еще более близкое к тому, что мы пытаемся сделать здесь, а именно, он стремился отобразить силы, определяющие орбиты планет и вычислить их совокупные воздействия.
Во-первых, ему понадобилось понятие «тяготения» (гравитации). Потом он снова должен был продемонстрировать, что его можно измерить. А потом показать, что результаты были непротиворечивы. И что очень удивительно, мешки угля и десертные ложки падали с верхней площадки башни до земли одно и то же время.
А потом он должен был найти способ интеграции всех взаимодействующих тяготений планет друг с другом.
Для решения этой задачи ему пришлось изобрести дифференциальное и интегральное исчисление.
Нам не придется этого делать.
Но мой тезис состоит в том, что, если мы хотим развивать лучшие способы мышления о природе, измерении и использовании социальных сил, то мы должны поставить и решить совершенно аналогичный ряд проблем.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Bookchin, M. (1992). A green economy or green economics? Newsletter of the Committee on the Political Economy of the Good Society, 2(2), 9-10.
2. Bookchin, M. (2005 [1971; 1991]). The Ecology of Freedom: The Emergence and Dissolution of Hierarchy. Oakland, CA: AK Press.
3. Braudel, F. (2002). Civilization and Capitalism 15 th-18th Century: The Structure of Everyday Life: (Volume 1). London: Phoenix Press. (Русск. перевод: Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т.1. Структуры повседневности: возможное и невозможное. Пер. с фр.: Fernand Braudel. Civilisation matérielle, économie et capitalisme, XV-XVIII siècle T.1. Les structures du quotidien: le possible et l'impossible / 2 изд. - М.: Издательство «Весь Мир», 2006 г.- 592 с. - ISBN 5-7777-0345-3, 978-5-7777-0345-3
4. Brown, L. R., et al. (1984-2010). State of the World Reports: 1984-2010: Worldwatch Institute Reports on Progress Toward a Sustainable Society. London: Earthscan Publications.
5. Chapman, J. (2004) System Failure: Why Governments Must Learn to Think Differently London: Demos.
6. Chomsky, N. (1989). Necessary Illusions: Thought Control in Democratic Societies. London: Pluto Press.
7. Chomsky, N. (1991). Deterring Democracy. Reading, England: Vintage Books.
8. Chomsky, N. (1993). Year 501: The Conquest Continues. London: Verso.
9. Daly, H. E., & Cobb, J. B. (1991). For the Common Good: Redirecting the Economy Toward Community, the Environment, and a Sustainable Future. Boston, MA: Beacon Press.
10. Emery, F. E. (1974). Panning for real but different worlds. In R. L. Ackoff, (Ed.), Systems and Management An-
nual, 1974. New York: Petrocelli. Emery, F. E. et al. (1974). Futures We're In. Canberra: Australian National University, Centre for Continuing Education.
11. Estulin, D. (2009). Shadow Masters: An International Network of Governments and Secret-Service Agencies Working Together with Drugs Dealers and Terrorists (Second Edition). Walterville, OR: Trine Day.
12. Estulin, D. (2009). The True Story of the Bilderberg Group. Walterville, OR: Trine Day.
13. François, C. (Ed.) (2004). International Encyclopaedia of Systems and Cybernetics (Second Edition). Munich: Saur Verlag.
14. George, S. (1988). A Fate Worse Than Debt. London: Penguin Books.
15. George, S. (2008). We The Peoples of Europe. London: Pluto Press.
16. George, S. (2010). Whose Crisis, Whose Future? Cambridge, England: Polity Press.
17. Grignon, P. (2007). Money as Debt. Animated video viewable on line: http://www.youtube.com/ watch?v=jqvKjsIxT_8 (ссылка проверена и исправлена на актуальную переводчиком) ( на момент перевода статьи на русский язык, П.Григнон снял еще два выпуска серии «Деньги как долг»: Grignon, P. (2009). Money as Debt II. http://www.youtube.com/watch?v=l_IgcmsqnVM. Grignon, P. (2011). Money as Debt III. http://www.youtube. com/watch?v=rxZhtGeRa-M - дополнение переводчика)
18. Hancock, G. (1991). Lords of Poverty: The FreeWheeling Lifestyles, Power, Prestige and Corruption of the Multi-billion Dollar Aid Business. London: Mandarin.
19. Harich, J. (2010). Change resistance as the crux of the environmental sustain-ability problem. System Dynamics Review, 26(1) (January-March 2010), 35-72. Published online 14 January 2010 in Wiley InterScience (www.interscience. wiley.com) DOI: 10.1002/sdr.431 http://www.eyeonsociety. co.uk/resources/Harich_Fig_3.pdf
20. Kanter, R. M. (1985). The Change Masters: Corporate Entrepreneurs at Work. Hemel Hempstead: Unwin Paperbacks.
21. Klein, N. (2007). The Shock Doctrine: The Rise of Disaster Capitalism. London: Penguin Book (Русский перевод: Кляйн Н. Доктрина шока. Расцвет капитализма катастроф. — М.: Добрая книга, 2009. — 656 с.)
22. Lane, R. E. (1991). The Market Experience. New York: Cambridge University Press.
23. Lovelock, J. E. (1979). Gaia, A New Look at Earth. Oxford: Oxford University Press.
24. Marks, N., Simms, A., Thompson, S., & Abdallah, S. (2006). The (Un)happy Planet Index: An Index of Human Well-being and Environmental Impact. London: New Economics Foundation. Downloadable from www.neweconom-ics.org and www.happyplanetindex.org
25. Meadows, D. H., Meadows, D. L., & Randers, J. (2008). www.Vensim\models\sample\WRLD3-O03\ World3_03_Scenarios.wmfView: Title Page
26. Mill, J. S. (1859/1962). Representative Government. London: Dent. (Русский перевод: Милль Дж.Ст. Размышления о представительном правлении. - С.-Петербург: Яковлев, 1863 г. - 361 с.; 18 глав. Изд. вышло в 2-х вып. Милль Дж.Ст. Рассуждения о представительном правлении. Серия «Политика»- Челябинск: Социум, 2006.- 384 с. - ISBN: 5-901901-57-6 )
27. Mulej, M. et al. (Stane Bozicnik, Vesna Cancer, Anita Hrast, Tadeja Jere Lazanski, Karin Jurse, Stefan Kajzer, Jozica Knez-Riedl, Tatjana Mlakar, Nastja Mulej, Vojko Potocan, Filippina Risopoulos, Bojan Rosi, Gerald Steiner, Tjasa Strukelj, Dusko Ursic, Zdenka Zenko) (2009). Dialectical Systems Thinking and the Law of Requisite Holism Concerning Innovation. Maribor: University of Maribor, Department of Business Studies
28. New Economics Foundation (2010). Growth isn't Possible. London, England: New Economics Foundation.
29. Perkins, J. (2006). Confessions of an Economic Hit Man: The Shocking Story of how America Really Took Over
the World. London: Ebury Press.
30. Pettifor, A. (2006). The Coming First World Debt Crisis. Basingstoke: Palgrave Macmillan.
31. Ponting, C. (1985). The Right to Know. London: Sphere Books.
32. Raven, J. (1984/97). Competence in Modern Society: Its Identification, Development and Release. Unionville, New York: Royal Fireworks Press. www.rfwp.com (First published in 1984 in London, England, by H. K. Lewis.) (Русский перевод: Дж. Равен. Компетентность в современном обществе.- М.: Когито-Центр, 2002 г. - 396 с. -ISBN 0-7186-0481-4, 5-89353-052-7)
33. Raven, J. (1994). Managing Education for Effective Schooling: The Most Important Problem Is to Come to Terms with Values. Unionville, New York: Trillium Press. www. rfwp.com (также можно получить у автора, обратившись по адресу: 30, Great King Street, Edinburgh EH3 6QH.)
34. Raven, J. (1995). The New Wealth of Nations: A New Enquiry into the Nature and Origins of the Wealth of Nations and the Societal Learning Arrangements Needed for a Sustainable Society. Unionville, New York: Royal Fireworks Press www.rfwp.com; Sudbury, Suffolk: Bloomfield Books.
35. Raven, J. (2001). Some barriers to the introduction of competency-oriented education (Chapter 23). In J. Raven & J. Stephenson (Eds.), Competence in the Learning Society. New York: Peter Lang.
36. Raven, J. (2006) Toward a Sustainable Society: Next Steps. Proceedings of the 8th International Conference on Linking Systems Thinking, Innovation, Quality, Entrepre-neurship and Environment. (STIQE) 2006. Faculty of Economics and Business, Maribor, Slovenia, June. www.ipmmp. si/publica/proc/proc.htm
37. Raven, J. (2008). The emergence of hierarchy, domination and centralisation: Reflections on the work of Murray Bookchin. Journal for Perspectives of Economic, Political, and Social Integration, 14(1-2), 11-75. Доступно по ссылке : http://www.eyeonsociety.co.uk/resources/Bookchin.pdf
38. Raven, J., Johnstone, J., & Varley, T. (1985;. Opening the Primary Classroom. Edinburgh: Scottish Council for Research in Education.
39. Raven, J., & Stephenson, J. (Eds.). (2001). Competence in the Learning Society. New York: Peter Lang.
40. Ridley, M. (2010). The Rational Optimist: How Prosperity Evolves. London: Fourth Estate.
41. Robb, F. F. (1989). Cybernetics and Superhuman Au-topoietic Systems. Systems Practice, 21, 47-74.
42. Roberts, A. E. (1984). The Most Secret Science. Fort Collins, CO: Betsy Ross Press.
43. Shiva, V (1998). Biopiracy: The Plunder of Nature and Knowledge. London: Green Books.
44. Wackernagel, M., & Rees, W. E. (1996). Our Ecological Footprint: Reducing Human Impact on the Earth. Philadelphia: New Society Publishers.
45. Wilkinson, R., & Pickett, K. (2009). The Spirit Level: Why More Equal Societies Almost Always Do Better. London: Allen Lane.
И.В. Руденко, С.А. Котова КОМПЛЕКС УСЛОВИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ...
CRISIS? WHAT CRISIS? (continuation - part III)
© 2015
© Translation into Russian, O.N. Yarygin, 2015
J. Raven, Ph.D.
Edinburgh, Scotland (UK)
Abstract. This publication is a continuation of Dzh.Ravena published in the journal "Azimuth Scientific Research: Economics and Management" №4, 2014, includes parts I and II. Part I brings together material suggesting that the current financial "crisis" may well have been engineered to strengthen the hand of a relatively small group of people who use international financial institutions to manage the planet more generally. It is concluded that, behind the financial crisis lies a public management crisis. Part II discusses the interlinked crises in our habitat. It seems that we have to radically change the way we live if we are to survive as a species. In Part III it is suggested that these interlinked crises are even more deeply embedded in human societal organization than has been suspected. The trend toward centralized command-and-control management of human societies appears to have been proceeding inexorably since time immemorial. This appears to require the invention of more and more useless work to create the divisions which compel people to participate in the destructive activities which pre-occupy most societies. The financial and management crises then appear as symptoms of dysfunctional social organization, not as crises that can be addressed directly. Most of Part III is devoted to outlining ways in which the socio-cybernetic processes involved may be studied and the results used to design more appropriate sociocybernetic (governance) systems.
Keywords: system-generated crisis, a hierarchical social system, sociocybernetics, autopoiesis, a network of social forces, long-term interests of society, reductionist science, system dynamics, the survival of the human species.
УДК 373
КОМПЛЕКС УСЛОВИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ДИДАКТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В МАТЕМАТИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© 2015
И.В. Руденко, доктор педагогических наук, профессор Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия) С.А. Котова, заместитель заведующего по воспитательной и методической работе д/с № 66 «Матрешка», студент магистратуры Тольяттинского государственного университета
АНО ДО «Планета детства «Лада», Тольятти (Россия)
Аннотация. В статье рассматриваются результаты целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм математического развития старших дошкольников, от которых зависит эффективность реализации дидактического потенциала информационных технологий.
Ключевые слова: информационно-коммуникационные технологии, цифровые образовательные ресурсы, дидактический потенциал, интерактивные игры, математическое развитие старших дошкольников, интерактивная доска.
Информатизация мирового сообщества, происходящая в настоящее время, является научным и реальным фактом. Этот ообъективный процесс характерен и для России. Наиболее возрастающая роль знаний, информации в общественном развитии отразилась в Концепции региональной информатизации (2014 г.) [5]. Важнейшая задача развития российского образования заключается в обновлении содержания и повышении уровня образования, достижении его нового качества. В Концепции модернизации российского образования до 2020 г. наивысший приоритет получило направление информационно-коммуникационных технологий и электроники. В этих условиях, как отмечается в Концепции, решающее значение «приобретает проблема информатизации образования, понимаемая ее не как простое представление учебной информации в цифровом виде, а как создание педагогически спроектированной информационно-образовательной среды образовательного учреждения» [4].
В педагогике условия чаще всего понимают как факторы, обстоятельства, от которых зависит эффективность педагогической системы. Применительно к нашему исследованию под педагогическими условиями мы понимаем «результат целенаправленного отбора, конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения» [3], которые способствуют эффективной реализации дидактического потенциала информационных технологий в математическом развитии старших дошкольников.
К условиям, влияющим на эффективную реализацию дидактического потенциала информационных технологий в математическом развитии детей старшего дошкольного возраста, отнесём:
1) программно-методическое обеспечение процесса математического развития, содержащее информацион-
ные технологии;
2) развитие положительной мотивации старших дошкольников в образовательной деятельности;
3) организацию практической деятельности, обеспечивающей увеличение меры субъектности ребёнка в выполнении программных задач.
Итак, первое условие - наличие программно-методического обеспечения процесса математического развития детей старшего дошкольного возраста, которое предполагает использование информационных технологий, изучение программного обеспечения и создание цифровых образовательных ресурсов. Математическое развитие дошкольников строится в соответствии с основной образовательной программой (ООП) дошкольного учреждения. В рамках реализации Программы процесс формирования элементарных математических представлений представляет собой интеллектуальное развитие детей, формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления на основе овладения детьми количественными отношениями предметов и явлений окружающего мира. При постановке и реализации задач математического развития дошкольников учитываются: закономерности становления и развития познавательной деятельности, умственных процессов и способностей, личности ребенка в целом; возрастные возможности дошкольников в усвоении знаний и связанных с ними навыков и умений; принцип преемственности в работе детского сада и школы.
Наряду с традиционными направлениями развития математических представлений (количественных, величинных, геометрических, пространственных и временных) образовательная программа содержит развивающие задачи:
- развивать логическое мышление (формирование