Научная статья на тему 'Кризис идентичности как фактор проявления синдрома эмоционального выгорания у женщин-матерей'

Кризис идентичности как фактор проявления синдрома эмоционального выгорания у женщин-матерей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1687
293
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИНСТВО / КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ / МАТЕРИНСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ / РОДИТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / СИМПТОМЫ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ / MOTHERHOOD / IDENTITY CRISIS / MOTHER'S IDENTITY / PARENTAL ACTIVITY / EMOTIONAL BURNOUT / SYMPTOMS OF THE SYNDROME OF EMOTIONAL BURNOUT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ильина Татьяна Игоревна, Гуриева Светлана Дзахотовна

В данной статье предлагается новый взгляд на условия развития эмоционального выгорания у женщин-матерей. Статья представляет собой аналитический обзор литературы, в которой рассматривается период появления у женщины первого ребенка как кризис идентичности, что усиливает вероятность развития синдрома эмоционального выгорания. Анализируются основные аспекты профессионального выгорания в применении к родительской деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTITY CRISIS AS A FACTOR IN MANIFESTATION OF SYNDROME OF EMOTIONAL BURNOUT AMONG WOMEN HAVING CHILDREN

In this article a new view on conditions of development of syndrome of emotional burnout among women having children is offered. The article represents an analysis of the scientific literature on the period of the appearance of a woman’s first child which is considered as an identity crisis and increases the likelihood of developing a burnout syndrome. The basic aspects of professional burnout as applied to parenting are analyzed.

Текст научной работы на тему «Кризис идентичности как фактор проявления синдрома эмоционального выгорания у женщин-матерей»

Т.И. Ильина, С.Д. Гуриева

(Санкт-Петербург)

КРИЗИС ИДЕНТИЧНОСТИ КАК ФАКТОР ПРОЯВЛЕНИЯ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ЖЕНЩИН-МАТЕРЕЙ

IDENTITY CRISIS AS A FACTOR IN MANIFESTATION OF SYNDROME OF EMOTIONAL BURNOUT AMONG WOMEN HAVING CHILDREN

В данной статье предлагается новый взгляд на условия развития эмоционального выгорания у женщин-матерей. Статья представляет собой аналитический обзор литературы, в которой рассматривается период появления у женщины первого ребенка как кризис идентичности, что усиливает вероятность развития синдрома эмоционального выгорания. Анализируются основные аспекты профессионального выгорания в применении к родительской деятельности. Ключевые слова: материнство, кризис идентичности, материнская идентичность, родительская деятельность, эмоциональное выгорание, симптомы эмоционального выгорания.

In this article a new view on conditions of development of syndrome of emotional burnout among women having children is offered. The article represents an analysis of the scientific literature on the period of the appearance of a woman's first child which is considered as an identity crisis and increases the likelihood of developing a burnout syndrome. The basic aspects of professional burnout as applied to parenting are analyzed.

Key words: motherhood, identity crisis, mother's identity, parental activity, emotional burnout, symptoms of the syndrome of emotional burnout.

Мы живем в эпоху глобализации, радикальных изменений в сознании людей, трансформации структурных единиц общественной организации, что ставит под угрозу первооснову духовной культуры, единицу функционирования общества - семью. Происходящие изменения во всех сферах жизнедеятельности, такие как сокращение многодетных семей, добровольный отказ иметь детей, сокращение населения, увеличение количества разводов и, соответственно, матерей-одиночек и детей-беспризорных, рост незарегистрированных браков и, как следствие, рождение официально незарегистрированных детей - подрывают основы функционирования семьи - происхо-

дят девальвация семейных ценностей, падение социально значимой роли материнства.

Одним из крупнейших направлений в современной психологической и педагогической науке является психология материнства. С одной стороны, интерес к материнству как психосоциальному феномену обусловлен потребностями психологической поддержки матерей, профилактики де-виантного материнства, с другой стороны, активным проникновение в общественное сознание идеи об «эксклюзивной» роли матери в раннем развитии ребенка. В исследовании феномена материнства выделяются два аспекта: материнство как формирование условий для гармоничного ребенка

и материнство как элемент личностной идентичности женщины. Именно с появлением ребенка для женщины возникает новая социальная роль, подразумевающая конец ее существования как отдельного существа и требующая нового непременного и бесповоротного ее участия в отношениях «мать-дитя» [16].

Ни одна психологическая школа не обошла вниманием период первой беременности как важный этап в формировании женской идентичности [7, с. 181-184], например, в трансперсональной психологии, период появления в жизни женщины ребенка (начиная с беременности) рассматривается как «экзистенциальный кризис невероятного размаха» [6]. В психоаналитическом направлении этот период рассматривается как особая ситуация для адаптации, представляющая собой кризисный этап жизни женщины [15].

В отечественной психологии период становления материнской идентичности рассматривается в рамках теорий развития. Так, Е.Б. Айвазян, Г.А. Арина, В.В. Николаева, например, рассматривают беременность как кризис «взрослого возраста», вызванный кардинальными телесными переменами, непатологическими по своей природе [1]. Во многих исследованиях, посвященных изучению первой беременности как кризисного периода в жизни женщины, обозначены проблемы материнской идентичности и влияние экзистенциального кризиса на этот процесс, что позволяет судить о научном интересе к данному явлению высокой теоретической и практической значимости.

Особый интерес в данном контексте представляет такой прикладной аспект проблемы, как эмоциональное состояние женщины, переживающей этот кризис материнской идентичности. Л.Г. Жедунова, Д.А. Пономарева отмечают, что он может протекать на неосознанном уровне. В данном случае наблюдается конструктивное преодоление этого периода и формирование у женщины новой идентичности. Воздействие различных факторов (биологических, социокультурных, индивидуально-психологических)

может отягощать этот период, усиливая его эмоциогенность. Представляется возможным, что в этом случае у женщин в период первого года жизни ребенка может наблюдаться развитие синдрома эмоционального выгорания («burnout»), описанного в работах зарубежных исследователей.

Термин «burnout» ввел американский психиатр Х. Дж. Фейденберг в 1974 году для описания специфического расстройства личности у здоровых людей, чья профессиональная деятельность связана с активным взаимодействием с другими людьми. Лица, у которых наблюдались симптомы этого расстройства, являлись представителями так называемых «помогающих профессий» - врачи, учителя, психологи, социальные работники, полицейские. Было замечено, что среди таких специалистов часто встречаются люди черствые, раздражительные, проявляющие резкое, дезадаптивное поведение. Кроме того, значительное количество изучаемых специалистов обладали различного рода психосоматическими расстройствами [14]. Такую «плату за сочувствие» первоначально признали особенностью помогающих профессий, а затем обнаружили и среди самых разных специалистов.

Т. Кокс и А. Гриффитс описывают наиболее распространенные симптомы, встречающиеся среди лиц, страдающих эмоциональным выгоранием. В общей сложности их насчитывается около 150, и все они могут быть условно разделены на три категории симптомов - аффективные: угрюмость, плаксивость, нестабильность настроения, истощение эмоциональных ресурсов; когнитивные: ощущение безысходности и безнадежности, ригидность мышления, циничность, отстраненность в общении с коллегами и клиентами, стереотипное отношение; мотивационные: исчезновение присущих человеку мотиваций, а именно: старания, энтузиазма, заинтересованности и идеализма - и напротив, появление разочарования, неудовлетворенности, возможен отказ от должности [19, с. 25-30].

Такое многообразие симптомов эмоционального выгорания создавало трудности

для формирования общей концепции, описывающей это явление, до тех пор, пока в 1976 году К. Маслач и С. Джексон не разработали теоретическую модель эмоционального выгорания, рассматривающую выгорание как специфический синдром. Авторы описывают три основных типа симптомов, характерных для синдрома:

эмоциональное истощение - усталость, опустошенность, вызванная постоянными переживаниями и напряжением от работы с другими людьми;

деперсонализация - преимущественно негативная, циничная реакция на поведение других людей;

редукция личных достижений - принижение результатов собственной профессиональной деятельности.

Следует отметить, что только совокупность этих трех проявлений является содержанием эмоционального выгорания. Такая трехкомпонентная модель легла в основу известного опросника MBI (Maslach Burnout Iventory). Соответственно, выделяют три основных теоретических подхода к пониманию синдрома эмоционального выгорания: индивидуально-психологический - рассматривает противоречие между высокими ожиданиями личности от предстоящей трудовой деятельности и реальностью, в которой «спасти всех» не представляется возможным; социально-психологический - поиск причин выгорания в специфике самой работы, подразумевающей множественные неглубокие психологические контакты, являющиеся достаточно изматывающими для работника; организационно-психологический - изучение распространенных организационных проблем взаимодействия руководителей и подчиненных, трудности в их коммуникации, непонимание основ функционирования представителей руководства.

В работе Т. Кокса и А. Гриффитс впервые представлена попытка систематизировать выявленные разными авторами симптомы эмоционального выгорания. Исследователи сошлись на том, что все симптомы позволяют создать условную интегративную

модель эмоционального выгорания, основными компонентами которой являются: чрезмерно высокий уровень мотивации, неблагоприятная рабочая обстановка и применение неэффективных копинг-стратегий.

В отечественной науке также рассматривается проблема эмоционального выгорания начиная с 1980-х годов, однако первые упоминания этого феномена можно обнаружить в работах Б.Г. Ананьева, который описывал существование некоторого отрицательного явления, возникающего преимущественно у людей, работающих в системе «человек-человек». Б.Г. Ананьев использовал термин «эмоциональное сгорание», однако в его работах феномен лишь был обозначен, без серьезной эмпирической базы [2].

Существует несколько синонимичных терминов, характеризующих описанный синдром: профессиональное выгорание, психическое выгорание, эмоциональное сгорание. Во многом теоретические подходы к описанию синдрома эмоционального выгорания в отечественной психологии сводятся к осмыслению западного опыта. Так, в обзоре Н.Е. Водопьяновой, Е.С. Стар-ченковой «Синдром эмоционального выгорания: диагностика и профилактика» [5, с. 84-90] во многом используются взгляды, принятые в западных источниках. Примечательно, что в обзоре понятия «эмоциональное выгорание» авторы касаются исключительно профессионального контекста. Такой подход является наиболее типичным для отечественной психологии, которая рассматривает выгорание как часть процесса профессионализации.

Н.В. Мальцева отмечает негативный эффект процесса профессионализации, определяя эмоциональное выгорание как «сложное структурно-динамическое образование, которое формируется в процессе педагогической деятельности и является негативным эффектом профессионализации» [12, с. 77].

Более общее определение данному процессу дает В.В. Бойко, который исходил из понимания синдрома с точки зрения теории

стресса и общего адаптационного синдрома. Автор считает этот синдром «выработанным личностью специфическим механизмом психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на избыточное психотравмирующее воздействие» [4, с. 4].

Как видно, наиболее характерным для отечественной психологии является рассмотрение синдрома эмоционального выгорания в рамках психологии труда. Подавляющее большинство научных работ, касающихся эмоционального выгорания, подробно описывают детерминанты, условия и этапы развития синдрома, специфику личностных характеристик лиц, попадающих в «зону риска», но все эти изыскания затрагивают преимущественно профессиональную сферу. Так, за последние 25 лет было опубликовано множество работ об эмоциональном выгорании среди учителей, медицинских и социальных работников, психологов [5]. Тем не менее практика показывает, что симптомы эмоционального выгорания встречаются и в других сферах человеческой жизни. Об этом свидетельствуют не только наработки практикующих психологов и психотерапевтов, но и появляющиеся научные работы, описывающие синдром эмоционального выгорания вне профессиональной сферы, переводя этот феномен в разряд экзистенциальных проблем.

Эмоциональное выгорание матери. Впервые в отечественной науке появилось диссертационное исследование об эмоциональном выгорании матерей в 2010 году [3]. В качестве объекта исследования Л.А. Базалева сосредоточилась на женщинах, которые являются матерями в благополучных семьях, однако испытывают известные симптомы эмоционального выгорания, не выдерживая многочисленные стрессогенные факторы, вызванные психическими, психологическими, физическими, эмоциональными и социальными нагрузками материнства. В результате многолетнего исследования автором были сформулированы выводы о том, что специфический набор личностных

качеств матери и характер ее отношений с ребенком значимо коррелируют с уровнем эмоционального выгорания. Помимо собственно выводов по теме исследования, работа также имеет огромное значение как первый успешный научно обоснованный труд, выводящий феномен выгорания за пределы сугубо профессиональной сферы. На его основе можно утверждать, что и дет-ско-родительские отношения могут стать причиной развития синдрома эмоционального выгорания. Подтверждением нашего утверждения можно считать, в том числе, научную монографию Е.И. Захаровой «Психология освоения родительства», в которой впервые родительство описано как особого рода деятельность, включающая все основные характеристики трудовой деятельности [8]. Кроме того, Е.В. Иванова также описывает родительство как особый вид деятельности взрослых [9, с. 174]. Таким образом, феномен, традиционно рассматриваемый в контексте профессиональной деятельности, вполне правомерно рассматривать и применительно к родительству.

В дальнейшем эта проблема также получила развитие, результатом которого можно считать статью «Эмоциональное выгорание матери: новая проблема в перинатальной психотерапии» Г.Г. Филипповой, которая, опираясь на богатый практический опыт, подробно описывает причины возникновения синдрома эмоционального выгорания у матерей в благополучных семьях [17, с. 154159].

Примечательно, что особый научный и практический интерес к феномену эмоционального выгорания матерей - явление совсем новое, хотя отношения в диаде мать-дитя лежат в основе формирования человечества, не только как носителя общественных отношений, но и как биологического вида. Возникает вопрос, почему до сих пор эмоциональное состояние матери, воспитывающей маленького ребенка, не вызывало научного интереса? Можно предположить, что ответ на этот вопрос кроется в том, что исторически модель материнства как социальной роли усваивалась женщи-

ной с самого детства. Тенденция к многодетности в традиционных культурах давала возможность подрастающим девочкам осваивать как практические, так и психологические навыки ухода за ребенком еще в период собственного детства. Таким образом, появление собственных детей не несло для женщин такого страха неизвестности, как для современных. Современные женщины в вопросах материнства часто склонны обращаться не к опыту поколений, а к различным научным и популярным литературным источникам, которые порой содержат крайне противоречивую информацию, что лишь усиливает тревожность «молодых» мам.

Основной причиной возникновения данного синдрома, по мнению Г.Г. Филипповой, являются возрастающие требования матери к себе, которые формируются у молодой матери (речь здесь идет не столько о возрасте женщины, сколько о ее материнском «стаже») под влиянием общественного сознания. За последние годы в него все глубже проникают благие на первый взгляд представления об исключительной роли матери в развитии и становлении личности ребенка. Популярность самой разнообразной литературы, содержащей порой противоречащие друг другу рекомендации о воспитании детей, погружает женщин в бездонное море, в котором каждый остров - это еще одно свидетельство ее несостоятельности.

Эти обстоятельства выводят проблему материнского эмоционального выгорания за пределы сугубо психологического контекста. Коль скоро речь идет об уровне освоения женщинами «навыков материнской деятельности», представляется целесообразным рассматривать проблему как психолого-педагогическую. Такой взгляд позволит сделать исследование проблемы материнского эмоционального выгорания, развивающегося на фоне кризиса идентичности, более практикоориентированным.

Вместе с популярными изданиями о роли материнско-детских отношений в психическом и физическом состоянии ребенка пишут и в серьезных научных источниках [18]. Все это оказывает серьезное влияние

на эмоциональное состояние матери, вызывая в дальнейшем серьезные нарушения как на психологическом, так и на физиологическом уровне, что характерно для людей с эмоциональным выгоранием. Г.Г. Филиппова предлагает перечень основных симптомов синдрома эмоционального выгорания в приложении к материнству:

- физические: усталость, утомление, снижение веса, нарушения сна и его недостаточность, общее ухудшение состояния здоровья;

- эмоциональные: усталость, безразличие, пессимизм; отсутствие ярких эмоций, ощущение одиночества и безнадежности, чувство беспомощности; раздражительность; тревожность, снижение концентрации; гипертрофированное чувство вины, депрессия; истерики, потеря ориентиров для личностного роста;

- интеллектуальные: скука, тоска, апатия, снижение интереса к новым впечатлениям; потеря вкуса к жизни;

- социальные: низкий уровень социальной активности, снижение интереса к досугу и отсутствие возможности для его проведения (рис.1).

Как видно, симптомы материнского выгорания очень сходны с симптомами выгорания в профессиональной сфере. С одной стороны, это дает возможность распространить термин «эмоциональное выгорание» за пределы профессиональной сферы и применять его, в том числе, к определению состояния женщин-матерей. С другой стороны, возникает вопрос, есть ли в таком случае необходимость изучать эмоциональное выгорание у матерей как отдельный феномен или достаточно будет использовать наработки специалистов, рассматривавших профессиональную сферу?

Для ответа на этот вопрос представим описание основных аспектов эмоционального выгорания в профессиональной сфере («профессиональное выгорание») и у матерей («материнское выгорание») в виде сравнительной таблицы. Среди многообразия профессий, представители которых чаще других сталкиваются с синдромом

Рис. 1. Симптомы эмоционального выгорания, остановимся на педагогах, суть работы которых заключается во взаимодействии с детьми, как и у рассматриваемой нами родительской «деятельности» (табл. 1).

Как видно, и труд педагога, и деятельность матери обладают очень сходными аспектами, способствующими возникновению синдрома эмоционального выгорания. Тем не менее, непрерывный характер материнской вовлеченности в «работу», несравнимо большая эмоциональная вовлеченность в общение с ребенком, бесперспективность деятельности матери (отсутствие «карьерного роста» или видимых показателей успешности материнской деятельности) создают особую, отличную от профессиональной, ситуацию. В то время как педагог (или представитель любой другой профессии) всегда имеет «запасной выход» в виде увольнения, смены вида деятельности, мать остается «заложником» своего

ринского выгорания.

положения (мы не рассматриваем крайние случаи асоциального поведения).

Как было отмечено выше, появление первого ребенка само по себе является крайне эмоциогенным периодом в жизни женщины и приравнивается к одному из кризисов идентичности, переживание которого для каждой женщины проходит по-разному. В некоторых случаях кризис остается неосознанным, и новая роль воспринимается женщиной позитивно, нагрузки материнства в этом случае не кажутся непосильными, и даже периодическая усталость воспринимается женщиной в целом спокойно. В иных же случаях новая социально-биологическая роль осваивается женщиной путем серьезной внутренней дисгармонии, переживается как действительно кризисный период, что само по себе серьезно истощает эмоциональные силы женщины. В этом случае те аспекты родительства, которые выделяются как факторы риска для развития синдро-

Таблица 1.

Сравнительный анализ профессионального и материнского выгорания

Профессиональное выгорание [13] Материнское выгорание [17] Примечание

Высокий уровень социальной ответственности Высокая ответственность за выполняемые функции *Высокийуровень ответственности за результат и последствия невыполнения

Эмоциональные перегрузки, стрессы Большая постоянная эмоциональная насыщенность актов взаимодействия *Длительное нахождение в состоянии эмоционального стресса

Физическое переутомление от сверхурочной и дополнительной работы Физическое утомление от напряженного ритма деятельности и постоянно повторяющихся действий **Физическое переутомление от монотонной, рутинной работы

Неудовлетворенность уровнем оплаты труда Недостаточное поощрение труда (материальное и психологическое) **Отсутствие благодарности, поощрения, сочувствия

Повышение требований со стороны общества к профессиональным качествам Незаслуженная критика *Перфекционизм, высокий уровень критичности

Страх перед прохождением аттестации Высокая степень неопределенности в оценке выполняемой работы *Страх ошибиться: сделать что-то неправильно

Эмоциогенность педагогического труда Необходимость внешне проявлять эмоции, не соответствующие реалиям **Эмоциональность

Регламентированный характер трудовой активности (наличие графика работы, выходных, отпусков) Непрерывный характер деятельности (контакт с ребенком «24х7») **Нерегламентирован-ный график работы

Возможность организовать досуг сообразно интересам и увлечениям Отсутствие интересов вне работы - то есть материнской деятельности **Замкнутость и социальная изоляция матери

Взаимодействие с большим количеством учеников, обладающих разными личностными особенностями - возможность переключаться Постоянное взаимодействие только со своими детьми **Однообразие и монотонность в общении

Многообразие личных жизненных периодов, не связанных с трудовой деятельностью Общение с ребенком в состоянии переживания кризиса идентичности **Состояние личности в момент деятельности

* Сходные аспекты

** Различающиеся аспекты

ма эмоционального выгорания, с большей вероятностью проявят себя в качестве соответствующих симптомов.

В поисках причинно-следственных связей важно не оставлять рассматриваемый феномен лишь теоретическим конструктом, а осознавать тот факт, что носители этого феномена - реальные женщины, мамы, которые переживают очень непростой и вместе с тем очень ответственный жизненный период. В связи с этим представляется совершенно необходимым разработать

комплекс образовательных мероприятий, в ходе которых женщины смогут получить информацию о своем состоянии, познакомиться со способами профилактики эмоционального выгорания и со средствами преодоления появившихся симптомов. Отдельным направлением работы с проблемой материнского эмоционального выгорания, развивающегося на фоне кризиса идентичности, может стать подготовка женщин к материнству в период беременности. На сегодняшний день существует большое ко-

личество курсов подготовки к материнству, однако они преимущественно являются медицинскими по своему содержанию - женщин обучают поведению в родах, рассказывают о физиологических изменениях в организме в период беременности, описывают основные правила ухода за новорожденным. На наш взгляд, такая подготовка должна включать психологическую и педагогическую подготовку женщин к освоению новой социальной роли, к формированию у них новой идентичности - материнской.

Таким образом, представляется целесообразным изучение синдрома эмоционального выгорания («burnout») у женщин-матерей. Под воздействием различных факторов (биологических, социокультурных, индивидуально-психологических) происходит усиление его эмоциогенности.

Сравнительный анализ аспектов эмоционального выгорания в профессиональной сфере и у женщин-матерей позволяет судить о целесообразности изучения мате-

ринского выгорания как особой формы проявления синдрома, что обусловлено спецификой материнства как своеобразной - родительской - деятельности.

Ввиду специфики психологического состояния женщины в период появления первого ребенка, признанного большинством психологических школ кризисом женской идентичности, изучение эмоционального выгорания у женщин-матерей обретает новый контекст, в котором неконструктивное прохождение кризиса идентичности рассматривается как один из факторов развития синдрома.

Научный интерес к кризису женской идентичности как фактору развития эмоционального выгорания у женщин-матерей может стать основой для формирования практикоориентированных образовательных программ поддержки женщин, направленных на стабилизацию их психоэмоционального состояния и более эффективного и благоприятного взаимодействия с детьми.

Литература

1. Айвазян Е.Б. Развитие телесного и эмоционального опыта женщины в период беременности: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.04. - М., 2005. - 321 с.

2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. - 339 с.

3. Базалева Л.А. Личностные факторы эмоционального «выгорания» матерей в отношениях с детьми: автореф. дис. ... канд. психол. наук: 19.00.04. - Краснодар, 2010. - 26 с.

4. Бойко В.В. Синдром «Эмоционального выгорания» в профессиональном общении. -СПб.: Питер, 1999. - 105 с.

5. Водопьянова Н.Е., Серебрякова А.Б., Старченкова Е.С. Синдром «психического выгорания» в управленческой деятельности // Вестник СПбГУ. - 1997. - Сер. 6. - Вып. 7 (№ 13). - С. 84-90.

6. Гроф К. Духовный кризис. Когда преобразование личности становится кризисом: пер. с англ. А. Ригина, А.Киселева / общ. и научн. ред. В. Майкова. - М.: АСТ, Изд-во Института трансперсональной психологии, Изд-во К. Кравчука, 2003. - 383 с.

7. Жедунова Л.Г., Пономарева Д.А. Личностные детерминанты переживания кризиса первой беременности // Ярославский педагогический вестник. - 2010. - № 1. - С. 181-184.

8. Захарова Е.И. Психология освоения родительства: научная монография. - М.: ИИУ МГОУ, 2014. - 258 с.

9. Иванова Е.В. Жизнестойкость в контексте проблемы родительства // Человек и образование. - 2015. - № 4. - С. 174-178.

10. Лозинская Е.И. Синдром перегорания и особенности его формирования у врачей-психиатров : автореф. дис. ... канд. мед. наук: 14.00.18 - СПб., 2007. - 25 с.

11. Лукьянов В.В. Проблемы исследования синдрома «выгорания» и пути его коррекции у специалистов «помогающих» профессий (в медицинской, психологической и педагогической практике): сб. науч. ст. / под ред. В.В.Лукьянова, С.А. Подсадного. - Курск: КГУ, 2007. - 168 с.

12. Мальцева Н.В. Проявление синдрома психического выгорания в процессе профессионализации учителя в зависимости от возраста и стажа работы: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.13; 19.00.07. - М., 2005. - 212 с.

13. Пак С.Н. Основные аспекты синдрома профессионального выгорания педагогов // Современные проблемы науки и образования: электронный научный журнал. - 2016 -№ 6. - С. 72-78.

14. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджменту / под ред. Г.С. Никифорова. - М.: Речь, 2003. - 448 с.

15. Фанти С. Микропсихоанализ. - М., 1995. - 351 с.

16. Филиппова ГГ. Психология материнства (сравнительно-психологический анализ): дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.01. - М., 2000. - 453 с.

17. Филиппова Г.Г. Эмоциональное выгорание матери: новая проблема в перинатальной психотерапии / Материалы итогового международного конгресса «Возможности психотерапии, психологии и консультирования в сохранении и развитии здоровья и благополучия человека, семьи и общества». Москва, 12-15 октября 2017 г. - М., 2017. - С. 154159.

18. Филиппова ГГ. Психология материнства. Концептуальная модель. - М.: Институт Молодежи, 1999. - 286 с.

19. Cox Т., Griffits А. (ed.) The Burnout Companion to Study and Practice. A Critical Analysis, L., 1998. - P. 25-30.

20. Dale J., Weinberg R. Burnout in sport: A review and critique // Applied Sport Psychology. -1990. - Vol. 2. - P. 67-83.

21. EkstedtM. Burnout and sleep. Stockholm. Karolinska University Press. - 2005. - 89 p.

22. Norberg A.L. Burnout in mothers and fathers of children surviving brain tumour // Journal of clinical psychology in medical settings. - 2007. - Vol. 14. - Issue 2. - P. 130-137.

23. Pines A. Couple burnout. New York and London: Routledge. - 1996. - 277 p.

24. Pines A.M. Burnout: From Tedium to Personal Growth. N. Y., 1981. - 229 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.