модернизационных вторжений в их автономный от взрослых мир. И каждая эпоха либо обогащает, либо корректирует, либо уничтожает прежние виды детской самодеятельности - это закономерный процесс социального развития. При этом у каждого поколения детей сохраняется потребность к созданию своего культурного пространства, в которое они не всегда будут разрешать входить взрослым. Детская субкультура является средством самосохранения и преодоления отчуждения детей от внешнего мира, способствующим их адаптации к непрерывно изменяющимся условиям взрослого мира, побуждая последний к адекватному реформированию.
Сегодня многие философы, культурологи, психологи и педагоги признают, что источником культуры каждого человека является его детство. Восприятие детей как полноправного субъекта культуры способно значительно расширить наши представления о существовании ценностного мира ребёнка, мира, позволяющего личности самореализовываться с самого начала своего жизненного пути.
Литература
1. Гуткин, О.В., Листвина, Е.В., Петров, Т.Н., Семенищева, О. А. Феномен культурного пространства [Текст] / О.В. Гуткин, Е.В. Листвина, Т.Н. Петров, О.А. Семенищева. - Саратов: Научная книга, 2005. - 138 с.
2. Корниенко, Н.А. Новые исследования эмоционально-ценностной сферы личности: монография [Текст] / Н.А. Корниенко // Ценности в условиях изменяющегося общества. - Новосибирск: СбАГС, 2003. - 640 с.
3. Лайпанова, Ф.Х. Самостановление личности в культуре [Текст] / Ф.Х. Лайпанова. -Карачаевск: КЧГУ, 2005. - 174 с.
4. Москаленко, А.Т., Сержантов, В.Ф. Личность как предмет философского познания. Философская теория личности и её психологические и биологические основания [Текст] / А.Т. Москаленко, В.Ф. Сержантов. - Новосибирск: Наука, 1984. - 320 с.
5. Попкова, Т.Д. Становление личности ребёнка. Монография: в 2 ч. [Текст] / Т.Д. Попкова. - Пермь: ПКИПКРО, 2008. - 160 с.
Базалева Л. А.
Отношение матери к ребенку в связи с ее эмоциональным выгоранием
Необходимость сохранения здоровья подрастающего поколения актуализировала проблему психологической помощи семье и главным образом женщине, воспитывающей ребенка. До недавнего времени в нашей стране на первый план выдвигались социально-профессиональные роли женщины, а не ее материнские функции. На сегодняшний день существует противоречие между декларируемой социальной значимостью статуса материнства и реальными возможностями его реализации женщиной в современном обществе, что нередко порождает возникновение многих психологических проблем, возникающих во взаимодействии матери с ребенком, и обуславливает неготовность женщины к материнству.
В процессе взаимодействия с ребенком женщина неизбежно сталкивается с различными видами трудностей, и в последнее время эти трудности приобретают особую остроту.
Обычно мать оказывается ближе к ребенку и его проблемам, чем отец участвует в них, и страдает от их последствий. Тем не менее, проблемы самой матери изучены недостаточно. Изучая детско-родительские отношения, отечественные и зарубежные исследователи в основном затрагивают проблемы ребенка в этой системе отношений.
Между тем в психологических исследованиях показано, благополучие ребенка зависит от эмоционального состояния матери, включающего в себя ожидания, страхи, внутренние конфликты (Д. Боулби, З. Фрейд, Э. Фромм, А.С. Спиваковская, Е.О. Смирнова и др.).
В последние десятилетия предметом внимания отечественных психологов становятся такие аспекты материнства, как эмоциональное состояние женщины во время беременности (А. С. Батуев, Г.И. Брехман, А.И. Захаров, И.В. Добряков), взаимодействие матери и ребенка в раннем онтогенезе (А.Н. Авдеева, Т.В. Архиреева, О.Ю. Дубовик), факторы и условия девиаций материнства (В.И. Брутман, М.С. Родионова и др.), личностные изменения женщины, связанные с переходом к родительству (Е.И. Захарова, Е.И. Есенина, О.А. Карбанова и др.). Изучается совладающее поведение женщины на этапе принятия роли матери (О. Б. Подобина), анализируются психологические трудности матери в отношении с ребенком (Т.А. Кошкарова), рассматривается роль самоактуализации личности матери как фактора ее отношения к детям (Т.К .Хозяинова).
Большинство существующих исследований материнства опираются на зарубежные психоаналитические теории З. Фрейда, К. Хорни, Дж. Боулби, Д. Винникота и других. И когда речь заходит о трудностях материнства, авторы акцентируют внимание на психологических защитах и бессознательных проявлениях личностных особенностей женщины. На наш взгляд, особую актуальность приобретает исследование психологических трудностей самой матери.
Рождение ребенка является для матери очень долгожданным и ответственным событием. Но в тоже время появление ребенка в целом изменяет жизнь женщины и полностью перестраивает отношения с мужем и другими членами семьи. Любовь к собственному ребенку иногда настолько поглощает маму, что в конечном итоге женщина может полностью оказаться «заложницей» собственных детей. Находясь долгое время с ребенком, в «замкнутом» психологическом пространстве этого диадного отношения, мама может ощущать усталость, раздражительность, безразличие, а иногда и агрессию по отношению к ребенку, мужу и другим членам семьи.
Повседневная жизнь в период материнства так же наполнена постоянными стрессами, так или иначе связанными с ребенком: болезни ребенка, непослушание, разногласия по поводу его воспитания и другие трудности создают определенный уровень напряженности, который присутствует у женщины постоянно. Особенно эти трудности ощутимы при первичном опыте материнства.
Действие многочисленных стрессогенных факторов, как объективных, так и субъективных, вызывает нарастающее чувство неудовлетворенности, накопление усталости, что ведет к истощению мамы и, как следствие, к выгоранию.
Анализ теоретических подходов и концепций показал, что термин «эмоциональное выгорание» в настоящее время стал претерпевать значительные изменения и может рассматриваться как процесс, возникающий не только в профессиональной деятельности.
Постоянно наблюдая за особенностями отношений матерей и их детей, мы фиксировали, что женщины в отношениях с ребенком часто испытывают душевное и физическое переутомление, сталкиваются с постоянной перегрузкой, повседневными
стрессами, что необратимо ведет к истощению запаса жизненной энергии и, как следствие, к нарушению взаимодействия между матерью и ребенком.
Проведенное нами предварительное исследование позволило выделить ряд феноменов и утверждать о наличии эмоционального выгорания в отношениях матери к ребенку. В дальнейшем нами была высказана гипотеза о наличии связи между выгоранием и отношением матери к ребенку.
Выборка нашего исследования включала 128 женщин, имеющих одного ребенка без психических и поведенческих проблем в возрасте от 3 до 10 лет, состоящих в законном браке, работающих в настоящее время и проживающих в городе Сочи. Возрастной диапазон колебался от 21 до 42 лет.
В дальнейшем мы проранжировали всех обследуемых по показателю эмоционального выгорания, используя метод полярных групп. В первую группу вошли матери с низким показателем эмоционального выгорания (не «выгоревшие»), составившие 21,8 % респондентов от всей выборки. Во вторую группу вошли матери с показателем эмоционального выгорания, сформировавшимся частично (частично «выгоревшие») - 69,4 % респондентов. В третью группу вошли респонденты с высоким показателем выгорания («выгоревшие») - 8,5 % обследуемых.
Нами была высказана гипотеза о наличии связи между выгоранием и отношением матери к ребенку. Для изучения отношения матери к ребенку был использован опросник И.М. Марковской «Взаимодействие родитель - ребенок» (ВРР), который включает шкалы, отражающие представления о характеристиках отношения к детям.
Опросник ВРР И.М. Марковской содержит 10 шкал: 1 шкала: нетребовательность - требовательность; 2 шкала: мягкость - строгость родителя; 3 шкала: автономность -контроль по отношению к ребёнку; 4 шкала: эмоциональная дистанция - эмоциональная близость ребёнка к родителю; 5 шкала: отвержение - принятие ребёнка родителем; 6 шкала: отсутствие сотрудничества - сотрудничество; 7 шкала: тревожность за ребенка; 8 шкала: непоследовательность - последовательность родителя в воспитании и взаимодействии с ребенком; 9 шкала: воспитательная конфронтация в семье; 10 шкала: удовлетворенность отношениями.
Женщинам было предложено заполнить опросник ВРР. Ответы матерей подвергались количественной обработке. Сумма сырых баллов по каждой шкале переводилась в процентильный ранг. Для определения достоверности различий по шкалам опросника ВРР между группами был подсчитан и-критерий Манна-Уитни. Полученные данные показывают, значимые различия между группами по следующим показателям.
Между группой не «выгоревших» и «выгоревших» матерей имеются различия по таким шкалам: эмоциональная дистанция (р<0,01), отвержение ребенка (р<0,01), отсутствие сотрудничества (р<0,001), непоследовательность (р<0,001), воспитательная конфронтация в семье (р<0,05), удовлетворенность отношениями с ребенком (р< 0,001).
Между группой матерей не «выгоревших» и группой матерей, где показатель выгорания сложился частично, имеются различия по таким шкалам: мягкость (р<0,001), эмоциональная дистанция (р<0,05), отвержение ребенка (р<0,01), отсутствие сотрудничества (р<0,01), тревожность за ребенка (р< 0,05), непоследовательность (р<0,001), воспитательная конфронтация в семье (р< 0,001), удовлетворенность отношениями с ребенком (р< 0,001).
Между группой матерей «выгоревших» и группой матерей, где показатель выгорания сложился частично, имеются различия по таким шкалам: эмоциональная
дистанция (р<0,01), отвержение ребенка (р<0,05), удовлетворенность отношениями с ребенком (р< 0,01).
Данные различия свидетельствуют о том, что чем больше степень выгорания у матери, тем меньше наблюдается сотрудничество с ребенком и удовлетворенность отношениями с ребенком, и тем больше наблюдается эмоциональная дистанция, отвержение ребенка, непоследовательность в его воспитании и воспитательная конфронтация в семье.
Получив эту интересную закономерность, мы можем сделать вывод о том, что «выгоревшие» матери отличаются от не «выгоревших» тем, что отвергают личностные качества и поведенческие проявления ребенка, не включены во взаимодействие с ребенком, не признают его права и достоинства. Такие матери непоследовательны и не постоянны в своих требованиях к ребенку, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений, что может являться следствием эмоциональной неуравновешенности, неуверенности и отвергающего отношения к ребенку. В таких семьях выражены разногласия по поводу воспитания ребенка. Низкая степень удовлетворенности матери отношениями с ребенком может свидетельствовать о нарушениях в структуре детско-родительских отношениях, конфликтах. Так, мама с высокой степенью выгорания отмечает: «Я не могу ничего с собой поделать, все время кричу. Дочь у меня плохо говорит, она у меня в логопедической группе, и поэтому я все время злюсь. Я злюсь, что она плохо говорит, что не хочет заниматься гимнастикой. Теперь, когда она будет учиться в школе, у нее никогда не будет оценки «отлично» по русскому языку. Поэтому я часто кричу и не могу остановиться. Часто попадает всем: и дочери, и мужу, а потом мы несколько дней с мужем не разговариваем».
Не «выгоревшие» матери отличаются от остальных групп тем, что принимают своего ребенка, его личностные качества и поведенческие проявления, включены во взаимодействие с ребенком, признают его права и достоинства, признают его равенство и партнерство в отношениях. Они последовательны и постоянны в своих требованиях, в применении наказаний и поощрений, разногласия по поводу воспитания ребенка с другими членами семьи у них практически не возникают, такие женщины эмоционально близки к ребенку, и они готовы делиться с ребенком самым важным и сокровенным. Такие матери удовлетворены отношениями с ребенком. Так, матери этой группы в основном отмечают, что получают удовольствие от общения с ребенком, семья является самым главным для них в жизни. Проблемы во взаимодействии с ребенком есть, но все проблемы решаемы. Женщины с низким показателем выгорания стараются во всем «поддерживать» и помогать своему ребенку.
Однако такого сравнения явно недостаточно, чтобы оценить меру отношения матери к ребенку с различной степенью выгорания.
Для проверки гипотезы о том, что отношение к ребенку оказывает влияние на степень выгорания, нами был использован однофакторный дисперсионный анализ ЛКОУЛ. В результате факторизации корреляционных матриц были получены следующие основные количественные данные, представленные в таблице № 1.
Таблица 1
Влияние отношения матери к ребенку на эмоциональное выгорание
Отношение Уровень значимости
Нетребовательность - требовательность ,642
Мягкость - строгость родителя ,010
Автономность - контроль по отношению к ребенку ,836
Эмоциональная дистанция - эмоциональная близость ребенка к родителю ,030
Отвержение - принятие ребенка родителем ,000
Отсутствие сотрудничества - сотрудничество ,007
Тревожность за ребенка ,022
Непоследовательность - последовательность родителя ,000
Воспитательная конфронтация в семье ,005
Удовлетворенность отношениями с ребенком ,000
Прим.: выделение соответствует значимым связям
Содержательное объяснение результатов факторного анализа позволяет сделать вывод о том, что на формирование «выгорания» у матерей влияют: строгость матери, эмоциональная дистанция, отвержение матерью ребенка, отсутствие сотрудничества, высокий уровень тревожности за ребенка, непоследовательность во взаимодействии, воспитательная конфронтация в семье, удовлетворенность отношениями с ребенком.
Полученные эмпирические результаты показали, что при низких значениях параметров (эмоциональная дистанция с ребенком, отвержение ребенка, сотрудничество, непоследовательность, удовлетворенность отношениями с ребенком) в структуре отношений и высоких значениях воспитательной конфронтации в семье возникает опасность формирования эмоционального выгорания у матерей.
У матерей с высоким показателем эмоционального выгорания наблюдаются нарушения в структуре детско-родительских отношений. Матери с высоким показателем эмоционального выгорания отвергают личностные качества и поведенческие проявления ребенка, не включены во взаимодействие с ребенком, не признают его права и достоинства. Такие матери непоследовательны и непостоянны в своих требованиях к ребенку, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений, что может являться следствием эмоциональной неуравновешенности, неуверенности и отвергающего отношения к ребенку, в таких семьях выражены разногласия по поводу воспитания ребенка. Низкая степень удовлетворенности матери отношениями с ребенком может свидетельствовать о нарушениях в структуре детско-родительских отношений, о конфликтах.
Таким образом, проведенное эмпирическое исследование показало, что возникновение эмоционального выгорания матери обусловлено спецификой отношения матери к ребенку. Грамотная диагностика и профилактика развития выгорания могут помочь в приостановке начавшегося процесса выгорания или предупредить его возникновение, сохранив женщину как здоровую личность, и тем самым обеспечить благополучие ребенка.
Литература
1. Крюкова, Т. Л. Семейные трудности в парадигме стресса и копинга [Текст] /Т. Л. Крюкова // Современная психология: состояние и перспективы / Отв. ред. А.В. Брушлинский, А.Л. Журавлев.- М.: Институт психологии РАН, 2002. -Том 2.- С. 154-157.
2. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми [Текст] / И.М. Марковская. - СПб.: Речь, 2006. - 150 с.
3. Минюрова, С.А., Тетерлева, Е.А. Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства [Текст] / С.А. Минюрова, Е.А. Тетерлева// Вопросы психологии. - 2003. - № 4. - С. 63-75.
4. Филиппова, Г.Г. Психология материнства [Текст] / Г.Г. Филиппова. - М.: Издательство института психотерапии, 2002. - 240 с.
5. Филиппова, Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии [Текст] / Г.Г. Филиппова //Вопросы психологии - 2001. - № 2. - С. 22-36.
Маркер А. В.
Особенности мотивационной сферы математически одаренных подростков
На первый взгляд личностные и социальные преимущества способного к различным видам деятельности ребенка обеспечивают успешность его развития. Однако на самом деле они порождают множество проблем. В рамках современной психологической науки открытыми остаются вопросы, связанные с развитием одаренных детей, формированием их личности в различных видах деятельности, возможностями дополнительного образования, которое позволяет объединять воспитание, обучение и развитие личности и т.д. Особого внимания заслуживает изучение особенностей мотивационной сферы способного ребенка и возможностей ее развития.
Роль мотивационных особенностей, а также условий социального окружения в реализации потенциала всесторонне и парциально одаренных детей была доказана в многочисленных исследованиях. Так, в мюнхенском исследовании, которое было осуществлено в Германии под руководством профессора К. А. Хеллера, высоко одаренные учащиеся продемонстрировали особенности мотивации достижений и Я-концепции, высокую стабильность мышления [2]. Т. Гьесме (0|е8ше) по показателю теста интеллекта распределил мальчиков с различными способностями на подгруппы и выявил, что только в подгруппе учеников со средними способностями преобладание мотива успеха сказывалось на учебных достижениях положительно, а преобладание мотива избегания неудачи - отрицательно. Учащиеся с высоким уровнем способностей демонстрировали средние учебные результаты, недооценивая вероятность своих успехов. Позднее Т. Гьесме установил, что мотивированные на успех юноши со средними способностями и девушки с более высокими способностями удовлетворены школой и испытывают интерес к учебе, но при иных сочетаниях мотива и способности скорее наблюдается недовольство школой
[3; 4].
В рамках нашего исследования основные задачи формулировались следующим образом: выявить характер мотивов, связанных с содержанием и процессом учения, а также охарактеризовать социальные мотивы подростков с математическими