Научная статья на тему 'Отношение матери к ребенку в связи с ее эмоциональным выгоранием'

Отношение матери к ребенку в связи с ее эмоциональным выгоранием Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2111
324
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАТЕРИНСТВО / MOTHERHOOD / МАТЕРИНСКОЕ ОТНОШЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / EMOTIONAL BURNING OUT / PARENT RELATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Базалева Л.А.

В статье приводятся результаты исследования, посвященного проблеме изучения эмоционального выгорания матери в ее отношениях с ребенком. В исследовании приняли участие 128 женщин, воспитывающих детей от 3 до 10 лет и состоящих в законном браке. По итогам исследования делаются выводы о различиях в отношении к ребенку в группе матерей с низким и высоким показателями эмоционального выгорания, а также о влиянии отношения матери к ребенку на степень эмоционального выгорания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Базалева Л.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mothers attitude to her child in the connection of her being fired up

In article results of the research, the studying of emotional burning out of mother devoted to a problem, in her relations with the child are resulted. In work have participated 128 women who are bringing up children from 3 till 10 years, and consisting in a legal marriage. On results of research conclusions about distinctions concerning to the child in group of mothers with a low and high parameter of emotional burning out, and as about influence of the relation of mother to the child on a degree of emotional burning out are done.

Текст научной работы на тему «Отношение матери к ребенку в связи с ее эмоциональным выгоранием»

модернизационных вторжений в их автономный от взрослых мир. И каждая эпоха либо обогащает, либо корректирует, либо уничтожает прежние виды детской самодеятельности - это закономерный процесс социального развития. При этом у каждого поколения детей сохраняется потребность к созданию своего культурного пространства, в которое они не всегда будут разрешать входить взрослым. Детская субкультура является средством самосохранения и преодоления отчуждения детей от внешнего мира, способствующим их адаптации к непрерывно изменяющимся условиям взрослого мира, побуждая последний к адекватному реформированию.

Сегодня многие философы, культурологи, психологи и педагоги признают, что источником культуры каждого человека является его детство. Восприятие детей как полноправного субъекта культуры способно значительно расширить наши представления о существовании ценностного мира ребёнка, мира, позволяющего личности самореализовываться с самого начала своего жизненного пути.

Литература

1. Гуткин, О.В., Листвина, Е.В., Петров, Т.Н., Семенищева, О. А. Феномен культурного пространства [Текст] / О.В. Гуткин, Е.В. Листвина, Т.Н. Петров, О.А. Семенищева. - Саратов: Научная книга, 2005. - 138 с.

2. Корниенко, Н.А. Новые исследования эмоционально-ценностной сферы личности: монография [Текст] / Н.А. Корниенко // Ценности в условиях изменяющегося общества. - Новосибирск: СбАГС, 2003. - 640 с.

3. Лайпанова, Ф.Х. Самостановление личности в культуре [Текст] / Ф.Х. Лайпанова. -Карачаевск: КЧГУ, 2005. - 174 с.

4. Москаленко, А.Т., Сержантов, В.Ф. Личность как предмет философского познания. Философская теория личности и её психологические и биологические основания [Текст] / А.Т. Москаленко, В.Ф. Сержантов. - Новосибирск: Наука, 1984. - 320 с.

5. Попкова, Т.Д. Становление личности ребёнка. Монография: в 2 ч. [Текст] / Т.Д. Попкова. - Пермь: ПКИПКРО, 2008. - 160 с.

Базалева Л. А.

Отношение матери к ребенку в связи с ее эмоциональным выгоранием

Необходимость сохранения здоровья подрастающего поколения актуализировала проблему психологической помощи семье и главным образом женщине, воспитывающей ребенка. До недавнего времени в нашей стране на первый план выдвигались социально-профессиональные роли женщины, а не ее материнские функции. На сегодняшний день существует противоречие между декларируемой социальной значимостью статуса материнства и реальными возможностями его реализации женщиной в современном обществе, что нередко порождает возникновение многих психологических проблем, возникающих во взаимодействии матери с ребенком, и обуславливает неготовность женщины к материнству.

В процессе взаимодействия с ребенком женщина неизбежно сталкивается с различными видами трудностей, и в последнее время эти трудности приобретают особую остроту.

Обычно мать оказывается ближе к ребенку и его проблемам, чем отец участвует в них, и страдает от их последствий. Тем не менее, проблемы самой матери изучены недостаточно. Изучая детско-родительские отношения, отечественные и зарубежные исследователи в основном затрагивают проблемы ребенка в этой системе отношений.

Между тем в психологических исследованиях показано, благополучие ребенка зависит от эмоционального состояния матери, включающего в себя ожидания, страхи, внутренние конфликты (Д. Боулби, З. Фрейд, Э. Фромм, А.С. Спиваковская, Е.О. Смирнова и др.).

В последние десятилетия предметом внимания отечественных психологов становятся такие аспекты материнства, как эмоциональное состояние женщины во время беременности (А. С. Батуев, Г.И. Брехман, А.И. Захаров, И.В. Добряков), взаимодействие матери и ребенка в раннем онтогенезе (А.Н. Авдеева, Т.В. Архиреева, О.Ю. Дубовик), факторы и условия девиаций материнства (В.И. Брутман, М.С. Родионова и др.), личностные изменения женщины, связанные с переходом к родительству (Е.И. Захарова, Е.И. Есенина, О.А. Карбанова и др.). Изучается совладающее поведение женщины на этапе принятия роли матери (О. Б. Подобина), анализируются психологические трудности матери в отношении с ребенком (Т.А. Кошкарова), рассматривается роль самоактуализации личности матери как фактора ее отношения к детям (Т.К .Хозяинова).

Большинство существующих исследований материнства опираются на зарубежные психоаналитические теории З. Фрейда, К. Хорни, Дж. Боулби, Д. Винникота и других. И когда речь заходит о трудностях материнства, авторы акцентируют внимание на психологических защитах и бессознательных проявлениях личностных особенностей женщины. На наш взгляд, особую актуальность приобретает исследование психологических трудностей самой матери.

Рождение ребенка является для матери очень долгожданным и ответственным событием. Но в тоже время появление ребенка в целом изменяет жизнь женщины и полностью перестраивает отношения с мужем и другими членами семьи. Любовь к собственному ребенку иногда настолько поглощает маму, что в конечном итоге женщина может полностью оказаться «заложницей» собственных детей. Находясь долгое время с ребенком, в «замкнутом» психологическом пространстве этого диадного отношения, мама может ощущать усталость, раздражительность, безразличие, а иногда и агрессию по отношению к ребенку, мужу и другим членам семьи.

Повседневная жизнь в период материнства так же наполнена постоянными стрессами, так или иначе связанными с ребенком: болезни ребенка, непослушание, разногласия по поводу его воспитания и другие трудности создают определенный уровень напряженности, который присутствует у женщины постоянно. Особенно эти трудности ощутимы при первичном опыте материнства.

Действие многочисленных стрессогенных факторов, как объективных, так и субъективных, вызывает нарастающее чувство неудовлетворенности, накопление усталости, что ведет к истощению мамы и, как следствие, к выгоранию.

Анализ теоретических подходов и концепций показал, что термин «эмоциональное выгорание» в настоящее время стал претерпевать значительные изменения и может рассматриваться как процесс, возникающий не только в профессиональной деятельности.

Постоянно наблюдая за особенностями отношений матерей и их детей, мы фиксировали, что женщины в отношениях с ребенком часто испытывают душевное и физическое переутомление, сталкиваются с постоянной перегрузкой, повседневными

стрессами, что необратимо ведет к истощению запаса жизненной энергии и, как следствие, к нарушению взаимодействия между матерью и ребенком.

Проведенное нами предварительное исследование позволило выделить ряд феноменов и утверждать о наличии эмоционального выгорания в отношениях матери к ребенку. В дальнейшем нами была высказана гипотеза о наличии связи между выгоранием и отношением матери к ребенку.

Выборка нашего исследования включала 128 женщин, имеющих одного ребенка без психических и поведенческих проблем в возрасте от 3 до 10 лет, состоящих в законном браке, работающих в настоящее время и проживающих в городе Сочи. Возрастной диапазон колебался от 21 до 42 лет.

В дальнейшем мы проранжировали всех обследуемых по показателю эмоционального выгорания, используя метод полярных групп. В первую группу вошли матери с низким показателем эмоционального выгорания (не «выгоревшие»), составившие 21,8 % респондентов от всей выборки. Во вторую группу вошли матери с показателем эмоционального выгорания, сформировавшимся частично (частично «выгоревшие») - 69,4 % респондентов. В третью группу вошли респонденты с высоким показателем выгорания («выгоревшие») - 8,5 % обследуемых.

Нами была высказана гипотеза о наличии связи между выгоранием и отношением матери к ребенку. Для изучения отношения матери к ребенку был использован опросник И.М. Марковской «Взаимодействие родитель - ребенок» (ВРР), который включает шкалы, отражающие представления о характеристиках отношения к детям.

Опросник ВРР И.М. Марковской содержит 10 шкал: 1 шкала: нетребовательность - требовательность; 2 шкала: мягкость - строгость родителя; 3 шкала: автономность -контроль по отношению к ребёнку; 4 шкала: эмоциональная дистанция - эмоциональная близость ребёнка к родителю; 5 шкала: отвержение - принятие ребёнка родителем; 6 шкала: отсутствие сотрудничества - сотрудничество; 7 шкала: тревожность за ребенка; 8 шкала: непоследовательность - последовательность родителя в воспитании и взаимодействии с ребенком; 9 шкала: воспитательная конфронтация в семье; 10 шкала: удовлетворенность отношениями.

Женщинам было предложено заполнить опросник ВРР. Ответы матерей подвергались количественной обработке. Сумма сырых баллов по каждой шкале переводилась в процентильный ранг. Для определения достоверности различий по шкалам опросника ВРР между группами был подсчитан и-критерий Манна-Уитни. Полученные данные показывают, значимые различия между группами по следующим показателям.

Между группой не «выгоревших» и «выгоревших» матерей имеются различия по таким шкалам: эмоциональная дистанция (р<0,01), отвержение ребенка (р<0,01), отсутствие сотрудничества (р<0,001), непоследовательность (р<0,001), воспитательная конфронтация в семье (р<0,05), удовлетворенность отношениями с ребенком (р< 0,001).

Между группой матерей не «выгоревших» и группой матерей, где показатель выгорания сложился частично, имеются различия по таким шкалам: мягкость (р<0,001), эмоциональная дистанция (р<0,05), отвержение ребенка (р<0,01), отсутствие сотрудничества (р<0,01), тревожность за ребенка (р< 0,05), непоследовательность (р<0,001), воспитательная конфронтация в семье (р< 0,001), удовлетворенность отношениями с ребенком (р< 0,001).

Между группой матерей «выгоревших» и группой матерей, где показатель выгорания сложился частично, имеются различия по таким шкалам: эмоциональная

дистанция (р<0,01), отвержение ребенка (р<0,05), удовлетворенность отношениями с ребенком (р< 0,01).

Данные различия свидетельствуют о том, что чем больше степень выгорания у матери, тем меньше наблюдается сотрудничество с ребенком и удовлетворенность отношениями с ребенком, и тем больше наблюдается эмоциональная дистанция, отвержение ребенка, непоследовательность в его воспитании и воспитательная конфронтация в семье.

Получив эту интересную закономерность, мы можем сделать вывод о том, что «выгоревшие» матери отличаются от не «выгоревших» тем, что отвергают личностные качества и поведенческие проявления ребенка, не включены во взаимодействие с ребенком, не признают его права и достоинства. Такие матери непоследовательны и не постоянны в своих требованиях к ребенку, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений, что может являться следствием эмоциональной неуравновешенности, неуверенности и отвергающего отношения к ребенку. В таких семьях выражены разногласия по поводу воспитания ребенка. Низкая степень удовлетворенности матери отношениями с ребенком может свидетельствовать о нарушениях в структуре детско-родительских отношениях, конфликтах. Так, мама с высокой степенью выгорания отмечает: «Я не могу ничего с собой поделать, все время кричу. Дочь у меня плохо говорит, она у меня в логопедической группе, и поэтому я все время злюсь. Я злюсь, что она плохо говорит, что не хочет заниматься гимнастикой. Теперь, когда она будет учиться в школе, у нее никогда не будет оценки «отлично» по русскому языку. Поэтому я часто кричу и не могу остановиться. Часто попадает всем: и дочери, и мужу, а потом мы несколько дней с мужем не разговариваем».

Не «выгоревшие» матери отличаются от остальных групп тем, что принимают своего ребенка, его личностные качества и поведенческие проявления, включены во взаимодействие с ребенком, признают его права и достоинства, признают его равенство и партнерство в отношениях. Они последовательны и постоянны в своих требованиях, в применении наказаний и поощрений, разногласия по поводу воспитания ребенка с другими членами семьи у них практически не возникают, такие женщины эмоционально близки к ребенку, и они готовы делиться с ребенком самым важным и сокровенным. Такие матери удовлетворены отношениями с ребенком. Так, матери этой группы в основном отмечают, что получают удовольствие от общения с ребенком, семья является самым главным для них в жизни. Проблемы во взаимодействии с ребенком есть, но все проблемы решаемы. Женщины с низким показателем выгорания стараются во всем «поддерживать» и помогать своему ребенку.

Однако такого сравнения явно недостаточно, чтобы оценить меру отношения матери к ребенку с различной степенью выгорания.

Для проверки гипотезы о том, что отношение к ребенку оказывает влияние на степень выгорания, нами был использован однофакторный дисперсионный анализ ЛКОУЛ. В результате факторизации корреляционных матриц были получены следующие основные количественные данные, представленные в таблице № 1.

Таблица 1

Влияние отношения матери к ребенку на эмоциональное выгорание

Отношение Уровень значимости

Нетребовательность - требовательность ,642

Мягкость - строгость родителя ,010

Автономность - контроль по отношению к ребенку ,836

Эмоциональная дистанция - эмоциональная близость ребенка к родителю ,030

Отвержение - принятие ребенка родителем ,000

Отсутствие сотрудничества - сотрудничество ,007

Тревожность за ребенка ,022

Непоследовательность - последовательность родителя ,000

Воспитательная конфронтация в семье ,005

Удовлетворенность отношениями с ребенком ,000

Прим.: выделение соответствует значимым связям

Содержательное объяснение результатов факторного анализа позволяет сделать вывод о том, что на формирование «выгорания» у матерей влияют: строгость матери, эмоциональная дистанция, отвержение матерью ребенка, отсутствие сотрудничества, высокий уровень тревожности за ребенка, непоследовательность во взаимодействии, воспитательная конфронтация в семье, удовлетворенность отношениями с ребенком.

Полученные эмпирические результаты показали, что при низких значениях параметров (эмоциональная дистанция с ребенком, отвержение ребенка, сотрудничество, непоследовательность, удовлетворенность отношениями с ребенком) в структуре отношений и высоких значениях воспитательной конфронтации в семье возникает опасность формирования эмоционального выгорания у матерей.

У матерей с высоким показателем эмоционального выгорания наблюдаются нарушения в структуре детско-родительских отношений. Матери с высоким показателем эмоционального выгорания отвергают личностные качества и поведенческие проявления ребенка, не включены во взаимодействие с ребенком, не признают его права и достоинства. Такие матери непоследовательны и непостоянны в своих требованиях к ребенку, в своем отношении к ребенку, в применении наказаний и поощрений, что может являться следствием эмоциональной неуравновешенности, неуверенности и отвергающего отношения к ребенку, в таких семьях выражены разногласия по поводу воспитания ребенка. Низкая степень удовлетворенности матери отношениями с ребенком может свидетельствовать о нарушениях в структуре детско-родительских отношений, о конфликтах.

Таким образом, проведенное эмпирическое исследование показало, что возникновение эмоционального выгорания матери обусловлено спецификой отношения матери к ребенку. Грамотная диагностика и профилактика развития выгорания могут помочь в приостановке начавшегося процесса выгорания или предупредить его возникновение, сохранив женщину как здоровую личность, и тем самым обеспечить благополучие ребенка.

Литература

1. Крюкова, Т. Л. Семейные трудности в парадигме стресса и копинга [Текст] /Т. Л. Крюкова // Современная психология: состояние и перспективы / Отв. ред. А.В. Брушлинский, А.Л. Журавлев.- М.: Институт психологии РАН, 2002. -Том 2.- С. 154-157.

2. Марковская, И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми [Текст] / И.М. Марковская. - СПб.: Речь, 2006. - 150 с.

3. Минюрова, С.А., Тетерлева, Е.А. Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства [Текст] / С.А. Минюрова, Е.А. Тетерлева// Вопросы психологии. - 2003. - № 4. - С. 63-75.

4. Филиппова, Г.Г. Психология материнства [Текст] / Г.Г. Филиппова. - М.: Издательство института психотерапии, 2002. - 240 с.

5. Филиппова, Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии [Текст] / Г.Г. Филиппова //Вопросы психологии - 2001. - № 2. - С. 22-36.

Маркер А. В.

Особенности мотивационной сферы математически одаренных подростков

На первый взгляд личностные и социальные преимущества способного к различным видам деятельности ребенка обеспечивают успешность его развития. Однако на самом деле они порождают множество проблем. В рамках современной психологической науки открытыми остаются вопросы, связанные с развитием одаренных детей, формированием их личности в различных видах деятельности, возможностями дополнительного образования, которое позволяет объединять воспитание, обучение и развитие личности и т.д. Особого внимания заслуживает изучение особенностей мотивационной сферы способного ребенка и возможностей ее развития.

Роль мотивационных особенностей, а также условий социального окружения в реализации потенциала всесторонне и парциально одаренных детей была доказана в многочисленных исследованиях. Так, в мюнхенском исследовании, которое было осуществлено в Германии под руководством профессора К. А. Хеллера, высоко одаренные учащиеся продемонстрировали особенности мотивации достижений и Я-концепции, высокую стабильность мышления [2]. Т. Гьесме (0|е8ше) по показателю теста интеллекта распределил мальчиков с различными способностями на подгруппы и выявил, что только в подгруппе учеников со средними способностями преобладание мотива успеха сказывалось на учебных достижениях положительно, а преобладание мотива избегания неудачи - отрицательно. Учащиеся с высоким уровнем способностей демонстрировали средние учебные результаты, недооценивая вероятность своих успехов. Позднее Т. Гьесме установил, что мотивированные на успех юноши со средними способностями и девушки с более высокими способностями удовлетворены школой и испытывают интерес к учебе, но при иных сочетаниях мотива и способности скорее наблюдается недовольство школой

[3; 4].

В рамках нашего исследования основные задачи формулировались следующим образом: выявить характер мотивов, связанных с содержанием и процессом учения, а также охарактеризовать социальные мотивы подростков с математическими

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.