Научная статья на тему 'Проблемы изучения эмоционального выгорания у военнослужащих'

Проблемы изучения эмоционального выгорания у военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
470
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / EMOTIONAL BURNOUT / СИНДРОМ / SYNDROME / ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Савин М. А.

В статье рассматривается теоретический анализ проблемы эмоционального выгорания. Раскрыты особенности эмоционального выгорания у военнослужащих, а также факторы, способствующие возникновению синдрома эмоционального выгорания

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF STUDYING THE EMOTIONAL COMBAT DESERT OF THE VO-SERVANTS

The article deals with the theoretical analysis of the problem of emotional burnout. The features of emotional burnout in military personnel, as well as factors contributing to the emergence of emotional burnout syndrome are revealed

Текст научной работы на тему «Проблемы изучения эмоционального выгорания у военнослужащих»

13. Слоуп П., Портман С. Веблоги как инструмент для размышлений о действиях в педагогическом образовании // Интерактивные учебные среды. - 2010. - № 3. - С. 245-261.

14. Фрейре П. Образование для критического сознания.- Нью-Йорк, 1973.- 276 с.

15. Фрейре П., Маседо Д. Грамотность: чтение мира и слова.- Южный Хэдли, 1987.- 305 с.

16. Фрейре П., Шор И. Что такое диалогический метод обучения? // Образование. -1987. -№ 3. - С. 11-31.

17. Челышева И.В. Медиаобразование в развитии межэтнической толерантности студентов высшей школы // Медиаобра-зование. - 2016. - № 4. - С. 81-93.

18. Челышева И.В. Сравнительный анализ основных этапов развития российского и британского медиаобразования // Медиаобразование. - 2014. - № 3. - С. 15-24.

19. ЮНЕСКО, Грюнвальдская декларация о медиаобразовании. 1982. http://www.unesco.org/education/pdf/MEDIA_E.PDF (дата обращения 1.03.2018).

М.А. Савин

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Аннотация. В статье рассматривается теоретический анализ проблемы эмоционального выгорания. Раскрыты особенности эмоционального выгорания у военнослужащих, а также факторы, способствующие возникновению синдрома эмоционального выгорания. Ключевые слова: эмоциональное выгорание, синдром, личность.

M.A. Savin

THE PROBLEMS OF STUDYING THE EMOTIONAL COMBAT DESERT

OF THE VO-SERVANTS

Annotation. The article deals with the theoretical analysis of the problem of emotional burnout. The features of emotional burnout in military personnel, as well as factors contributing to the emergence of emotional burnout syndrome are revealed.

Key words: emotional burnout, syndrome, personality.

На современном этапе выгорание рассматривается чаще всего в качестве приобретенного стандарта эмоционального, но преимущественно профессионального, поведения. Отчасти это позволяет человеку распределять и рационально тратить энергетические ресурсы. В то же время существует вероятность возникновения дисфункциональных последствий, а выгорание начинает отрицательно сказываться на исполнении профессиональных обязанностей и отношениях с коллегами.

Синдром эмоционального выгорания является комбинацией физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления, при этом главным фактор - эмоциональное истощение.

После общепризнанного наличия феномена выгорания, вполне логично стал подниматься вопрос о способствующих его развитию причинах или факторах.

Изучая вопросы профилактики синдрома эмоционального выгорания, изначально следует разобраться в том, какие факторы могут спровоцировать данное состояние.

Профессиональный стресс - явление, проявляющееся в физиологических и психологических реакциях на сложную рабочую ситуацию. Развитие стресс-реакций возможно даже в прогрессивных, хорошо управляемых организациях, что обусловлено не только структурно-организационными особенностями, но и характером работы, личностными отношениями сотрудников, их взаимодействием [2].

Конкретизируя имеющиеся общие данные о синдроме эмоционального выгорания под конкретную профессиональную деятельность, в данном случае деятельность военнослужащих, нельзя не упомянуть о влиянии личностных характеристик, присущих военнослужащим в большей мере, чем представителям других профессий.

Дело в том, что развитию синдрома эмоционального выгорания способствуют следующие личностные особенности:

- повышенная эмоциональная лабильность;

- высокий самоконтроль, особенно при волевом подавлении отрицательных эмоций;

- идеализация мотивов своего поведения;

- повышенная тревога и депрессивные реакции, связанные с недостижимостью «внутреннего стандарта» и блокированием в себе негативных переживаний;

- ригидность личностной структуры.

Большинство из представленных выше особенностей, так или иначе, проявляются у военнослужащих в более выраженной степени по сравнению с занятыми в других сферах сотрудниками.

В настоящее время описание данного феномена представляется посредством несколько моделей выгорания.

Согласно однофакторной модели выгорание является состоянием физического, эмоционального и когнитивного истощения, а вызывается оно длительным пребыванием в ситуациях, связанных с эмоциональными перегрузками. В качестве главной причины выгорания приверженцы одномерного подхода рассматривают истощение, а остальные проявления нарушения переживаний и поведения относят к следствию. Согласно данной модели риск возникновения выгорания угрожает представителям не только социальных профессий.

По мнению Бойко В.В. эмоциональное выгорание следует определять, как вырабатываемый личностью механизм психологической защиты в виде частичного или полного исключения эмоций, как реакция на определенные психотравмирующие воздействия. Так же Бойко В.В. предлагает считать выгорание видом профессиональной деформации личности, складываемым под воздействием ряда факторов как внешних, так и внутренних [2].

Ссылаясь на К. Кондо, Т.В.Форманюк пишет, что среди внешних факторов, провоцирующих выгорание, следует выделять пять факторов, так или иначе способствующих развитию феномена. Первый из них это хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность. Данная форма деятельности связывается с расширением распространения эмоциональных реакций. Так же важным фактором является дестабилизирующая организация деятельности, основными признаками которой являются низкий уровень организации труда, недостаток оборудования, а также недостаточная структурированная и неясная информация. Третьим фактором способным привести к выгоранию может оказаться повышенная ответственность за исполняемые обязанности. Так как данная работа часто проходит в режиме внешнего и внутреннего контроля постоянно надо находиться в состоянии близком к состоянию субъекта, с которым осуществляется совместная деятельность. Не малое влияние на развитие выгорания оказывает состояние психологической атмосферы в профессиональной деятельности. При неблагоприятном состоянии она в основном определяется конфликтностью по двум основным направлениям: по вертикали - в системе «руководитель - подчиненный» и по горизонтали - в системе «коллега -коллега». Пятым фактором способным подтолкнуть к развитию исследуемого явления оказывает проблемный с психологической точки зрения контингент, с которым возникают взаимоотношения в сфере профессиональной деятельности. Чаше всего проблемы бывают связаны с акцентуированными чертами характера, безответственностью, неврозами, злоупотреблении алкоголем. Сотрудники при этом начинают упреждать подобные случаи и прибегают к экономии эмоциональных ресурсов. На этой почве выгорание может проявляться своей дисфункциональной стороной.

Те же исследователи к внутренним факторам, провоцирующим выгорание относят возможные склонности к проявлениям эмоциональной ригидности; интенсивные восприятие и переживание обстоятельств профессиональной деятельности, которое чаще возникает у работников с повышенным уровнем ответственности за порученное дело. Не малую значимость уделяют слабой мотивации и эмоциональной отдаче в профессиональной деятельности. Нравственные дефекты и дезориентация личности так же относят к возможным причинам возникновения выгорания, при этом они могут возникнуть как до начала занятий профессиональной деятельности, так и явиться следствием данной деятельности.

При описывании поведенческих проявлений или симптомов эмоционального выгорания следует подчеркивать его связь со стрессом.

В свою очередь В.И. Ковальчук предполагает, что больше подвержены эмоциональному выгоранию люди с низким уровнем самооценки и экстернальным локусом контроля [4].

Реже подвержены выгоранию те люди, которые имеют стабильную и привлекательную работу, предполагающую возможность творчества, профессионального и личностного роста; имеют разнообразные интересы, перспективные жизненные планы; по типу жизненной установки - оптимистичны, успешно преодолевают жизненные невзгоды и возрастные кризисы; обладают средней степенью нейротизма и относительно высокой экстравертированностью. Риск выгорания снижается при высокой профессиональной компетентности и высоком социальном интеллекте. Чем они выше, тем меньше риск неэффективных коммуникаций, значительнее креативность в ситуациях межличностного взаимодействия и - как следствие - меньше пресыщение и утомление в ходе общения.

Специфика работы характеризуется тем, что существует большое количество ситуаций с высокой эмоциональной насыщенностью и когнитивной сложностью межличностного общения, что требует значительного личного вклада в установление отношений и умения управлять эмоциональной напряженностью делового взаимодействия.

Другие авторы, такие как Водопьянова В.Е., выделяют три фактора выгорания [3]:

- личностный, определяемый как влияние некоторых индивидуальных особенностей на развитие симптомов выгорания. При этом существуют исследования, в которых говориться об отсутствии взаимосвязей между возрастом, полом, семейным положением, стажем работы, уровнем образования, социального происхождения и уровнем развития синдрома эмоционального выгорания, а в других работах показано, что у женщин в большей степени развивается эмоциональное истощение, чем у мужчин.

- ролевой, к нему относятся профессиональные ситуации, в которых нет интеграции усилий, присутствует конкуренция, в то время как качество выполненной работы и ее эффективность зависят от слаженности действий.

- организационный, связывается с возможностью продолжительной, не оцениваемой должным образом работы требующей исключительной подготовки или, имеющей трудноизменяемое содержание, также выгоранию может способствовать неопределенность обязанностей или недостаток ответственности.

К. Роджерс, Д. Добсон выделяют следующие личностные факторы: склонность к интровер-сии (низкая социальная активность и адаптированность), реактивность, жёсткость и авторитарность по отношению к другим, низкий уровень самоуважения, чрезмерно высокая или низкая мотивация успеха, трудоголизм, высокий уровень эмпатии, реакция на стресс по типу «А», возраст, профессиональный стаж.

Выделяют типы людей подверженных синдрому эмоционального выгорания.

1. Педантичный характеризуется добросовестностью, болезненной аккуратностью, стремлением в любом деле добиться образцового порядка, излишней привязанностью к прошлому. Симптомы переутомления - апатия, сонливость.

2. Демонстративный характеризуется стремлением первенствовать во всём, свойственна высокая степень истощаемости при выполнении рутинной работы. Переутомление выражается в излишней раздражительности, гневливости.

3. Эмотивный характеризуется чувствительностью, впечатлительностью, склонностью воспринимать чужую боль, граничит с патологией, с саморазрушением [5].

Многие исследователи предпринимают попытки обнаружить связь между производственными стресс-факторами и симптомами «выгорания». Значимые корреляции были обнаружены между общим (суммарным) показателем «выгорания» и характеристиками работы (значимостью задачи, продуктивностью, намерениями поменять работу); между деперсонализацией и прогулами (недисциплинированностью), плохими отношениями с семьей и с друзьями; между эмоциональным истощением и психосоматическими заболеваниями; между персональными достижениями и отношением к профессиональным обязанностям, значимостью работы

Стоит отметить что, не смотря на схожесть мнений различных исследователей в количестве и содержании факторов, способствующих развитию эмоционального выгорания, нет конкретной информации о том, какие факторы оказывают воздействие в большей степени, а какие в меньшей. Зачастую, мнения ученых являются противоположными и взаимноотрицающими.

Как уже было сказано выше, синдром эмоционального выгорания является защитной реакцией психики и организма человека на продолжительное воздействие различных стрессовых ситуаций, связанных с его профессиональной деятельностью.

Не смотря на недостаточную изученность и неоднозначность исследований синдрома эмоционального выгорания, очевидно, что развитие синдрома носит стадийный характер. При этом первоочередными являются повышенные энергетические затраты на выполнение обязанностей профессиональной деятельности.

Невозможность постоянно работать на максимальных затратах персональных ресурсов, вызывает развитие усталости, постепенно переходящее в разочарование по отношению к выбранной деятельности.

В настоящее время отсутствует единый взгляд на структуру синдрома эмоционального выгорания, но очевидно, что он являет собой деформацию личности, являющуюся следствием эмоционально трудных и напряженных отношений в системе «человек-человек» [1].

Последствия выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и в сугубо психологических (когнитивных, эмоциональных, мотивационно-установочных) изменениях личности. То и другое имеет непосредственное значение для социального и психосоматического здоровья личности.

Наиболее подробно процесс развития выгорания описал М. Буриш, представляя его определенными стадиями, сменяющимися последовательно одна за другой. На первой из них, предупреждающей стадии, отмечается чрезмерное участие личности в профессиональной деятельности, отказ от определенных потребностей в пользу работы, стремление увеличить объем выполняемой работы, зачастую в ущерб ее качеству, и как следствие данной активности возникает истощение проявляемой в усталости, бессоннице, повышенной вероятности негативных последствий.

Согласно М. Буришу сильная зависимость от работы приводит в итоге к полному отчаянию и экзистенциальной пустоте.

Логично предположить, что за возникновением истощения, возникает защитная реакция в виде снижения уровня собственного участия как средства экономии ресурсов личности. Причем снижение участия равнораспределенно относится к коллегам, в которых зачастую видится причина всех неудач, остальным окружающим, выражающееся в невозможности проявления эмпатиче-ских реакций, и к профессиональной деятельности, в виде максимального уклонения от исполнения обязанностей. Все это происходит на фоне повышенных требований к окружающей действительности.

Среди факторов, приводящих к развитию синдрома эмоционального выгорания, выделяют следующие группы: личностные, рабочие, профессиональные и организационные. Ряд ученых считает, что личностные особенности намного больше влияют на развитие выгорания не только по сравнению с демографическими характеристиками, но и факторами рабочей среды.

Развитие синдрома носит стадийный характер. При этом первоочередными являются повышенные энергетические затраты на выполнение обязанностей профессиональной деятельности. Сначала наблюдаются значительные энергетические затраты - следствие экстремально высокой положительной установки на выполнение профессиональной деятельности. По мере развития синдрома эмоционального выгорания появляется чувство усталости, которое постепенно сменяется разочарованием, снижением интереса к своей работе.

Личностные черты эмоциональной неустойчивости, конформности, робости, подозрительности, склонности к чувству вины, консерватизма, импульсивности, напряженности, интро-версии, а также локус контроля имеют значение в формировании синдрома эмоционального выгорания.

По мнению исследователей, негативные психические переживания и состояния могут затрагивать разные грани трудового процесса - профессиональную деятельность, личность профессионала, профессиональное общение, в целом отрицательно сказываясь на профессиональном развитии личности.

Более всего риску возникновения синдрома эмоционального выгорания подвержены лица, предъявляющие непомерно высокие требования к себе. В их представлении настоящий специалист - это образец профессиональной неуязвимости и совершенства. Входящие в эту категорию личности, ассоциируют свой труд с предназначением, миссией, поэтому у них стирается грань между работой и личной жизнью.

В целом синдром эмоционального выгорания у военнослужащих соответствует общепринятой картине данного феномена, имея при этом ряд особенностей касаемо личностных характеристик, присущих военнослужащим в большей мере, чем представителям других профессий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Багрий М.А., Качина А.А. Особенности формирования синдромов стресса в разных видах профессиональной деятельности. - СПб., 2001. -341 с.

2. Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб.: Питер. 1999. - 236 с.

3. Водопьянова, Н.Е. Синдром «выгорания» в профессиях системы «человек-человек». Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности - СПб.: Речь, 2003.- 531 с.

4. Губачёв Ю.М., Иовлев Б.В., Карвасарский Б.Д. и др. Эмоциональный стресс в условиях нормы и патологии человека. -СПб., 2002. - 519 с.

5. Зеер Э.Ф. Психология профессий. - М., 2003.- 583 с.

6. Холина О. А. Проблемы эмоционального выгорания в профессионально-педагогической деятельности //Вестник Таганрогского государственного педагогического института. Гуманитарные науки. 2014. №2.- С.277-282

В.Н. Сёмин, С.А.Донских, М.Ю. Токарева

ЭЛЕМЕНТЫ ВОПРОСОВ ЯДЕРНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ И ЯДЕРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В ФОРМИРОВАНИИ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У УЧАЩИХСЯХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ

Аннотация. Предложен вариант отражения сути ядерных технологий в рамках школьного курса предмета «Технология». Без представления о структуре выработки ядерной энергии и механизма превращения её в электрическую невозможно формирование технологической картины мира у выпускников средней школы.

Ключевые слова: ядерные технологии, технологический цикл, счетчик Гейгера, радиоактивные отходы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.