Научная статья на тему '«Эмоциональное выгорание» женщин-следователей'

«Эмоциональное выгорание» женщин-следователей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1044
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
синдром "эмоционального выгорания" / особенности профессиональной деятельности женщин-следователей / профилактика синдрома "эмоционального выгорания" / emotional "burnout" syndrome / peculiarities of professional activities of female investigators / emotional "burnout" syndrome prevention

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Конах Яна Александровна

Целью предлагаемой статьи является исследование феномена «эмоционального выгорания» через особенности труда женщин-следователей. Рассматриваются теоретические аспекты проблемы. Представлено экспериментальное исследование «эмоционального выгорания» женщин-следователей, по результатам которого создана программа профилактики синдрома «эмоционального выгорания».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Конах Яна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The aim of this article is researching the phenomenon of emotional "burnout" through the peculiarities of the work of female investigators. The article considers the theoretical aspects of the problem. The author presents an experimental research of the emotional "burnout" of female investigators. The results of the research became the foundation for the program of emotional "burnout" prevention.

Текст научной работы на тему ««Эмоциональное выгорание» женщин-следователей»

УДК 159.9.07 © Я. А. Конах, 2010

«Эмоциональное выгорание» женщин-следователей

Я. А. Конах *

Целью предлагаемой статьи является исследование феномена «эмоционального выгорания» через особенности труда женщин-следователей. Рассматриваются теоретические аспекты проблемы. Представлено экспериментальное исследование «эмоционального выгорания» женщин-следователей, по результатам которого создана программа профилактики синдрома «эмоционального выгорания».

Ключевые слова: синдром «эмоционального выгорания», особенности профессиональной деятельности женщин-следователей, профилактика синдрома «эмоционального выгорания».

Синдром «эмоционального выгорания» характерен для представителей профессий, деятельность которых связана с тесным и интенсивным общением с другими людьми . В исследованиях феномена «эмоционального выгорания» как в зарубежной, так и в отечественной психологии указывается его множественное негативное воздействие на личность и профессиональную деятельность человека . Одной из наиболее уязвимых профессиональных групп выступают работники следственных подразделений . В последнее время все больше женщин выбирают профессию следователя, сталкиваясь при этом с определенными трудностями, которые содержит в себе этот вид деятельности .

Синдром «выгорания» (burnout) довольно широко известен и исследуется в зарубежной психологии (С . Маслач, М . Лейтер, Е . Махер, К . Кондо) . Что касается отечественной науки, то данный феномен как самостоятельный практически не изучался

Впервые термин «эмоциональное выгорание» предложил американский психопатолог Г. Фре-денберг в 1974 г. при проведении исследований в репрезентативных группах из числа работни-

* В нашем журнале публикуется впервые .

ков, ощущавших постепенное эмоциональное истощение, потерю мотивации к основному виду деятельности и снижение трудоспособности . Другой основоположник идеи «выгорания» — доктор Маслач — подчеркивала, что выгорание — это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее «эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением» 1 . В отличие от профессиональной деформации, «психическое выгорание» чаще причисляют к полному регрессу профессионального развития, поскольку оно охватывает личность в целом, разрушая ее и отрицательно влияя на эффективность трудовой деятельности . Анализ субъективных ощущений людей, находящихся на стадии «эмоционального выгорания», свидетельствует, что они отличаются от аналогичных ощущений, связанных с «нормальной» физической усталостью Явление «эмоционального выгорания», во-первых, непосредственно связано с профессиональной деятельностью, а во-вторых, является необратимым и не исчезает после сна и других форм отдыха . Психологической наукой отрицается отождествление

указанного феномена с такими состояниями, как депрессия, усталость, стресс .

В 1981 г. известный исследователь проблемы «профессионального выгорания» Э. Морроу предложил оригинальный термин, отражающий внутреннее психическое состояние работника, испытывающего дистрессовое воздействие «выгорания» — «запах горящей психологической проводки» 2 . Синдром «эмоционального выгорания» включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг. Клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо для них. Наконец, редукция профессиональных достижений — возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней

Основываясь на анализе литературы, можно выделить три группы детерминирующих факторов «психического выгорания»:

1) индивидуальные (семейное положение, образование, самооценка, стиль сопротивления и др.);

2) организационные (условия работы, рабочие перегрузки, содержание труда, стиль руководства и т. д .);

3) особенности профессиональной деятельности и требования профессии.

О развитии «выгорания» можно говорить при совокупном влиянии этих факторов, но в каждом конкретном случае влияние их может быть неоднозначно Постоянные профессиональные стрессы наряду с указанными выше тремя группами факторов являются стабильной и универсальной основой формирования не только «психического выгорания», но и полной дезинтеграции различных психических сфер и, прежде всего, эмоциональной 3 .

Как и обусловливающие «психическое выгорание» факторы, так и его проявления весьма разнообразны: от усталости и эмоционального напряжения до экзистенциального отчаяния, отрицательной жизненной установки, ощущения тупика и бессмысленности жизни 4 .

Система способов преодоления эмоционального напряжения в сложных профессиональных ситуациях формирует определенную стратегию профес-

сионального поведения, которая, как справедливо отмечает Э. Э. Сыманюк, может способствовать профессиональному самосохранению либо привести к полной профессиональной деструкции 5 .

Итак, синдром «выгорания» представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы . Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте 6 .

Есть основания для предположения, что у представителей разных профессий социального типа, с учетом содержательных аспектов выполняемой ими деятельности, развитие механизма «выгорания» будет отличаться своими особенностями. Профессиональная деятельность следователей, в самой природе которой заложены экстремальность и высокая стрессогенность, а также острота и сложность проблем, с которыми приходится сталкиваться в процессе работы, может быстро привести к развитию синдрома «эмоционального выгорания»

Целью нашей работы является рассмотрение особенностей труда женщин-следователей Среди причин, которые приводят к «профессиональному выгоранию» женщин-следователей, следует отметить:

— вкладывание в работу значительных личностных ресурсов при отсутствии (недостаточности) признания и положительной оценки со стороны руководства, коллег, общества;

— жесткую регламентацию времени работы, особенно при нереальных сроках ее выполнения;

— совместную работу и привлечение к ней «немотивированных» к такой деятельности лиц, определенные неудачи на этой почве или отсутствие заметных результатов в течение продолжительного периода;

— повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочную работу;

— напряженность и конфликтность в профессиональной среде, отсутствие поддержки со стороны коллег и наличие постоянной критики;

— недостаточность условий для самовыражения личности на работе;

— отсутствие возможности дальнейшего обучения и профессионального усовершенствования;

— наличие нерешенных конфликтов в личной жизни

В группу риска входят лица, переживающие постоянный внутриличностный конфликт; имеющие низкую заработную плату, плохие условия труда, не обеспеченные жильем . У женщины-следователя может провоцировать внутриличностный конфликт отсутствие счастливой семейной жизни, так как

Таблица 1

Характеристика фаз «профессионального выгорания» женщин-следователей

Методика тестирования Сзедии выгорания Сформировавшаяся фаза, % В стадии формирования, % Несформировавшаяся стадия, %

В. В. Бойко Напряжение 27(7 C5(C C7(7

Резистенция 42(2 ес,; 17(7

Истощение 27(5 2C(C 52(5

часто не удается совместить выбранную профессию с ролью хранительницы домашнего очага . Установлено, чтоженщи ны в большей степени подвержены эмоциональному истощению, чем мужчи ны, так как женщины более эмоционально отзывчивы и у них меньше чувство отчуждения от субъектов их профессиональной деятельности . Работающая женщина испытывает более высокие рабочие перегрузки (по сравнению с мужчинами) из-за дополнительных домашних и семейных обязанностей

Работа следователя связана с необходимостью учитывать индивидуальные особенности субъектов труда, умением входить во внутренний мир другого человека, идентифицироваться с ним

Интересно рассматривает феномен идентификации С. П . Безносов: «Чтобы раскрыть преступление, найти преступника, сотрудник милиции обязан досконально знать психологию правонарушителей, их привычки, образ мыслей и действий, их образ жизни и жаргон . Он обязан «вжиться» в личность подозреваемого или разыскиваемого, поставить себя на его место» 7. Такой процесс вживания в роль другого не проходит бесследно и для самого субъекта деятельности Этот процесс вчувствования оказывает влияние на личность самого сотрудника, оставляет следы в индивидуальном развитии личности Субъект обязан прожить какое-то время в образе другого

Многочисленные исследования факторов, влияющих на «выгорание», не дали ответа на вопросы: «Что же является главным в возникновении этого явления? Какова основная его причина — личностные черты или характеристики деятельности, особенности взаимодействия с клиентами или факторы рабочей среды?» Определенной попыткой ответа на этот вопрос стало появление нескольких новых подходов к понятию «выгорание», среди них следует остановиться на подходе С. Маслач и М. Лейтер, основная идея которого заключается в том, что «выгорание» — результат несоответствия между личностью и работой Увеличение такого несоответствия повышает вероятность возникновения «выгорания» 8 .

На должности следователя нередко оказываются люди, не считающие данную работу своим призванием . Зачастую те, кого привлекает деятельность следователя, имеют о ней смутное представление, сложившееся под влиянием детективной литературы, а не

в результате ясного понимания особенностей этого нелегкого труд а .

Ознакомлание будущих следователей в прогрессе обучения, прохождения студенческой практики и стажировки со всеми, в том числе и теневыми сторонами их будущей службы, необходимо для того, чтобы они своевременно и более сознательно могли оценить ссответствие предстоящей деятельности их наклонностям И само обучение, содержание и методика занятий должны быть подчинены задаче воспитания психологической готовности обучающихся ко всем трудностям следственной работы Такая готовность должна формироваться и в практической деятельности, ибо далеко не всегда следователи осознают значение отдельных особенностей своей профессии, ее «узкие» места, подлинные причины допускаемых ошибок 9 .

На основе обобщения результатов эмпирического исследования нами была предпринята попытка ответить на вопросы: «Как проявляется механизм „профессионального выгорания"? Какие личностные качества создают предпосылку к его развитию? Существует ли взаимосвязь возраста и трудового стажа работника и других факторов с синдромом „эмоционального выгорания“?»

В исследовании приняли участие 40 женщин-следователей следственных подразделений районных управлений г. Омска .

Исследование проводилось методом опроса-анкетирования Также использовалась диагностическая методика В В Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания», позволяющая определить наличие или отсутствие синдрома «эмоционального выгорания», доминирующие фазы и ведущие симптомы Обработка методик проводилась с помощью методов математической статистики (корреляция, процентное соотношение) (табл 1)

Исследование фаз «эмоционального выгорания» по методике В В Бойко показывает, что преобладающие значения имеют показатели фазы ре-зистенции Это, в первую очередь, свидетельствует о том, что большая часть испытуемых пытается противостоять различным психоэмоциональным факторам, создающим в процессе деятельности стрессовое напряжение Другими словами, защитные механизмы формируются через эмоциональ-

Таблица 2

Коэффициенты корреляций симптомов «эмоционального выгорания» относительно различных факторов

Симптомы «эмоционального выгорания» Семейное положение Наличие хобби Условия труда Применение к сотрудникам мер поощрения Возраст Стаж Организация труда

Напряжение 0,46 0,40 0,56 0,30 0,12 0,20 0,59

Резистенция 0,20 0,42 0,45 0,22 -0,07 -0,08 0,46

Истощение 0,30 0,50 0,47 0,30 0,08 0,10 0,46

ное и нравственное абстрагирование и упрощение профессиональных обязанностей в целях снижения степени эмоциональных затрат. Сотрудницы пытаются облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат Вероятно, к причинам такого высокого показателя фазы рези-стенции можно отнести то, что лишь 20,0% опрошенных никогда не испытывали чувства бессмысленности своей профессиональной деятельности К сожалению, только 12,5% женщин-следователей гордятся своей профессией, 42,2% считают свою работу неинтересной (табл 2)

Корреляционный анализ связи фазы «выгорания», напряжения, с фактором семейной жизни показал наличие средней положительной корреляционной связи (г = 0,46) . Это объясняется тем, что такие симптомы напряжения, как неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», тревога и депрессия, будут менее выражены или отсутствовать, если женщина имеет счастливую семейную жизнь Между наличием хобби и напряжением, резистенци-ей и истощением наблюдается средняя положительная корреляционная связь (г = 0,40; г = 0,42; г = 0,50) Для обеспечения психического и физического благополучия очень важен отдых от работы и других нагрузок Иногда необходимо «убежать» от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое будет увлекательным и приятным Также обнаружена средняя положительная корреляционная связь между фазами «выгорания» и условиями труда (г = 0,56; г = 0,45; г = 0,47 ), фазами «выгорания» и организацией труда (г = 0,59; г = 0,46; г = 0,46)

Повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочная работа стимулируют развитие «выгорания» Так, в результате опроса получены данные, что без выходных работают 55,0% женщин-следователей, и только 15,0% сотрудниц могут позволить себе отдыхать 2 раза в неделю Большинство (55,0% опрошенных) работают по 10 часов в сутки, и 22,5% — по 12 часов в сутки

Слабая корреляционная связь наблюдается в применении к сотрудницам мер поощрения (г = 0,30; г = 0,22; г = 0,30) Как показывают результаты исследования, «выгоранию» способствуют от-

сутствие или недостаточное вознаграждение работников за их труд (материальное и моральное), причем для работников в предотвращении «выгорания» важно не абсолютное количество вознаграждения, а его соотнесение с собственным затраченным трудом и трудом своих коллег, что в данном контексте обозначается как справедливость Дополнительное вознаграждение за выполнение определенной работы повышает чувство профессиональной эффективности, в то время как наказание приводит к развитию деперсонализации

Корреляционный анализ не выявил связи между «эмоциональным выгоранием» и возрастом, стажем работы Это объясняется тем, что синдром «эмоционального выгорания» отличается от профессиональной деформации, и если последняя напрямую связана со стажем работы и возрастом, то «эмоциональное выгорание» в большей степени зависит от других индивидуальных качеств личности и может возникнуть даже в первый год работы, поскольку молодые сотрудники (19-25 лет) часто испытывают эмоциональный шок при столкновении с действительностью

Самым эффективным способом борьбы с «выгоранием» является предупреждение его возникновения, т е профилактика, осуществляемая на этапе обучения специалиста, в рамках его профессиональной подготовки

Профилактика синдрома «эмоционального выгорания» может осуществляться по следующим направлениям:

1. Информирование сотрудниц об особенностях возникновения «эмоционального выгорания» и условиях его протекания. Практика показывает, что как будущие специалисты, так и сотрудники различных служб не получают информацию об источниках эмоционального стресса в их работе, о риске возникновения синдрома «эмоционального выгорания», не приобретают минимальных психологических навыков защиты Знания об эмоциональном стрессе рассматриваются как менее важные, чем профессиональные знания Существуют опасения, что знания о синдроме «выгорания» могут повлиять на число желающих выбрать профессию Однако есть другое

мнение: полная информация приведет к снижению количества «шоков» от встречи с реальностью Предварительные знания о синдроме «эмоционального выгорания» сделают специалистов более чувствительными к его ранним симптомам как в себе, так и в других, позволят профессионально подготовиться к ситуации стресса

2. Обучение навыкам эффективной профессиональной коммуникации Нужно быть готовым к потенциальным трудностям в работе с людьми Необходимо обучение навыкам конструктивного межличностного взаимодействия

3. Поддержание благоприятного климата в общении с коллегами и руководством, проведение разного рода тренингов, работа с сотрудниками из группы повышенного внимания.

4. Формирование демократического стиля руководства, который в меньшей степени способствует возникновению «эмоционального выгорания». Самые общие рекомендации индивидуальной профилактики синдрома «эмоционального выгорания» для представителей любых профессий социальной сферы заключаются в:

1) культивировании других интересов, кроме профессиональных;

2) обязательном поддержании своего здоровья, соблюдении режима сна и питания, овладении техникой релаксации (желательна аутогенная тренировка, что позволит значительно повысить стрессо-устойчивость);

3) чтении не только профессиональной, но и другой литературы, доставляющей удовольствие, без ориентации на какую-либо пользу, наличии хобби;

4) удовлетворяющей социальной жизни; наличии нескольких друзей (желательно других профессий)

Для осуществления профилактики «эмоционального выгорания» предлагаем создание службами психологического обеспечения органов внутренних дел специальных брошюр, информационных стендов с данными о синдроме «эмоционального выгорания», его причинах, последствиях и мерах борьбы с ним . Руководители подразделений, в первую очередь, должны владеть информацией об этом явлении, так как им принадлежит существенная роль в борьбе с ним Руководители должны быть внимательны и справедливы к своим подчиненным и к себе Немалое значение имеют стиль руководства, условия труда и организация труда в служебном коллективе, а также справедливое поощрение сотрудников

1 Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы . URL: http://www.psyjournal. ru (дата обращения: 25. 10.2008).

2 Фармагей А. А. Психическое выгорание. URL: http:// www.hrliga .com (дата обращения: 25.10. 2008) .

3 Рогинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал . 2002. Т. 23 . № 3 . С. 29 .

4 Ожогова Е. Г. Анализ стратегий профессионального поведения при изучении проблемы психического «выгорания» // Психопедагогика в правоохранительных органах 2006. № 3 . С. 84.

5 Сыманюк Э. Э. Стратегии профессионального самосохранения личности // Мир психологии. 2005. № 1 . С. 21 .

6 Макарова Г. А. Синдром «эмоционального выгорания» // Психотерапия . 2003. № 11 . URL: http://www.psyclub .net (дата обращения: 25 10 2008)

7 Безносов С. П. Профессиональные деформации личности. СПб. , 2004. С. 37.

8 Караваев А. Ф., Марьин М. И., Петров В. Е. Основы психопрофилактики профессиональной деформации личности сотрудников органов внутренних дел . Омск, 2007. С. 80 .

9 Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей . М. , 2001. С. 47.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.