УДК 159.9.07 © Я. А. Конах, 2010
«Эмоциональное выгорание» женщин-следователей
Я. А. Конах *
Целью предлагаемой статьи является исследование феномена «эмоционального выгорания» через особенности труда женщин-следователей. Рассматриваются теоретические аспекты проблемы. Представлено экспериментальное исследование «эмоционального выгорания» женщин-следователей, по результатам которого создана программа профилактики синдрома «эмоционального выгорания».
Ключевые слова: синдром «эмоционального выгорания», особенности профессиональной деятельности женщин-следователей, профилактика синдрома «эмоционального выгорания».
Синдром «эмоционального выгорания» характерен для представителей профессий, деятельность которых связана с тесным и интенсивным общением с другими людьми . В исследованиях феномена «эмоционального выгорания» как в зарубежной, так и в отечественной психологии указывается его множественное негативное воздействие на личность и профессиональную деятельность человека . Одной из наиболее уязвимых профессиональных групп выступают работники следственных подразделений . В последнее время все больше женщин выбирают профессию следователя, сталкиваясь при этом с определенными трудностями, которые содержит в себе этот вид деятельности .
Синдром «выгорания» (burnout) довольно широко известен и исследуется в зарубежной психологии (С . Маслач, М . Лейтер, Е . Махер, К . Кондо) . Что касается отечественной науки, то данный феномен как самостоятельный практически не изучался
Впервые термин «эмоциональное выгорание» предложил американский психопатолог Г. Фре-денберг в 1974 г. при проведении исследований в репрезентативных группах из числа работни-
* В нашем журнале публикуется впервые .
ков, ощущавших постепенное эмоциональное истощение, потерю мотивации к основному виду деятельности и снижение трудоспособности . Другой основоположник идеи «выгорания» — доктор Маслач — подчеркивала, что выгорание — это не потеря творческого потенциала, не реакция на скуку, а скорее «эмоциональное истощение, возникающее на фоне стресса, вызванного межличностным общением» 1 . В отличие от профессиональной деформации, «психическое выгорание» чаще причисляют к полному регрессу профессионального развития, поскольку оно охватывает личность в целом, разрушая ее и отрицательно влияя на эффективность трудовой деятельности . Анализ субъективных ощущений людей, находящихся на стадии «эмоционального выгорания», свидетельствует, что они отличаются от аналогичных ощущений, связанных с «нормальной» физической усталостью Явление «эмоционального выгорания», во-первых, непосредственно связано с профессиональной деятельностью, а во-вторых, является необратимым и не исчезает после сна и других форм отдыха . Психологической наукой отрицается отождествление
указанного феномена с такими состояниями, как депрессия, усталость, стресс .
В 1981 г. известный исследователь проблемы «профессионального выгорания» Э. Морроу предложил оригинальный термин, отражающий внутреннее психическое состояние работника, испытывающего дистрессовое воздействие «выгорания» — «запах горящей психологической проводки» 2 . Синдром «эмоционального выгорания» включает в себя три основные составляющие: эмоциональную истощенность, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений. Под эмоциональным истощением понимается чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и объектам своего труда. В частности, в социальной сфере деперсонализация предполагает бесчувственное, негуманное отношение к клиентам, приходящим для лечения, консультации, получения образования и других социальных услуг. Клиенты воспринимаются не как живые люди, а все их проблемы и беды, с которыми они приходят к профессионалу, с его точки зрения, есть благо для них. Наконец, редукция профессиональных достижений — возникновение у работников чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней
Основываясь на анализе литературы, можно выделить три группы детерминирующих факторов «психического выгорания»:
1) индивидуальные (семейное положение, образование, самооценка, стиль сопротивления и др.);
2) организационные (условия работы, рабочие перегрузки, содержание труда, стиль руководства и т. д .);
3) особенности профессиональной деятельности и требования профессии.
О развитии «выгорания» можно говорить при совокупном влиянии этих факторов, но в каждом конкретном случае влияние их может быть неоднозначно Постоянные профессиональные стрессы наряду с указанными выше тремя группами факторов являются стабильной и универсальной основой формирования не только «психического выгорания», но и полной дезинтеграции различных психических сфер и, прежде всего, эмоциональной 3 .
Как и обусловливающие «психическое выгорание» факторы, так и его проявления весьма разнообразны: от усталости и эмоционального напряжения до экзистенциального отчаяния, отрицательной жизненной установки, ощущения тупика и бессмысленности жизни 4 .
Система способов преодоления эмоционального напряжения в сложных профессиональных ситуациях формирует определенную стратегию профес-
сионального поведения, которая, как справедливо отмечает Э. Э. Сыманюк, может способствовать профессиональному самосохранению либо привести к полной профессиональной деструкции 5 .
Итак, синдром «выгорания» представляет собой процесс постепенной утраты эмоциональной и физической энергии, проявляющийся в симптомах эмоционального, умственного истощения, физического утомления, личностной отстраненности и снижения удовлетворения исполнением работы . Он рассматривается как результат неудачно разрешенного стресса на рабочем месте 6 .
Есть основания для предположения, что у представителей разных профессий социального типа, с учетом содержательных аспектов выполняемой ими деятельности, развитие механизма «выгорания» будет отличаться своими особенностями. Профессиональная деятельность следователей, в самой природе которой заложены экстремальность и высокая стрессогенность, а также острота и сложность проблем, с которыми приходится сталкиваться в процессе работы, может быстро привести к развитию синдрома «эмоционального выгорания»
Целью нашей работы является рассмотрение особенностей труда женщин-следователей Среди причин, которые приводят к «профессиональному выгоранию» женщин-следователей, следует отметить:
— вкладывание в работу значительных личностных ресурсов при отсутствии (недостаточности) признания и положительной оценки со стороны руководства, коллег, общества;
— жесткую регламентацию времени работы, особенно при нереальных сроках ее выполнения;
— совместную работу и привлечение к ней «немотивированных» к такой деятельности лиц, определенные неудачи на этой почве или отсутствие заметных результатов в течение продолжительного периода;
— повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочную работу;
— напряженность и конфликтность в профессиональной среде, отсутствие поддержки со стороны коллег и наличие постоянной критики;
— недостаточность условий для самовыражения личности на работе;
— отсутствие возможности дальнейшего обучения и профессионального усовершенствования;
— наличие нерешенных конфликтов в личной жизни
В группу риска входят лица, переживающие постоянный внутриличностный конфликт; имеющие низкую заработную плату, плохие условия труда, не обеспеченные жильем . У женщины-следователя может провоцировать внутриличностный конфликт отсутствие счастливой семейной жизни, так как
Таблица 1
Характеристика фаз «профессионального выгорания» женщин-следователей
Методика тестирования Сзедии выгорания Сформировавшаяся фаза, % В стадии формирования, % Несформировавшаяся стадия, %
В. В. Бойко Напряжение 27(7 C5(C C7(7
Резистенция 42(2 ес,; 17(7
Истощение 27(5 2C(C 52(5
часто не удается совместить выбранную профессию с ролью хранительницы домашнего очага . Установлено, чтоженщи ны в большей степени подвержены эмоциональному истощению, чем мужчи ны, так как женщины более эмоционально отзывчивы и у них меньше чувство отчуждения от субъектов их профессиональной деятельности . Работающая женщина испытывает более высокие рабочие перегрузки (по сравнению с мужчинами) из-за дополнительных домашних и семейных обязанностей
Работа следователя связана с необходимостью учитывать индивидуальные особенности субъектов труда, умением входить во внутренний мир другого человека, идентифицироваться с ним
Интересно рассматривает феномен идентификации С. П . Безносов: «Чтобы раскрыть преступление, найти преступника, сотрудник милиции обязан досконально знать психологию правонарушителей, их привычки, образ мыслей и действий, их образ жизни и жаргон . Он обязан «вжиться» в личность подозреваемого или разыскиваемого, поставить себя на его место» 7. Такой процесс вживания в роль другого не проходит бесследно и для самого субъекта деятельности Этот процесс вчувствования оказывает влияние на личность самого сотрудника, оставляет следы в индивидуальном развитии личности Субъект обязан прожить какое-то время в образе другого
Многочисленные исследования факторов, влияющих на «выгорание», не дали ответа на вопросы: «Что же является главным в возникновении этого явления? Какова основная его причина — личностные черты или характеристики деятельности, особенности взаимодействия с клиентами или факторы рабочей среды?» Определенной попыткой ответа на этот вопрос стало появление нескольких новых подходов к понятию «выгорание», среди них следует остановиться на подходе С. Маслач и М. Лейтер, основная идея которого заключается в том, что «выгорание» — результат несоответствия между личностью и работой Увеличение такого несоответствия повышает вероятность возникновения «выгорания» 8 .
На должности следователя нередко оказываются люди, не считающие данную работу своим призванием . Зачастую те, кого привлекает деятельность следователя, имеют о ней смутное представление, сложившееся под влиянием детективной литературы, а не
в результате ясного понимания особенностей этого нелегкого труд а .
Ознакомлание будущих следователей в прогрессе обучения, прохождения студенческой практики и стажировки со всеми, в том числе и теневыми сторонами их будущей службы, необходимо для того, чтобы они своевременно и более сознательно могли оценить ссответствие предстоящей деятельности их наклонностям И само обучение, содержание и методика занятий должны быть подчинены задаче воспитания психологической готовности обучающихся ко всем трудностям следственной работы Такая готовность должна формироваться и в практической деятельности, ибо далеко не всегда следователи осознают значение отдельных особенностей своей профессии, ее «узкие» места, подлинные причины допускаемых ошибок 9 .
На основе обобщения результатов эмпирического исследования нами была предпринята попытка ответить на вопросы: «Как проявляется механизм „профессионального выгорания"? Какие личностные качества создают предпосылку к его развитию? Существует ли взаимосвязь возраста и трудового стажа работника и других факторов с синдромом „эмоционального выгорания“?»
В исследовании приняли участие 40 женщин-следователей следственных подразделений районных управлений г. Омска .
Исследование проводилось методом опроса-анкетирования Также использовалась диагностическая методика В В Бойко «Диагностика уровня эмоционального выгорания», позволяющая определить наличие или отсутствие синдрома «эмоционального выгорания», доминирующие фазы и ведущие симптомы Обработка методик проводилась с помощью методов математической статистики (корреляция, процентное соотношение) (табл 1)
Исследование фаз «эмоционального выгорания» по методике В В Бойко показывает, что преобладающие значения имеют показатели фазы ре-зистенции Это, в первую очередь, свидетельствует о том, что большая часть испытуемых пытается противостоять различным психоэмоциональным факторам, создающим в процессе деятельности стрессовое напряжение Другими словами, защитные механизмы формируются через эмоциональ-
Таблица 2
Коэффициенты корреляций симптомов «эмоционального выгорания» относительно различных факторов
Симптомы «эмоционального выгорания» Семейное положение Наличие хобби Условия труда Применение к сотрудникам мер поощрения Возраст Стаж Организация труда
Напряжение 0,46 0,40 0,56 0,30 0,12 0,20 0,59
Резистенция 0,20 0,42 0,45 0,22 -0,07 -0,08 0,46
Истощение 0,30 0,50 0,47 0,30 0,08 0,10 0,46
ное и нравственное абстрагирование и упрощение профессиональных обязанностей в целях снижения степени эмоциональных затрат. Сотрудницы пытаются облегчить или сократить обязанности, которые требуют эмоциональных затрат Вероятно, к причинам такого высокого показателя фазы рези-стенции можно отнести то, что лишь 20,0% опрошенных никогда не испытывали чувства бессмысленности своей профессиональной деятельности К сожалению, только 12,5% женщин-следователей гордятся своей профессией, 42,2% считают свою работу неинтересной (табл 2)
Корреляционный анализ связи фазы «выгорания», напряжения, с фактором семейной жизни показал наличие средней положительной корреляционной связи (г = 0,46) . Это объясняется тем, что такие симптомы напряжения, как неудовлетворенность собой, «загнанность в клетку», тревога и депрессия, будут менее выражены или отсутствовать, если женщина имеет счастливую семейную жизнь Между наличием хобби и напряжением, резистенци-ей и истощением наблюдается средняя положительная корреляционная связь (г = 0,40; г = 0,42; г = 0,50) Для обеспечения психического и физического благополучия очень важен отдых от работы и других нагрузок Иногда необходимо «убежать» от жизненных проблем и развлечься, нужно найти занятие, которое будет увлекательным и приятным Также обнаружена средняя положительная корреляционная связь между фазами «выгорания» и условиями труда (г = 0,56; г = 0,45; г = 0,47 ), фазами «выгорания» и организацией труда (г = 0,59; г = 0,46; г = 0,46)
Повышенные нагрузки в деятельности, сверхурочная работа стимулируют развитие «выгорания» Так, в результате опроса получены данные, что без выходных работают 55,0% женщин-следователей, и только 15,0% сотрудниц могут позволить себе отдыхать 2 раза в неделю Большинство (55,0% опрошенных) работают по 10 часов в сутки, и 22,5% — по 12 часов в сутки
Слабая корреляционная связь наблюдается в применении к сотрудницам мер поощрения (г = 0,30; г = 0,22; г = 0,30) Как показывают результаты исследования, «выгоранию» способствуют от-
сутствие или недостаточное вознаграждение работников за их труд (материальное и моральное), причем для работников в предотвращении «выгорания» важно не абсолютное количество вознаграждения, а его соотнесение с собственным затраченным трудом и трудом своих коллег, что в данном контексте обозначается как справедливость Дополнительное вознаграждение за выполнение определенной работы повышает чувство профессиональной эффективности, в то время как наказание приводит к развитию деперсонализации
Корреляционный анализ не выявил связи между «эмоциональным выгоранием» и возрастом, стажем работы Это объясняется тем, что синдром «эмоционального выгорания» отличается от профессиональной деформации, и если последняя напрямую связана со стажем работы и возрастом, то «эмоциональное выгорание» в большей степени зависит от других индивидуальных качеств личности и может возникнуть даже в первый год работы, поскольку молодые сотрудники (19-25 лет) часто испытывают эмоциональный шок при столкновении с действительностью
Самым эффективным способом борьбы с «выгоранием» является предупреждение его возникновения, т е профилактика, осуществляемая на этапе обучения специалиста, в рамках его профессиональной подготовки
Профилактика синдрома «эмоционального выгорания» может осуществляться по следующим направлениям:
1. Информирование сотрудниц об особенностях возникновения «эмоционального выгорания» и условиях его протекания. Практика показывает, что как будущие специалисты, так и сотрудники различных служб не получают информацию об источниках эмоционального стресса в их работе, о риске возникновения синдрома «эмоционального выгорания», не приобретают минимальных психологических навыков защиты Знания об эмоциональном стрессе рассматриваются как менее важные, чем профессиональные знания Существуют опасения, что знания о синдроме «выгорания» могут повлиять на число желающих выбрать профессию Однако есть другое
мнение: полная информация приведет к снижению количества «шоков» от встречи с реальностью Предварительные знания о синдроме «эмоционального выгорания» сделают специалистов более чувствительными к его ранним симптомам как в себе, так и в других, позволят профессионально подготовиться к ситуации стресса
2. Обучение навыкам эффективной профессиональной коммуникации Нужно быть готовым к потенциальным трудностям в работе с людьми Необходимо обучение навыкам конструктивного межличностного взаимодействия
3. Поддержание благоприятного климата в общении с коллегами и руководством, проведение разного рода тренингов, работа с сотрудниками из группы повышенного внимания.
4. Формирование демократического стиля руководства, который в меньшей степени способствует возникновению «эмоционального выгорания». Самые общие рекомендации индивидуальной профилактики синдрома «эмоционального выгорания» для представителей любых профессий социальной сферы заключаются в:
1) культивировании других интересов, кроме профессиональных;
2) обязательном поддержании своего здоровья, соблюдении режима сна и питания, овладении техникой релаксации (желательна аутогенная тренировка, что позволит значительно повысить стрессо-устойчивость);
3) чтении не только профессиональной, но и другой литературы, доставляющей удовольствие, без ориентации на какую-либо пользу, наличии хобби;
4) удовлетворяющей социальной жизни; наличии нескольких друзей (желательно других профессий)
Для осуществления профилактики «эмоционального выгорания» предлагаем создание службами психологического обеспечения органов внутренних дел специальных брошюр, информационных стендов с данными о синдроме «эмоционального выгорания», его причинах, последствиях и мерах борьбы с ним . Руководители подразделений, в первую очередь, должны владеть информацией об этом явлении, так как им принадлежит существенная роль в борьбе с ним Руководители должны быть внимательны и справедливы к своим подчиненным и к себе Немалое значение имеют стиль руководства, условия труда и организация труда в служебном коллективе, а также справедливое поощрение сотрудников
1 Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы . URL: http://www.psyjournal. ru (дата обращения: 25. 10.2008).
2 Фармагей А. А. Психическое выгорание. URL: http:// www.hrliga .com (дата обращения: 25.10. 2008) .
3 Рогинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал . 2002. Т. 23 . № 3 . С. 29 .
4 Ожогова Е. Г. Анализ стратегий профессионального поведения при изучении проблемы психического «выгорания» // Психопедагогика в правоохранительных органах 2006. № 3 . С. 84.
5 Сыманюк Э. Э. Стратегии профессионального самосохранения личности // Мир психологии. 2005. № 1 . С. 21 .
6 Макарова Г. А. Синдром «эмоционального выгорания» // Психотерапия . 2003. № 11 . URL: http://www.psyclub .net (дата обращения: 25 10 2008)
7 Безносов С. П. Профессиональные деформации личности. СПб. , 2004. С. 37.
8 Караваев А. Ф., Марьин М. И., Петров В. Е. Основы психопрофилактики профессиональной деформации личности сотрудников органов внутренних дел . Омск, 2007. С. 80 .
9 Ратинов А. Р. Судебная психология для следователей . М. , 2001. С. 47.