Научная статья на тему 'КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ-ПЯТЫЙ РЕЧЕВОЙ НАВЫК'

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ-ПЯТЫЙ РЕЧЕВОЙ НАВЫК Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
7
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
критическое мышление / обучение / учебный процесс / педагогические технологии / компетенции / critical thinking / education / educational process / educational technologies / competencies.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Карапетян Софья Артуровна

в статье рассматривается важность развития и внедрения критического мышления в процесс обучения на уроках английского языка. Анализируются основные подходы, технологии и методы работы в данном направлении. Делается акцент на техники, которые необходимо использовать на разных стадиях обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITICAL THINKING THE FIFTH SPEECH SKILL

the article discusses the importance of developing and introducing critical thinking into the learning process in English lessons. The main approaches, technologies and methods of work in this direction are analyzed. Emphasis is placed on techniques that need to be used at different stages of learning.

Текст научной работы на тему «КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ-ПЯТЫЙ РЕЧЕВОЙ НАВЫК»

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ-ПЯТЫЙ РЕЧЕВОЙ НАВЫК

Карапетян С.А.

Карапетян Софья Артуровна - учитель английского языка, Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 102",

г. Краснодар

Аннотация: в статье рассматривается важность развития и внедрения критического мышления в процесс обучения на уроках английского языка. Анализируются основные подходы, технологии и методы работы в данном направлении. Делается акцент на техники, которые необходимо использовать на разных стадиях обучения.

Ключевые слова: критическое мышление; обучение; учебный процесс; педагогические технологии; компетенции.

CRITICAL THINKING - THE FIFTH SPEECH SKILL Karapetyan S.A.

Karapetyan Sofya Arturovna - English teacher, MUNICIPAL AUTONOMOUS EDUCATIONAL INSTITUTION "SECONDARYSCHOOL NO. 102",

KRASNODAR

Abstract: the article discusses the importance of developing and introducing critical thinking into the learning process in English lessons. The main approaches, technologies and methods of work in this direction are analyzed. Emphasis is placed on techniques that need to be used at different stages of learning. Keywords: critical thinking; education; educational process; educational technologies; competencies.

Овладение иностранным языком представляет собой сложный многогранный процесс запоминания, воспроизведения и применения изученного материала. Современные технологии позволяют обогатить данный процесс, раскрывая творчество учеников, повышая их мотивацию и достигая результаты. Одной из таких педагогических технологий является технология критического мышления, цель которой - развитие интеллектуальных умений учащихся, необходимых не только в учебе, но ив обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и др.). Наиболее ценным является то знание, которое ребенок поставил себе целью получить сам, добытое его собственным трудом, то знание, которым можно поделиться с другими без опасения быть непонятым. Технология развития критического мышления, разнообразие ее приемов позволяют учесть эту особенность усвоения информации [1].

Critical thinking is thinking about an idea in a way that helps you to understand, analyze and judge it so that effective action can be taken [3].

Для того, чтобы учащийся мог воспользоваться своим критическим мышлением, ему важно развить в себе ряд качеств, среди которых Д.Халперн выделяет:

-готовность к планированию (упорядоченность мыслей);

-гибкость (умение воспринимать идеи других);

-настойчивость (умение добиваться своих целей и поставленных задач);

-готовность исправлять свои ошибки (умение сделать выводы и воспользоваться ошибкой для продолжения обучения);

-осознание (отслеживание хода рассуждений);

-поиск компромиссных решений (умение отстаивать свою точку зрения и прислушиваться к другой).

Урок, построенный на принципах обучения критическому мышлению, должен состоять из трех этапов:

Первая стадия- «вызов» (evocation stage). На этой стадии у ученика активизируются имеющиеся ранее знания, пробуждается интерес к теме, определяются цели изучения предстоящего материала.

Вторая стадия- «осмысление содержания» (realization of meaning). Эта стадия позволяет ученику получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести и сопоставить с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия - «рефлексия» (reflectioni-размышления. На этом этапе основным является целостное осмысление полученной информации, формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу [2].

Учитель, работающий в рамках технологии критического мышления, должен осознавать, что продуктивной его работа будет только тогда, когда урок построен методически грамотно. Итак, как обучить критическому мышлению?

1. Обучать как процессу, а не как результату.

2. Декомпозировать процесс мышления, учить отдельным навыкам, микро- умениям.

К сожалению, не во всех современных учебниках можно найти упражнения, направленные на обучение данной технологии. Поэтому учителю необходимо самостоятельно преобразовывать некоторые материалы, пользуясь техниками, стратегиями и отдельными приемами.

Выделим некоторые их них:

-аудирование (антиципация, предвосхищение);

-эссе (генерация идей, аргументация);

-чтение текста вслух (работа над логикой, смыслом, интонацией); -геймификация (игровая деятельность на уроках); -нахождение сходств и различий, общего и частного и т.д.

В полной мере реализовать эти принципы и достичь высоких предметных и метапредметных результатов позволяет применение современных технологий обучения:

-кластер - графический прием систематизации материала, установление причинно-следственных связей; -инсерт- в процессе чтения текста, учащиеся маркируют его разными значками; -бортовой журнал; -чтение с остановками;

-«толстый» и «тонкий» вопросы - сочетание вопросов, требующих простого односложного ответа и вопросов, на которые нужно ответить полно; -перекрестная дискуссия;

-кольца Венн-способ, помогающий выделить сходства и различия по определенной тематике; -зигзаг;

-6 шляп де Боно;

-Фишбоун- «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема. На самом скелете рыбы есть верхние и нижние косточки, которые представляют собой аргументы «за» и «против», а хвост- выводы по теме;

-маркировка таблицы;

-синквейн- быстрый и мощный инструмент для рефлексии. Дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства в нескольких словах. Также синквейн- способ творческого самовыражения.

Главная цель технологии развития критического мышления - развитие интеллектуальных способностей ученика, позволяющих ему конструировать свои знания в рамках собственной поисковой деятельности. Рассмотренные приемы позволяют сделать урок англйиского языка более эффективным, интересным, творческим, а главное- результативным. У учащихся формируются социально значимые методы поведения, развивается креативность, коммуникативность, динамизм через рефлексивное мышление, развитие когнитивных и метакогнитивных умений высокого уровня. А, значит, критическое мышление можно поистине назвать «пятым речевым навыком».

Список литературы /References

1. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб. метод. пособие: КАРО; Санкт-Петербург; 2009

2. Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления / Школьные технологии. 2004, № 2.

3. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.academia.edu/678248/Thinking_CriticaUy_about_Critical_Thinking/ (дата обращения: 15.12.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.