Научная статья на тему 'ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ПРИЕМОВ В ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ'

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ПРИЕМОВ В ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
342
63
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ПРОДУКТИВНЫЙ МЕТОД / ЭТАПЫ УРОКА / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / CRITICAL THINKING / PRODUCTIVE METHOD / LESSON STAGES / COGNITIVE ACTIVITY / LEARNING MOTIVATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Стрельцова А.Д.

В данной статье рассматриваются продуктивные приемы для развития технологии критического мышления, а так же какие этапы и особенности выделяются при использовании различных методов. Обращается внимание на результативность данной технологии, качества, которые должны быть сформированы у учащихся в процессе, и какие требования должен соблюдать учитель для достижения поставленных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

USE OF DIFFERENT METHODS IN THE TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING

This article discusses the productive techniques for the development of critical thinking technology, as well as which stages and features stand out when using various methods. Attention is paid to the effectiveness of this technology, the qualities that must be formed by students in the process, and what requirements must be met by the teacher to achieve the goals.

Текст научной работы на тему «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ПРИЕМОВ В ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ»

УДК 37.025.7

Стрельцова А.Д. студент 3 курс факультет «Историко-филологический» Арзамасский филиал Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского Россия, г. Арзамас

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗНООБРАЗНЫХ ПРИЕМОВ В ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

Аннотация:

В данной статье рассматриваются продуктивные приемы для развития технологии критического мышления, а так же какие этапы и особенности выделяются при использовании различных методов. Обращается внимание на результативность данной технологии, качества, которые должны быть сформированы у учащихся в процессе, и какие требования должен соблюдать учитель для достижения поставленных целей. Ключевые слова: критическое мышление, продуктивный метод, этапы урока, познавательная деятельность, мотивация обучения.

Streltsova A.D. student 3 course faculty of "History and Philology " Arzamas branch of Lobachevsky State University Russia, Arzamas USE OF DIFFERENT METHODS IN THE TECHNOLOGY OF DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING

Annotation:

This article discusses the productive techniques for the development of critical thinking technology, as well as which stages and features stand out when using various methods. Attention is paid to the effectiveness of this technology, the qualities that must be formed by students in the process, and what requirements must be met by the teacher to achieve the goals.

Key words: critical thinking, productive method, lesson stages, cognitive activity, learning motivation.

Под критическим мышлением принято понимать вид интеллектуальной деятельности, которому соответствует высокий уровень восприятия, понимания, объективность подхода к окружающему информационному полю. В педагогике критическое мышление - это мышление оценочное, рефлексивное, мышление которое развивается через наложение новой информации на жизненный личный опыт. [4]

Технология критического мышления, по мнению ряда авторов, помогает развивать следующие качества у учащихся: 1. готовность к планированию;

2. гибкость мышления;

3. настойчивость при достижении цели;

4. готовность к исправлению своих ошибок;

5. осознание при рассуждении;

6. компромисс при принятии решений.

При развитии критического мышления у обучающихся учителю необходимо:

• поддерживать активность обучающихся на уроке;

• строить работу на основе групповых форм;

• формировать навыки общения;

• воспринимать все идеи обучающихся как одинаково ценные;

• мотивировать учеников на самообразование с помощью основных приемов технологии;

• соотносить содержание учебного процесса с конкретными примерами из жизни, выявлять и решать те проблемы, с которыми учащиеся могут столкнуться в реальной жизни;

• использовать графические приемы при организации материала, так как они являются наиболее эффективными при формировании мышления. Через модели, рисунки, схемы можно отражать взаимоотношения между идеями, показывать ход мыслей. При этом процесс мышления, который скрыт от видения, превращается в наглядный, обретая видимое воплощение. Так же через графическую организацию материала возможна подготовка к исследованию. Графические приемы используются на всех этапах обучения при организации размышления над полученными знаниями. [1, с. 23]

Технология критического мышления подходит для изучения любого предметного материала и при правильном ее использовании является очень эффективной.

При построении занятия с использованием технологии развития критического мышления необходимо помнить о трех этапах урока:

1. вызов;

2. осмысление;

3. рефлексия.

На первой стадии - вызова происходит актуализация и обобщение имеющихся у учащихся знаний по теме урока, вызов интереса к изучаемой теме, мотивация учеников к деятельности на уроке, побуждение учеников к активной деятельности. На данной стадии возможно использование следующих приемов: мозговая атака, ключевые слова, кластер, древо предсказаний, верите ли вы, что..., корзина идей.

На второй стадии - осмысления происходит получение новой информации обучающимися, ее осмысление, соотнесение новых знаний с уже имеющимися, поиск ответов на вопросы, поставленные на первой стадии. Рекомендуется использовать приёмы: чтение с остановками, инсерт, кластер, фишбоун, взаимоопрос, толстые и тонкие вопросы, ромашка Блума.

На третьей стадии - рефлексии происходит целостное осмысление, обобщение полученной информации и ее анализ, формирование учащимися собственного отношения к полученной информации. Для данной стадии подойдут приемы: письмо по кругу, синквейн, эссе, шесть шляп критического мышления, ключевые слова, перепутанные логические цепочки. [1, с.25]

Рассмотрим некоторые из приемов: одним из самых распространенных приемов данной технологии является прием «кластер», что переводится как «гроздь, пучок». В его основе лежит представление информации в графическом виде. При изучении материала, выделяются основополагающие мысли и записываются на бумагу. В центре помещается ключевое понятие, от которого в разные стороны записываются его составные части, рядом же с этими составными частями записываются их составные части и так далее. Кластер используется в тех случаях, когда необходимо представить большой по объему материал в сжатой схеме. Использовать данный прием можно на любой стадии урока. Например, на стадии «вызова» данный прием может помочь учащимся самостоятельно сформулировать цель и задачи урока. Записав их на доске, учитель переводит урок в стадию "осмысление", где учащиеся решают поставленную задачу через поиск ответов на свои вопросы при изучении нового материала.

Еще одним продуктивным приемом является прием «корзина идей». Данный прием можно применять как при индивидуальной, так и при групповой работе на начальной стадии урока, когда необходимо выяснить что знают или предполагают ученики по теме урока. Учитель дает детям ключевое понятие урока, после чего обучающимся за определенное время необходимо записать как можно больше ассоциаций, возникающих у них с данным понятием. При использовании данного метода выделяется несколько этапов работы:

1. выделение ключевого понятия;

2. индивидуальная работа;

3. обсуждение в парах или группах;

4. «сброс идей в корзину» - фронтальная работа.

Для того чтобы систематизировать материал и представить существенные признаки рассматриваемого понятия наглядно графически подойдет прием «денотатный граф». При использовании данного приема необходимо:

1. выделить ключевое слово или словосочетание, от которого будет составляться денотатный граф;

2. подобрать глаголы, связывающие ключевое понятие с его признаками. Рекомендуется использование следующих групп глаголов:

• обозначающих цель — направлять, предполагать, приводить и т.д.;

• обозначающих процесс достижения результата — достигать, осуществляться;

• обозначающих предпосылки достижения результата — основываться, опираться, базироваться;

• глаголы-связки, помогающие выйти на определение значения понятия.

3. подобрать существенные признаки, которыми обладает ключевое понятие, связанные с ним через выбранные глаголы. Для каждого глагола возможно от 1 до 3 признаков.

Построение денотатныого графа происходит сверху вниз. Вначале подбираются глаголы, а потом сопоставляются с ними признаки.

Для формирования нестандартного мышления и умения отличать вероятные ситуации от тех, которые никогда не могут произойти используется прием «дерево предсказаний». Работа с использованием данного приема состоит из нескольких этапов. На первом этапе ученикам предлагается высказать собственное предположения по теме занятия. На втором этапе, при озвучивании учащимися идей и предположений, все они, не важно правильные или нет, записываются на доске.

На доске все предположения, сделанные учащимися, записываются по предложенной схеме, где:

• на стволе дерева записывается тема;

• на ветвях - предположения, которые ведутся по двум основным направлениям, с одной стороны «возможно», а с другой «вероятно». При этом количество ветвей не ограничивается.

• На листьях записываются аргументы в пользу того или иного мнения. Третий этап приема начинается после изучения новой темы.

Необходимо вновь вернуться к «дереву предсказаний» и проверить, что из предположений детей оправдалось, а что нет. Подвести итоги изучения новой темы. [3, с. 161]

Продуктивным приемом технологии критического мышления является прием «верные, неверные утверждения». После объявления темы урока, учащимся зачитываются утверждения, из которых учащимся необходимо выбрать верные, обосновывая свой выбор. Затем происходит знакомство с новым материалом, после чего учащиеся возвращаются к утверждениям и на основе полученных знаний оценивают их достоверность.

При работе с текстом можно использовать прием «инсерт». Он включает два этапа. Первый этап - чтение с пометками. Знакомясь с текстом учащиеся помечают фрагменты текста различными знаками. Пометка «V» обозначает, что данная информация уже знакома учащемуся, пометкой «+» обозначается все новое, не известное ранее, пометка « - » означает, что учащийся думал иначе, чем обозначено и «?» обозначается информация, которая не ясна до конца и которую нужно разобрать подробнее. После первого прочтения, учащиеся возвращаются к исходным пометкам, возможно переосмысливая информацию. При этом количество пометок может увеличиться. Второй этап включает заполнение таблицы, состоящей так же из 4 граф в соответствии с количеством значков.

Для структурирования процесса и идентификации возможных причин того или иного явления подойдет прием «фишбоун» - «рыбий скелет». В голове «рыбы» записывается вопрос темы, на верхних косточках - суть

понятий, на хвосте - ответ на вопрос. Записывать информацию необходимо кратко, используя ключевые слова или фразы, помогающие отразить суть темы. С помощью данного приема происходит более глубокий анализ причин событий и рассмотрение внутренних связей между различными частями проблемы. Изучая большой по объему материал продуктивным является прием «зигзаг». Большой по объему текст необходимо поделить на смысловые части. Сколько частей будет выделено, столько должно быть сформировано групп, которые получают название «родные». Ученикам предоставляется фрагмент текста на своей карточке. После прочтения им необходимо выделить главное, составить схему. Затем учащиеся объединяются в группы с теми учениками, кто так же как они, работали с данным фрагментом текста. Эти группы называют «экспертными». В группе идет обсуждение своей части текста, совместно составляется оптимальная схема. После обсуждения, ученики возвращаются в свои «родные» группы и знакомят ее участников со своими фрагментами. И на итоговой стадии представители от экспертных групп знакомят еще раз всех с содержанием своих фрагментов и общей схемой, при необходимости отвечая на вопросы класса.

Умение задавать вопросы поможет развить прием «толстые и тонкие вопросы». «Тонкие вопросы» требуют либо однословного ответа, либо ответа «да» или «нет». «Толстые вопросы» требуют полного развернутого ответа, при этом учащиеся должны размышлять, привлекать дополнительные знания, уметь анализировать. [3, с. 145]

Прием «ромашка вопросов» или «ромашка Блума» подойдет для систематизации материала на стадии рефлексии. Ромашка состоит из 6 лепестков, на каждом из которых находится вопрос. Вопросы связаны уровнями познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка.

На 6 лепестках - 6 типов вопросов.

1. Простые вопросы, помогающие назвать факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.

2. Уточняющие вопросы, предоставляющие обратную связь обучающемуся относительно того, что он только что сказал, для более точного и полного ответа. Вопросы должны задаваться без негатива.

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Как правило они начинаются со слова «Почему?».

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса содержит частицу «бы», и элементы условности, предположения.

5. Оценочные вопросы . данный тип вопросов помогает выяснить критерии оценки тех или иных событий, явлений, фактов.

6. Практические вопросы. Данные вопросы устанавливают взаимосвязь между теорией и практикой. [2]

Оценить понятийный и словарный багаж учащихся на стадии рефлексии поможет прием «синквейн». Синквейн представляет собой стихотворение, состоящее из 5 строк, где

• первая строка - 1 имя существительное (тема);

• вторая - 2 прилагательных, описывающих тему;

• третья - 3 глагола, описывающих действия;

• четвертая - фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме;

• пятая - 1 слово - синоним, повторяющий суть темы. Использование технологии развития критического мышления поможет

сделать уроки более интересными, насыщенными, а работу учащихся более продуктивной и приносящей им удовольствие. Все это в свою очередь будет способствовать мотивации к обучению и как следствие повышению успеваемости. [4]

Использованные источники:

5. Заир - бек С.И., И.В. Муштавинская Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2004 - 175с.

6. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя/ :учеб. метод. пособие И.В. Муштавинская . - СПб.: КАРО, 2009 г.- 15 с.

7. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. - М. Академия, 2003 - 272с.

8. Сорина Г.В. Критическое мышление: история и современный статус//Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 6. 2003. С. 97-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.