2. Учащиеся должны обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий.
3. Работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована;
4. Применение на уроке ИКТ носит щадящий характер.
Современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи обучения и воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.
Список литературы / References
1. Каминский В.Ю. Использование образовательных технологий в учебном процессе // Научно-практический журнал «Завуч», 2005. № 3. С. 9-10.
2. Кукушкин В.С. Современные образовательные технологии. // Ростов-на-Дону, «Феникс», 2003. С. 12-14.
3. Орехова Н.В. Развитие интеллектуальных способностей младших школьников с помощью мультимедиа // Журнал «Начальная школа». № 3, 2010. № 3. С. 3-5.
4. Сомова Н.А. Интерактивные игры, влияющие на качество обучения младших школьников // Журнал «Начальная школа». № 4, 2010.
5. Роберт И.В., Панюхова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю. // ИКТ в образовании: Учебно-методическое пособие Москва, 2007. С. 36-38.
DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING AT THE ENGLISH LESSONS Bakazhanova N.O. (Republic of Kazakhstan) Email: [email protected]
Bakazhanova Nuriya Orynbasarovna - English Teacher, KHROMTAU GYMNASIUM № 6, KHROMTAU, REPUBLIC OF KAZAKHSTAN
Abstract: the article is devoted to the problem offormation of critical thinking in modern personality. One of the new technologies that is relevant in the practice of teachers is the technology of critical thinking. It develops communicative competence, the ability to find and analyze information, teaches to think objectively and comprehensively.
The use of critical thinking technology in English lessons can significantly increase the time of speech practice in the classroom for each student, to achieve the assimilation of the material by all members of the group, to solve a variety of educational and developmental tasks. The technology of development of critical thinking stands out among the innovative pedagogical ideas by a successful combination of problem-solving and productivity of learning with the technological nature of the lesson, effective methods and techniques. Using the technology of "Critical thinking" in English lessons, the teacher develops the personality of the student in the first place in the direct teaching of a foreign language, resulting in the formation of communicative competence, providing a comfortable environment for cognitive activity and self-improvement. Keywords: updates of educational content, strategy, techniques, reflection, critical thinking technologies, innovative methods.
РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА Бакажанова Н.О. (Республика Казахстан)
Бакажанова Нурия Орынбасаровна - учитель английского языка, Хромтауская гимназия № 6, г. Хромтау, Республика Казахстан
Аннотация: статья посвящена проблеме формирования критического мышления у современной личности.
Одна из новых технологий, которая актуальна в практике педагогов, - это технология критического мышления. Она развивает коммуникативные компетентности, умение находить и анализировать информацию, учит мыслить объективно и разносторонне.
Использование технологии критического мышления на уроках английского языка позволянт значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого ученика, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи. Технология развития критического мышления выделяется среди инновационных педагогических идей удачным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с технологичностью урока, эффективными методами и приемами. Используя технологию «Критическое мышление» на уроках английского языка, учитель развивает личность ученика, в первую очередь, при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования.
Ключевые слова: обновленное содержание образования, стратегия, приемы, рефлексия, технологии критического мышления, инновационные методы.
В современном Казахстане идет становление новой системы образования, ориентированной на мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно - воспитательного процесса. Инновационный подход к подготовке учебного материала нового поколения, изменение их функции и способов использования в образовательной практике является одной из составляющих модернизации образования [1].
Сегодня в различных научных исследованиях можно найти разное определение термина «критическое мышление». Дж. А. Браус и Д. Вуд определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. По их мнению, - поиск здравого смысла и умение отказаться от собственных предубеждений. Критическое мышление не означает негативность или критику, под этим понятием подразумевается разумное рассмотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить основные суждения и решения.
Используя технологию «Критическое мышление» на уроках английского языка, учитель развивает личность ученика в первую очередь при непосредственном обучении иностранному языку, в результате чего происходит формирование коммуникативной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Учитель стимулирует интересы ученика, развивает у него желание практически использовать иностранный язык, а так же учиться, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении предметом [9].
Преподавание иностранного языка в силу своей коммуникативной природы всегда отличалось творческим характером, большей направленностью на создание своих собственных речевых продуктов. Все это, несомненно, требует креативности, самостоятельности и критичности мышления. Исходя из данной позиции, считаю использование приемов технологии критического мышления на уроках английского языка настолько же простым, как и необходимым. В основе технологии -трехфазовая структура урока.
Каждая фаза критического мышления имеет свои цели и задачи, а также набор приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний [13].
Фаза вызова. На этой стадии происходит актуализация имеющихся знаний, пробуждение интереса к новой теме, постановка студентом собственных целей обучения. Важно, чтобы на фазе вызова каждый смог принять в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта. Немаловажным аспектом при реализации фазы вызова является систематизация всей информации, которая появилась в результате свободных высказываний учащихся. Преподавателю очень важно на данном этапе выслушать все мнения. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний, очень важным является правило: «Любое мнение учащегося ценно».
Фаза осмысления содержания. На этой стадии происходит получение новой информации, корректировка учащимся поставленных целей. Этот этап можно по-другому назвать смысловой стадией. Организация работы на данном этапе может быть различной. Это может быть рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение, или просмотр видеоматериала. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. В процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. На данной стадии используют прием «Инсерт», (аббревиатура, которая в переводе с английского означает: само активизирующая системная разметка для эффективного чтения и размышления). Этот прием помогает добиться выполнения лексических и грамматических задач.
Фаза рефлексии. Этот этап включает в себя размышление, рождение какого-то нового знания, а так же постановка новых целей обучения. В процессе рефлексии та информация, которая была новой, превращается в собственное знание. Рефлексия процесса становится основной целью деятельности
67
учителя и учащегося. Некоторые из суждений могут оказаться вполне приемлемыми для принятия как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В любом случае этап рефлексия активно способствует развитию навыков критического мышления. В связи с этим речевые упражнения на данном этапе становятся творческими: организация круглых столов; написание творческих работ; защита проектов. На данном этапе можно активно использовать прием - синквейн [11]. Составляя синквейн, каждый ученик реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные.
В заключение хотелось бы отметить, что уроки иностранного языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Иностранный язык в данном случае является как целью, так и средством обучения. При выполнении какого-либо задания, учащиеся должны понять главную мысль, воссоздать логику изложения, выделить проблему, сопоставить с тем, что уже знают в этой области, и определить, какая дополнительная информация необходима, чтобы сделать вывод и сформулировать свою точку зрения по конкретному вопросу или проблеме. Как видим, это требует сформированности определенных интеллектуальных умений. Ученики должны уметь проанализировать собранные данные, оценить их значимость, выбрать необходимое, структурировать информацию, затем синтезировать, чтобы использовать при решении проблемы, аргументировать свою точку зрения. Все это умения критического мышления.
Список литературы / References
1. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Обще дидактический аспект. М.: Педагогика, 2007. 96 с.
2. Беспаленко В.П. Слагаемые педагогической технологии. / В.П. Беспаленко. М.: Просвещение, 2001. 35 с.
3. ВайсбургМ.Л., Блохина С.А. Обучение пониманию иноязычного текста при чтении как поисковой деятельности. // Иностранные языки в школе, 2001. № 1, 2. 14-17 с.
4. Выгодский Л.С. Избранные психологические исследования. М.: Педагогика. 2000. 95 с.
5. Иванова О.Н. Обучение чтению на английском языке учащихся 10-11 классов в условиях триязычия (базовый уровень) // Иностранные языки в школе, 2008. № 5. 70-76 с.
6. Иванова О.Н. Обучение чтению на английском языке учащихся 10-11 классов нефилологического профиля // Народное образование Якутии, 2008. № 3. 74-77 с.
7. Минаев Л.В. Что способствует лучшему пониманию английского текста? // Иностранные языки в школе, 2002. № 6. 5-8с.
8. Миролюбов А.А. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе. / А.А. Миролюбов. М.: Просвещение, 2006. 25 с.
9. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии. / Е.С. Полат. М.: Академия, 2003. 150 с.
10. Полат Е.С. Современная гимназия: Взгляд теоретика и практика. / Е.С. Полат. М.: Просвещение. 2000. 100 с.
11. Сафонова В.В. Изучение языков международного общения в контексте диалога культур и цивилизаций. Воронеж: Истоки, 2000.