Научная статья на тему 'КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ КАК АНДРАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА'

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ КАК АНДРАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
407
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ ВЗРОСЛЫХ / ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ / ПЕРЕПОДГОТОВКА / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СЛУЖАЩИЕ / АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН / КОМПЕТЕНЦИИ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурзина С. А., Искендирова С. К., Исмаилова Г. М.

В статье дано описание проведенного исследования, направленного на выявление степени понимания и использования критического мышления государственными служащими. Представлен обзор научной литературы по проблеме обучения взрослых в целом и развитию критического мышления. Графически представлены отдельные результаты опроса с авторскими комментариями. На основе полученных результатов сделаны выводы и рекомендации для организации занятий в системе обучения взрослых. При подготовке статьи использовались следующие методы исследования: анализ научной литературы и учебных пособий, официальных интернет-ресурсов, наблюдение, анкетирование, количественные и качественные методы обработки данных.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мурзина С. А., Искендирова С. К., Исмаилова Г. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF CRITICAL THINKING OF CIVIL SERVANTS IN THE ADDITIONAL EDUCATION SYSTEM AS AN ANDROGOGIC OBJECTIVE

The article describes the study aimed at identifying the degree of understanding and use of critical thinking by civil servants. A review of scientific literature on the problem of adult learning in general and the development of critical thinking is presented. Separate survey results with author comments are graphically presented. Based on the results, conclusions and recommendations are made for organizing classes in the adult education system. While preparing the article, the following research methods were used: analysis of scientific literature and textbooks, official Internet resources, observation, questioning, quantitative and qualitative data processing methods.

Текст научной работы на тему «КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ КАК АНДРАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА»

МРНТИ 14.37

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ КАК

АНДРАГОГИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА

С.А. Мурзина, С.К. Искендирова, Г.М. Исмаилова Филиал Академии государственного управления при Президенте РК по Акмолинской

области, г. Кокшетау, Казахстан saule_murzina@mail.ru, s.iskendirova1968@gmail.com, guldana-icmailova@mail.ru

В статье дано описание проведенного исследования, направленного на выявление степени понимания и использования критического мышления государственными служащими. Представлен обзор научной литературы по проблеме обучения взрослых в целом и развитию критического мышления. Графически представлены отдельные результаты опроса с авторскими комментариями. На основе полученных результатов сделаны выводы и рекомендации для организации занятий в системе обучения взрослых. При подготовке статьи использовались следующие методы исследования: анализ научной литературы и учебных пособий, официальных интернет-ресурсов, наблюдение, анкетирование, количественные и качественные методы обработки данных.

Ключевые слова: обучение взрослых, повышение квалификации, переподготовка, государственные служащие, Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан, компетенции, критическое мышление.

Введение

Последние несколько десятилетий во всем мире наблюдается тенденция распространения и увеличения значения формального, неформального и информального обучения взрослых. Такое обучение может быть востребованным из-за производственной необходимости, для личностного развития, ради достижения различных академических целей и степеней. Имея, в целом, огромное значение и влияние, все прямые и косвенные эффекты от обучения взрослых обусловлены и варьируются в зависимости от разных уровней и факторов: от отдельно взятой личности, семьи, профессионального сообщества, организации или предприятия, всего государства или межнациональных интересов. Многие из результатов обучения являются накопительными и эффективно работают на более чем одном уровне [1].

В Казахстане взят курс на масштабную трансформацию мышления государственных служащих [2]. Об этом направлении было сказано Президентом страны на встрече с участниками Президентского молодежного кадрового резерва 15 января этого года, в Послании народу Казахстана от 1 сентября 2020 года. В трансформационных процессах поиска и внедрения оптимальных моделей государственного управления современные государственные служащие должны стать агентами изменений, так как, кроме качественного и ответственного оказания государственных услуг и оперативного реагирования на обращения граждан, от них ожидают предложений и реализацию инноваций в сферу местного и государственного управления. В связи с этим в наши дни актуальными направлениями переподготовки и повышения квалификации государственных служащих в Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан являются развитие критического мышления, повышение эмпатии, сотрудничества и других гибких навыков, необходимых в третьем десятилетии двадцатого века.

Описание проблемы

Обучение взрослых, в том числе и в системе повышения квалификации, имеет специфические характеристики [3]. Еще с середины XIX века, когда социальные, экономические, демографические, культурологические изменения и личностные факторы четко обозначили потребность в переучивании и доучивании взрослых людей. В последствие практиками и исследователями- теоретиками стала осознаваться необходимость в разработке специальных методологических положений образования взрослых, с тех пор этот тип обучения постоянно требует поиска и обновления эффективных форм работы.

Авторы данной статьи много лет занимаются исследованием и развитием различных аспектов критического мышления у студентов в процессе обучения в вузе и работающих специалистов разных сфер в системе дополнительного образования. Целью нашей статьи является исследование понимания и использования критического мышления государственными служащими и выработка рекомендаций для его развития на основе андрагогических принципов. Для достижения цели будут решены следующие задачи: дан обзор научной литературы по проблеме обучения взрослых и развитию критического мышления, описана методика проведенного исследования, проанализированы результаты анкетирования государственных служащих, дана характеристика степени понимания, использования и значимости критического мышления, сформулированы рекомендации по организации занятий по критическому мышлению в системе повышения квалификации и переподготовки государственных служащих. Научная новизна заключается в том, что впервые в нашей стране проводится исследование на выявление отношения, понимания и использования критического мышления такой категорией респондентов, как государственные служащие.

Обзор литературы

Разные аспекты андрагогики привлекают внимание практиков и ученых давно и становятся предметом многочисленных исследований, так A.Tough в монографии подчеркивает специфику взрослого как субъекта обучения - со своими познавательными потребностями, преднамеренными усилиями, решениями, проблемами и потребностью в помощи. Автор рассмотрел вопросы мотивации, проблем и методов решения проектного обучения взрослых, представлены некоторые ситуации, детерминирующие определение учебных проектов: влиятельные факторы, характер отношений - свобода, автономия и контроль [4]. S.B. Merriam, L.M. Baumgartner разработали руководство по обучению в зрелом возрасте, одним из рассматриваемых направлений которого является критическое мышление. Обучение взрослых рассматривается как исследовательский процесс, включающий четыре этапа - запуск события, исследование, интеграция и разрешение. Так как у взрослых людей всегда имеется в опыте какая-либо проблемная ситуация, или неразрешенная задача, или незавершенное событие, которые всегда можно использовать как кейс. Далее - взрослый обучающийся начинает сбор необходимой и недостающей информации, которая поможет им разобраться в проблеме. Затем накопленная информация объединяется, интегрируется в мыслительных процессах анализа, синтеза, обобщения для понимания и поиска лучших решений. Если решение найдено - оно используется на практике [5]. К основным психолого-андрагогическим требованиям к обучению взрослых, в том числе и в системе повышения квалификации, можно отнести:

- необходимость создания особой образовательной среды, включающей физический комфорт, взаимное доверие, уважение, свободу высказывания разных точек зрения;

- акцент на активную, ведущую роль самого обучающегося в организации и реализации программы обучения;

- использование личного, профессионального, академического опыта обучающихся при организации и построении учебного процесса;

- обеспечение взрослых обучающихся возможностью безотлагательного применения полученных компетенций для достижения конкретной профессиональной цели.

Обзор научной литературы подтверждает, что важность развития критического мышления давно рассматривается исследователями в контексте профессиональной подготовки разных направлений. Литовские исследователи рассмотрели значение критического мышления в профессиональной подготовке студентов. На основе совместно организованного с зарубежными коллегами эмпирического исследования раскрыли условия, методы и стратегии критического мышления у студентов. Данные, полученные в результаты этих исследований, позволили сделать выводы, что развитию критического мышления студентов способствует использование таких методов обучения, как самостоятельный поиск информации, анализ содержания, практическое применение информации, проявление метакогнитивных способностей, проблемное обучение и др.

Таким образом, развитие критического мышления зависит от стратегий обучения, используемых в учебном заведении [6].

J.W. Distler подчеркивает необходимость перехода на такие стратегии обучения, как проблемное обучение, критическое мышление, практика на основе фактических данных, при подготовке медицинских сестер. Потребность в этом объясняет изменившимися условиями их профессиональной деятельности, имея в виду увеличение продолжительности жизни населения, более сложный характер многих заболеваний и при этом стремительное развитие технологий [7].

К. Wozniak в своей статье дает рекомендации, на основе обзора имеющихся исследований по персональному обучению, по индивидуальному планированию процесса обучения, в том числе и взрослых. Взрослые имеют свою особенную мотивацию обучения, обучение часто бывает полимотивированным, содержащим разные типы и количество причин. Место обучения, время и другие ресурсы взрослого ученика влияют на то, каким образом для них будет разработан индивидуальный план обучения на рабочем месте, в классной комнате или в неформальной учебной среде. Изучив рекомендации по разработке персонализированного опыта и технологий обучения таких как разработка правильной диагностики, вспомогательных систем и функций для развития навыков мышления высшего порядка, автор намечает направления для будущих исследований по персонализированному обучению взрослых [8].

N.J. Alsaleh в своем исследовании предоставляет систематизированный обзор существующей литературы по обучению навыкам критическому мышлению. Рассматривая критическое мышление одним из важнейших навыков мышления и ключевым показателем качества обучения студентов, автор приходит к выводу, что изучение реальной педагогической практики указывает на то, что подходы к обучению имеют тенденции фокусироваться больше на предметном содержании, нежели на развитии критического мышления. Чтобы развить успешных критических мыслителей, критическое мышление должно быть интегрировано в содержание учебного плана и подходы к обучению на всех уровнях образования. Полученные результаты исследований указывают на пробел в обучении навыкам критического мышления с точки зрения разработки и применения инновационных методов и использовании новых технологий [9].

Интерес казахстанского научного сообщества к проблеме развития критического мышления также отмечается. Так, одним из актуальных является исследование навыков критического мышления студентов медсестер в Казахстане, проведенное U.Babazhanova, полученные результаты которого показали, что уровень критического мышления выпускников прикладного бакалавриата в области сестринского дела выше, чем у будущих выпускников медсестер высшего образования [10]. Это позволяет предположить влияние уровня образования, а в большей степени применяемой методики обучения, на степень развития критического мышления.

Д.Халперн, обобщив теоретический и практический материал, накопленный когнитивной психологией, предложила разнообразные эффективные приемы развития критического мышления. Автор дает рабочее определение критического мышления как использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата. На основе анализа разных определений критическое мышление можно рассматривать как психическую активность, направленную на решение конкретной когнитивной задачи [11].

Завершая обзор научной литературы, считаем необходимым отметить, что среди исследователей нет единодушия в вопросе значимости и важности критического мышления как цели и предмета обучения. S.Monteiro, J.Sherbino, M.Sibbald, G.Norman вовсе называют мифом утверждение о необходимости привития критического мышления как основной цели образования, в частности, медицинского. Именно эту позицию исследователи защищают в своей статье. Авторы предоставили обзор реформ учебных программ и развития идеи общих умственных способностей или метапознавательных навыков мышления, рассмотрели влияние бихевиоризма и когнитивной психологии на смещение акцентов в образовании медицинских работников с поведенческих целей на развитие основных процессов мышления [12].

Методология

Теоретической основой нашей исследования стал компетентностный подход, в котором базовыми, взаимообусловленными понятиями являются «компетентность» и «компетенции». При отсутствии в науке однозначной трактовки этих понятий, мы руководствовались следующим

определением: «компетенции - это обобщенные способы действий, обеспечивающих продуктивное выполнение профессиональной деятельности, способности человека, реализовать на практике свою компетентность» [13; 69].

Описываемое в статье исследование проводилось на базе Филиала Академии государственного управления при Президенте Республики Казахстан по Акмолинской области в течение 2019 года. Основными методами сбора эмпирических данных были анкетирование и наблюдение на занятиях в рамках трехнедельных курсов переподготовки и семинаров повышения квалификации государственных служащих. Структура анкеты была заимствована у коллег, проводивших исследование критического мышления казахстанских учителей совместно с Brunel University (Великобритания). Содержание опросника было переработано, адаптировано и дополнено полузакрытыми вопросами.

Генеральную совокупность составили государственные служащие Акмолинской области, методом случайной выборки было отобрано 226 респондентов. Качественный состав респондентов отражает реальный состав корпуса государственных служащих территориальных и местных исполнительных органов, что подтверждает валидность проведенного исследования. Проанализировано 215 анкет, так как 11 анкет оказались не полностью заполнены. Ошибка выборки составила 4,8%, что находится в пределах допустимой нормы. Для анализа данных были использованы количественные и качественные методы.

Результаты и их обсуждение

Для организации учебного процесса всегда важно определить входной, начальный уровень знания и понимания развиваемой компетенции. Поэтому одной из задач исследования было определение данного уровня - а что знают о критическом мышлении государственные служащие? В нашей анкете для определения общей осведомленности государственных служащих о критическом мышлении были использованы вопросы: «Слышали ли вы когда-нибудь о критическом мышлении?», «Является ли критическое мышление чем-то новым для Вас?». Из рисунка 1 видно, что почти 65% опрошенных слышали о критическом мышлении, что показывает осведомленность большинства респондентов. Остальные 35% не слышали и затрудняются ответить.

Рисунок 2 иллюстрирует, что для почти 60% опрошенных «критическое мышление» не является совсем новым понятием, из этого можно сделать вывод, что они имеют какое-то представление о нем. Наряду с этим почти 8% респондентов ответили, что затрудняются ответить

затрудняюсь ответить;

Рис 1. Распределение ответов на вопрос «Слышали ли Вы когда-нибудь о критическом мышлении?» Источник: составлено автором

на вопрос: является ли критическое мышление новым понятием? Почти 33% из 100% определенно считают «критическое мышление» новым для себя понятием.

Рис 2. Распределение ответов на вопрос «Является ли критическое мышление чем-то новым для Вас?»

Источник: составлено автором

На основании анализа ответов на два вопроса можно предположить, что большинство опрошенных государственных служащих все же имеют представление о критическом мышлении и не считают это новым для себя понятием. При этом особое внимание следует обратить, что ответы более трети респондентов указывают, что они не знакомы с понятием «критическое мышление». Мы допускаем, что респонденты могут использовать в своей практической деятельности какие-то стратегии критического мышления, просто не идентифицируя их с этим названием. Но все же полученные статистические результаты опроса наглядно подтверждают необходимость и актуальность развития компетенции «критическое мышление» у современных государственных служащих.

Диаграмма на рисунке 3 иллюстрирует значимость понятия «критическое мышление» для большей части опрошенных, а именно 64% опрошенных находят «критическое мышление» важным понятием. Несмотря на это, почти 24% респондентов все же затрудняются ответить о значимости данного понятия в целом.

Рис 3. Распределение ответов на вопрос «Имеет ли критическое мышление какое-либо значение для Вас?» Источник: составлено автором

Тот факт, что респонденты придают значение понятию «критическое мышление», до конца не осознавая смысл этого понятия, может означать имеющуюся установку давать социально одобряемые ответы.

На следующий вопрос, направленный на исследование ассоциаций, у 67,4% опрошенных госслужащих «критическое мышление» ассоциативно связано с понятием «анализ». Обращает внимание, что немалая часть респондентов (около 31%) в проведенном опросе «критическое мышление» ассоциирует с понятием «критика», что может способствовать ограниченному пониманию и негативному восприятию исследуемого понятия. Эти результаты подтверждают и интерактивные дискуссии на занятиях, где обучающиеся называют свои ассоциации до начала занятий.

Критическое мышление - интегративный процесс, включающий разные когнитивные компоненты и операции. Закрытые вопросы анкеты позволили выяснить, что государственные служащие отбирают из предложенных компонентов в структуру критического мышления. При определении компонентов критического мышления респонденты больше всего выделяют «способность анализировать ситуацию» (49%) и менее всего «задаваться вопросами» (12%). Важно отметить, что умение задавать вопросы является базовым навыком критического мышления практически во всех обучающих программах и пособиях [14]. Кроме этого, такие результаты поднимают новые вопросы и дальнейшие размышления, т.к. именно умение ставить вопросы является неотъемлемым признаком самостоятельной, ответственной, инициативной личности и отличает просто исполнителя от агента изменений.

На вопрос «К какой сфере, по Вашему мнению, критическое мышление относится больше всего?» по 6-ти бальной системе оценки больше половины респондентов, а именно 63,7%, отдали 6 баллов из 6-ти разделу «политика». Это означает, что, по мнению опрошенных, критическое мышление имеет наибольшее отношение к политике по сравнению с сельским хозяйством, социальной сферой, образованием, здравоохранением и производством. Участвующие в исследовании государственные служащие, в основном, работают в местных исполнительных органах и непосредственно оказывают услуги населению и или отвечают на запросы, связанные и с социальной сферой, образованием, здравоохранением и другими сферами. При этом, не считают, что критическое мышление имеет большое отношение к сферам их деятельности.

Согласно деятельностному подходу, компетенции формируются в деятельности и для деятельности [15]. Мы уже допустили предположение о том, что часть государственных служащих могут применять, но не осознавать использование ими компонентов и технологий критического мышления. Для прояснения этого и определения использования критического мышления в деятельности государственных служащих им были заданы вопросы: «Применяете ли Вы в своей работе технологии критического мышления?» и «Какой аспект критического мышления предпочитаете использовать?». Ответы на первый из вышеуказанных двух вопросов распределились следующим образом: 48,4% ответили «да», 22,8% - «нет» и 28,8% затруднились ответить. Это может означать, что почти половина респондентов не применяет критическое мышление в работе или применяет его не осознавая. Степень использования государственными служащими критического мышления в профессиональной деятельности является важным фактором при их обучении, так как согласно психологическим принципам обучения взрослых, мозг автоматически реагирует на то, в чем видит пользу и смысл для своей деятельности, что связано с его опытом [16]. В связи с этим, важным этапом обучения станет поиск примеров уже имеющегося использования критического мышления или предположений о возможностях его использования в сфере государственной службы. Это позволит активизировать познавательный интерес и вовлеченность взрослых обучающихся.

Анализ ответов на следующий вопрос показывает, что наименьшее количество выборов (по 16,3%) у вариантов «задавать вопросы» и «оценка утверждения». Наибольшее количество выборов у вариантов «аргументирование» и «выбор альтернативы». Это позволяет предположить, что «формулирование вопросов» и «оценивание утверждений» не воспринимается большинством опрошенных государственных служащих как навык, относящийся к критическому мышлению, или не используются ими в профессиональной деятельности.

Для выбора ответа на вопрос «По каким признакам Вы определяете умение государственного служащего мыслить критически?» были предложены следующие варианты:

• «умение точно и последовательно изложить проблему или идею»;

• «способность анализировать и оценивать информацию по конкретной теме»;

• «способность выражать свое мнение относительно конкретной темы»;

• «освоение материала по конкретной теме»;

• «умение размышлять над конкретной темой или идеей».

Рисунок 4 иллюстрирует, что больше всего был отмечен вариант «умение точно и последовательно изложить проблему или идею» - 34,7%. Немного меньше выборов у варианта «способность анализировать и оценивать информацию по конкретной теме» - 33,3%. Менее всего был отмечен вариант «умение размышлять над конкретной темой или идеей» - 3%. Полученные данные возвращают нас к необходимости перечислить ключевые компетенции современного государственного служащего: инициативность; стрессоустойчивость; системное управление; управление изменениями; стратегическое мышление; лидерство; сотрудничество и взаимодействие; управление деятельностью; принятие решений. Очевидно, что каждая из перечисленных компетенций предполагает развитое умение размышлять над конкретной темой или идеей. Название каждой компетенции известно государственным служащим, прошедшим процедуру конкурсного отбора. Следовательно, можно предположить, что существует пробел между информированностью о необходимых ключевых компетенциях и пониманием их содержания и форм проявления.

Рис 4. Распределение ответов на вопрос «По каким признакам Вы определяете умение государственного служащего мыслить

критически?» Источник: составлено автором

Далее респондентам было предложено высказать свое мнение по поводу следующих утверждений:

1. «все государственные служащие достаточно информированы о критическом мышлении»;

2. «критическое мышление достаточно развито в сфере государственной службы Республики Казахстан»;

3. «критическое мышление применяется во многих государственных учреждениях Республики Казахстан»;

4. «критическое мышление важно для государственной службы»;

5. «необходимо изучать и развивать критическое мышление в сфере государственной службы Республики Казахстан».

Из рисунка 5 видно, что большинство респондентов выбрало ячейку «не уверен», высказывая свое мнение об утверждении № 1, 2 и 3, что может означать как затруднение в ответе из-за отсутствия определенного мнения по этому вопросу, так и неуверенность в том, что государственные служащие достаточно информированы о критическом мышлении, что критическое мышление достаточно развито и применяется в сфере государственной службы. Также видно, что большинство опрошенных государственных служащих все же «согласны» и даже «абсолютно согласны» с важностью и необходимостью изучения и развития критического мышления в сфере государственной службы.

135

115

115

140

130

Все государственные КМ достаточно развито в КМ применяется вомногих КМ важно Необходимо изучать и

служащие РК достаточно сфере государственной государственных длягосударственной развивать КМ в сфере

информированы о КМ службы РК учреждениях РК службы государственной службы РК

■ Абсолютно соглас(на)ен ■ Соглас(на)ен =Не уверен(а) = Не соглас(на)ен = Абсолютно не соглас(на)ен

Рис 5. Распределение мнений респондентов о критическом мышлении (КМ)

Источник: составлено автором

Для решения всех задач исследования дадим характеристику степени понимания, использования и значимости критического мышления. Анализ результатов проведенного опроса позволяет сделать следующие выводы:

- около 60% государственных служащих демонстрирует понимание того, что такое критическое мышление и соглашается с его важностью для себя и для сферы государственной службы;

- более трети опрошенных государственных служащих отмечают, что не знакомы с понятием «критическое мышление», что может означать или их осознанную, или неосознанную некомпетентность;

- у большинства респондентов критическое мышление ассоциируется с понятиями «анализ» и «способность анализировать ситуацию», что говорит об ограниченном представлении и недостаточном понимании содержания критического мышления;

- только половина опрошенных осознанно использует критическое мышление. Такие результаты можно объяснить не только тем, что государственные служащие не используют критическое мышление, но и тем, что они не знают, что именно относится к критическому мышлению;

- наиболее используемыми техниками являются аргументирование и выбор альтернатив;

- почти половина респондентов не применяет критическое мышление в работе или применяет его неосознанно и бессистемно;

- государственные служащие не умеют или не считают значимым формулировать и

применять критические вопросы;

- большинство респондентов не считают «способность выражать свое мнение относительно

конкретной темы»; «освоение материала по конкретной теме»; «умение размышлять над

конкретной темой или идеей» важными показателями критического мышления.

Заключение

Подводя итоги, авторы предлагают некоторые теоретические выводы и практические рекомендации:

1. критическое мышление - это ключевая компетенция современного государственного служащего, позволяющая эффективно решать конкретные задачи, оперативно находить варианты продуктивного решения нестандартных ситуаций в сфере оказания государственных услуг и взаимодействия с разными категориями населения;

2. компетенция «критическое мышление» включает определенные компоненты: знания, понимание и способы действия, целостное развитие которых способствует обеспечению продуктивного выполнения профессиональной деятельности, а также решение жизненных задач;

3. государственные служащие имеют разный уровень развития этой компетенции, которую можно и необходимо развивать, применяя тренинговые и другие технологии (case-study, моделирование). Важно предварительно определить, что именно нуждается в формировании и развитии: знаниевый, содержательно-ценностный или поведенческий компонент компетенции «критическое мышление»;

4. развитие критического мышления у взрослых людей в системе повышения квалификации и переподготовки требует особого внимания к созданию содержательной и поддерживающей образовательной среды;

5. занятия с государственными служащими структурировать таким образом, чтобы каждый обучающийся мог связать получаемую информацию с собственным опытом и сделать собственные выводы;

6. в программу обучающих тренингов необходимо включать кейсы с получателями государственных услуг на развитие «умения задавать вопросы», «оценивание утверждений»;

7. написание эссе по актуальным для обучающихся вопросам, может быть эффективным методом развития у государственных служащих способности выражать свое мнение относительно конкретной темы и умения размышлять над конкретной темой или идеей;

8. при планировании и проведении занятий использовать профессиональный опыт государственных служащих, практикоориентированные упражнения и задачи для возможности безотлагательного применения критического мышления в вопросах местного государственного управления и взаимодействия с населением, стейкхолдерами, коллегами.

Мы надеемся, что результаты проведенного исследования и предлагаемые нами рекомендации будут полезны при определении содержания программ обучения и поиске наиболее эффективных методов развития профессиональных компетенций у государственных служащих и других субъектов обучения в системе повышения квалификации, переподготовки, всех форм дополнительного образования взрослых. Вместе с этим, очевидно, что проблема развития компетенций у государственных служащих требует дальнейших прикладных и теоретических исследований, диалога и научных дискуссий, создания и постоянного обновления учебно-методической базы.

Список литературы

1. Gov.uk (2016) Future of skills and lifelong learning. Available online: https://www.gov.uk/government/collections/future-of-skills-and-lifelong-learning (accessed on 10 February 2019).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Сыздыкбаев А. (2019) Государственных служащих будет отличать новое мышление - Алик Шпекбаев. http://lenta.inform.kz/kz/gossluzhaschih-budet-otlichat-novoe-myshlenie-alik-shpekbaev a3139322

3. Мурзина С., Навий Л. (2018) Реализация непрерывного образования в системе повышения квалификации: психолого-андрагогические основы//Вестник ЕНУ им. Л.Н.Гумилева. Серия Педагогика. Психология. Социология. № 3 (124). С. 86-91.

4. Tough A. (1971) The Adult's Learning Projects. A Fresh Approach to Theory and Practice in Adult Learning. https://eric.ed. gov/?id=ED054428

5. Merriam S. B., Baumgartner L. M. (2020) Learning in adulthood: A comprehensive guide. John Wiley & Sons.

https://books.google.kz/books?hl=en&lr=&id=59nIDwAAQBAJ&oi=fnd&pg=PT6&dq=critical+thinking+in+adult +learning&ots=YE9flZWuIg&sig=E6QHErnaFcIhüemh-xi213 oWjE&redir esc=y#v=onepage&q&f=false

6. Tolutiené G. (2010) Critical thinking self-development opportunities of andragogy speciality students in the university study process. Teacher Education / Mokytoju Ugdymas, 14(1).

7. Distler J.W. (2007) Critical thinking and clinical competence: results of the implementation of student-centered teaching strategies in an advanced practice nurse curriculum. Nurse education in practice, 7(1), 53-59. https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S147159530600093X

8. Wozniak K. (2020) Personalized Learning for Adults: An Emerging Andragogy. In Emerging Technologies and Pedagogies in the Curriculum (pp.185-198). Springer, Singapore. https://link.springer.com/chapter/10.1007/978-981-15-0618-5 11

9. Alsaleh N.J. (2020) Teaching Critical Thinking Skills: Literature Review. TOJET, 19(1). http://www.tojet.net/articles/v 19i1Z1913.pdf

10. Babazhanova U. (2020) The critical thinking skills of nursing students in Kazakhstan. Master's thesis, JAMK University of Applied Sciences.

11. Халперн Д. (2000) Психология критического мышления. СПб.: Питер. - 512 с.

12. Monteiro S., Sherbino J., Sibbald M., Norman G. (2020) Critical thinking, biases and dual processing: The enduring myth of generalisable skills. Medical education, 54(1), 66-73. https://onlinelibrary.wiley.com/doi/full/10.1111/medu.13872

13. Коняхина И.В. (2012) Компетентностный подход в высшем профессиональном образовании (теоретический аспект) // Вестник ТГПУ. № 11. С. 68-71.

14. Browne M.Neil, Keeley Stuart M. (2006) Asking the Right Questions: A Guide to Critical Thinking. 8th Edition. 240 p.

15. Кагакина Е.А. (2011) Обоснование концепции компетентностного подхода к обучению студентов вуза // Мир науки, культуры и образования. №5. С. 208-211.

16. Фопель К. (2003) Психологические принципы обучения взрослых. М.: Генезис. - 400 с.

Мемлекеттш кызметкерлердщ косымша бШм беру жуйесшдеп сыпи ойлануын дамыту

андрогогиялык мэселе ретшде

С. А. Мурзина1, С. К. Искендирова2, Г. М. Исмаилова3 1,2,3 Казахстан Республикасы Президентшьщ жанындагы мемлекетлк баскару Академиясыньщ Акмола облысы бойынша филиалы, Кекшетау к., Казахстан saule_murzina@mail.ru, s.iskendirova1968@gmail.com, guldana-icmailova@mail.ru

Макалада мемлекетпк кызметшшердщ сыни ойлауды тYсiну жэне колдану дэрежесш аныктауга багытталган зерттеу сипатталган. Жалпы ересектердi окыту жэне сыни т^ргыдан ойлауды дамыту проблемаларына арналган гылыми эдебиеттерге шолу ^сынылган. Сауалнаманыц жеке нэтижелерi авторлардыц ескертпелерiмен бiрге графикалык тYрде ^сынылган. Нэтижелер непзвде ересектерге арналган бiлiм беру жуйесшде сабактарды ^йымдастыруга корытындылар мен ^сыныстар жасалады. Макаланы дайындауда келесi зерттеу эдiстерi колданылды: гылыми эдебиеттер мен окулыктарды талдау, ресми интернет-ресурстар, байкау, сауалнамалар, мэлiметтердi сандык жэне сапалык ендеу эдiстерi.

Туйт свздер: ересектерге бшм беру, бiлiктiлiктi арттыру, кайта даярлау, мемлекеттiк кызметшшер, Казакстан Республикасы Президенпнщ жанындагы мемлекеттiк баскару Академиясы, к¥зыреттшкке негiзделген эдiс, сыни ойлау.

Development of critical thinking of civil servants in the additional education system as an androgogic

objective

S. A. Murzina1, S. K. Iskendirova2, G. M. Ismailova3 1,2,3the Branch of the Academy of Public Administration under the President of the Republic of Kazakhstan of

Akmola Region, Kokshetau city, Kazakhstan saule_murzina@mail.ru, s.iskendirova1968@gmail.com, guldana-icmailova@mail.ru

The article describes the study aimed at identifying the degree of understanding and use of critical thinking by civil servants. A review of scientific literature on the problem of adult learning in general and the development of critical thinking is presented. Separate survey results with author comments are graphically presented. Based on the results, conclusions and recommendations are made for organizing classes in the adult education system. While preparing the article, the following research methods were used: analysis of scientific literature and textbooks, official Internet resources, observation, questioning, quantitative and qualitative data processing methods.

Keywords: adult education, advanced training, retraining, civil servants, Academy of Public Administration under the President of the Republic of Kazakhstan, competency-based approach, critical thinking.

Поступила в редакцию 09.09.2020.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.