Научная статья на тему 'Исследование критического мышления студентов в процессе обучения в вузе'

Исследование критического мышления студентов в процессе обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1447
223
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / РЕФЛЕКСИВНОСТЬ / ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ / СТУДЕНТЫ / CRITICAL THINKING / REFLEXIVITY / LEARNING PROCESS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кокина А.А., Кузнецова Ю.В.

Данная статья посвящена проблеме развития критического мышления студентов в процессе обучения в вузе. Проанализированы отечественные и зарубежные исследования критического мышления. Представлены результаты эмпирического исследования, целью которого стало изучение особенностей развития критического мышления студентов в процессе обучения в вузе. Результаты исследования показали, что критическое мышление студентов связано с этапом их обучения в вузе, а именно: студенты старших курсов имеют более высокий уровень критического мышления, чем студенты младших курсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кокина А.А., Кузнецова Ю.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A STUDY OF THE CRITICAL THINKING OF STUDENTS IN THE LEARNING PROCESS AT THE UNIVERSITY

This article is devoted to the development of critical thinking of students in the process of studying at the University. Domestic and foreign studies of critical thinking are analyzed. The article presents the results of an empirical study aimed at studying the features of the development of critical thinking of students in the process of studying at the University. The results of the study showed that critical thinking of students is associated with the stage of their studies at the University, namely: senior students have a higher level of critical thinking than junior students.

Текст научной работы на тему «Исследование критического мышления студентов в процессе обучения в вузе»

УДК 159

ИССЛЕДОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ

СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

А.А. Кокина, Ю.В. Кузнецова

Аннотация. Данная статья посвящена проблеме развития критического мышления студентов в процессе обучения в вузе. Проанализированы отечественные и зарубежные исследования критического мышления. Представлены результаты эмпирического исследования, целью которого стало изучение особенностей развития критического мышления студентов в процессе обучения в вузе. Результаты исследования показали, что критическое мышление студентов связано с этапом их обучения в вузе, а именно: студенты старших курсов имеют более высокий уровень критического мышления, чем студенты младших курсов.

Ключевые слова: критическое мышление, рефлексивность, процесс обучения, студенты.

A STUDY OF THE CRITICAL THINKING OF STUDENTS

IN THE LEARNING PROCESS AT THE UNIVERSITY

A. Kokina, Y. Kuznetsova

Abstract. This article is devoted to the development of critical thinking of students in the process of studying at the University. Domestic and foreign studies of critical thinking are analyzed. The article presents the results of an empirical study aimed at studying the features of the development of critical thinking of students in the process of studying at the University. The results of the study showed that critical thinking of students is associated with the stage of their studies at the University, namely: senior students have a higher level of critical thinking than junior students.

Keywords: critical thinking, reflexivity, learning process, students.

Критическое мышление в современном обществе занимает все более прочные позиции, обусловленные навыками адекватно

интерпретировать явления окружающего мира, отбирать оптимальные способы поведения в конкретных жизненных ситуациях.

В концепции развития непрерывного образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 г. отмечено, что от сотрудников требуются универсальные знания и новые «сквозные» компетенции, позволяющие «быстро адаптироваться к динамическим изменениям, критически осмысливать полученные данные и осваивать новые виды производственной деятельности» [7, с.5]. Согласно данному положению от будущих выпускников высшей школы требуется критичность, гибкость и умение адаптироваться к новым условиям, поскольку запросы и требования динамично меняющегося мира постоянно возрастают и меняются в качественном отношении.

Впервые использование термина

«критическое мышление» обнаруживается в работах западных ученых. По мнению, Р. Пола [11] это было осуществлено американским ученым Э. Глейзером в статье «Эксперимент в развитии критического мышления». Однако, как утверждает Р. Косгроува, схожие определения применялись и ранее [10]. Так, в 1906 г.

американский социолог У. Самнер писал в своем труде «Фолквейз» о «привычке мыслить критически» [12].

На современном этапе изучения критического мышления в психолого-педагогической науке существует большое количество определений данного понятия. Так, психологи Р. Эннис и Э. Норрис трактуют критическое мышление как совокупность умений и навыков мыслить рационально, осуществляя контроль над процессом мышления, как умение следовать законам формальной логики, обнаруживая при этом нарушение этих законов [1]. Особое значение в определении критического мышления имеют мысли С. Брукфилда, который утверждал, что критическое мышление является позитивной и продуктивной деятельностью, основой интенсивного отношения к жизни, которые позволяют быть уверенным в возможности изменять мир [2]. Американский психолог Д. Халперн под критическим мышлением понимает использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата [9]. Данное определение характеризует такой тип мышления, который отличается взвешенностью, обоснованностью, логичностью и

целенаправленностью, позволяющий решать определенные задачи, формулировать выводы, давать вероятностную оценку и принимать

взвешенные решения. Отдельного внимания заслуживает аспект, раскрывающий качества, присущие критически мыслящему человеку. Д. Халперн выделяет шесть основных качеств: готовность к планированию, гибкость, настойчивость, готовность исправлять свои ошибки, осознание, поиск компромиссных решений [9]. Остановимся на каждом из них. Первое качество, готовность к планированию, подразумевает важность правильно и последовательно упорядочивать и излагать свои мысли, выстраивать последовательность изложения и уверенно высказывать свое мнение. Гибкость, как важнейшее качество современного человека, предполагает готовность рассматривать новые варианты, принимать чужую точку зрения и подвергать изменению свою, готовность мыслить по-новому. Вырабатывая такое качество как настойчивость в достижении цели, человек будет подготовлен к решению практических задач, требующих большего усердия, сможет добиться наиболее эффективных результатов. Готовность исправлять свои ошибки: человек, обладающий критическим мышлением, адекватно воспринимает собственные ошибки, способен признать их, выявить непродуктивные решения, сделать верные заключения и двигаться дальше. Следующим качеством критически мыслящего человека является осознание, предполагающее возможность наблюдать за собственными действиями в процессе мыслительной деятельности и отслеживать ход рассуждений. Последнее качество, поиск компромиссных решений, представляет собой умение находить решения, выбирать альтернативу и формулировать ее так, чтобы она была воспринята другими людьми и удовлетворяла мнение большинства.

Критическое мышление как специфическую форму оценочной деятельности субъекта познания интерпретируют отечественные ученые В.А. Попков и А.В. Коржуев. При этом отмечают направленность этой деятельности на выявление степени соответствия или несоответствия какого -либо продукта общепринятым эталонам и стандартам, которая включает специальные процедуры и способствует смысловому самоопределению субъекта познания по отношению к различным проявлениям окружающего мира и его эффективному преобразованию [8].

В работах современных российских ученых проявляется сходство их понимания критического мышления с мнением западных исследователей. М.В. Кларин определяет критическое мышление как «рациональное, рефлексивное мышление,

которое направлено на определение того, чему следует верить или какие действия следует предпринять. При таком понимании критическое мышление включает как способности (умения), так и предрасположенность (установки)» [5, с.103]. Схожая формулировка была предложена американскими учеными Дж. Дьюи и Р. Эннисом. Подобно специалисту по развитию критического мышления Д. Халперн, Е.В. Волков рассматривает критическое мышление как мышление, отличающееся «обоснованностью и целенаправленностью, - такой тип мышления, к которому прибегают при решении задач, формулировании выводов, вероятностной оценке и принятии решений» [4, с.5].

Таким образом, исходя из классических и современных теоретических представлений о критическом мышлении в целом, можно дать ему следующую характеристику. Критическое мышление - это особая форма мышления, имеющая свою целенаправленность,

предполагающая доказательство, объяснение и поиск альтернативных путей решения проблемы и их эффективности, проявляющаяся как качество личности и включающая в себя операции анализа, синтеза, абстракции, обобщения и конкретизации, умения интерпретации, оценки и саморегуляции.

Нами было проведено исследование, в котором приняли участие 65 студентов высшего учебного заведения в возрасте от 18 до 22 лет. Базой для исследования стал факультет психологии Астраханского государственного университета. Цель исследования - изучить особенности развития критического мышления студентов в процессе обучения в вузе. Гипотеза исследования состояла в предположении о том, что критическое мышление студентов связано с этапом их обучения, то есть студенты старших курсов имеют более высокий уровень критического мышления, чем студенты младших курсов.

Использовались следующие диагностические инструменты: тест критического мышления Л. Старки в адаптации Е.Л. Луценко; методика определения уровня рефлексивности А.В. Карпова, В.В. Понамаревой. Уровень рефлексивности рассматривался нами как компонент критического мышления.

Для оценки достоверности различий в показателях изучаемого феномена в зависимости от возраста мы использовали критерий Стьюдента для независимой выборки для переменной критическое мышление,

непараметрический критерий Манна-Уитни - для показателей рефлексивности. Полученные результаты представлены в таблице 1.

Таблица 1. - Оценка достоверности различий в показателях критического мышления в зависимости от возраста студентов

Переменные Средние значения в группах Значение критерия Уровень значимости

возраст респондентов 18-19 лет возраст респондентов 20-22 лет

Критическое мышление 15,14 16,36 t = -1,011 0,316

Рефлексивность 4,79 5,11 U = 478,5 0,558

Ретроспективная рефлексия деятельности 37,24 38,08 t = -0,724 0,472

Рефлексия настоящей деятельности 37,48 38,03 t = -0,420 0,676

Рефлексия будущей деятельности 38,9 38,5 t = 0,247 0,805

Рефлексия общения и взаимодействия с другими людьми 36,24 37,94 t = -1,391 0,169

Из таблицы 1 видно, что достоверных различий между показателями критического мышления и возрастом не выявлено, то есть возраст студентов не является основанием для существенных различий. Следовательно, исходя из полученных нами данных, критическое мышление не связано с возрастом студентов. Это объясняется тем, что студенты одного и того же возраста могут учиться на разных курсах (этапах)

обучения.

С помощью ранговой корреляции Спирмена мы изучили связь этапа обучения (курс) и показателей критического мышления, см. таблицу 2. Достоверная корреляция установлена между курсом и критическим мышлением. Положительный коэффициент корреляции означает, что у студентов старших курсов более высокие показатели критического мышления.

Таблица 2. - Исследование связи этапа обучения и показателей критического мышления у студентов

Переменные Коэффициент корреляции Спирмена Уровень значимости

Курс Критическое мышление 0,266* 0,032

Рефлексивность 0,179 0,154

Ретроспективная рефлексия деятельности 0,035 0,781

Рефлексия настоящей деятельности 0,000 0,998

Рефлексия будущей деятельности 0,077 0,541

Рефлексия общения и взаимодействия с другими людьми -0,064 0,615

Проведенный анализ показал наличие достоверных различий по переменной «Критическое мышление». Исходя из этого, среднее значение по шкале «Критическое мышление» увеличивается от первого к третьему курсу, см. рисунок 1. «Критическое мышление» в тесте Е.Л. Луценко характеризуется развитыми операциями -логики, индукции, дедукции, рефлексии, контроля над эмоциями, искажающими принятие решений, анализом информации на достоверность, способностью распознавать свои иллюзии, манипуляции со стороны окружающих. А также способностью отделять

оценки и допущения от фактов, обнаруживать причинно-следственные связи или принимать их отсутствие, признавать ограниченность собственных мыслительных процессов, вырабатывать наиболее оптимальные решения в условиях неопределенности и риска, умением ставить реалистичные цели и находить адекватные пути их достижения. Следовательно, перечисленные операции, способности и умения с курсом увеличиваются. Достоверной корреляционной связи с переменными методики А.В. Карпова и В.В. Пономаревой не обнаружено.

1 S.OQ-

1 о.оо —

Г

Рисунок 1. - Динамика развития критического мышления у студентов

Таким образом, по результатам эмпирического исследования можно сделать следующие выводы:

- возраст не является основанием для выделения различий уровня развития критического мышления студентов;

- уровень критического мышления связан с этапом (курсом) обучения студентов: у студентов 3 курса он значительно выше, чем у студентов 1 курса.

Основываясь на проведенном анализе исследований критического мышления зарубежных и отечественных ученых, можно назвать критическое мышление многосторонним

явлением, имеющим личностное значение. Оно дает возможность получать новые, отличительные знания и умения, формировать способность рационально излагать свои мысли, обоснованно выражать свое мнение, выстраивать логические цепочки, находить наиболее эффективное решение какой-либо задачи и легче справляться с возникающими проблемами.

Полученные результаты могут быть использованы при разработке спецкурсов, программ психолого-педагогических практик, учебных программ, факультативов, направленных на изучение и развитие критического мышления студентов.

Литература:

1. Астахова Л.В. Критическое мышление как средство обеспечения информационно-психологической безопасности личности: монография / Л.В. Астахова, Т.В. Харлампьева; под научн. ред. Л.В. Астаховой. - М.: РАН, 2009. - 136 с.

2. Брукфилд С. Основы критического мышления / С. Брукфилд. - М.: ИОО, 2003. - 176 с.

3. Бутенко А.В. Критическое мышление: метод, теория, практика: учебно-метод. пособие / А.В. Бутенко, Е.А. Ходос. - М.: Мирос, 2002. - 176 с.

4. Волков Е.В. Развитие критического мышления / Е.В. Волков. - М., 2004.

5. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках / М.В. Кларин. - М.: Арена, 1994. - 222 с.

6. Клустер Д. Что такое критическое мышление? [Электронный ресурс] / Д. Клустер // Русский язык. -2002. - № 29. - Режим доступа: http://rus.1september.ru/article.php?ID=200202902

7. Концепция развития непрерывного

образования взрослых в Российской Федерации на период до 2025 года. - М., 2015.

8. .Попков В.А. Теория и практика высшего профессионального образования: учеб. пособие для системы дополнительного педагогического образования / В.А. Попков, А.В. Коржуев. - М.: Академический проект, 2004. - 432 с.

9. Халперн Д. Психология критического мышления / Д. Халперн. - 4-е междунар. издание. -СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 512 с.

10. Cosgrove R. Critical Thinking in the Oxford Tutorial. Thesis submitted to the University of Oxford in partial fulfillment for the degree of M. Sc. In Higher Education. Trinity Term, 2009.

11. Paul R. Critical thinking: how to prepare students for a rapidly changing world. Foundation for Critical Thinking, 1995.

12. Sumner W. G. Folkways: A Study of the Sociological Importance of Usages, Manners, Customs, Mores, and Morals. N.Y.: Ginn and Co, 1940.

Сведения об авторах:

Кокина Анна Андреевна (г. Астрахань, Россия), магистрант ФГБОУ ВО «Астраханский государственный университет», e-mail: anetta.96@mail.ru

Кузнецова Юлия Вячеславовна (г. Астрахань, Россия), кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой конфликтологии и организационной психологии ФП, Астраханский государственный университет, e-mail: yuk80@mail.ru

Data about the authors:

A. Kokina (Astrakhan, Russia), Master student of FSBEI HE «Astrakhan State University», e-mail: anetta.96@mail.ru

Y. Kuznetsova (Astrakhan, Russia), Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor, Head of the Department of Conflictologyand Organizational Psychology of the Faculty of Psychology, Astrakhan State University, e-mail: yuk80@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.