Научная статья на тему 'Критическое мышление: генезис и эволюция понятия в воззрениях западных исследователей'

Критическое мышление: генезис и эволюция понятия в воззрениях западных исследователей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2026
254
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / РЕФЛЕКСИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / РАЗВИВАЮЩЕЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / CRITICAL THINKING / REFLECTIVE THINKING / DEVELOPING EDUCATION / THINKING SKILLS / PERSONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Муякина Вероника Павловна

В статье рассматриваются генезис и эволюция содержания понятия «критическое мышление» как категории междисциплинарного знания в работах западных исследователей, его место в системе развивающего обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author analyses the origin and the evolution of the notion "critical thinking" as a trans-disciplinary concept in foreign research and its role in the system of developing education.

Текст научной работы на тему «Критическое мышление: генезис и эволюция понятия в воззрениях западных исследователей»

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ: ГЕНЕЗИС И ЭВОЛЮЦИЯ ПОНЯТИЯ В ВОЗЗРЕНИЯХ ЗАПАДНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ

В. П. Муякина

CRITICAL THINKING: ORIGIN AND EVOLUTION IN FOREIGN RESEARCH

Muyakina V. P.

The author analyses the origin and the evolution of the notion "critical thinking" as a trans-disciplinary concept in foreign research and its role in the system of developing education.

Key words: critical thinking, reflective thinking, developing education, thinking skills, personal development.

В статье рассматриваются генезис и эволюция содержания понятия «критическое мышление» как категории междисциплинарного знания в работах западных исследователей, его место в системе развивающего обучения.

Нлючевы/е слова: критическое мы1шление, рефлексивное мы1шление, развивающее обучение, интеллектуальные умения, развитие личности.

УДК 371.3

Одним из приоритетных направлений современного образовательного процесса на Западе и в России является развитие критического мышления учащихся средних и высших учебных заведений. Предпосылками к тому явились такие тенденции современного общества, как постоянно расширяющееся информационное пространство, резкое повышение роли информационных процессов и объёма информации, поступающей извне. Всё это находит отражение в социальной сфере и в первую очередь в сфере образования. Именно поэтому сегодня идёт речь о смене образовательной парадигмы, о переориентации системы образования с традиционной знаниевой педагогики на педагогику инновационную, развивающую, целью которой является развитие всей совокупности качеств личности: знаний, умений, навыков, способов умственных действий, самоуправляющих механизмов, эмоционально-нравственной и деятельностно-практи-ческой сферы.

В настоящее время в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий, направленных как на общее, целостное становление личности, так и на развитие отдельных её сфер. Одной из таких педагогических технологий является технология развития критического мышления. Категория критического мышления берёт своё начало в западных исследованиях середины прошлого столетия, и представляется интересным проследить эволюцию данного понятия от его истоков до настоящего времени.

Проблема определения термина «критическое мышление» в западных исследованиях является насущной уже не первое десятилетие. Научная литература в буквальном смысле «перегружена» разнообразными дефинициями. Как отметил американский исследователь С. Хейл, «количество определений критического мышления приблизительно равняется количеству работ, написанных по данной теме» (4, с. 45). Десятки лет учёные пытаются ответить на вопросы: «Что такое критическое мышление?», «Какие интеллектуальные умения составляют его основу?», «Для чего нужно критическое мышление?», «Как развивать своё собственное критическое мышление и критическое мышление учащихся?». Актуальным также является вопрос о становлении самого термина «критическое мышление», его соотношении и разграничении с такими понятиями, как «мышление высшего порядка», «неформальная логика», «метапознание» и др.

Одной из причин разнообразия определений данного понятия в западной литературе является тот факт, что критическое мышление как явление многостороннее изучается с различных научных позиций и содержание его определений варьируется в зависимости от того, какой подход берётся за основу. В западной традиции сложилось три основных подхода к раскрытию понятийной сущности критического мышления: философский, когнитивный и прикладной, каждый из которых стремится подвести определение критического мышления под свой научный аппарат и методологию. Философ -ский подход сводится, главным образом, к обоснованию теоретических основ изучения и описания термина «критическое мышление», его задач, целей, выполняемых функций. Когнитивное направление носит описательный характер и сосредоточено на проблеме самой природы критического мышления, на выявлении и описании психологических механизмов, интеллектуальных навыков и умений, составляющих его основу. И третье, прикладное направление, имеет своей целью разработку методик и тренингов формирования и развития критического мышления. Все три подхода тесным образом

взаимосвязаны и взаимозависимы, поэтому большинство современных исследований стремится к разработке единой целостной концепции с учётом всех составляющих.

Обратимся к некоторым классическим определениям критического мышления в западной традиции.

Одну из первых попыток истолковать сущность критического мышления связывают с именем Дж. Дьюи и его идеей о рефлексивном мышлении. Несмотря на то что исследователь не вводит термина «критическое мышление», его идею о рефлексивном мышлении сегодня отождествляют именно с критическим мышлением. В своей книге «Педагогика и психология мышления» Дж. Дьюи разграничивает обыденное, «некритическое», мышление и рефлексивное: «Если возникшая мысль сразу принимается, то перед нами некритическое мышление, минимум рефлексии. Обдумывать вещь, размышлять, значит искать добавочные данные, новые факты, которые разовьют мысль... или подтвердят её, или сделают очевидной её нелепость и неприложимость» (1, с.12). Автор различает мышление в широком и узком смысле. Мышлением в самом широком смысле Дж. Дьюи называет всё, что «придёт нам в голову» или «взбредёт на ум» - это самый примитивный тип человеческого мышления, «случайный поток мыслей». Рефлексивное же мышление «подразумевает не простой ряд идей, но их последовательность, такой последовательный порядок, чтобы каждая мысль определяла последующую как свое следствие, и в то же время основывалась на предыдущей. Последовательные части рефлексивного мышления вырастают друг из друга и поддерживают друг друга ... поток или течение превращается в связь, в цепь, в нить» (1, с. 5). В основе рефлексивной мыслительной деятельности, по мнению автора, лежат две составляющих: 1) состояние некого колебания, сомнения в решении проблемы 2) процесс поиска подтверждающих или опровергающих какую-либо идею фактов. Таким образом, по мнению Дж. Дьюи, истинное мышление, «мышление в самом лучшем и ярком смысле», начинается с состояния «на распутье», с по-

становки вопроса, на который необходимо ответить, проблемы, которую следует решить путём поиска и нахождения «добавочных фактов», доказательств или опровержений. Согласно Дж. Дьюи, рефлексивное мышление - это «активное, настойчивое и внимательное рассмотрение какого бы то ни было мнения или предполагаемой формы знания в свете тех оснований, на которых оно покоится, и анализ дальнейших выводов, к которым оно приводит» (1, с. 7). Именно в развитии такого типа мышления автор видит основную цель воспитания и обучения.

Вслед за Дж. Дьюи в 1941 г. формулирует свою идею критического мышления американский учёный Э. Глейзер, впоследствии автор широко известного на Западе теста по критическому мышлению «WatsonGlaser Critical Thinking Appraisal». В целом его идея близка к идее Дж. Дьюи, однако Э. Глейзер впервые определяет и описывает совокупность навыков и умений критического мышления: умение распознавать проблему и находить пути её решения, собирать и упорядочивать необходимую информацию, распознавать неподтверждённые предположения и оценки; точность и избирательность в использовании и восприятии языковых средств; умение истолковывать факты и информацию, давать оценку доказательствам, обнаруживать существование или отсутствие логических связей между суждениями, делать правомерные выводы и обобщения и подвергать их сомнению, перестраивать собственную систему убеждений и формировать правильные суждения о явлениях повседневной жизни. Описанные умения и навыки легли в основу дальнейших толкований критического мышления и его содержания.

Ценность концепции, предложенной автором, заключается также в том, что Э. Глейзер выдвигает идею о развитии установки и готовности к критическому мышлению. Одним из компонентов критического мышления он называет «готовность обдуманно рассматривать проблемы и явления». Автор утверждает, что «нет никакого смысла обладать этими умениями, но нельзя не ис-

пользовать их, когда это необходимо, важно развивать привычку их использовать, быть готовым их использовать» (цит. по 3, с. 12).

Идея установки и готовности к критическому мышлению получает своё развитие в трудах американского учёного Р. Энниса, чья концепция основана главным образом на описании интеллектуальных умений критического мышления и установок на него. Он понимает критическое мышление как «принятие обдуманных решений о том, как следует поступать и во что верить» (2, с. 17). Рассматривая проблему критического мышления через призму образовательных целей, Р. Эннис полагает, что критическое мышление носит междисциплинарный характер и учащийся овладевает интеллектуальными умениями критического мышления вне конкретной научной дисциплины. Однако допускается, что учащийся должен обладать определённым объёмом знаний, прежде чем применять их в той или иной области, подчёркивая тем самым дедуктивный характер процесса критического мышления.

Одной из особенностей концепции Р. Энниса является включение в её содержание морально-этического компонента. Автор обращает внимание на стремление критически мыслящего человека уважать мнение собеседника, уметь слушать и слышать других, быть открытым для диалога; быть восприимчивым и стремиться к пониманию чужих чувств, уровня познаний и глубины суждений; избегать критических замечаний, принимая во внимание чувства собеседника, относиться к ним с участием и симпатией.

Одной из самых популярных на Западе трактовок критического мышления является концепция Р. Пола, директора Центра критического мышления и моральной критики в США: «Критическое мышление - это размышление о мышлении, когда вы размышляете с целью улучшить своё мышление. При этом два момента имеют определяющее значение: критическое мышление -это влекущее за собой самоусовершенствование; и это усовершенствование приходит с навыками использования стандартов корректной оценки мыслительного процесса» (6, с. 91). Данное определение занимает осо-

бое место в ряду всех определений критического мышления, т. к. включает элемент осознания человеком самого процесса мышления, сознательной целеустановки на улучшение качества своего мышления, «размышления о мышлении». Вслед за Р. Эннисом Р. Пол развивает идею моральной ценности критического мышления и отводит ей большую роль в своей концепции, полагая, что «недостаточно мыслить правильно (умело), необходимо мыслить этично» (7, с. 482). Автор полагает, что критическое мышление - это мышление, направленное на преодоление «мышления эгоцентричного и социоцентричного», на развитие толерантности и установление конструктивного диалога с участниками коммуникации, чья позиция идёт вразрез с позицией собственной. Вот как характеризует его концепцию М. Мейсон, автор книги «Critical Thinking and Learning»: «Для Р. Пола неотъемлемой чертой критического мышления является диа-

лог с теми, кто придерживается иных взглядов и позиций, принадлежит к иной культуре, кто по-другому смотрит на мир» (5, с. 3).

Подобное понимание критического мышления в западных исследованиях позволяет нам сделать вывод о том, что это сложное и многостороннее явление, которое сводится не только к определённому набору интеллектуальных умений и навыков, но и предполагает осознание процесса своего мышления, наличие установок и готовности пользоваться этими умениями как в учебной деятельности, так и в повседневной жизни. Более того, критическое мышление - инструмент развития эмоционально-нравственной сферы личности. Всё это делает его «созвучным» концепции развивающего обучения, целью которого является становление и развитие интеллектуальных и духовных качеств личности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / пер. с англ. Н. М. Никольской. — М.: Совершенство, 1997.

2. Ennis R. Critical thinking. — Upper Saddle River, NJ: Prentice Hall, 1996.

3. Fisher A. Critical Thinking. An Introduction. — Cambridge: Cambridge University Press, 2001.

4. Hale E. S. A Critical Analysis of Richard Paul's Substantive Trans-disciplinary Conception of Critical Thinking. — Cincinnati, Ohio: Union Institute & University, 2008.

5. Mason M. Critical Thinking and Learning. — Singapore: Blackwell Publishing, 2008.

6. Paul R. W. Critical Thinking: What Every Person Needs to Survive in a Rapidly Changing

World. — Rohnert Park, CA: Center for Critical Thinking and Moral Critique, Sonoma State Univ., 1990.

7. Paul R., Elder L. Critical thinking: Tools for taking charge of your learning and your life. — Upper Saddle River, NJ: Pearson/Prentice Hall, 2006.

Об авторе

Муякина Вероника Павловна, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», аспирант кафедры лингвистики и лингво-дидактики. Сфера научных интересов - методика преподавания иностранных языков и культур. vipavlovna@,yahoo.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.