Научная статья на тему 'Информационно-аналитические умения в контексте формирования информационного общества'

Информационно-аналитические умения в контексте формирования информационного общества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1231
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЕ УМЕНИЯ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ ГРАМОТНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Климова Алевтина Борисовна

В условиях информационного общества наблюдается возрастание научного интереса к проблеме формирования интеллектуальных умений и навыков. Данная статья посвящена рассмотрению современных подходов к систематизации информационно-аналитических умений. Представленная в работе авторская система может быть использована для разработки технологии формирования информационно-аналитической компетенции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Климова Алевтина Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Information Analysis Skills in the Context of Forming the Information Society

Nowadays the scientific world is experiencing an increased interest in the problem of developing intellectual skills. The paper deals with the contemporary approaches to systematization of information analysis skills. It covers the author`s system of information analysis skills, presented in the article, could form the basis for the development of information analytical expertise.

Текст научной работы на тему «Информационно-аналитические умения в контексте формирования информационного общества»

УДК 37.025.5 (045)

КЛИМОВА Алевтина Борисовна, старший преподаватель кафедры профессиональной лингво-дидактики института филологии и межкультур-ной коммуникации Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова. Автор 7 научных публикаций

информационно-аналитические умения

В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАцИОННОГО ОБЩЕСТВА

В условиях информационного общества наблюдается возрастание научного интереса к проблеме формирования интеллектуальных умений и навыков. Данная статья посвящена рассмотрению современных подходов к систематизации информационно-аналитических умений. Представленная в работе авторская система может быть использована для разработки технологии формирования информационно-аналитической компетенции.

Ключевые слова: информационное общество, интеллектуальные умения, критическое мышление, информационная грамотность, информационно-аналитические умения.

Создание глобального информационного пространства, повышение роли информационных процессов, вхождение мирового сообщества в информационное общество ставят перед системой высшего образования целый комплекс сложных задач. Общество знаний выдвигает новые требования к качеству и результатам образования, что в свою очередь ведет к изменению содержания обучения и обновлению форм и методов работы. Очевидно, что современный специалист должен представлять собой личность с высоким уровнем интеллектуального развития, обладать способностью к образованию и саморазвитию в течение всей жизни и гибкому изменению способов своей образовательной, профессиональной и соци-

© Климова А.Б., 2013

альной деятельности. Поэтому особенно актуальной становится задача ориентации процесса обучения на формирование интеллектуальных умений и навыков обучающихся, которые позволят эффективно ориентироваться в постоянно меняющемся информационном мире.

В последние годы в связи с возрастающей потребностью разработки форм и методов организации учебного процесса, направленного на формирование умений работать с информацией и применять современные информационные технологии, появляются исследования, изучающие проблему формирования информационных и информационно-аналитических умений. На сегодняшний день в научной литературе понятия «информационные умения»,

«информационно-аналитические умения» не являются однозначно определенными. Исследователи делают различные акценты при изучении вышеуказанных понятий. В настоящее время существует целый ряд работ, в которых понятия «информационные умения», «информационно-аналитические умения» рассматриваются через призму таких понятий, как «информационная культура» (М.Г. Вохрышев, Н.И. Гендина, И.Г Гречихин, Ю.С. Зубов, И.Г. Овчинникова и др.), «информационная грамотность» (А.Э. Бур-нашев, И.Н. Ващук, Л.В. Голунова, H. Mondschein, C.M. Stem и др.), «информационная компетентность» (А.Л. Андреев, И.А. Зимняя, Л.Г Осипова, Е.Н. Соловова, А.В. Хуторской и др.).

Сущность понятия информационная и информационно-аналитическая деятельность рассматривается в работах Ю.С. Брановского, Е.С. Гайдамак, В.А. Минкиной, Ю.А. Павловой и др., педагогические условия формирования информационной компетентности, аналитических и информационно-аналитических умений специалистов различных профилей являются предметом исследования в работах Т.М. Елкановой, Е.Н. Карпенко, Е.В. Назначило, Е.С. Полат,

Н.И. Рыжовой, Т.П. Соломоновой, П.Ю. Тарасова, В.И. Фомина, Н.В. Чичериной и др.

В зарубежной науке проблема интеллектуального развития и формирования интеллектуальных умений рассматривается в контексте развития критического мышления. Основоположником современных зарубежных концепций критического мышления считается американский ученый

Э. Глейзер. В 1942 году он впервые определил критическое мышление как трехкомпонентную структуру, включающую такие умения, как «готовность обдуманно рассматривать проблемы и явления, знание методов логического анализа аргументации и умение применять эти методы»1.

Идеи, изложенные ученым, нашли впоследствии дальнейшее развитие в работах многих американских исследователей: Б. Блума, Р Энниса, Р. Пола, С. Норриса, А. Фишера и др. Значительный вклад в разработку идей формирования интеллектуальных умений учащихся внес американский психолог Б. Блум, описавший

в 1950-е годы схему образовательных целей, которые развиваются от самого низшего уровня когнитивного функционирования (иногда называемого рядовым мышлением - «low-order thinking») к наивысшему (мышлению высшего порядка - «higher-order thinking»). Теория носит название таксономии Блума и представляет собой шестиуровневое описание мышления через категории знание - понимание - применение - анализ - синтез - оценка. Важно отметить, что в западной традиции к умениям критического мышления (мышления высокого порядка) относятся только три уровня таксономии - анализ, синтез и оценка.

Некоторые западные концепции критического мышления построены не в форме таксономий, а имеют предметно-деятельностный характер. Одной из них является концепция Роберта Энниса «A Super-Streamlined Conception of Critical Thinking», в которой ученый выделяет 5 групп установок/готовностей к критическому мышлению (Critical Thinking dispositions) и его интеллектуальных. Согласно его концепции, номенклатура «умений критического мышления следующая:

1. Умения получать необходимую и достаточную информацию.

2. Умения, составляющие основу для принятия решений.

3. Умения, позволяющие делать правильные и логичные умозаключения.

4. Умения, необходимые для получения более подробной информации и тщательной ее обработки.

5. Метакогнитивные умения, включая умения выдвигать гипотезы и использовать интегративные интеллектуальные умения»2.

Изучение проблемы интеллектуальных умений было бы неполным без обращения к проекту «Delphi», осуществленному в конце 80-х годов в США. Его участниками стали 46 экспертов в области теории критического мышления из США и Канады. Результатом проекта стали разработанные концепции критического мышления, системы интеллектуальных умений и установок.

В дальнейшем вопрос систематизации информационных умений ставился в англоязычной науке в связи с разработкой проблемы формирования информационной грамотности. Большой вклад в развитие этого вопроса внесли Ассоциация американских библиотек, Общество колледжских, национальных и университетских библиотек, Международная федерация библиотечных ассоциаций и ЮНЕСКО (программа «Информация для всех»). Результатом исследований, проведенных этими организациями, стало определение содержания понятия «информационная грамотность» и разработка стандартов информационной грамотности.

Так, в работе «Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни», подготовленной Председателем Секции по информационной грамотности ИФЛА Хесусом Лау в 2006 году, информационная грамотность определяется как «наличие знаний и умений, требуемых для правильной идентификации информации, необходимой для выполнения определенного задания или решения проблемы; эффективного поиска информации; ее организации и реорганизации; интерпретации и анализа найденной и извлеченной информации; оценки точности и надежности информации, включая соблюдение этических норм и правил пользования полученной информацией; при необходимости передачи и представления результатов анализа и интерпретации другим лицам; последующего применения информации для осуществления определенных действий и достижения определенных результатов»3.

Рассмотренные выше концепции и классификации интеллектуальных умений стали теоретической основой для разработки различных методик развития критического мышления обучающихся и умений работы с информацией. Отметим, что они не потеряли своей актуальности и сегодня. Вместе с тем, на современном этапе развития науки и в условиях развития информационного общества они уже не могут использоваться в неизменном виде и требуют доработки по следующим причинам:

1. В отечественной научной среде употребление термина «информационная грамотность» имеет ограничения, связанные с семантикой терминообразующего понятия.

2. Системы умений критического мышления, разработанные в конце 80-х годов XX века, еще не могли учитывать современные условия развития общества: возросший объем информации, изменение ее форм и качественных характеристик, а, следовательно, и увеличивающуюся потребность в специалистах, способных к анализу, критической оценке и интерпретации информации. Особое значение в контексте формирования информационного общества приобретает развитие не только информационных, но и аналитических умений.

В связи с этим мы считаем целесообразным объединить информационные и аналитические умения в одну группу и рассматривать информационно-аналитические умения как целостное понятие.

На сегодняшний день в отечественной науке уже существуют исследования, в которых информационные и аналитические умения рассматриваются в единстве. Так, например, Е.В. Назначило на основе сравнительного анализа компонентов информационной и аналитической деятельности делает вывод о взаимосвязи этих видов деятельности и рассматривает целостное понятие информационно-аналитической деятельности.

На основе анализа современных моделей и концепций интеллектуальных умений мы осуществили отбор наиболее существенных, на наш взгляд, информационно-аналитических умений и объединили их в 5 групп. Разработанная нами система умений представлена в таблице.

Вышеизложенная система умений построена в логике последовательности осуществления этапов взаимодействия с информацией и соотносится с этапами выполнения любой деятельности (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн). Тем не менее, учитывая нелинейность процесса мышления, мы допускаем, что некоторые из интеллектуальных умений могут применяться одновременно, например, умения анализиро-

СИСТЕМА ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕКИХ УМЕНИЙ

Информационноаналитические умения Содержательная характеристика информационно-аналитических умений

Умения осуществлять поиск информации Определять пути возможного получения информации: знать соответствующие источники информации (печатные и непечатные), определять выбор источников информации в соответствии с поставленной задачей

Строить стратегию поиска информации: соотносить информационные потребности и источники информации, разрабатывать последовательную методику, отвечающую собственным информационным потребностям.

Осуществлять поиск информации и сохранять ее: использовать соответствующие приемы и средства поиска и сохранения информации, в том числе с применением ИКТ

Умения анализировать Определять проблему

информацию Выбирать информацию, соответствующую проблеме или вопросу

Отделять существенную информацию от несущественной

Анализировать достоверность, логичность приводимых высказываний, аргументов, выводов и т. п.

Определять временные и причинно-следственные взаимосвязи между событиями, фактами, данными и т. п.

Обнаруживать наличие или отсутствие субъективной оценки.

Оценивать надежность источника информации по критериям, соответствующим типу источника

Обнаруживать недостающую информацию

Получать недостающую информацию различными способами: путем постановки уточняющих вопросов, сопоставления информации из различных источников и т. п.

Резюмировать

Умения критически оценивать информацию Оценивать информацию с точки зрения ее достоверности, надежности, применимости

Интерпретировать информацию через призму личного опыта, на основе уже сформированных ценностей, отношений, мировоззрения, приобретенных знаний

Выносить оценочные суждения

Умения творчески Осуществлять компрессию информации

перерабатывать Осуществлять перекодировку информации и представлять ее в новой форме.

информацию Фиксировать результаты переработки информации, в том числе с использованием технических средств

Умения осуществлять Осуществлять рефлексию над собственным процессом рассуждений

рефлексию Анализировать полученные результаты, либо с целью подтверждения обоснованности и надежности сделанных выводов, либо с целью обнаружения неточностей и несоответствий и последующей корректировки, либо для постановки новых целей

вать и критически оценивать информацию, умения анализировать и творчески перерабатывать информацию. Рефлексивные умения могут и должны использоваться на всех этапах взаимодействия с информацией для осуществления своевременного контроля над выполняемыми действиями. Таким образом, рефлексивные информационно-аналитические

умения выступают системообразующим элементом предложенной нами системы.

В заключение отметим, что представленная система информационно-аналитических умений, может служить основой для разработки технологии формирования информационноаналитической компетенции обучающихся вузов в рамках различных учебных дисциплин.

Примечания

lGlaser E.M. An Experiment in the Development of Critical Thinking. Режим доступа: URL: http://www.criticalth-inking.org/aboutCT/define_critical_thinking.cfm.

2Ennis R. An Outline of Goals for a Critical Thinking Curriculum and Its Assessment. Режим доступа: URL: http:// faculty.education.illinois.edu/rhennis/outlinegoalsctcurassess3.html.

3Лау X Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни / Jesus Lau, Guidelines on Information Literacy for Lifelong Learning. Режим доступа: URL: http://www.ifla.org/files/information-literacy/publications/ifla-guidelines-ru.pdf.

Klimova. Alevtina Borisovna

Institute of Philology and Cross-Cultural Communication, Northern (Arctic) Federal University named after M.V. Lomonosov (Arkhangelsk, Russia)

INFORMATION ANALYSIS SKILLS IN THE CONTEXT OF FORMING THE INFORMATION SOCIETY

Nowadays the scientific world is experiencing an increased interest in the problem of developing intellectual skills. The paper deals with the contemporary approaches to systematization of information analysis skills. It covers the author's system of information analysis skills, presented in the article, could form the basis for the development of information analytical expertise.

Keywords: information society, intellectual skills, critical thinking, information literacy, information analysis skills.

Контактная информация: e-mail: gogoleva75@mail.ru

Рецензент - Чичерина Н.В., доктор педагогических наук, профессор, проректор по учебной работе и академическому развитию Северного (Арктического) федерального университета имени М.В. Ломоносова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.