Научная статья на тему 'К вопросу формирования умений критического мышления средствами иностранного языка'

К вопросу формирования умений критического мышления средствами иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИЯ / КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ / УМЕНИЯ / ГИПЕРТЕКСТ / ТАКСОНОМИЯ Б. БЛУМА / УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / INFORMATION / CRITICAL THINKING / SKILLS / HYPERTEXT / BLOOM’S TAXONOMY / LEARNING AND COGNITIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Смирнова Ирина Викторовна

Представлен опыт создания для студентов технического университета, обучающихся по направлению «Биотехнология», учебного пособия, использование которого делает возможным формирование и освоение умений критического мышления на занятиях по иностранному языку. Сегодня формирование критического мышления является одной из главных задач педагогической науки, поскольку эта способность выступает одним из условий успешного функционирования индивида в современном информационном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Смирнова Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The formation of critical thinking in foreing language learning

The article describes a new coursebook designed for students studying Biotechnology. The new coursebook facilitates the formation and development of critical thinking skills in the process of foreign language learning. The formation of critical thinking is one of the main objectives of pedagogy since it ensures successful functioning of the individual in the modern information society.

Текст научной работы на тему «К вопросу формирования умений критического мышления средствами иностранного языка»



УДК 372.881.111(07)

И. В. Смирнова

К ВОПРОСУ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Представлен опыт создания для студентов технического университета, обучающихся по направлению «Биотехнология», учебного пособия, использование которого делает возможным формирование и освоение умений критического мышления на занятиях по иностранному языку. Сегодня формирование критического мышления является одной из главных задач педагогической науки, поскольку эта способность выступает одним из условий успешного функционирования индивида в современном информационном обществе.

The article describes a new coursebook designed for students studying Biotechnology. The new coursebook facilitates the formation and development of critical thinking skills in the process of foreign language learning. The formation of critical thinking is one of the main objectives of pedagogy since it ensures successful functioning of the individual in the modern information society.

Ключевые слова: информация, критическое мышление, умения, гипертекст, таксономия Б. Блума, учебно-познавательная деятельность.

Key words: information, critical thinking, skills, hypertext, Bloom's taxonomy, learning and cognitive activity.

Ни для кого не секрет, что современное общество на сегодняшний день можно назвать информационным. Впервые словосочетание «информационное общество» употребил американский экономист Ф. Машлуп в своей работе «Производство и распространение знаний в Соединенных Штатах» в 1962 г. В словарях данное понятие определяют так: «концепция постиндустриального общества; новая историческая фаза развития цивилизации, в которой главными продуктами производства являются информация и знания» [1, с. 165]. В нашем понимании, это общество, во всех отраслях которого начинают преобладать такие продукты производства, как информация знания, в том числе знания о том, как справляться с огромными информационными потоками, которые обрушиваются на нас в нашей повседневной и профессиональной деятельности, и управлять ими. Новый мировой порядок требует от всех представителей социума владения определенными навыками и умениями, которые позволят современному человеку не только адаптироваться в новом обществе, но и быть успешным во всех сферах свой жизни.

В своем исследовании мы сфокусировались на проблеме формирования умений критического мышления у студентов направления «Биотехнология» в процессе изучения английского языка. Для обучения в

99

© Смирнова И. В., 2016

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Сер.: Филология, педагогика, психология. 2016. № 4. С. 99 — 98.

100

вузе и осуществления дальнейшей профессиональной деятельности студенты-биотехнологи должны выполнять научно-исследовательскую, проектную, организационно-управленческую и производственно-технологическую функции. В связи с этим выпускнику направления «Биотехнология» необходимы умения работать с научно-технической информацией, использовать отечественный и зарубежный опыт в профессиональной деятельности, систематизировать и обобщать информацию по использованию ресурсов производства [4]. Сложность в решении поставленных задач может быть обусловлена значительным увеличением объема информационных потоков, в том числе на иностранных языках. В сложившихся условиях от студентов требуется «не только достаточный уровень коммуникативной компетенции специалиста, но и способности критического осмысления достоверности получаемой информации, ее релевантности решаемым задачам, наличие умений эффективно работать с этой информацией (получать, сохранять, интерпретировать и использовать), распознавать проблемы и находить быстрые, но взвешенные пути их решения» [3, с. 100].

Под критическим мышлением вслед за Д. Халперн мы понимаем использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата [5, с. 52]. Человек с подобным типом мышления использует логику и доказательства, расставляя приоритеты и классифицируя информацию, находит связи, делает выводы и решает проблемы, добиваясь необходимого результата.

Изучение иностранных языков предоставляет широкий спектр возможностей для формирования умений критического мышления, что связано с огромным потенциалом данного учебного предмета. Его по-лифункниональность, межпредметность и многоуровневость позволяют «рассматривать его не только как цель обучения и средство общения, но и через коммуникативную деятельность как средство познания и развития интеллектуальных умений, в том числе умений критического мышления» [3, с. 105].

В процессе формирования умений критического мышления на занятиях по иностранному языку у студентов направления «Биотехнология» педагог высшей школы сталкивается с рядом трудностей. Во-первых, на сегодняшний день в принципе отсутствуют базовые учебные пособия на английском языке, которые учитывают профессиональную специфику биотехнологического направления и содержат технологические приемы формирования умений критического мышления как компонента лингвоинформационной компетенции студентов-биотехнологов. Во-вторых, педагог сталкивается с проблемой поиска информативного материала, позволяющего эффективно развивать критическое мышление. В-третьих, педагогу необходимо использовать такие иноязычные информационные источники, с помощью которых студенты осознают связь изучения иностранного языка с их личными и профессиональными интересами.

Проанализировав множество российских и зарубежных учебников и учебных пособий, мы пришли к выводу, что ни один из них не способствует преодолению описанных противоречий. В изданиях россий-

ских авторов традиционно уделяется внимание формированию грамматических и лексических навыков, речевым умениям, но не учитывается потребность в развитии у студентов умений критического мышления. Зарубежные издания представляют собой хрестоматии для чтения и, несмотря на грамотно подобранные тексты, не могут быть использованы в качестве базовых учебных пособий.

Разрешить перечисленные противоречия мы попытались, создав учебное пособие «First Steps in Biotechnology». Перед нами стояла цель разработать такой методический продукт, который бы позволил педагогам, преподающим иностранный язык будущим биотехнологам, формировать и развивать у студентов умения критического мышления, уделяя при этом внимание совершенствованию коммуникативно- 101 когнитивных умений, таких как:

— самостоятельная и мотивированная организация своей познавательной деятельности;

— участие в проектной деятельности и учебно-исследовательской работе и презентация результатов;

— поиск нужной информации по заданной теме в разных иноязычных источниках;

— перевод информации из одной знаковой системы в другую;

— выделение главной информации;

— критическая оценка достоверности полученной информации;

— передача содержания информации адекватно поставленной цели;

— развернутое обоснование суждения, определение понятий, приведение доказательств;

— работа с текстами научного и публицистического стилей, понимание их специфики, адекватное восприятие языка средств массовой информации.

Включая в пособие тексты, мы в первую очередь руководствовались тем, что изменились принципы отбора текстов для чтения. Критерий высокой частотности необходимого для усвоения лексического и грамматического материала сменился необходимостью выбора текста исходя из нужд обучающихся. На первый план выходит информационная ценность текстов и их соотнесенность с профессиональными или личными потребностями обучающегося [2, с. 29]. Кроме того, изменилась роль обучающего, который зачастую исполняет роль координатора, в то время как обучающийся сам решает, какой текст и какой носитель будет использован. Фактор доступности текстов также был учтен нами при создании пособия. Все перечисленные выше факты объясняют наш выбор в пользу гипертекста. Под ним мы понимаем комплекс документов, которые содержат текстовую, аудио- и видеоинформацию и связаны между собой взаимными ссылками в единый текст.

Для удобства пособие поделено на 8 частей, которые рассчитаны на 4 аудиторных занятия. В разделе представлены текст для чтения, видео-и аудиоматериалы. Каждая часть снабжена серией заданий, позволяющих, с одной стороны, изучить лексику и достаточно глубоко поработать над ней, что, несомненно, будет способствовать расширению словарного запаса студентов, а с другой — подробно обсудить прочитанное. Задания к текстам составлены в соответствии с пересмотренной Л. Ацдерсоном в 2001 г. таксономией Б. Блума (рис. 1), в которой отра-

102

жено описание уровней развития мышления учащегося, конкретные действия, которые в состоянии выполнять учащийся, освоив тот или иной уровень, и задания и упражнения, предназначенные для каждого из уровней мышления.

Рис. 1. Таксономия Б. Блума

В процессе использования учебного пособия «First Steps in Biotechnology» нам удалось добиться повышения уровня сформированности умений критического мышления, создать у учащегося позиции субъекта собственной учебно-познавательной деятельности, развить умения ее организовывать, осуществлять, выполнять рефлексию и самостоятельно достигать поставленных целей. Более подробное описание применения учебного пособия можно найти в других публикациях автора.

Список литературы

1. Благодатин А., Лозовский Л., Райзберг Б. Финансовый словарь. М., 2009.

2. Коряковцева Н. Ф. Проверка владением чтением на иностранном языке в профессиональных целях // Сборник научных трудов МГЛУ. 1988. Вып. 322. C. 27-36.

3. Попова Е. А. Формирование критического мышления студентов в курсе дисциплины «Иностранный язык» как фактор профессиональной компетентности // Вестник МГЛУ. 2013. №8. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ formirovame-kriticheskogo-myshlemya-studentov-v-kurse-distsipliny-inostrannyy-yazyk-kak-faktor-professionalnoy-kompetentnosti (дата обращения: 14.01.2016).

4. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 240700 «Биотехнология» (квалификация (степень) «Бакалавр»). URL: http://fgosvo.ru/uploadfiles/ fgos/23/20111115160307.pdf (дата обращения: 19.01.201б).

5. Халперн Д. Психология критического мышления. СПб., 2000.

Об авторе

Ирина Викторовна Смирнова — ст. преп., Пермский национальный исследовательский политехнический университета.

E-mail: iraivanovskaya@rambler. ru

About author

Irina Smirnova, senior lecturer, Perm National Research Polytechnic University.

E-mail: iraivanovskaya@rambler. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.