Научная статья на тему 'КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ВИДА НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК: ОПЕРАТИВНЫЕ ПРОВЕРКИ'

КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ВИДА НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК: ОПЕРАТИВНЫЕ ПРОВЕРКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА / КАМЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА / ВЫЕЗДНАЯ НАЛОГОВАЯ ПРОВЕРКА / НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ / НАЛОГОВАЯ ДИСЦИПЛИНА / ОПЕРАТИВНЫЕ ПРОВЕРКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бойко Наталья Николаевна

В статье изучены актуальные проблемы налоговых проверок. Рассмотрено понятие налоговых проверок. Изучена классификация налоговых проверок, а также проблемы реализации каждой из них. На момент написания статьи был сделан вывод, что проблема организации достаточно эффективного налогового контроля актуальна сегодня во всех странах. Это особо усугубляется нестабильной экономической ситуацией, несовершенным законодательством в сфере налогового контроля, проблем в организации налоговых проверок и множеством других причин. Также автором проведён критический анализ введения нового вида налоговых проверок, более детально рассмотрены оперативные проверки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITICAL ANALYSIS OF THE INTRODUCTION OF A NEW TYPE OF TAX AUDITS: OPERATIONAL AUDITS

The article examines the current problems of tax audits. The concept of tax audits is considered. The classification of tax audits is studied, as well as the problems of implementing each of them. At the time of writing, it was concluded that the problem of organizing sufficiently effective tax control is relevant today in all countries. This is particularly aggravated by the unstable economic situation, imperfect legislation in the field of tax control, problems in the organization of tax audits, and many other reasons. The author also conducted a critical analysis of the introduction of a new type of tax audits, and reviewed operational audits in more detail.

Текст научной работы на тему «КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ВИДА НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК: ОПЕРАТИВНЫЕ ПРОВЕРКИ»

Финансовое право; налоговое право; бюджетное право

DOI 10.47643/1815-1337_2022_1 _297 УДК 336.22

КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ВВЕДЕНИЯ НОВОГО ВИДА НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК:

ОПЕРАТИВНЫЕ ПРОВЕРКИ CRITICAL ANALYSIS OF THE INTRODUCTION OF A NEW TYPE OF TAX AUDITS:

OPERATIONAL CHECKS

БОЙКО Наталья Николаевна

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и муниципального права Стерлитамакского филиала ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет». 453103, Республика Башкортостан, г. Стерлитамак, пр. Ленина, 49. E-mail: amulet-str@yandex.ru;

Boyko Natalia Nikolaevna,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Constitutional and Municipal Law

Sterlitamak branch of the Bashkir State University.

453103, Republic of Bashkortostan, Sterlitamak, Lenin Ave., 49.

E-mail: amulet-str@yandex.ru

Краткая аннотация: в статье изучены актуальные проблемы налоговых проверок. Рассмотрено понятие налоговых проверок. Изучена классификация налоговых проверок, а также проблемы реализации каждой из них. На момент написания статьи был сделан вывод, что проблема организации достаточно эффективного налогового контроля актуальна сегодня во всех странах. Это особо усугубляется нестабильной экономической ситуацией, несовершенным законодательством в сфере налогового контроля, проблем в организации налоговых проверок и множеством других причин. Также автором проведён критический анализ введения нового вида налоговых проверок, более детально рассмотрены оперативные проверки.

Abstract: the article examines the current problems of tax audits. The concept of tax audits is considered. The classification of tax audits is studied, as well as the problems of implementing each of them. At the time of writing, it was concluded that the problem of organizing sufficiently effective tax control is relevant today in all countries. This is particularly aggravated by the unstable economic situation, imperfect legislation in the field of tax control, problems in the organization of tax audits, and many other reasons. The author also conducted a critical analysis of the introduction of a new type of tax audits, and reviewed operational audits in more detail.

Ключевые слова: налоговая проверка, камеральная налоговая проверка, выездная налоговая проверка, налоговый контроль, налоговая дисциплина, оперативные проверки.

Keywords: tax audit, in-house tax audit, on-site tax audit, tax control, tax discipline, operational audits.

Дата направления статьи в редакцию: 24.10.2021

Дата публикации: 31.01.2022

Актуальность данной тематики заключается конкретно в том, что в настоящее время эффективное функционирование государства, а также его развитие невозможно осуществить без четко упорядоченной системы государственного финансового контроля. Именно в нем налоговому контролю отводится существенная роль.

В связи с экономическим ростом интерес к управлению рисками существенно возрос. Традиционно налоговые риски не занимали высокого места в повестке дня в области управления рисками. Но в современной экономике это одно из важнейших областей исследования.

Растущее внимание к налоговым обязательствам со стороны юридических лиц и инвесторов обусловлено, прежде всего, существенным влиянием налоговой нагрузки на финансовое положение компаний. Заинтересованные стороны, такие как инвесторы, налоговая администрация и другие контролирующие органы, требуют нового подхода к решению налоговых вопросов. Речь идет не только о соблюдении налогового законодательства и нормативных актов, но и «прозрачность», понимание налоговых рисков и их своевременный контроль.

Понятие налоговой проверки закреплено в статье 87 Налогового кодекса Российской Федерации, и под ней интерпретируют: «форма налогового контроля, проводимая налоговыми органами на предмет полноты и правильности уплаты налогов и сборов» [2]. Контроль достоверности отчетности и соблюдения требований законодательства осуществляется в два этапа: первым является камеральная проверка, то есть этап получения финансовой отчетности от организаций и вторым этапом, под которым рассматривается выездная налоговая проверка, или же путь проверки документации прямо на самом предприятии.

Статья 89 Налогового кодекса Российской Федерации определяет порядок проведения выездных налоговых проверок. В соответствии с этой статьей выездная налоговая проверка проводится на основании решения руководителя или, в установленных законом случаях, его заместителем. Налоговая проверка на месте может проводиться по одному или нескольким налогам. Налоговые органы не имеют права проводить две или более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период. Выездная налоговая проверка может длиться не более двух месяцев. Этот срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях - до шести месяцев. Исчисление срока проведения выездной налоговой проверки происходит со дня назначения проверки и до дня составления акта о проведении данной проверки. Время фактического нахождения инспекторов, на территории проверяемого, также включается в срок проведения налоговой проверки. Справка, в которой обозначаются предмет, сроки и результат проведения соответствующей налоговой проверки составляется уже по окончании проверки.

В свою очередь, статья 88 Налогового кодекса Российской Федерации регулирует порядок выполнения камеральной налоговой проверки [1]. В данной статье говорится об отличительной черте камеральной проверки от выездной. Камеральная проверка проводится по месту

нахождения налогового органа на основании налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также иных документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся в налоговом органе. Камеральная налоговая проверка проводится в соответствии с их полномочиями, представителями налогового органа без соответствующего специального решения руководителя данного налогового органа. С момента подачи налогоплательщиком налоговой декларации или расчета начинается камеральная проверка, ее продолжительность составляет 3 месяца. Исключением в сроках является срок в 6 месяцев с момента подачи заявления. Это исключение применяется иностранным организациям, зарегистрированным в соответствующем налоговом органе.

Увидеть причину неэффективности налоговых проверок можно в нечетком урегулировании их проведения. Камеральная проверка распространяется на всех налогоплательщиков, которые подали налоговые декларации в соответствующий орган. Тем не менее, налоговое законодательство устанавливает только общие правила использования мер налогового контроля. Однако на практике далеко не все ситуации, происходящие с налогоплательщиками налоговым законодательством, регулируются. По этой причине следует регулярно изменять законодательство.

В действующем законодательстве отсутствуют базовые понятия, такие как «предварительный анализ» или же «предварительная проверка» это является одной из значимых проблем данной научной статьи [1]. В данном случае законность, и допустимость осуществления налоговыми органами мер налогового контроля в период подготовки к выездной налоговой проверке становится под вопрос. То есть деятельность налоговых органов при подготовке к выездным налоговым проверкам законодательно не закреплена.

В диссертации Алимбековой А. С. применение налогового законодательства считается наиболее значимой и особой формой правоприменения, поскольку от него зависит окончательное налоговоправовое воздействие. Конфликты, трудности и неясности возникают в процессе применения норм налогового права, поэтому интерпретацией норм налогового права занимаются не только правоприменитель, но и други е возможные субъекты [3, стр. 25].

Таким образом, можно сказать о том, что источником повышения качества контрольной работы считается именно эффективное использование возможностей информационных ресурсов налоговых органов. К одной из основных проблем данного вопроса можно отнести работы, связанные с расчетом «предполагаемой суммы доначислений».

На основании документов, предоставленных налогоплательщиком довольно сложно определить данную сумму. Финансовая и налоговая отчетность не отражают полный объем информации о налогоплательщике, о его деятельности и финансовом положении. Непостоянность отчетности и их немногочисленности не позволяет налоговым органам полностью оценить экономическое и финансовое положение налогоплательщика, а также обнаружить налоговые нарушения [3, с. 38].

В соответствии с выступлениями президента Владимира Путина (от 25 марта, 8 апреля, 15 апреля 2020 года) были объявлены меры, направленные на помощь бизнесу в период кризиса, вызванного коронавирусом. Некоторые из них уже приняты Правительством (которому предоставлены особые полномочия по принятию постановлений по налоговым вопросам на период с 01.01.2020 по 31.12.2020) и закреплены в законодательстве. Проведем анализ основных изменений в законодательстве с 01.01.2021г. [4].

Поддержка отраслей риска: список областей, наиболее пострадавших от кризиса, утверждается Правительством и включает авиацию, туризм, спорт, культуру и другие отрасли. Все компании, работающие в сферах, наиболее пострадавших от кризиса, имеют право применить отсрочку налогообложения (от 3 месяцев до 1 года) / рассрочку (от 3 до 5 лет) в отношении налогов, авансовых платежей и страховых взносов, срок погашения которых наступил в 2020 году (без НДС, НДПИ, налога на дополнительный доход от добычи углеводородов и акциза). Он также распространяется на компании стратегического, системного значения, градообразующие, не работающие в затронутых сферах (за исключением страховых взносов и подлежащих целевым решениям Правительства) [6].

Компании имеют право на отсрочку или рассрочку налога при выполнении хотя бы одного из перечисленных условий (например, снижение прибыли на 10%, убытки).

Индивидуальные предприниматели, предприятия малого и среднего бизнеса, работающие в сферах, наиболее пострадавших от кризиса, имеют право на получение единовременной рассрочки платежа (на период до года и не позднее 1 августа 2021 года) в отношении долга сбор налогов, сборов и отчислений на социальное страхование в размере 15 млн. руб.

С 1 января 2021 года ставка налога на прибыль для ИТ-компаний будет снижена до 3%, а ставки отчислений на социальное страхование - до 7,6%. ИТ-компании, отвечающие следующим условиям, смогут применять эти сниженные ставки [5]:

1. ИТ-компании, аккредитованные Минкомсвязи России в соответствии с Положением, утвержденным Правительством РФ. Данная аккредитация является обязательной для всех разработчиков программного обеспечения, претендующих на большинство мер государственной поддержки;

2. ИТ-компании с численностью персонала не менее 7 человек в отчетном налоговом периоде;

3. По крайней мере, 90% доходов компании должно быть получено от продажи ИТ-продуктов и услуг. Закон определяет ИТ-продукты и услуги следующим образом: «передача прав на разработанные (адаптированные, модифицированные) компьютерные программы и базы данных, их обновления, а также оказание услуг.

Значительное снижение ставок социальных взносов должно также позволить соответствующим ИТ-компаниям повысить заработную плату, что улучшит их местную рабочую силу.

Параллельно с этим, поскольку освобождение от НДС применяется в первую очередь к местным ИТ-компаниям, это предоставит рос-

Финансовое право; налоговое право; бюджетное право

сийскому ИТ-сектору дополнительное конкурентное преимущество перед игроками международного рынка, распространяющими иностранное программное обеспечение в России.

Но также можно выделить следующие недостатки: Закон содержит довольно конкретное определение приемлемой ИТ-деятельности, которое исключает определенные ИТ-компании, включая местных ИТ-гигантов, которые получают большую часть своих доходов от рекламы, онлайн-торговли и деятельности на рынках. Кроме того, введение привлекательного налогового режима, как правило, должно происходить параллельно с созданием безопасной и стабильной правовой среды в этом секторе, чего, ранее, не было. Приход в Россию большего числа иностранных компаний, локализующих разработку программного обеспечения, потребует дополнительных юридических корректировок [1].

Сужение объема освобождения от НДС не обязательно окажет дополнительное ценовое давление на операции с российскими B2B-клиентами, которые должны иметь возможность нейтрализовать эффект НДС (полностью или частично) за счет компенсации соответствующего входящего НДС против местных потоков НДС.

Однако клиентам, не имеющим права на зачет НДС, трудно избежать дополнительных затрат, связанных с приобретением иностранного программного обеспечения, включая [3]:

- клиенты в секторе B2C;

- клиенты из секторов российской экономики, освобожденных от НДС (например, банки и финансовые организации);

- местные ИТ-компании, специализирующиеся на экспорте программного обеспечения.

Кроме того, введение НДС на ранее освобожденные потоки повлечет за собой новые обязательства для иностранных поставщиков электронных услуг в России. В частности, такие поставщики электронных услуг, которые ранее подавали упрощенную отчетность в российские налоговые органы для деятельности, освобожденной от НДС, теперь должны будут управлять полноценной местной системой отчетности и уплаты НДС или соглашаться делегировать свои обязательства своим российским клиентам. Кроме того, возросшее бремя НДС для ранее освобожденных потоков автоматически увеличит штрафы за несоблюдение конкретных правил НДС для поставщиков электронных услуг.

Одним из рекомендуемых источников пополнения бюджета для реализации антикризисных мер является введение более строгого налогообложения денежных средств, вывозимых из страны резидентами России.

Различные схемы оптимизации налогообложения приводят к тому, что более двух третей всех выплат доходов из России за границу (в офшорные юрисдикции) облагаются налогом по фактической налоговой ставке всего 2%. Чтобы сделать налогообложение более «справедливым», президент предложил установить ставку налога на дивиденды, выплачиваемые за рубежом, в размере 15% [1].

Более того, одновременно действуют несколько механизмов, направленных на противодействие использованию более низких ставок в различных «схемах оптимизации»:

- Концепция бенефициарного собственника, которая при применении позволяет налоговым органам выиграть более 90% судебных разбирательств по этому вопросу и начислить дополнительный налог у источника по ставке 15%;

- Понятие «необоснованная налоговая выгода». Применение этой концепции позволяет налоговым органам переквалифицировать различные виды выплат иностранцам в дивиденды или просто пожертвования, при этом доход облагается налогом у источника в Росси и.

Поправка к DTT с некоторыми странами направлена на повышение до 15% ставки налога на дивиденды и проценты, выплачиваемые из России (за некоторыми исключениями). В марте 2020 года президент Российской Федерации Владимир Путин объявил о мерах по устранению экономических последствий пандемии коронавируса (О^Ю-19), и эти меры включали переговоры с иностранными юрисдикциями о внесении поправок в действующие в России соглашения о подоходном налоге с целью установления минимального размера удержания ставка налога на дивиденды и проценты, выплачиваемые из России, составляет 15% (из стандартных налоговых ставок, предусмотренных договором, в размере 15% для дивидендов и 20% для процентов).

Повышение ставки НДФЛ (с 2021г.) с 13% до 15%. Нововведение в налоговом законодательстве коснется только тех, чьи доходы превышают 5 млн. рублей в год. Его основная цель-создание дополнительного источника финансирования для лечения детей с тяжелыми жизне угрожающими и хроническими заболеваниями, в том числе редкими. Повышение налоговой ставки приведет к дополнительным налоговым поступлениям в размере 60 млрд. рублей в 2021 году, 64 млрд. рублей в 2022 году и 68,5 млрд. рублей в 2023 году. Эти средства уже зарезервированы для формирования проекта федерального бюджета на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов в рамках государственной программы «Развитие здравоохранения» [3].

Новый закон устанавливает, что ставка НДФЛ остается на уровне 13% для доходов физических лиц (налоговых резидентов РФ), полученных от продажи имущества и их долей в нем, доходов в виде стоимости имущества, полученного путем дарения, а также налогооблагаемые доходы физических лиц получают в виде страховых выплат по договорам страхования и в виде пенсионных выплат.

Что касается контроля над уплатой повышенных ставок НДФЛ, то законопроектом предусмотрено, что налоговые агенты будут освобождены от ответственности за налоговые правонарушения в первом квартале 2021 года. Также они освобождены от уплаты соответствующих сумм штрафов в случае добровольного перечисления указанных суммы налогов в бюджетную систему РФ до 1 июля 2021 года [4].

По примеру других стран, для пополнения бюджета будут взимать стандартную ставку налога на доходы физических лиц 13% с процентов, полученных физическими лицами по банковским депозитам или инвестициям в долговые ценные бумаги. Президент заверил, что это изменение коснется не более одного процента вкладчиков, и только процентный доход от капитала, вложенного в эти активы, будет облагаться налогом, если сам инвестированный капитал превышает 1 млн. рублей. В настоящее время Налоговым кодексом РФ предусмотрено, что налого-

вая база по НДФЛ по процентному доходу возникает только в том случае, если процентная ставка по депозиту превышает ключевую ставку ЦБ РФ на пять процентных пунктов (9% для валютных вкладов), вне зависимости от того, сколько капитала вложено.

Кроме того, Правительство Российской Федерации полагает, что камеральные и выездные налоговые проверки не позволяют осуществлять эффективный контроль, так как их проводят только по истечении налогового периода на основе уже сформированной налоговой декларации, а периодичность и глубина таких проверок ограничена. Кроме того, они дают дополнительную нагрузку на бизнес: при отсутствии автоматизации порождают обязанности у налогоплательщиков, которые растянуты во времени.

В итоге, Министерство финансов предлагает [1]:

- «погружение» законодательства о ККТ в состав законодательства о налогах и сборах;

- введение новой категории - "фиксация расчетов" взамен «применение контрольно-кассовой техники»;

- закрепление «оперативного контроля» в системе налогового контроля (оперативные проверки).

Само же понятие оперативного контроля, его формы и особенности проведения проверок будут изложены в главе 1410 «Общие положения об оперативном контроле. Оперативная проверка. Мероприятия налогового контроля, связанные с исполнением обязанности по фиксации расчетов».

Оперативный контроль — деятельность налоговых органов за соблюдением организациями и ИП обязанности по фиксации расчетов и учету полноты выручки [4].

Фактически в новый раздел НК РФ «Оперативный контроль» может войти большинство положений действующего Закона о применении ККТ от 22.05.2003 № 54-ФЗ + санкции за нефиксацию расчетов.

Соответственно, предположено ввести новый вид налоговых проверок - оперативные проверки. В их ходе налоговики проверяют фиксацию расчетов и полноту учета выручки. Они смогут проводить контрольные закупки без предварительного уведомления проверяемого лица и наблюдать за реальными действиями по фиксации расчетов

Термин «фиксация расчетов» тоже новый, он пришел на смену понятию ««применение контрольно-кассовой техники». Под фиксацией расчетов понимаются действия организации и ИП по формированию чека через ККТ или информационный ресурс на сайте ФНС (о котором пока ничего не известно).

Таким образом, Минфин, столкнувшись с дефицитом бюджета, ищет источники для увеличения доходов бюджета. Принятые меры -это дополнительные ресурсы бюджета, которые в первую очередь пойдут на финансирование антикризисных планов и борьбы с (экономическими последствиями) коронавируса и требуют значительных средств. Минфин продолжит придерживаться жесткой бюджетной политики с приоритетом качества расходов над их объемом.

Библиогра фия:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 09.11.2020) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824; СЗ РФ. 1998. № 31.

Ст. 3825.

2. Федеральная налоговая служба Официальный сайт Режим доступа: https://www.nalog.ru (дата обращения: 23.01.2021)

3. Караханян, С.Г. Налоговые проверки: проблемы, анализ, решение / С. Г. Караханян. - «Бератор-Паблишинг», 2018. - 37 с

4. Обзор: «Основные изменения налогового законодательства в 2021 году» (КонсультантПлюс, 2020) Консультант плюс Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_369299/ (дата обращения: 23.01.2021)

5. Поможет ли антикризисная программа Путина выжить российской экономике Режим доступа: https://www.rbc.ru/economics/25/03/2020/5e7b74039a794702166bdda0 5. Новые налоги ради новой экономики Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/4551041 (дата обращения: 23.01.2021)

6. Фискальная перезагрузка: как налоговые инициативы властей могут поддержать экономику и россиян в период пандемии Режим доступа: https://russian.rt.com/business/article/784986-rossiya-ekonomika-nalogi (дата обращения: 23.01.2021)

7. Фархутдинов, Р. Д. Налоговое право: учебное пособие для среднего профессионального образования / Р. Д. Фархутдинов. - М.: Издательство Юрайт,

2020. С.324

References (transliterated):

1. Nalogovyj kodeks Rossijskoj Federacii (chast' pervaya) ot 31.07.1998 № 146-FZ (red. ot 09.11.2020) // SZ RF. 1998. № 31. St. 3824; SZ RF. 1998. № 31. St. 3825.

2. Federal'naya nalogovaya sluzhba Oficial'nyj sajt Rezhim dostupa: https://www.nalog.ru (data obrashcheniya: 23.01.2021)

3. Karahanyan, S.G. Nalogovye proverki: problemy, analiz, reshenie / S.G. Karahanyan. - «Berator-Pablishing», 2018. - 37 s

4. Obzor: «Osnovnye izmeneniya nalogovogo zakonodatel'stva v 2021 godu» (Konsul'tantPlyus, 2020) Konsul'tant plyus Rezhim dos tupa: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_369299/ (data obrashcheniya: 23.01.2021)

5. Pomozhet li antikrizisnaya programma Putina vyzhit' rossijskoj ekonomike Rezhim dostupa: https://www.rbc.ru/economics/25/03/2020/5e7b74039a794702166bdda0 5. Novye nalogi radi novoj ekonomiki Rezhim dostupa: https://www.kommersant.ru/doc/4551041 (data obrashcheniya: 23.01.2021)

6. Fiskal'naya perezagruzka: kak nalogovye iniciativy vlastej mogut podderzhat ekonomiku i rossiyan v period pandemii Rezhim dostupa: https://russian.rt.com/business/article/784986-rossiya-ekonomika-nalogi (data obrashcheniya: 23.01.2021)

7. Farhutdinov, R. D. Nalogovoe pravo: uchebnoe posobie dlya srednego professional'nogo obrazovaniya / R. D. Farhutdinov. - M.: Izdatel'stvo YUrajt, 2020. S. 324

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.