Научная статья на тему 'Критерий принятия своевременных, необходимых и достаточных мер для прекращения нарушения как условие освобождения от ответственности информационного посредника'

Критерий принятия своевременных, необходимых и достаточных мер для прекращения нарушения как условие освобождения от ответственности информационного посредника Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1012
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННЫЙ ПОСРЕДНИК / ПРОВАЙДЕР / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ПИРАТСТВО В СЕТИ ИНТЕРНЕТ / INTERNET SERVICE PROVIDER / PROVIDER / INTELLECTUAL PROPERTY / INTERNET PIRACY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кулезин Марк Алексеевич

Статья посвящена анализу одного из критериев ответственности информационного посредника, установленного в ст. 1253.1 Гражданского кодекса РФ, критерия принятия посредником своевременных, необходимых и достаточных мер для прекращения нарушения. На примере зарубежной и отечественной практики рассматриваются условия выполнения критерия в отношении своевременности, необходимости и достаточности, исследуются существующие подходы, обозначаются возможные способы совершенствования правоприменения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Forehended, Necessary and Sufficient Measures as a Criterion for Liability Relief of an Internet Service Provider

Present article has been dedicated for one of internet service providers’ responsibility requirement, as provided in the Article 1253.1 of the Civil Code of Russian Federation time bound, necessary and reasonable measures to prevent infringement. The author explores circumstance under which analyzed criterion would be fulfilled in part of time bound, necessary and reasonable actions through examples of foreign and national cases, explores existing approaches, provides possible ways to perfect law enforcement.

Текст научной работы на тему «Критерий принятия своевременных, необходимых и достаточных мер для прекращения нарушения как условие освобождения от ответственности информационного посредника»

УДК 347.788

КРИТЕРИЙ ПРИНЯТИЯ СВОЕВРЕМЕННЫХ, НЕОБХОДИМЫХ И ДОСТАТОЧНЫХ МЕР ДЛЯ ПРЕКРАЩЕНИЯ НАРуШЕНИЯ

как условие освобождения от ответственности

ИНФОРМАЦИОННОГО ПОСРЕДНИКА

© Кулезин М. А., 2017

Балтийский федеральный университет им. И. Канта, г. Калининград

Статья посвящена анализу одного из критериев ответственности информационного посредника, установленного в ст. 1253.1 Гражданского кодекса РФ, — критерия принятия посредником своевременных, необходимых и достаточных мер для прекращения нарушения. На примере зарубежной и отечественной практики рассматриваются условия выполнения критерия в отношении своевременности, необходимости и достаточности, исследуются существующие подходы, обозначаются возможные способы совершенствования правоприменения.

Ключевые слова: информационный посредник; провайдер; интеллектуальная собственность; пиратство в сети Интернет.

На сегодняшний день информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет» (далее — сеть Интернет) становится ведущим способом межличностных отношений и, как следствие, коммерческой деятельности. К примеру, в странах «Большой восьмерки» 25 % роста ВВП произошло именно по причине цифровой экономики [1]. Как и в реальном мире, в сети Интернет действует широкий спектр различных субъектов, к числу которых относится и сравнительно недавно возникшая категория информационный посредник.

Первые споры относительно привлечения к ответственности информационного посредника в сфере нарушений исключительных прав стали возникать в США в 90-х гг. XX в.: дела Playboy Enterprises Inc v. Frena, Religious Technology Center v. Netcom On-line Communication Services и Sega Enterprises Ltd v. Maphia [2]. К концу XX в. аналогичные споры стали возникать на территории Европейского союза (далее — ЕС, страны ЕС): дела Estelle Halliday v. Valentin Lacambre (2000), Association des Journalistes Professionnels de Belgique v. Central Station (1996) [3].

Как следствие, изначально нормативно-правовое регулирование ответственности информационного посредника в сфере нарушений исключительных прав возникло в США с вступлением в силу Закона об авторском праве в цифровую эпоху в 1988 г. [4]. В странах Европы ответствен-

ность аналогичного субъекта была закреплена в 2000 г. с принятием директивы № 2000/31/ЕС «Об электронной коммерции» [5]. На международном уровне упомянутая форма ответственности затрагивается в договоре ВОИС по авторскому праву 1996 г. [6]. Таким образом, правоприменительная и законодательная практика США и стран ЕС составляет тридцать и двадцать лет соответственно.

В России, в свою очередь, особенности ответственности информационного посредника во всех случаях, кроме нарушения исключительных прав в сети Интернет, определены в Федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и защите информации» (далее — ФЗ «Об информации») [7]. Особенности ответственности информационного посредника в случае нарушения исключительных прав в сети Интернет впервые были определены в 2013 г. в ст. 1253.1 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ) [8]. Законодателем выделены три категории названного субъекта: лица, осуществляющие передачу информации в сети Интернет; лица, обеспечивающие возможность размещения материала в сети Интернет; лица, представляющие возможность доступа к материалу или информации, необходимой для его получения с использованием сети Интернет [9].

При этом цель нормативно-правового регулирования у законодателей всех стран единая: установить баланс интересов пользователей, информационных посредников и

правообладателей [10]. Однако, к сожалению, статистика демонстрирует недостижение названной цели, рост пиратства и объема направленных уведомлений. Так, к примеру, только Американская ассоциация кинокомпаний с марта 2013 по февраль 2014 г. направила более 22 млн уведомлений, а к 2015 г. количество направленных ей же уведомлений выросло почти в три раза — до 58 млн [11]. Судебная практика США и стран ЕС также характеризуется многообразием и неоднородностью, что не позволяет объединить усилия в борьбе с интернет-пиратством. Со схожими проблемами сталкивается и Российская Федерация: как отмечалось ведущими специалистами в названной сфере, «даже в совершенно очевидных случаях суды могут встать на сторону информационного посредника» [12].

Таким образом, сложившаяся ситуация указывает на недостаточность принимаемых мер, необходимость совершенствования нормативно-правовой базы и правоприменительной практики. Одним из наиболее эффективных способов совершенствования в обозначенном вопросе, по нашему мнению, является анализ и сравнение более обширной и многообразной практики США и стран ЕС, установление самых эффективных способов решения названных проблем, вариантов развития действующего законодательства РФ, стремясь при этом избегнуть ошибок законодателей и практиков названных западных стран. Указанное и обуславливает актуальность и необходимость настоящего сравнительного исследования.

Одним из важнейших, наиболее сложных условий ответственности информационного посредника является то, какие меры он принял и должен был принять после обращения правообладателя. Названное условие практически идентично в США, странах ЕС и в Российской Федерации [13]. На первый взгляд, единственное отличие от норм РФ состоит в том, что информационный посредник по законодательству США или ЕС обязан именно «удалить» или «прекратить доступ к неправомерному материалу», в то время как в РФ перечень мер, которые должен принять информационный посредник, не ограничен и лишь «может быть установлен законом»; единственными требованиями являются «своевременность», «необходимость» и «достаточность» принятых мер. Вместе с тем, как будет доказано ниже, названные

положения законодательства США и стран ЕС толкуются судами расширительно.

Наиболее очевидный вопрос, подлежащий анализу, — это вопрос определения эффективности формулировки отечественного законодателя, необходимости ее изменения, в том числе за счет ограничительного установления перечня мер, которые должен принять информационный посредник.

С одной стороны, к примеру, авторы концепции развития гражданского законодательства в 2009 г. указывали, что меры, которые должен принимать информационный посредник, «должны быть четко установлены законом» [14]. С другой стороны, к примеру Американская ассоциация кинокомпаний, напротив, указывает, что перечень мер, которые должен принимать информационный посредник, не может носить исчерпывающий характер с учетом разницы в финансовых и организационных возможностях информационных посредников, невозможности их видовой классификации по названному параметру [15].

Так, статья 1253.1 ГК РФ в п. 3, подп. 3 устанавливает в качестве условий освобождения от ответственности информационного посредника «своевременное» принятие информационным посредником «необходимых» и «достаточных» мер для прекращения нарушения. Однако правоприменительная практика в отношении всех трех названных условий неоднородна и противоречива.

Например, своевременными действиями информационного посредника суды считают удаление спорного контента как в течение двух дней с даты получения надлежащего обращения правообладателя [16], так и в течение восемнадцати дней [17], девяноста или более дней [18]. При этом своевременными такие действия признаются и в случае удаления или блокировки контента уже после принятия судом к производству соответствующего искового заявления правообладателя к информационному посреднику [19].

Необходимыми и достаточными мерами в одном случае признается проведение проверки и последующее удаление спорного материала [20], во втором — не только удаление, но и принятие превентивных мер для предотвращения нарушения [21], а в третьем — неограниченный перечень мер, к числу которых можно отнести «удаление информации... или ограничение доступа к ней» [22]. Существуют также случаи, когда

и вовсе «на сайте открыто предлагаются к продаже копии часов известной марки, правообладатель несколько лет извещает провайдера хостинга об этом факте с приложением всех документов, провайдер эти обращения игнорирует, но суды становятся на сторону провайдера хостинга» [23].

В связи с вышеуказанным правообладатели, а зачастую и информационные посредники, не имеют единого и ясного представления о перечне мер, сроках их принятия. В части срока принятия мер представляется эффективным, по аналогии с нормами США и ЕС, обязать принимать меры «незамедлительно и, в любом случае, не позднее семи календарных дней с даты получения уведомления». Семидневный срок предложен по аналогии с успешно имплемен-тированной законодателем в п. 2 ст. 314 ГК РФ категорией «разумный срок». В части критерия «необходимых» мер предлагается установить, что «необходимыми мерами является блокировка или удаление спорного материала и иные меры».

Однако критерий «достаточности» мер, особенно с учетом вышеупомянутого Постановления Суда по интеллектуальным правам от 16 ноября 2016 г. по делу № А49-121/2016, вызывает более существенные трудности. В названном акте суд указал, что владелец — администратор интернет-сайта, предоставляющего возможность размещения фотографий, имея техническую возможность введения режима модерации, но не вводя его, подлежит привлечению к ответственности как информационный посредник [24]. При этом суд не оценивал историю работы конкретного информационного посредника, его правоотношений с иными правообладателями, фактически возложив на информационного посредника ответственность за единичное нарушение, касающееся одного правообладателя, пусть и связанное с рядом объектов гражданских прав.

Необходимо подчеркнуть, что вышеупомянутое решение для судов РФ — не единственное. Так, Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ с 2008 г. указывал на необходимость учета «технологических условий (программ), способствующих нарушению исключительных прав, а также наличие специальных эффективных программ, позволяющих предупредить, отследить или удалить размещенные контрафактные произведения» при привлечении их к ответственности [25]. Однако назван-

ные акты касались ответственности хостинг-провайдеров — информационных посредников, осуществляющих передачу материала, а не предоставляющих возможность его размещения. В связи с вышеизложенным необходимо оценить, следует ли возлагать на посредников обязанность по введению мер для предотвращения дальнейших нарушений и в каком объеме.

Названный вопрос ранее не раз становился предметом рассмотрения в судах США и ЕС, и способы его разрешения предлагались диаметрально противоположные.

Вначале суды в США ясно устанавливали, что информационный посредник должен исполнять лишь обязанности, возложенные на него «буквой закона». Так, к примеру, в делах UMG Recordings, Inc. v. Shelter, Tiffany Inc. v. eBay Inc и др. суды указывали, что информационный посредник не несет обязанности постоянной проверки и поиска незаконных материалов в отсутствие информации о конкретной активности конкретного нарушителя [26].

Суды стран ЕС, несмотря на идентичность формулировок в законодательстве ЕС и США, изначально занимали кардинально другую позицию, зачастую возлагая на информационного посредника обязанность не только по удалению или блокировке конкретного контента, но и установлению мер по недопущению появления неправомерного контента вновь. При этом Суд Европейского союза (далее — Суд ЕС) указал, что, несмотря на запрет установления «общих» обязательств по анализу контента, государства-участники все равно вправе возлагать на информационного посредника специальные запреты, направленные на прекращение и предотвращение будущего конкретного нарушения [27]. Названный подход поддержан и странами ЕС на национальном уровне: к примеру, в делах Youtube v. SPPF, Lancöme v. eBay [28].

Примечательно, что под влиянием указанной практики ЕС и других факторов изменилась и правоприменительная практика США. Так, с 2015 г. суды в США начинают также отмечать необходимость введения политики предотвращения повторных нарушений путем блокировки аккаунта конкретного пользователя, установки специальной системы фильтрации, к примеру фотографий, и принятия других мер.

Таким образом, зарубежная правоприменительная практика разъясняет, что пере-

чень мер, которые должен принимать информационный посредник, не ограничивается удалением контента или блокировкой пользователя, но также должен включать введение превентивных мер, средств фильтрации, направленных на предотвращение повторного нарушения в отношении конкретного контента. Однако особо отмечается, что принятые меры не могут и не должны носить общий характер. Напротив, они должны предотвращать повторное нарушение в отношении материалов, в связи с которыми правообладатель уже обращался ранее, предвосхищать «рецидив» правонарушения. При этом при установлении достаточности названных мер важно анализировать историю взаимодействия информационного посредника с правообладателями.

Подобный подход представляется прогрессивным и позволяющим существенно повысить эффективность правоприменения. При этом возможные возражения о существенной стоимости введения превентивных мер несостоятельны [29]. Так, к примеру, информационный посредник Wikimedia указывает, что не обладает достаточным количеством работников для осуществления каждодневного анализа размещаемой информации, однако только за 2015 г. посредник получил около сорока уведомлений от правообладателей, и работников оказалось более чем достаточно [30]. Наконец, стоимость введения обозначенных превентивных мер составляет малую долю от прибыли, получаемой информационным посредником, к примеру интернет-магазином товаров.

В связи с вышеуказанным рекомендуется установить, что для выполнения критерия принятия «достаточных» мер информационный посредник обязан имплементировать превентивные меры — систему фильтров или аналогичное программное обеспечение. В качестве примеров реализации можно использовать практику стран ЕС и США, упомянутую выше. Однако во избежание ущемления прав информационных посредников необходимо также определить, что названные меры должны предотвращать только повторное нарушение и именно в отношении одного и того же материала, а сам информационный посредник не может быть привлечен к ответственности исключительно за неимплементацию превентивных мер как таковых, если они привели к нарушению прав на конкретный материал впервые.

Таким образом, в рамках настоящего исследования были определены пути совершенствования критериев своевременности, необходимости и достаточности мер, которые должен принять информационный посредник после обращения правообладателя. Автор предлагает четко определить срок действий информационного посредника — незамедлительно и в любом случае не позднее семи дней с даты получения уведомления, установить, что необходимыми мерами являются удаление и блокировка материалов. Также предлагается полноценно воспринять прогрессивный подход США и стран ЕС, обязав посредников принимать превентивные меры в целях предотвращения повторного размещения материала, в связи с которым правообладатель уже ранее обращался к посреднику. В любом случае, судебная практика подтверждает острую необходимость унификации судебной практики по исследуемому вопросу. ^

1. Internet matters, the net's sweeping impact on growth, jobs, and prosperity / М. Pelissie du Rausas [et al.] // McKinsey Global Institute, 2011. May. P. 3-5; Farrano B. M. Internet Intermediaries' Liability for copyright and trademark infringement: Reconciling the EU and US Approaches // Transatlantic Technology Law Forum Working Papers. 2012. N 14. P. 4.

2. Там же. С. 8.

3. Там же. С. 9.

4. Digital Millennium Copyright Act, Senate and House of Representatives of the USA, Public law 105-304, 28 October 1988.

5. Electronic Commerce Directive, European Parlament an the Council of the EU, Directive 2000/31/EC, 8 June 2000.

6. Договор ВОИС по авторскому праву (вместе с «Согласованными заявлениями в отношении Договора ВОИС по авторскому праву», согласованное заявление к ст. 8, подписан 20 дек. 1996 г. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

7. Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 19 дек. 2016 г.). Ст. 18 // Там же.

8. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) : федер. закон от 18 дек. 2006 г. № 230-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 г., с изм. от 13 дек. 2016 г.). Ст. 1253.1. П. 1 // Там же.

9. Там же; Савельев А. И. Критерии наличия действительного и предполагаемого знания как условия привлечения к ответственности информационного посредника // Закон. 2015. № 11. С. 48.

10. Чуковская Е. Э., Прокш М. Ю. Использование результатов творческой деятельности в Интернете: возможный подход к регулированию // Журн. рос. права. 2013. № 2. С. 14.

11. Reply comments of the Motion Picture Assosiation of America, Inc. // Submitted to the US Copyright Office

21 February 2017. Docket No. 2015. 7. P. 5.

12. Протокол заседания рабочей группы научно-консультативного совета при Суде по интеллектуальным правам от

22 апр. 2015 г. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

13. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая); Digital Millennium Copyright Act, Art. 512 (c)(1)(A)(ii); Electronic Commerce Directive, Art. 14 (1) (b).

14. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации : одобрена советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 7 окт. 2009 г. П. 2.5 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

15. Reply comments of the Motion Picture Assosiation of America, Inc. P. 2-3.

16. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 февр. 2015 г. по делу № А56-8331/2014 //

КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

17. Постановление Девятого Арбитражного Апелляционного суда от 19 апр. 2017 г. по делу № А40-216998/2016 // Там же.

18. Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23 дек. 2016 г. по делу № А40—161655 // Там же; Постановление Суда по интеллектуальным правам от 30 сент. 2015 г. № С01-653/2015 по делу № А56-77036/2013 // Там же.

19. Там же.

20. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 30 сент. 2015 г. № С01-653/2015 по делу № А56-77036/2013.

21. Постановление Суда по интеллектуальным правам от

16 нояб. 2016 г. по делу № А49-121/2016 // Там же.

22. Постановление Суда по интеллектуальным правам от

17 янв. 2017 г. по делу № А40-4199/2016 // Там же.

23. Протокол заседания рабочей группы научно-консультативного совета при Суде по интеллектуальным правам от 22 апр. 2015 г. // Там же.

24. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 30 сент. 2015 г. № С01-653/2015 по делу № А56-77036/2013 // Там же.

25. Постановление Президиума ВАС РФ №6672/11 от 1 нояб. 2011 г. // Там же; Постановление Президиума ВАС РФ № 10962/08 от 23 нояб. 2008 г. // Там же.

26. Farrano B. M. Internet Intermediaries' Liability for copyright and trademark infringement: Reconciling the EU and US Approaches. P. 85-86.

27. SABAM v. Netlog, E.C.J. case C-360-10, 2012. 16 February; Scarlet v. Sabam, E.C.J. case C-70/10, 2011. 24 November.

28. Youtube v. SPPF, TGI Paris, 28 April 2011; Lancôme v. eBay, case № HC07C01978, Royal Court of Justice, 2009. 28 May.

29. См. пример возражений: Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 янв. 2017 г. по делу № А60-54898/2015 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

30. Section 512 study, Request for Public Comment // Wikimedia Foundation. Library of Congress. Docket № 2015-7. 2016. 1 April. P. 1-3.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) : федер. закон от 18 дек. 2006 г. № 230-ФЗ (ред. от 3 июля 2016 г., с изм. от 13 дек. 2016 г.) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

Об информации, информационных технологиях и о защите информации : федер. закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ (ред. от 19 дек. 2016 г.) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

Договор ВОИС по авторскому праву (вместе с «Согласованными заявлениями в отношении Договора ВОИС по авторскому праву», подписан 20 дек. 1996 г. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

Постановление Девятого Арбитражного апелляционного суда от 19 апр. 2017 г. по делу № А40-216998/2016 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

Решение Арбитражного суда Свердловской области от 20 янв. 2017 г. по делу № А60-54898/2015 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

Постановление Суда по интеллектуальным правам от 17 янв. 2017 г. по делу № А40-4199/2016 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23 дек. 2016 г. по делу № А40-161655 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

Постановление Суда по интеллектуальным правам от 16 нояб. 2016 г. по делу № А49-121/2016 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

Постановление Суда по интеллектуальным правам от 30 сент. 2015 г. № С01-653/2015 по делу № А56-77036/2013 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 2 февр. 2015 г. по делу № А56-8331/2014 // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

Постановление Президиума ВАС РФ № 6672/11 от 1 нояб. 2011 г. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

Постановление Президиума ВАС РФ № 10962/08 от 23 дек. 2008 г. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации : одобрена Советом при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства 7 окт. 2009 г. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

Протокол заседания рабочей группы научно-консультативного совета при Суде по интеллектуальным правам от 22 апр. 2015 г. // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

Савельев А. И. Критерии наличия действительного и предполагаемого знания как условия привлечения к ответственности информационного посредника // Закон. - 2015. - № 11. - С. 48-60.

Чуковская Е. Э. Использование результатов творческой деятельности в Интернете: возможный подход к регулированию / Е. Э. Чуковская, М. Ю. Прокш // Журн. рос. права. - 2013. - № 2. - С. 14-22.

Digital Millennium Copyright Act, Senate and House of Representatives of the USA, Public law 105-304. -1988. - 28 October.

Electronic Commerce Directive, European Parlament an the Council of the EU, Directive 2000/31/EC. -2000. - 8 June.

SABAM v. Netlog, E.C.J. case C-360-10. - 2012. -16 February.

Scarlet v. Sabam, E.C.J. case C-70/10. - 2011. -24 November.

Youtube v. SPPF, TGI Paris. - 2011. - 28 April.

Lancome v. eBay, case № HC07C01978, Royal Court of Justice. - 2009. - 28 May.

Farrano B. M. Internet Intermediaries' Liability for copyright and trademark infringement: Reconciling the EU and US Approaches // Transatlantic Technology Law Forum Working Papers. - 2012. - N 14.

Internet matters, the net's sweeping impact on growth, jobs, and prosperity / М. Pelissie du Rausas [et al.] // McKinsey Global Institute. - 2011. - May.

Reply comments of the Motion Picture Assosiation of America, Inc. // Submitted to the US Copyright Office 21 February 2017. - Docket No. 2015. - Р. 7.

Section 512 study, Request for Public Comment // Wikimedia Foundation. - Library of Congress. - Docket № 2015-7. - 2016. - 1 April.

Forehended, Necessary and Sufficient Measures as a Criterion for Liability Relief of an Internet Service Provider

© Kulezin M., 2017

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Present article has been dedicated for one of internet service providers' responsibility requirement, as provided in the Article 1253.1 of the Civil Code of Russian Federation -time - bound, necessary and reasonable measures to prevent infringement. The author explores circumstance under which analyzed criterion would be fulfilled in part of time -bound, necessary and reasonable actions through examples of foreign and national cases, explores existing approaches, provides possible ways to perfect law enforcement.

Key words: internet service provider; provider; intellectual property; Internet piracy.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.