Научная статья на тему 'Критерий качества жизни населения региона и Российской Федерации в период экономического кризиса'

Критерий качества жизни населения региона и Российской Федерации в период экономического кризиса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
313
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ НАСЕЛЕНИЯ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ДОХОДЫ И РАСХОДЫ НАСЕЛЕНИЯ / СРЕДНЕДУШЕВОЙ ДЕНЕЖНЫЙ ДОХОД / ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ / ПОКУПАТЕЛЬНАЯ СПОСОБНОСТЬ ДЕНЕЖНЫХ ДОХОДОВ НАСЕЛЕНИЯ / КОЭФФИЦИЕНТ КОНЦЕНТРАЦИИ ДОХОДОВ ДЖИНИ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пшеничникова О.В.

В статье даны определения уровня и качества жизни населения. Проанализированы показатели данных категорий по Российской Федерации в целом, и в том числе по Курской области. Выявлены тенденции изменений основных показателей, характеризующих качество жизни населения. Оценено влияние кризиса на уровень жизни населения. Перечислены мероприятия, предпринимаемые государственными органами по борьбе с кризисом, повышению качества жизни и обеспечению социальной защиты населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пшеничникова О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерий качества жизни населения региона и Российской Федерации в период экономического кризиса»

УДК 330.33.01

критерий качества жизни населения региона и российской федерации в период экономического кризиса

О. В. ПШЕНИЧНИКОВА,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры экономических дисциплин

E-mail: psolga@yandex.ru

Курский филиал Российского

государственного торгово-

экономического университета

жде всего доходы, потребление и сбережения, т. е. негативно отразился на уровне жизни населения.

Качество жизни и развитие человека — эти понятия составляют содержательную характеристику современных подходов к проблемам экономического роста и развития общества.

Уровень жизни населения — степень удовлетворения физических, духовных и социальных потребностей людей [1], совокупность условий жизни и труда людей, соответствующих достигнутому уровню общественного производства и обусловленных господствующим строем.

Уровень жизни отражает объем и структуру потребления, социальные и производственные условия труда, развитость сферы услуг, структуру внерабочего и свободного времени, размеры личной собственности. В таком широком понимании эта категория характеризует экономическое положение населения. В более узком смысле под уровнем жизни понимается уровень удовлетворения потребностей и соответствующий ему уровень доходов.

Наряду с категорией уровня жизни используется более широкое понятие «качество жизни». Это обобщающая социально-экономическая категория, включающая в себя не только показатели уровня жизни, но и степень удовлетворения духовных потребностей, условия среды, окружающей человека, состояние морально-психологического

климата, душевного комфорта.

_

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность ""

В статье даны определения уровня и качества жизни населения. Проанализированы показатели данных категорий по Российской Федерации в целом, и в том числе по Курской области. Выявлены тенденции изменений основных показателей, характеризующих качество жизни населения. Оценено влияние кризиса на уровень жизни населения. Перечислены мероприятия, предпринимаемые государственными органами по борьбе с кризисом, повышению качества жизни и обеспечению социальной защиты населения.

Ключевые слова: качество жизни населения, уровень жизни населения, экономический кризис, доходы и расходы населения, среднедушевой денежный доход, потребительские расходы, покупательная способность денежных доходов населения, коэффициент концентрации доходов Джини, программно-целевой метод.

Мировой финансовый кризис вызвал экономический кризис во многих странах мира, и в том числе в России. Начались проблемы в реальном секторе экономики, по всему миру наблюдается падение промышленного производства. Экономический кризис 2008 г. коснулся большинства экономически активного населения России. Многие предприятия страны были вынуждены сокращать персонал либо зарплаты и отправлять работников в вынужденный отпуск. Курская область также не явилась исключением.

Кризис нанес удар по экономическому положению населения, затронул все его стороны — пре-

Ввиду отсутствия единого обобщающего показателя, характеризующего уровень и качество жизни населения, для их анализа рассчитывается целый ряд экономических показателей, отражающих различные стороны данных категорий.

Важнейшими составляющими качества жизни выступают доходы населения и его социальное обеспечение, потребление им материальных благ и услуг, условия жизни, свободное время.

О качестве жизни населения можно судить, оценив его материальное положение. Для оценки материального положения необходима характеристика динамики и структуры денежных доходов населения.

Виды доходов населения многообразны, к ним относятся: оплата труда, пенсии, пособия, стипендии и другие социальные трансферты в денежной форме, поступления от продажи продукции сельского хозяйства, доходы от собственности в виде процентов по вкладам, ценным бумагам, от дивидендов, предпринимательской деятельности, продажи иностранной валюты, а также страховые возмещения, ссуды и другие поступления [4].

Количественные значения основных показателей доходов, используемых для оценки и анализа динамики качества жизни населения, представлены в табл. 1.

Денежные доходы в расчете на душу населения за 2009 г. в РФ составили 16 846,0 руб. в месяц и увеличились по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. на 12,8 %. Тогда как по Курской области среднедушевой денежный доход в 2009 г. составил 12 616,6 руб., что на 8,8 % больше, чем в 2008 г.

Если рассматривать динамику этих показателей за 2006—2008 гг., можно заметить, что темп роста их значительно выше, чем в отчетном периоде.

Так, среднедушевые денежные доходы населения РФ в 2008 г. по сравнению с 2007 г. увеличились на 18,5 %, а по Курской области — на 34,7 %.

Общая сумма денежных доходов населения Курской области в 2009 г. составила 162,99 млрд руб. и за год увеличилась в номинальном выражении на 1,03 %.

Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата в РФ за 2009 г., по предварительным данным, составила 18 795,1 руб. и возросла по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. на 8,7 %, реальная заработная плата снизилась на 2,8 %. Средний размер назначенных пенсий, по предварительным данным, составил 6 177,4 руб. и увеличился по сравнению с 2008 г. на 47,1 %, реальный размер назначенных пенсий вырос на 10,7 % к соответствующему периоду 2008 г.

По официальной статистике, за январь 2009 г. начисленная заработная плата в России сократилась примерно на 25 % по сравнению с декабрем 2008 г. Учитывая, что у государственных служащих такого масштабного сокращения не было, в большинстве производственных и коммерческих компаний имеет место более значительное снижение оплаты труда. Среднемесячная начисленная заработная плата в марте 2010 г., по предварительным данным, составила 20 158 руб. и по сравнению с мартом 2009 г. выросла на 10,1 %.

В 2009 г. среднемесячная начисленная заработная плата у населения по Курской области составила 12 532,6 руб. (фактически она увеличилась за аналогичный период на 9,6 %), в феврале 2010 г. с учетом дорасчета она была в размере 12 548,4 руб. и по сравнению с февралем 2009 г. выросла на 11,4 %. Реальная заработная плата, рассчитанная с учетом индекса потребительских цен, в феврале

Таблица 1

Динамика доходов населения РФ и Курской области [2, 3]

Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. *

Российская Федерация

Денежные доходы (в среднем на душу населения), рублей в месяц 10 196,0 12 602,7 14 939,2 16 846,0

Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника, руб. 10 633,9 13 593,4 17 290,1 18 795,1

Средний размер назначенной пенсии с учетом компенсационных выплат на 31 декабря, рублей в месяц 2 726,1 3 115,5 4 198,6 6 177,4

Реальные располагаемые среднедушевые денежные доходы за год, в % 113,5 112,1 103,8 100,9

Курская область

Денежные доходы (в среднем на душу населения), рублей в месяц 6 706,9 8 613,0 11 601,0 12 616,6

Среднемесячная начисленная заработная плата одного работника, руб. 6 924,9 8 856,8 11 437,4 12 532,6

Средний размер назначенной пенсии с учетом компенсационных выплат на 31 декабря, рублей в месяц 2 540,5 3 321,1 4 085,4 5 568,7

Реальные располагаемые среднедушевые денежные доходы за год, % 115,3 114,9 109,3 95,2

*По оперативным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области и Федеральной службы государственной статистики РФ [5, 6].

2010 г. составила 103,1 % к уровню февраля 2009 г. Доходы населения удалось сохранить благодаря увеличению социальных выплат.

Реальные располагаемые денежные доходы в РФ (доходы за вычетом обязательных платежей, скорректированные на индекс потребительских цен) в марте 2010 г. по сравнению с соответствующим периодом 2009 г., по оценке, увеличились на 4,2 %, в I квартале 2010 г. - на 7,4 %.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области, реальные денежные доходы населения (скорректированные на индекс потребительских цен) в 2009 г. составили 95,2 %, в марте 2010 г. по сравнению с мартом 2009 г., по оценке, они увеличились на 11,7 %.

Данные, отражающие изменение структуры денежных доходов за период с 2006 по 2009 г., представлены в табл. 2.

Формирование денежных доходов населения до 2008 г. на 1/3 осуществлялось за счет оплаты труда, хотя ее доля в структуре денежных доходов снижалась, одновременно сокращалась и доля социальных выплат, при этом усиливалось влияние на состав денежных доходов других доходов, доля которых в 2008 г. возросла.

В структуре денежных доходов населения как в РФ в целом, так и в Курской области в частности за 2009 г. по сравнению с соответствующим периодом 2008 г. возросли доля социальных выплат (на 1,3 % по РФ и на 4,4 % по региону) и доля оплаты труда при снижении доходов от собственности и доходов от предпринимательской деятельности.

Важным индикатором качества жизни населения является структура расходов. Денежные средства расходуются по следующим направлениям: покупка товаров и оплата услуг, обязательные платежи и добровольные взносы, прирост сбережений во

вкладах и ценных бумагах, покупка жилых помещений, приобретение иностранной валюты, деньги, отосланные по переводам и др. [4] (табл. 3).

До 2008 г. в структуре использования денежных доходов сохранялась тенденция увеличения доли расходов на покупку товаров и оплату услуг (66,1 % в 2008 г. против 60,7 % в 2003 г. по Курской области). В 2009 г. наблюдалась тенденция снижения удельного веса покупок товаров и оплаты услуг на 5,0 % по РФ и 7,4 % по региону. Произошло увеличение прироста финансовых активов на 5,6 и 7,4 % соответственно за счет роста накоплений.

Анализ материального благосостояния основан не только на учете общей суммы расходов на приобретение товаров и услуг, но и на изучении структуры потребительских расходов (табл. 4). К наиболее важным потребностям человека, которые удовлетворяются в первую очередь, относится питание, поэтому показатели удельного веса расходов на питание используются в качестве индикаторов уровня жизни населения. Чем ниже их доля, тем выше уровень благосостояния общества.

Структура потребительских расходов домашних хозяйств за последние годы (до 2008 г.) претерпела значительные изменения, которые свидетельствуют о повышении материального благосостояния населения и росте его покупательской способности.

До 2008 г. стабильно снижался удельный вес расходов на продукты питания (28,8 % в 2008 г. против 44,3 % в 2003 г. в Курской области) и на оплату услуг (16,3 % в 2008 г. против 19,6 % в 2003 г.), и увеличивалась доля расходов на непродовольственные товары, которая в 2008 г. достигла половины всех потребительских расходов домашних хозяйств против 33,1 % в 2003 г. По данным обследования домашних хозяйств области, в составе расходов на покупку непродовольственных товаров лидируют

Таблица 2

Структура денежных доходов населения РФ и Курской области, %

Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Российская Федерация

Денежные доходы, всего В том числе: 100,0 100,0 100,0 100,0

— оплата труда 65,0 67,5 65,5 69,5

— социальные трансферты 12,0 11,6 13,2 14,5

— доходы от собственности, предпринимательской деятельности и др. 23,0 20,9 21,3 16,0

Курская область

Денежные доходы, всего В том числе: 100,0 100,0 100,0 100,0

— оплата труда 35,2 35,2 33,8 33,6

— социальные трансферты 17,8 16,2 16,1 20,5

— доходы от собственности, предпринимательской деятельности и др. 47,0 48,6 50,1 45,9

Таблица 3

Структура расходов населения РФ и Курской области [2, 3]

Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.* Структура расходов, в % к итогу

2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Российская Федерация

Денежные расходы и сбережения (в среднем на одного члена домашнего хозяйства, рублей в месяц В том числе: 17 290,1 21 311,5 25 229,2 28 375,3 100,0 100,0 100,0 100,0

— покупка товаров и оплата услуг 11 927,6 14 831,4 18 694,1 19 641,8 69,0 69,6 74,1 69,1

— обязательные платежи и разнообразные взносы 1 813,0 2 503,9 3 094,8 3 035,0 10,5 11,8 12,3 10,7

— приобретение недвижимости 572,3 834,0 1 194,7 1 617,4 3,3 3,9 4,7 5,7

— прирост финансовых активов 2 977,2 3 142,2 2 245,6 4 081,1 17,2 14,7 8,9 14,5

Курская область

Денежные расходы и сбережения (в среднем на одного члена домашнего хозяйства, рублей в месяц В том числе: 7 895,0 10 047,0 13 444,0 13 575,0 100,0 100,0 100,0 100,0

— покупка товаров и оплата услуг 5 473,0 6 998,0 8 881,0 7 968,0 69,3 69,7 66,1 58,7

— обязательные платежи и разнообразные взносы 559,0 773,0 1 099,0 1 058,0 7,1 7,7 8,2 7,8

— приобретение недвижимости 182,0 299,0 309,0 366,0 2,3 3,0 2,3 2,7

— прирост финансовых активов 1 680,0 1 975,0 3 154,0 4 181,0 21,3 19,6 23,4 30,8

*По оперативным данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области и Федеральной службы государственной статистики РФ.

Таблица 4

Структура потребительских расходов, %

Показатель 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Российская Федерация

Потребительские расходы, всего В том числе: 100 100 100 100,0

— расходы на покупку продуктов для домашнего питания 31,6 28,4 29,1 33,0

— расходы на питание вне дома (общественное питание) 2,6 3,0 3,0 3,5

— расходы на покупку алкогольных напитков 2,7 2,4 2,3 2,2

— расходы на покупку непродовольственных товаров 30,1 34,3 33,5 33,2

— расходы на оплату услуг 33,0 31,9 32,1 28,1

Курская область

Потребительские расходы, всего В том числе: 100,0 100,0 100,0 100,0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— расходы на покупку продуктов для домашнего питания 36,3 30,9 28,8 30,1

— расходы на питание вне дома (общественное питание) 0,5 0,7 3,1 3,0

— расходы на покупку алкогольных напитков 2,3 1,8 1,8 1,7

— расходы на покупку непродовольственных товаров 37,8 47,1 50,0 48,9

— расходы на оплату услуг 23,1 19,5 16,3 16,3

расходы на покупку товаров группы «телерадиоаппаратура, предметы для отдыха, увлечений, транспортные средства», доля которых в 2008 г. составила 17,4 %. Аналогичная ситуация наблюдается и по стране в целом.

Тенденция повышения доли расходов на питание в общей сумме потребительских расходов в 2009 г. свидетельствует о некотором снижении уровня жизни в кризисный период. Население региона на покупку продуктов питания тратит зна-

чительную часть своих доходов — 30,1 % в 2009 г. (по стране — 33 %), тогда как в 2008 г. оно тратило 28,8 % и 29,1 % соответственно. Удельный вес расходов на покупку непродовольственных товаров снизился по сравнению с 2008 г.

Изменение реальных доходов отразилось на потреблении продуктов питания. До экономического кризиса по основным продуктам питания, кроме хлеба и картофеля, уровень потребления не только увеличивался, но и в несколько раз

превышал рациональные нормы потребления. В период кризиса данные показатели несколько снизились.

Объем и структура потребления определяются не только общей суммой доходов населения или их среднедушевой величиной, но и ситуацией на потребительском рынке, например степенью его насыщенности отдельными товарами, соотношением цен на них и т. п.

Для количественного отражения изменений в соотношении цен на отдельные товары по регионам и различным сегментам потребительского рынка рассчитывается показатель покупательной способности денежных доходов населения, который может быть представлен как товарный эквивалент различных видов товаров и услуг или как количество определенных наборов товаров и услуг, которые можно приобрести на среднедушевой денежный доход:

ПС = ДД5± Р, где ДД — среднедушевой денежный доход;

Р — средняя цена /-го товара.

Данные, отражающие динамику покупательной способности денежных доходов населения по товарным эквивалентам, представлены в табл. 5.

Данные статистики свидетельствуют о том, что покупательная способность среднедушевых денежных доходов населения как региона, так и страны в целом с каждым годом увеличивается. В 2008 г. она составляла (по сравнению с 2006 г.) по некоторым продуктам питания по Курской области следующие значения: по говядине — 56,4 кг (68,3 кг), по молоку— 482,5 л (537,5 л), по сахару — 313,4 кг (590,3 кг), по хлебу пшеничному — 675,5 кг (731,0 кг). Однако уже в I полугодии 2009 г. произошло снижение покупательной способности (по говядине — на 13 %, по молоку — на 13,6 %, по хлебу — на 5,7 %, по сахару — на 14,8 %).

Покупательная способность денежных доходов

Для изучения неравенства благосостояния населения необходимо проанализировать структуру различных доходных групп населения (табл. 6).

Положительная динамика денежных доходов населения до 2008 г. способствовала увеличению доли населения, имеющего доходы 10 тыс. руб. и более в месяц. В 2008 г. к указанной группе относились 43,6 % всего населения области (в 2007 г. — 28,8 %) и 54,7 % всего населения страны. Вместе с тем около половины населения (43,8 % по области и 34,4 % по стране) имели среднедушевой доход до 8 тыс. руб. в месяц, т. е. значительно ниже уровня среднемесячной номинальной начисленной заработной платы в целом по экономике. В 2009 г. произошло сокращение численности населения с доходом менее 8 тыс. руб. и увеличение — с доходом более 10 тыс. руб. Данная тенденция происходит в результате высоких темпов инфляции и увеличения стоимости жизни в стране.

Помимо минимальных социальных стандартов индикатором в социальной политике государства служат показатели прожиточного минимума. В социальном законодательстве развитых стран при помощи этого показателя измеряется бедность: население, имеющее доходы ниже прожиточного минимума, признается бедным и имеет право на поддержку со стороны государства. К прожиточному минимуму привязываются многие социальные гарантии: минимальная заработная плата, минимальная пенсия, стипендии учащихся, некоторые пособия.

На основе данных о распределении населения по размеру среднедушевого денежного дохода определяется численность населения с доходами ниже прожиточного минимума. Значения доли населения по изучаемым территориям за период с 2006 по 2009 г. с денежными доходами ниже прожиточного минимума представлены в табл. 7.

Таблица 5

[селения РФ и Курской области (в месяц) [2, 3]

Продукты питания 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. (I полугодие)*

Российская Федерация

Говядина, кг 67,7 78,2 82,2 85,0

Молоко, л 621,9 669,6 614,7 529,7

Хлеб пшеничный, кг 499,0 532,7 489,4 547,2

Сахар, кг 392,9 572,4 635,5 538,2

Курская область

Говядина, кг 56,4 64,2 68,3 59,4

Молоко, л 482,5 523,3 537,5 464,6

Хлеб пшеничный, кг 675,5 711,5 731,0 689,5

Сахар, кг 313,4 479,8 590,3 503,0

*По оперативным данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области и Федеральной службы государственной статистики РФ.

Таблица 6

Распределение населения РФ и Курской области по размеру среднедушевых денежных доходов, в % к итогу [5, 6]

Среднедушевой денежный доход в месяц, руб. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г.

Российская Федерация

Все население 100,0 100,0 100,0 100,0

До 2 000,0 4,3 2,6 1,5 1,0

2 000,1-4 000,0 16,2 11,8 8,4 6,5

4 000,1-6 000,0 17,7 14,8 12,2 10,3

6 000,1-8 000,0 14,7 13,6 12,3 11,1

8 000,1-10 000,0 11,2 11,2 10,9 10,4

10 000,1-15 000,0 17,1 19,1 20,2 20,4

15 000,1-25 000,0 12,7 16,6 19,8 21,8

Свыше 25 000,0 6,1 10,3 14,7 18,5

Курская область

Все население 100,0 100,0 100,0 100,0

До 2 000,0 6,4 3,7 1,7 1,0

2 000,1-4 000,0 25,8 18,1 11,0 8,4

4 000,1-6 000,0 24,1 20,8 15,9 13,9

6 000,1-8 000,0 16,2 16,6 15,2 14,4

8 000,1-10 000,0 10,1 12,0 12,6 12,7

10 000,1-15 000,0 11,4 16,3 20,6 22,0

15 000,1-25 000,0 6,0 9,6 15,9 18,5

Свыше 25 000,0 - 2,9 7,1 9,1

Таблица 7

Динамика прожиточного минимума в РФ и Курской области [2, 3]

Прожиточный мини- Доля населения с дохо-

Год мум (на душу населе- дами ниже прожиточ-

ния), рублей в месяц ного минимума, %

Российская Федерация

2002 1 808 24,6

2003 2 112 20,3

2004 2 376 17,6

2005 3 018 17,7

2006 3 422 15,2

2007 3 847 13,3

2008 4 593 13,4

2009* 5 144 13,1

Курская область

2002 1 693 33,7

2003 2 010 30,7

2004 2 266 25,0

2005 2 512 20,3

2006 2 784 15,4

2007 3 109 12,6

2008 3 817 11,5

2009* 4 408 12,0

*По оперативным данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Курской области и Федеральной службы государственной статистики РФ.

Прожиточный минимум, установленный правительством Курской области в 2008 г., увеличился на 22,8 % по сравнению с 2007 г., денежные доходы ниже прожиточного минимума имели 133,8 тыс. чел.

(11,5 % от общей численности населения). В 2009 г. также прожиточный минимум возрос на 15,5 %, поэтому доля населения с доходами ниже прожиточного минимума увеличилась на 0,5 %. В целом по стране прожиточный минимум в 2008 г. составил 4 593 руб., что на 19,4 % выше, чем в 2007 г., в отчетном периоде данный показатель еще возрос на 12,0 %.

Дефицит дохода в 2008 г. сократился на 63,6 % по сравнению с 2006 г., а вот в 2009 г. он увеличился на 9 %.

При изучении вопроса об уровне жизни основной проблемой являются проблема неравенства благосостояния, а также порождаемое ею социальное напряжение в обществе. Степень неравенства в распределении доходов населения характеризует коэффициент концентрации доходов Джини (Ку. Он рассчитывается по формуле

К= Ерд+1 - Тр+М, где р1—доля населения, имеющего доход не выше, чем его максимальный уровень в г'-й группе;

- доля доходов г'-й группы в общей сумме доходов населения, исчисленная нарастающим итогом; рассчитывается аналогично р, но не для показателя численности населения, а для показателя денежного дохода. Коэффициент Джини изменяется в пределах от 0 до 1. Причем чем больше его значение отклоняется от нуля и приближается к единице, тем в большей степени доходы сконцентрированы в руках отдельных групп населения.

В 2008 г. в Курской области коэффициент концентрации доходов Джини составил 0,382, по стране — 0,422, а в 2009 г. — 0,377 и 0,422 соответственно.

За 2009 г., по предварительным данным, на долю 10 % наиболее обеспеченного населения страны приходился 31 % общего объема денежных доходов, а на долю 10 % наименее обеспеченного населения — 1,9 % (за 2008 г. этот показатель составляет 31,1 и 1,9 % соответственно).

В настоящее время примерно 45 % всех доходов населения Курской области «оседают» на счетах 20 % богатых жителей Курской области. А на долю 20 % населения с наименьшими доходами приходится всего 6 % совокупного дохода.

Проведя анализ качества жизни населения, необходимо отметить снижение показателей, его характеризующих. Это происходит из-за различных факторов, к которым можно отнести:

1) снижение номинально начисленной оплаты труда (в первую очередь за счет уменьшения переменной части оплаты (премий и доплат разного рода). Помимо этого доходы работающих снижают неполная рабочая неделя, сокращенный рабочий день, неоплачиваемые отпуска, сворачивание социальных программ, уменьшение окладов. Так, в 2008 г. среднемесячный прирост заработной платы составил 129,1 %, а за 2009 г. — 105,0 %;

2) вынужденный переход на новую работу (в другую компанию или организацию) с уменьшением оплаты труда, иногда весьма значительным. Необходимость зарабатывать на жизнь себе и своим близким делает соискателей работы более сговорчивыми;

3) увеличение периода временной (незарегистрированной) безработицы у тех, кто находится в поиске нового места. В условиях кризиса новую работу искать труднее. Поэтому сроки поиска неизбежно увеличиваются;

4) рост числа зарегистрированных безработных, получающих пособие (длительная безработица). Даже несколько увеличенный недавним решением государства размер пособия компенсирует новым безработным лишь часть ранее получемой заработной платы. Так, в 2009 г. в целом по стране численность безработных увеличилась по сравнению с 2008 г. на 62,9 % и составила в среднем за год 9,5 тыс. чел.;

5) инфляция и снижение реальной покупательной способности рубля. Особенно сильно растут рублевые цены на то, что в России не производится. Например, цены на многие импортные лекарства. Причем рост импортных цен в пересчете на рубли будет стимулировать рост цен на изделия и товары российского производства;

6) обесценение накоплений. Это сказывается на сбережениях «в чулке», на банковских рублевых вкладах (банковский процент не компенсирует инфляцию), на вложениях в паевые фонды, на вложениях в недвижимость и пр.;

7) рост задолженности по выплате заработной платы. В среднем задолженность по заработной плате на одного среднесписочного работника в Курской области в 2009 г. составила 240 руб., в 2008 г. она составляла 120 руб.

Объем просроченной задолженности по заработной плате, сложившийся на 01.04.2010, составлял 1 % месячного фонда заработной платы работников наблюдаемых видов экономической деятельности. Суммарная задолженность по заработной плате по кругу наблюдаемых видов экономической деятельности в стране на 01.04.2010 составила 3 966 млн руб. и по сравнению с 01.03.2010 снизилась на 3,7 %.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Повышение качества жизни населения (социальный прогресс) составляет приоритетное направление общественного развития. Государство обязано создавать благоприятные условия для долгой, безопасной и благополучной жизни людей, обеспечивая экономический рост и социальную стабильность в обществе.

Чтобы в настоящее время справиться со всеми негативными явлениями, необходимо формировать качественно новые подходы экономической политики, новую мотивацию предпринимательства как в отраслях реальной экономики, так и в финансовом секторе.

В сложившейся непростой ситуации руководство региона приняло для себя решение: кризис не отменяет обязательств по долгосрочному развитию области. К его воплощению в жизнь курские чиновники подходят с точки зрения программно-целевого метода.

В рамках достижения цели по повышению уровня качества и стандартов жизни населения руководством Курской области проводятся следующие мероприятия:

1) обеспечение роста реальных денежных доходов населения, погашение задолженности по выплате заработной платы, снижение уровня бедности, увеличение среднемесячной заработной платы в 2,0 раза. В администрации Курской области подписано постановление «Об установлении целевых показателей оплаты труда по основным видам экономической деятельности и ликвидации задолженности по заработной плате в организациях внебюджетного сектора экономики области в 2010 г.». Согласно данному постановлению отраслевым комитетам администрации Курской области

- 71

при участии Федерации профсоюзных организаций Курской области и Курского областного союза промышленников и предпринимателей поручено принять меры, которые обеспечили бы доведение в 2010 г. средней заработной платы работников организаций внебюджетного сектора экономики области до уровня не менее 15,6 тыс. руб. в месяц.

По отраслям средняя зарплата должна быть не менее: 10,5 тыс. руб. - в организациях сельского хозяйства; 16,5 тыс. руб. - в промышленности; 16,9 тыс. руб. - в строительном комплексе; 15 тыс. руб. - в сфере транспорта и связи; 13,5 тыс. руб. -в организациях обрабатывающих производств; 12,5 тыс. руб. - в оптовой и розничной торговле;

2) повышение уровня занятости населения, создание новых рабочих мест, снижение напряженности на рынке труда, увеличение рабочих мест на 17 тыс. ед. Содействие трудовой занятости населения путем расширения объемов временных оплачиваемых работ, усиление адресной социальной поддержки безработным в виде обеспечения временной занятости, сохранение мотивации к труду у граждан, не работающих длительный период, удовлетворение потребностей города в выполнении работ, носящих временный или сезонный характер;

3) создание необходимых условий для снижения смертности, повышения рождаемости, стимулирования миграционного притока населения. Долгосрочная целевая программа «Улучшение демографической ситуации в г. Курске на 2010— 2013 гг.» утверждена в администрации Курска;

4) повышение уровня медицинского обслуживания населения, развитие материально-технической базы здравоохранения. С 01.09.2010 вступил в силу Федеральный закон от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств», которым вводится государственное регулирование цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства. Закон устанавливает жесткие требования к тем, кто осуществляет розничную продажу лекарственных препаратов по ценам, которые складываются выше зарегистрированных цен производителя и той торговой надбавки, которая на основе методики установлена органом власти региона.

На состоявшемся заседании Комиссии Курской области по оперативным вопросам было принято решение, не дожидаясь вступления в силу федерального закона, приступить к проведению организационной работы по реализации его положений;

5) повышение уровня комфорта и безопасности жизнедеятельности за счет обеспечения

устойчивости и надежности работы жилищно-коммунального хозяйства, повышения качества жилищно-коммунальных услуг. Реализация стандартов социального обеспечения и защиты населения, развитие инфраструктуры социального обеспечения, оказание помощи семьям и детям, в том числе безнадзорным и беспризорным несовершеннолетним, гражданам пожилого возраста, ветеранам и инвалидам, гражданам, уволенным с военной службы, членам их семей;

6) повышение доступности и качества образования для эффективного включения населения области в региональный и российский рынки труда, развитие высшей школы и современных образовательных технологий, обеспечивающих квалификационные потребности современного общества, внедрение инновационных образовательных программ и информатизации в сфере образования;

7) обеспечение доступа населения к ценностям культуры, сохранение и развитие культурного потенциала области и его включение в российский и мировой культурный процесс, развитие современных социально-культурных услуг, технологий и инфраструктуры культуры и досуга. Участие в долевом финансировании детских новогодних мероприятий, в том числе в обеспечении детей новогодними подарками;

8) создание условий для удовлетворения потребностей населения в занятиях физической культурой и спортом за счет развития инфраструктуры спорта и отдыха. Обеспечение воспитания и физического здоровья молодежи, создание условий для социальной самореализации и адаптации молодежи к современным условиям экономики;

9) повышение экологической безопасности, снижение уровня загрязнения окружающей среды.

Список литературы

1. Попов А. И. Экономическая теория: учебник для вузов. 4-е изд. СПб.: Питер. 2006. С. 286.

2. Российский статистический ежегодник. 2009: Стат. сб. / Росстат. М., 2009.

3. Сводный статежегодник Курской области. 2009: Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Курской области. Курск, 2009.

4. Экономическая статистика: учебник / под ред. Ю. Н. Иванова. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Инфра-М. 2009. С. 423-426.

5. URL: http://www.fsgs.ru.

6. URL: http://www.kurskstat.gks.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.