3.3. КРИТЕРИИ ЗАКОННОСТИ ТРАНСПОРТНОГО НАЛОГА
Берестовой Алексей Александрович, аспирант кафедры финансового и административного права РГЭУ (РИНХ).
Аннотация: В статье анализируются критерии законности транспортного налога. Делается вывод, что правовая модель транспортного налога органично сочетает федеральный компонент в виде установления транспортного налога и региональный в виде его введения. Федеральным законодательством предусмотрена рамочная компетенция законодательных органов власти субъектов РФ при введении транспортного налога.
Ключевые слова: транспортный налог, критерии законности налога, налогоплательщик, налоговая обязанность.
CRITERIA OF LEGALITY OF THE TRANSPORT TAX
Berestovoj Alexey Aleksandrovich, the post-graduate student of chair financial and administrative Rights Rostov State Economic University (RINH).
Annotation: In article criteria of legality of the transport tax are analyzed. The conclusion becomes that the legal model of the transport tax organically combines a federal component in the form of an establishment of the transport tax and regional in the form of its introduction. The federal legislation provides the frame competence of a legislature of the power of subjects of the Russian Federation at introduction of the transport tax.
Keywords: the transport tax, criteria of legality of the tax, the tax bearer, a tax duty.
Статья 57 Конституции РФ закрепила обязанность каждого платить законно установленные налоги и сборы. Транспортный налог также как и другие федеральные, региональные, местные налоги и сборы должен иметь правовую форму.
Можно выделить следующие критерии законности транспортного налога:
1) Транспортный налог может устанавливаться только по решению законодательного органа власти субъекта РФ, принятого в соответствии с действующими процессуальными нормами в рамках полномочий, определенных Конституцией РФ и Налоговым Кодексом РФ.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда РФ, законно установленным региональным налогом могут считаться только такие налоги, которые вводятся представительными органами власти субъектов РФ в соответствии с общими принципами налогообложения и сборов, определенными федеральным законом.
«Перечень региональных налогов, внесение в него изменений и дополнений, круг налогоплательщиков, а также существенные элементы каждого регионального налога (в том числе объект налогообложения, налоговая база, предельная ставка налога) должны регулироваться федеральным законом, с тем чтобы не допускать излишнего обременения налогоплательщиков обязанностями по уплате налогов, устанавливаемыми законами субъектов Российской Федерации о региональных налогах, формирования доходной части бюджетов одних субъектов Российской Федерации за счет других, нарушения конституционных положений о единстве экономического пространства, равенстве прав человека и гражданина, свободном перемещении товаров, услуг и финансовых средств (статья 8, часть
1; статья 19, часть 1; статья 74 Конституции Российской Федерации)»1.
Конституционный Суд РФ также отметил, что принятие федерального закона о региональном налоге порождает право, а не обязанность субъекта РФ ввести в действие данный фискальный платеж. При этом представительные органы власти субъектов РФ, осуществляющие правовое регулирование регионального налога, не могут принимать законы, увеличивающие налоговое бремя или ухудшающие положение налогоплательщиков по сравнению с рамочными условиями, определенными федеральным законом.
2) Транспортный налог будет считаться законно установленным только в том случае, если будут выполнены предусмотренные статьей 5 НК РФ правила действия актов законодательства о налогах и сборах во времени. Применительно к транспортному налогу это означает следующее:
- акты законодательства о транспортном налоге вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода, за исключением случаев, предусмотренных НК РФ;
- законы субъектов РФ, вводящие транспортный налог, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за их принятием, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования;
- акты законодательства о транспортном налоге, повышающие налоговые ставки, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщика, а также иных участников налоговых отношений, обратной силы не имеют;
- акты законодательства о транспортном налоге, отменяющие данный налог, снижающие размеры ставок транспортного налога, устраняющие обязанности налогоплательщика или иным образом улучшающие его положение могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это; они также могут вступать в силу со дня их официального опубликования, если прямо предусматривают это.
3) Транспортный налог считается законно установленным, если НК РФ четко определены налогоплательщики. Законы субъектов РФ, вводящие транспортный налог, не могут сужать или расширять круг налогообязанных лиц. Согласно статье 357 НК РФ налогоплательщиками признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.
Не признаются налогоплательщиками лица, являющиеся организаторами XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Со-
1 Постановление Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 № 2-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта «д» пункта 1 и пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в редакции Федерального закона от 31 июля 1998 года «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также положений Закона Чувашской Республики «О налоге с продаж», Закона Кировской области «О налоге с продаж» и Закона Челябинской области «О налоге с продаж» в связи с запросом Арбитражного суда Челябинской области, жалобами общества с ограниченной ответственностью «Русская тройка» и ряда граждан»// Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. № 3.
чи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также лица, являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета в соответствии со статьей 3.1 указанного Федерального закона, в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых исключительно в связи с организацией и (или) проведением XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.
Анализ действующего законодательства позволяет выделить две категории налогоплательщиков: организации (включая налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших) и физические лица.
Весьма важным для признания транспортного налога законно установленным является и такой критерий, как наличие в соответствующих нормативных правовых актах всех существенных элементом налогообложения.
Первым существенным элементом является объект налогообложения, наличие которого является обязательным требованием, предъявляемым к любому налогу.
При этом законодательные органы власти, руководствуясь положениями Конституции и НК РФ, вправе «самостоятельно избирать наиболее оптимальные способы учета тех или иных экономически значимых характеристик соответствующего объекта в целях обеспечения справедливого и соразмерного налогообложения»2.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Перечень объектов налогообложения является открытым, что, на наш взгляд, является существенной ошибкой законодателя, поскольку противоречит принципу определенности актов законодательства о налогах и сборах.
Транспортные средства - объекты налогообложения в зависимости от сферы применения могут быть разделены на три категории:
- наземные транспортные средства, к которым относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы, другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы и мотосани;
- воздушные транспортные средства, к которым относятся самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства;
- водные транспортные средства, к которым относятся теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные транспортные средства3.
При определении круга транспортных средств налоговые, судебные органы руководствуются Общероссийским классификатором основных фондов ОК 013-
2 Определение КС РФ от 14 декабря 2004 г. № 451-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 374 Налогового Кодекса Российской Федерации»// Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. № 3.
3 См.: Методические рекомендации по применению гл. 28 НК РФ, утвержденные приказом МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-
21/177// Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2003. № 6.
94 (ОКОФ), в соответствии основным признаком транспортного средства является его функциональное предназначение: перемещение людей и грузов.
Из статьи 357 НК РФ следует, что объектом налогообложения признаются транспортные средства, зарегистрированные в установленном законом порядке. Признание физического или юридического лица налогоплательщиком осуществляется на основании сведений о транспортных средствах, предоставляемых компетентными государственными органами в органы налоговой службы. Следовательно, юридическим фактом, свидетельствующим о появлении у лица объекта обложения транспортным налогом, являются сведения о регистрации транспортного средства за данным лицом.
В тоже время один только факт наличия регистрационной записи о транспортном средстве не может автоматически влечь за собой обязанность по уплате транспортного налога при отсутствии самого транспортного средства у налогоплательщика.
Анализ ст. 358 НК РФ позволяет сделать вывод, что объектом обложения транспортным налогом выступают не регистрационные записи о транспортных средствах, а сами транспортные средства.
Налог не уплачивается, если у налогоплательщика фактически отсутствует объект налогообложения. На это обратил внимание Тринадцатый арбитражный апелляционный суд: списание водного судна означает, что оно больше не участвует в судоходстве, не оказывает воздействия на водные пути, следовательно, не является объектом налогообложения по транспортному налогу (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 марта 2011 г. по делу № А56-52588/2010).
Следующим существенным элементом налогообложения является налоговая база. Налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики транспортного средства, признаваемого объектом налогообложения.
Конституционный Суд РФ в Определении от 14 декабря 2004 г. № 451-О выделил особенности налоговой базы по транспортному налогу.
«С учетом особенностей транспортного налога его налоговая база определяется в соответствии с критериями, позволяющими, в частности, оценить уровень воздействия транспортного средства на состояние дорог общего пользования; в отношении транспортных средств - это мощность двигателя, выраженная в лошадиных силах (статья 359 Налогового кодекса Российской Федерации). В этом случае налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства в размерах, определенных статьей 361 Налогового кодекса Российской Федерации»4.
Таким образом, по мнению Конституционного Суда РФ, необходимо использовать дифференцированный подход к определению налоговой базы по транспортному налогу, исходя из физических свойств, обуславливающих различный уровень воздействия на состояние дорог общего пользования.
4 Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2004 г.
№ 451-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 374 Налогового Кодекса Российской Федерации»// Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. № 3.
Из ст. 359 НК РФ вытекает, что налоговой базой признается:
- для транспортных средств, имеющих двигатели (за
исключением воздушных транспортных средств с реактивными двигателями), - мощность двигателя
транспортного средства в лошадиных силах;
- для воздушных транспортных средств с реактивными двигателями - паспортная статическая тяга реактивного двигателя (суммарная паспортная статическая тягах всех реактивных двигателей) воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
- для водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств - валовая вместимость в регистровых тоннах;
- для транспортных средств, не имеющих двигатели, -единица транспортного средства.
Налоговая база исчисляется индивидуально применительно к каждому транспортному средству. Если транспортное средство имеет несколько двигателей, что налоговая база определяется как сумма мощностей всех двигателей, зарегистрированных за данным водным или воздушным транспортным средством в лошадиных силах.
Следующим существенным элементом обложения транспортным налогом является налоговая ставка, представляющая собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Конкретные налоговые ставки по транспортному налогу устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигатели или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Ст. 361 НК РФ закрепляет базовые ставки транспортного налога, которые законами субъектов РФ могут быть как увеличены, так и уменьшены, но не более чем в десять раз.
При этом НК РФ предусмотрен запрет на уменьшение налоговых ставок в отношении автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 150 л.с. (до 110,33 кВт) включительно.
Письмом Министерства финансов РФ от 11 февраля 2005 г. № 03-06-04-04/09 разъяснено, что НК РФ установлены налоговые ставки применительно к указанной в регистрационных документах и технической документации максимальной мощности двигателя транспортного средства, независимо от мощности, развиваемой двигателем при различных режимах эксплуатации.
Решениями представительных органов власти субъектов РФ могут устанавливаться дифференцированные налоговые ставки в отношении каждой категории транспортных средств. Не имеет никакого значения для целей налогообложения факт активного или неактивного использования транспортного средства.
Следующим существенным элементом налогообложения является порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты
НК РФ признает календарный год налоговым периодом по транспортному налогу.
НК РФ предусмотрено два порядка исчисления транспортного налога. Первый порядок касается организаций, которые обязаны самостоятельно на основании данных налогового учета исчислить сумму налога. Для организаций предусмотрена обязанность вносить
авансовые платежи по транспортному налогу. Сумма налога, подлежащая уплате в региональный бюджет, определяется как разница между исчисленной суммой транспортного налога и суммой авансовых платежей, подлежащих уплате в течение налогового периода. Авансовые платежи вносятся по истечении первого, второго, третьего квартала в размере одной четвертой произведения соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
Второй порядок исчисления транспортного налога распространяется на налогоплательщиков - физических лиц. Обязанность уплатить транспортный налог у них появляется после получения ими налогового уведомления, в котором содержатся сведения о налоговой базе и сумме налога, подлежащего уплате. То есть обязанность исчислить транспортный налог в отношении налогоплательщиков - физических лиц возлагается на налоговые органы по месту учета физических лиц на основе данных, представляемых государственными органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории РФ.
НК РФ относит к компетенции законодательных органов субъектов РФ установление конкретного порядка и срока уплаты транспортного налога. При этом «налоговая Конституция» предусматривает ряд правовых ограничений:
во-первых, срок уплаты транспортного налога для налогоплательщиков - организаций не может быть установлен ранее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом;
во-вторых, срок уплаты налога для налогоплательщиков - физических лиц не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Таким образом, законность транспортного налога включает в себя два уровня: федеральный и региональный.
Правовая модель транспортного налога органично сочетает федеральный компонент в виде установления транспортного налога и региональный в виде его введения. Федеральным законодательством предусмотрена рамочная компетенция законодательных органов власти субъектов РФ при введении транспортного налога.
Транспортный налог считается законно установленным только в том случае, если имеются все нижеперечисленные критерии:
- законодательством определены необходимые существенные элементы обложения транспортным налогом,
- нормативные правовые акты, регламентирующие взимание транспортного налога, приняты с соблюдением действующих процессуальных норм,
- законы субъектов РФ о транспортном налоге соответствуют положениям НК РФ, то есть выполнены требования, касающиеся рамочной компетенции представительных органов власти субъектов РФ в части введения транспортного налога,
- выполнены законодательные требования, касающиеся порядка введения в силу актов законодательства о транспортном налоге.
Список литературы:
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 № 2-П «По делу о проверке конституционности положений подпункта «д» пункта 1 и пункта 3 статьи 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» в редакции Федерально-
го закона от 31 июля 1998 года «О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», а также положений Закона Чувашской Республики «О налоге с продаж», Закона Кировской области «О налоге с продаж» и Закона Челябинской области «О налоге с продаж» в связи с запросом Арбитражного суда Челябинской области, жалобами общества с ограниченной ответственностью «Русская тройка» и ряда граждан»// Вестник Конституционного Суда РФ. 2001. № 3.
2. Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2004 г. № 451-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Палаты Представителей Законодательного Собрания Свердловской области о проверке конституционности пункта 1 статьи 374 Налогового Кодекса Российской Федерации»// Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. № 3.
3. Методические рекомендации по применению гл. 28 НК РФ, утвержденные приказом МНС России от 09.04.2003 № БГ-3-21 /177// Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2003. № 6.
Reference list:
1. The decision of the Constitutional Court of the Russian Federation from January, 30th 2001 № 2-П «On the case of check of constitutionality of positions of the subparagraph «d» point 1 and point 3 of article 20 of the Law of the Russian Federation« About bases of tax system in the Russian Federation» in edition of the Federal law from July, 31st, 1998 «About modification and additions in article 20 of the Law of the Russian Federation «About bases of tax system in the Russian Federation», and also positions of the Law of the Chuvash Republic «About the tax from sales», the Law of the Kirov region «About the tax from sales» and the Law of the Chelyabinsk area «About the tax from sales» in connection with inquiry of Arbitration court of the Chelyabinsk area, limited liability company complaints «Russian three» and of some citizens »//The Bulletin of the Constitutional Court of the Russian Federation. 2001. № 3.
2. Definition of the Constitutional Court the Russian Federation from December, 14th, 2004 № 451 «About refusal in acceptance to consideration of inquiry of the House of Representatives of Legislative Assembly of Sverdlovsk area about check of constitutionality of point 1 of article 374 of the Tax Code of the Russian Federation»//The Bulletin of the Constitutional Court of the Russian Federation. 2005. № 3.
3. Methodical recommendations about application 28 НК the Russian Federations confirmed by the order of the Ministry of Taxes and Tax Collection of Russia from 4/9/2003 № BG-3-21/177//The Financial bulletin. The finance, taxes, insurance, accounting. 2003. № 6.
РЕЦЕНЗИЯ
Актуальность избранной автором статьи обусловлена необходимость создания правовой модели транспортного налога, которая одновременно сочетала бы интересы Российской Федерации, субъектов РФ и налогоплательщиков. Полагаем, что автором достаточно полно исследованы существенные элементы транспортного налога. Учтены правовые позиции Конституционного Суда Российской Федераци.
На наш взгляд, предложенные автором два уровня критериев транспортного налога заслуживают внимания и поддержки.
Проведенное автором статьи исследование является также актуальным в силу возможности использования авторских выводов в правотворческой и правоприменительной деятельности.
Статья А. А. Берестового рекомендуется к опубликованию.
Доктор юридических наук, профессор
А. Н. Позднышов