Секция
«СОВРЕМЕННЫЕ ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА»
УДК 658.7
Д. И. Абрамович Научный руководитель - Е. В. Белякова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
КРИТЕРИИ ВЫБОРА ПОСТАВЩИКА ДЛЯ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Показана роль закупок в деятельности предприятия; рассмотрены основные направления и критерии выбора поставщиков для промышленных предприятий.
За последние три десятилетия значимость закупок продукции производственно-технического назначения в деятельности промышленных предприятий, особенно в промышленно развитых странах, существенно возросла. Из исключительно организационно-технической функции закупки превратились в функцию большой стратегической важности, осуществляемую преимущественно на основе долгосрочных партнерских отношений.
Для промышленных предприятий возможны два направления выбора поставщика: первое - это выбор поставщика из числа компаний, которые уже были поставщиками предприятия (или являются ими) и с которыми уже установлены деловые отношения. В этом случае предприятие уже располагает точными данными о деятельности этих компаний.
Второе - выбор нового поставщика. Данное направление предполагает поиск и анализ требуемого рынка: рынка, с которым компания уже работает, или совершенно нового рынка (в случае принятия решения о диверсификации деятельности).
Для повышения объективности оценки потенциального поставщика промышленные предприятия могут прибегнуть к услугам специализированных агентств, одной из функций которых является подготовка информации о поставщиках. Такой информацией, в частности, может быть оценка финансового положения поставщика по таким показателям, как ликвидность, чистая прибыль, оборачиваемость и др.
Как правило, выбор поставщика, в том числе и промышленными предприятиями, определяется системой критериев, основу которой составляют: цена, качество товара и надежность поставки. Формирование системы критериев отбора поставщиков зависит от корпоративной, включающей и логистическую, стратегии предприятия.
Большинство зарубежных компаний-производителей продукции при выборе поставщика ресурсов используют следующие критерии, представленные в порядке убывания их значимости:
- качество продукции;
- надежность поставщика;
- цена;
- качество обслуживания;
- условия платежа и возможность внеплановых поставок [3].
Как отмечают специалисты, менеджерами по закупкам могут применяться до 60 критериев выбора поставщика. Кроме перечисленных выше, промышленные предприятия используют такие критерии выбора поставщиков как [2; 3]:
- надежность доставки;
- производственные мощности;
- местоположение;
- технический потенциал;
- финансовое положение;
- возможность компромиссов;
- репутация и роль в своей отрасли;
- контроль деятельности;
- оформление товара (упаковка);
- трудовые отношения; и др.
По мнению ряда специалистов, все критерии, применяемые при оценке потенциальных поставщиков, классифицируются на три группы: техническую, организационно-экономическую, психологическую [4].
К первой группе относятся производственная мощность поставщика; прогрессивность технологии; соответствие общепринятым стандартам; наличие дефектов в продукции; развитость инфраструктуры и др.
Вторая группа включает в себя ряд критериев, таких как доступность продукции, условия доставки и сроки поставки продукции, условия ее оплаты, финансовое положение поставщика, его организационная структура и др.
Третья группа критериев включает трудовые отношения, уровень компетентности, договорная дисциплина, уровень взаимодействия и др.
Такая классификация условна и может быть изменена как по названию групп, так и по составу входящих в них критериев. В частности, выбор поставщика и его оценка может осуществляться по таким направлениям как: общая информация, характеризующая деятельность поставщика, данные по результатам выполнения договоров и оценка использования продукции в производственном процессе.
На одном из промышленных предприятий г. Красноярска для оценки поставщиков используют более 20 критериев. Для упрощения процедуры оценки их
Секция «Современнее логистические технологии в развитии аэрокосмического комплекса»
разделили на 5 групп, при этом определив коэффициент влияния каждой группы на итоговую оценку выполнения заказов поставщиком [1].
В российской действительности, где политическая и экономическая нестабильность позволяет вести нечестный бизнес, машиностроительным предприятиям следует больше внимания уделять процедуре выбора поставщика, особенно при выборе новых потенциальных поставщиков, ориентируясь при этом не только на цену продукции, но и другие критерии оценки. Такой подход позволит не ошибиться в поставщике и установить долгосрочные партнерские отношения между ним и промышленным предприятием.
Библиографические ссылки
1. Белякова Е. В., Гильц Н. Е. Выбор поставщиков для предприятий ОПК // Логистика: современные тенденции развития : материалы XМеждунар. науч.-практ. конф. 14, 15 апреля 2011 г. СПб.: СПбГИЭУ, 2011. 524 с.
2. Логистика : учебник / В. В. Дыбская, Е. И. Зайцев, В. И. Сергеев, А. Н. Стерлигова. М. : Эксмо, 2008. 944 с.
3. Сергеев В. И., Эльяшевич И. П. Логистика снабжения. М. : Рид Групп, 2011. 416 с.
4. Степанов В. И. Материально-техническое снабжение : учеб. пособие. М. : Академия, 2009. 192 с.
© Абрамович Д. И., 2012
УДК 658.7
Н. В. Андрияшина Научный руководитель - Д. А. Прокопович Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
ЭВОЛЮЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ ПЛАНИРОВАНИЯ
Выполнен анализ эволюции логистических концепции с позиции характера синхронизационных процессов. определены ключевые особенности различных концепций и описаны основные технологии и стандарты их информационной поддержки. Предложена система методов интеграции и синхронизации в рамках различных концепций и динамики их эволюции.
Одним из значимых резервов повышения эффективности логистического управления является учет и использование возможности интеграции во взаимодействии множества звеньев логистической системы. Оптимальность процессов может быть достигнута путем использования механизмов синхронизации при управлении взаимодействием материальных, финансовых и информационных потоков. Это требует переосмысления принципов, показателей, критериев и методов управления этими потоками в системе заводского транспорта. Синхронизация, как ключевой методологический принцип управления в самоорганизующихся системах имеет приоритетное значение для использования в данной сфере и определяет конфигурацию логистического управления.
Важным фактором, определяющим методы синхронизации в логистике, является логистическая концепция, в рамках которой рассматриваются процессы в логистической системе. Логистическую концепцию можно трактовать как парадигму и платформу поддержки бизнеса и как инструментарий оптимизации ресурсов предприятия при управлении основными и сопутствующими потоками. Возникновение и развитие логистических концепций тесно связано с эволюцией методов управления бизнеса в промышленно развитых странах. Фундаментальными концепциями в логистике являются [1]: информационная, маркетинговая, интегральная.
В современных условиях активно распространяется новая логистическая концепция, которую большинство исследователей называют интегральной парадигмой или концепцией интегрированной логистики. Она по существу развивает информационную и
маркетинговую концепцию, учитывая новые условия бизнеса на современном этапе, в частности [1]:
- новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в конкурентных возможностях фирмы;
- перспективы интеграции между логистическими партнерами, новые организационные отношения;
- новые технологические возможности, в частности, в области гибких производств и информационно-компьютерных технологий, контроля и управления во всех сферах производства и распределения продукции.
Концепция интегрированной логистики заключается в рассмотрении логистики в качестве синтетического инструмента менеджмента, интегрированного материальным потоком для достижения конечных целей бизнеса.
Данная концепция отражает новое понимание бизнеса, где отдельные фирмы, организации, системы рассматриваются как центры логистической активности, прямо или косвенно связанные в единый интегральный процесс управления основными и сопутствующими потоками для наиболее полного и качественного удовлетворения спроса в соответствии с их специфическими потребностями и целями бизнеса.
Ключевым аспектом синхронизации в рамках интегрированной парадигмы является обеспечение эффективной интеграции отдельных звеньев за счет максимального использования возможностей информационного обмена между взаимодействующими звеньями логистической цепи на основе единого оптимизационного критерия.
Интегральная парадигма базируется на рассмотрении всей цепи создания добавленной стоимости