Научная статья на тему 'Эволюция логистических концепций планирования'

Эволюция логистических концепций планирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
493
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андрияшина Н. В., Прокопович Д. А.

Выполнен анализ эволюции логистических концепции с позиции характера синхронизационных процессов. Определены ключевые особенности различных концепций и описаны основные технологии и стандарты их информационной поддержки. Предложена система методов интеграции и синхронизации в рамках различных концепций и динамики их эволюции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эволюция логистических концепций планирования»

Секция «Современнее логистические технологии в развитии аэрокосмического комплекса»

разделили на 5 групп, при этом определив коэффициент влияния каждой группы на итоговую оценку выполнения заказов поставщиком [1].

В российской действительности, где политическая и экономическая нестабильность позволяет вести нечестный бизнес, машиностроительным предприятиям следует больше внимания уделять процедуре выбора поставщика, особенно при выборе новых потенциальных поставщиков, ориентируясь при этом не только на цену продукции, но и другие критерии оценки. Такой подход позволит не ошибиться в поставщике и установить долгосрочные партнерские отношения между ним и промышленным предприятием.

Библиографические ссылки

1. Белякова Е. В., Гильц Н. Е. Выбор поставщиков для предприятий ОПК // Логистика: современные тенденции развития : материалы XМеждунар. науч.-практ. конф. 14, 15 апреля 2011 г. СПб.: СПбГИЭУ, 2011. 524 с.

2. Логистика : учебник / В. В. Дыбская, Е. И. Зайцев, В. И. Сергеев, А. Н. Стерлигова. М. : Эксмо, 2008. 944 с.

3. Сергеев В. И., Эльяшевич И. П. Логистика снабжения. М. : Рид Групп, 2011. 416 с.

4. Степанов В. И. Материально-техническое снабжение : учеб. пособие. М. : Академия, 2009. 192 с.

© Абрамович Д. И., 2012

УДК 658.7

Н. В. Андрияшина Научный руководитель - Д. А. Прокопович Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ЭВОЛЮЦИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ КОНЦЕПЦИЙ ПЛАНИРОВАНИЯ

Выполнен анализ эволюции логистических концепции с позиции характера синхронизационных процессов. определены ключевые особенности различных концепций и описаны основные технологии и стандарты их информационной поддержки. Предложена система методов интеграции и синхронизации в рамках различных концепций и динамики их эволюции.

Одним из значимых резервов повышения эффективности логистического управления является учет и использование возможности интеграции во взаимодействии множества звеньев логистической системы. Оптимальность процессов может быть достигнута путем использования механизмов синхронизации при управлении взаимодействием материальных, финансовых и информационных потоков. Это требует переосмысления принципов, показателей, критериев и методов управления этими потоками в системе заводского транспорта. Синхронизация, как ключевой методологический принцип управления в самоорганизующихся системах имеет приоритетное значение для использования в данной сфере и определяет конфигурацию логистического управления.

Важным фактором, определяющим методы синхронизации в логистике, является логистическая концепция, в рамках которой рассматриваются процессы в логистической системе. Логистическую концепцию можно трактовать как парадигму и платформу поддержки бизнеса и как инструментарий оптимизации ресурсов предприятия при управлении основными и сопутствующими потоками. Возникновение и развитие логистических концепций тесно связано с эволюцией методов управления бизнеса в промышленно развитых странах. Фундаментальными концепциями в логистике являются [1]: информационная, маркетинговая, интегральная.

В современных условиях активно распространяется новая логистическая концепция, которую большинство исследователей называют интегральной парадигмой или концепцией интегрированной логистики. Она по существу развивает информационную и

маркетинговую концепцию, учитывая новые условия бизнеса на современном этапе, в частности [1]:

- новое понимание механизмов рынка и логистики как стратегического элемента в конкурентных возможностях фирмы;

- перспективы интеграции между логистическими партнерами, новые организационные отношения;

- новые технологические возможности, в частности, в области гибких производств и информационно-компьютерных технологий, контроля и управления во всех сферах производства и распределения продукции.

Концепция интегрированной логистики заключается в рассмотрении логистики в качестве синтетического инструмента менеджмента, интегрированного материальным потоком для достижения конечных целей бизнеса.

Данная концепция отражает новое понимание бизнеса, где отдельные фирмы, организации, системы рассматриваются как центры логистической активности, прямо или косвенно связанные в единый интегральный процесс управления основными и сопутствующими потоками для наиболее полного и качественного удовлетворения спроса в соответствии с их специфическими потребностями и целями бизнеса.

Ключевым аспектом синхронизации в рамках интегрированной парадигмы является обеспечение эффективной интеграции отдельных звеньев за счет максимального использования возможностей информационного обмена между взаимодействующими звеньями логистической цепи на основе единого оптимизационного критерия.

Интегральная парадигма базируется на рассмотрении всей цепи создания добавленной стоимости

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

Эволюция логистических концепции с позиций типа синхронизационных бизнес-процессов и моделей планирования

Маркетинговая концепция Информационная концепция Интегрированная концепция

ОАО «Красмаш» Цепь поставок

Миссия: повысить - качество; - прибыль; - КПД; - скорость; - ориентация на интересы клиента; Экономическая часть ориентирована: - на качество; - на клиента; - на скорость; - на сбор информации; - на глобальность; Приоритеты: - интеграция участников; - виртуализация предприятия; - оптимизация цепи поставок; - ориентация на компетентностный подход;

Интеграция внутренняя Интеграция внешняя

Синхронизация внутрипроизводственных процессов Синхронизация логистической цепи на основе единого критерия

Технологии: - планирование потребностей, ресурсов, - точно в срок, - синхронизированное поточное производство. Технологии: - интеграция цепи создания добавленной стоимости; - управление цепями поставок; - 1Т-логистика

(Value Chain), всех внутрифирменных и межорганизационных участков с синхронизацией всех мест стыковки различных этапов продвижения различных видов потоков. Оптимизация цепи, а не учет только локальных функций управления собственного предприятия становится решающим фактором обеспечения конкурентоспособности и доходности бизнеса. Эффективность хозяйственной деятельности отдельного предприятия в интегрированной цепи будет зависеть от достижения управляемого резонанса логистической цепи - результата синхронизации его внутренних потоковых процессов и синхронизации потоковых процессов логистических цепей, участником которых оно является.

Одной из предпосылок возникновения интегральной парадигмы явилось исследование Bullwhip-эффекта (эффекта хлыста), Бауэрсокса в 1969 г. в области взаимодействия и кооперации, Грэйвса в области запасов, производства и дистрибуции [2]. Данный эффект можно отнести к десинхронизации. Возникновению эффекта хлыста способствует местная оптимизация, несогласованность действий участников ЛЦ и недостаточный информационный обмен в ЛЦ [2]. В целом возникает ситуация, при которой незначительные изменения спроса конечного потребителя приводят к значительным отклонениям в планах других участников ЛЦ (субподрядчиков, поставщиков и т. д.). Эффект хлыста вызывает увеличение амплитуды колебаний спроса по мере продвижения информации по ЛЦ, а при его возникновении нарушается бесперебойное движение материальных и информационных потоков в ЛЦ и увеличивается риск невыполнения заказов клиента. В качестве основополагающих причин могут выступать:

• колебания закупочных и продажных цен;

• запаздывания в получении необходимой информации о потребностях;

• отклонения от плановых сроков и объемов производства и поставок.

Интегрированная цепь поставок ориентирована на уменьшение негативных последствий эффекта хлыста. Основополагающим инструментом в этом в со-

временных условиях является концепция SCM -Supply Chain Management - управление цепями поставок. В литературе дается следующее определение: Supply Chain Management - это системный подход к интегрированному планированию и управлению всем потоком информации, материалов и услуг от поставщиков сырья через предприятия и склады до конечного потребителя [2].

Концепции SCM означает ведение бизнеса на принципах стратегического взаимодействия с поставщиками и клиентами. Отличие концепции SCM от традиционных форм организации и управления предприятием состоит в синхронизации основных бизнес-процессов и моделей планирования.

В современных условиях объединение прогрессивных логистических и информационных технологий создает единую основу для интеграции различных потоков в глобальную информационную логистическую систему, обеспечивающую высокую скорость реакции на изменения внешней среды. Это также определяет переход от внутренней интеграции к внешней, ориентированной на синхронизацию взаимодействия элементов логистической цепи на основе единого критерия.

Таким образом, эффект от управления синхронизацией применительно к логистическим системам проявляется в более полном и совершенном учете и употреблении информации в планировании и управлении, за счет использования способностей к взаимодействию различных экономических подсистем имеющих цикличность в цепи всех взаимодействующих подсистем.

Библиографические ссылки

1. Сергеев В. И. Корпоративная логистика: 300 ответов на вопросы профессионалов. М. : Инфра-М, 2005. 976 с.

2. Иванов Д. А. Логистика. Стратегическая кооперация. М. : Вершина, 2006. 176 с.

© Андрияшина Н. В., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.