Научная статья на тему 'Логистический аспект применения методов теории ограничений на промышленном предприятии'

Логистический аспект применения методов теории ограничений на промышленном предприятии Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
54
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андрияшина Н.В., Прокопович Д.А.

Рассматриваются проблемы в области управления производственным потоком. Предлагается перспективный путь решения посредством теории ограничений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORY OF CONSTRAINTS: LOGISTICAL APPLICATIONS FOR INDUSTRIAL ENTERPRISE

The authors consider problems of production flow management and opportunities of Theory of Constraints applications to overcome this problems are.

Текст научной работы на тему «Логистический аспект применения методов теории ограничений на промышленном предприятии»

Решетневскце чтения

УДК 658.7

Н. В. Андрияшина, Д. А. Прокопович

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

ЛОГИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ТЕОРИИ ОГРАНИЧЕНИЙ НА ПРОМЫШЛЕННОМ ПРЕДПРИЯТИИ

Рассматриваются проблемы в области управления производственным потоком. Предлагается перспективный путь решения посредством теории ограничений.

Основными проблемами развития логистики на промышленном предприятии являются:

- нерациональное развитие систем распределения товаров и услуг;

- слабый уровень развития современных систем электронных коммуникаций;

- низкий уровень развития производственно-технической базы складского хозяйства и др.

Эти и другие проблемы логистики предлагаем решить с помощью использования теории ограничений (ТОС - Theory Of Constraints).

Основная идея ТОС заключается в управленческом подходе, обеспечивающем ускорение потока создания ценности. Таким образом, происходит синхронизация цепи поставок на основе акцентирования внимания на ограничивающем поток факторе. При этом решается две проблемы: как максимально использовать ограничение и как подчинить все остальное этому решению. Данная теория рассматривает предприятие как целостную систему в виде цепочки поставок (материально-техническое снабжение, склад материалов, производство, склад готовой продукции, сбыт) и отождествляет эту цепочку с обычной цепью поставок. Пропускную способность отдельных подразделений (или мощность рабочих участков) и всего предприятия можно сопоставить с прочностью отдельных звеньев цепочки и всей цепочки. Согласно теории ограничений, нужно эффективно управлять издержками системы в целом, а не затратами на отдельных участках. Максимизировать объем производства можно за счет подчинения всей системы ритму работы самого слабого звена. Для эффективного управления производственным потоком специалисты выявляют ряд ограничений, требующих устранения. Ограничения - факторы или элементы, определяющие предел результатов деятельности системы [2]. Среди ограничений ТОС выделим ограничения, связанные с обслуживанием клиентов промышленных предприятий: ограничение мощности; ограничение времени; ограничение рынка; поведенческое ограничение [2].

Ограничениями или узкими местами в деятельности предприятия могут быть не только звенья производства, но и управленческие принципы, методики

и процедуры (например, сдельная оплата труда на всех участках). Поэтому нужно очень взвешенно подходить к вопросам повышения эффективности проблемных зон. Например, при общей низкой эффективности сдельной оплаты на проблемном участке она будет наиболее эффективной, потому что в данном случае необходимо обеспечить высокую степень мотивации работающего там персонала, а такой подход позволит людям зарабатывать больше, чем в среднем по отрасли. Примером узкого места в управлении могут быть не соответствующие текущим нуждам предприятия процедуры прогнозирования и планирования. Как правило, недостатки системы управления пытаются нивелировать, внедряя интегрированную информационную систему. При этом в большинстве случаев ограничиваются автоматизацией учетных функций, оставляя неизменными ключевые принципы и методики.

Практика применения теории ограничений в западных компаниях показала, что многие внутренние ограничения удается устранить за 1-6 мес со времени внедрения [2]. В промышленной сфере устранение ограничений редко требует дополнительных инвестиций в оборудование. В этом нет ничего удивительного, если учесть, что многие операции на предприятии могут выполняться на различном оборудовании. Идентифицировав ограничения, можно перенести часть производственных заданий с критических участков на другие, мощности которых полностью не использованы. Такой прием применяется практически на каждом предприятии (даже в непроизводственной сфере). На российских предприятиях основными ограничениями являются не столько производственные мощности, сколько принципы планирования и методы управления закупками, производством и сбытом.

Библиографические ссылки

1. Кокран К. Нас много - потребитель один. Ориентируемся на потребителя. М. : Стандарты и качество, 2009.

2. Беляев А. А., Коротков Э. М. Антикризисное управление : учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М. : ЮНИТИ-Дана,2009.

Логистика в аэрокосмической отрасли

N. V. Andriyashina, D. A. Prokopovich Siberian State Aerospace University named after academician M. F. Reshetnev, Russia, Krasnoyarsk

THEORY OF CONSTRAINTS: LOGISTICAL APPLICATIONS FOR INDUSTRIAL ENTERPRISE

The authors consider problems of production flow management and opportunities of Theory of Constraints applications to overcome this problems are.

© AHgpnamHHa H. B., npoKonoBHH fl. A., 2011

УДК 658.7

Е. В. Белякова, Ю. С. Резанова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

Рассмотрена роль логистической системы в деятельности промышленного предприятия, выявлены проблемы ее функционирования.

В условиях развития экономики и бизнеса, значительных объемов грузоперевозок, превышения предложения над спросом предприятия стремятся к снижению издержек на перевозку и складирование продукции. Получила распространение логистическая концепция управления предприятием. Особенно это актуально для промышленных предприятий с массовым и крупносерийным производством, таких как ООО «Красноярский металлургический завод».

ООО «КраМЗ» является третьим по мощности и самым молодым заводом по производству изделий из алюминия и его сплавов в России. В структуру предприятия входит 6 производственных цехов, из которых основными являются плавильное, прессовое и кузнечное производства. Продукция завода применяется практически во всех отраслях промышленности: строительстве, нефте- и газомашиностроении, специальном машиностроении, приборостроении, авиакосмической технике, медицинской технике, автомобилестроении и др.

Любое промышленное предприятие, в том числе и ООО «КраМЗ», можно рассмотреть как логистическую систему, включающую в себя элементы управления материальными потоками и сопутствующей информации. При этом транспортная логистика выступает ее главным атрибутом, поскольку соединяет предприятие с важнейшими звеньями логистической цепи - поставщиком и покупателем. От работы данной системы и соответствующего отдела предприятия зависит оптимизация издержек на транспортировку, а также доставка грузов необходимого количества и качества получателям точно в срок.

ООО «КраМЗ» расположен в одной промышленной зоне с основным поставщиком сырья - ОАО «Красноярский алюминиевый завод», что позволяет значительно снизить себестоимость выпускаемой

продукции за счет минимальных затрат на транспортировку сырья, а также заметно сократить время доставки сырья, и это дает возможность оперативно реагировать на ситуацию на рынке и варьировать объем поставок.

В отличие от поставщиков сырья, потребители готовой продукции исследуемого предприятия находятся по всему миру - в государствах Евросоюза, США, Южной Корее, Израиле, Турции, Австралии и других странах.

На сегодняшний день транспортной логистикой предприятия проработаны и решены следующие задачи:

- созданы транспортные системы в транспортной логистике;

- спланированы транспортные процессы на различных видах транспорта;

- определены рациональные маршруты;

- определены виды транспортных средств и др.

Предприятие пользуется услугами экспедиторов

по перевозке грузов, арендует транспортные средства. При осуществлении экспорта продукции за рубеж используется автомобильный, железнодорожный, водный транспорт (см. рисунок), а также осуществляются мультимодальные перевозки.

Однако возникают проблемы в области совместного планирования транспортного процесса со складским и производственным процессом, а также соблюдения сроков доставки грузов.

Можно выделить три наиболее проблемных этапа транспортной логистической цепи:

- производство (необходимая продукция должна быть произведена в согласованные с контрагентом сроки);

- декларирование товаров;

- перевозка и передача товаров получателю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.