Научная статья на тему 'Критерии социальной компетентности будущих педагогов профессионального обучения'

Критерии социальной компетентности будущих педагогов профессионального обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1103
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / РАЗВИТИЕ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / SOCIAL COMPETENCE / CRITERIA FOR SOCIAL COMPETENCE / FORMING OF SOCIAL COMPETENCE / DEVELOPMENT OF SOCIAL COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нурутдинова Жанна Викторовна

Статья посвящена социальной компетентности будущих педагогов профессионального обучения. В статье рассмотрены основные критерии социальной компетентности будущего педагога профессионального обучения, а также формирование и развитие социальной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Criteria for social competence of future teachers of professional training

The article touches upon the problem of social competence of future teachers of professional training. The main criteria of social competence of future teachers of professional training and the problems of forming and development of social competence are also considered in the article.

Текст научной работы на тему «Критерии социальной компетентности будущих педагогов профессионального обучения»

Ж. В. Нурутдиноба. Критерии социальной компетентности будущих педагогов профессионального обучения

УДК 378.14.015

Ж. В. Нурутдиноба

КРИТЕРИИ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ

Статья посвящена социальной компетентности будущих педагогов профессионального обучения. В статье рассмотрены основные критерии социальной компетентности будущего педагога профессионального обучения, а также формирование и развитие социальной компетентности.

The article touches upon the problem of social competence of future teachers of professional training. The main criteria of social competence of future teachers of professional training and the problems of forming and development of social competence are also considered in the article.

Ключевые слова: социальная компетентность, критерии социальной компетентности, формирование социальной компетентности, развитие социальной компетентности.

Key words: social competence, criteria for social competence, forming of social competence, development of social competence.

Будущий педагог профессионального обучения должен обладать рядом компетентностей. Назовем их базовыми, или ключевыми, компе-тентностями.

Ключевые компетентности - наиболее общие, универсальные способности, позволяющие человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни в условиях конкретного общества. Ключевые компетентности приобретаются в образовательном процессе в результате опыта их успешного применения, они проявляются в деятельности [1].

Одной из ключевых компетентностей будущего педагога профессионального обучения, на наш взгляд, должна стать социальная компетентность.

Социальная компетентность будущего педагога профессионального обучения прежде всего определяется как способность умело и адекватно взаимодействовать с людьми, коллективами людей, развивать отношения, выстраивать свое поведение в зависимости от ситуации и в соответствии с принятыми в социуме на данный момент нормами и стандартами. Для педагога очень важно понимать желания, ожидания и требования других людей, учитывать и уважать их права и обязанности. Для педагога профессионального обучения также необходимо выстраивать свое

НУРУТДИНОБА Жанна Викторовна - аспирант кафедры педагогики Волжского государственного инженерно-педагогического университета © Нурутдинова Ж. В., 2009

поведение с учетом конкретных обстоятельств, принимая во внимание других людей, ограничения социальных структур и собственные требования [2].

Развитие социальной компетентности будущих педагогов профессионального обучения способствует, во-первых, повышению их общего уровня образованности, расширению знаний об окружающей действительности и о себе; во-вторых, становлению педагога как полноценного члена общества, активно участвующего в социальной жизни, осуществляющего взаимодействия с социумом, выполняющего различные социальные роли; в-третьих, стимулирует приобретение и развитие социально и профессионально значимых качеств, способностей и умений, которые позволяют более успешно ориентироваться в жизненно важных процессах, адекватно реагировать на воздействия окружающей среды, а также стимулирует профессиональное саморазвитие и самосовершенствование [3].

Формирование социальной компетентности будущего педагога профессионального обучения осуществляется через содержание образования, которое включает в себя не только перечень учебных предметов, но и профессиональные навыки и умения, которые формируются в процессе овладения предметом, а также посредством активной позиции студента в социальной, политической и культурной жизни вуза. Все это в комплексе формирует и развивает личность будущего педагога профессионального обучения таким образом, чтобы она обладала способами саморазвития и самосовершенствования, что обеспечивало бы ему эффективное функционирование как субъекта-профессионала в системе «человек -человек».

Обучение социальной компетентности представляет собой овладение инструментарием, который позволит специалисту:

- принимать решение относительно себя самого и стремиться к пониманию собственных чувств и требований;

- забывать блокирующие неприятные чувства и собственную неуверенность;

- представлять, как следует достигать цели наиболее эффективным образом;

- правильно понимать желания, ожидания и требования других людей, взвешивать и учитывать их права;

- анализировать область, определяемую социальными структурами и учреждениями, роль их представителей и включать эти знания в собственное поведение;

- представлять, как с учетом конкретных обстоятельств и времени вести себя, принимая во внимание других людей, ограничения социальных структур и собственные требования;

Педагогика

- отдавать себе отчет, что социальная компетентность не имеет ничего общего с агрессивностью и предполагает уважение прав и обязанностей других.

Формирование социальной компетентности представляет собой процесс овладения алгоритмами деятельности, позволяющими индивиду рефлексировать внешние предписания ситуации и реализовывать соответствующее влияние на нее, учитывая необходимость приспособления к социальным правилам и ожиданиям и неизбежные изменения социальных правил и институтов.

Рассмотрим основные критерии социальной компетентности для выпускника учреждения высшего профессионального образования - будущего педагога профессионального обучения.

В качестве основных субъектов его социального взаимодействия выступают: члены собственной семьи, преподаватели вуза, сверстники, широкий круг лиц различного возраста и социального статуса.

Основными особенностями социальной позиции являются: выполнение разнообразных учебных требований как в образовательном учреждении, так и вне его; дипломированный специалист; деловой партнер в профессиональной среде; носитель социальной роли лица с высшим образованием; субъект брачных отношений.

Социальную компетентность мы разбили на три составляющие:

1) знания, умения (какими знаниями и умениями будущий педагог профессионального обучения должен обладать); 2) ценностные ориентации, готовность к действию (какими ценностными ориентациями должен обладать будущий педагог профессионального обучения, каким принципам готов следовать и т. д.); 3) поведение, действия (как будущий педагог профессионального обучения должен реализовывать свои действия, выстраивать свое поведение). По каждой составляющей определили критерии, которым, на наш взгляд, должен соответствовать будущий педагог профессионального обучения. Соответствие данным критериям дает право называть будущего педагога профессионального обучения социально компетентным специалистом.

Основные критерии социальной компетентности будущих педагогов профессионального обучения мы отразили в таблице.

Рассматривая компетентность как качество личности, необходимо отметить, что в образовании это - личность, свободно ориентирующаяся в широком круге вопросов, знаний и способов деятельности в социальной, психолого-педагогической, общепрофессиональной и отраслевой сферах, а также способная к эффективному практическому действию в соответствии с конкретными целями и задачами, готовая к дальнейшему

самосовершенствованию и саморазвитию. Иначе говоря, результатом образования является именно такая личность, какая предполагается в идеале многими педагогами-исследователями как продукт «образования», т. е., по выражению Н. К. Чапаева, «интегративно-целостный человек».

Кроме того, будущий педагог профессионального обучения после окончания вуза должен быть готов к деятельности в современных условиях динамичных изменений как в мире технологий, так и в общественной жизни, к созданию нового в сфере своей профессиональной деятельности. Он также должен быть способен успешно действовать даже в неординарных ситуациях, проявляя творческое мышление. Как отмечал А. А. Вербицкий, для современного специалиста важно уметь решать проблемы, а не задачи с готовыми ответами. При этом компетентным педагог профессионального обучения может являться только тогда, когда он полностью отдает себе отчет в социальной значимости своей профессиональной деятельности и в возможных ее негативных последствиях для людей, с которыми он взаимодействует, общества и мира в целом.

Он должен соразмерять свою деятельность с перспективой развития той сферы, где он трудится, строить ее в соответствии с ожиданиями общества, а не ее минимальными требованиями. Из этого следует, что компетентность педагога профессионального обучения - это проявленные им на практике стремление и готовность реализовать свой потенциал (знания, умения, опыт, личностные качества и др.) для успешной и продуктивной деятельности в профессиональной и социальной сфере, осознание ее социальной значимости и личной ответственности за результаты этой деятельности, необходимость ее постоянного совершенствования. Будущий педагог профессионального обучения, согласно компетент-ностному подходу, должен не просто быть снабжен знаниями, а уметь целенаправленно применять на практике эти знания и прилагать качества и способности, развитые в процессе обучения, к тем или иным жизненным обстоятельствам и социальным условиям.

Профессия педагога профессионального обучения, которая относится к типу «человек - человек», является по предмету своего труда соци-ономической (взаимодействие людей). Соответственно содержание профессиональной компетентности этого специалиста может быть существенно расширено, если отнести к сфере полномочий будущего педагога профессионального обучения все вопросы социального взаимодействия.

Таким образом, социальная компетентность, обеспечивающая все эти личностно-профессио-нальные качества и способности педагога

Ж. В. Нурутдинова. Критерии социальной компетентности будущих педагогов профессионального обучения

Критерии социальной компетентности

Знания, умения Ценностные ориентации, готовность к действию Поведение, действия

-научное представление о социальных явлениях - осознание себя как человека в мире, социуме, группе, как индивида, личность - реализация индивидом различных социальных позиций

- знание прав и свобод человека и гражданина - осознание себя как члена общества, своих функций как гражданина - успешное взаимодействие с другими членами общества, группы

-освоение культуры социальных отношений -готовность к диалогу, сотрудничеству при выполнении своих социальных функций - свободная ориентация в информационном пространстве

- знание родного языка - понимание желаний, ожиданий и требований других людей -реализация возможности коммуникативных связей для решения профессиональных задач

- совершенствование речевой культуры -уважение прав и обязанностей других людей -выстраивание поведения с учетом конкретных обстоятельств, принимая во внимание других людей, ограничения социальных структур и собственные требования

-знание норм и обычаев своего народа, социума, группы - ответственность, целеустремленность, уверенность в себе -обоснование своей позиции по вопросам социальной и политической жизни

- владение современными средствами общения, информационными технологиями - готовность систематически приобретать новые знания и делиться ими с другими - совершенствование, приобретение и передача другим профессиональных знаний, умений, навыков, опыта

- знание основ педагогической деятельности, способов приобретения, хранения и передачи социального опыта - готовность следовать правилам, обычаям, традициям жизни своего народа, реализовывать общечеловеческие ценности - целенаправленное взаимодействие с людьми в профессионально-трудовой сфере

профессионального обучения, приобретает во многом определяющее значение в его профессиональном становлении.

Следовательно, социальная компетентность специалиста, работающего в системе «человек -человек», становится одновременно и профессиональной, и чем раньше она будет развиваться, тем легче будет проходить процесс социализации человека.

В заключение отметим, что процесс социализации является одной из важнейших проблем отечественной педагогики и смежных наук, так как от этого зависит формирование таких качеств, как самостоятельность мышления, отношение к человеку как к наивысшей ценности, наиболее полное раскрытие способностей лич-

ности и ее самореализация, а также является важным аспектом духовно-нравственного, социально значимого процесса воспитания личности и подготовке ее к жизни в обществе.

Примечания

1. Петров А. Ю. Компетентностный подход в непрерывной профессиональной подготовке инженерно-педагогических кадров. Н. Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2005. 407 с.; Равен Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация. М., 2002. (англ. 1984).

2. Пономарева Г. Проблемы социализации личности и современное образование // Лицейское и гимназическое образование. 2003. № 2.

3. Зеер Э. Ф., Павлова А. М., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: ком-петентностный подход. М., 2005.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.