6. Shram V. P. Realization of students' academic freedoms in the educational system. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija 3: Pedagogika ipsihologija, 2007, no. 3, pp. 97-101.
© Н. Ю. Шапошникова, 2016
Автор статьи - Наталья Юрьевна Шапошникова, преподаватель, Институт иностранных языков ДС, г. Москва, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
И. А. Мазаева, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации.
О. А. Машкина, кандидат педагогических наук, доцент, Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова.
УДК 371.01 DOI 10Л7238^П1998-5320.2016.24.Ш
И. В. Беринская, Иркутский государственный университет
ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА К ОРГАНИЗАЦИОННО-УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ
Современное общество предъявляет более высокие требования к образованию, выполняющему социальный заказ в подготовке специалистов, обладающих глубокими устойчивыми знаниями в своей профессиональной области. Профессиональная подготовка социального педагога должна быть дополнена функциями самоуправления и управления субъектной деятельностью. В процессе обучения обнаруживается противоречие между необходимостью реализации будущим социальным педагогом функций управления в структуре образовательного учреждения на разных уровнях и недостаточным уровнем системно-управленческой компетентности студента в образовательной сфере. Проблемы решаются при включении в учебные планы дисциплин управленческой направленности. Это позволяет целенаправленно формировать психологический, содержательный и практический компоненты готовности к организационно-управленческой деятельности в образовательных организациях.
Ключевые слова: профессиональная подготовка социального педагога, организационно-управленческая деятельность, системно-управленческая компетентность.
На современном этапе образование переживает наряду с другими формами социальной действительности (культура, наука) сложные, неоднозначные времена. Общество предъявляет более высокие требования к образованию, выполняющему его социальный заказ в подготовке специалистов, обладающих глубокими устойчивыми знаниями в своей профессиональной области, легко ориентирующихся в меняющихся условиях жизнедеятельности, умеющих быстро обучаться и переобучаться, готовых к конструктивному взаимодействию со всеми участниками образовательного процесса.
В связи с этим возрастают требования к будущему педагогу - его социальной и профессиональной мобильности, уровню интеллектуального развития, профессиональной культуре, способности учиться на протяжении всей жизни.
Сфера вузовского обучения является самым ответственным звеном профессиональной подготовки специалистов в цепи организованных институтов образовательной системы. От качества организации процесса обучения и управления образовательным процессом профессиональной подготовки во многом зависит дальнейшее комфортное пребывание человека в будущей профессиональной деятельности, его готовность оперативно решать нестандартные проблемы в производственных и коммуникативных ситуациях.
Первостепенная задача высшей школы - помочь овладеть студентам средствами мышления и деятельности. Содержание образования как важнейший фактор экономического и социального прогресса должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её
самореализации. Традиционная обучающая деятельность будущего педагога должна быть дополнена функциями самоуправления и управления субъектной деятельностью, требующей предварительного проектирования предстоящей деятельности на основе анализа, диагностики, мониторинга, экспертизы [2; 3; 8; 9].
Особое внимание организации данного процесса уделяется и в структуре профессиональной подготовки социального педагога. Однако в процессе обучения обнаруживается противоречие между необходимостью реализации социальным педагогом функций управления в структуре образовательного учреждения на разных уровнях и недостаточным уровнем системно-управленческой компетентности педагога в образовательной сфере.
Отвечая за состояние своего «участка» социального пространства в образовательном или специализированном учреждении, такой специалист, как социальный педагог, должен на профессиональном уровне владеть всеми функциями управления, которые в литературе рассматриваются как этапы или «относительно самостоятельные виды управленческой деятельности» [1; 4; 6; 7].
Для анализа профессиональной готовности социального педагога к управлению целостным социально-педагогическим процессом, изучения уровня развития системно-управленческой компетентности в образовательной среде было проведено исследование на базе факультета педагогики Педагогического института ФГБОУ ВО «Иркутский государственный университет». В исследовании приняли участие 14 студентов, обучающихся в магистратуре по направлению «Педагогическое образование», магистерская программа «Социальная педагогика».
В структуре исследования были определены критерии готовности к организационно-управленческой деятельности в образовательной среде: мотивационно-личностная направленность на организационно-управленческую деятельность (наличие у студентов положительной мотивации и интереса к организационно-управленческой деятельность в рамках выбранной специальности); когнитивная направленность на организационно-управленческую деятельность (объём теоретических знаний и организационно-управленческих способностей); деятельностная направленность на организационно-управленческую деятельность (сформированность практических умений и навыков, умение адекватно ситуации применять способы воздействия, устанавливать контакт с людьми, овладение рефлексивными навыками).
В результате выявления уровня готовности студентов, обучающихся в магистратуре, к организационно-управленческой деятельности в образовательной среде были получены следующие результаты:
- прогнозируя ролевое поведение участников команды, 14 % выразили способность разъяснять цели в работе с командой, мотивировать коллег к совместной творческой деятельности; 14 % способны работать в режиме высокого напряжения, преодолевать препятствия для достижения цели; 21 % готов изучать ресурсы коллектива, новые возможности, развивать новые контакты для улучшения деятельности; предлагать оригинальные идеи, решать сложные, нестандартные задачи считают возможным только 7 %; претворять в жизнь идеи и планы готовы 23 % участников; выразили готовность выстраивать сложные отношения с коллегами 14 %, готовность вовремя увидеть ошибки, чётко соблюдать сроки выполнения задания и активизировать других - 7 %;
- оценка уровня знаний основ менеджмента в образовании показала низкий уровень - 28 %, средний уровень - 44 %, выше среднего - 28 %, высокий уровень - 0 %;
- на основе самооценки студентов способности владения аналитическими функциями управления (где функция анализа является первостепенной в управленческом цикле в условиях модернизации образования) наибольшую сложность представляют такие функции, как: оперативно анализировать учебно-воспитательный процесс, прогнозировать потенциальные возможности коллектива и необходимые коррективы его социально-психологического климата - 21 %; осознавать перспективу своего профессионального развития - 7 %, определять особенности своего индивидуального стиля -21 %, диагностически формулировать цели и задачи - 14 %, умение гибко перестраивать педагогические цели и задачи по мере изменения педагогической ситуации вызывает трудность у 37 % респондентов.
Совершенно очевидно, что для грамотного выполнения этих функций студент должен пройти специальную подготовку, которая представляется нам возможной и целесообразной в рамках обучения в вузе при включении в учебные планы дисциплин управленческой направленности.
Полученные результаты определили необходимость решения проблем, с которыми сталкиваются студенты в процессе изучения дисциплины «Социально-педагогический менеджмент
в образовательной среде». Это позволило создать условия для формирования базовой профессиональной готовности к управлению целостного социально-педагогического процесса, развития системно-управленческой компетентности в образовательной среде; готовности организовывать межведомственное взаимодействие со специалистами разного уровня и грамотно организовывать командную работу для решения задач развития образовательной организации [7].
Формирование готовности студентов вуза к организационно-управленческой деятельности рассмотрено на основе системно-структурного подхода. С его помощью структурировано содержание модели формирования готовности студентов, которая позволяет нам показать целостную совокупность взаимосвязанных компонентов и их функций, между которыми существуют системообразующие связи, определяющие их взаимообусловленность [2]. Данный процесс проводился поэтапно, на основе установленных в модели задач, направленных на целенаправленное формирование психологического, содержательного и практического компонентов готовности к организационно-управленческой деятельности:
1) формирование системы знаний о роли и возможностях социального менеджмента в процессе управления целостным социально-педагогическим процессом образовательной организации;
2) формирование компетентности осуществлять основные функции управления при решении поставленных социально-педагогических задач;
3) развитие системно-управленческой компетентности студентов на репродуктивно-аналитическом, исследовательском уровнях;
4) формирование готовности организовывать командную работу для решения задач развития образовательной организации, реализации опытно-экспериментальной работы;
5) содействие готовности использовать индивидуальные и групповые технологии принятия решений в управлении образовательной организации, опираясь на отечественный и зарубежный опыт.
В процессе изучения дисциплины раскрываются содержание, задачи, условия, структура социально-педагогического процесса с точки зрения управления данным процессом; специфика профессиональной деятельности социального педагога с разными категориями детей, нуждающихся в социально-педагогической помощи, сопровождении и поддержке; студенты включены в процесс междисциплинарного и межведомственного взаимодействия со специалистами разного уровня для решения профессиональных задач [6; 7].
Процесс формирования готовности студентов к организационно-управленческой деятельности осуществляется как через теоретическую подготовку, так и через организацию специальных практикумов, защиту исследовательских проектов, решение ситуационных управленческих задач, стажёр-ско-управленческой практики в образовательных организациях [5]. В структуре семинарских занятий основной акцент в работе со студентами делается на развитие мотивации, психологической готовности, потребности и стремления к управленческой деятельности, несмотря на отсутствие первоначального опыта. Данная система реализуется посредством комплекса педагогических условий:
- формирование положительной мотивации студентов к организационно-управленческой деятельности;
- использование профессиональной подготовки студентов в формировании системы знаний об организационно-управленческой деятельности;
- формирование у студентов в процессе их профессиональной подготовки практических умений и навыков в области организационно-управленческой деятельности;
- включение студентов в рефлексивно-оценочную деятельность в процессе формирования их знаний и практических умений в области организационно-управленческой деятельности.
Таким образом, при создании специальных условий использования возможностей образовательной среды педагогического вуза, управления процессом формирования у студента готовности к организационно-управленческой деятельности в образовательной организации необходимо, чтобы содержание изучаемых дисциплин носило практико-ориентированный характер; формы и методы управленческой деятельности были понятны, логически обоснованы и легко применимы в школьной практике; а также организовано конструктивное взаимодействие со всеми субъектами учебно-воспитательного процесса. Такой подход будет способствовать педагогической, управленческой самореализации студентов, обладающих потенциальными лидерскими качествами, стремящихся быть руководителями. В целом, изучение психолого-педагогических дисциплин, менеджмента в образовании, организации управленческих практикумов, тренингов, защиты исследовательских проектов позволит достичь достаточно высокой степени готовности выпускников к организационно-управленческой деятельности в общеобразовательных организациях всех типов.
Библиографический список
1. Гончаров, М. А. Основы менеджмента в образовании : учеб. пособие для студ. вузов / М. А. Гончаров. - М. : Кнорус, 2006. - 476 с.
2. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования / В. И. Загвя-зинский, Р. М. Атаханов. - М., 2001. - 208 с.
3. Зимняя, И. А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов и проблем образования? / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2005. - № 11. - С. 20-26.
4. Корзникова, Г. Г. Менеджмент в образовании: практический курс : учеб. пособие / Г. Г. Корзникова. - М. : Академия, 2008. - 288 с.
5. Малюк, В. И. Менеджмент: Деловые ситуации, практические задания, курсовое проектирование : практикум / В. И. Малюк. - М. : Кнорус, 2009. - 304 с.
6. Методика и технологии работы социального педагога : учеб. пособие для вузов [Гриф УМО] / Б. Н. Алмазов [и др.] ; ред. М. А. Галагузова, Л. В. Мардахаев. - М. : Академия, 2004. - 191 с.
7. Теоретические основы профессиональной подготовки социального педагога как социально-педагогического менеджера : монография / Н. Г. Санникова; Рос. гос. проф.-пед. ун-т. - Екатеринбург : Издательство РГППУ, 2008. - 166 с.
8. Сластенин, В. А. Общая педагогика : учебное пособие : в 2 ч. Ч. 2 / В. А. Сластенин. - М. : Владос, 2002. - 254 с.
9. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами : учебное пособие / Т. И. Шамова, Т. М. Давыденко, Г. Н. Шибанова. - М. : Академия, 2002. - 384 с.
I. V. Berinskaya, Irkutsk state university
FORMATION OF READINESS OF STUDENTS OF HIGHER EDUCATION INSTITUTION FOR ORGANIZATIONAL AND ADMINISTRATIVE ACTIVITY IN THE EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Modern society places more great demands on the education which is carrying out the social order in training of specialists, having profound steady knowledge in the professional area. Vocational training of the social teacher has to be added with functions of self-government and management of subject activity. In the course of training the contradiction between need of realization by future social teacher of functions of management for structure of educational institution at the different levels and the insufficient level of system and administrative competence of the student in the educational sphere is found. Problems are solved at inclusion in curricula of disciplines of an administrative orientation. It allows to form purposefully psychological, substantial and practical components of readiness for organizational and administrative activity in the educational organizations.
Keywords: vocational training of the social teacher, organizational and administrative activity, system and administrative competence.
References
1. Goncharov M.A. Osnovy menedzhmenta v obrazovanii [Fundamentals of management in education] - Moscow: Knorus, 2006. - 476 p.
2. Zagvyazinskii, V.I., Atakhanov R.M. Metodologiya i metody psikhologo-pedagogicheskogo issledovaniya [Methodology and methods of psychological and pedagogical research]. Moscow, 2001. 208 p.
3. Zimnyaya I.A. Competence approach. What is its place in the system of modern approaches and educational problems? Vysshee obrazovanie segodnya. 2005. No 11. pp. 20-26.
4. Korznikova G.G. Menedzhment v obrazovanii [Management in education]. Moscow: Akademiya, 2008. - 288 p.
5. Malyuk V.I. Menedzhment [Management]. Moscow: Knorus, 2009. 304 p.
6. Almazov B.N., Belyaeva M.A., Bessonova N.N. Metodika i tekhnologii raboty sotsial'nogo pedagoga [Methods and techniques of social work educator]. Moscow: Akademiya, 2004. 191 p.
7. Sannikova N.G. Teoreticheskie osnovy professional'noi podgotovki sotsial'nogo pedagoga kak sotsial'no-pedagogicheskogo menedzhera [Theoretical bases of vocational training of the social teacher as a social and pedagogical manager: monograph]. Ekaterinburg: RGPPU, 2008. 166 p.
8. Slastenin V.A. Obshchaya pedagogika [General pedagogy] in 2 parts. Part. 2. Moscow: Vlados, 2002. 254 p.
9. Shamova T.I., Davydenko T.M., Shibanova G.N. Upravlenie obrazovatel'nymi sistemami [Management of educational systems]. Moscow: Akademiya, 2002. 384 p.
© И. В. Беринская, 201б
Автор статьи - Инна Владимировна Беринская, кандидат педагогических наук, доцент, Иркутский государственный университет, e-mail: [email protected]
Рецензенты:
Г. П. Геранюшкина, кандидат психологических наук, доцент, Байкальский государственный университет, г. Иркутск.
А. И. Тимошенко, доктор педагогических наук, профессор, Иркутский государственный университет.
УДК 371.3 DOI 10.17238/issn1998-5320.2016.24.115
Е. Н. Белая,
Омский государственный университет им. Ф. М. Достоевского
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА ЛЕКЦИЯХ ПО КУРСУ «ВВЕДЕНИЕ В ТЕОРИЮ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ»
Статья посвящена интерактивным методам, которые используются на лекциях по курсу «Введение в теорию межкультурной коммуникации». Творческие задания, работа в малых группах, диспут, «мозговой штурм», анализ ситуаций способствуют усвоению студентами учебного материала и направлены на развитие критического мышления, умения анализировать, аргументировать, общаться с другими людьми.
Ключевые слова: интерактивный метод, саморефлексия, мозговой штурм, кейс-стади.
Современный подход к обучению должен ориентировать на внесение в процесс обучения новизны, обусловленной особенностями динамики развития жизни и деятельности, спецификой различных технологий обучения и потребностями личности, общества и государства в выработке у обучаемых социально полезных знаний, убеждений, черт и качеств характера, отношений и опыта поведения. А это означает, что приоритет в работе преподавателя отдаётся приёмам опосредованного педагогического воздействия. В связи с этим на первый план выдвигаются диалогические методы общения, совместный поиск истины, развитие через создание воспитывающих ситуаций, разнообразную творческую деятельность. Основные методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения.
Слово «интерактив» пришло к нам из английского, от слова interact: inter - «взаимный», act -«действовать». Интерактивный означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком). Интерактивное обучение - это диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучающегося. Все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и своё собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы. Одна из целей состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.
В ходе диалогового обучения студенты учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. С. И. Заир-Бек и И. В. Муштавинская считают, что критическое мышление становится точкой опоры, естественным способом взаимодействия с идеями и информацией [1]. И действительно, очень часто человек оказывается перед проблемой выбора информации, поэтому необходимо выработать умения не только овладевать информацией, но и научиться рассматривать её в разных аспектах. Получаемая информация должна быть не только усвоена, но и отрефлексирована, тогда она становится достоянием личности. Добиться подобного результата можно только в процессе диалога, так как он предполагает активный обмен информацией и является совместной творческой деятельностью.