Научная статья на тему 'Критерии сепарации участников реального рынка и количественной оценки рыночной конкуренции'

Критерии сепарации участников реального рынка и количественной оценки рыночной конкуренции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
96
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОНОПОЛИСТ / ОЛИГОПОЛИСТЫ / ДОМИНАТОРЫ / ИДЕАЛЬНАЯ КОНКУРЕНЦИЯ / ИНДЕКСРЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ / MONOPOLIST / OLIGOPOLIST / DOMINATOR / IDEAL COMPETITION / INDEX OF MARKET COMPETITION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Smaragdov I. A., Motohin A. M.

In this article are offered the two non-contradictory criteria, having logical and "physical" meaning, of market participants ' separation for monopolists, oligopolists, dominators and ordinary participants, which give the opportunity to evaluate market competition.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии сепарации участников реального рынка и количественной оценки рыночной конкуренции»

сельхозтоваропроизводителей сделан на субсидирование затрат. Проблемам регулирования цен, к сожалению, стабилизации конъюнктуры аграрного рынка уделяется гораздо меньше внимания.

Библиографический список

1. Анимица Е.Г. Малый бизнес в России. М.: ИНФРА-М, 2002.

2. Блинов А.О., Шапкин И.Н. Малое предпринимательство: теория и практика (уч. для вузов). М.: Дашков и Ко, 2003.

3. Буянкина А.Н. Малый бизнес: государственное регулирование. М.: ИНФРА-М, 2004.

4. Видяпина В.И., Степанова М.В. Региональная экономика: уч. для вузов. М.: ИНФРА-М, 2007.

5. Кушлина В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. М.: РАГС, 2005.

6. Лапуста М.Г., Старостин Ю.Л. Малое предпринимательство. М.: ИНФРА-М, 2005.

J.G. Tarasova

Development of the basic directions of perfection of system of the state support of small business

In article necessity perfection of the state support of small-scale business is proved.

Key words: the state support, perfection, zoning, the analysis, the territorial-industrial complex, strategy.

УДК 339.137:338.242.2

И.А. Смарагдов, д-р техн. наук, профессор, (Россия, Тула, ТулГУ);

А.М. Мотохин, аспирант, 8-910-165-31-76 (Россия, Тула, ТулГУ)

КРИТЕРИИ СЕПАРАЦИИ УЧАСТНИКОВ РЕАЛЬНОГО РЫНКА И КОЛИЧЕСТВЕННОЙ ОЦЕНКИ РЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ

Предложены два непротиворечивых и имеющих логический и «физический» смысл критерия сепарации участников реального рынка на монополистов, олигополистов, доминаторов и рядовых участников, позволяющие оцениватърыночную конкуренцию нареалъномрынке.

Ключевые слова: монополист, олигополисты, доминаторы, идеальная конкуренция, индексрыночной конкуренции.

Вопросы, связанные с анализом рыночной конкуренции, не могут не быть одним из важных направлений развития теории рыночной экономики. Естественно, что в этом направлении достигнуты

значительные результаты, позволяющие, в частности, лучше понимать структуру различных рынков, характеры распределения и концентрации на них рыночных долей участников, степени влияния таких распределений на возможное доминирование определенного количества участников рынка и, следовательно, на уровень рыночной конкуренции [1-9; 15-18]. В представленной работе предлагаются два критерия сепарации (отбора) участников рынка по их рыночным долям, последовательно сопоставляемым с долей рынка, контролируемой предшественниками из ранжированного по убыванию величины рыночных долей списка участников реального рынка. Укажем, что идея такого подхода принадлежит Линду, а обоснованная критика его критерия приведена в работах [15-16]. Условимся именовать первого участника такого списка Лидером рынка.

1. Критерий отбора ДОМИНАТОРОВ

Термин «доминатор» (синоним — «лидер»), строго говоря, должен употребляться только в единственном числе [6-7; 10-14], однако в настоящее время получило широкое распространение использование обоих терминов во множественном числе, хотя по смыслу это преврящает единственных «лидеров» и «доминаторов» во многочисленных «превалиаторов» (использовать последний термин мы не рискнули).

Для отбора доминаторов рынка предлагается следующий имеющий ясный логический и «физический» смысл критерий:

очередной из ранжированного по убыванию рыночных долей участников списка (1+1)-й участник рынка включается в число доминаторов рынка, если увеличение (за счет его доли) осредненной по (1+1) участникам рыночной доли, контролируемой доминаторами, после

£ - £

его включения в их число (—--) равно или превышает уменьшение (за

. + 1

счет роста числа доминаторов) средней рыночной доли, приходящейся на одного доминатора, после включения в их число (1+1)-го участника

Д- £+14

(—--—), т. е. критерии имеет вид:

. . +1

£>, - £

—Ш— > 1 £_. (1) . . +1

Возможна и такая интерпретация: очередной участник рынка включается в число доминаторов, если после его вхождения рыночная доля доминаторов £.+1 удовлетворяет условию:

'1+1Л

(2)

V 2- у

Другими словами, участник рынка входит в число доминаторов, если контролируемая им доля рынка удовлетворяет неравенству:

£

2. ’ <3)

где £ — суммарная доля рынка, контролируемая 1 доминаторами, доля

Я каждого из которых не уступает его рыночной доле Я +1.

Ясно, что для включения (1+1)-го участника в группу доминаторов

я

рынка необходимо, чтобы относительные значения — были равны или

превосходили минимально допустимые, численные значения которых для первых десяти участников-доминаторов (. = (1...9)) приведены ниже в

табл. 1.

Таблица 1

1 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Я+1 £■ 0,5 0,25 0,167 0,125 0,1 0,083 0,071 0,063 0,056

Тогда:

- второй участник рынка признается доминатором, если его рыночная доля равна или превышает 0,5 доли лидера; третий — если его рыночная доля равна или больше 0,25 суммарной доли лидера и второго участника-доминатора ит. д.;

- если пять доминаторов контролируют 60 % рынка, то шестым доминатором может быть участник, контролирующий рыночную долю, равную или превышающую 60 %*0,1 = 6 %; если же на долю первых пяти приходится 80 % рынка, шестой признается доминатором, если его доля равна или больше 8 % (лидер в число доминаторов включается).

2. Критерий отбора ОЛИГОПОЛИСТОВ

«Термин «олигополия» буквально означает «мало продавцов». Это могут быть всего две фирмы, а может 10 или 15» [2, с. 192]; «... слово «олигополия», как и «монополия», скорее создает путаницу, чем несет ясность и понимание» [5, с. 240]; «... скользкий термин «олигополия».» [5, с. 283].

Для отбора олигополистов рынка ужесточим критерий (1), потребовав, чтобы в соответствии с не менее ясным «физическим» смыслом включение в число олигополистов очередного участника приводило не просто к выполнению неравенства (1), а к постоянному

133

превышению суммарных долей олигополистов после (£.+1) и до (Ь.) включения очередного (1+1)-го участника, т. е. критерий отбора олигополистов имеет вид:

>

£

■ +1

£

(4)

Откуда следует, что участник рынка входит в число олигополистов, если контролируемая им доля рынка удовлетворяет неравенству:

1 + -

1 412

(5)

где Ь. — суммарная доля рынка, контролируемая 1 олигополистами, доля

Я каждого из которых не уступает его рыночной доле я.+1.

Понятно, что для включения (1+1)-го участника в группу

олигополистов рынка необходимо, чтобы относительные значения —

были равны или превосходили минимально допустимые, численные значения которых для первых десяти участников-олигополистов (■ = (1.. .9))

приведены ниже в табл. 2.

Таблица 2

1 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Я+1 0,618 0,281 0,180 0,133 0,105 0,087 0,074 0,064 0,057

Возможна еще одна интерпретация: очередной участник рынка включается в число олигополистов, если после его вхождения рыночная доля олигополистов £.+1 удовлетворяет условию:

3+1 * £

(6)

Тогда:

- второй участник рынка признается олигополистом, если его рыночная доля равна или превышает 0,618 доли лидера; третий — если его доля равна или больше 0,281 суммарной доли лидера и второго участника-олигополиста и т. д.;

- если три олигополиста контролируют 60 % рынка, то четвертым олигополистом может быть участник, контролирующий рыночную долю, равную или превышающую 60 % *0,18 « 10,8 %; если же на долю первых трех олигополистов приходится 80 % рынка, четвертый признается

олигополистом, если его рыночная доля равна или больше 14,4 % (лидер в число олигополистов включается).

Очевидно, что число олигополистов всегда меньше числа доминаторов.

3. Сепарация участников рынка

По критериям (1) и (2) можно выделить среди участников реального рынка как монополиста, так и олигополистов и доминаторов (при их наличии) следующим образом:

1. Если доля второго участника рынка ниже установленной

критерием (1), первый участник (лидер) считается монополист, а все остальные — рядовыми участниками рынка.

2. Если доля второго участника и «нескольких» следующих

участников рынка удовлетворяет критерию (4), они считаются олигополистами.

3. После того как находится участник, не удовлетворяющий

критерию (4), он и следующие за ним участники проверяются на соответствие критерию (1) и при удовлетворении ему считаются

доминаторами; остальные — рядовыми участниками рынка.

Замечания:

- если единственного лидера на рынке нет, а есть два и более

«лидера» с равными наибольшими долями, все они считаются

олигополистами (в случае двух — дуополистами);

- все участники идеального рынка, доли которых равны, считаются одновременно и олигополистами и доминаторами;

- в число олигополистов включается лидер (немонополист);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- в число доминаторов включаются все олигополисты.

4. Индексы количественной оценки рыночной конкуренции

В качестве базового индекса предлагаем использовать индекс MCIj (от Market Competition Index).

MCI, = 1/ SJL, (7)

N n,

где N — общее число участников рынка; n, — число участников,

включенных в выделенную j-группу участников рынка: j = m — монополист, установленный по критерию (7); j = о — олигополисты, отобранные по критерию (4); j = d — доминаторы, отобранные по критерию (1); S, — доля рынка, контролируемая j-группой;

По смыслу MCIj — отношение средней рыночной доли участника рынка идеальной конкуренции, где все участники — одновременно и

олигополисты и доминаторы, к средней рыночной доле участника ^группы реального рынка (монополиста, олигополиста, доминатора).

5. Примеры

5.1. Рынок из шести участников с долями

0,31; 0,25; 0,18; 0,13; 0,08; 0,05.

По критериям (1) и (4) на таком рынке:

- монополиста нет и MCIm = 0;

- есть три олигополиста (доля 0,74) и MCIo = - /074 = 0,676 ;

6 3

1 0 87

- есть четыре доминатора (доля 0,87) и MCId =- / —— = 0,766.

6 4

5.2. Рынок из шести участников с долями

0,31; 0,20; 0,15; 0,13; 0,11; 0,10.

По критериям (1) и (2) на таком рынке:

- монополиста нет и МС1т = 0;

- все участники олигополисты и доминаторы МС10 = МС1а = 1 (совершенные олигополистическая и доминаторская конкуренции).

5.3. Банковский рынок РФ (~ 950 участников, по активам доля лидера (Сбербанка) ~ 0,28; доля второго участника (ВТБ) ~ 0,09).

По критерию (1) на этом рынке:

свидетельствует об очень низкой конкуренции и подтверждает мнение финансовых аналитиков о том, что «погоду на рынке диктует Сбербанк».

5.4. На средних региональных рынках банковских услуг (~ 30-50 участников) обычно имеется 2-4 олигополиста, которые контролируют 7090 % рынка:

- MCI в этом случае изменяется в очень широком диапазоне:

В любом случае это свидетельствует о том, что конкуренция («борьба за клиента») на этих рынках значительно выше, чем в целом по стране.

6. Выводы и результаты

В работе предложены два непротиворечивых и имеющих логический и «физический» смысл критерия сепарации участников реального рынка на монополистов, олигополистов, доминаторов и рядовых участников, позволяющие оценивать рыночную конкуренцию на реальном рынке.

один монополист и

1 0, 28

MCI =----------/ —— = 0,00376 ^ 0, ЧТО

m 950 1

MCI

Библиографический список

1. Мэнкью Н.Г. Принципы экономике: пер. с англ. СПб.: Питер Ком,

1999.

2. Самуэльсон П.А., Нордхаус В.Д. Экономика: пер. с англ. М.: Издательство Бином, 1997.

3. Макконнел К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: в 2 т.; пер. с англ. М.: Издательство «Туран», 1996. Т. 2.

4. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика: пер. с англ. М.: Дело ЛТД, 1993.

5. Хейне П. Экономический образ мышления: пер. с англ. Изд. второе. М.: Издательство «Дело» при участии Изд-ва «Catallaxy», 1993.

6. Большой экономический словарь / под. ред. А.Н. Азрилиана. 5-е изд. доп. и перераб. М.: Институт новой экономики, 2002.

7. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 5-е изд. перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2007.

8. Розенберг Дж. М. Инвестиции: терминологический словарь / пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1997.

9. Словарь современной экономической теории Макмиллана / пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 1997.

10. Экономическая энциклопедия / науч.-ред. совет изд-ва «Экономика»; ин-т экон. РАН; гл. ред. Л.И. Абалкин. М.: ОАО «Издательство «Экономика», 1999.

11. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. РАН; Российский фонд культуры; 2-е изд., испр. и доп. М.: АЗЪ, 1994.

12. Новейший словарь иностранных слов и выражений. М.: Издательство ACT, Мн.: Харвест, 2002.

13. Крысин Л.П. Иллюстрированный толковый словарь иностранных слов. М.: ЭКСМО, 2008.

14. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка. Современная редакция. М.: ООО «Дом Славянской Книги», 2009.

15. Stigler G.J. The organisation of industry. Chicago: University of Chicago Press. 1968.

16. Encaoua D., Jaquemin A. Degree of monopoly, indices of concentration and threat of entry. International Economic Review, 21, 1980.

17. Waterson M. Economic theory of the industry. Cambridge: CUP.

1984.

18. Jacquemin A. The new industrial organisation: market forces and strategic behavior. Cambridge, MA: MIT. 1987.

I.A.Smaragdov, A.M.Motohin

Criteria of separation ofparticipants of the real market and quantitative estimation of the market competition

In this article are offered the two non-contradictory criteria, having logical and “physical” meaning, of market participants' separation for monopolists, oligopolists, dominators and ordinary participants, which give the opportunity to evaluate market competition.

Key words: monopolist, oligopolist, dominator, ideal competition, index of market competition.

УДК 330.4 (43)

М.В. Алехнович, аспирант, ассистент, 8-920-278-42-45, таппа-kvn2002@yandex.ru, (Россия, Тула, ТулГУ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ РЕГИОНА

Представлен алгоритм методических рекомендации по повышению конкурентоспособностирегиона.

Ключевые слова: конкурентоспособность, регион, алгоритм, параметр, мероприятие, анализ, статистика, регрессия, корреляция.

На современном этапе развития экономики государства повышается роль такого параметра, как конкурентоспособность региона. Это в свою очередь ведет к повышению внимания к мерам по повышению региональной конкурентоспособности. Приложенный алгоритм методических рекомендаций по повышению конкурентоспособности региона носит циклический характер (рис. 1).

Отнесение тех или иных показателей в разные направления весьма условно, поскольку существует множество косвенных связей. Так, граф соподчиненности (далее — граф соподчинения) направлений первоначально даже имел кольцевую связь, однако в ходе его упорядочивания превратился в структурный элемент методики (рис. 2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.