ей деятельности, проявить активную личностную позицию и др.
В качестве прогнозируемого результата реализации педагогической модели явилось повышение уровня развития нравственного потенциала каждого студента - будущего социального работника.
Эффективность разработанной модели обеспечивалась, с одной стороны, высоким уровнем проработанности и обобщения элементов модели, с другой - оптимальными связями и отношениями между ними, когда каждый элемент модели, реализуя свои основные функции, продуктивно влияет на все другие элементы и, соответственно, сам обогащается новыми ранее не известными характеристиками.
Такая взаимосвязь и взаимовлияние элементов позволяет, как подтвердила практика, в совокупности проявлений достичь результата функционирования модели - повысить уровень развития нравственного потенциала каждого студента и тем самым доказать ее продуктивность.
Мы считаем, что реализация педагогической модели развития нравственного потенциала студентов - будущих социальных работников будет способствовать преодолению неполноты имеющихся исследований, позволит более целостно подойти к решению данной проблемы.
1. Борытко Н.М., Моложавенко А.В. [и др.]. Методология психолого-педагогических исследований. Волгоград, 2006.
2. Абдалина Л.В. Модель развития профессионализма педагога в условиях повышения квалификации // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2008. Вып. 2. С. 316-321.
3. Денеко М. В. Развитие личностного потенциала преподавателя вуза в процессе профессиональной адаптации: автореф. дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2007.
Поступила в редакцию 4.12.2012 г.
UDC 36:378.2
PEDAGOGICAL MODEL OF MORAL POTENTIAL DEVELOPMENT OF STUDENT-FUTURE SOCIAL WORKER Pyotr Aleksandrovich KOBYLINSKIY, Russian State Social University (Branch), Voronezh, Russian Federation, Post-graduate Student, Pedagogics Department, e-mail: [email protected]
The authors construct of pedagogical model of students moral potential is presented and submitted; the characteristic of the main blocks of the model is given.
Key words: model; moral potential; technological support.
УДК 301.085:15
КРИТЕРИИ РАЗВИТОСТИ КОМПОНЕНТОВ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СТРУКТУРЫ ВЫНУЖДЕННОГО КОНТАКТА
© Оксана Ивановна МИРОНОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат психологических наук, доцент, кафедра социальной психологии, e-mail: [email protected]
Анализируются критерии развитости информационного, мотивационного, ресурсного, поведенческого и рефлексивного компонентов психологической структуры вынужденного контакта. Раскрываются основания для выделения таких критериев для каждого из перечисленных компонентов. Выявлена взаимосвязь критериев развитости компонентов психологической структуры вынужденного контакта между собой.
Ключевые слова: трудная ситуация; субъект вынужденного контакта; эффективное взаимодействие; психологическая структура вынужденного контакта; критерии развитости компонентов.
В результате теоретического и эмпирического исследования проблемы вынужденных контактов было установлено, что эффективность взаимодействия субъектов в таких ситуациях связана с уровнем развитости компонентов психологической структуры вынужденного контакта: информационным, мотивационным, ресурсным, поведенческим и рефлексивным. Иными словами, для эффективного взаимодействия в ситуации вынужденного контакта его субъекту необходимо быть хорошо информированным, определенным образом мотивированным, иметь необходимые ресурсы, грамотно выстраивать поведение и осуществлять анализ сложившейся ситуации.
Содержание компонентов психологической структуры вынужденного контакта было раскрыто в предыдущих работах [1]. Судить о степени их развитости можно по определенным критериям, выделенными нами для каждого из компонентов. Охарактеризуем критерии развитости компонентов психологической структуры вынужденного контакта.
Информационный компонент.
В основу выделения критериев его развитости были положены базовые характеристики информации, традиционно выделяемые в информатике [2].
Критериями развитости информационного компонента психологической структуры вынужденного контакта являются:
1) наполненность - это полнота информации, которой обладает субъект вынужденного контакта о создавшейся ситуации, о се-
бе как субъекте этой ситуации, о противоположной стороне, о том, как воспринимается субъект противоположной стороной, о целях вынужденного контакта и способах его достижения;
2) адекватность - это соответствие информации, которой обладает субъект вынужденного контакта о создавшейся ситуации вынужденного контакта, о себе как субъекте этой ситуации, о противоположной стороне, о том, как воспринимается субъект противоположной стороной, о целях вынужденного контакта и способах его достижения реальной действительности;
3) целостность - взаимосвязанность, взаимодополняемость и непротиворечивость информации, которой обладает субъект вынужденного контакта о создавшейся ситуации вынужденного контакта, о себе как субъекте этой ситуации, о противоположной стороне, о том, как воспринимается субъект противоположной стороной, о целях вынужденного контакта и способах его достижения.
Мотивационный компонент.
В качестве основания для выделения критериев развитости мотивационного компонента психологической структуры вынужденного контакта использовалась идея о мотивационной сфере личности как иерархически построенной совокупности мотивов, атрибутивным свойством которой является изменчивость или динамичность [3; 4], а также данные эмпирического исследования.
Критерии развитости этого компонента следующие:
1) широта - качественное разнообразие мотивов взаимодействия в различных видах вынужденного контакта (социальные, сформированные для другого лица, имеющие религиозную природу и пр.).
2) доминантность дополнительно образованных мотивов - нахождение субъектом вынужденного контакта в создавшейся ситуации дополнительных мотивов взаимодействия, связанных с деятельностью, наполненной для субъекта личностным смыслом (приобрести опыт в подобного рода ситуациях, заниматься любимой работой, понять себя, продвинуться по службе, быть более терпимым и пр.);
3) просоциальность - наличие у субъекта вынужденного контакта просоциальных мотивационных образований в возникшей ситуации (отыскать в другом что-то позитивное, помочь другим и пр.). Просоциаль-ные мотивы - это мотивы, лежащие в основе просоциального поведения (противоположного асоциальному, антисоциальному), связанные с гуманным отношением к другим людям, рассчитанные на оказание им помощи. К ним относятся мотивы, лежащие в основе альтруизма, эмпатии, сочувствия, сопереживания, поддержки, одобрения, оказания помощи другим людям и др. [5];
4) гибкость - подвижность связей между разными уровнями организации мотивационной сферы, обеспечивающие возможность перестройки иерархии мотивов в связи с динамикой ситуации вынужденного контакта.
Ресурсный компонент.
Критерии развитости ресурсного компонента психологической структуры вынужденного контакта были определены на основе теоретического анализа научных работ, где сущность психологических ресурсов понимается как совокупность средств, используемых субъектом в практической деятельности и взаимодействии с другими людьми для достижения целей, стоящих перед ним.
В качестве таких критериев были выделены:
1) разнообразие - это степень представленности различных подструктур ресурсного компонента (эмоциональной, когнитивной, волевой, коммуникационно-деятельностной), связанных с ними качеств и характеристик, необходимых субъекту для эффективного
взаимодействия в ситуации вынужденного контакта;
2) содержательность - это полнота каждой подструктуры ресурсного компонента (эмоциональной, когнитивной, волевой, коммуникационно-деятельностной);
3) освоенность - это применимость субъектом вынужденного контакта конкретных ресурсов в практике взаимодействия с негативно значимым другим в соответствии с особенностями ситуации, поставленными целями и пр.
Следует заметить, что степень выраженности некоторых психологических ресурсов во многом обусловливает уровень развитости других компонентов психологической структуры вынужденного контакта.
Так, в эмпирическом исследовании, например, была установлена взаимосвязь ряда параметров когнитивных стилей с некоторыми критериями развитости информационного, мотивационного, поведенческого и рефлексивного компонентов.
Полезависимым субъектам вынужденного контакта свойственно значительное качественное разнообразие мотивов взаимодействия с негативно значимым другим, а поленезависимые более адекватно воспринимают и оценивают возникшую трудную ситуацию. Эти факты находят свое подтверждение в результатах исследований других авторов. В частности, И.П. Шкуратовой и И.В. Куки-ной было установлено, что в общении с другими людьми у полезависимых индивидов все мотивы представлены в большем объеме и характеризуются качественным разнообразием в отличие от поленезависимых [6]. У лиц с высокой полезависимостью в большей степени развита социальная компетентность, у поленезависимых - интеллектуальная, им свойственен высокий уровень выраженности когнитивно-структурирующих способностей, что и дает им возможность более адекватно анализировать ситуацию вынужденного контакта.
Также нами было установлено, что субъекты с гибким познавательным контролем в непосредственном процессе взаимодействия отличаются оперативностью - хорошим контролем ситуации в целом и быстрым внесением изменений в свое поведение в соответствии с ее динамикой. В.В. Овсянникова обнаружила в проведенном ею эксперименте,
что респонденты с развитым гибким познавательным контролем точнее распознают и оценивают эмоции других людей в непосредственной ситуации взаимодействия [7]. Этот факт отчасти подтверждает сделанные нами выводы. Субъект вынужденного контакта с высокой выраженностью гибкости с легкостью диагностирует, анализирует эмоции негативно значимого другого и вносит соответствующие изменения в свое поведение.
Такой параметр когнитивного стиля, как рефлексивность (склонность медленно и обстоятельно принимать решения) обусловливает высокий уровень выраженности оптимальности поведения в ситуации вынужденного контакта, применение соответствующих ситуации стратегий, действий и пр. Этот факт вполне объясняется тем, что рефлективными субъектами «гипотезы проверяются и многократно уточняются, решение принимается на основе тщательного предварительного анализа признаков альтернативных объектов» [8, с. 79].
Было также определено, что уровень выраженности эмоциональных ресурсов у субъекта взаимосвязан с развитостью информационного компонента психологической структуры вынужденного контакта, т. е. способность понимать, принимать свои эмоции, распознавать чувства негативно значимого другого, умение регулировать свое эмоциональное состояние во многом обусловливает наполненность информации, которой владеет субъект в создавшейся ситуации. Кроме того, богатство эмоциональных ресурсов субъекта обеспечивает разнообразие мотивов его поведения.
Волевые ресурсы обусловливают надежность поведения субъекта, доведение задуманного им до конца, умение преодолевать барьеры, затруднения, обусловленные динамикой ситуации вынужденного контакта, а также они взаимосвязаны с адекватностью имеющейся у субъекта информации и оперативностью как процессом контролирования субъектом текущей ситуации в целом для своевременного внесения изменений.
Выраженность коммуникационно-деятельностных ресурсов тесно взаимосвязана с развитостью поведенческого компонента по критериям комплексности, пластичности и оптимальности.
Поведенческий компонент.
Основанием для определения критериев развитости поведенческого компонента психологической структуры вынужденного контакта явились черты инициативного поведения, которое в противоположность шаблонному приводит субъекта к эффективности деятельности и взаимодействия с другими людьми в различных ситуациях общения [9].
Среди критериев развитости поведенческого компонента назовем следующие:
1) комплексность - наличие целой группы, комплекса разнообразных стратегий, действий, операций, тактик, необходимых субъекту для взаимодействия в различных ситуациях вынужденного контакта;
2) оптимальность - соответствие стратегий, действий, приемов, тактик поведения, используемых субъектом, особенностям ситуации и ее динамики, это «вписывание» субъектом своих действий в ситуацию вынужденного контакта и как бы подчинение ей (т. е. следование ее логике) и вместе с тем достижение своих целей;
3) пластичность - возможность быстрого, гибкого, своевременного перехода с одной тактики на другую, смены способа поведения в случае необходимости в соответствии с изменениями ситуации вынужденного контакта;
4) надежность - связанность тактик, действий, приемов и пр., применяемых субъектом в ситуации вынужденного контакта с общей стратегией, с отдаленной целью, их направленность на доведение начатого до конца, возможность преодолевать барьеры, затруднения, обусловленные динамикой ситуации.
Рефлексивный компонент.
В основу выделения критериев развитости рефлексивного компонента были положены функции, которые выполняются рефлексией в различных ситуациях [10].
Были выделены следующие критерии развитости рефлексивного компонента психологической структуры вынужденного контакта:
1) проспективность - анализ предстоящего вынужденного контакта с целью подбора оптимальных стратегий, тактик и пр. поведения;
2) оперативность - это осуществление субъектом вынужденного контакта контроля