Осознавая значимость данных положений, нами был разработан специальный курс «Воспитание и развитие ребенка раннего возраста», апробированный на протяжении 3 лет на факультете педагогики и методики начального образования ГОУ ВПО «Борисоглебский государственный педагогический институт». Впоследствии данный курс был включен в содержание программы работы «Материнской школы» и стал реализовываться с помощью студентов на занятиях для родителей в группах «Кроха» и «Аистенок» (группа женщин, ожидающих ребенка, и матерей, имеющих детей раннего возраста).
Итак, рассмотренные аспекты позволяют говорить о величайшей значимости таких периодов в жизни человека, как перинатальный и ранний возраст, имеющих решающее значение в формировании, воспитании и развитии человека, реализуя, таким образом, непрерывность в образовании на всех этапах его жизни.
1. Годовикова Д.С. Соотношение активности детей в общении со взрослыми и в исследо-
вании новых предметов // Общение и его влияние на развитие психики младшего школьника. М., 1974. С. 38.
2. Verni Th., M.D., Kelli J. The Secret Life of the Unborn Child. Dell., 1981.
3. Зинченко В.П., Мещеряков Б.Г. Большой психологический словарь. М., 2002.
4. Смирнова Е.О. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопр. психологии. 2000. № 3. С. 3-14.
5. Психология детства / под ред. А. А. Реана. СПб., 2006. С. 145.
6. Сорокова М.Г. Система М. Монтессори: теория и практика. М., 2003.
Поступила в редакцию 9.09.2009 г.
Plotnikova E.E. Development of the cognitive activity of a child. An important aspect of modernization of modem home education is described in the article - the continuous education. Special attention is paid to the questions of manifestation and development of potential possibilities in the cognitive activity of a child in the conditions of “Mother school”.
Key words: activity; cognitive activity; prenatal period of person’s development; psychological-physiological development of a child; cognitive sphere; theory of affection; pedagogical competence of parents.
УДК 15
ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ВЫНУЖДЕННОГО КОНТАКТА
© О.И. Миронова
Статья представляет собой теоретическое исследование вынужденного контакта как психологического феномена. В соответствии с системным анализом установлена цель вынужденного контакта, выделены и раскрыты по содержанию основные компоненты его психологической структуры: информационный, мотивационный, ресурсовый и поведенческий.
Ключевые слова: вынужденный контакт; психологическая структура; критерий выделения компонентного состава; основные компоненты вынужденного контакта; содержательный анализ компонентов.
Вынужденный контакт - это социальный феномен, существование которого априори обусловлено принадлежностью человека к социуму, к множеству различных социальных групп (профессиональной, семейной, политической и т. д.), которые предъявляют к нему свои требования, в т. ч. находиться и взаимодействовать с негативно значимыми людьми. Настоящая статья представляет собой один из шагов, проделанных нами в направлении изучения проблемы вынужденно-
сти и вынужденных контактов. В отличие от прежних исследований, где вынужденный контакт анализировался в основном как социально-психологический феномен, цель данного изучения - раскрыть его психологическую структуру, которая включает в себя информационный, мотивационный, ресур-совый и поведенческий компоненты.
При выделении перечисленных компонентов учитывался, прежде всего, критерий взаимосодейственности, получивший широ-
кое распространение и признание в системных исследованиях, в частности в работах П.К. Анохина [1]. А.В. Карпов по этому поводу пишет, что смысл этого критерия «состоит в том, что в качестве компонентов системы рассматривается любая сущность, которая так или иначе, прямо или косвенно содействует достижению общей цели системы... Все, что «работает» на достижение цели и функционально способствует этому, рассматривается как совокупность компонентов системы. Цель, подобно магниту, «вытягивает» из среды и «притягивает» к себе лишь то, что способствует ее осуществлению и тем самым является универсальным критерием для определения компонентного состава системы» [2]. Все компоненты вынужденного контакта взаимосвязаны между собой и взаимосодействуют в достижении некой цели, она, как критерий и системообразующий фактор, является определяющей для формирования компонентного состава психологической структуры вынужденного контакта.
Тактическая цель, которую преследует субъект любого вынужденного контакта -это образование межличностной связи с негативно значимым человеком для осуществления взаимодействия, имеющего смысл в создавшейся ситуации (сохранить здоровье, семью, выполнить долг и пр.). Конкретизация цели и возможности ее достижения в различных ситуациях вынужденного контакта будут разными, но в любом случае они зависят от наличных информации, мотивов, ресурсов, поведения, а сама цель обнаруживается в полученном результате. Можно говорить о метацеле любых вынужденных контактов -«выжить», адаптироваться. А.В. Карпов отмечает, что «у психики, сформировавшейся в итоге эволюции по «рефлекторной линии», существует. мета-цель: адаптироваться,
«выжить», а для этого строить свое функционирование по подчеркнуто ситуационному принципу» [2, с. 388].
Рассмотрим более подробно каждый компонент психологической структуры вынужденного контакта.
Информационный компонент вынужденного контакта - это восприятие и представления (образы) субъекта:
1) о сложившихся обстоятельствах, условиях, нормах, возникшем положении, где
существует необходимость вынужденного взаимодействия;
2) о себе (о своих потребностях, мотивах, возможностях, целях, ценностях и т. д.);
3) о противоположной стороне (о его потребностях, мотивах, возможностях, целях, ценностях и т. д.);
4) относительно того, как его воспринимает другой участник;
5) о самом контакте (о процессе и его результатах).
Под восприятием понимается целостное отражение предметов, ситуаций и событий, возникающее при их непосредственном воздействии [3]. Процесс восприятия обеспечивает непосредственно-чувственную ориентировку в окружающем мире. Так, В.А. Барабанщиков пишет: «Чувственный образ - основной феномен восприятия» [4]. Восприятие относится только к настоящему, в отличие от представлений, которые относятся к прошлому или возможному будущему. В словаре по общей психологии встречаем следующее определение представлений: «это образы предметов, сцен и событий, возникающие на основе их припоминания или продуктивного воображения .носят более обобщенный характер. отличаются меньшей степенью ясности и отчетливости» [3, с. 170]. Преобразования представлений играют важную роль в решении мыслительных задач, особенно тех, которые требуют нового видения ситуации. В структуре сознания представления связаны с воображением и мышлением [5].
В восприятии и представлениях реальной картины вынужденного контакта могут содержаться различной степени искажения:
а) всей ситуации в целом (она усложняется, воспринимается в черно-белых красках, фильтруется или некорректно интерпретируется информация и т. д.);
6) мотивов поведения, как своих, так и другого участника вынужденного взаимодействия;
в) действий, высказываний, поступков своих и другого участника;
г) собственных личностных качеств и присущих другому человеку.
Именно восприятие и представления о вынужденном контакте непосредственно определяют поведение его участников, и соответственно, за счет изменения этих образов
посредством внешнего воздействия можно влиять на процесс вынужденного взаимодействия.
Мотивационный компонент вынужденного контакта - это совокупность различных мотивов, побуждений к вступлению во взаимодействие, связанных с удовлетворением потребностей субъекта вынужденного контакта и личностных ценностей, вызывающих его активность. Мотивы вынужденного контакта лежат за его пределами в области всего или дальнейшего взаимодействия. Мотивы будут различаться в зависимости от вида вынужденного контакта.
Ресурсовый компонент вынужденного контакта. В данном случае речь идет о внутренних (личностных) ресурсах, по выражению Д.А. Леонтьева, «задаваемых инструментальной оснащенностью субъекта», в отличие от ресурсов внешних, задаваемых объективной ситуацией [6]. Следует отметить, что в доступных словарях и справочниках по психологии нет понятий «ресурсы», «ресурсы психики», «психологические ресурсы», притом что они широко используются в научных психологических исследованиях.
Так, при анализе успешной адаптации к жизненным стрессам применяется понятие личностных копинг-ресурсов. В области психологии труда и профессиональной деятельности проведен целый ряд исследований по проблеме регуляции состояний человека и имеющихся у него для этого ресурсов. Своеобразным направлением развития ресурсного подхода можно считать исследования предельных возможностей человека, проявляющихся в экстремальных ситуациях, переживание которых может стать толчком к обнаружению скрытых ресурсов. Вопрос о предельных ресурсах личности поднимается и в акмеологических исследованиях, и считается, что ее наивысшие достижения должны быть связаны не с максимальными, а с оптимальными затратами.
Оригинальный, на наш взгляд, подход представлен в исследованиях по социальной психологии, где в качестве личностного ресурса рассматривается роль. P.L. Callero делает вывод, что роль может использоваться как фасилитатор и выразитель человеческих действий, а, следовательно, она фактически выступает как мобилизатор личностных ре-
сурсов в разных видах деятельности и социальной активности индивида [7].
Итак, человек обладает множеством различных внутренних ресурсов, количество использования и эффективность применения которых существенным образом влияет на осуществляемую деятельность.
Множественность человеческих ресурсов дифференцируется на их отдельные виды. D.A. Norman, D.J. Bobrow рассматривают энергетические, личностные и поведенческие ресурсы [8].
Л.И. Анцыферова относит человеческие ресурсы к когнитивной, эмоциональной, поведенческой (деятельностной) сферам личности [9]. Как когнитивный ресурс, необходимый для переработки информации, Ю.Б. Дормашевым, В.Я. Романовым изучается внимание [10].
Одним из видов внутренних ресурсов человека являются волевые ресурсы, которые рассматриваются С.Ю. Ключниковым как способность к волевому усилию [11].
По мнению В. А. Бодрова, ресурсы субъекта относятся также к социальным способностям взаимодействовать с окружением [12].
Таким образом, изучение теоретических концепций, анализ идей, взглядов самых разных авторов относительно понимания внутренних ресурсов и их видов позволили нам прийти к следующему определению. Ресур-совый компонент вынужденного контакта -это совокупность внутренних средств, которыми обладает и которые использует субъект в создавшейся ситуации для регуляции собственных психических состояний и взаимодействия с другим субъектом.
Внутренними ресурсами вынужденного контакта являются когнитивные, эмоциональные, волевые и коммуникационно-деятельностные ресурсы. Следует заметить, что выделение перечисленных компонентов является условным, поскольку все они тесным образом связаны между собой, оказывают влияние друг на друга.
Когнитивные ресурсы человека являются многочисленными, неисчерпаемыми, они связаны с процессами памяти, внимания, мышления, с интеллектуальным развитием, когнитивными стилями и пр. Сложно обозначить исчерпывающий список когнитивных ресурсов вынужденного контакта. Эти ресурсы представляют собой всю совокуп-
ность имеющихся у субъекта знаний, умений, навыков, опыта, общих способностей, владение технологиями и т. д., которые необходимы ему для адекватного восприятия, прогнозирования требований сложившейся ситуации, в т. ч. ее когнитивного переструк-турирования; разработки и анализа сценария вынужденного контакта, выбора необходимой стратегии и многое другое.
Для изучения основных эмоциональных ресурсов вынужденного контакта была взята за основу эмпирическая модель эмоциональной компетентности, разработанная в 1990 г. Кэролин Саарни как набор из восьми видов способностей и умений [13].
Эмоциональные ресурсы вынужденного контакта включают в себя различные способности и умения субъекта:
1) способность к осознанию собственных эмоциональных состояний, возникающих в ситуации вынужденного контакта;
2) способность различать эмоции других участников вынужденного контакта;
3) умение использовать словарь эмоций и формы выражения, принятые в определенной субкультуре (профессиональной, семейной и т. д.), где возникает необходимость вынужденного контакта, это выражение должно быть уместным и своевременным; способность связывать эмоции с социальными ролями вынужденного контакта;
4) способность симпатического и эмпа-тического включения в переживания других участников вынужденного контакта;
5) умение различать несоответствие внешнего выражения эмоций и их состояния во внутреннем плане при вынужденном контакте, а также способность понимать, как выражение собственных эмоций влияет на других людей, и учитывать это в собственном поведении;
6) умение снимать эмоциональное напряжение, способность контролировать динамику переживания - устранять застревания, неполное отреагирование, зациклен-ность, снимать «тяжесть» переживания вынужденного взаимодействия;
7) способность понимать, что непосредственность и подлинность проявления эмоций, а также степень эмоциональной взаимности, симметрии существенным образом влияет на отношения участников вынужденного контакта;
8) способность к принятию собственных чувств и эмоций.
Для раскрытия волевых ресурсов вынужденного контакта отметим, что под волей мы понимаем «свойство человеческой психики, проявляющееся в активной самодетер-минации и саморегуляции человеком своей деятельности и поведения вопреки внешним и внутренним препятствиям, влияниям и воздействиям» [3, с. 103].
Традиционным для отечественных психологов является изучение феномена воли через анализ различных волевых качеств, количество которых колеблется от 10 до 34. Чаще всего исследуют следующие качества: стойкость, выдержка, целеустремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, смелость, самообладание и инициативность. Е.П. Ильин считает, что каждому неблагоприятному состоянию соответствует какое-либо волевое качество, например, состоянию неуверенности - решительность, состоянию страха - смелость, состоянию утомления - стойкость (терпеливость), состоянию фрустрации - настойчивость, упорство в достижении цели [14].
Развитость волевых качеств и способность их проявлять свидетельствует о силе воли у человека - это, по мнению Е.П. Ильина, переключение сознания и контроля с переживания неблагоприятного состояния на регуляцию деятельности (на ее продолжение, на сохранение ее качества, на ее начинание)
[14].
С.Л. Рубинштейн отмечает, что и несмелый человек может совершить смелый поступок, если на это его толкают обстоятельства [15], поэтому неправомерно рассматривать волю только как интегративное образование всех волевых качеств личности [16].
Другой подход к изучению волевого поведения, являющийся важным для нашего исследования, связан с раскрытием способов произвольного изменения побуждения через изменение смысла действий. В.И. Слободчи-ков, Е.И. Исаев считают, что, «оценивая человека по критерию «волевой - слабовольный». волевым следует считать человека, способного создавать дополнительные побуждения к действию путем изменения смысла этого действия» [17]. В.А. Иванников в своей монографии раскрывает восемь основных способов волевой регуляции [16], которые
представляются важными и в ситуации вынужденного контакта:
1) намеренная переоценка значимости мотива;
2) изменение роли или позиции человека в коллективе;
3) использование предвидений (прогнозов, представлений) и переживаний последствий своих действий (или отказов от них);
4) соединение заданного и принятого к исполнению действия с новыми значимыми для этого человека мотивами (игровыми, исследовательскими, мотивами долга, чести и пр.);
5) связывание заданного действия с возможностью после его завершения делать то, что хочется;
6) включение заданного действия как часть в другое, более широкое по содержанию и более значимое для человека;
7) обращение к символам, ритуалам, другим людям за поддержкой в действии;
8) связывание действий с клятвами и обещаниями другим людям и Богу, сравнение себя с героями (реальными и литературными), самоодобрение и самопорицание, са-моприказы и самоободрение.
Таким образом, волевые ресурсы вынужденного контакта - это наличие волевых качеств у субъекта вынужденного контакта и владение им различными способами волевой регуляции через изменение или создание дополнительного смысла взаимодействия с негативно значимым другим.
Коммуникационно-деятельностные ресурсы вынужденного контакта - это совокупность внутренних средств, которыми обладает и использует субъект вынужденного контакта непосредственно для процесса взаимодействия с другим участником:
1) владение субъекта вербальными, невербальными средствами коммуникации, различными коммуникативными приемами и т. д., это умения, навыки, способности субъекта своевременно и уместно их использовать непосредственно в процессе осуществления взаимодействия в соответствии со стратегией вынужденного контакта;
2) способность и умения прогнозировать, диагностировать, различать коммуникативные средства, тактики, которые использует другой участник вынужденного контакта.
Вербальная коммуникация - коммуникация посредством человеческой речи, под которой понимается, со ссылкой на Г.М. Андрееву, «естественный звуковой язык, т. е. система фонетических знаков, включающая два принципа: лексический и синтаксический» [18]. Широко известны в научном психологическом сообществе исследования речевого процесса в работах А.А. Леонтьева, И.А. Зимней, Я. Яноушека, Р. Якобсона. Сами термины «говорение» и «слушание» введены И.А. Зимней как обозначение психологических компонентов вербальной коммуникации. В.Н. Куницына на основе анализа работ самых различных авторов раскрывает психологическую структуру и особенности речевой коммуникации [19].
Изучение работ вышеперечисленных и других авторов позволило выделить следующие вербальные ресурсы субъекта вынужденного контакта (этот перечень также не является исчерпывающим):
1) умение выражаться таким образом, чтобы быть понятным другому субъекту и понимать его (диалект, сленг, стиль), владение сходным языком;
2) умение слушать и слышать другого субъекта вынужденного контакта (владеть навыками управления собственным вниманием);
3) способность понимать коммуникативное намерение, замысел и цель другого лица, адекватно истолковывать сообщение (это возможно в случае значительного сходства образов мира);
4) умение выбирать и осуществлять манеру речевого поведения, учитывая статусную роль другого субъекта (обращаясь соответственно возрасту, полу, должности и т. д.);
5) умение учитывать ситуативную роль другого человека;
6) способность использовать различные стилевые приемы речи и различать их у другого субъекта [19, с. 133];
7) умение учитывать в своей речи и речи другого субъекта вынужденного контакта особенности использования языка, такие феномены, как денотация и коннотация, полисемия, синонимия, статичность высказывания, смешение наблюдения и оценки;
8) способность различать и выстраивать речевую коммуникацию в вынужденном контакте в зависимости от задач социально
ориентированного или личностно ориентированного общения [20] и др.
Знакомство с большим количеством работ отечественных и зарубежных авторов привело к заключению, что субъекту вынужденного контакта необходимы в качестве невербальных ресурсов способности и умения диагностировать, прогнозировать и использовать (в соответствии с культурным, ситуационным, вербальным контекстом):
- оптико-кинетическую систему знаков (мимику, пантомимику, в частности жесты, позы, осанку, походку);
- паралингвизмы (силу голоса, тембр, обертоны, дикцию, интонацию, темп и ритм речи);
- экстралингизмы (паузы, смех, плач, вздохи, покашливание и т. п.);
- обмен взглядами;
- такесику (прикосновение, рукопожатие, объятие, поцелуй);
- ольфакторную знаковую систему (естественные и искусственные запахи человека и физического коммуникационного пространства);
- организацию пространства;
- материальные предметы как символы.
Поведенческий компонент вынужденного контакта - это совокупность стратегии, действий, операций, тактик, применяемых субъектом вынужденного контакта.
В психологическом словаре поведение определяется как «совокупность направленных действий субъекта, реализуемых им согласно закономерностям внутреннего развития и взаимодействия со средой» [3, с. 18]. Поведение имеет импликативную структуру, где наиболее глобальные единицы - стратегии, состоящих из более мелких единиц -действий, в состав которых входят операции. Выполнение операций осуществляется на подсознательном уровне регуляции, выполнение действий - при контроле сознанием текущей ситуации, выполнение стратегий - при осознании общих ценностей жизнедеятельности субъекта. Каждая из этих единиц строится по алгоритму функциональной системы [1], блоки которой с повышением уровня импликации, соответственно, укрупняются и представляют собой сложившиеся на нижележащем уровне функциональные системы.
Жесткие, нейтральные, мягкие виды тактик поведения описаны А.Я. Анцуповым,
А.И. Шипиловым при изучении конфликтной ситуации, а сама тактика поведения понималась как совокупность приемов воздействия на оппонента, средство реализации стратегии [21].
В поведении субъекта вынужденного контакта в качестве основной линии выступает его стратегия как генеральная ориентация по отношению к взаимодействию, его установка на определенные формы поведения в сложившихся обстоятельствах, которая реализуется через совокупность конкретных действий, операций (что делаю) и тактик (как делаю).
Таким образом, анализ психологической структуры вынужденного контакта показывает, что он представляет собой сложное психологическое образование, включающее информационный, мотивационный, ресурсо-вый и поведенческий компоненты. В таком качестве он существует и проявляется на индивидуальном уровне.
1. Анохин П.К. Избранные труды. Философские аспекты теории функциональной системы. М., 1978.
2. Карпов А.В. Метасистемный подход как методология изучения функциональных закономерностей психики // Ярославский психологический вестник. 2005. Вып. 15. С. 387.
3. Психологический лексикон. Энциклопедический словарь: в 6 т. / под ред. Л. А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского. М., 2005.
4. Барабанщиков В.А. Психология восприятия: Организация и развитие перцептивного процесса. М., 2006. С. 8.
5. Акопов Г.В. Проблема сознания в российской психологии. М., 2004.
6. Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. 2000. Т. 21. № 1. С. 23.
7. Callero P.L. From role-playing to role-using: Understanding role as resource. Special issue: Conceptualizing structure in social psychology // Social Psychology Quarterly. 1994. V. 57 (3). P. 228-243.
8. Norman D.A., Bobrow D.J. On Data-limited and resource-limited processes // Cognition psychology. 1975. V. 7. P. 44-64.
9. Анцыферова Л.И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. № 1. С. 3-16.
10. Дормашев Ю.Б., Романов В.Я. Психология внимания. М., 1995.
11. Ключников С.Ю. Искусство управления собой. СПб., 2003.
12. Бодров В.А. Информационный стресс. М., 2000.
13. Saarni C. Emotional competence: How emotions and relationships become integrated // Nebraska Symposium on Motivation: Socioemotional development Lincoln. University of Nebraska Press. 1990. V. 36. Р. 115-182.
14. Ильин Е.П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния // Теория функциональных систем в физиологии и психологии: сб. науч. тр. / ред. Б.Ф. Ломов и др. М., 1978. С. 326-340.
15. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание: о месте психического во всеобщей взаимосвязи явлений материального мира. М., 1957.
16. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. СПб., 2006.
17. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъектности. М., 1995. С. 265.
18. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 1980. С. 105.
19. Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Поголь-ша В.М. Межличностное общение. СПб., 2003.
20. Леонтьев А.А. Общение как объект психологического исследования // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
21. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М., 2000.
Поступила в редакцию 9.09.2009 г.
Mironova O.I. Psychological structure of the compelled contact. This article represents theoretical research of the compelled contact as a psychological phenomenon. According to the method of system analysis the purpose of the compelled contact is established and the basic components of its psychological structure are shown. These components are: informational, motivational, resource and behavioral.
Key words: compelled contact; psychological structure; criterion of finding of components structure; basic components of the compelled contact; analysis of components.