Научная статья на тему 'Критерии оценки психолого-педагогической подготовленности спортсменов-стрелков высокой квалификации'

Критерии оценки психолого-педагогической подготовленности спортсменов-стрелков высокой квалификации Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
150
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Заика В. М.

Специфика конкретных видов спорта предъявляет определенные требования к общим и более частным психофизиологическим и психологическим свойствам и качествам спортсмена, наличие которых определяет профессиональную успешность. Поэтому экспериментальная деятельность должна быть направлена на изучение тех профессионально важных качеств (ПВК) и их интеграции, которые требуются в профессиональной деятельности, а регуляция этой деятельности осуществляться в условиях, сопоставимых с реальными условиями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии оценки психолого-педагогической подготовленности спортсменов-стрелков высокой квалификации»

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ-СТРЕЛКОВ ВЫСОКОЙ КВАЛИФИКАЦИИ

© Заика В.М.*

Белорусский государственный университет физической культуры, Республика Беларусь, г. Минск

Специфика конкретных видов спорта предъявляет определенные требования к общим и более частным психофизиологическим и психологическим свойствам и качествам спортсмена, наличие которых определяет профессиональную успешность. Поэтому экспериментальная деятельность должна быть направлена на изучение тех профессионально важных качеств (ПВК) и их интеграции, которые требуются в профессиональной деятельности, а регуляция этой деятельности осуществляться в условиях, сопоставимых с реальными условиями.

Специфической особенностью спортивной деятельности спортсмена-стрелка является работа в условиях длительного воздействия монотонных факторов [6 и др.]. Однообразная деятельность, наблюдаемая в стрелковом спорте, имеет своим следствием однообразие впечатлений, что и служит побудительной причиной, вызывающей состояние монотонии [5], но как ни странно, проблема монотонии в спортивной деятельности часто игнорируется. Разные по степени монотонности условия труда вызывают и различия характеристик состояния монотонии (времени проявления с начала работы и глубины развития), но сама картина этого состояния в основных чертах будет однотипной [4]. В качестве одного из психологических коррелятов, прогнозирующих профессиональную пригодность в условиях монотонии, выделяют высокую степень готовности к экстренному действию в условиях монотонно действующих факторов (ГЭД) - бдительности, как совокупности относительно константных малотренируемых свойств и качеств [2, 7]. Что дало возможность впервые получить не только качественную, но и количественную характеристику этого ПВК у спортсменов-стрелков высокой квалификации.

Стрельба практически всегда ведется в условиях большего или меньшего непрерывного колебания оружия. В связи с этим, первостепенное значение для осуществления необходимых координационных сочетаний по сохранению устойчивого положения оружия и срабатывания выстрела приобретает высокий темп переработки актуальной текущей информации, прежде всего, темп превращения результатов наблюдения и восприятия в действия по решению двигательной задачи [8].

* Соискатель.

В практике пулевой стрельбы, особенно у спортсменов высокой квалификации, достаточно четко прослеживается зависимость адаптированности к деятельности от полноты имеющейся специализированной информации. У менее надежных спортсменов объем получаемой ими информации превышает их возможности. В результате они замедляют скорость переработки информации, что ведет в дальнейшем к понижению их соревновательной успешности [1].

Поиск выхода из экстремальных ситуаций, наряду с профессиональными знаниями, требуют от человека эмоциональной устойчивости, выдержки, хладнокровия, собранности [2]. В связи с этим эмоциональная устойчивость к различного рода напряженным факторам профессиональной деятельности спортсмена-стрелка рассматривается как профессионально важное качество.

На основании вышеизложенного был проведен педагогический эксперимент со спортсменами-стрелками высокой квалификации, целью которого стало формирование соревновательной надежности (как интегрального профессионально важного качества). В педагогическом эксперименте была использована педагогическая пятикомпонентная технология формирования соревновательной надежности спортсменов-стрелков высокой квалификации «ФСНСС», включающая следующие компоненты: целевой, содержательный, организационный, операциональный и диагностический [3].

Для проверки эффективности разработанной педагогической технологии были проведены две серии формирующего педагогического эксперимента по методу автоконтроля [9]. До начала эксперимента группа являлась контрольной, во время проведения эксперимента и после него - экспериментальной. В качестве исходного среза (диагностический компонент) рассматривались результаты 9 спортсменов-стрелков высокой квалификации, полученные в ходе констатирующего эксперимента.

Констатирующий эксперимент проводился в лабораторных условиях с использованием микропроцессорного психофизиологического комплекса «Фильтр», предназначенного для диагностики и контроля функциональных состояний. В ходе констатирующего эксперимента оценивались: уровень развития ПВК - готовность к экстренному действию в условиях монотонно действующих факторов (ГЭД): Разность между средним арифметическим временем реагирования на экстренные сигналы и средним арифметическим временем реагирования на сигналы с предупреждением (Ргэд), число пропусков сигналов (№эд); скорость переключения внимания (ПВ): время выполнения смешанного поиска черных и красных чисел (С), время переключения внимания (Тпв), количество ошибок за время выполнения смешанного поиска черных и красных чисел (Пвош); эмоциональная устойчивость (ЭУ): время выполнения смешанного поиска черных и красных чисел при активных помехах (С*), разница во времени выполнения смешанного

поиска черных и красных чисел с помехами и без помех (Тэу), количество ошибок за время выполнения смешанного поиска черных и красных чисел с активными помехами (ЭУош); сложная зрительно-двигательная реакция (СДР): время выполнения сложной двигательной реакции (Тсдр), количество неверных нажатий (№др); время выполнения простой зрительно-двигательной реакции (ПДР); чувство времени (ЧВ); время реакции на движущийся объект (РДО); объем внимания (Увн); теппинг-тест (ТЕПП); экспертная оценка (ЭО).

Для выявления взаимосвязей экспертных оценок соревновательной надежности с показателями ПВК полученные результаты были подвергнуты интеркорреляционному анализу. Показатель соревновательной надежности спортсменов-стрелков (по экспертной оценке) значимо коррелировал с показателями готовности к экстренному действию в условиях монотонно действующих факторов (ГЭД) (р < 0,05).

Результаты итоговой диагностики спортсменов-стрелков были также подвергнуты корреляционному анализу. Выявленные в констатирующем эксперименте корреляции изменились: связь показателя соревновательной надежности с показателем Ргэд (р < 0,01) усилилась, связь с показателем №эд исчезла - спортсмены перестали допускать ошибки. Характерной тенденцией является не только усиление отдельных профессионально важных качеств спортсменов-стрелков под влиянием применения технологии ФСНСС, но и изменение структуры их взаимосвязей. Выявились новые корреляционные связи показателя соревновательной надежности по экспертным оценкам с показателями ПВК, среди них ПВ, ЭУ ПДР (р < 0,01-0,05).

В ходе проведенного интеркорреляционного анализа не выявлено статистически достоверных связей показателей СДР (р > 0,05) ни с одним из показателей. Вероятно, это связано с тем, что действия стрелка носят строго регламентированный характер, заранее отрепетированные и определенные, они связаны по своей структуре в основном с ПДР, что и подтверждает высокая статистически значимая связь показателя ПДР с экспертной оценкой соревновательной надежности (р < 0,01).

Положительные изменения в ПВК по показателям: готовности к экстренным действиям в условиях монотонно действующих факторов (ГЭД); переключения внимания (ПВ); эмоциональной устойчивости (ЭУ); сложной двигательной реакции (СДР), простой двигательной реакции (ПДР); объему внимания (Увн) у спортсменов-стрелков при сравнении исходного и итогового срезов (р < 0,01-0,05) (по и-критерию Манна-Уитни) позволяют сделать вывод о том, что предложенная педагогическая технология формирует ПВК, способствует улучшению механизмов саморегуляции и самоконтроля, необходимых для повышения надежности профессиональной деятельности, и свидетельствует об ее эффективности.

Эффективность разработанной технологии формирования соревновательной надежности оценивалась и по главному критерию - уровню спор-

тивных достижений (табл. 1). Применение технологии помогло спортсменам-стрелкам приобрести уверенность в успешности применения приобретенных умений, сохранения надежности в соревновательной деятельности.

Таблица 1

Результаты некоторых выступлений спортсменов-стрелков на соревнованиях различного ранга

Упражнение ПП2 МП5 ПП3 МП6

Ранг соревнований очки место очки место очки место очки место

ЭКМ 28.05-2.06.2002 387 4 583 5 567 2

ЭКМ 3-11.06.2003 583 3

ЧЕ 3-9.11.2003 575 1(ю)

ЧЕ 3-9.11.2003 582 2л(2к)

ЧЕ 27-04.03.2006 384 8л(2к)

ЭКМ 4-10.05.2007 583 2

ЧЕ 23.02-02.03.2008 377 2к

ЭКМ 16-25.05.2009 584 3

ЧЕ 18-23.02.2009 383 8л(1к)

ЧЕ 12-21.07.2009 583 4л(1к)

ЭКРБ 11-16.01.2010 591 1(р.РБ)

ЧЕ 07-14.03.2010 379 2к

ЧЕ 01-07.03.2011 383 8л(2к) 584 4л(2к)

ЧЕ 31.07.-07.08.2011 553 2к

ЧЕ 14-20.02.2012 578 3к

ЭКРБ 2-6.03.2012 383 2 583 2 579 1

ЭКРБ 3-7.04.2012 386 2 584 2

Примечание: ЭКМ - этап Кубка мира; ЧЕ - чемпионат Европы; ЭКРБ - этап Кубка Республики Беларусь; р. - рекорд; л - личные; к - командные; ю - юношеские. * * *

1. Психолого-педагогическая подготовленность, повышающая работоспособность и результативность двигательной деятельности спортсменов-стрелков, обеспечивается комплексом ПВК: готовностью к деятельности в условиях монотонно действующих факторов, эмоциональной устойчивостью, скоростью переработки информации, устойчивостью когнитивных функций, самоконтролем и саморегуляцией.

2. Формирование устойчивости к монотонии и знание путей и средств улучшения механизмов саморегуляции может повысить эффективность профессиональной деятельности стрелков.

3. Апробация технологии ФСНСС в экстремальных условиях соревнований подтвердила ее высокую эффективность - спортсмены-стрелки показали высокие спортивные результаты, на что указывают призовые места на чемпионатах Европы и этапах Кубка Мира, различных соревнованиях международного ранга, установлены два национальных рекорда.

Список литературы:

1. Заика В.М. Психологические факторы надежности стрелка / В.М. Заика // Мир спорта. - 2007. - № 2. - С. 71-74.

2. Заика В.М. Анализ результатов констатирующего эксперимента с машинистами / В.М. Заика // Локомотив-информ. - 2009. - № 7-8. - С. 46-49.

3. Заика В.М. Обоснование разработки технологии формирования соревновательной надежности для спортсменов-стрелков высокой квалификации / В.М. Заика // Международная научно-практическая конференция государств - участников СНГ по проблемам физической культуры и спорта: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 27-28 мая 2010 г. / Белорус. гос. ун-т физ. культуры; редкол.: М.Е. Кобринский (гл. ред.) [и др.]. - Мн.: БГУФК, 2010. - Ч. 2. - С. 61-63.

4. Ильин Е.П. Общность механизмов развития состояний монотонии и психического пресыщения при разных видах деятельности / Е.П. Ильин // Психические состояния / сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. - СПб.: Питер, 2000. - С. 306-316.

5. Ильин Е.П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния / Е.П. Ильин // Психические состояния / сост. и общ. ред. Л.В. Куликова. - СПб.: Питер, 2000. - С. 73-83.

6. Кинль В.А. Пулевая стрельба: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов / В.А. Кинль. - М.: Просвещение, 1989. - 207 с.

7. Нерсесян Л.С. Психологические аспекты повышения надежности управления движущимися объектами / Л.С. Нерсесян. - М.: Промедек, 1992. -288 с.

8. Полякова Т.Д. Психолого-педагогические основы управления движениями в стрелковом спорте: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук: 13.00.04 / Т.Д. Полякова; Акад. физ. восп. и спорта Республики Беларусь. - Мн., 1993. - 47 с.

9. Сепетлиев Д. Статистические методы в научных медицинских исследованиях / Д. Сепетлиев. - М.: Медицина, 1968. - 420 с.

К ВОПРОСУ О «ПСИХОЛОГИИ ЗДОРОВЬЯ»

© Скурихина Н.В.*

Красноярский торгово-экономический институт, г. Красноярск

В статье рассматривается «Психология здоровья» как синтез психологии и валеологии, наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития.

* Старший преподаватель кафедры Валеологии, советник Российской Академии Естествознания (РАЕ).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.