3. Заика В.М. Анализ результатов констатирующего эксперимента с машинистами / В.М. Заика // Локомотив-информ. - 2009. - № 7-8. - С. 46-49.
4. Заика В.М. Обоснование разработки технологии формирования соревновательной надежности для спортсменов-стрелков высокой квалификации / В.М. Заика // Международная научно-практическая конференция государств - участников СНГ по проблемам физической культуры и спорта: материалы Междунар. науч.-практ. конф., Минск, 27-28 мая 2010 г. / редкол.: М.Е. Кобринский (гл. ред.) [и др.]. - Мн.: БГУФК, 2010. - Ч. 2. - С. 61-63.
5. Заика В.М. Критерии оценки психолого-педагогической подготовленности спортсменов-стрелков высокой квалификации / В.М. Заика // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения: материалы XXV Междунар. науч.-практ. конф.: в 2-х ч. / Сборник материалов; под общ. ред. С.С. Чернова. - Новосибирск: НГТУ 2012. - Ч. 2. - С. 201-205.
6. Заика В.М. Модельные характеристики психолого-педагогической подготовленности спортсменов-стрелков высокой квалификации / В.М. Заика // Информационно-аналитический бюллетень по актуальным проблемам физической культуры и спорта «Модели подготовки ближайшего резерва и национальных команд к Олимпийским играм» / редкол.: Т.Д. Полякова (гл. ред.) [и др.]. - Мн.: БГУФК, 2012. - Вып. 14. - С. 194-201.
7. Заика В.М. О некоторых аспектах психолого-педагогической подготовки спортсменов-стрелков высокой квалификации / В.М. Заика // Мир спорта. - 2012. - № 2. - С. 16-20.
8. Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Е.В. Сидоренко. - СПб.: Речь, 2002. - 350 с.
9. Zaika V The formation of professional reliability of locomotive drivers / V Zaika // Proceedings of the IVth International Scientific Conference «Transport Problems», Katowice - Slemien, 27-29 June 2012. - Katowice, 2012. - P. 797-802.
СПЕЦИФИКА ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
© Клименко В.А.*, Коваленко С.К.*,
Нанаева Б.Р.*, Керейтова А.Б.*
Центр развития ребенка - детский сад «Елочка», г. Новый Уренгой
Представлена система работы по организации дифференцированного подхода к физическому воспитанию детей дошкольного возраста с уче-
* Воспитатель.
* Воспитатель.
* Воспитатель.
* Воспитатель.
том пола ребенка. Использование инновационных технологий и новых современных подходов к оздоровлению детей базируется на многофакторном анализе внешних воздействий, мониторинге состояния здоровья каждого ребенка, учете и использовании особенностей детского организма, индивидуализации профилактических мероприятий, создании определенных условий. Это позволяет воспитать здоровое, физически подготовленное подрастающее поколение.
Здоровье и движение - два взаимозависимых компонента жизни любого человека, а ребенка в особенности. Именно в дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, привычки, черты характера, без которых не возможен здоровый образ жизни. Важное место в нашем дошкольном учреждении занимает дифференцированный подход к физическому воспитанию детей в зависимости от пола.
Сегодня физическое воспитание детей практически не имеет различий для мальчиков и девочек и ориентировано, в основном, на «условного» ребенка, а не на мальчика или девочку: те же упражнения, та же нагрузка, та же методика обучения. Половые различия упоминаются лишь в результатах тестирования уровня физического состояния детей, так как нормативы для девочек несколько ниже, чем для мальчиков.
История педагогики показывает, что во все периоды развития общества воспитание девочек отличалось от воспитания мальчиков. Отличия основывались на разных функциях, которые в будущем предстояло выполнять детям во взрослой жизни. Физическое воспитание также, в первую очередь, было нацелено на подготовку ребенка к роли мужчины или женщины во взрослой жизни [6].
Большинство современных исследователей считают, что подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек не должен быть одинаковым. Но в чем должны проявляться отличия: в средствах, нагрузке, требованиях, распределении ролей, организации занятий и т.д. - до конца не определено. Развитие движений у дошкольников в зависимости от пола исследовали такие ученые как Е.Г. Леви-Гориневская, Т.И. Осокина, В.Г.Фролов, Г.П. Юрко, Н.В. Алябьева, В.Н. Шебеко, В.А. Шишкина, Н.Н. Ермак, Н.А. Ноткина и др. [6].
Физическое воспитание дошкольников - это система мероприятий, направленных на развитие систем и функций ребенка, его гармонического развития. Она базируется на единстве цели, задач, средств, форм и методов работы и направлена на укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие детей [5]. Творческими педагогами учреждения разработан психоло-го-педагогический проект «Спортивная школа для мальчиков и девочек», цель которого: организация дифференцированного подхода к физическому воспитанию детей дошкольного возраста с учетом пола ребенка.
Вся система физического воспитания в дошкольном учреждении построена на следующих принципах [8]:
- Принцип разностороннего развития личности. При решении специфических физкультурных задач обеспечивается умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. Любое физкультурное мероприятие активизирует мыслительную деятельность, создает условия, в которых ребенок сам ищет наиболее рациональный способ поведения, упражняется в трудовых действиях, фиксирует внимание на красках, формах окружающей обстановки и оборудования, эмоционально воспринимает ритм, музыку.
- Принцип гуманизации и демократизации. Вся физкультурная работа строится на основе комфортности, с учетом желаний и настроений ребенка.
- Принцип индивидуализации. Обеспечение здорового образа жизни в детском саду каждому ребенку с учетом его здоровья, развития, интересов и т.д.
Эффективность воспитательно-образовательного процесса во многом определяется планированием, которое обеспечивает высокие конечные результаты здоровья, физического и двигательного развития детей [7].
Система планирования в годовом цикле предусматривает следующие виды планов:
- Перспективный план укрепления здоровья, физического и двигательного развития детей. Он позволяет наиболее рационально отобрать программный материал для опережающего развития в физкультурных организованных мероприятиях, а также выбрать формы и методы коррекционно-развивающей работы.
- Календарный план работы составлен на 1-2 недели и отражает все формы физкультурной работы проводимой с детьми. Недельный цикл включает 2 физкультурных занятия, физкультурные развлечения и праздники.
При разработке плана учитываются: психофизиологические и психологические особенности развития детей дошкольного возраста, а также особенности двигательной активности детей с учетом пола ребенка.
Все физкультурные мероприятия обязательно включают вводно-подготовительную часть - разминку (ее назначение - подготовить организм к нагрузкам, настроить на занятие); основную, в ходе которой решается комплекс запрограммированных задач; заключительную, назначение которой -восстановить пульс и дыхание. Такой подход диктуется необходимостью оптимальных доз физических и эмоциональных нагрузок, таких, которые обеспечивают тренирующий эффект без вреда здоровью. Название, специфика содержания различных форм непосредственной образовательной деятельности по физкультуре [2].
Формы проведения физкультурных занятий выбираются педагогом в зависимости от возраста детей, выдвинутых задач, места проведения, условий, личного опыта и его профессиональных умений. В младшем возрасте
используются преимущественно занятия комплексного, сюжетного, игрового характера. В старших группах - учебно-тренирующие, тематические, контрольно-учетные, на воздухе.
Самый доступный детям способ восприятия любой двигательной деятельности это подражательные движения. С подражания образу начинается познание ребенком техники движением, спортивных и танцевальных упражнений, игр, театрализованной деятельности и т.д. Достаточно сказать ребенку «Паучок», показать движения, и ребенок преодолеет любое двигательное препятствие, потому что это уже игра [4].
При назывании движения через образ дети подражают зверям, птицам, рыбам, людям разных профессий и т.д. Образно-подражательные движения развивают у них: творческую двигательную деятельность, творческое мышление, двигательную память, быстроту реакции, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию и т.д.
С помощью подражательных движений дети достигают высоких результатов, тем самым, удовлетворяя свой двигательный потенциал, раскрывая свои природные задатки, интересы и способности.
В зависимости от пола ребенка содержательная сторона двигательной деятельности дошкольников имеет свою специфику. У мальчиков и девочек свои двигательные предпочтения, то есть та деятельность, которая им интереснее, лучше удается, и в которой наиболее ярко проявляются их особенности, связанные с полом. У мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера: бег, метание предметов в цель и на дальность, лазание, борьба, спортивные игры и т.д. Девочки предпочитают игры с мячом, со скакалкой, упражнения в равновесии, танцевальные упражнения. В то же время такие виды как подвижные игры, эстафеты нравятся и мальчикам, и девочкам, в равной степени [6]. В связи с этим физкультурные занятия мальчиков и девочек организуются следующим образом:
- совместные физкультурные занятия, на которых дети занимаются по единой образовательной программе (учитывается характер движений и физическая нагрузка, так как девочкам и мальчикам предъявляются разные требования к выполнению одних и тех же движений: для мальчиков - четкости, ритмичности, с затратами дополнительных усилий; для девочек - пластичности, выразительности, грациозности);
- часть занятия проводится вместе, часть раздельно (в вводной и заключительной частях занятия дети выполняют упражнения все вместе, а в основной части занятия они делятся на подгруппы в зависимости от пола, где каждая подгруппа выполняет свое задание, предлагаемое на опорных картах, графически отображающих действия для мальчиков и девочек);
- занятия проводятся отдельно с мальчиками, отдельно с девочками (проводится изучение упражнений, требующих разных методиче-
ских подходов и вызывающих интерес у мальчиков и девочек, а также планируются различные сюжетные и тематические занятия: для мальчиков - «Пожарные», «Рыцарский турнир»; для девочек - «Спортивный бал для принцесс», «Праздник бантиков» и пр.) [1, 3].
Для оценки исходного уровня развития дошкольников с тем, чтобы определить для каждого из них оптимальную «ближайшую» зону здоровья, формирования систем, функций организма и двигательных навыков городской творческой группой инструкторов по физической культуре подобран комплекс методик и разработан мониторинг изучения физического развития детей дошкольного возраста. Изучение развития двигательных навыков и физических качеств дошкольников проводится два раза в год: в начале и в конце учебного года. Используются контрольные упражнения, предлагаемые детям в игровой или соревновательной форме, по выявлению и определению: индивидуальных особенностей детей, состояния их здоровья; интересов и способностей в двигательной деятельности; выносливости и скорости; координации движений, чувства равновесия, гибкости; ловкости, быстроты реакции и ориентировки в пространстве; умения прыгать; умения в метании на дальность.
Сегодня, основываясь на исследованиях в областях медицины, педагогики, физической культуры и др., дошкольное учреждение, организуя процесс физического воспитания детей, не может не учитывать их половые особенности. Мы убеждены, что в результате организации дифференцированного подхода к физическому воспитанию детей дошкольного возраста с учетом пола ребенка нам удается воспитать здоровое, физически подготовленное подрастающее поколение. Это и является жизненно необходимой и основной задачей родителей и педагогов нашего дошкольного учреждения.
Список литературы:
1. Бочарова Н. Некоторые вопросы дифференцированного подхода в физкультурном воспитании мальчиков и девочек // Дошкольное воспитание. -1997. - № 12. - С. 72-75.
2. Глазырина Л.Д., Овсянкина А.С. Методика физического воспитания детей дошкольного возраста. - М.: Владос, 2001.
3. Еремеева В.Д., Хризман Т.П. Мальчики и девочки - два разных мира. -М.: Линко-пресс, 1998.
4. Ефименко Н. Театр физического развития и оздоровления. - М., 1999.
5. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. - М.: Академия, 2001.
6. Филиппова С.О. Мир движений мальчиков и девочек. - СПб.: Детство-пресс, 2001.
7. Шелухина И.П. Мальчики и девочки: Дифференцироанный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
8. Шишкина В.А., Мащенко М.В. Какая физкультура нужна дошкольнику. - М.: Просвещение, 1998.