Мастер-класс
УДК 372
А. А. Массанова
Развитие физических качеств ребёнка-дошкольника
Можно ли развивать физические качества ребенка-дошкольника учитывая его соматотип?
Аннотация. В статье представлены подходы к развитию физических качеств у ребенка-дошкольника в зависимости от соматотипа ребенка.
Ключевые слова: двигательная активность соматотип, соматометрия, стрейчинг, физические качества
Физические качества, заложенные в человеке генетически, необходимо развивать с детских лет, так как умение хорошо выполнять различные движения возможно лишь в том случае, если ребёнок будет физически подготовлен. А правильное выполнение движений влияет, в первую очередь, на здоровье ребёнка. В теории и методике физического воспитания выделяют пять основных физических качеств: ловкость, гибкость, быстрота, сила и выносливость. Сен-зитивным периодом для развития физических качеств в дошкольном возрасте является период с 5 до 7 лет. Проявление в большей или меньшей степени того или иного качества зависит от соматотипа ребёнка. Сома-тотип заложен генетически.Еще в 1995 году В.Ю. Давыдов показал, что результаты двигательных тестов у дошкольников в большей степени зависят от типа их конституции1. Различают четыре основных типа конституции: астеноидный, торакальный, мышечный, ди-гестивный.
Астеноидный тип характеризуется тонким скелетом, длинными нижними конечностями, пониженным развитием мышечной и жировой ткани, острым эпигастральным углом, впалым или прямым животом, узкой грудной клеткой и сутулой спиной.
Для торакального типа характерны: развитая грудная клетка и те части лица, которые принимают участие в дыхании, большая жизненная емкость легких, нормальное жироотложение, нормально развитая мускулатура. Форма спины прямая, живот прямой, эпигастральный угол прямой, форма ног нормальная.
Мышечный тип отличается высоким уровнем развития мышечной ткани и костяка, хорошо выраженным контуром мышц при нормальном или умеренно повышенном жироотложении, грудной клеткой цилиндрической формы средней длины, широкими и высокими плечами, прямой спиной и эпигастральным углом, близким к прямому, округлой или квадратной формой лица.
Дигестивный тип отличается уплощенной спиной, короткой и широкой грудной клеткой конической формы, тупым эпигастральным углом, выпуклым животом,
1 Давыдов В. Ю. Меры безопасности на уроках физической культуры: учебно-методическое пособие / В. Ю. Давыдов. - М. : Советский спорт, 2007. - 140 с.
Х-образными ногами, выраженными жировыми складками, развитой нижней третью лица, короткой шеей.
Исследования показывают, что в каждой группе дошкольников 5-7 лет, относящихся к одному типу конституции (астеноидному, торакальному, мышечному, дигестивному), результаты мальчиков действительно лучше результатов девочек. Однако эта тенденция не сохраняется, когда речь идет о результатах детей разных типов конституции. Например, в беге на 30 м результаты девочек мышечной группы лучше результатов мальчиков всех других групп. То же самое можно сказать и о тесте «прыжок в длину с места»: результаты мальчиков дигестивного типа значительно хуже результатов девочек мышечного и торакального типов.
Гибкость также в значительной степени зависит от типа конституции ребенка. Во все годы (с 3 до 6 лет) девочки показывают лучшие результаты, чем мальчики того же типа конституции. В то же время среди мальчиков лучшие результаты зафиксированы у представителей мышечного типа конституции. Например: в 3 года эти мальчики показывают лучше результат, чем девочки дигестивного типа; в 4 года - лучше, чем девочки астеноидного типа.
Прирост результатов развития гибкости с 3 до 7 лет также имеет значительные отличия у детей разных типов конституции. И у мальчиков, и у девочек самый незначительный прирост наблюдается у представителей астеноидного типа (соответственно 1,2 см и 4,5 см), а самый большой - у представителей мышечного типа (соответственно 4,2 см и 12 см).
Опираясь на средние показатели бега на выносливость у дошкольников, можно отметить следующую тенденцию. В 5 лет результаты мальчиков и по продолжительности бега, и по преодоленной дистанции превышают результаты девочек. В 6 лет показатели практически уравниваются, а в 7 лет девочки и по продолжительности бега, и по длине дистанции показывают лучшие результаты, чем мальчики. В качестве примера в литературе приводятся результаты девочек, одна из которых свободно преодолела дистанцию 4 км, а другая - более 7 км.
В 6 лет самые значительные результаты в беге на выносливость отмечаются у девочек мышечного типа, которые пробегают дистанцию 300м более чем в 1,5 раза быстрее, чем мальчики дигестивного типа.
Исходя из сказанного, следует сделать вывод о том, что в дошкольном возрасте различия по комплексу морфологических и моторных тестов между типологическими группами превышают естественные различия между половыми группами. Анализ результатов исследований позволяет заключить, что выявление индивидуально-типологических особенностей организма детей позволяет совершенствовать проблему подбора средств физической культуры для развития физических качеств у ребенка с его индивидуальными особенностями, т.е. совершенствовать учебный процесс и активизировать или поддерживать уровень здоровья детей на занятиях по физической культуре, а в дальнейшем и совершенствовать проблему отбора в различные виды спорта.
Одним из условий успешной реализации излагаемой методики проведения занятий по физической
72
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/2
Мастер-класс
культуре является обеспечение индивидуально-дифференцированного подхода к детям.
Для реализации такого подхода можно было бы распределить детей на 4 основные подгруппы в зависимости от соматотипа - подгруппы с астеноидным, торакальным, дигестивным и мышечным типами телосложения. Однако, распределение детей по 4 подгруппам неудобно для практики, поэтому в условиях группового воспитания рационально распределять детей на две подгруппы, учитывая состояние здоровья и соматотип ребёнка.
В первую подгруппу входят дети первой группы здоровья, имеющие торакальный и мышечный сома-тотипы.
Вторую подгруппу составляют дети второй и третьей групп здоровья (часто болеющие дети, дети, имеющие некоторые отклонения), с астеноидным и торакальным соматотипами.
Установление двух подгрупп даёт возможность педагогу осуществлять дифференцированный подход и проводить занятия, различающиеся по содержанию, методам и приемам в зависимости от подгруппы, не забывая при этом об индивидуальном подходе к каждому ребенку.
В связи с тем, что дети первой подгруппы быстрее усваивают двигательные задания, то им достаточно просто показа, выполняемого в среднем темпе. Детям второй подгруппы необходим замедленный показ движений с чётким и подробным объяснением. При этом всегда нужно создавать спокойную, доброжелательную обстановку на занятии. К сожалению, в настоящее время увеличивается процент детей со второй и третьей группами здоровья, растёт число детей с ди-гестивным и астеноидным соматотипом. Возникшая проблема подтолкнула нас к обращению к выше изложенной теории о соматотипе В. Ю Давыдова и поиску новых методик и средств физической культуры. Работа началась с анализа современных программ физического совершенствования для детей дошкольного возраста в рамках проекта сетевого взаимодействия инновационно-активных школ УрО РАО1. Особое внимание привлекла парциальная специализированная программа «Старт» под редакцией Л. В. Яковлевой и Р А. Юдиной. В отличие от всех других программ авторы программы «Старт» акцентируют внимание на природных наклонностях и способностях детей, т. е. на со-матотипе ребёнка. Предложенные авторами методики проведения «Школы мяча» и «Школы скакалки», а также акробатические упражнения позволяют наиболее полно решать проблему развития физических качеств ребёнка-дошкольника. В дополнение к этому мной была выбрана педагогическая технология физического совершенствования дошкольников - стрейчинг, так как методика упражнений стрейчинга позволяет не только
1 Давыдова Н.Н. Организация сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2009, № 12
Давыдова Н.Н. Развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Муниципальное образование: инновации и эксперимент», № 1, 2010
растягивать мышцы тела и суставно-связочный аппарат рук, ног и позвоночника, т. е. способствовать развитию определённых физических качеств, но и позволяет предотвратить нарушения осанки, исправить её и оказать глубокое оздоровительное воздействие на весь организм. Указанные выше методики и технологию активно используются в работе, так как они учитывают типологические особенности детей и позволяют наиболее эффективно развивать физические качества.
Работа по физическому развитию ведется на основе комплексной образовательной программы «Детство» под редакцией З. А. Михайловой. Но в этой программе отсутствуют выстроенные в системе комплексы акробатических упражнений, упражнений с мячом и скакалкой; уделяется внимание лишь четырём физическим качествам, и забывают о пятом, не менее важном - гибкости.
Поэтому приходится дополнять содержание программы «Детство» методиками проведения «Школы мяча», «Школы скакалки» и акробатических упражнений из программы «Старт» и педагогической технологией стрейчинга.
В начале учебного года совместно со старшей медицинской сестрой детского сада и врачом детской поликлиники проводится соматометрическое обследование детей 5 лет. По результатам обследования выявляется принадлежность ребёнка к тому или иному конституционному типу. В соответствии с группой здоровья и выявленным соматотипом дети разделяются на две подгруппы для занятий по физическому развитию.
В первую подгруппу входят дети с первой группой здоровья, имеющие торакальный и мышечный со-матотипы.
Вторую подгруппу составляют дети второй и третьей групп здоровья (часто болеющие дети, дети, имеющие некоторые отклонения), с астеноидным и торакальным соматотипами.
В связи с тем, что дети первой подгруппы быстрее усваивают двигательные задания, то им достаточно просто показа, выполняемого в среднем темпе. Детям второй подгруппы необходим замедленный показ движений с четким и подробным объяснением. Задания для подгрупп детей даются одинаковые, усложнение двигательных действий предлагается лишь первой подгруппе детей: за счет увеличения количества повторов, интенсивности и сложности двигательного действия.
Занятия с элементами акробатики проводятся 1 раз в месяц, начиная со старшей группы. Начиная со старшей группы, на занятиях по физическому развитию дети осваивают подводящие упражнения к кувырку и непосредственно кувырок, элементы акробатических упражнений: «мостик, «лягушка», «коробочка», «бабочка», «полушпагат», а в подготовительной группе это двигательные действия совершенствуются. Также координационные способности помогает развить «Школа мяча». Комплексы упражнений с мячом выстраиваются по степени сложности в соответствии с возрастом детей. В конце каждого месяца проводится контрольно-игровое занятие с мячом, помогающее определить степень овладения детьми техникой «Школы мяча». Развить скоростно-силовые качества помогает «Школа скакалки». Схема выполнения
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/2
73
Мастер-класс
упражнений та же, что и в «Школе мяча». Задачу развития гибкости решается с помощью стрейчинговых упражнений. Эти упражнения используются в заключительной части занятий по физическому развитию один раз в месяц. Такие упражнения можно выполнять с предметами и без них. Наиболее интересны для детей упражнения на стэпах.
В соответствии с общепринятыми требованиями обследование физической подготовки детей проводится два раза в год на учётно-контрольных занятиях. Первое обследование - в начале учебного года (в сентябре), второе - в конце учебного года (в мае). Участие в обследовании принимают старший воспитатель, инструктор по физической культуре, медицинская сестра, воспитатели. В зале диагностируются такие физические способности, как скоростно-силовые качества - бросок набивного мяча двумя руками из-за головы (4-7 лет); прыжок в длину с места (4-7 лет); координационные способности; удержание равновесия.
На физкультурной площадке обследуются такие качества, как быстрота - бег на 30 м (4-7 лет); выносливость - бег на 100 м (4 года), 200 м (5 лет), 300 м (6 лет), 1000 м (7 лет); скоростно-силовые качества - метание мешочка с песком весом 150-200 г (4-7 лет); ловкость - бег 10 м (4-7 лет); гибкость - наклон туловища вперёд, стоя на гимнастической скамейке (4-7 лет).
О результатах проведённой работы говорят следующие результаты. В старшей группе в конце 2008 -2009 учебного года показатель быстроты на высоком и среднем уровне в сравнении с началом года увеличился на 12%, показатель гибкости на высоком и среднем уровне в сравнении с началом года увеличился на 15%, показатель выносливости к концу учеб-
ного года достиг 100%, показатель силы на высоком уровне в сравнении с началом года увеличился на 7%, показатель ловкости на высоком и среднем уровне к концу учебного года увеличился на 15%. Диагностика развития физических качеств осуществляется в соответствии с методическим пособием «Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста», составитель Н.А. Ноткина, Л.И. Казьмина, Н.Н. Бойнович1.
Литература
1. Давыдов В. Ю. Меры безопасности на уроках физической культуры: учебно-методическое пособие / В. Ю. Давыдов. - М.: Советский спорт, 2007. - 140 с.
2. Давыдов В.Ю. Коваленко Т.Г., Краснова Г.О. Методика преподавания оздоровительной аэробики / Издательство Волгоградского государственного университета, Волгоград, 2004, 124 с.
3. Давыдова Н.Н. Организация сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2009, № 12
4. Давыдова Н.Н. Развитие сетевого взаимодействия инновационно-активных образовательных учреждений // Муниципальное образование: инновации и эксперимент», № 1,2010
5. Ноткина Н.А., Казьмина Л.И., Бойнович Н.Н. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста/ Санкт-Петербург, изд-во Детство пресс, 2008, 32 с.
1 Ноткина Н.А., Казьмина Л.И., Бойнович Н.Н. Оценка физического и нервно-психического развития детей раннего и дошкольного возраста/ Санкт-Петербург, изд-во Детство пресс, 2008, 32 с.
УДК 37-03
И. П. Теряева
Игра - как средство развития творческих способностей детей младшего школьного возраста
В чем заключается эффективность развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста?
Аннотация. Проблема развития способностей не нова для психолого-педагогических исследований, но до сих пор актуальна. Далеко не секрет, что школу и родителей волнует вопрос о развитии способностей учащихся. Общество заинтересовано в том, чтобы человек начал трудиться именно там, где он может принести максимальную пользу. А для этого школа должна помочь воспитанникам найти свое место в жизни.
Ключевые слова: дидактические игры, творческая деятельность, педагогические условия, диагностика развития творческих способностей.
Младший школьный возраст это особо ответственный период психологического развития ребенка, интенсивного развития всех психических функций, формирования сложных видов деятельности, закладывания основ творческих способностей, формирования структуры мотивов и потребностей, нравственных норм, самооценки, элементов волевой регуляции поведения.
«Творчество и личность», «творческая личность и общество», «творческие способности» - вот неполный перечень вопросов, которые находятся в центре внимания психологов, педагогов, родителей.
Творчество - сложный психический процесс, связанный с характером, интересами, способностями личности.
Этой проблемой занимались такие корифеи отечественной психологии как Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, Н.С. Лей-тес и другие. Понятийный аппарат, содержание и основные положения теории способностей разработаны, главным образом, именно в трудах этих ученых.
Главная задача начальной школы - обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности: учебная и творческая деятельность.
74
Инновационные проекты и программы в образовании 2011/2