Научная статья на тему 'Подвижные игры - основное средство формирования координационных спобностей'

Подвижные игры - основное средство формирования координационных спобностей Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2158
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
АДАПТАЦИЯ / ИГРА / КООРДИНАЦИОННЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПСИХОФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / УПРАЖНЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ADAPTATION / A GAME OF COORDINATION ABILITIES / MENTAL AND PHYSICAL DEVELOPMENT / EXERCISES / PHYSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мостовая Татьяна Николаевна, Дёмочкина Татьяна Николаевна

Координационные способности являются основными физическими качествами, позволяющими совершать двигательные действия экономично, оправдано, логично. Формирование координации начинается с раннего детского возраста. Игра является ведущим типом деятельности ребенка и потому служит эффективным средством формирования психофизических качеств. Начиная с командных игр в детском саду, и заканчивая спортивными, преподаватели и тренеры могут эффективно осуществлять их средствами процесс формирования координационных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мостовая Татьяна Николаевна, Дёмочкина Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OUTDOOR GAMES - THE MAIN MEANS THE FORMATION OF THE COORDINATION SPOSOBNOSTEI

The Coordination abilities are the main physical qualities, allowing to perform a motor act economically, justified, logical. The formation of the coordination starts from early childhood. Game is the leading type of activity of the child and thus serves as an effective means of formation of psycho-physical qualities. Since team games in kindergarten, and to sports, teachers and coaches can effectively implement them by means of the process of formation of coordination abilities.

Текст научной работы на тему «Подвижные игры - основное средство формирования координационных спобностей»

УДК 796

ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ - ОСНОВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОБНОСТЕЙ

OUTDOOR GAMES - THE MAIN MEANS THE FORMATION OF THE COORDINATION SPOSOBNOSTEI

Мостовая Татьяна Николаевна кандидат педагогических наук, доцент кафедры

«Физическая культура» ФГБОУ ВО «(Орловский государственный университет

имени И.С. Тургенева», г. Орел, Россия

Mostovaia Tatiana Nikolaevna Ph.D., associate professor of the department «Physical culture»

Orel State University, Orel, Russia

Дёмочкина Татьяна Николаевна ст. преподаватель кафедры «Физическая культура» ФГБОУ ВО «(Орловский государственный университет

имени И.С. Тургенева», г. Орел, Россия

Demochkina Tatiana Nikolaevna Senior lecturer of the department «Physical culture»

Orel State University, Orel, Russia

Аннотация. Координационные способности являются основными физическими качествами, позволяющими совершать двигательные действия экономично, оправдано, логично. Формирование координации начинается с раннего детского возраста. Игра является ведущим типом деятельности ребенка и потому служит эффективным средством формирования психофизических качеств. Начиная с командных игр в детском саду, и заканчивая спортивными, преподаватели и тренеры могут эффективно осуществлять их средствами процесс формирования координационных способностей.

Summary. The Coordination abilities are the main physical qualities, allowing to perform a motor act economically, justified, logical. The formation of the coordination starts from early childhood. Game is the leading type of activity of the child and thus serves as an effective means of formation of psycho-physical qualities. Since team games in kindergarten, and to sports, teachers and coaches can effectively implement them by means of the process of formation of coordination abilities.

Ключевые слова. Адаптация, игра, координационные способности, психофизическое развитие, упражнения, физическое воспитание.

Keywords. Adaptation, a game of coordination abilities, mental and physical development, exercises, physical education.

Игры с самых древних времен представляли собой подражательные трудовые действия, имитирующие собирательство или охоту, а также повадки зверей или птиц. Они до сих пор содержатся в фольклоре всех народов и связанны с повадками животных, птиц и их ловлей. Вместе с развитием общества развивались и игры, которые стали проводиться более эмоционально и часто представляли собой пляски, припевки, потешки. В дальнейшем они становятся одной из форм физической культуры и стали выполнять функцию подготовки человека к его жизни в обществе.

В наши дни особую актуальность игры приобрели в плане психофизического развития детей, их подготовки к учебе, адаптации в обществе. Поскольку игра является ведущим типом деятельности ребенка, она позволяет выполнять многие рутинные задания в эмоциональной форме, проявлять инициативу, фантазию, творчество. Она отвечает самым естественным потребностям ребенка -потребностям в жизнерадостных движениях.

Изучением народных подвижных игр занимались известные ученые и педагоги В.И. Даль, П.Н. Бокин, В. Висковатов, И.Я. Герд, Е.М. Дементьев, Я.И. Душечкин, А. Скотак, Н. Филитис и др. Благодаря им, уже в начале XX века в России имелось около 100 сборников игр.

В дальнейшем прогрессивные русские ученые-педагоги, психологи, врачи, гигиенисты (Е. А. Покровокий, П. Ф. Лесгафт, Н. К. Крупская, А. С. Макаренко, Л. С. Выготский, В. В. Гориневский, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Д. Я. Эльконин, В. Г. Яковлев, Р. И. Жуковская и др.) занимались разработкой, содержанием и методикой подвижных игр, раскрывали роль игры как метода физического воспитания.

Огромную роль в обосновании педагогического значения игры и методики ее применения сыграл известный русский ученый и общественный деятель П.Ф. Лесгафт. В дальнейшем, последователи Лесгафта, М. В. Лейкина, М. М. Конторович, И. Я. Герд, С. Т. Шацкий, А. У. Зеленко, В. Г. Марц и др. широко использовали их в физическом развитии и воспитании детей, внедряли в широкие массы людей. Такая пропаганда способствовала укреплению здоровья подрастающего поколения, приобщению людей к здоровому образу жизни.

В наши дни подвижные игры широко используются как наиболее эффективный и доступный метод воздействия на ребенка. Их преимущество заключается в том, что они, в отличие от физкультурных занятий, связаны с всплеском эмоций, активными движениями, творчеством и инициативой.

Роль подвижных игр в формировании различных физических качеств сегодня рассматривается многими учеными (В. С. Кузнецовым, Г. А. Колодницким, А. В. Кенеманом, М. Ф. Литвиновой, И. М. Коротковым и др.). авторы считают, что игры в наибольшей степени способствуют развитию координационных способностей.

Координационные способности часто рассматриваются как синоним слова «ловкость». Обобщив определения разных авторов, можно дать следующее

определение «координационным способностям». Это способность выполнять двигательные действия в определенный момент времени с заданной амплитудой, а также строить целостные двигательные акты, преобразовывать выработанные формы действий и переключаться от одних действий к другим, согласно быстро меняющимся ситуациям.

Формирование и развитие координационных способностей начинается с самого раннего возраста. Возраст от четырёх до семи лет считается наиболее благоприятным для становления многих двигательных навыков, в том числе координационных. Именно в этот период жизни ребенка рекомендуется проводить интенсивную работу по формированию его координации. В дошкольный период времени ребенок учится соединять движения отдельных частей тела в одно двигательное действие, которое производится экономично, легко, пластично и четко.

Учеными доказано, что в детском возрасте развитие координационных способностей происходит в тесной связи с развитием психических качеств и функций нервной системы. Показателями тренированности ЦНС являются рост подвижности, концентрации внимания, сосредоточенности и уравновешенности. Используя игровую деятельность как форму тренировки, можно ускорить и усовершенствовать процесс развития координации движений.

В дошкольном возрасте у детей наблюдается высокая пластичность всех психических процессов. Поэтому, несмотря на слабость мышц, плохое владение пространственными и временными ориентировками и низкий уровень развития психических качеств, двигательные навыки у детей формируются достаточно легко. К старшему дошкольному возрасту большинство детей имеют уже достаточно сформированную координацию и легко соединяют отдельные движения в одно двигательное действие.

Процесс формирования координационных способностей у детей имеет высокую эффективность при использовании подвижных игр как средства обучения. В дошкольном возрасте следует придерживаться следующей очередности в использовании игр.

В младшем дошкольном возрасте необходимо использовать сюжетные игры, имитирующие определенные двигательные действия. Затем можно перейти к бессюжетным играм командного характера. От командных игр следует перейти к играм соревновательного характера, которые являются подготовительными для спортивных.

Спортивные игры - это высшая степень подвижных игр, одно из средств массового спорта. Основой развития массового физкультурного и спортивного движения в нашей стране является повышение уровня спортивного мастерства и на этой основе достижение российскими спортсменами высоких результатов в различных видах спорта на международных соревнованиях. В то же время, уровень спортивных достижений на чемпионатах и первенствах высокого уровня зависит от основы, фундамента, заложенного на начальном уровне физической подготовки. Огромное значение имеет физическое воспитание ребенка, получаемое им в детском саду, школе, ВУЗе. Именно в детском возрасте человек приобщается к здоровому образу жизни, регулярным занятиям спортом, участию в спортивных состязаниях и победе в них. Этот путь начинается с детских подвижных игр, «веселых стартов», детских спортивно-массовых мероприятий.

Использование подвижных игр на занятиях физической культурой в детском саду, школе, ВУЗе - это путь к здоровью, победам в спорте, успеху в жизни. Отбирая игры, следует иметь в виду, что не существует резкой грани между играми людей различного возраста. Есть целый ряд игр, в которые с одинаковым увлечением играют и дети, и взрослые. Например, лапта, городки, игры-аттракционы, эстафеты. Но при этом необходимо помнить, что чем старше люди, тем шире их кругозор, а люди от 18-25 лет лучше развиты физически.

Владея методикой проведения игр, зная современные правила соревнований и судейства, различные средства восстановления работоспособности, психологические и возрастные особенности людей, можно грамотно организовать эффективный процесс физического воспитания в детском саду, школе, ВУЗе с целью подготовки молодежи к предстоящему труду и жизнедеятельности.

Роль подвижных игр в системе физического и спортивного воспитания огромна. Подвижная игра, как и любая другая сопровождает человека все его детские и юношеские годы, она является одним из основных средств физического воспитания студентов.

Подвижные игры не только укрепляют здоровье и развивают организм, но они также являются средством культурно-нравственного воспитания и приобщения человека к обществу. Национальные подвижные игры прививают ребенку культурное наследие его окружающего общества, подготавливают к выходу в большой мир. Приобщение ребенка к физкультуре важно не только с точки зрения укрепления их здоровья, но и для выработки привычки к занятиям спортом. Многим детям тяжело подниматься с теплой постели на зарядку. Но проходит время, неделя-другая, и малыш бодро вскакивает при первых звуках спортивного марша или иной музыки сопровождающей утреннюю зарядку. Вырабатывается условный динамический стереотип поведения, который вносит определенный ритм в утренний режим и не требует дополнительных волевых усилий.

Подвижные игры играют большую роль в умственном и физическом развитии ребенка. Различные подвижные игры помогают развивать различные группы мышц тела, координацию движений, способствуют развитию речи и мышления. Но для того, чтобы эффект от игры был положительный, необходимо при ее выборе учитывать физиологические особенности детей различных возрастов, гендерные особенности. Например, девочки больше увлекаются музыкальными играми, а мальчики - силовыми. В различных играх на скорость бега, преодоление препятствий, с метанием на дальность необходимо строго следить за равным количеством мальчиков и девочек в командах, а в некоторых случаях проводить такие игры раздельно.

В студенческом возрасте широко применяются соревнования по подвижным играм в виде эстафет с преодолением полосы препятствий, с борьбой, метаниями, прыжками и т.д. Это обусловлено возрастными особенностями, изменившимся интересами и жизненным приоритетам учащейся молодежи.

В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми. Являясь одним из комплексных средств воспитания, игра в конечном итоге способствует развитию координационных способностей, силы, скорости, воспитанию личности в целом. Она одновременно направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение движениями), совершенствование функций

организма, а также черт характера играющих. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры являются сокровищницей человеческой культуры, их разнообразие огромно. Они отражают все области материального и духовного творчества людей.

Список литературы

1. 500 игр и эстафет / В .В. Кузин, С. А. Полиевский, А. Н. Глейберман и др.; Науч. ред. В. В. Кузина, С. А. Полиевский. - Москва: Физкультура и спорт, 2013.

2. Бутин И. М. Развитие физических способностей детей / И. М. Бутин. -Москва: Владос-Пресс, 2012.

3. Коротков И.М. Подвижные игры / И. М. Коротков, Л. В. Былеева, Р. В. Климкова - Москва: СпортАкадемПресс, 2010.

4. Манжелей И. В. Инновации в физическом воспитании : учебное пособие / И. В. Манжелей. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2010. - 144 с.

5. Пирсон А. Школа мгновенной реакции, ловких движений, быстрых ног и сильных рук. Физическое развитие детей 4-11 лет / Алан Пирсон, Дэвид Хокинс. -АСТ, Астрель - Москва, 2011. - 320 с.

6. Погадаев Г. И. Физкульт-Ура! Физическая культура дошкольников : пособие для родителей и воспитателей / Г. И. Погадаев - Москва : Школьная Пресса, 2013. - 96 с.

References

1. Ed. Team: Kuzin V. V., Polievsky S. A., Gleyberman A. N. and etc.; Sci. Ed. Kuzin V. V., S. A. Polievsky.: 500 games and relay races. - Moscow : Physical Education and Sports, 2013.

2. IM Butin The development of physical abilities of children / IM Butin. - Moscow: Vlados-Press, 2012.

3. Korotkov I. M., Byleeva L. V., Klimkova R. V. and others. Outdoor games / I. M. Korotkov, L. Byleeva, R. V. Klimkova - Moscow: SportAkademPress 2010.

4. Manzheley I. V. Innovation in physical education: a tutorial. - Tyumen: Publishing Tyumen State University, 2010. - 144 p.

5. Alan Pearson, David Hawkins School of instant reaction, deft movements, quick feet and strong hands. Physical development of children 4-11 years old; AST, Astrel - Moscow, 2011. - 320 p.

6. Pogadaev G. I. Physical Culture! Physical education of preschool children. Guide for parents and teachers / G.I. Pogadaev - Moscow: School Press, 2013. - 96 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.