Научная статья на тему 'Развитие профессиональных способностей оператора железнодорожного транспорта'

Развитие профессиональных способностей оператора железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
430
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ЭТАПЫ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ / КОМПОНЕНТНЫЙ СОСТАВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ / ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ СПОСОБНОСТЯМИ / ПРОДУКТИВНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ / PROFESSIONAL ABILITIES / STAGES OF PROFESSIONALIZATION / COMPONENTS OF PROFESSIONAL ABILITIES / FUNCTIONAL RELATIONS OF PROFESSIONAL ABILITIES / PRODUCTIVITY OF PROFESSIONAL ABILITIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Соболева Татьяна Николаевна

Актуальность исследования проблемы развития профессиональных способностей обусловлена одним из важных требований современной практики профессионального отбора: определением в числе основных результатов подготовки уровня владения профессиональной деятельностью и уровня сформированности профессиональных способностей. Системогенетический подход, разрабатываемый В. Д. Шадриковым, позволяет исследовать профессиональные способности с точки зрения компонентного состава, характера функциональных связей между способностями на различных этапах профессионализации, а также в показателях продуктивности развития способностей на этапах профессионализации, что в полной мере удовлетворяет требованиям новых профессиональных стандартов. В данном исследовании выявляется их базовый компонентный состав. Диагностика профессиональных способностей показала, что, с одной стороны, их продуктивность на этапах профессионализации снижается, с другой стороны, повышается роль индивидуальных различий в профессиональных способностях на этапах профессионализации. Используемый корреляционный анализ с целью установления степени тесноты связей между профессиональными способностями на этапах профессионализации показал, что характер связей является неравномерным. Профессиональные способности на более поздних этапах профессионализации системно взаимодействуют и приобретают черты оперативности под влиянием требований деятельности. Полученные результаты позволяют убедительно констатировать, что развитие профессиональных способностей носит неравномерный и гетерохронный характер, в процессе профессионализации повышается степень интегрированности системы профессиональных способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Соболева Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF RAIL TRANSPORT OPERATOR'S PROFESSIONAL ABILITIES

The study of professional abilities development is of current interest because professional level, as a result of education and training, and the level of professional abilities development are the ones of the most important requirements of contemporary professional selection practice. V. D. Shadrikov's system-genetic approach makes it possible to study professional abilities from the perspective of component composition, character of professional abilities' functional relations at different stages of professionalization and also at productivity indices of abilities development at the stages of professionalization, which exactly conforms to modern occupational standards. This research describes their basic component composition. Diagnostic of professional abilities has shown that, on one hand, their productivity decreases at the stages of professionalization, but, on the other hand, the role of individual differences in professional abilities increases at the stages of professionalization. The author uses correlation analysis to determine the degree of professional abilities' binding at the stages of professionalization, which shows that the character of relations is still different. Professional abilities at farther stages of professionalization have system interaction and become efficient under the impact of the activities' requirements. The study findings demonstrate that professional abilities development is of different and heterochronic character, and the degree of professional abilities system's integratedness grows in the process of professionalization.

Текст научной работы на тему «Развитие профессиональных способностей оператора железнодорожного транспорта»

УДК 159.98:656.2.071.2 Т. Н. СОБОЛЕВА

ББК 88.8-7 кандидат психологических наук, доцент,

Дальневосточный государственный университет путей сообщения

РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ОПЕРАТОРА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Актуальность исследования проблемы развития профессиональных способностей обусловлена одним из важных требований современной практики профессионального отбора: определением в числе основных результатов подготовки уровня владения профессиональной деятельностью и уровня сформированности профессиональных способностей. Системогенетический подход, разрабатываемый В. Д. Шадриковым, позволяет исследовать профессиональные способности с точки зрения компонентного состава, характера функциональных связей между способностями на различных этапах профессионализации, а также в показателях продуктивности развития способностей на этапах профессионализации, что в полной мере удовлетворяет требованиям новых профессиональных стандартов. В данном исследовании выявляется их базовый компонентный состав. Диагностика профессиональных способностей показала, что, с одной стороны, их продуктивность на этапах профессионализации снижается, с другой стороны, повышается роль индивидуальных различий в профессиональных способностях на этапах профессионализации. Используемый корреляционный анализ с целью установления степени тесноты связей между профессиональными способностями на этапах профессионализации показал, что характер связей является неравномерным. Профессиональные способности на более поздних этапах профессионализации системно взаимодействуют и приобретают черты оперативности под влиянием требований деятельности. Полученные результаты позволяют убедительно констатировать, что развитие профессиональных способностей носит неравномерный и гетерохронный характер, в процессе профессионализации повышается степень интегрированности системы профессиональных способностей.

Ключевые слова: профессиональные способности; этапы профессионализации; компонентный состав профессиональных способностей; функциональные связи между профессиональными способностями; продуктивность профессиональных способностей.

T. N. SOBOLEVA

PhD in Psychology, Associate Professor, Far Eastern State Transport University

DEVELOPMENT OF RAIL TRANSPORT OPERATOR’S PROFESSIONAL ABILITIES

The study of professional abilities development is of current interest because professional level, as a result of education and training, and the level of professional abilities development are the ones of the most important requirements of contemporary professional selection practice. V. D. Shadrikov's system-genetic approach makes it possible to study professional abilities from the perspective of component composition, character of professional abilities' functional relations at different stages of professionalization and also at productivity indices of abilities development at the stages of professionalization, which exactly conforms to modern occupational standards. This research describes their basic component composition. Diagnostic of professional abilities has shown that, on one hand, their productivity decreases at the stages of professionalization, but, on the other hand, the role of individual differences in professional abilities increases at the stages of professionalization. The author uses correlation analysis to determine the degree of professional abilities' binding at the stages of professionalization, which shows that the character of relations is still different. Professional abilities at farther stages of professionalization have system interaction and become efficient under the impact of the activities' requirements. The study findings demonstrate that professional abilities development is of different and heterochronic character, and the degree of professional abilities system's integratedness grows in the process of professionalization.

Keywords: professional abilities; stages of professionalization; components of professional abilities; functional relations of professional abilities; productivity of professional abilities.

© Т. Н. Соболева, 2013

В современной практике профессионального отбора, основанной на разрозненной диагностике профессиональных качеств, мы, к сожалению, не получаем объективной, взаимосвязанной картины о развитии системы профессиональных способностей оператора на разных стадиях профессионализации, что затрудняет решения вопросов прогнозирования профессионального развития, отбора и расстановки кадров, проведения психологических экспертиз.

Методологическим инструментом объединения и исследования развития системы профессиональных способностей, по нашему мнению, выступает системогенетический подход, разрабатываемый В. Д. Шадрико-вым [4].

Способности выступают в качестве механизма реализации деятельности. В. Д. Шад-риков определяет их как свойства функциональных систем, реализующих отдельные психические функции, которые в свою очередь являются родовыми формами любой деятельности и в ней же развиваются за счет приобретения черт оперативности [4; 5]. Рассмотрим данное положение на примере труда оператора. Когда оператор управляет техникой, он думает, переживает, оценивает, сомневается, пересматривает, вновь переживает ситуацию — это единый сплав состояний, когнитивного процесса, личных смыслов и поступков. В процессе выполнения управляющих действий у оператора проявляются состояния и свойства, которые, по В. Д. Шадрикову, и составляют способности человека: способности воспринимать, мыслительные способности, мнемические способности, психомоторные способности, способности переживать, желать и хотеть. Безусловно, не каждое психическое состояние может быть отнесено к свойству личности, как справедливо отмечает В. Д. Шадриков, а лишь то свойство, которое устойчиво проявляется в характере, поступках человека [4].

По мнению В. Д. Шадрикова, способности как родовые формы деятельности также описываются функциональной системой деятельности. Структурно-функциональная система деятельности изоморфна функциональной системе способностей. Множество способностей функционируют в единстве, во взаимодействии благодаря единой мотива-

ции, цели и личностным смыслам в конкретной деятельности. В этой связи мы можем говорить об онтологическом единстве способностей и деятельности и об объединении способностей в деятельности [4; 5]. Мотивацию, цели и личностные смыслы В. Д. Шадриков рассматривает в качестве механизмов интеграции способностей в деятельности.

Профессиональные способности субъекта деятельности — это познавательные качества, которые приобрели черты оперативности, тонкой сонастроенности под влиянием требований деятельности. Структура познавательных способностей включает функциональные, операционные и регулирующие механизмы, которые имеют свои источники развития: функциональные механизмы

обусловлены генетическими программами, относятся к характеристикам человека как индивида; операционные механизмы формируются в процессе научения, относятся к характеристикам человека как субъекта деятельности; регулирующие механизмы развиваются в процессе приобретения жизненного опыта, относятся к характеристикам человека как личности [4]. В структуре профессиональных способностей функциональные, операционные механизмы приобретают черты оперативности под влиянием требований деятельности, т. е. переходят на уровень оперативных механизмов. В. Д. Шадриков подчеркивает, что в процессе становления психологической системы деятельности происходит перестройка операционных механизмов психических свойств в оперативные механизмы профессиональных способностей, именно эта перестройка составляет узловой момент формирования психологической системы деятельности [4; 5].

В лаборатории психологии труда В. Д. Шадрикова были проведены исследования генезиса подсистем профессионально важных качеств в деятельности, которые убедительно показывают, что успешность деятельности определяется системно взаимодействующей совокупностью профессиональных способностей [4; 5]. Р. В. Шрейдер исследовала развитие отдельных профессионально важных качеств у рабочих (токари-универсалы) с различным стажем работы (от полугода до 3 лет, 4-10 лет, свыше 10 лет). Полученные данные показывают, что в процессе деятельности происходит рост абсо-

лютных показателей продуктивности способностей, изменения в развитии способностей носит неравномерный и гетерохронный характер. Анализ динамики структуры взаимосвязей профессионально важных качеств (ПВК) в процессе профессионализации (результаты обработки корреляционных плеяд по параметрам общего числа корреляционных связей, значимости связей, среднего веса одной связи и наличия несвязанных ПВК) показал: в ходе профессионализации изменяется компонентный состав структуры ПВК; повышается мера тесноты связей отдельных ПВК в структуре; увеличивается число ПВК, входящих в структуру [4; 5].

Анализ структуры связей с точки зрения их представленности на разных этапах профессионализации позволил выделить: 1) индивидуальные связи, характерные для всех этапов профессионализации; 2) временные связи, присутствующие только на определенных этапах овладения профессией; 3) связи, которые проявляются на определенном этапе овладения профессией, но в дальнейшем не исчезают; 4) связи с переменным знаком.

В. Д. Шадриков отмечает, что представленная картина формирования и развития ПВК носит предварительный характер и ее дальнейшее уточнение возможно в ходе экспериментов. Приведенные данные подтверждают, что в процессе профессионализации повышается степень интегрированности системы профессиональных способностей.

Исследуя профессиональные способности оператора, мы пришли к выводу о том, что профессиональные способности выступают как интегральное свойство в целях конкретной деятельности, как системное качество. Профессиональные способности имеют индивидуальную меру выраженности, которая определяется: во-первых, способностями,

входящими в структуру, обусловливающую успешность выполнения деятельности, во-вторых, характером функциональных связей между способностями на различных этапах профессионализации; в-третьих, показателями продуктивности производительности и качества развития профессиональных способностей субъекта на этапах профессионализации [2].

Рассмотрим наиболее значимые профессиональные способности машинистов локо-

мотива по трем срезам: работники, имеющие стаж от одного года до трех лет (первая группа); от четырех и до десяти лет (вторая группа); от десяти лет и выше (третья группа) (табл. 1). В общей сложности выборка составляла 66 испытуемых.

В целом следует отметить, что показатель время реакции, который является основной количественной мерой выраженности профессиональных способностей, в процессе профессионализации оператора увеличивается. Данный факт свидетельствует об увеличении времени протекания нейрофизиологических и физико-химических изменений, которые достаточны для проявления ответной двигательной реакции, что впоследствии ведет к снижению продуктивности профессиональных способностей. Изменения времени реакции у оператора в процессе профессионализации согласуется с выявленными закономерностями о неравномерных изменениях свойств нервной системы в контексте возрастных различий [1]. Также общей тенденцией является факт увеличения разброса результатов на этапах профессионализации, что свидетельствует о большей роли индивидуальных различий в профессиональных способностях оператора. В этой связи мы наблюдаем согласованность с полученными данными Р. В. Шрейдер, что позволяет убедительно констатировать развитие профессиональных способностей под влиянием требований деятельности.

Обращает на себя внимание факт частного характера по второй группе испытуемых, где по эмоциональной устойчивости в условиях активных помех получено минимальное время реакции и меньший разброс значений, а также по переключению внимания больший разброс результатов в сравнении с первой и третьей группами. Результаты позволяют отметить, что выборка операторов на стадии профессионализации от 4 до 10 лет характеризуется наличием более высоких показателей продуктивности эмоциональной устойчивости, также индивидуальными различиями продуктивности переключения внимания, что свидетельствует о более успешной реализации деятельности в условиях активных помех.

Ранговая иерархия профессиональных способностей позволяет определить доминирующие способности на стадиях профессионализации (табл. 1). На первой, второй и

Таблица 1

Ранговая иерархия профессиональных способностей оператора на разных стадиях профессионализации

Профессиональные способности 1-я группа 2-я группа 3-я группа

Время реакции Стан- дартные отклонения Ранг Время реакции Стан- дартные отклонения Ранг Время реакции Стан- дартные отклонения Ранг

1. Переключение внимания (ПВ) 194,10 22,03 1 207,90 39,58 2 229,60 31,37 2

2. Эмоциональная устойчивость в условиях активных помех (ЭУ) 215,04 44,16 2 175,76 27,66 1 226,81 32,99 1

3. Стрессоустойчивость в условиях интенсивного режима предъявления сигналов различных по цвету (С) 375,13 64,08 5 415,14 67,31 5 458,71 113,35 6

4. Стрессоустойчивость в условиях интенсивного режима предъявления сигналов различных по цвету и инструктивно созданной повышенной мотивации (СПМ) 285,13 45,02 3 324,29 56,38 3 363,38 77,63 3

5. Готовность к экстренным действиям в условиях неожиданно предъявленного сигнала (ГЭД) 436,86 67,52 7 504,19 86,77 7 519,23 99,77 7

6. Готовность к экстренным действиям в условиях предупреждения о появлении сигнала (ГЭДП) 398,36 56,28 6 390,52 58,75 4 440,14 71,68 4

7. Сложная двигательная реакция в условиях различения конкурентных сигналов (СДР) 362,59 28,13 4 441,29 56,148 6 444,05 67,65 5

третьей стадиях профессионализации доминирующими профессиональными способностями являются эмоциональная устойчивость в условиях активных помех (1), переключение внимания (2), стрессоустойчивость в условиях интенсивного режима предъявления сигналов различных по цвету и повышенной мотивации (3), только на первом этапе переключение внимания занимает первое место, а эмоциональная устойчивость второе. Недостаточно сформированной оказалась готовность к экстренным действиям в условиях неожиданно предъявленного сигнала на всех стадиях профессионализации, она занимает седьмое место относительно других способностей. Имеются и отличия на стадиях профессионализации. Так, на первой стадии недостаточно сформирована готовность к экстренным действиям в условиях предупреждения о появлении сигнала (6); на второй стадии недостаточно сформирована сложная двигательная реакция (6); на третьей стадии — стрессоустойчивость в условиях интенсивного режима предъявления сигналов различных по цвету (6).

Отмеченная иерархия профессиональных способностей в деятельности оператора нашла свое отражение в корреляционной структуре. Мы использовали непараметрический

коэффициент корреляции рангов Спирмена с целью установления степени тесноты связи между профессиональными способностями на стадиях профессионализации (табл. 2-4).

Таблица 2

Корреляционные связи способностей оператора на первой стадии профессионализации

ПВ ЭУ С ГЭД ГЭДП СДР

ПВ

ЭУ 0,667**

С 0,458*

ГЭД 0,511* 0,436*

ГЭДП 0,452*

СДР

В табл. 2-4: * — уровень значимости на 0,05; ** — уровень значимости на 0,01.

Таблица 3

Корреляционные связи способностей оператора на второй стадии профессионализации

ПВ ЭУ С СПМ ГЭД ГЭДП СДР

ПВ

ЭУ 0,826**

С 0,505* 0,463*

СПМ 0,651** 0,524*

ГЭД 0,573** 0,452*

ГЭДП 0,615** 0,442*

СДР

Таблица 4

Корреляционные связи способностей оператора на третьей стадии профессионализации

ПВ ЭУ С СПМ ГЭД ГЭДП СДР

ПВ 0,б49** 0,498* 0,55б** 0,44б*

ЭУ

С 0,б4З** 0,б90** 0,б72** 0,48б*

СПМ 0,48б*

ГЭД 0,б90** 0,510* 0,502*

ГЭДП 0,б72** 0,572** 0,89З** 0,б0б**

СДР

Полученные данные свидетельствуют о том, что связи между профессиональными способностями на разных этапах профессионализации характеризуются неравномерностью: происходит увеличение количества связей; мера тесноты взаимосвязей усиливается, происходит скопление связей вокруг отдельных способностей. Таким образом, профессиональные способности на более поздних этапах профессионализации системно взаимодействуют и приобретают черты оперативности под влиянием требований деятельности.

В заключение отметим:

- полученные результаты позволяют убедительно констатировать проявление психо-

логической закономерности — неравномерности и гетерохронности развития профессиональных способностей. В этом наблюдаются согласованность с полученными результатами Р. В. Шрейдер в лаборатории психологии труда под руководством В. Д. Шадрикова;

- продуктивность профессиональных способностей по результативному показателю время реакции снижается в процессе профессионализации, корреляционные связи свидетельствуют о функциональногенетической взаимосвязи, о системности и оперативности проявления профессиональных способностей на более поздних этапах профессионализации;

- качественное своеобразие развития

профессиональных способностей на выборке операторов (машиниста локомотива, машиниста-инструктора) на разных стадиях профессионализации позволяет вносить адекватные коррективы в практику профессионального отбора и аттестации машинистов. Полученные данные дают возможность определить перспективу дальнейшего исследования: изучение структуры профес-

сиональных способностей по качественным параметрам и во взаимосвязи с личностнозначимыми качествами.

Список использованной литературы

1. Ильин Е. П. Психология индивидуальных различий / Е. П. Ильин. — СПб. : Питер, 2004. — 701 с.

2. Соболева Т. Н. Профессиональные способности оператора железнодорожного транспорта / Т. Н. Соболева. — Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2012. — 138 с.

3. Шадриков В. Д. Проблемы системогенеза профессиональной деятельности / В. Д. Шадриков. — М. : Наука, 1982. — 185 с.

4. Шадриков В. Д. Ментальное развитие человека / В. Д. Шадриков. — М. : Аспект Пресс, 2007. — 284 с.

5. Шадриков В. Д. Профессиональные способности / В. Д. Шадриков. — М. : Университетская книга, 2010. — 320 с.

References

1. Ilin E. P. Psikhologiya individualnykh razlichiy [Psychology of individual differences]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2004. 701 p.

2. Soboleva T. N. Professionalnye sposobnosti operatora zheleznodorozhnogo transporta [Professional abilities of rail transport operator]. Khabarovsk, DVGUPS Publ., 2012. 138 p.

3. Shadrikov V. D. Problemy sistemogeneza professionalnoy deyatelnosti [Issues of professional activities' systemogenesis]. Moscow, Nauka Publ., 1982. 185 p.

4. Shadrikov V. D. Mentalnoe razvitie cheloveka [Human mental development]. Moscow, Aspekt Press Publ., 2007. 284 p.

5. Shadrikov V. D. Professionalnye sposobnosti [Professional abilities]. Moscow, Universitetskaya kniga Publ., 2010. 320 p.

Информация об авторе

Соболева Татьяна Николаевна — кандидат психологических наук, доцент, кафедра психологии, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, 680021, г. Хабаровск, ул. Серышева, 47, e-mail: t.sobol.n.25@rambler.ru.

Author

Soboleva Tatyana Nikolaevna — PhD in Psychology, Associate Professor, Department of Psychology, Far Eastern State Transport University, 47 Seryshev st., 680021, Khabarovsk, Russia, e-mail: t.sobol.n.25@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.