Научная статья на тему 'Психологическое изучение структуры профессионально важных качеств сотрудников пожарной охраны'

Психологическое изучение структуры профессионально важных качеств сотрудников пожарной охраны Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
692
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дежкина Ю. А.

Анализируются психологические особенности поведения и деятельности сотрудников пожарной охраны, работающих в экстремальных условиях, с риском для жизни. Рассматривается структура профессионально важных качеств сотрудников пожарной охраны на различных этапах профессионализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Psycological survey of merit system structure of fire prevention employees

The present article is devoted to the analysis of psychological features of behaviour and activity of fireguard, working in extreme conditions, connected with the hazard to life. In this publication the author considers the structure of the professionally important qualities of fireguard in different stages of professionalization.

Текст научной работы на тему «Психологическое изучение структуры профессионально важных качеств сотрудников пожарной охраны»

110

Я. Д. Лычак

тивная личность. Формирование ключевых квалификаций туристского обслуживания предполагает формирование коммуникативной компетентности и развитие профессиональных коммуникативно-сервисных способностей. При реализации технологии полного усвоения знаний, интерактивной технологии и технологии педагогической поддержки профессионально-личностного саморазвития создается возможность достижения высокого уровня ключевых квалификаций специалиста сферы туристского сервиса.

Список литературы

1. Воробьев В. В. Школа будущего начинается сегодня: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1991.

2. Зеер Э. Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование. М.: Издательский центр АПО, 2002.

3. Романович Ж. А., Калачев С. Л. Сервисная деятельность: Учебник / Под общ. ред. проф. Ж. А. Романовича. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2006.

4. Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. проф. А. В. Карпова. М.: Изд-во «ВЛАДОС-ПРЕСС», 2003.

5. Шадриков В. Л. Новая модель специалиста: инновационная подготовка и ком-петентностный подход //Высшее образование сегодня. 2004. № 8. С. 26—31.

Об авторе

Я. Д. Лычак — ст. преп., РГУ им. И Канта.

УДК 324

Ю. А. Дежкина

ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ВАЖНЫХ КАЧЕСТВ СОТРУДНИКОВ ПОЖАРНОЙ ОХРАНЫ

Анализируются психологические особенности поведения и деятельности сотрудников пожарной охраны, работающих в экстремальных условиях, с риском для жизни. Рассматривается структура профессионально важных качеств сотрудников пожарной охраны на различных этапах профессионализации.

The present article is devoted to the analysis of psychological features of behaviour and activity of fireguard, working in extreme conditions, connected with the hazard to life. In this publication the author considers the structure of the professionally important qualities of fireguard in different stages of professionalization.

Противопожарной службе требуются работники, обладающие активным характером, хладнокровием, отличной памятью. Сотруднику пожарной охраны необходимы волевые качества, позволяющие моби-

Вестник РГУ им. И. Канта. 2008. Вып. 5. Педагогические и психологические науки. С. 110-113.

Психологическое изучение профессионально важных качеств

лизовать нравственные силы и знания для быстрой выработки решения в критических ситуациях. Важное значение в профессиональной деятельности пожарных, которая носит военный и коллективный характер, имеют такие качества, как исполнительность и самодисциплина.

В течение 2005 — 2007 гг. на базе главных управлений МЧС России некоторых субъектов РФ и Академии ГПС МЧС России было проведено экспериментально-психологическое исследование профессионально важных качеств сотрудников пожарной охраны в процессе профессионализации.

В качестве объекта исследования выступили пять групп лиц на различных этапах обучения и профессиональной деятельности: курсанты первого и выпускного курсов Академии государственной противопожарной службы (далее ГПС) МЧС России; сотрудники ГПС МЧС России со стажем профессиональной деятельности до пяти лет, от пяти до пятнадцати лет и пятнадцати лет. Общее число испытуемых — 251 человек.

Методический арсенал экспериментально-психологического исследования представлен следующими методиками:

— диагностики степени готовности к риску Шуберта;

— исследования склонности к риску (в модификации Шмелева);

— определения уровня нервно-психической устойчивости, риска дезадаптации в стрессе (анкета «Прогноз»);

— определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмс-Раге;

— исследования волевой саморегуляции по опроснику А. Зверькова и Е. Эйдмана;

— оценки уровня тревожности Спилбергера (адаптация Ю. Л. Ха-нина);

— диагностики уровня невротизации Вассермана;

— диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттера (адаптация Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, А. М. Эткинда);

— тестом структуры интеллекта Р. Амтхауэра (субтесты 1, 2, 3, 4, 5).

Для проверки гипотезы о поэтапном развитии профессионально

важных качеств (далее ПВК) сотрудников пожарной охраны полученные в исследовании данные по каждой группе испытуемых были обработаны методом кластерного анализа.

Результаты кластерного анализа выявили ряд существенных аспектов. Так, структура кластеров является разной для всех пяти групп испытуемых, порядок объединения ПВК в группы (мелкие и крупные кластеры) отличается в каждой исследованной группе, то есть структура ПВК меняется на каждом этапе профессионализации сотрудника пожарной охраны. Это подтверждает высказывания Е. А. Климова и других авторов о том, что у человека не может быть полностью готовой профпригодности до того, как он практически включился в профессиональную подготовку и соответствующую трудовую деятельность, а, значит, основные профессионально ценные качества формируются только в процессе деятельности и в ней совершенствуются [1]. По мнению В. Д. Шадрикова, ПВК также рассматриваются как функциональные образования, меняющиеся в процессе деятельности [2]. Действи-

111

112

Ю. А. Дежкина

тельно, полученные нами данные свидетельствуют о том, что в процессе освоения профессии пожарного структура ПВК меняется.

При анализе полученных кластерных деревьев обращает на себя внимание тот факт, что на достаточно высоких уровнях сходства ПВК объединяются в небольшие классы в соответствии с конкретными тестами. То есть можно говорить о том, что, прежде всего, между собой связаны показатели по отдельным субтестам каждой методики, характеризующие отдельные аспекты одного ПВК, и лишь затем, на меньших уровнях сходства, в один кластер объединяются показатели, полученные по различным тестам, соответствующие различным ПВК.

Интерпретация выделенных кластеров показала, что все тесты разбиваются на подблоки, т. е. исследуемые ПВК можно разделить на са-морегуляционные характеристики (включая три шкалы методики определения уровня волевой саморегуляции Зверькова и Эйдмана, а также методику определения нервно-психической устойчивости «Прогноз»), индивидуальные характеристики (определяются по методике диагностики уровня невротизации Вассермана, шкале ситуативной и личностной тревожности по Спилбергеру, по методике диагностики степени готовности и склонности к риску Шмелева и Шуберта, а также по методике определения стрессоустойчивости и социальной адаптации Холмса-Раге), личностные характеристики (определяются по семи шкалам методики Роттера) и интеллектуальные характеристики (пять субтестов теста структуры интеллекта Амтхауэра). Таким образом, первым блок — блок саморегуляционных характеристик, — включает в себя все шкалы методики определения уровня волевой саморегуляции Зверькова и Эйдмана, а также методику определения стрессоустойчи-вости «Прогноз». Объекты, составляющие этот блок, наиболее близки друг другу по сравнению с объектами других кластеров.

Второй блок — блок личностных характеристик, объединяющий шесть шкал методики определения локуса контроля Роттера.

В третий блок на четвертом шаге объединялись обе шкалы тревожности по Спилбергеру (Ы=5,8). И поскольку в этот кластер никакие другие объекты не вошли, он получил название блока ситуативной и личностной тревожности.

На седьмом шаге кластерного анализа в четвертый блок объединялись: методика диагностики степени готовности к риску Шуберта и методика исследования склонности к риску Шмелева. Этот блок получил название блока склонности к риску.

На восьмом шаге субтесты 1-го и 4-го тестов структуры интеллекта Амтхауэра объединились в пятый блок (Ы=7,7). На двенадцатом шаге к ним присоединился субтест 5 (Ы=8,5). На тринадцатом шаге выщелился шестой блок, объединивший субтесты 2-го и 3-го тестов Амтхауэра (Ы=8,6). Таким образом, интеллектуальные характеристики разложились на два кластера, состоящие из объектов наименее близких друг другу по сравнению с объектами других кластеров. Пятый и шестой блоки получили названия, отражая их содержательные характеристики: блок интеллектуальных характеристик (общей осведомленности, абстрактного мышления и способ-

Психологическое изучение профессионально важных качеств

ностей к решению арифметических задач) и блок интеллектуальных характеристик (способностей к аналитико-синтетической деятельности и словесно-логическому мышлению), соответственно.

Таким образом, обобщая полученные результаты разбиения объектов на кластеры в каждой из выделенных по стажу групп, можно сделать следующие выводы. На каждом этапе профессионального становления сотрудников пожарной охраны на уровне Ы<8 выщеляются объекты, стабильно объединяющиеся в общие кластеры. Это относится: 1) к объектам блока саморегуляционных характеристик (методика определения уровня волевой саморегуляции Зверькова и Эйдмана, а также методика определения нервно-психической устойчивости «Прогноз»); 2) к ряду объектов блока личностных характеристик (шкалы общей интернальности, интернальности в области достижений и неудач, а также в семейных отношениях); 3) к объектам блока ситуативной и личностной тревожности (шкалы ситуативной и личностной тревожности по Спилбергеру).

Необходимо отметить также различия в близости объектов друг другу в зависимости от этапа профессионализации. Так, на первых двух этапах профессионализации, охватывающих период обучения, близость объектов не столь велика, как на последующих двух (стаж работы до 15 лет). Наибольшей близости друг к другу объекты достигают на третьем этапе (стаж работы до пяти лет). Здесь уже на уровне Ы<8 все объекты блоков интеллектуальных, личностных и саморегуляцион-ных характеристик объединяются в один кластер, а объекты блоков интеллектуальных и личностных характеристик объединяются еще при Ы=6,1. Это единственный этап в профессионализации сотрудников пожарной охраны, когда интеллектуальные и личностные характеристики вообще попадают в один кластер на уровне Ы<8. На четвертом этапе высокая близость объектов друг к другу все еще сохраняется, однако здесь объекты блоков различных характеристик уже не перемежают друг друга, как это происходит на предыдущем этапе, а имеют наиболее короткие расстояния с объектами родственных себе характеристик.

Список литературы

Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ; Изд. центр «Академия», 2004.

Шадриков В. Д. Проблемы профессиональных способностей // Психологический журнал. 1982. Т. 3. № 5. С. 13 — 26.

Об авторе

113

Ю. А. Дежкина — асп., Республиканский гуманитарный институт Санкт-Петербургского государственного университета, klumba@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.