Научная статья на тему 'КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ЮНЫХ ШАХМАТИСТОВ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ЮНЫХ ШАХМАТИСТОВ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
167
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
шахматная игра / психологическая готовность к соревновательной деятельности / юные шахматисты / chess game / psychological readiness for competitive activity / young chess players

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Масляев Владимир Викторович

Представлены результаты анализа научной литературы и обобщенный педагогический опыт по проблеме оценки психологической готовности юных шахматистов к соревновательной деятельности. Определены наиболее важные психологические характеристики юных шахматистов, предопределяющие успешность выступления в соревнованиях, на основе опроса тренеров и педагогов дополнительного образования по обучению игре в шахматы. Предложены ранговая структура психологических качеств, влияющих на результативность, и критериально-оценочный аппарат психологической готовности юных шахматистов к соревнованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Масляев Владимир Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CRITERIA FOR ASSESSING THE PSYCHOLOGICAL READINESS OF YOUNG CHESS PLAYERS FOR COMPETITIVE ACTIVITY

The results of the analysis of scientific literature and generalized pedagogical experience on the problem of assessing the psychological readiness of young chess players for competitive activity are presented. The most important psychological characteristics of young chess players, which predetermine the success of their performance in competitions, were determined on the basis of a survey of coaches and teachers of additional education in teaching chess. A rank structure of psychological qualities influencing performance, and a criteria-evaluative apparatus of psychological readiness for sports competitions among young chess players are proposed.

Текст научной работы на тему «КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ГОТОВНОСТИ ЮНЫХ ШАХМАТИСТОВ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

СПОРТ

УДК 794.1:159.9

DOI: 10.24412/2305-8404-2023-1-62-69

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОИ

ГОТОВНОСТИ ЮНЫХ ШАХМАТИСТОВ К СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ деятельности

В.В. Масляев

Представлены результаты анализа научной литературы и обобщенный педагогический опыт по проблеме оценки психологической готовности юных шахматистов к соревновательной деятельности. Определены наиболее важные психологические характеристики юных шахматистов, предопределяющие успешность выступления в соревнованиях, на основе опроса тренеров и педагогов дополнительного образования по обучению игре в шахматы. Предложены ранговая структура психологических качеств, влияющих на результативность, и критериально-оценочный аппарат психологической готовности юных шахматистов к соревнованиям.

Ключевые слова: шахматная игра, психологическая готовность к соревновательной деятельности, юные шахматисты.

CRITERIA FOR ASSESSING THE PSYCHOLOGICAL READINESS OF YOUNG CHESS PLAYERS FOR COMPETITIVE ACTIVITY

Maslyaev V.V., graduate student, maslyaev-sasha@rambler.ru, Russia, Orel, Orel State University named after I.S. Turgenev

The results of the analysis of scientific literature and generalized pedagogical experience on the problem of assessing the psychological readiness of young chess players for competitive activity are presented. The most important psychological characteristics of young chess players, which predetermine the success of their performance in competitions, were determined on the basis of a survey of coaches and teachers of additional education in teaching chess. A rank structure of psychological qualities influencing performance, and a criteria-evaluative apparatus of psychological readiness for sports competitions among young chess players are proposed.

Key words: chess game, psychological readiness for competitive activity, young chess players.

Масляев Владимир Викторович, аспирант, maslyaev-sasha@rambler.ru, Россия, Орел, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева.

Научный руководитель: Соломченко Марина Александровна, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой, marin69@yandex.ru, Россия, Орел, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

Увеличение интереса к шахматам в России и мире приводит к увеличению нагрузки на юных спортсменов в соревновательном периоде, что связано с ростом числа участников соревнований по всем дисциплинам игры и ростом числа проводимых соревнований. На фоне усиления стрессогенных факторов в спорте психологической готовности юных спортсменов, в том числе и в шахматах, уделяется незаслуженно мало внимания. Значимость данного аспекта подготовки спортсменов в юношеском возрасте увеличивается в связи с возрастной спецификой психофизиологических изменений

и с тем, что регулярные занятия шахматами оказывают значительное влияние на формирование их личности. Более половины квалифицированных шахматистов (52 %) считают психологическую подготовку более важной по сравнению с физической, при этом по мере роста заслуг в шахматном спорте весомость данного фактора увеличивается. Значимость психологии для международных гроссмейстеров значительно выше, чем для менее опытных и результативных спортсменов [8, с. 101].

О целесообразности использования знаний о психологии игрока для оптимизации процесса подготовки к соревнованиям по шахматам ученые писали еще в конце XIX - начале ХХ вв., указывая, что стиль игры отражает индивидуальные личностные особенности шахматиста. «Психологи -ческий метод», основанный на изучении особенностей темперамента и ма -неры игры соперников, в шахматах активно применял Э. Ласкер. Сложности в отборе эффективных средств психологической подготовки привели некоторых исследователей и практиков к выводу о том, что такие методы являются сугубо индивидуальными и не могут быть предметом активного научного осмысления для поиска универсальных алгоритмов психо-логической подготовки [4, с. 14]. Здесь показательным является мнение Х.Р. Капабланки о том, что в шахматной партии необходимо думать только о позиции, а не о противнике, что только психология «стоит на пути к настоящим шахматам» [7, с. 94].

Цель исследования состоит в конкретизации критериев оценки психологической готовности юных шахматистов на основании результатов современных исследований, педагогического опыта коллег-тренеров и собственного педагогического опыта в подготовке юных шахматистов к соревновательной деятельности.

Для достижения поставленной цели следует решить спектр задач исследования:

- проанализировать результаты современных научных исследова-ний по проблеме оценки психологической готовности шахматистов и юных спортсменов;

- провести и систематизировать результаты опроса тренеров-преподавателей по игре в шахматы по теме исследования;

- обобщить результаты и сформировать критериально-оценочный аппарат для оценки психологической готовности юных шахматистов к соревновательной деятельности.

Методика и организация исследования. Выбор оптимального исследовательского материала и методов предопределен ранее конкретизированной целью и исследовательскими задачами. В качестве методов исследования использовались следующие:

- метод системного анализа как прикладное направление теории систем, используемое при рассмотрении сложных слабоформализуемых проблем;

- сравнительный метод как метод сопоставления двух и более точек зрения на рассматриваемую проблему с целью выделения общих черт и различий;

- метод опроса как социологический метод сбора первичной информации о мнении тренеров-преподавателей по проблеме исследования;

- метод моделирования психологической готовности юных шахматистов к соревновательной деятельности и определения ее структурных компонентов.

В качестве материалов для исследования использовалась научная литература, диссертационные исследования, статьи периодических источ -ников, результаты проведенного опроса.

В ходе исследования провели опрос 25 тренеров и педагогов дополнительного образования, которым было предложено проранжировать психологические качества из списка, сформированного на основе изучения специальной литературы о структуре психологической готовности спортсмена к соревновательной деятельности (с возможностью добавления собственных вариантов) как факторы-детерминанты успеха в шахматных партиях и соревнованиях по уровню убывания значимости.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты анализа научной литературы по проблеме оценки психологической готовности юных шахматистов к соревновательной деятельности.

Н.В. Крогиус понимал шахматное противостояние как ситуацию условного конфликта между двумя игроками, решаемого специфическими средствами шахматной игры. Среди компонентов психологической готов -ности шахматистов высшей квалификации к успешной игре он рассматривал: способность к изучению и пониманию противника, его эмоционального состояния, способность к самоанализу, способность к взаимодействию с соперником во время игры [4, с. 8]. Представляется, что указанные компоненты актуальны применительно к взрослым шахматистам, имею -щим высокие достижения в спорте или стремящимся к ним. Юные шахматисты в большей степени сконцентрированы на самом процессе игры в шахматы, чем на взаимодействии с соперником. Поэтому система крите -риев оценки их готовности к соревновательной деятельности должна учи -тывать особенности их возраста и стадии развития спортивного мастер -ства.

В исследовании В.И. Прохорова предлагается трехкомпонентная структура готовности спортсмена к соревнованиям, характеризуемой на основе самооценки, которая включает когнитивный (мыслительный), физический (телесно-поведенческий) и эмоциональный (энергетический) компоненты. В совокупность оценочных показателей входит: настроение, самочувствие, помехоустойчивость, желание участвовать в соревновании, самоуверенность, особенности психического состояния (страх, возбужде-

ние, радость и т. п.), способность к эмоциональной саморегуляции, техническая, тактическая и физическая подготовленности, мотивация к достижению максимально возможного результата. Дифференциация показателей оценки готовности спортсмена к соревновательной деятельности по указанным компонентам не производится [6, с. 51].

М.А. Носенко предлагает пятикомпонентную структуру психологи -ческой готовности юных спортсменов к соревновательной деятельности, включающую когнитивный (знания в выбранном виде спорта), мотиваци -онный (желание заниматься выбранным видом спорта и достигать в нем наилучших результатов), психоэмоциональный (предсоревновательная тревожность) и нервно-психический (способность к самоконтролю состояния) компоненты. По результатам исследования юных спортсменов было выявлено, что около 70 % из них не имеют рекомендуемого уровня развития когнитивного компонента, 60 % - не имеют обоснованной внутренней мотивации к регулярным занятиям, 52 % - не испытывают перед соревнованиями тревожности или волнения (предстартовая апатия). Половина респондентов не имеет навыков самоконтроля и стабилизации собственного психологического и эмоционального состояния [5, с. 189].

Комплексный подход к диагностике готовности юных спортсме -нов к соревновательной деятельности реализован и в работе Г.Д. и Е.Г. Бабушкиных. Исследователи предлагают оценивать психологическую готовность как интегральное образование, включающее потребностно-моти-вационный, рефлексивный, эмоциональный и сенсомоторный компонен -ты [2, с. 166, 167].

Т.И. Башлакова-Николаева рассматривает спектр качеств, характеризующих психологическую готовность юных спортсменов: волевые качества, самоуверенность, способность к самоанализу и адекватной само -оценке, способность управлять своим эмоциональным состоянием, моби -лизовать силы в период соревнования, свойства внимания [3, с. 104].

Таким образом, анализ современной литературы по выбранной теме исследования свидетельствует о том, что к оценке психологической готов -ности юного спортсмена к соревновательной деятельности не существует общепринятого подхода. Состав диагностических критериев и показателей, используемых учеными, предопределяется целью и задачами исследо -вательской работы, возрастными особенностями спортсменов, достигнутым уровнем спортивного мастерства и специфическими особенностями выбранного вида спорта. В целом можно обозначить две группы подходов к структурированию психологической готовности:

- комплексный: предполагает формирование интегральных показа -телей или критериев, которые далее конкретизируются в системе диагно -стических показателей по каждому критерию;

- фрагментарный: предполагает определение четких показателей -качеств, входящих в понятие готовности, без их дальнейшей группировки в критерии.

Представляется, что критерии оценки являются одним из важней -ших элементов методологии педагогического исследования, завершающим концептуальную стадию разработки методологического аппарата. При разработке критериально-оценочного аппарата следует учитывать, что критерий по своему содержанию отражает сущностное свойство изучае -мого процесса или явления, лежащее в основе его оценки. Детализация критерия осуществляется на основе определения спектра определяющих его характеристики показателей, которые, в случае необходимости, могут быть конкретизированы по индикаторам.

Анализ результатов современных исследований и собственного педагогического опыта позволяют сгруппировать качества, характеризую -щие регулярно занимающихся шахматами юных спортсменов, следующим образом:

- психические процессы, связанные с познавательными способностями и мыслительными приемами: восприятие, память, внимание, мышление, воображение;

- психологические качества: формирование интереса юных шахматистов к результативной соревновательной деятельности, в том числе самостоятельность, самоконтроль, самооценки, мотивации, волевые качества;

- морально-нравственные качества: представление о базовых нрав -ственных понятиях и категориях, эмоциональная устойчивость, способность к коллективной работе.

Результаты опроса тренеров-преподавателей по игре в шахматы о влиянии различных психологических характеристик и качеств юных спортсменов на результат соревновательной деятельности.

С целью решения задачи об отборе психологических качеств, пре -допределяющих результативность юных шахматистов в соревновательной деятельности, был проведен опрос тренеров и педагогов дополнительного образования, результаты которого представлены в таблице.

Ранговая структура психологических качеств шахматистов, влияющих на результативность в соревновательной деятельности

Психологическое качество Ранг Ранговый показатель, %

1. Эмоциональная устойчивость 1 17

2. Характеристики мышления 2 15

3. Способность к концентрации внимания 3 14

4. Характеристики памяти 4 10

5. Волевые качества и работоспособность 5 10

6. Мотивация к победе 6 7

Окончание

Психологическое качество Ранг Ранговый показатель, %

7. Эмоциональный интеллект 7 6

8. Спокойствие 8 5

9. Целеустремленность 9 4

10. Ответственность 10 4

11. Гибкость и адаптивность 11 3

12. Оптимизм 12 2

13. Смелость, уверенность 13 2

14. Склонность к риску 14 1

Таким образом, наиболее значимыми психологическими качест-вами юных спортсменов, детерминирующими эффективность соревнова-тельной деятельности, по мнению наставников, являются эмоциональная устойчивость (17 %), когнитивные характеристики мышления (15 %), способность к концентрации внимания (14 %), характеристики памяти (10 %), волевые качества и работоспособность (10 %).

Результаты педагогического моделирования. Важно отметить, что знание психологических качеств спортсменов, занимающихся шахматами, необходимо для правильного построения учебного процесса в детско-юношеской спортивной школе. В целях формирования критериально-оценочного аппарата для диагностики эффективности формирования психоло -гических качеств юных шахматистов приведенная классификация была углублена и дополнена. Выявленные при экспертной оценке психологиче -ские качества, которые в большей степени способствуют результативности соревновательной деятельности юных шахматистов, были сгруппированы по компонентам, что позволило представить комплекс психологических качеств юных шахматистов, необходимых для результативной соревнова -тельной деятельности, следующим образом (рисунок).

Психологическая готовность к соревновательной деятельности

-► 1. Когнитивный компонент (характеристики мышления)

-► 2. Мнемонический компонент (память)

-► -► -► 3. Практический компонент (волевые качества, характеристики внимания)

4. Эмоциональный компонент (самоконтроль эмоционального состояния)

5. Мотивационный компонент (мотивация к занятиям и результату игры)

Структура психологической готовности юных шахматистов к соревновательной деятельности

Таким образом, для оценки уровня сформированности психологических качеств юных шахматистов предложено использовать критерии, соответствующие компонентам комплекса качеств, детерминирующих, по мнению опытных тренеров и педагогов, результативность соревновательной деятельности спортсменов в игре в шахматы.

Заключение. На основании результатов анализа научно-методической литературы, опроса тренеров-преподавателей на тему влияния различных психологических качеств на результативность игры в шахматы, собственного педагогического опыта была разработана модель оценки психологической готовности юных шахматистов к соревновательной дея -тельности. Использование предложенного критериально-оценочного аппарата позволит сформировать достоверную информационную базу для объ -ективной оценки психологической готовности юных шахматистов к спортивным соревнованиям по игре в шахматы, послужит информационной основой для совершенствования педагогического сопровождения трениро -вочного процесса с использованием средств физической культуры.

Список литературы

1. Алифиров А.И., Михайлова И.В. Новые методы подготовки юных высококвалифицированных шахматистов // Символ науки. 2016. № 3. С. 13-14.

2. Бабушкин Г.Д., Бабушкин Е.Г. Коррекция предсоревновательной психологической подготовленности юных спортсменов // Здоровье чело -века, теория и методика физической культуры и спорта. 2018. № 3. С. 153169.

3. Башлакова-Николаева Т.И. Психологическая готовность спорт-сменов-подростков к соревнованиям // Евразийский Союз Ученых. 2015. № 12-3. С. 103-105.

4. Крогиус Н.В. Психологическая подготовка шахматиста. М.: Изд-во МГУ, 1979. 134 с.

5. Носенко М.А. Анализ состояния психической готовности юных легкоатлетов на этапе начальной спортивной специализации // Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. № 2. С. 187-191.

6. Прохоров И.И. Теоретические и организационно-методические основы самооценки спортсменом готовности к соревнованиям // Science Time. 2019. № 1. С. 47-54.

7. Учебник шахмат. Полный курс / Х.Р. Капабланка [и др.] / сост. Н. Калиниченко. М.: Изд-во «Калиниченко», 2021. 368 с.

8. Фонарев Д.В., Артемьев В.М. Спортивная подготовка глазами шахматистов // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. 2021. Вып. 1. С. 99-105.

References

1. Alifirov A.I., Mihajlova I.V. Novye metody podgotovki yunyh vysokokvalificiro-vannyh shahmatistov [New methods of training young highly qualified chess players] // Sim-vol nauki [Symbol of science]. 2016. No. 3. P. 13-14.

2. Babushkin G.D., Babushkin E.G. Korrekciya predsorevnovatel'noj psihologi-cheskoj podgotovlennosti yunyh sportsmenov [Correction of pre-competitive psychological preparedness of young athletes] // Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoj kul'tury i sporta [Human health, theory and methodology of physical culture and sports]. 2018. No. 3. P. 153-169.

3. Bashlakova-Nikolaeva T.I. Psihologicheskaya gotovnost' sportsmenov-podrostkov k sorevnovaniyam [Psychological readiness of teenage athletes for competitions] // Evrazijskij Soyuz Uchenyh [Eurasian Union of Scientists]. 2015. No. 12-3. P. 103-105.

4. Krogius N.V. Psihologicheskaya podgotovka shahmatista [Psychological preparation of a chess player]. M.: Publishing House of Moscow State University, 1979. 134 p.

5. Nosenko M.A. Analiz sostoyaniya psihicheskoj gotovnosti yunyh legkoatletov na etape nachal'noj sportivnoj specializacii [Analysis of the state of mental readiness of young athletes at the stage of initial sports specialization] // Vestnik Orenburgskogo gosudarstven-nogo universiteta [Bulletin of the Orenburg State University]. 2012. No. 2. P. 187-191.

6. Prohorov I.I. Teoreticheskie i organizacionno-metodicheskie osnovy samoocenki sportsmenom gotovnosti k sorevnovaniyam [Theoretical and organizational-methodical foundations of self-assessment by an athlete of readiness for competition] // Science Time. 2019. No. 1. P. 47-54.

7. Uchebnik shahmat. Polnyj kurs [Chess textbook. Full course] / H.R. Capablanca [et al.] / comp. N. Kalinichenko. M.: Kalinichenko Publishing House, 2021. 368 p.

8. Fonarev D.V., Artem'ev V.M. Sportivnaya podgotovka glazami shahmatistov [Sports training through the eyes of chess players] // Izvestiya Tul'skogo gosudarstvennogo universiteta. Fizicheskaya kul'tura. Sport [Bulletin of Tula State University. Physical culture. Sport]. 2021. Iss. 1. P. 99-105.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.