Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ И АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ ПОВЫШЕНИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У ШАХМАТИСТОВ: НА ПРИМЕРЕ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ 7-8 ЛЕТ'

ФОРМИРОВАНИЕ И АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ ПОВЫШЕНИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У ШАХМАТИСТОВ: НА ПРИМЕРЕ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ 7-8 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
99
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШАХМАТЫ / УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫЕ НАГРУЗКИ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ / ПОМЕХОУСТОЙЧИВОСТЬ СПОРТСМЕНОВ / АКТИВНЫЙ ОТДЫХ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ключникова Александра Николаевна, Хромина Татьяна Валентиновна, Черняк Людмила Петровна, Ключников Анатолий Егорович

Шахматы - это вид спорта, в котором победа над соперником, в первую очередь, зависит, от умственной работоспособности спортсмена, связанной с решением логических задач. Повышение умственной работоспособности является одной из задач комплексной подготовки шахматистов, направленной на достижение высоких спортивных результатов. Продолжительность шахматных партий может составлять от 3-х до 12 часов в день, в зависимости от квалификации игроков и регламента соревнований, и это неизбежно приводит к появлению утомления, что, в свою очередь, ведет к грубейшим ошибкам во время игры и моментальному поражению. В связи с этим, физическая и психическая выносливость, помехоустойчивость, состояние сердечно-сосудистой системы шахматиста имеют решающее значение для достижения спортивной формы, хотя их нельзя отнести к специфическим шахматным факторам. Вместе с тем, в доступной научно-методической литературе не было обнаружено исследований, позволяющих раскрыть варианты повышения умственной работоспособности у юных шахматистов 7-8 лет. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с нормированием тренировочных и соревновательных нагрузок шахматистов, а также разбираются возможности применения элементов активного отдыха для повышения умственной работоспособности юных спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ключникова Александра Николаевна, Хромина Татьяна Валентиновна, Черняк Людмила Петровна, Ключников Анатолий Егорович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION AND APPROBATION OF A METHODOLOGY FOR INCREASING MENTAL PERFORMANCE IN CHESS PLAYERS: ON THE EXAMPLE OF THE AGE GROUP OF 7-8 YEARS

Chess is a sport in which victory over an opponent, first of all, depends on the mental performance of the athlete associated with solving logical problems. Improving mental performance is one of the tasks of comprehensive training of chess players aimed at achieving high sports results.The duration of chess games can range from 3 to 12 hours a day, depending on the qualifications of the players and the rules of the competition, and this inevitably leads to fatigue, which, in turn, leads to gross mistakes during the game and instant defeat.In this regard, physical and mental endurance, noise immunity, and the state of the cardiovascular system of a chess player are crucial for achieving athletic fitness, although they cannot be attributed to specific chess factors. At the same time, no studies have been found in the available scientific and methodological literature that allow revealing options for improving mental performance in young chess players 7-8 years old.This article discusses issues related to the rationing of training and competitive loads of chess players, as well as examines the possibilities of using elements of active recreation to improve the mental performance of young athletes.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ И АПРОБАЦИЯ МЕТОДИКИ ПОВЫШЕНИЯ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ У ШАХМАТИСТОВ: НА ПРИМЕРЕ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ 7-8 ЛЕТ»

СПЕЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

Формирование и апробация методики повышения умственной работоспособности у шахматистов: на примере возрастной группы 7-8 лет

Ключникова Александра Николаевна,

к.п.н., профессор кафедры теории и методики физической культуры Дальневосточной государственной академии физической культуры Е-таН: an_kluchnikova@mail.ru

Хромина Татьяна Валентиновна,

к.псих.н., профессор кафедры гуманитарных наук Дальневосточной государственной академии физической культуры

Е-таН: a_h2002@mail.ru Черняк Людмила Петровна,

доцент кафедры теории и методики гимнастики, плавания и спортивных единоборств Дальневосточной государственной академии физической культуры Е-т^ L.chierniak@mail.ru

Ключников Анатолий Егорович,

старший преподаватель кафедры математики и информационных технологий Педагогического института Тихоокеанского государственного университета Е-тшИ: kanatol1003@icloud.com

Шахматы - это вид спорта, в котором победа над соперником, в первую очередь, зависит, от умственной работоспособности спортсмена, связанной с решением логических задач. Повышение умственной работоспособности является одной из задач комплексной подготовки шахматистов, направленной на достижение высоких спортивных результатов. Продолжительность шахматных партий может составлять от 3-х до 12 часов в день, в зависимости от квалификации игроков и регламента соревнований, и это неизбежно приводит к появлению утомления, что, в свою очередь, ведет к грубейшим ошибкам во время игры и моментальному поражению. В связи с этим, физическая и психическая выносливость, помехоустойчивость, состояние сердечно-сосудистой системы шахматиста имеют решающее значение для достижения спортивной формы, хотя их нельзя отнести к специфическим шахматным факторам. Вместе с тем, в доступной научно-методической литературе не было обнаружено исследований, позволяющих раскрыть варианты повышения умственной работоспособности у юных шахматистов 7-8 лет. В данной статье рассматриваются вопросы, связанные с нормированием тренировочных и соревновательных нагрузок шахматистов, а также разбираются возможности применения элементов активного отдыха для повышения умственной работоспособности юных спортсменов.

Ключевые слова: шахматы, умственная работоспособность, соревновательные нагрузки, психологическая подготовка спортсменов, помехоустойчивость спортсменов, активный отдых.

о с

и

Шахматы - настольная логическая игра, которая связала в себе элементы искусства, науки и спорта. Одна из древнейших игр на Земле, которая существует уже полторы тысячи лет.

Чтобы играть в шахматы на самом высоком уровне, необходимо уже с раннего детства интенсивно начинать заниматься этим видом спорта. В настоящее время, когда во всем мире наступил новый этап развития науки и техники, культуры и экономики, применения передовых технологий во всех сферах жизнедеятельности человека, важно уметь ориентироваться в огромном объеме информации быстро и целесообразно ее анализировать и приходить к логическим выводам. Шахматы - это умственный вид спорта, он позволяет развивать у ребенка бдительность, усидчивость, настойчивость, а также формировать логическое и системное мышление. Все это позволит повышать интеллектуальный уровень юных спортсменов, так как одной из важных особенностей шахмат является умение концентрировать внимание на решении задач в условиях ограниченного времени [1].

По мнению Л.П. Матвеева, шахматы как вид соревновательной деятельности в классификации, в основу которой положены особенности характера двигательной деятельности, относятся к группе, связанной с абстрактно-логическим обыгрыванием соперника [4]. Поэтому данная особенность шахмат оказывает специфическое влияние на построение всей системы подготовки шахматистов, в которой главенствующее место, в отличие от других видов спорта занимает профессиональная шахматная подготовка.

В возрасте 7-8 лет у детей происходят довольно быстрые процессы психического развития и мор-фофункциональные перестройки всего организма. Индивидуальную динамику физиологического и психического развития ребенка определяет темп и характер данных процессов [5]. В этом возрасте организм детей оказывается наименее устойчивым к неблагоприятным воздействиям внешней среды, так как претерпевает сложную анатомическую и функциональную перестройку. Но в то же время в этом возрасте возможно формирование основных координационных механизмов, которые позволяют разнообразить двигательную активность ребенка и увеличивать возможность приспособления его к условиям жизни, так как он яв-

ляется наиболее чувствительным для выработки именно этих механизмов.

Шахматы как вид спортивной деятельности предъявляют к спортсменам довольно значимые требования: профессиональным шахматистам во время соревнований приходится переносить значительные нагрузки (шахматные турниры обычно проходят от 3,5 часов до 12 часов в день), что требует от участников длительное время выдерживать умственные и физические нагрузки.

В турнирных поединках профессиональные спортсмены, кроме самой игры еще тратят время на анализ сыгранной партии и подготовку к следующей игре. Такая подготовка может занять даже несколько часов и требует повышенной концентрации внимания. Таким образом, все вышеизложенное позволяет сделать заключение, что для поддержания необходимых физических качеств профессиональному спортсмену-шахматисту требуется четкое соблюдение режима, планомерные физические упражнения (снижающиеся во время соревнований) и активный отдых.

Рост спортивных и творческих достижений шахматиста, а также применение современных оздоровительных методик при его подготовке в большей степени определяется его природными способностями и работой над собой. Из всего существующего в настоящее время многообразия оздоровительных техник и программ спортсмену-шахматисту необходимо найти то, которое подойдёт именно ему. Физическая подготовка должна идти «бок о бок» со специализированной шахматной подготовкой и решать задачи общего и вспомогательного характера, которые способствовали бы поддержанию и укреплению здоровья спортсмена, а также созданию оптимальных условий для специфической умственной деятельности шахматиста [3].

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы: анализ научно-методической литературы, анализ документальных материалов (информации о турнирном рейтинге), тестирование, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Анализ научно-методической литературы включал в себя следующие направления: анатомо-физиологические особенности детей 7-8 лет; особенности умственной работоспособности детей 7-8 лет. Кроме того, была представлена характеристика шахмат как вида спорта и деятельность шахматистов. Анализ и обобщение литературных источников по избранной теме позволил уточнить основные направления, задачи, методы исследования.

Педагогический эксперимент проводился (с сентября 2020 по апрель 2021 гг. в МАУДО ДЮЦ «Восхождение» в шахматном клубе «Гамбит» г. Хабаровска) для оценки эффективности использования элементов активного отдыха у шахматистов во время занятий шахматами.

Для проведения эксперимента были организованы две группы: стартовая 1 группа и стартовая

2 группа по 10 мальчиков в каждой, примерно однородные по возрасту (7-8 лет) и уровню умственной работоспособности, занимающиеся в шахматном клубе «Гамбит» г. Хабаровска.

С помощью свободной выборки стартовая 1 группа была определена как контрольная, а стартовая 2-я - как экспериментальная.

В экспериментальной группе все занятия проводил педагог по шахматам высшей категории дополнительного образования, а элементами активного отдыха на перемене по согласованию с ним проводил экспериментатор.

В контрольной группе занятия проводил педагог по шахматам высшей категории дополнительного образования, а перемены у детей проходили в виде пассивного отдыха (свободное перемещение по холлу в холодное время года, прогулка по улице в теплое время года, общение друг с другом).

В обеих группах в конце занятий педагоги проводили гимнастику глаз.

В начале учебного года был изучен турнирный рейтинг у обеих групп, который был примерно одинаковый. Также был проведен опрос с целью выявления отношений детей к занятиям по шахматам и степенью удовлетворенности своим турнирным рейтингом. Далее было проведено тестирование «Теппинг-тест» для оценки умственной работоспособности у детей обеих групп.

Занятия в контрольной и экспериментальной группах проводились 3 раза в неделю по 120 минут в соответствии с календарно-учебным графиком по дополнительной образовательной программе «Шахматы - гимнастика ума». Контрольная группа занималась по дополнительной образовательной программе. Каждое занятие делилось на три части: во вводной части урока дети готовились к занятиям, расставляли шахматы, решали головоломки, в основной части решали задачи по шахматам, разбирали технику и тактику игры, на перемене занимались пассивным отдыхом. В заключительной части занятия записывали домашнее задание, выполняли гимнастику для глаз и уходили домой.

Для экспериментальной группы использовались чередование занятий по дополнительной образовательной программе с элементами активного отдыха на перемене.

По окончанию учебного года, был повторно проведено тестирование «Теппинг-тест», просмотрен турнирный рейтинг, проведен опрос между контрольной и экспериментальной группами, для выявления динамики.

Анализ разницы показателей тестирования работоспособности у детей шахматистов 7-8 лет после эксперимента, показал значительное улучшение между контрольной и экспериментальной группой. В обеих группах произошли значительные и достоверно значимые изменения (Р<0,05)

После окончания эксперимента был проведен анализ результатов рейтинга на турнире «Весенняя капель» у детей шахматистов 7-8 лет и выя-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о т О от

З

и о со

вил значительные различия в контрольной и экспериментальной группах до и после эксперимента. Следовательно, занятия шахматами позволили значительно увеличить рейтинг на турнире у занимающихся и выполнить более высокие разряды. В ходе опроса по окончании турнира, было выявлено, что занимающиеся регулярно посещают тренировки по шахматам, с удовольствием занимаются активным отдыхом на перемене и удовлетворены своим рейтингом.

В соответствии с этими данными можно сделать вывод, что экспериментальная методика с элементами активного отдыха на перемене оказала положительный эффект на умственную работоспособность шахматистов 7-8лет.

Литература

1. Авербах, Ю. Л., Полоудин В.А. Азбука креативного шахматного образования младших школьников/ Ю.Л. Авербах, В.А. Полоудин. -Ростов н/Д: Феникс, 2015. -223с.

2. Баева, Н. А., Погадаева, О.В. Анатомия и физиология детей школьного возраста: Учебное пособие. - Омск: СибГУФК, 2003. - 56с.

3. Захаров, А.А., Линовицкий Е.П. Психолого-педагогические основы подготовки спортсменов шахматистов высшего разряда к соревнованиям //Спортивный психолог № 3. 2014. -С. 40-42

4. Матвеев, Л. П., Общая теория спорта и ее прикладные аспекты: учебник для вуза физической культуры и спорта / Л.П. Матвеев. 6-е изд.: Спорт; Москва; 2019.

5. Немов, Р.С. Психология. Психология образования: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Р.С. Немов. - Москва: Владос, 2001. -608 с.

FORMATION AND APPROBATION OF A METHODOLOGY FOR INCREASING MENTAL PERFORMANCE IN CHESS PLAYERS: ON THE EXAMPLE OF THE AGE GROUP OF 7-8 YEARS

Klyuchnikova A.N., Hromina T.V., Chernyak L.P., Klyuchnikov A.E.

Far East academy of physical culture; Pacific State University

Chess is a sport in which victory over an opponent, first of all, depends on the mental performance of the athlete associated with solving logical problems. Improving mental performance is one of the tasks of comprehensive training of chess players aimed at achieving high sports results.

The duration of chess games can range from 3 to 12 hours a day, depending on the qualifications of the players and the rules of the competition, and this inevitably leads to fatigue, which, in turn, leads to gross mistakes during the game and instant defeat. In this regard, physical and mental endurance, noise immunity, and the state of the cardiovascular system of a chess player are crucial for achieving athletic fitness, although they cannot be attributed to specific chess factors. At the same time, no studies have been found in the available scientific and methodological literature that allow revealing options for improving mental performance in young chess players 7-8 years old.

This article discusses issues related to the rationing of training and competitive loads of chess players, as well as examines the possibilities of using elements of active recreation to improve the mental performance of young athletes.

Keywords: chess, mental performance, competitive loads, psychological preparation of athletes, noise immunity of athletes, active recreation.

References

1. Averbakh, Yu. L., Poloudin V.A. The ABC of creative chess education of younger schoolchildren/ Yu.L. Averbakh, V.A. Poloudin. - Rostov n/A: Phoenix, 2015. - 223s.

2. Baeva, N. A., Pogadaeva, O.V. Anatomy and physiology of school-age children: A textbook. - Omsk: SibGUFK, 2003. -56 c.

3. Zakharov, A.A., Linovitsky E.P. Psychological and pedagogical bases of preparation of athletes of chess players of the highest category for competitions //Sports psychologist No.3. 2014. -pp. 40-42

4. Matveev, L. P., General theory of sports and its applied aspects: textbook for the University of physical culture and sports / L.P. Matveev. 6th ed.: Sport; Moscow; 2019.

5. Nemov, R.S. Psychology. Psychology of education: studies. for students. higher. ped. studies. institutions / R.S. Nemov. - Moscow: Vlados, 2001. - 608 p.

о с

u

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.