Научная статья на тему 'ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ ШАХМАТИСТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ'

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ ШАХМАТИСТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
89
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
шахматная игра / специальная физическая подготовка / йога / комплекс средств / психологические качества / chess game / special physical training / yoga / complex of means / psychological qualities

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Масляев Владимир Викторович

Внедрен и апробирован комплекс средств физической культуры, способствующий формированию психологических качеств у юных шахматистов в соревновательном периоде. Предложен и научно обоснован комплекс статических упражнений на основе йоги, направленный на развитие способности к концентрации внимания, пространственной ориентации и баланса тела, силовой выносливости, на формирование навыка управления дыханием шахматистов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF PSYCHOLOGICAL QUALITIES OF YOUNG CHESS PLAYERS BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE

A complex of physical culture means has been introduced and tested, which contributes to the formation of psychological qualities in young chess players in the competitive period. A set of static exercises based on yoga has been proposed and scientifically substantiated, aimed at developing the ability to concentrate, spatial orientation and body balance, strength endurance, and developing the skill of controlling the breath of chess players.

Текст научной работы на тему «ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ ШАХМАТИСТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ»

УДК 794.1:37.032 DOI: 10.24412/2305-8404-2022-11-88-93

ФОРМИРОВАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ ЮНЫХ ШАХМАТИСТОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

В.В. Масляев

Внедрен и апробирован комплекс средств физической культуры, способствующий формированию психологических качеств у юных шахматистов в соревновательном периоде. Предложен и научно обоснован комплекс статических упражнений на основе йоги, направленный на развитие способности к концентрации внимания, пространственной ориентации и баланса тела, силовой выносливости, на формирование навыка управления дыханием шахматистов.

Ключевые слова: шахматная игра, специальная физическая подготовка, йога, комплекс средств, психологические качества.

FORMATION OF PSYCHOLOGICAL

QUALITIES OF YOUNG CHESS PLA YERS BY MEANS OF PHYSICAL CULTURE

Maslyaev V.V., graduate student, maslyaev-sasha@rambler.ru, Russia, Orel, Orel State University named after I.S. Turgenev

Масляев Владимир Викторович, аспирант, maslyaev-sasha@rambler.ru, Россия, Орел, Орловский государственный университет имени И. С. Тургенева.

Научный руководитель: Соломченко Марина Александровна, канд. пед. наук, доц., зав. кафедрой, Россия, Орел, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева

В отличие от большинства видов спорта подготовка юных шахматистов осуществляется круглогодично, включая предсоревновательный, соревновательный и переходный периоды. В организации тренировочного процесса в соревновательном периоде объективно присутствует ряд вопросов, оказывающих влияние на результативность игры, динамику роста и уровень спортивного мастерства юных шахматистов. Один из них связан с совершенствованием психологической подготовленности юных спортсме -нов к соревновательной деятельности.

На этапе спортивной специализации состав групп подготовки юных шахматистов становится относительно стабильным. Спортсмены добива -ются первых значимых достижений, спортивных разрядов, побед в соревнованиях, в связи с чем на подготовку в соревновательный период требуется больше времени и усилий. Тренировки постепенно занимают все большее время в режиме дня юных шахматистов, негативно сказываясь на режиме их двигательной активности, что отражается и на психологическом и физическом развитии [4].

A complex of physical culture means has been introduced and tested, which contributes to the formation of psychological qualities in young chess players in the competitive period. A set of static exercises based on yoga has been proposed and scientifically substantiated, aimed at developing the ability to concentrate, spatial orientation and body balance, strength endurance, and developing the skill of controlling the breath of chess players.

Key words: chess game, special physical training, yoga, complex of means, psychological qualities.

Целью исследования является отбор и экспериментальная апробация комплекса средств физической культуры, способствующих формиро -ванию психологических качеств у юных шахматистов в соревновательном периоде.

Для достижения поставленной цели предполагалось решить сле -дующий спектр задач исследования:

- изучить особенности использования средств физической культуры при подготовке юных шахматистов в соревновательном периоде;

- разработать и научно обосновать комплекс средств физической культуры, способствующих формированию психологических качеств юных спортсменов, с учетом специфики игры в шахматы как вида спорта на основании специальной литературы и результатов современных иссле -дований;

- провести опытно-экспериментальную работу по проверке эффективности влияния комплекса средств физической культуры на формирование психологических качеств юных шахматистов в соревновательном периоде.

Методика и организация исследования. В процессе исследования применялись следующие методы: анализ научной литературы по проблеме исследования, педагогическое моделирование, наблюдение, анкетирование, методы психологической диагностики, педагогический эксперимент, методы статистической обработки результатов опытно-экспериментальной работы.

При проведении педагогического эксперимента по использованию комплекса средств специальной физической подготовки с участием кон -трольной (17 чел.) и экспериментальной групп (19 чел.) юных шахматистов было проведено исследование его влияния на формирование психоло -гических качеств на констатирующем и завершающем этапах эксперимента. Оценивались такие качества, как особенности внимания, мышления, памяти, мотивации и эмоционального самоконтроля.

Результаты исследования и их обсуждение. Анализ собственного педагогического опыта, нормативных требований и специальной литературы по теме исследования показал, что физическая подготовка является неотъемлемым компонентом подготовки юных шахматистов, занимая в соответствии с рекомендациями на разных стадиях от 10 до 20 % совокупного тренировочного времени. Несмотря на неочевидный характер влия -ния физической подготовки на результативность соревновательной дея -тельности юных шахматистов, общепризнанным среди шахматистов явля -ется тот факт, что при длительном течении игры основные преимущества игрока определяются не столько специфическими шахматными факторами, сколько его психологической и физической выносливостью, способностью к сохранению концентрации внимания, стрессоустойчивостью и помехо -устойчивостью и т. п. [1].

Каждая шахматная партия, сыгранная в период соревнований, сопровождается существенным эмоциональным напряжением. Если в других видах спорта такое напряжение сопровождается активной мышечной деятельностью, то в шахматах проявление эмоций не находит проявлений в физической активности. Таким образом, в соревновательной деятельности юные шахматисты испытывают «незавершенные» эмоции, не имея возможности выразить их в целостной поведенческой реакции [3]. Эмо -циональное напряжение сохраняется у игроков и в перерывах между партиями, что вызывает изменение психофизиологического состояния и в крайних случаях может провоцировать развитие заболеваний сердечнососудистой и нервной систем [7].

Следует отметить, что на этапе соревновательной деятельности юные шахматисты ограничены в выборе средств физической культуры, так как при очевидной пользе для здоровья такие занятия могут нанести ущерб концентрации на самом соревновании, эффективной работе мозга во время партий. Задача тренера и шахматиста в соревновательном периоде заклю -чается в сохранении оптимальной спортивной формы до начала шахматного турнира и обеспечении ее поддержания на оптимальном уровне средствами специальной физической подготовки на протяжении периода соревнований. Непосредственно перед игрой в шахматы рекомендуются легкие утренние разминочные упражнения и прогулки на свежем воздухе. В целях восстановления после завершения шахматной партии организму юного шахматиста рекомендуется переключение на активные физические упражнения [5].

Представляется, что на этапе спортивной специализации и совершенствования спортивного мастерства юных шахматистов в соревновательном периоде большее внимание должно уделяться специальной физи -ческой подготовке, а подбор средств физической культуры для юных шахматистов должен быть направлен на решение двух ключевых задач:

- профилактики нарушений здоровья, связанных с малоподвижным образом жизни юных шахматистов (прежде всего, нарушения осанки);

- формирования необходимых психологических качеств юных шахматистов, способствующих успешной соревновательной деятельности.

Подбор физических упражнений должен осуществляться с учетом критериев доступности, эмоциональной наполненности, полноценности в контексте многостороннего влияния на развитие юного шахматиста. Обеспечение роста спортивного мастерства является ключевой целью тренировочного процесса юных шахматистов [2].

Результаты современных исследований подтверждают, что оптимальные физические нагрузки для шахматистов должны быть направлены на развитие пространственной ориентации и силовой выносливости на основе принципов непрерывности тренировок, постепенности наращивания

нагрузок [6]. В большей степени задачам подготовки юных шахматистов к эффективной соревновательной деятельности отвечают возможности йоги как перспективного направления специальной физической подготовки. Йога как направление физической активности была выбрана потому, что многочисленными исследованиями обосновано ее положительное влияние на когнитивные процессы, эмоциональное регулирование, самоконтроль и развитие внимания [8].

Для проверки гипотезы о влиянии йоги на формирование у юных шахматистов психологических качеств, необходимых для успешной соревновательной деятельности, был разработан комплекс упражнений, состоящий из трех блоков: разминочные упражнения, комплекс асан классической йоги с акцентом на балансовые позы, упражнения на развитие концентрации внимания.

На начальном этапе занятия проводились в группах, что позволяет отработать технику выполнения упражнений, скорректировать объем тре -нировочной нагрузки юных шахматистов. Для тех спортсменов, у которых наблюдались сложности с освоением асан, применялись подготовительные упражнения или давались упрощенные варианты асан.

Дыхательная гимнастика как компонент комплекса включала спе -циальные упражнения для развития дыхательной мускулатуры и освоения техник осознаваемого дыхания. Основным упражнением дыхательной гимнастики было «Нади шотхана» (попеременное дыхание правой и левой ноздрей в позе лотоса). На занятиях она могла быть дополнена упражне -ниями на увеличение продолжительности дыхательного цикла (вдох на четыре счета, потом выдох на четыре счета, потом пауза на четыре счета).

Завершение занятия связано с настройкой на практику и упражне -ний на развитие концентрации внимания. В процессе подготовки юных шахматистов последовательно на разных упражнениях использовались различные техники развития внимания:

- концентрация на дыхании: развитие навыков контроля над дыханием, его осознание является одним из способов стабилизации эмоцио -нального состояния, что в соревновательной деятельности помогает справиться с предстартовым волнением;

- концентрация взгляда: техника пристального созерцания может выполняться на любом предмете, способствует расслаблению глазных мышц, успокоению и концентрации ума, развитию стрессоустойчивости.

По итогам опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод о том, что за исключением физического компонента самоконтроля предстартового эмоционального состояния в контрольной группе все оце -ниваемые параметры улучшили свое значение как в контрольной, так и в экспериментальной группах. Это позволяет констатировать, что регулярные занятия шахматной игрой сами по себе оказывают положительное влияние на развитие характеристик памяти, мышления и умственных спо -

собностей юных шахматистов. Однако наблюдаемые изменения в экспериментальной группе были более очевидными.

Так, по методике быстроты и точности мыслительных реакций А.В. Родионова у спортсменов контрольной группы показатели увеличились с 27,7 до 28,9 оценочного балла, в то время как в экспериментальной группе - от 27,5 до 30,4 балла. По методике «Оперативная память» в контрольной и экспериментальной группах показатели улучшились с 30,6 до 31,4 балла и с 30,1 до 33,4 балла соответственно. Показатели концентрации, продуктивности и переключаемости внимания в экспериментальной группе также увеличились более значительно, чем в контрольной. Так, на момент завершения исследования в контрольной и экспериментальной группах были получены следующие результаты: по концентрации внимания - 852 против 861, по продуктивности внимания - 15 против 22, по пе-реключаемости внимания - 11 против 14 соответственно. Различия в мотивации к соревновательной деятельности между контрольной и эксперимен -тальной группами были наименее значительными по всем сравниваемым значениям. Оценка мотивации к соревновательной деятельности по методике Г.Д. Бабушкина на момент окончания опытно-экспериментальной работы в контрольной группе составила 30 баллов, в экспериментальной -31 балл.

Заключение. В результате проведенного исследования по использованию комплекса упражнений, включающих разминку, асаны йоги и уп -ражнения на концентрацию как средств специальной физической подго -товки юных шахматистов, было обосновано его положительное влияние на формирование психологических качеств у юных шахматистов в соревнова -тельном периоде.

Список литературы

1. Алифиров А.И., Михайлова И.В. Новые методы подготовки юных высококвалифицированных шахматистов // Символ науки. 2016. № 3. С. 13-14.

2. Голенищев В.Е. Программа подготовки шахматистов юношеских и III взрослого разрядов / под ред. А. Карпова. М.: Русский шахматный дом, 2020. 208 с.

3. Гулько Б. Стратегия и психология современных шахмат. М.: Русский шахматный дом, 2019. 200 с.

4. Ильченко А.А. Физическая подготовка юных шахматистов в переходном периоде годичного тренировочного цикла: дис. ... канд. пед. наук. Волгоград, 2011. 201 с.

5. Котов А.А. Уроки шахмат. М.: Русский шахматный дом, 2019.

136 с.

6. Фонарева Е.А., Черняев А.А., Артемьев В.М. Содержание специальной физической подготовки высококвалифицированных шахматистов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2020. № 11 (189). С.522-528.

7. Хныченко Л.К., Сапронов Н.С. Стресс и его роль в развитии патологических процессов // Обзоры по клинической фармакологии и лекар -ственной терапии. 2003. Т. 2. № 3. С. 12-15.

8. Шишкин П.А. Проектирование методики физического воспитания студентов средствами ОФП и хатха-йоги: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тула, 2011. 24 с.

References

1. Alifirov A.I., Mihajlova I.V. Novye metody podgotovki yunyh vysokokvalificiro-vannyh shahmatistov [New methods of training young highly qualified chess players] // Sim-vol nauki [Symbol of science]. 2016. No. 3. P. 13-14.

2. Golenishchev V.E. Programma podgotovki shahmatistov yunosheskih i III vzroslo-go razryadov [Training program for chess players of youthful and III adult categories] / ed. A. Karpova. M.: Russian Chess House, 2020. 208 p.

3. Gul'ko B. Strategiya i psihologiya sovremennyh shahmat [Strategy and psychology of modern chess]. M.: Russian Chess House, 2019. 200 p.

4. Il'chenko A.A. Fizicheskaya podgotovka yunyh shahmatistov v perekhodnom periode godichnogo trenirovochnogo cikla [Physical training of young chess players in the transitional period of the annual training cycle]: dis. ... cand. ped. sciences. Volgograd, 2011. 201 p.

5. Kotov A.A. Uroki shahmat [Chess lessons]. M.: Russian Chess House, 2019. 136 p.

6. Fonareva E.A., Chernyaev A.A., Artem'ev V.M. Soderzhanie special'noj fizi-

cheskoj podgotovki vysokokvalificirovannyh shahmatistov [The content of special physical training of highly qualified chess players] // Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta [Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaftt]. 2020. No. 11 (189). P. 522-528.

7. Hnychenko L.K., Sapronov N.S. Stress i ego rol' v razvitii patologicheskih proces-sov [Stress and its role in the development of pathological processes] // Obzory po klinicheskoj farmakologii i lekarstvennoj terapii [Reviews of clinical pharmacology and drug therapy]. 2003. V. 2. No. 3. P. 12-15.

8. Shishkin P.A. Proektirovanie metodiki fizicheskogo vospitaniya studentov sredstvami OFP i hatha-jogi [Designing a method of physical education of students by means of general physical education and hatha yoga]: author. dis. ... cand. ped. sciences. Tula, 2011. 24 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.