МЕТОДИКА ПСИХОГРАФИРОВАНИЯ НА ЭТАПЕ НАЧАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В ШАХМАТНОМ СПОРТЕ
УДК/UDC 796.01:159.9
Поступила в редакцию 24.03.2021 г.
Кандидат педагогических наук, доцент И.В. Михайлова1 Кандидат педагогических наук, доцент Е.Д. Бакулина1 О.Г. Рысакова1
1 Российский государственный социальный университет, Москва
PSYCHOGRAPHIC MODEL FOR BEGiNNER CHESS TRAiNiNGS: BENEFiTS ANALYSIS
PhD, Associate Professor I.V. Mikhaylova1 PhD, Associate Professor E.D. Bakulin1 O.G. Rysakova1
1 Russian State Social University, Moscow
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Цель исследования - разработка и реализация стандартизированной аналитической модели психограммы с целью эффективного осуществления психолого-педагогического контроля над развитием базовых компонентов спортивной подготовки шахматистов.
Методика и организация исследования. В опытные группы в эмпирическом исследовании, проведенном в период 2012-2015 гг. на базе Дома шахмат ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», были вовлечены 1018 студентов-шахматистов в возрасте от 18 до 22 лет, осуществляющих соревновательно-тренировочную деятельность на этапе начальной подготовки. Психографирование осуществлялось с помощью кластеризации средств и методов тестирования мнемических и интеллектуальных функций, психологических свойств и оперативного психоэмоционального состояния шахматистов. Процесс спортивной тренировки экспериментальной группы корректировался в соответствии с результатами применения адаптированной диагностической методики продольного пси-хографирования У. Штерна, выявившей динамику психофизиологических показателей спортсменов по трем кластерам тестов и визуализировавшей ее с помощью построения общих лучевых психограмм. Результаты исследования и выводы. В процессе параллельного аналитического эксперимента была разработана стандартизированная аналитическая модель психограммы шахматиста, анализ результатов эксперимента графически представлен в сравнительной психограмме. Динамика статических и динамических психофизиологических показателей спортсменов опытных групп имела восходящий тренд. В экспериментальной группе при возрастании моторной плотности тренировки до 82% относительный прирост мнемических функций спортсменов увеличился на 21%, суммарная нормализация психологических личностных свойств испытуемых составила 27%, показатели текущего психологического состояния шахматистов возросли на 29,8% по отношению к динамике результатов спортсменов контрольной группы.
Ключевые слова: шахматный спорт, психографирование, психолого-педагогический контроль, комплексный контроль, моторная плотность тренировки.
Abstract
Objective of the study was to develop and test benefits of a standard psychographic model for analysis to facilitate the psychological and educational control service in chess training systems.
Methods and structure of the study. The psychographic method testing experiment was run in 2012-2015 at the RSSU Chess House. We sampled the 18-22 year-old student chess players from the beginner training and competitive groups. Psychographs were produced using clustered mnemonic and intellectual functionality tests data and analyses rating the individual psychological traits and operational psycho-emotional states. The EG (n=508) training service was managed based on the W. Stern longitudinal psychographic test data with analyses of variations in the individual mental and physiological test rates in three test clusters visualized by the traditional ray psychographs. The RG (n=510) was trained as required by the traditional training system without psychographic method support.
The mnemonic and intellectual functionality test database with the psychological traits and current actual psycho-emotional states was formed of the C.D. Spielberger anxiety; WAM (wellbeing, activity, mood); physical and mental health (Short Form 36); and D. Russell and M. Ferguson Subjective Loneliness Feel Test data. The test data were clustered with the test data converted on the 10-point scale and represented on ray psychographs.
Results and conclusion. The psychographic method model with its training methods and psychographic test tools makes it possible to fairly track the individual functional progresses in the training and competitive process. The new psychographic method model testing experiment found the model beneficial as it brings new quality to the beginner chess sport trainings with its comprehensive and individualized test toolkit making it possible to profile variations in the individual mental and physiological test rates and effectively cluster and visualize the test data for analyses by segmented ray psychographs.
Keywords: chess sport, psychographic method, psychological and educational control, combined tests, physical training intensity.
Введение. Метод психографирования У Штерна, позволяющий диагностировать эмоциональное состояние и потенциал индивида, был применен на шахматной модели И. Н. Дьяковым, Н. В. Петровским и П. А. Рудиком, разрабо-
тавшими в 1925 г профессиограмму спортсмена-шахматиста [4, 7, 16]. Рассматривая особенности психолого-педагогического сопровождения спортсменов-студентов (включая лиц с отклонениями в состоянии здоровья), ученые подчер-
кивают, что использование компетенций психограммы Дья-кова-Петровского-Рудика не соответствует ключевому принципу проведения диагностического исследования, а именно: данные психографирования не детерминированы, однозначность и определенность диагностических процедур и приемов не может быть достигнута [5, 7-11]. Анализ современных исследований в сфере спортивного психографирования и психодиагностики выявил тот факт, что для использования в качестве инструмента статистического исследования следует преобразовать качественные компетенции профессио-граммы в количественные [1-3, 5-7, 9, 12,17].
Цель исследования - разработка и реализация стандартизированной аналитической модели психограмм, способствующей эффективному осуществлению психолого-педагогического контроля над развитием спортивной подготовки.
Методика и организация исследования. В эмпирическом исследовании, проведенном в 2012-2015 гг. на базе Дома шахмат ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», в опытные группы были вовлечены 1018 студентов-шахматистов в возрасте от 18 до 22 лет, осуществлявших соревновательно-тренировочную деятельность на этапе начальной подготовки. Психографирование осуществлялось с помощью кластеризации средств и методов тестирования мнемических и интеллектуальных функций, психологических свойств и оперативного психоэмоционального состояния шахматистов. Процесс спортивной тренировки экспериментальной группы (ЭГ; 508 человек) корректировался в соответствии с результатами применения адаптированной диагностической методики продольного психографирования У. Штерна, выявившей динамику психофизиологических показателей спортсменов по трем кластерам тестов и визуализировавшей ее с помощью построения общих лучевых психограмм. Контрольная группа (КГ; 510 человек) проходила обучение по традиционной программе спортивной подготовки без использования диагностической методики психографирования. Критериальную базу тестирования мнемических и интеллектуальных функций, психологических свойств и актуального психоэмоционального состояния студентов-шахматистов составили тесты оценки тревожности (по Ч. Д. Спилбергеру); самочувствия, активности, настроения (по тесту САН); физического и психического компонентов здоровья (The Short Form 36); уровня субъективного ощущения одиночества (по Д. Расселу и М. Фергюсону) [10, 17]. Кластеризация результатов испытуемых осуществлялась с помощью сведения показателей (приведенных к десятибалльной шкале для упрощения оценки их относительного роста) в форме лучевых психограмм.
Результаты исследования и их обсуждение. Как известно, в шахматном спорте существует необхо-
димость в акцентуации средств подготовки индивида на его умственных и психоэмоциональных показателях, например, на способностях к стратегическому мышлению и ведению интеллектуального поединка с соперником [10, 17].
В соответствии с предметом исследования была выбрана базисная концепция психолого-педагогического сопровождения спортсменов, основанная на соблюдении ключевых принципов построения программы спортивной подготовки, во время которой проводился системный мониторинг психофизиологических показателей индивидов с учетом массовости и детерминированности [12-15]. Отметим тот факт, что во время проведения исследования были выстроены грамотные субъект-субъектные отношения между тренером-преподавателем и шахматистами в демократической атмосфере.
На рис. 1 графически представлена стандартизированная сравнительная интерпретация прироста психофизической профессиональной подготовленности каждого спортсмена ЭГ и КГ в виде лучевой психограммы, сегментированной в соответствии с исследуемым кластером функций индивида.
На представленной психограмме отражено развитие ключевых кластеров показателей мнемических и интеллектуальных функций, психологических свойств и психоэмоционального состояния личности спортсмена в КГ и ЭГ студентов-шахматистов. Для удобства комплексного анализа значения всех параметров были переведены в десятибалльную шкалу оценки.
Анализируя шкалы психофизических качеств студентов-шахматистов на начальном этапе спортивной подготовки, отметим превышение итоговых результатов ЭГ над КГ (прирост варьируется от 9 до 40 %) по всем показателям. Этот факт подтверждает достижение комплексной проработки психических состояний индивидов в процессе применения инновационной методики психографирования, отраженных в достигнутых показателях ЭГ: шкалы «Оперативная память», «Оперативное мышление» и «Оценочная функция» показывают результат выше, чем у КГ в среднем на 21 %% шкалы «Самочувствие», «Активность», «Настроение» ЭГ превосходят контрольные показатели на 27,5 %% шкалы «Одиночество», «Ситуативная тревожность» и «Личностная тревожность» фиксируют снижение на 32 %% по сравнению с КГ, в среднем 29,8 %% прироста показателей психоэмоционального состояния; синтезированные шкалы «Физический компонент здоровья» и «Психический компонент здоровья» теста качества жизни SF-36 показали средний результат выше у ЭГ на 27 %%.
Данные по среднегодовой моторной плотности тренировок шахматистов ЭГ по сравнению с результатами спортсме-
□ и
£ г. CL
ч—
О ш и
CL ' -о с
га
^
О ш
■С
Н
Рис.
Одиночество Настроение
1. Сравнительная психограмма результатов контрольной
и экспериментальной групп в 2015 г.
Рис. 2. Динамика среднегодовой моторной плотности занятий контрольной и экспериментальной групп в 2012-2015 гг.
22
http://www.teoriya.ru
2021 Июнь | June
нов КГ показывают прирост от 3 до 12 %, достигнутый на финальном срезе эксперимента (рис. 2).
Вывод. Используемые средства, методы и формы организации компонентов психографирования позволяют осуществить индивидуализированный мониторинг динамики функциональной готовности спортсменов-шахматистов к соревновательно-тренировочной деятельности.
Разработанная и реализованная инновационная методика психографирования на начальном этапе спортивной подготовки позволяет не только качественно индивидуализировать тренировку, но и количественно произвести наиболее полную и индивидуализированную оценку динамики психофизиологических показателей спортсменов-шахматистов с помощью кластеризации средств, методов тестирования и визуализации полученных результатов в форме лучевых сегментированных психограмм.
Литература
1. Артищева Е.К. Педагогическая диагностика как основа системы коррекции знаний / Е.К. Артищева // Образовательные технологии. - М., - 2015. - № 3. - 19 с.
2. Бекоева М.И. Принципы и этапы реализации педагогической диагностики / М.И. Бекоева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1-1. - С. 1055-1055.
3. Воскрекасенко О.А. Психолого-педагогическая диагностика как направление педагогического сопровождения адаптации обучающихся в вузе / О.А. Воскрекасенко // Фундаментальные исследования. - 2015. - Т. 12. - № 2. - 4 с.
4. Габбазова А.Я. Специальные интеллектуальные способности шахматистов = The special intellectual abilities of the chess players / Габбазова А.Я., Ноздрачев Л.А. // Спортив. психолог. - 2019. -№ 2 (53). - C. 40-43.
5. Гераськин А.А. Психологическая структура деятельности как оптимальный путь построения подготовки спортсменов в игровых видах спорта / А.А. Гераськин и др. // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте. - 2017. - С. 52-55.
6. Дубатовкин В.И. Критерии оценки подготовки шахматиста к партии при помощи теста оперативная память шахматиста / В.И. Дубатовкин // Изд-во ФГБОУ ВО РГАУ-МСХА им. К. А. Тимирязева, 2020. - С. 12-15.
7. Дьяков И.Н. Психология шахматной игры / И.Н. Дьяков, Н.В. Петровский, П.А. Рудик. - М.: Советский спорт, 1926. - 15 с.
8. Кабачкова А.В. «Самочувствие - активность - настроение» студентов-первокурсников при посещении занятий по физическому воспитанию / А.В. Кабачкова // Теория и практика физ. культуры.
- 2015. - № 7. - 29-31 с.
9. Лапин А.Ю. Прогнозирование спортивных результатов на основе психологических особенностей спортсмена / А.Ю. Лапин, И.В. Бабичев, О.И. Жихарева // Вестник спортивной науки. -2016. - № 4. - 3 с.
10. Михайлова И.В. Концептуальная модель психограммы шахматистов с отклонениями в состоянии здоровья / И.В. Михайлова, С.Н. Фомина // Теория и практика физ. культуры. - 2020. - № 1.
- С. 66-68.
11. Михайлова И.В. Цифровая трансформация шахматной спортивной подготовки / И.В. Михайлова, М.А. Петрова, Е.Д. Бакулина // Теория и практика физ. культуры. - 2021. - № 1. - С. 102-104.
12. Подгорная Ю.Н. Психологический профиль личности спортсмена по художественной гимнастике / Ю.Н. Подгорная, В.М. Кар-лышев, О.В. Параскевич // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2016. - № 11. - 7 с.
13. Рысакова О.Г. Изучение и оценка физической подготовленности квалифицированных спортсменов-сноубордистов с нарушением слуха / О.Г. Рысакова, А.С. Махов // Теория и практика физ. культуры. - 2017. - № 5. - С. 25.
14. Тиунова О.В. Психодиагностика в работе спортивного психолога со сборными командами России: содержание, методические и организационные аспекты / О.В. Тиунова // Физическая культура, спорт, наука и практика. - 2017. - № 2. - 6 с.
15. Чернышева Л.Г. Психолого-педагогическое сопровождение студентов вузов, занимающихся спортом / Л.Г. Чернышева, В.П. Чернышев, Е.А. Выгинная // Психологическая культура в современном российском обществе. - 2015. - С. 390.
16. Штерн В. Дифференциальная психология и ее методические основы / В. Штерн. - Пер. с нем. - М.: Наука, 1998. - 335 с.
1.
References
Artishcheva E.K. Pedagogicheskaya diagnostika kak osnova sistemy
korrektsii znaniy [Pedagogical diagnostics as basis of knowledge correction system]. Obrazovatelnyie tehnologii. Moscow, 2015. No. 3. 19 p.
2. Bekoeva M.I. Printsipy i etapy realizatsii pedagogicheskoy diagnostiki [Principles and stages of implementation of pedagogical diagnostics]. Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2015. No. 1-1. pp. 1055-1055.
3. Voskrekasenko O.A. Psikhologo-pedagogicheskaya diagnostika kak napravlenie pedagogicheskogo soprovozhdeniya adaptatsii obu-chayushchikhsya v vuze [Psychological and pedagogical diagnostics as direction of pedagogical support for adaptation of university students]. Fundamentalnye issledovaniya. 2015. V. 12. No. 2. 4 p.
4. Gabbazova A.Ya., Nozdrachev L.A. Spetsialnye intellektualnye spo-sobnosti shahmatistov [The special intellectual abilities of the chess players]. Sportiv. psikholog. 2019. No. 2 (53). pp. 40-43.
5. Geraskin A.A. Psikhologicheskaya struktura deyatelnosti kak optimal-ny put postroeniya podgotovki sportsmenov v igrovykh vidakh sporta [Psychological structure of activity as optimal way of team sports athletes' training design]. Sportivnye igry v fizicheskom vospitanii, rekreatsii i sporte. 2017. pp. 52-55.
6. Dubatovkin V.I. Kriterii otsenki podgotovki shakhmatista k partii pri pomoshchi testa operativnaya pamyat shakhmatista [Chess player's skills rating criteria using player's operative memory test]. Timiryazev RGAU-MSHA publ., 2020. pp. 12-15.
7. Dyakov I.N., Petrovskiy N.V., Rudik P.A. Psikhologiya shakhmatnoy igry [Psychology of chess game]. Moscow: Sovetskiy sport publ., 1926. 15 p.
8. Kabachkova A.V. «Samochuvstvie-aktivnost-nastroenie» studentov-pervokursnikov pri poseschenii zanyatiy po fizicheskomu vospitaniyu [«Wellbeing - activity - mood» of first-year students during physical education classes]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2015. No. 7. 3 p.
9. Lapin A.Y., Babichev I.V., Zhikhareva O.I. Prognozirovanie sportivnykh rezultatov na osnove psikhologicheskikh osobennostey sportsmena [Prediction of athlete' sports results based on psychological characteristics]. Vestnik sportivnoy nauki. 2016. No. 4. 3 p.
10. Mikhaylova I.V., Fomina S.N. Kontseptualnaya model psihogrammy shakhmatistov s otkloneniyami v sostoyanii zdorovya [Conceptual Model of Psychic Profile of Chessplayers with Health Deviations]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2020. No.1. pp. 66-68.
11. Mikhaylova I.V., Petrova M.A., Bakulina E.D. Tsifrovaya transformatsi-ya shahmatnoy sportivnoy podgotovki [Digital transformation of chess training]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2021. No. 1. pp. 102-104.
12. Podgornaya Yu.N., Karlyshev V.M., Paraskevich O.V. Psikhologiches-kiy profil lichnosti sportsmena po hudozhestvennoy gimnastike [Psychological and pedagogical diagnostics as direction of pedagogical support for adaptation of university students]. Uchenye zapiski uni-versiteta im. P.F. Lesgafta. 2016. No. 11. 7 p.
13. Rysakova O.G., Makhov A.S. Izuchenie i otsenka fizicheskoy pod-gotovlennosti kvalifitsirovannykh sportsmenov-snoubordistov s narusheniem slukha [Study and rating of physical fitness of skilled snowboarders with hearing impairment]. Teoriya i praktika fiz. kultury. 2017. No. 5. P. 25.
14. Tiunova O.V. Psikhodiagnostika v rabote sportivnogo psikhologa so sbornymi komandami Rossii: soderzhanie, metodicheskie i organizat-sionnye aspekty [Psychodiagnostics in work of sports psychologist with national teams of Russia: content, methodological and organizational aspects]. Fizicheskaya kultura, sport-nauka i praktika. 2017. No. 2. 6 p.
15. Chernysheva L.G., Chernyshev V.P., Vyginnaya E.A. Psikhologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie studentov vuzov, zanimayuschi-hsya sportom [Psychological and pedagogical support of university students doing sports]. Psikhologicheskaya kultura v sovremennom rossiyskom obshchestve. 2015. P. 390.
16. Stern V. Differentsialnaya psikhologiya i ee metodicheskie osnovy [Differential psychology and its methodological foundations]. Translated from German. Moscow: Nauka publ., 1998. 335 p.
17. Mikhaylova I.V. Pedagogical Concept of Technical and Tactical Training of Persons with Disabilities in Chess Sport. Person. Sport. Medi-cine.2019. Vol. 19, no. 4. pp. 111-116. DOI: 10.14529/hsm190413.