Научная статья на тему 'СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА ГЛАЗАМИ ШАХМАТИСТОВ'

СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА ГЛАЗАМИ ШАХМАТИСТОВ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
137
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
шахматисты / спортивная подготовка / психологическая подготовка / физическая подготовка / шахматные задачи / режим дня / chess players / sports training / psychological training / physical training / chess tasks / daily routine

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Фонарев Дмитрий Владимирович, Артемьев Владислав Михайлович

Проанализировано состояние спортивной подготовки квалифицированных шахматистов по данным социологического исследования. Рассмотрено субъективное мнение в вопросах режима тренировочного дня, физической и психологической подготовки. Выявлены необходимые составляющие оптимальной подготовки шахматистов к соревнованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORT TRAINING THROUGH CHESS PLAYERS’ EYES

The state of sports training of qualified chess players was analyzed according to the data of sociological research. The subjective opinion in matters of the train-ing day regimen, physical and psychological training is considered. The necessary components of the optimal preparation of chess players for competitions are revealed.

Текст научной работы на тему «СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА ГЛАЗАМИ ШАХМАТИСТОВ»

УДК 794.1 DOI:

10.24412/2305-8404-2021-11-99-104

СПОРТИВНАЯ ПОДГОТОВКА ГЛАЗАМИ ШАХМАТИСТОВ

Д.В. Фонарев, В.М. Артемьев

Проанализировано состояние спортивной подготовки квалифицированных

шахматистов по данным социологического исследования. Рассмотрено субъективное

мнение в вопросах режима тренировочного дня, физической и психологической

подго-

товки. Выявлены необходимые составляющие оптимальной подготовки шахматистов

к соревнованиям.

Ключевые слова: шахматисты, спортивная подготовка, психологическая под-

готовка, физическая подготовка, шахматные задачи, режим дня.

SPORT TRAINING THROUGH

CHESS PLAYERS’ EYES

Fonarev D.V., doctor of pedagogical sci-

ences, professor, [email protected], Rus-

sia, Kazan, Volga Region State University of

Physical Culture, Sports and Tourism,

Artemyev V.M., student, [email protected],

Russia, Kazan, Volga Region State University

of Physical Culture, Sports and Tourism

The state of sports training of qualified

chess players was analyzed according to

the data of sociological research. The

subjective opinion in matters of the train-

ing day regimen, physical and psycho-

logical training is considered. The neces-

sary components of the optimal prepara-

tion of chess players for competitions are

revealed.

Key words: chess players, sports training,

psychological training, physical training,

chess tasks, daily routine.

Фонарев Дмитрий Владимирович, д-р пед.

наук, проф., [email protected], Россия, Казань, Поволж-

ский государственный университет физической культуры,

спорта и туризма,

Артемьев Владислав Михайлович, магист-

рант, [email protected], Россия, Казань, Поволжский го-

сударственный университет физической культуры, спорта

и туризма

В наше время для достижения вы-

сокого спортивного результата в шахма-

тах требуется применение разносторон-

ней подготовки [3, 4]. Шахматы стали не

только контактным видом спорта, но и

виртуальным видом соперничества с

компьютерным разумом. В шахматных

спортивных школах преобладает класси-

ческих подход, который подразумевает

решение дидактических шахматных за-

дач без применения компьютерных про-

грамм, онлайн-ресурсов. Современные

гроссмейстеры, участвуя в коммерческих турнирах, отмечают, что для

подготовки им требуется много времени проводить за анализом игровых

действий своих оппонентов, данные которых стали доступны в виртуаль-

ном пространстве [5–7]. Актуальными являются исследования конкуренто-

способности квалифицированных и высококвалифицированных шахмати-

стов и, в частности, выявление наиболее важных компонентов спортивной

подготовки, которые непосредственно определяют спортивную форму и

влияют на конечный спортивный результат.

Немаловажным фактором, побудившим нас к проведению социоло-

гического опроса, во-первых, явилось то обстоятельство, что в последние

годы юные российские шахматисты стали уступать сверстникам из Индии,

занимающимся шахматами как по общему уровню игры, так и по скорости

достижения спортивных званий [1]. Во-вторых, проведенный анализ про-

граммы спортивной подготовки по виду спорта «шахматы» [8] позволил

выявить проблему рациональности распределения бюджета времени на все

компоненты спортивной подготовки.

Цель исследования – проанализировать состояние спортивной под-

готовки квалифицированных шахматистов по данным социологического

исследования.

Методы и организация исследований. Для достижения поставлен-

ной цели применили социологический опрос. В анкетировании приняли

участие 21 шахматист, из которых 4 международных гроссмейстера, 6 ме-

ждународных мастеров и 11 мастеров ФИДЕ.

Результаты исследования и их обсуждение.

Среди респондентов 2 чел. (9,5 %) составили категорию от 18 до 20

лет, 16 чел. (76,2 %) относились к возрастной категории от 20 до 30

лет,

3 чел. (14,3 %) входили в категорию от 30 до 40 лет.

По мнению опрошенных шахматистов, наибольшее значение в

спортивной подготовке имеют психологическая и физическая подготовки.

На рис. 1 представлены ответы шахматистов на вопрос «Что для

Вас является наиболее главным в процессе подготовки».

48 %

Средства ОФП с целью

совершенстования выносливости

52 %

Психологическая подготовка

(самоанализ, анализ личности

соперника, тренировка

устойчивости к стресс-факторам)

Рис. 1. Ответы на вопрос «Что для Вас является наиболее

главным в процессе подготовки»

На рис 1 видно, что превалирует мнение о приоритете психологиче-

ской подготовки. Если рассмотреть однородность мнений представителей

разной квалификации, то заметно выше ценность психологии для между-

народных гроссмейстеров. Физическую подготовку выбрали мастера

ФИДЕ в возрастной категории до 25 лет.

При ответе на вопрос «Сколько часов в день Вы уделяете решению

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

шахматных задач», выяснилось следующее: 6 часов в день никто из опро-

шенных не занимается, 5 часов в день шахматной подготовке уделяют

4 чел. (19,1 %), 4 часа посвящают решению задач 10 чел. (47,6 %), 3

часа

занимаются 7 чел. (33,3 %).

Можно констатировать, что большая часть опрошенных шахмати-

стов занимается шахматами 4 часа в день, причем, чем выше спортивная

квалификация и возраст, тем больше времени спортсмены готовы тратить

на шахматную подготовку. В работе О.А. Артемьевой [3] обнаружили под-

тверждение гипотезы о том, что с ростом спортивной квалификации шах-

матисты больше времени отводят на специальную шахматную подготовку.

Ответы на вопрос «Сколько раз в неделю Вы занимаетесь другими

видами спорта» представлены на рис. 2.

42,9 %

28,6 %

23,8 %

4,8 %

5 раз 4 раза 3 раза

2 раза

Рис. 2. Ответы на вопрос «Сколько раз в неделю Вы занимаетесь

другими видами спорта»

Опрос показал, что 5 раз в неделю занимается физической культу-

рой только 1 чел. (4,8 %), 4 раза – 5 чел. (23,8 %), 3 раза – большая часть

опрошенных, 9 чел. (42,9 %), что говорит об определенной систематично-

сти в занятиях, 6 чел. занимаются другими видами спорта 2 раза и

менее в

недельном цикле (28,6 %).

При ответе на вопрос «Сколько часов в неделю Вы уделяете внима-

ние психологической подготовке» (рис. 3), оказалось, что 10 часов в

не-

делю уделяет психологической подготовке лишь один международный

гроссмейстер (4,8 %), 6 часов – 5 международных гроссмейстеров и масте-

ров ФИДЕ (23,8 %). Большая часть шахматистов выбрала ответ 5 часов в

неделю и менее – 15 чел. (71,4 %). Можно сделать заключение, что не-

большая часть шахматистов уделяет психологической подготовке 6 часов и

более. Это согласуется с данными исследований О.А. Александровой [2].

Пропорциональность распределения компонентов спортивной под-

готовки определялась по ответам на вопрос «В каком процентном соотно-

шении Вы применяете шахматную, физическую и психологическую подго-

товки» (рис. 3).

24 %

14 %

8080%%- ш– ашхамхамтантаняа, я1,01%0 %- ф–ифзиичзеисчкеасяк,ая,

1010%%- –псписхиохлоолгоигчиечсексакяа;я;

606%0 %ша–хшм атхнмааят,н30ая%, 3ф0и%зич–ефскиазяи,ч1е0с%кая,

пс1и0х%оло–гписчиехсоклаяо.гическая;

33 %

606%0 %ша–хшм атхнмааят,н3а0я%, 10 % – физическая,

29 % пс3и0х%оло–гписчиехсоклаяо,ги1ч0е%сфкаияз;ическая

707%0 %ша–хшм атхнмааят,н30ая%, 3ф0и%зич–ефскиазяическая

Рис. 3. Ответы на вопрос «В каком процентном соотношении

Вы применяете шахматную, физическую и психологическую

подготовки»

На рис. 3 видно, что распределение компонентов спортивной под-

готовки «80 % – шахматная, 10 % – физическая, 10 % – психологическая»,

то есть предпочтение отдается шахматной подготовке, характерно для ме-

ждународных гроссмейстеров, данное соотношение указали 3 чел. (14 %).

Соотношение «60 % – шахматная, 30 % – физическая, 10 % – пси-

хологическая» в своей подготовке применяют 29 % шахматистов, из них

больше половины являются мастерами ФИДЕ возрастной категории до 25

лет.

Для 33 % респондентов является приемлемым соотношение «60 % –

шахматная, 10 % – физическая, 30 % – психологическая». Такое соотноше-

ние выбирают в основном международные мастера и гроссмейстеры.

Соотношение «70 % – шахматная, 30 % – физическая» свойственно

для 24 % шахматистов с уровнем квалификации «мастер ФИДЕ».

Для современного шахматиста важен процесс восстановления.

Поэтому респондентам был задан вопрос «Насколько важен для шахмати-

стов режим сна (регулярный, не менее 7 часов)». Установили, что 15 чел.

(71,4 %) соблюдают норму сна, 6 чел. (28,6 %) – не всегда соблюдают

режим и норму сна, большая часть опрошенных (14 чел.) спят 8 часов в

сутки.

На вопрос «Какое значение Вы придаете питанию» получили сле-

дующие ответы: 3 чел. (14,3 %) придают вопросу питания самое серьезное

значение, 18 чел. (85,7%) считают вопрос питания достаточно важным»,

вариант ответа «не придаю этому особого значения» никто не выбрал.

На вопрос «Сколько раз в сутки Вы едите» 5 % шахматистов отве-

тили – менее 3 раз, 66 % – 3 раза, 24 % – 4 раза, 5 % – 5 раз.

Все

шахматисты за 2 часа до соревнований употребляют продукты питания,

содержащие быстрые углеводы.

Таким образом, по данным социологического исследования можно

констатировать, что большинство опрошенных квалифицированных и

высококвалифицированных шахматистов используют различные модели

комплексного подхода в спортивной подготовке. Как правило, чем выше

уровень квалификации, тем выше значимость средств психологической

подготовки, режима сна и питания для спортсменов. Вместе с тем, следует

отметить, чем ниже квалификация шахматистов, тем больше они уделяют

внимания физическим кондициям при неблагоприятных режимах сна и

питания. На наш взгляд, данное обстоятельство возможно и сказывается на

времени становления спортивного мастерства и выполнения норматива

международного гроссмейстера. Для успешных и стабильных результатов

необходима комплексная и системная спортивная подготовка шахмати-

стов.

Список литературы

1. Азарян Д.А. Физическая подготовка шахматистов в ДЮСШ

им. А.Е. Карпова // Альманах мировой науки. 2015. № 1. С. 16–17.

2. Александрова О.А., Филинберг И.Н. Психологическая подго-

товка шахматиста к соревнованиям // Экономика и управление в совре-

менных условиях: сб. трудов науч.-практ. конф. Красноярск, 2017. С. 3–5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Артемьева О.А. Изучение мнения тренеров о процессе обучения

юных шахматистов // Актуальные проблемы теории и практики физиче-

ской культуры, спорта и туризма: сб. материалов VII Всерос. науч.-практ.

конф. молод. ученых, аспирантов, магистрантов и студентов с междунар.

участ.: в 3 т. Казань: Изд-во ПГАФКСиТ, 2019. С. 334–336.

4. Вершинин М.А. Формирование логического мышления шахмати-

стов на разных этапах спортивного совершенствования // Физическая

культура: воспитание, образование, тренировка. 2006. № 1. С. 30–34.

5. Вишневский А.Н. Информационные технологии и шахматы //

Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права. 2014.

№ 1. С. 50–57.

6. Захаров В.Б., Мальковский М.Г., Мостяев А.И. Успехи шахмат-

ной информатики и возможность полного решения задачи игры в шахматы

// Евразийский союз ученых. 2016. №1–3 (22). С. 124–126.

7. Игровой искусственный интеллект / Н.В. Кушнир [и др.] // Науч-

ные труды Кубанского государственного технологического университета.

2016. № 2. С. 149–158.

8. Муравьев К.И. Программа спортивной подготовки по виду

спорта «шахматы». Казань: ЦСДЮШШОР им. Р.Г. Нежметдинова, 2015.

50 с.

References

1. Azaryan D.A. Fizicheskaya podgotovka shahmatistov v DYuSSh im. A.E.

Kar-

pova [Physical training of chess players in the Children's and Youth Sports

School named af-

ter A.E. Karpova] // Al'manah mirovoj nauki [Almanac of World

Science]. 2015. No. 1.

P. 16–17.

2. Aleksandrova O.A., Filinberg I.N. Psihologicheskaya podgotovka

shahmatista k

sorevnovaniyam [Psychological preparation of a chess player for competitions]

// Economics

and management in modern conditions: collection of articles. works of

scientific and prac-

tical. conf. Krasnoyarsk, 2017. P. 3–5

3. Artem'eva O.A. Izuchenie mneniya trenerov o processe obucheniya yunyh

shah-

matistov [Studying the opinion of coaches on the process of teaching young

chess players] //

Actual problems of theory and practice of physical culture, sport and tourism:

collection of

articles. materials VII All-Russia. scientific-practical conf. young.

scientists, graduate stu-

dents, undergraduates and students from the international Participation: in 3

volumes. Kazan:

Publishing house of PGAFKSiT, 2019. P. 334–336.

4. Vershinin M.A. Formirovanie logicheskogo myshleniya shahmatistov na

raznyh

etapah sportivnogo sovershenstvovaniya [Formation of logical thinking of

chess players at

different stages of sports improvement] // Fizicheskaya kul'tura: vospitanie,

obrazovanie, tre-

nirovka [Physical culture: upbringing, education, training]. 2006. No. 1. P.

30–34.

5. Vishnevskij A.N. Informacionnye tekhnologii i shahmaty [Information

technology

and chess] // Vestnik Habarovskoj gosudarstvennoj akademii ekonomiki i prava

[Bulletin of

the Khabarovsk State Academy of Economics and Law]. 2014. No. 1. P. 50–57.

6. Zaharov V.B., Mal'kovskij M.G., Mostyaev A.I. Uspekhi shahmatnoj informatiki

i

vozmozhnost' polnogo resheniya zadachi igry v shahmaty [Successes of chess

informatics and

the possibility of a complete solution to the problem of playing chess]

// Evrazijskij soyuz

uchenyh [Eurasian Union of Scientists]. 2016. No. 1–3 (22). P. 124–126.

7. Igrovoj iskusstvennyj intellect [Game artificial intelligence] / N.V.

Kushnir [et al.]

// Nauchnye trudy Kubanskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta

[Scientific

works of the Kuban State Technological University]. 2016. No. 2. P. 149–158.

8. Murav'ev K.I. Programma sportivnoj podgotovki po vidu sporta

«shahmaty»

[Sports training program for the sport "chess"]. Kazan: TsSDYUSHSHOR

named after

R.G. Nezhmetdinova, 2015. 50 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.