ТРЕНЕР
болистов, определяется изменением величины максимальных усилий отводящих и приводящих мышц, а также временем достижения максимального усилия.
Литература
1. Губа В.П. Подготовка футболистов в ведущих клубах Европы: монография / В. Губа, А. Стула, К. Кромке. - М.: Спорт, 2017. - 269 с.
2. Губа В.П. Футбол: учебник / В.П. Губа, А.В. Лексаков. - М.: Спорт, 2018. - 660 с.
3. Нифонтов М.Ю. Особенности комплексного отбора в футболе на основе диагностики психологических качеств / М.Ю. Нифонтов // Культура физическая и здоровье. - Воронеж, 2018. - № 2 (66). -С. 147-149.
4. Привалов А.В. Повышение технической подготовленности футболистов на основе коррекции силовых возможностей отдельных мышечных групп /А.В. Привалов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 2 (144). - С. 196-201.
5. Привалов А.В. Динамика показателей уровня развития силовых возможностей в процессе технической подготовки футболистов / А.В. Привалов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 3 (157). - С. 254-257.
References
1. Guba V.P., Stula A., Kromke K. Podgotovka futbolistov v vedushchikh klubakh Evropy [Training of football players in leading clubs of Europe]. M.: Sport publ., 2017. 269 p.
2. Guba V.P., LeksakovA.V. Futbol [Football]. Textbook. M.: Sport publ., 2018. 660 p.
3. Nifontov M.Yu. Osobennosti kompleksnogo otbora v futbole na osnove diagnostiki psikhologicheskikh kachestv [Features of comprehensive selection in football based on diagnostics of psychological qualities]. Kultura fizicheskaya i zdorovye. Voronezh, 2018. No. 2 (66). pp. 147149.
4. Privalov A.V. Povyishenie tekhnicheskoy podgotovlennosti futbolistov na osnove korrektsii silovykh vozmozhnostey otdelnykh myshechnykh grupp [Actions to improve technical fitness of footballers based on correction of strength abilities in individual muscle groups]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2017. No. 2 (144). pp. 196-201.
5. Privalov A.V. Dinamika pokazateley urovnya razvitiya silovykh vozmozhnostey v protsesse tekhnicheskoy podgotovki futbolistov [Dynamics of strength abilities indicators in technical training process of footballers]. Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2018. No. 3 (157). pp. 254-257.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОПТИМАЛЬНОСТИ ПОСАДКИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ТЕХНИКИ ПЕДАЛИРОВАНИЯ В ВЕЛОСИПЕДНОМ СПОРТЕ
Кандидат педагогических наук, профессор А.А. Захаров1 Доктор биологических наук, профессор Е.Ю. Федорова2 А.Ю. Казаков2
1Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК), Москва
2Московский городской педагогический университет, Москва
УДК/UDC 796.61
Ключевые слова: техника педалирования, посадка велосипедиста, велоэргометрия, мощность анаэробного порога.
Введение. Посадка - это поза гонщика, в которой выполняется основное рабочее действие, приводящее велосипед в движение - педалирование. От параметров посадки и эффективности техники педалирования во многом зависит результат выступления на соревнованиях по велосипедному спорту трек и шоссе [1]. Таким образом, определение количественных критериев оптимальности посадки и эффективности техники педалирования является весьма актуальной проблемой для теории и практики велосипедного спорта.
Цель исследования - определить количественные критерии оптимальности посадки и эффективности техники педалирования велосипедистов.
Методика и организация исследования. В работе приняло участие 30 велосипедистов-любителей в возрасте 30-40 лет. На первом этапе исследования испытуемые выполняли педалирование с постоянным каденсом 120 об/мин на мощности анаэробного порога 4,2 Вт/кг. При этом оценивалась эффективность создания крутящего момента на оси каретки велосипеда путем регистрации сил, создаваемых левой и правой ногой. На втором этапе исследования проведен сравнительный анализ мощности анаэробного порога при педалировании в посадке с различным передне-задним положением седла, при котором отвес колена равен +5 см ± 1 см. Под отвесом колена подразумевается расстояние между перпендикуляром, опущенным от передней части колена спортсмена, и шипами велотуфлей в положение шатунов 90°[2]. Также было проведено два велоэргометрических нагрузочных теста с регистрацией газоаналитических показателей и расчетом анаэробного порога с интервалом в одну неделю. В первом тесте испытуемые педалировали в своей исходной посадке, во втором - в посадке с отвесом колена, равным 0 см.
OPTIMAL SITTING AND PEDALING PERFORMANCE RATING CRITERIA IN CYCLING
PhD, Professor A.A. Zakharov1 Dr. Biol., Professor E.Yu. Fedorova2 A.Yu. Kazakov2
1Russian State University of Physical Education, Sport, Youth and Tourism (SCOLIPE), Moscow 2Moscow City University, Moscow
Поступила в редакцию 20.06.2020 г.
Результаты исследования и их обсуждение. B ходе первого этапа исследования было установлено наличие отрицательных значений крутящего момента при педалировании, то есть в то время как одна нога нажимает на педаль, другая при отсутствии подтягивания своей массой, под воздействием силы тяжести давит на педаль в противоположном направлении и тем самым создает отрицательные значения крутящего момента. Таким образом, при нажиме на педаль приходится преодолевать за счет создания большего усилия в передней зоне окружности педалирования не только внешнее сопротивление, но и отрицательные значения крутящего момента, создаваемые самим велосипедистом в результате низкой эффективности техники, т.е. отсутствия подтягивания педали в задней зоне окружности педалирования. Следовательно, модуль и направление момента сил являются одними из основных показателей, характеризующих эффективность техники педалирования в велосипедном спорте и триатлоне.
B результате второго этапа исследования было установлено достоверное увеличение (при p<0,05) на 0,3 Бт/кг мощности анаэробного порога при установке седла в передне-заднем положении, при котором отвес колена равен 0 см.
Выводы. Mодуль и вектор сил, проявляемых для создания крутящего момента на оси каретки, являются количественными критериями, характеризующими эффективность техники педалирования в велосипедном спорте. Для оценки оптимальности посадки может применяться показатель - отвес колена, отражающий передне-заднее положение седла на велосипеде.
Литература
1. Седов A.B. Aнализ и совершенствование техники педалирования велосипедиста-шоссейника: автореф. ... дис. канд. пед. наук / A.B. Седов. - M.: ГЦОЛИФК, 1967. - 29 с.
2. Pruitt, A. Andy Pruitt's Complete Medical Guide for Cyclists / Pruitt, A., Matheny, F. 2006, 224 p.
Информация для связи с автором: [email protected]
78
http://www.teoriya.ru