Научная статья на тему 'Критерии оценки категорий сложности тренировочных и соревновательных трасс в скалолазании'

Критерии оценки категорий сложности тренировочных и соревновательных трасс в скалолазании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
807
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКАЛОЛАЗАНИЕ / СКАЛОДРОМ / СКАЛОЛАЗНЫЕ ТРАССЫ / КАТЕГОРИИ СЛОЖНОСТИ / CLIMBING / CLIMBING WALL / CLIMBING ROUTES / DIFFICULTY CATEGORIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шувалов Антон Валериевич, Маркелов Виктор Викторович, Баранова Татьяна Ивановна, Хуббиев Шайкат Закирович

Статья посвящена проблеме категорирования скалолазных трасс по уровням сложности. В связи с отсутствием в скалолазании трасс стандартной конфигурации (за исключением соревновательной трассы для дисциплины «Скорость эталонная») обсуждается невозможность разработки четкого определения для трасс различной сложности с конкретным описанием. На основе физической, технической и тактической сложности, требований подготовки спортсменов-скалолазов и соревновательного уровня разработаны критерии, на основании которых возможно отнести скалолазные трассы к определенной категории сложности. Выделены пять категорий сложности, которые соотнесены с международной системой категорирования скалолазных трасс. Критерии сложности скалолазных трасс позволят стандартизировать процесс подготовки трасс в учебно-тренировочном процессе, при организации соревнований по скалолазанию различного уровня, при разработке тренировочных планов для подготовки спортсменов-скалолазов.The article is devoted to the problem of categorizing the climbing routes by difficulty levels. The purpose of the study: development the criteria for categorizing climbing routes. The object of the study: climbing routes. The task of the study: the development of criteria that provide clear guidelines for categorizing climbing routes each level of complexity. Criteria developed based on the physical, technical and tactical complexity, training requirements to climbing athletes and the competitive level. Based on the criteria, it is possible to assign climbing routes to the certain category of difficulty. Five climbing difficulty categories developed and correlated with the international scale of difficulty in climbing. The criteria of difficulty climbing routes allow standardizing the process of preparing routes in the training process, organizing climbing competitions at various levels and developing training plans for the preparation of climbers.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Критерии оценки категорий сложности тренировочных и соревновательных трасс в скалолазании»

УДК 796.526

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАТЕГОРИЙ СЛОЖНОСТИ ТРЕНИРОВОЧНЫХ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНЫХ ТРАСС В СКАЛОЛАЗАНИИ

Антон Валериевич Шувалов, руководитель клубного формирования «Скалолазание», Виктор Викторович Маркелов, кандидат технических наук, руководитель клубного формирования, руководитель, Подростково-молодежный центр "Калининский", Санкт-Петербург; Татьяна Ивановна Баранова, доктор биологических наук, Шайкат Закиро-вич Хуббиев, доктор педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет

Аннотация

Статья посвящена проблеме категорирования скалолазных трасс по уровням сложности. В связи с отсутствием в скалолазании трасс стандартной конфигурации (за исключением соревновательной трассы для дисциплины «Скорость эталонная») обсуждается невозможность разработки четкого определения для трасс различной сложности с конкретным описанием. На основе физической, технической и тактической сложности, требований подготовки спортсменов-скалолазов и соревновательного уровня разработаны критерии, на основании которых возможно отнести скалолаз-ные трассы к определенной категории сложности. Выделены пять категорий сложности, которые соотнесены с международной системой категорирования скалолазных трасс. Критерии сложности скалолазных трасс позволят стандартизировать процесс подготовки трасс в учебно-тренировочном процессе, при организации соревнований по скалолазанию различного уровня, при разработке тренировочных планов для подготовки спортсменов-скалолазов.

Ключевые слова: скалолазание, скалодром, скалолазные трассы, категории сложности.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.4.p517-522

CRITERIA FOR EVALUATING THE DIFFICULTY CATEGORIES OF TRAINING AND COMPETITION ROUTES IN ROCK CLIMBING

Anton Valerievich Shuvalov, head of the Rock Climbing club formation, Viktor Viktorovich Markelov, the candidate of technical sciences, head of the club formation, Kalininsky Teenage and Youth Center, St. Petersburg; Tatyana Ivanovna Baranova, the doctor of biological sciences, Shaikat Zakirovich Hubbiev, the doctor of pedagogical sciences, professor St. Petersburg State University

Abstract

The article is devoted to the problem of categorizing the climbing routes by difficulty levels. The purpose of the study: development the criteria for categorizing climbing routes. The object of the study: climbing routes. The task of the study: the development of criteria that provide clear guidelines for categorizing climbing routes each level of complexity. Criteria developed based on the physical, technical and tactical complexity, training requirements to climbing athletes and the competitive level. Based on the criteria, it is possible to assign climbing routes to the certain category of difficulty. Five climbing difficulty categories developed and correlated with the international scale of difficulty in climbing. The criteria of difficulty climbing routes allow standardizing the process of preparing routes in the training process, organizing climbing competitions at various levels and developing training plans for the preparation of climbers.

Keywords: climbing, climbing wall, climbing routes, difficulty categories.

ВВЕДЕНИЕ

Скалолазание это современный, популярный вид спорта, предоставляющий возможности как для полноценного физического развития, так и для активного отдыха. Включение скалолазания в олимпийскую программу [2], не только повышает интерес к нему, но и увеличивает потребность в проведении научных исследований с целью определения методических основ, закладываемых в тренировочный процесс скалолазов.

В настоящее время подавляющее большинство тренировок и соревнований по скалолазанию проходят круглогодично на искусственном рельефе в спортивных залах (ска-лодромах). Сам рельеф представляет собой, как правило, фанерную конструкцию, собранную на металлическом каркасе самой разной конфигурации. Рельеф может образовывать стены различного наклона, колонны, обшитые фанерой потолки, углы внутренние и внешние и т.п. Высота рельефа тоже может различаться. Для скалодрома подходят как невысокие залы (3-4 м), в которых проводятся тренировки соревнования для дисциплины «Боулдеринг» (сложное лазание на короткие дистанции) и достигать высоты 10 и более метров, подходящие для дисциплин «Трудность» (лазание по протяженной трассе) и «Скорость» (лазание на время). Сам рельеф имеет отверстия на расстоянии 15-20 см. друг от друга, в которые накручиваются болтами зацепы - разнообразные по форме и размеру искусственные фигуры. Зацепы могут также привинчиваться самореза-ми непосредственно на фанеру. Периодически сотрудники скалодрома меняют расположение зацепов. Таким образом, из различных по форме и расположению друг относительно друга зацепов, создаются т.н. трассы (маршруты) - последовательность перехватов на конкретном рельефе.

В процессе тренировок возникает постоянная необходимость создания новых трасс путем установки новых зацепов и/или выбора новой последовательности перехватов из установленных ранее. В спортивной секции на одной тренировке скалолазов, даже в группах одинаковых по возрасту, спортсмены демонстрируют различный уровень лазания. Это обуславливает потребность подбора трасс различных по трудности для спортсменов, имеющих разный уровень физической и технической подготовленности. Кроме того, на соревнованиях различного ранга, также всегда готовятся новые трассы (исключением из этого правила является дисциплина «Скорость эталонная», на которой трасса стандартизирована). Имеются исследования, посвященные описанию различных систем категорирования скалолазных трасс и соотнесения их друг с другом. Несмотря на то, что Федерация Скалолазания России организует курсы для постановщиков трасс [1], а также указывает в правилах соревнований о необходимости привлечения специального судьи -постановщика трасс [3], нигде в открытых источниках нами не было обнаружено указаний по категорированию сложности трасс на основе параметров технической, тактической и физической сложности.

В настоящее время на соревнованиях разного уровня сложность трасс определяется по международной системе, в которой сложность скалолазных трасс возрастает от 5 до 9. Внутри числовых рангов также присваиваются буквенные индексы: а, Ь и с - от простого к сложному. Так трасса уровня 6с, сложнее чем 6а и 6Ь. Для более точной характеристики сложности могут присваиваться символы «+» и «-» (например, трасса 6а+ более сложная чем 6а), символ «/» указывает на трассу, находящуюся на стыке двух трасс (например, трасса 6а+/6Ь более сложная чем 6а+). Трассы в дисциплине «Боулдеринг» помечаются цифрой и заглавной буквой (например, 6А). При категорировании трасс в дисциплине «Боулдеринг» трассы на одну категорию менее сложные, чем аналогичные трассы в дисциплине «Трудность» (например, 6Ь в трудности равняется 6А в боулдерин-ге) [5].

Несмотря на возможности международной системы для различения трудности трасс, задача по присвоению категории остается очень условной. Как правило решение об уровне трассы остается за тренером, спортсменом, сумевшим преодолеть трассу или судьей постановщиком. Таким образом основа категорирования трассы - экспертное оценивание на основе опыта постановщика, оценщика или группы оценщиков. Такое положение дел обусловлено самой природой скалолазания - спорта, в котором имеется взаимодействие спортсмена с внешней средой. Внешняя среда - трасса - в данном случае постоянно меняется, на каждой тренировке или соревновании (исключение дисциплина «Скорость эталонная»). Спортсмену приходится применять различные технические при-

емы, продумывать новые тактические схемы и проявлять разные двигательные способности. Несмотря на имеющиеся естественные сложности, присущие скалолазанию, задача по категорированию трасс остается актуальной. Разработка необходимых критериев для присвоения уровня сложности трассы позволит решить проблемы контроля уровня физической подготовленности спортсменов, создать условия для подготовки трасс на тренировки и соревнования различного уровня, заложить планируемые показатели физической готовности в методические планы и программы в зависимости от уровня подготовки спортсменов, создать условия для измерений различных показателей при проведении научных исследований.

ЦЕЛЬ, ЗАДАЧА, МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В связи с тем, что скалолазание вид спорта, в котором, по естественным причинам, нет возможности разработать четкие определения для различения трасс по категориям сложности, возможно разработать критерии, описывающие сложность трасс каждой категории. В основу критериев следует заложить различия в уровне сложности зацепов и расстояния между ними, формы рельефа трассы, сложность применяемых технических приемов, сложность тактических схем, уровень подготовки спортсменов.

Гипотеза исследования: Скалолазные трассы можно разделить на категории: очень простые, простые, сложные, очень сложные и экстремально сложные. Каждая категория объединяет между собой трассы с различной формой и конфигурацией зацепов, а также расстоянию между ними, выполненными на различном рельефе, но сходных по сложности. Скалолаз способен преодолеть трассы категории трудности, которые соответствуют его уровню физической подготовленности. Категории трасс могут быть соотнесены с международной системой категорирования трасс.

Цель исследования: разработка критериев для категорирования скалолазных трасс.

Объект исследования: скалолазные трассы.

Предмет исследования: относительные различия трасс по уровню сложности.

Задача исследования: разработка критериев, дающих четкие ориентиры для кате-горирования трасс каждого уровня сложности.

Методы исследования: наблюдение, экспертное оценивание. Категории сложности трасс определялись в процессе тренерской работы со спортсменами скалолазами при подготовке их к соревнованиям различного уровня и во время самих соревнований. Уро -вень сложности присваивался трассам в соответствии с возможностью их преодоления в зависимости от уровня специальной физической подготовленности и спортивного стажа спортсменов.

Организация исследования: Исследование проводилось в секции скалолазания на базе ПМК «Спасатель», СПб ГБУ ПМЦ «Калининский», г. Санкт-Петербург.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В результате проведенного исследования нами были разработаны критерии сложности скалолазных трасс и соотнесены с международной системой категорирования. В основу категорирования уровней сложности трасс нами были заложены принцип последовательного усложнения физических, технических, тактических и психологических требований, предъявляемых к спортсмену-скалолазу для их прохождения.

Простые трассы (5а-5с):

- доступны для прохождения лицами с хорошим уровнем физического развития, без специальной скалолазной подготовки;

- не требуют технических навыков и выполнения специальных скалолазных приемов;

- уклон трассы вертикальный или положительный;

- зацепки на трассах крупные, удобны для удержания и постановки ног;

- не требуют идеомоторной подготовки (мысленного прохождения) и тактического изучения;

- расстояния между зацепами различные, но позволяют дотягиваться до них без применения специальных технических приемов;

- являются основными для тренировки на этапе начальной подготовки, детских групп и для специализирующихся в скорости.

Средние трассы (6а-6с):

- являются основными на соревнованиях районного уровня;

- требуют специальной физической подготовки. Прохождение трассы уровня 6а лицам, не имеющим специальной скалолазной подготовки, доступно в редких случаях;

- прохождение трасс становится возможным после 1-2 месяцев специальной ска-лолазной подготовки;

- требуют владения основными техническими приемами в скалолазании (скрутка, разворот, лягушка, циркуль, распор) [4];

- требуют умения применять основные скалолазные хваты (горизонтальный, нижний, вертикальный, плечевой, обратный, закрытый, открытый) [4];

- требуют умения пользоваться тактическими приемами, идеомоторной подготовки;

- являются основными для тренировочного процесса на этапах спортивного совершенствования;

- могут включать несколько (от одного до трех) сложных зацепов типа «Мизер», «Щипок», или «Пассив» [4];

- могут располагаться на рельефе с вертикальным и отрицательным уклоном. Вертикальный рельеф и потолок предполагает наличие крупных и средних зацепов, удобных для удержания;

- расстояние между зацепами различные и позволяет дотягиваться до них при выполнении основных технических приемов, не требует динамических приемов типа «Прыжок».

Сложные трассы (7а-7с):

- являются основными на соревнованиях городского и областного уровня;

- для прохождения требуют длительной специальной скалолазной подготовки (не менее 2-х лет);

- требуют уверенного владения всеми техническими приемами;

- прохождение с первой попытки возможно в редких случаях и только очень хорошо подготовленными скалолазами. Как правило трасса преодолевается после нескольких попыток, хорошо подготовленными скалолазами.

- требует тщательной тактической подготовки с планированием всех элементов захватов, постановок, разворотов корпуса, положения рук и ног, применяемых технических приемов во время прохождения каждой зацепки на трассе;

- имеет обилие зацепов сложной формы, трудные для удержания руками и постановки ног;

- расстояние между зацепами может быть значительным (требует выполнения прыжка), или длительного удержания равновесия и плавного движения, или крайне небольшим, вынуждающим скалолаза удерживаться в напряженной «сжатой» позе;

- может располагаться на рельефе с вертикальным или отрицательным уклоном;

- требуют хорошего психологического настроя;

- являются основными на этапах спортивного совершенствования и мастерства.

Очень сложные трассы (8а-8с):

- являются основными на соревнованиях республиканского и всероссийского уровня;

- трассы возможны для прохождения лучшими скалолазами после длительных периодов подготовки;

- зачастую необходим длительный период подготовки к прохождению трассы с особой конфигурацией рельефа и расположением зацепок;

- требуют совершенства во владении всеми техническими приемами;

- расстояние между зацепами может быть значительным (требует выполнения прыжка), или длительного удержания равновесия и плавного движения, или крайне небольшим, вынуждающим скалолаза удерживаться в напряженной «сжатой» позе;

- требует тщательной тактической подготовки с планированием всех элементов захватов, постановок, разворотов корпуса, положения рук и ног, применяемых технических приемов во время прохождения каждой зацепки на трассе. При подготовке к прохождению трасс составляется спортивная программа и спортивный тренировочный план, включающие в себя описание тренировочных циклов и имеющие целью выведение специальной подготовленности скалолаза к уровню спортивной формы на период соревнований;

- все зацепы на трассах являются очень сложными для удержания руками и постановки ног;

- расстояние между зацепами может быть значительным (требует выполнения прыжка), или длительного удержания равновесия и плавного движения, или крайне небольшим, вынуждающим скалолаза удерживаться в напряженной «сжатой» позе;

- рельеф трассы вертикальный и/или отрицательный;

- требуют специальной психологической и ментальной подготовки;

- являются основными для этапа спортивного мастерства;

Экстремально сложные трассы (9а-9б):

- являются основными на международном уровне;

- трассы доступны к прохождению только скалолазами элитного уровня;

- спортсмены готовятся к трассам с особой конфигурацией рельефа и расположением зацепок длительное время;

- требуют тщательной долговременной подготовки технических приемов, выполняемых при каждом движении во время преодоления трассы;

- тактическая подготовка включает разработку тренировочного плана, имеющим целью прохождение трассы и рассчитанным на длительный период;

- все зацепы на трассах являются крайне сложными для удержания руками и постановки ног;

- рельеф преимущественно отрицательный;

- расстояние между зацепами может быть значительным (требует выполнения прыжка), или длительного удержания равновесия и плавного движения, или крайне небольшим, вынуждающим скалолаза удерживаться в напряженной «сжатой» позе;

- требуют полной психологической и ментальной готовности;

- прохождение трасс экстремального уровня сложности считается вершиной спортивного мастерства скалолаза.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проведенного исследования предложены критерии, позволяющие разделить скалолазные трассы на разные категории сложности. В основу критериев сложности скалолазных трасс заложен принцип последовательного усложнения требований, предъявляемых к скалолазу при прохождении трасс. Внутри одной категории сложности назначаются подуровни (обозначаемые литерами «а», «Ь», «с», символами «+», «-» и «/») позволяющими различить относительную сложность трасс, принадлежащих к одной категории. Обозначение подуровней внутри одной категории осуществляется условно, по

сравнительному принципу, основываясь на относительной сложности трасс. Критерии сложности могут применяться для установления категории сложности для трасс на естественном (скалы) и на искусственном (скалодром) рельефе. Предложенные категории соотнесены с международной системой категорирования трасс.

Настоящее исследование позволяет установить стандарты для категорирования трасс в тренировочном процессе и при организации соревнований, что позволит решить вопросы, связанные с планированием и организацией учебно-тренировочного процесса, определением уровня подготовленности спортсменов-скалолазов, организации соревнований по скалолазанию различного уровня.

ЛИТЕРАТУРА

1. Решетов, А. Курсы подготовщиков - за российским и международным опытом / Андрей Решетов ; Федерация скалолазания России. - Москва, 2019. - URL : http://c-f-r.ru/press/news/7016/ (дата обращения: 05.03.2020).

2. Решетов, А. МОК поддержал включение скалолазания в программу Олимпийских игр 2024 года / Андрей Решетов ; Федерация скалолазания России. - Москва, 2019. - URL : http://c-f-r.ru/press/news/6936/ (дата обращения: 20.02.2020).

3. Правила вида спорта "Скалолазание" : приказ Министерства спорта РФ от 12 апреля 2018 г. № 342 // Гарант : [сайт]. - URL : https://base.garant.ru/71925620/ (дата обращения: 01.01.2020).

4. Шувалов, А.В. Спортограмма соревновательной деятельности скалолазов детского и юношеского возраста / А.В. Шувалов, Т.И. Баранова, Ш.З. Хуббиев // Материалы Всероссийской научно-практической конференции по скалолазанию. - Москва, 2019. - С. 39-46.

5. Horst, Е.1 Training for Climbing: The Definitive Guide to Improving Your Performance / E.J. Horst. - 3rd ed. - Guilford : Falcon Guides, 2016. - 352 p.

REFERENCES

1. Reshetov, Andrey (2019), "Training courses for Russian and international experience", Climbing Federation of Russia, Moscow, available at: http://c-f-r.ru/press/news/7016/.

2. Reshetov, Andrey (2019), "The IOC supported the inclusion of rock climbing in the 2024 Olympic Games program", Climbing Federation of Russia, Moscow, available at: http://c-f-r.ru/press/news/6936/.

3. Ministry of sports of the Russian Federation (2018), The rules of the sport "Rock climbing": approved by order of dated April 12, 2018 No. 342, available at: https://base.garant.ru/71925620/.

4. Shuvalov, A.V., Baranova, T.I. and Khubbiev, Sh.Z. (2019), "Sportogram of competitive activity of childhood and youth climbers", Russian Scientific and Practical Conference on Climbing, Moscow, November 26-27, рр. 39-46.

5. Horst, ЕЛ. (2016), Training for Climbing: The Definitive Guide to Improving Your Performance, Falcon Guides, Guilford, UK.

Контактная информация: parbaty@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 06.04.2020

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 796.011.3

ОРГАНИЗАЦИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СВЯЗЕЙ В ВУЗЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» В УСЛОВИЯХ РЕЖИМА СОЦИАЛЬНОЙ

САМОИЗОЛЯЦИИ

Ирина Сергеевна Щадилова, кандидат педагогических наук, доцент, Российский университет транспорта, Москва

Аннотация

В статье рассматривается вопрос экстренной перестройки традиционных коммуникативных связей в учебно-образовательном процессе вуза для эффективной организации работы по дисци-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.