Научная статья на тему 'Сравнительный анализ максимальной силы хватов с уровнем спортивной квалификации скалолазов 11-13 лет'

Сравнительный анализ максимальной силы хватов с уровнем спортивной квалификации скалолазов 11-13 лет Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
221
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНОЕ СКАЛОЛАЗАНИЕ / ВЕДУЩИЕ ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / ХВАТЫ / SPORT CLIMBING / LEADING PHYSICAL QUALITIES / GRASPS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мелихова Татьяна Михайловна, Аюпов Роман Альбертович

В статье приведен сравнительный анализ показателей жима пальцами, использующийся в спортивном скалолазании, с уровнем спортивных разрядов скалолазов 11-13 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мелихова Татьяна Михайловна, Аюпов Роман Альбертович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPARATIVE ANALYSIS OF THE MAXIMUM GRIP STRENGTH WITH THE LEVEL OF SPORTS QUALIFICATION OF CLIMBERS 11-13 YEARS

The article compares the various grips used in sport climbing with the level of sports ranks of rock climbers 11-13 years old.

Текст научной работы на тему «Сравнительный анализ максимальной силы хватов с уровнем спортивной квалификации скалолазов 11-13 лет»

4. Поляков К. Ю. Информатика. 9 класс: учебник / К.Ю. Поляков, Е.А. Еремин - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

5. Щедровицкий Г.П. Организационно-деятельностная игра как новая форма организации коллективной мыследеятельности. В сб: Методы исследования, диагностики и развития международных трудовых коллективов. М., МНИИПУ, 1983. — 144 с.

6. Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 1988. -208с.

Педагогика

УДК 796.526

кандидат педагогических наук, доцент Мелихова Татьяна Михайловна

Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск); аспирант Аюпов Роман Альбертович

Уральский государственный университет физической культуры (г. Челябинск)

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МАКСИМАЛЬНОЙ СИЛЫ ХВАТОВ С УРОВНЕМ СПОРТИВНОЙ

КВАЛИФИКАЦИИ СКАЛОЛАЗОВ 11-13 ЛЕТ

Аннотация. В статье приведен сравнительный анализ показателей жима пальцами, использующийся в спортивном скалолазании, с уровнем спортивных разрядов скалолазов 11-13 лет.

Ключевые слова: спортивное скалолазание, ведущие физические качества, хваты.

Annotation. The article compares the various grips used in sport climbing with the level of sports ranks of rock climbers 11-13 years old.

Keywords: sport climbing, leading physical qualities, grasps.

Введение. Обучение скалолазанию - это длительный и сложный процесс, цель которого состоит в планомерном совершенствовании основных физических качеств: выносливости, скорости, силы, гибкости, координации, быстроты реакции и др. Одновременного развития требуют и качества, присущие непосредственно скалолазанию - это умение ориентироваться на маршруте, запоминать сам маршрут и характер зацепок, умение проходить его самым рациональным способом.

Движения спортсменов на сложном рельефе являются трудными не только в связи с особенностями мышечной деятельности, но и из-за ограничивающих рамок правил соревнований [5]. К трудностям в лазании можно отнести - необходимость удерживать вес тела на неудобных, заглаженных или очень мелких точках опоры, увеличивающийся опрокидывающий момент при крутизне рельефа более 90° (отрицательный рельеф), необходимость сравнительно долго находиться в фиксированном положении во время организации страховки (вщелкивание веревки в карабины) при лазании на трудность. Все это выполнимо при оптимальном распределении усилий во время движения, рациональной траектории движения центра тяжести тела и согласованной работе частей тела [3].

Кроме того, движение по нависающему рельефу, а также по опорам (зацепкам) с малой площадью вовлекает в сократительный акт большое число мышечных единиц спортсмена. Мощные сокращения мышц стимулируют анаболические процессы в них, а развивающаяся вследствие этого гипертрофия скелетной мускулатуры есть форма биологической приспособляемости организма скалолазов [1, 2, 3]. Она обусловливает возможность более легкого и быстрого осуществления двигательного акта, ибо только гипертрофированная, сильная мышца способна противодействовать значительному воздействию силы тяжести.

Исходя из вышесказанного, необходимо рассматривать зацепки (опоры для рук и ног) как спортивный снаряд, на котором выполняется упражнение. На комплексе зацепок (на трассе) в этом случае выполняется серия упражнений. Какие именно следует делать движения, решает сам спортсмен, но сила тяжести, площадь опоры, коэффициент трения и величина опрокидывающего момента - заданные параметры трассы.

На искусственных стенах зацепки видно сразу, вариантов прохождения, чаще всего, немного (один-два, редко три-четыре) и главная сложность лазания состоит не в поиске технического решения, а в трудности его реализации, то есть сложность в использовании зацепок для движения.

Протяженность участков обычно составляет 25-60 перехватов. При завершении очередного участка возможен непродолжительный отдых, длящийся, как правило, несколько минут. Интенсивность работы при прохождении маршрута изменяется в широких пределах в зависимости от характера рельефа. Каждый участок маршрута имеет свою категорию сложности. Категория сложности - интегральная характеристика участка, определяется первопроходцами и уточняется при последующих прохождениях участка. Существует несколько шкал категорирования сложности: французская (French, применяется во многих странах Европы, в России и странах СНГ и др.), йосемитская десятичная шкала (YDS, применяется в США), шкала Ewbank (применяется в Австралии, Новой Зеландии, Южной Африке) и др.

Передвижение по скалам состоит из множества последовательных элементов - перехватов руками и перестановок ног. Процесс выполнения каждого перехвата можно условно разбить на две фазы: принятие исходного положения - удержание исходных зацепов, расположение ног и тела; сам перехват - перенос одной или изредка сразу двух рук на следующий зацеп, обычно - перехват, сопровождающийся общим изменением позы.

Совершение каждого перехвата требует от мышц спортсмена развития и поддержания определенного усилия как в первой, так и во второй фазе. Перехваты можно условно разделить на статические и динамические. При выполнении статических перехватов скалолаз может некоторое время поддерживать промежуточную позу. Выполнение динамических перехватов предполагает инерционное движения тела и фиксацию позы только в конечной фазе.

На одном конце биомеханической цепи обычно находятся носки ног спортсмена, значительно реже -пятка или боковая поверхность ступни, на другом - пальцы рук. Мышцы ног легко развивают и поддерживают нагрузку, связанную с полным или частичным удержанием веса человека, в то время как мышцы кисти и предплечья анатомически не предназначены для развития сил, необходимых для удержания и

перемещения тела в пространстве. Для удержания зацепов различной формы применяются различные позиции кисти и пальцев - скалолазные хваты. Необходимо, чтобы мышцы, вовлеченные в удержание скалолазных хватов, развивали и поддерживали определенный уровень изометрического напряжения, зависящего как от субъективных (техники спортсмена, массы тела спортсмена и т.д.), так и от объективных факторов (форма и размер зацепов, расстояние между зацепами и т.д.). При технически правильном выполнении перехватов уровень требуемого усилия снижается, но лишь до некоторого предела, зависящего от объективных факторов. Если мышцы скалолаза не способны развить необходимое напряжение и поддерживать его в течение требуемого времени, происходит «разрушение» хвата и срыв. Нарастающее утомление мышц предплечья - одна из главных причин срыва.

Таким образом, основная нагрузка спортсмена-скалолаза во время прохождения дистанции концентрируется в пальцах, предплечьях и плечах. Происходит значительная локализация усилий в мышцах кисти, которые вынуждены фиксировать хват и удерживать пальцы на зацепке в определенном положении. Это предъявляет определенные требования к костному и мышечному аппарату спортсмена.

При анализе ведущих физических качеств спортсменов потребовалось выделении ключевых аспектов подготовки при занятии скалолазанием. Одним из таких аспектов является сила и сопротивление нарастающему утомлению мышц предплечья (сгибателей пальцев) [5]. Известно, что мышцы сгибатели пальцев анатомически не предназначены для развития сил, необходимых для противодействия весу тела, поэтому мы должны рационально воздействовать на костную структуру юных спортсменов.

Следует учитывать и тот факт, что одним из приоритетных факторов успешной соревновательной деятельности является сила сгибателей пальцев, так как спортивным снарядом для данного вида спорта являются зацепки (опоры для рук и ног), на которых выполняются упражнения и из которых складывается прохождение дистанции. Во время этого на спортсменов воздействуют силы тяжести, площадь опоры, коэффициенты трения (зацепок, пальцев, скальных туфель и пр.), а также величина опрокидывающего момента при отрицательном наклоне поверхности. Поэтому актуальным представляется исследование взаимосвязи между различными видамим хватов со спортивной квалификацией скалолазов.

Цель исследования - провести сравнительный анализ показателй хватов жима пальцам с уровнем мастерства спортсменов 11-13 лет, позволяющих оценить значение максимальной силы пальцев в скалолазании.

Организация и методы исследования. В исследовании принимали участие 10 юношей 1 и 2 разрядов по скалолазанию г.Челябинска, тренирующиеся на базе скалодрома «Каньон» в возрасте 11-13 лет. Для определения максимальной силы, использовался динаномеметр. Для оценки хватов использовались такие тесты как жим ладонью, пальцами и щипком. Для удобства дальнейшей обработки показатели силы преобразовывались в показатели массы, которую участник способен удержать заданным хватом. Тесты выполнялись после длительной разминки, включающей специальные скалолазные упражнения. Участникам предоставлялось несколько попыток, фиксировался максимальный результат. После выполнения теста производилось взвешивание участника.

Результаты исследования. Хват пальцами - самый эффективный способ преодоления дистанции на маршруте, имеющем мелкие выемки и выступы, и поэтому хват руками является необходимым условием прохождения дистанции спортсменов. При этом основная нагрузка спортсменов концентрируется в пальцах, предплечьях и плечах. Происходит значительная локализация усилий в мышцах кисти, которые вынуждены фиксировать хват и удерживать пальцы на зацепке в определенном положении [2].

Известно что, наиболее важной функцией человеческой кисти является двигательная - способность к различным манипуляциям, в основе которых лежат тонкие и силовые захваты. Выполнение силового захвата рабочей поверхности требует фиксация пальцами, согнутыми в зависимости от размера предмета, и ладонью, а большой палец оказывает противодавление. Он противопоставлен нажиму четырех других пальцев на зацепку и способствует увеличению силы захвата. Захват оптимален, а его сила является максимальной, когда большой палец касается или приближается к указательному, образуя единственный упор, противостоящий нажиму четырех других пальцев [3].

Установлено, что в выполнении хватательных движений участвуют, по крайней мере, двенадцать мышц предплечья и кисти, причем, связанные с ними кости вносят вклад, приводящий к развитию ряда вращательных моментов, которые могут и не быть совершенно синергичными для полного объема хватательных действий [1]. Осуществление захватов кисти возможно лишь при наличии определенного синергизма мышц, который может нарушаться в результате травм или заболеваний [9]. А мышечный дисбаланс приводит, в свою очередь, к изменениям нагрузки на различные отделы кисти, что необходимо учитывать при построении адекватных тренировочных программ для юных скалолазов. Так как на начальных этапах подготовка у детей идет формирование костного аппарата, требуется рационально подходить к развитию силы верхних конечностей.

Следует учитывать что во всех трех дисциплинах спортивного скалолазания спортсмену приходится преодолевать сопротивление собственного веса при восхождении по вертикальному, нависающему, а иногда, и потолочному рельефу. Прохождение по всем типам рельефа вовлекает огромное количество мышечных единиц. Их сокращение происходит при включении анаболических процессов, обеспечивающих их энергией, а развивающаяся вследствие этого гипертрофия скелетной мускулатуры есть форма биологической приспособляемости. Она обусловливает возможность более легкого и быстрого осуществления двигательного акта, ибо только гипертрофированная, сильная мышца способна противодействовать значительному воздействию силы тяжести [8].

Ввиду высокой значимости силы пальцев спортсменов в скалолазании предпринимались многочисленные попытки количественного ее измерения [1, 2]. В большинстве случаев использовался метод кистевой динамометрии. Результаты исследований [2, 3, 6] выявили более высокие, как абсолютные так и относительные показатели динамометрии в группах скалолазов по сравнению с контрольными, но попытки прогнозирования спортивной производительности скалолазов, по показателю кистевой динамометрии, успехом не увенчались [6].

В таблице 1 приведены полученные результаты измерений силы жима пальцами скалолазов.

Таблица 1

Показатели жима пальцами(кг) спортсменов-скалолазов 11-13 лет при Р<0,05

Разряды Жим пальцами (кг) Вес(кг) Среднее значение относительно жима пальцами

1 27,2 34,3 0,79

1 27,7 35,8 0,77

1 27,5 37 0,74

1 28,4 32,8 0,86

1 29,1 40,4 0,72

2 29 42,8 0,67

2 30,2 50,2 0,6

2 26,3 38,2 0,68

2 27,8 49,7 0,55

2 28,8 41,5 0,69

Х±т 28,2±1.06 40,27±5,6 0,7±0,08

Анализ результатов показал, что не обнаружена высокая зависимость между показателями максимальной изометрической силы хватов и спортивной квалификацией у данных спортсменов. Значения коэффициентов корреляции: для уровня лазания и силы жима пальцам (средних значений ведущей руки), R = 0,0426 соответственно. Все полученные значения статистически значимы (Р < 0,005). Среднее значение для активного хвата: пальцами составляет 28,2 кг. Это объясняется тем, что костная и мышечная структура пальцев перестают формироваться между 16 и 17 годами, поэтому тренировки у молодых скалолазов должны проводиться с учётом того, что пальцы ещё продолжают расти. Одним из доказательств этого является тот факт, что не существует международных соревнований по болдерингу для спортсменов, не достигших 16 лет. Последний глобальный скачок роста происходит в подростковом возрасте. В юношеском возрасте до полного созревания основополагающим в тренировке должна быть общая физическая подготовка (формирование у спортсмена всего комплекса физических способностей), а также специальная физическая подготовка, характеризующаяся уровнем развития физических способностей, возможностей органов и функциональных систем, непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта. Поэтому целесообразно, на наш взгляд, снизить интенсивность тренировок молодых спортсменов в моменты, когда происходит скачкообразное увеличение скорости роста в подростковом возрасте с целью уменьшения риска повреждения зон роста на пальцах и других повреждений.

30,5 30 ш 3 29,5 * 1 29 = и £ 28,5 = т з то

у = 0,44х + 27,54 • = 0,0426

с- 2К ш ш « 27 5 о: ' т 1:1 1-7 ш 27 о. и 26,5 26 0 | •

• •

1 2 Уровень спортивного разряда 3

Рисунок 1. Корреляционное поле уровеня спортивного разряда с силой хвата (жима пальцами)

На рисунке видно, что низкая степень корреляции между показателями максимальной силы хватов и спортивной квалификацией ^ = 0,0426) свидетельствует о том, что сила пальцев на данном возрастном этапе не является лимитирующим параметром в скалолазании. Следовательно, сила пальцев не может быть

ведущим физическим качеством в возрастной группе 10-11 лет. Этот факт важно учитывать при разработке программ по подготовке юных спортсменов-скалолазов.

Следует отметить, что наше исследование по своей направленности подтверждается с результатами польских и российских ученых, проведенных в 2009-2013 г.г., где в исследованиях участвовали взрослые спортсмены [4]. В трудах польских ученых, где в числе прочего исследовалась зависимость между уровнем лазания и относительной силой хвата двумя (средним и указательным) пальцами, коэффициент корреляции (Спирмена) R = 0.63 (P < 0.05).

В исследованиях Власенко П.С., было показано, что уровень лазания коррелирует со средним значением относительной силы хватов (для двух рук и двух типов хвата), где R = 0,973 при P < 0.05. В данных исследованиях была доказана взаимосвязь между уровнем лазания в боулдеринге и максимальной силой хватов.

Выводы. У ведущих спортсменов имеется выраженная зависимость между уровнем лазания в боулдеринге и максимальной силой хватов. Таким образом, сила хвата есть величина, с одной стороны, поддающаяся достаточно точному измерению, с другой стороны - дающая довольно точное представление о развитии специфической силы пальцев.

У спортсменов-скалолазов 11-13 лет не выявлена взаимосвязь между уровнем лазания в боулдеринге и максимальными силами хватов, что объясняется спецификой сухожильно-мышечного аппарата пальцев, еще не сформированным для больших нагрузок в данном возрасте.

В раннем и подростковом возрасте (во время ускорения роста тела) не следует выполнять физические упражнения на увеличение силы пальцев или преодолевать маршруты, которые могут привести к растяжению связок пальцев или верхних конечностей. Не стоит форсировать нагрузки и пренебрегать особенностями онтогенеза в данный возрастной период. Эти особенности должны быть учтены при построении тренировочных программ скалолазов 11-13 лет.

Литература:

1. Аюпов, Р. А., Мелихова Т. М. О методике развития ведущих физических качеств спортсменов-скалолазов 10-11 лет. // Проблемы подготовки научных и научно-педагогических кадров: опыт и перспективы: сборник науч. трудов молод.уч.. -Челябинск., 2017. - С. 3-5.

2. Власенко П. С. Количественное определение специфической изометрической силы мышц сгибателей пальцев, и ее взаимосвязь с проявлением силовых способностей при занятии скалолазанием / Власенко П. С.Байковский Ю.В // Экстримальная деятельность человека. - 2013. - № 3 (13). - С. 46-49.

3. Кравчук Т. А. Разработка морфофункциональной модели скалолазов / Т. А. Кравчук // Теория и практика прикладных и экстремальных видов спорта. - 2008. - № 2 (14). - С. 21-23.

4. Мелихова Т. М. Развитие координационных способностей юных конькобежцев: учебное пособие для студентов / Т. М. Мелихова. - Челябинск: Уральская академия, 2017. - 68.

5. Шеррер, Ф. Физическая подготовка скалолаза [Текст]: Пер. с фр. / Ф. Шеррер. - Екатеринбург: УПИ, 1991. - 132 с.

6. Anthropometric, strength, endurance and flexibility characteristics of elite and recreational climbers / S. Grant, V. Hynes, A. Whittaker, T. Aitchison // Journal of Sports Sciences - 1996. - №14(4). - P. 301-309.

7. Mladenov L. Antropometric and strength characteristics of world-class boulderers / L. Mladenov, M. Michailov, I. Schoffl // Medicina Sportiva - 2009. - №4. - P. 231-238

Педагогика

УДК 371

аспирант Мельниченко Оксана Игоревна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ К УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ИХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ В

ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования готовности будущих педагогов к реализации управленческой деятельности. В работе проанализирована сущность основных терминов понятийного аппарата теории управления, определены содержание и структура готовности личности к управленческой деятельности, рассмотрены аспекты проблемы формирования готовности будущих педагогов к решению управленческих задач в образовании.

Ключевые слова: управленческая деятельность, педагогический менеджмент, менеджмент образования, готовность к управленческой деятельности, управленческая компетентность.

Annotation. The article deals with the problem of formation of the readiness of future teachers to implement management activities. The paper analyzes the essence of the basic terms of the conceptual apparatus of the theory of management, defines the content and structure of the individual's readiness for management, considers aspects of the problem of formation of the readiness of future teachers to solve management problems in education.

Keywords: management, pedagogical management, education management, readiness for management, managerial competence.

Введение. На современном этапе своего развития отечественное образование переживает период модернизации, характеризующийся переходом от традиционной образовательной парадигме к инновационной. Ориентирами процесса модернизации являются доступность, качество и эффективность образования, в связи с чем обосновывается новая роль личности педагога - не исполнителя или наставника, а педагога-менеджера, способного самостоятельно управлять собственной профессиональной деятельностью и организовывать деятельность подчиненных или обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.