УДК 796.058/159.928.2 ББК 75.1
DOI: 10.31862/2073-9613-2022-4-234-246
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИГРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ 8-9 ЛЕТ
| Е.А. Ястребова, А.А. Кузьменко, Т.К. Ким, Г.А. Кузьменко
Аннотация. Постоянно нарастающая конкуренция в детско-юношеском спорте требует системного подхода к управлению подготовкой спортивного резерва в хоккее с шайбой. Известно, что качество спортивной деятельности во многом определяется направленностью и содержанием учебно-тренировочного процесса. В этой связи выявление игрового потенциала и разработка содержания критериев, характеризующих сформированность успешного игрового опыта, представляется актуальной. В статье дана сущностная характеристика потенциала как педагогической категории и ее содержательной части — игрового потенциала спортсмена в детском хоккее, разработано содержание критериев оценки игрового потенциала на примере сформированности «способности юного хоккеиста к принятию установок тренера и пониманию их сущности», представлена факторная и кластерная соорганизация критериев оценки игрового потенциала юных хоккеистов 8-9 лет в контексте формирования успешного игрового опыта.
Ключевые слова: юные хоккеисты 8-9 лет, процесс спортивной тренировки, игровой потенциал, критерии оценки.
Для цитирования: Ястребова Е.А., Кузьменко А.А., Ким Т.К., Кузьменко Г.А. Критерии оценки игрового потенциала юных хоккеистов 8-9 лет // Преподаватель XXI век. 2022. № 4. Часть 1. С. 234-246. DOI: 10.31862/2073-9613-2022-4-234-246
234 CRITERIA FOR ASSESSING THE PLAYING POTENTIAL OF YOUNG HOCKEY PLAYERS AGED 8-9 YEARS
I E.A. Yastrebova, A.A. Kuzmenko, T.K. Kim, G.A. Kuzmenko
Abstract. The ever-increasing competition in children's and youth sport requires a systematic approach to the management of the training of sports reserve in ice hockey. It is known that the quality of sports activity is largely determined by the focus and content of the educational and training process. In this regard, the identification of playing potential and the development of the content of the criteria characterizing the formation of successful playing experience seems relevant. The article gives the essential characteristic of the potential as a pedagogical category and its substantial part - playing potential of an athlete in children's hockey, develops the content of the criteria of assessing playing potential on the example of the formation of "ability of a young hockey player to accept the coach's settings and understand their essence", presents the factor and cluster co-organization of the criteria of assessment of playing
© Ястребова А.А., Кузьменко А.А., Ким Т.К., Кузьменко Г.А., 2022
вд
Контент доступен по лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License The content is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License
potential of young hockey players aged 8-9 in the context of forming successful playing experience.
Keywords: 8-9-year-old young hockey players, sports training process, playing potential, criteria for assessments.
Cite as: Yastrebova E.A., Kuzmenko A.A., Kim T.K., Kuzmenko G.A. Criteria for assessing the Playing Potential of Young Hockey Players aged 8-9 years. Prepodavatel XXI vek. Russian Journal of Education, 2022, No. 4, part 1, pp. 234-246. DOI: 10.31862/2073-9613-2022-4-234-246
Совершенствование спортивной подготовки детей и подростков в хоккее с шайбой связано в ряду факторов с оценкой эффективности их игровой и соревновательной деятельности. Значимость рассмотрения способностей детей в спорте через призму их потенциала позволяет учитывать не только текущее состояние сформированности актуальных для спортивной деятельности качеств и способностей, но и принимать во внимание имеющийся потенциал самих юных спортсменов, развивающий потенциал средств спортивной подготовки, критерии оценки с заложенным в них потенциалом диагностики, контроля, коррекции, развития и предметного совершенствования характеристик деятельности. В российской педагогической энциклопедии потенциал рассматривается как «степень возможности в каком-нибудь отношении, совокупность средств, необходимых для осуществления чего-либо» [1, с. 406].
Обозначив сущностную характеристику потенциала как педагогической категории, важно подойти к ее содержательной части — игровому потенциалу в детском хоккее. По А.П. Давыдову, Н.Н. Урюпину, все технико-тактические действия, на базе которых осуществляется игровая активность, «определяются в одну из четырех групп: владение шайбой, борьба за владение шайбой, передача шайбы, бросок. При этом критерии эффективности соревновательной деятельности хоккеистов — это количество: владений
шайбой; игровых ситуаций борьбы за владение шайбой; передач; бросков; длительность: владений, передач, бросков. С повышением мастерства хоккеистов высока значимость быстроты выполнения технико-тактических действий» [2, с. 11], что актуализирует вопрос совершенствование техники на предельной скорости. Как отмечают В.С. Брусован-кин, Т.М. Мигалина, в тренировке бадминтонистов «хорошо подготовленный в плане развития игрового мышления спортсмен своими неожиданными для соперника игровыми действиями способен разрушить его игровые стереотипы, вызывая панику, сокрушая психологический и игровой настрой, добиваясь победных результатов с минимальными негативными последствиями для организма» и психики 03С [3, с. 37-41].
Оценка игрового потенциала, по С.В. Волкову, связана с оценкой «совокупности динамической системы деятельности спортсмена-игровика в защите и нападении, где продуктами процесса мышления выступают определенные понятия, перцептивные, сенсомоторные и мнемические образы конкретных действий игрока» [4, с. 118]. Важно понимать, что игровой потенциал проявляется в игровой деятельности при условии демонстрации лидерской позиции на фоне уважения своих прав и свобод, социальной смелости юного спортсмена, где, по Э.А. Каминской, «лидерский потенциал — это личностное образование, набор
психологических особенностей и компетенций: личностных черт, дающих индивиду определенность и осмысление себя в этой роли, способностей, позволяющих успешно реализовывать лидерские функции, операциональные умения, помогающие выстроить стратегию деятельности» [5, с. 72].
По мнению А.М. Кузьмина, выбор критериев оценки игрового потенциала связан с учетом того факта, что «игровики лучше предсказывают вероятность более редкого события», что усиливает значимость способности к экстраполяции ситуации, кроме того, важна фиксация «умений и навыков выработки тактических замыслов, планов, переработки информации, оценки соревновательных ситуаций и принятия решений, а также двигательных умений и навыков, необходимых для успешного решения тактических задач в процессе соревнований» [6, с. 76-78]. Как отмечает П.А. Шаронова, «тактическое мышление определяется действенностью, импровизационностью, оперативностью, вероятностью и опирается на спектр тактических действий: 236 1) восприятия спортивной ситуации; 2) умственного решения тактической задачи; 3) психомоторной реализации тактической задачи» [7, с. 276-277].
В.И. Воронова, Н. Высочина, А. Мих-нов выделяют наличие того факта, что в хоккее с шайбой значимы «для всех игровых амплуа характеристики внимания (точность при работе, требующей сосредоточения внимания, скорость переработки информации); для крайнего и центрального нападающего — точность и сосредоточение внимания; для защитника — точность при работе, требующей сосредоточения внимания и скорость переработки информации» [8, с. 59]. М.М. Чернецов в качестве ведущей проблемы развития важных качеств
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
юного игровика при демонстрации «ситуационной техники» в соответствующей «игровой ситуации» определяет «проблему быстрого переключения внимания между игровыми ситуациями и отсутствие четких критериев типизации для применения адекватных средств достижения цели, где важна первичная компоновка и организация пространства с учетом количества игроков в каждой из линий атаки или обороны в пределах своей зоны ответственности» [9, с. 398].
Оценивая игровое мышление волейболиста и высоко значимый процесс совершенствования антиципирующих способностей, А.В. Суханов актуализирует способности, отражающие игровой потенциал волейболиста «своевременно и эффективно решать игровые задачи в условиях жесткого дефицита времени, имеющие высокий уровень развития игрового мышления, технического мастерства и высокого уровня координационных способностей, которые позволяют быстро оценить и, проанализировав игровую ситуацию, принять единственно верное решение и реализовать его. Высокий уровень игрового мышления даёт возможность предвосхищать действия партнёров и соперников при развитии действий на площадке» [10, с. 169].
Как отмечает Г.Л. Драндров, «структура игрового мышления созвучна со структурой технико-тактического действия, где для визуального наблюдения доступна лишь одна из шести фаз (анализа ситуации, антиципации, планирования, принятия решения, действия, контроля), — фаза действия, тем самым усложняя процесс как формирования игрового мышления, так и его контроля» [11, с. 990], соответственно, структурируя актуальные качества и способности для оценки игрового потенциала, мы учитываем структуру эффективного технико-тактического
4/2022
действия. Автор подчеркивает, что важно учитывать в его основе наличие: «1) наглядного и образного характера как функционирования интеллектуальных операций в составе и на основе восприятия и представлений; 2) включенности в практическое действие — в процесс решения задач по преобразованию внешней среды; 3) ситуативности — обусловленности отражения объективных зависимостей непосредственно данной конкретной ситуацией; 4) быстроты и интенсивности протекания интеллектуальных операций, обусловленных лимитом времени на выполнение игрового действия; 5) тесной взаимосвязи интеллектуальных операций и эмоционально-волевой сферы» [там же, с. 990]. Оценивая структурные компоненты игрового потенциала, мы оцениваем «игровое мышление как оперативное мышление в игровых видах спорта, как специфический процесс построения новых схем (программ) действий в условиях дефицита времени, быстро и непрерывно меняющихся ситуаций и их неопределенности, наличия конфликтных факторов и сознания высокой ответственности за совершаемое действие» [там же], что характеризует широчайший спектр проявления актуальных качеств, где функциональные и физические качества и способности обусловлены технико-тактическими решениями, личностными характеристиками поведения и деятельности, раскрывающими биологическую и психологическую природу их соорганизации с учетом особенностей проявления психомоторики, интеллектуальных способностей, регулятивных умений, уровня сформированности эмоционально-волевой сферы юного хоккеиста.
Ранее нами обоснованы «педагогические условия повышения максимального темпа и точности движений в технических упражнениях и комбинациях при
выполнении преемственно координационно и когнитивно усложняющихся заданий с установкой на сокращение интервала при их повторном воспроизведении» [12, с. 541], что позволило частично охарактеризовать критериальную базу развития игрового потенциала. Вместе с тем в спортивной подготовке юных хоккеистов 8-9 лет существует проблема организации содержания спортивной тренировки, требующая учета перспектив спортивного совершенствования, где важно разработать более разносторонние критерии оценки игрового потенциала, свойственные наиболее эффективным линиям игрового поведения и деятельности. В связи с этим цель исследования — разработать содержание критериев, характеризующих состояние сформированности успешного игрового опыта при реализации технических элементов, комбинаций, фрагментов деятельности в условиях доминирования над соперником в игровой ситуации. Методы и организация исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, сравнительно-сопоставительный анализ, экспертная оценка, кластерный, факторный (Factor 2^7 Loadings (Unrotated) (Spreadsheet 9), Extraction: Principal components (Marked loadings are >, 700000), анализ проявлений игрового потенциала юных хоккеистов, обобщение результатов исследования. Исследование осуществлялось на базе Национального хоккейного центра и ГБУ «СШОР № 1» Москомспорта. В исследовании приняли участие 35 юных хоккеистов 8-9 лет, занимающихся в названных спортивных организациях.
Результаты проведенного исследования. В ходе изучения критериев оценки игрового потенциала юных хоккеистов 8-9 лет нами выделены 4 основания к его развитию и полноценной реализации: «1) успешный игровой опыт при
реализации технического элемента, комбинации, фрагмента деятельности и физического, функционального, психологического доминирования над соперником в игровой ситуации, обладающего положительной социальной и личностной оценкой; 2) способности эффективно сочетать в игре на индивидуально возможном уровне при исполнении технико-тактических элементов и их комбинаций функциональные, психомоторные, интеллектуальные способности, физические качества и личностные качества волевой и регулятивной природы; 3) акмеологическая позиция личности на максимально успешную самореализацию в игровых моментах, ситуациях, деятельности при любом текущем результате — домини-
рования над соперником или доминирования соперника; 4) способность к своевременной реализации творческого, комбинаторного, логического, оперативного игрового мышления в практической индивидуальной и командной деятельности, к быстродействию в изменяющихся ситуациях и созданию моментов игрового преимущества над соперником» [13, с. 218]. В таблице 1 представлен пример критериев сформированности базового компонента игрового потенциала — принятия установок тренера.
Опираясь на критерии сформирован-ности компонентов игрового потенциала (см. табл. 1), были проанализированы де-ятельностные проявления выделенных категориальных характеристик. Наряду
Таблица 1
Критерии сформированности «способности юного хоккеиста к принятию установок тренера и пониманию их сущности» как значимого компонента игрового потенциала (фрагмент)
238
Структурные компоненты игрового потенциала юного хоккеиста Критерии сформированности компонентов игрового потенциала. Уровни: высокий — В; средний — С; низкий — Н.
Успешный игровой опыт при реализации технического элемента, комбинации, фрагмента деятельности и физического, функционального, психологического доминирования над соперником в игровой ситуации, обладающего положительной социальной и личностной оценкой
Принятие установок тренера, понимание их сущности В — воплощает технико-тактические решения в согласованную деятельность с опорой на установку тренера, понимает заложенные в ней требования как технико-тактическую идею деятельности. Принятие идеи тренера юным хоккеистом не возводится в «абсолют» поведения, где тренер — инициатор, а юный спортсмен — исполнитель. Принимает ключевую идею, требуемые параметры деятельности при личностной включенности в процесс созидания нового, не освоенного на данном уровне совершенства способа деятельности. Понимает неразрывность работы с тренером в тандеме.
С — в целом осмысливает технико-тактические решения тренера и стремится их воплотить в согласованную деятельность; рассматривает свою позицию не только как исполнителя, уважает суждения тренера и прислушивается к ним, но с учетом недостаточного развития волевой и регулятивной сферы затрудняется в их деятельностной реализации.
Н — тренер выступает инициатором, а юный спортсмен — исполнителем идеи. В большей степени формализованное исполнение без глубокого осмысления, заложенного в установку содержания. Рассредоточенность внимания юного хоккеиста требует от тренера повторного воспроизведения установки. Недостаточный уровень теоретической подготовленности, низкий уровень развития волевой и регулятивной сферы затрудняет понимание и деятельностную реализацию установки.
с этим важно отметить, что «помехоустойчивое поведение» является базовым основанием к иным проявлениям игрового потенциала (см. табл. 2), а «уважение собственных способностей и ценностное отношение к личным возможностям» представляет самый верхний кластер — результирующее мировоззренческое образование, возможное к проявлению в случае успешной реализации всех представленных переменных. Кроме того, интересна факторная организация переменных, где в первый фактор входят 10 переменных, отражающих разнообразные составляющие успешного игрового опыта, а во второй — изолированно «психологически устойчивое противоборство с соперником в игровых ситуациях при стремлении к владению и контролю шайбы». Высокий факторный вес всех представленных переменных говорит о достоверности данных проявлений игрового потенциала для юного хоккеиста 8-9 лет.
Рассмотрим первое основание к развитию и реализации игрового потенциала. Так, проектирование и систематизация критериев развития игрового потенциала юных хоккеистов 8-9 лет в учебно-тренировочной деятельности на основе интервьюирования 36 тренеров по хоккею с шайбой опирается на выявленные педагогически значимые положения сущности наработки и проявления «успешного игрового опыта при реализации технического элемента, комбинации, фрагмента деятельности и физического, функционального, психологического доминирования над соперником в игровой ситуации, обладающего положительной социальной и личностной оценкой». Нами выявлено, что в данном контексте игровой потенциал юных хоккеистов:
1. Характеризуется множеством способностей, отражающих состояние спортивной подготовленности: функциональ-
ной, физической, технико-тактической, психологической, но проявляется не в конкретных технических действиях, а именно в игровых ситуациях, отражающих, прежде всего, адекватность игрового поведения при решении частной задачи действия или мотива отрезка деятельности, что соорганизует критерии оценки эффективности игрового потенциала в комплексные образования, сопрягающие проявления тех или иных атрибутов данных видов спортивной подготовки. Развивается при условии ценностного отношения к себе как к творцу, созидателю идеи организации деятельности, построения ее логической или творческой схемы, обусловливающей реализацию способностей.
2. Воплощается в технико-тактические решения при принятии юным хоккеистом установок тренера и понимании его требований, которые становятся частью осмысленной технико-тактической идеи деятельности. При этом процесс принятия позиции тренера не возводится в «абсолют» тактики поведения, где тренер становится инициатором, а юный спортсмен — исполнителем. Принятие установок тренера рассматривается как принятие ключевой идеи, требуемых параметров деятельности при личностной включенности в процесс созидания нового, ранее не освоенного на данном уровне совершенства способа деятельности. Каким образом воплотить сказанное тренером в практику игровой деятельности — задача самого спортсмена, решение которой обусловлено пониманием хоккеистом неразрывности тандема «тренер — спортсмен» именно через призму его диа-логичности и эволюционирования.
3. Обусловлен задачей ситуативной адекватности действий юного хоккеиста, которая диктует необходимость реализации самостоятельного творческого и
логического мышления, перманентного слежения за игровой ситуацией с предвосхищением ее развития, где юный хоккеист опирается на мировоззренческие положения: «каждая технико-тактическая комбинация есть способ совершенствования (отработки) наиболее эффективных вариантов ее исполнения»; «на этапе освоения каждой технико-тактической комбинации, обладающей постоянно обновляющимся и дополняющимся перечнем характеристик, качество реализации происходит за счет приращения знаний об особенностях исполнения, развития
способности управления движениями, варьирования пространственно-временными и динамическими параметрами деятельности»; «каждая технико-тактическая комбинация есть шаг к индивидуальному творчеству при конструировании новых комбинационных связок». При этом создание «острых ситуаций движения в направлении обеспечения преимущества перед соперником за счет остроты мысли на хоккейной площадке» становится условием формирования и расширения спектра ситуативной адекватности тренировочных и соревновательных действий.
Таблица 2
Факторная и кластерная соорганизация критериев оценки игрового потенциала юных хоккеистов 8-9 лет в контексте формирования успешного игрового опыта
240
Успешный игровой опыт при реализации технического элемента, комбинации, фрагмента деятельности и физического, функционального, психологического доминирования над соперником в игровой ситуации, обладающего положительной социальной и личностной оценкой Factor Loadings
Фактор 1 Фактор 2
Уважение собственных способностей и ценностное отношение к личным возможностям - 0,633 - 0,413
Принятие установок тренера, понимание их сущности - 0,888 - 0,197
Помехоустойчивое поведение - 0,872 - 0,209
Ситуативная адекватность действий - 0,920 0,106
Радость игрового противоборства с соперником - 0,919 0,051
Мобилизационная готовность к максимальной реализации координационных, скоростных, силовых способностей, гибкости, выносливости - 0,898 0,073
Поисковый интерес к обыгрыванию соперника на основе нестандартных решений - 0,911 0,221
Завершенность технико-тактической комбинации или ее оперативная перестройка - 0,845 0,262
Стремление к соответствию параметров движения его описательным модельным характеристикам - 0,855 0,067
Психологически устойчивое противоборство с соперником в игровых ситуациях при стремлении к владению и контролю шайбы - 0,370 - 0,814
Удовлетворенность процессом трудной работы на пределе индивидуальных возможностей - 0,865 0,266
Var 1 Var 2 Var 9 Var 3 Var 10 Var 6 New Var Var 4 Var 5 Var 7
Tree Diagram for 11 Variables
1,5 2,0 2,5 3,0 Linkage Distance
3,5
4. Опирается на демонстрацию способности к завершению начатой технико-тактической комбинации или ее оперативной перестройке с учетом характера развития текущей ситуации при обязательном анализе препятствий; характеризует способность мыслить категориями возможностей, работать на поиск новых путей достижения преимущества перед соперником с настроем и направленностью состязательной активности на победу при понимании, что только от юного хоккеиста зависит, насколько противоборство на площадке будет перманентным и эффективным на каждом временном отрезке трех периодов соревновательной деятельности. Связано с наработкой опыта «не выключаться» на фоне ситуативной потери игрового преимущества из менее выгодной ситуации, всегда стремиться к достижению более успешной деятельностной позиции и ориентироваться на реализацию собственных ситуационно обусловленных идей.
5. Включает и отрабатывает линию поведения, отражающую стремление к соответствию параметров движения требуемым модельным параметрам, что включает: а) понимание юным хоккеистом критериев качества пространственно-временных и динамических параметров действий; б) восприятие контрольных нормативов как условия спортивного совершенствования при достижении заданного уровня развития качеств и способностей в соответствии с модельными характеристиками; в) качественную тренировочную деятельность по направленному самовоспитанию актуальных качеств и способностей при текущей оценке их состояния и мотивации на их совершенствование в обозримой перспективе.
6. Ориентирует на воплощение в тренировочной деятельности проявлений мобилизационной готовности к максимальной или ситуационно адекватной и
сопряженной реализации координационных, скоростных, силовых способностей, гибкости, выносливости. Проявляется в учебно-тренировочной деятельности при демонстрации способности пон(ять)-имать сущность упражнения с первого объяснения тренера, степень влияния каждого качества, способности, их вклада в совершенствование параметров исполнения движения и технико-тактической комбинации; демонстрировать сосредоточенность на выполнении упражнения в соответствии с установкой тренера; держать в поле внимания два и более установок к параметрам качества технического действия и технико-тактической комбинации; выполнять освоенные технические действия и комбинации на более высокой скорости исполнения при повышении сложности управления движением; дифференцировать проявление физических качеств в координационной структуре движения; проявлять при структуре двигательного действия индивидуально максимальный (оптимальный, заданный) уровень реализации скоростных, силовых способностей, гибкости, выносливости; сопряженно реализовывать виды коорди- 241 национных и кондиционных способностей в процессе воспроизведения технико-тактических действий; демонстрировать требования к качеству действий и комбинаций «с первой попытки».
7. Требует проявления и совершенствует опыт психологически устойчивого противоборства с соперником в игровых ситуациях при стремлении к владению и контролю шайбы, ориентируя юного хоккеиста, на использование воздействия вербальными образами, мимикой, пантомимикой, физическим прессингом как стратегией силового давления и контактом. При этом психологически устойчивое поведение есть поведение, в котором доминанта мыслительной деятельности
отражена в установке на устойчивое решение собственной идеи и задач игрового противоборства на достижение превосходства над соперником, а все препятствия, создаваемые соперником, направлены на разрушение состояния мобилизационной готовности и утрату идеи доминирования с потерей адекватного анализа ситуации. Юный хоккеист находится на пути осмысления ситуации активного противоборства с соперников за тактически, психологически выигрышную позицию, более выгодное решение. При этом психологическая устойчивость для формирования успешного игрового опыта состоит и в наработке умений сотрудничать с партнерами зачастую более успешными или в большей степени социально одобряемыми, или менее подготовленными к комбинационному взаимодействию, что вносит свои сложности в процесс сотрудничества, который трансформируется в соперничество и не позволяет проявиться психологической устойчивости к успехам партнеров по команде. Своевременное разрешение юным спортсменом проблемной зоны восприятия 242 собственного «Я», внутриличностного конфликта по сопоставлению категорий «низкая социальная оценка моего игрового потенциала» и «завышенная самооценка» с конструктивным выходом из состояния психологически ревностной защиты собственной успешности и ориентацией не на себя и внешнюю оценку своей эффективности, а на включение в деятельность, встраивание в процесс работы над собственными соревновательно значимыми способностями, «деятельностная переориентация личности с вектора противоборства социально заниженному мнению в вектор конструктивного самосозидания. «Самооценка юного хоккеиста» — очень тонкая «материя», занижать которую ни в коем случае нельзя, ее надо
ПРЕПОДАВАТЕЛЬ
насыщать категориально-оценочными характеристиками, обогащать теоретическими знаниями и прикладными спортивными умениями.
8. Обусловлен мировоззренческой позицией личности на развитие соревновательно значимых качеств и способностей исключительно в трудных условиях их реализации на пределе индивидуальных возможностей; готовностью к осуществлению индивидуально трудной работы на пределе возможностей; способностью повышать уровень сложности исполнения упражнения и контролировать возрастание его параметров; удовлетворенностью процессом трудной тренировочной деятельности.
9. Опирается на помехоустойчивое поведение, основанное на выделении значимых и незначимых объектов информации; способности держать в поле внимания основную мысль; способности контролировать доминирующую деятель-ностную позицию ведущей мысли и ее текущей содержательной коррекции; адаптации к выполнению упражнения в условиях незначительных помех при слежении за параметрами качества; адаптации к выполнению упражнения в условиях влияющих помех при слежении за параметрами качества; умении деактуали-зировать помеху; восприятии текущей по-меховлияющей ситуации именно как частной, не разрушающей представление об индивидуальных возможностях и ресурсах спортивного совершенствования; понимании юным спортсменом факта, что предметом спортивного совершенствования является то, что именно осваивает и совершенствует юный хоккеист, а условием этой деятельности, ее средовой характеристикой является наличие «помеховли-яний», и в этой ситуации юный хоккеист призван различать предмет деятельности и ее деструктивно влияющие условия.
4/2022
10. Испытывает радость игрового противоборства с соперником, демонстрируя потребность в игровом соперничестве, находясь в поиске новых партнеров, спарринг-партнеров и соперников, проявляя процессуальную ориентацию деятельности, ориентируясь на игровое противоборство на фоне конструктивного анализа результатов и потребности вести борьбу при достижении соперником преимущества в деятельности, определяя в любом противоборстве (включая потерю превосходства над соперником) отрезки собственной деятельности, высоко оцениваемые самим исполнителем и испытывая удовлетворенность от игрового противоборства.
11. Демонстрирует поисковый интерес к обыгрыванию соперника на основе нестандартных решений, понимая важность поиска новых способов исполнения двигательной задачи, осуществляя быструю мыслительную деятельность и находя ситуационно эффективные способы соорганизации действий, принимая решения уверенно, не испытывая трудности выбора из двух и более вариантов; проявляя свободу мысли, связанную с высокой вариативностью смелого исполнения технических элементов.
Выводы. Систематизация критериев оценки игрового потенциала в части создания у юного хоккеиста успешного игрового опыта при реализации технического элемента, комбинации, фрагмента деятельности и физического, функционального, психологического доминирования над соперником в игровой ситуации на фоне
его положительной социальной и личностной самооценки, представленная выше через характеристики их факторной и кластерной соорганизации, позволяет осмыслить особенности сопряжения выделенных позиций, что является ответом к распределению содержательных линий образовательной деятельности во временном формате тренировочного процесса. Важно выделить, что психологические характеристики восприятия себя как полноправного деятеля обусловливают успешность реализации операционально-технической сферы личности юного хоккеиста. Перспективы дальнейших исследований состоят в определении содержания критериев оценки таких проявлений игрового потенциала, как «оценка способности эффективно сочетать в игре на индивидуально возможном уровне при исполнении технико-тактических элементов и их комбинаций функциональные, психомоторные, интеллектуальные способности, физические качества и личностные качества волевой и регулятивной природы; акмеологическая позиция личности на максимально успешную самореализацию в игровых моментах, ситуациях, дея- 243 тельности при любом текущем результате — доминирования над соперником или доминирования соперника; способность к своевременной реализации творческого, комбинаторного, логического, оперативного игрового мышления в практической индивидуальной и командной деятельности, к быстродействию в изменяющихся ситуациях и созданию моментов игрового преимущества над соперником» [13, с. 217].
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Российская педагогическая энциклопедия. Т. 1. М., 1993. 608 с.
2. Давыдов, А.П., Урюпин, Н.Н. Оценка эффективности соревновательной деятельности хоккеистов // Спортивно-педагогическое образование: сетевое издание. 2020. № 2. С. 11-17.
3. Брусованкин, В.С., Мигалина, Т.М. Координация движений и игровое мышление в спортивной подготовке бадминтониста // Актуальные проблемы и перспективы развития индивидуально-игро-вык видов спорта: материалы Всероссийской научной интернет-конференции. М.: Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, 2017. 130 с.
4. Волков, С.В. К вопросу об особенностях тактического мышления в игровыгх видах спорта // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации. Сборник статей XXXVII Международной научно-практической конференции. Пенза: Наука и просвещение, 2020. С. 118-120.
5. Каминская, Э.А., Волк, М.И., Сичкарь, Е.В. Роль стрессогенныгх условий в проявлении лидерского потенциала // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 1. С. 72-79.
6. Кузьмин, А.М. Игровые виды спорта и их роль в формировании тактического мышления // Актуальные проблемы и перспективы развития физической культуры и спорта в высших учебных заведениях Минсельхоза России: сборник статей по материалам IV международной, межвузовской, учебно-методической и научно-практической конференции / редкол.: А.В. Милёхин, Д.В. Николаев, С.Г. Калмыков, М.В. Беглов. Саратов: Центр социальный аг-роинноваций СГАУ 2016. С. 76-78.
7. Шаронова, П.А. Особенности мышления в парусном спорте // Психология XXI века. СПб., 2002. С. 275-277.
8. Воронова, В.И., Высочина, Н., Михнов, А. Определение игрового амплуа хоккеистов с учетом личностныгх параметров // Наука в олимпийском спорте. 2018. № 1. С. 59-65.
9. Чернецов, М.М. Инновационный подход к формированию представлений об игровом пространстве в футболе в аспекте композиционнык схем // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2020. № 10 (188). С. 398-403.
10. Суханов, А.В. Игровое мышление — совершенствование антиципирующих способностей волейболистов // Тенденции и инновации развития современного волейбола: материалы сборника трудов, посвященного 90-летию кафедры спортивных игр, 25-летнему юбилею кафедры теории и методики волейбола РГУФКСМиТ (ГЦОЛИФК) и подготовке к Чемпионату
244 Мира — 2022 года. М.: Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, 2020. С. 169-173.
11. Драндров, Г.Л., Сафронов, Е.Л., Плешаков, А.А. Характеристика игрового мышления футболистов и методические подходы к его развитию // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 1-1. 990 с.
12. Ястребова, Е.А. Ресурсы развития индивидуального игрового потенциала у юныгх хоккеистов на основе преемственного усложнения технических действий и условий их реализации / Е.А. Ястребова, А.А. Кузьменко, Т.К. Ким, Г.А. Кузьменко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. № 4 (206). С. 541-547.
13. Ястребова, Е.А. Категориальные характеристики игрового потенциала юныгх хоккеистов 8-9 лет в учебно-тренировочной деятельности // Инновации и традиции в современном физкультурном образовании: материалы межвузовской научно-практической конференции с международным участием / сост. Т.К. Ким. М.: МПГУ 2020. С. 213-219.
REFERENCES
1. Rossijskaya pedagogicheskaya enciklopediya [Russian Pedagogical Encyclopedia, vol. 1]. Moscow, 1993, 608 p. (in Russ.)
2. Davydov, A.P., Uryupin, N.N. Ocenka effektivnosti sorevnovatelnoj deyatelnosti hokkeistov [Evaluation of the Effectiveness of Competitive Activity of Hockey Players], Sportivno-pedagogicheskoe obrazovanie: setevoe izdanie = Sports and Pedagogical Education: Online Edition, 2020, No. 2, pp. 11-17. (in Russ.)
3. Brusovankin, V.S., Migalina, T.M. Koordinaciya dvizhenij i igrovoe myshlenie v sportivnoj podgotovke badmintonista [Coordination of Movements and Game Thinking in the Sports Training of a Badminton Player]. In: Aktualnye problemy i perspektivy razvitiya individualno-igrovyh vidov sporta [Actual Problems and Prospects for the Development of Individual Game Sports: Materials of the All-Russian Scientific Internet Conference]. Moscow, Rossijskij gosudarstvennyj universitet fizicheskoj kultury, sporta, molodyozhi i turizma, 2017, 130 p. (in Russ.)
4. Volkov, S.V. K voprosu ob osobennostyah takticheskogo myshleniya v igrovyh vidah sporta [On the Question of the Peculiarities of Tactical Thinking in Game Sports]. In: Sovremennoe obrazovanie: aktualnye voprosy, dostizheniya i innovacii [Modern Education: Current Issues, Achievements and Innovations. Collection of Articles of the XXXVII International Scientific and Practical Conference]. Penza, Nauka i prosveshchenie, 2020, pp. 118-120. (in Russ.)
5. Kaminskaya, E.A., Volk, M.I., Sichkar, E.V. Rol stressogennyh uslovij v proyavlenii liderskogo potenciala [The Role of Stress Conditions in the Manifestation of Leadership Potential], Mir nauki. Pedagogika i psihologiya = The World of Science. Pedagogy and Psychology, 2019, vol. 7, No. 1, pp. 72-79. (in Russ.)
6. Kuzmin, A.M. Igrovye vidy sporta i ih rol v formirovanii takticheskogo myshleniya [Game Sports and Their Role in the Formation of Tactical Thinking]. In: Aktualnye problemy i perspektivy razvitiya fizicheskoj kultury i sporta v vysshih uchebnyh zavedeniyah Minselhoza Rossii [Actual Problems and Prospects of Development of Physical Culture and Sports in Higher Educational Institutions of the Ministry of Agriculture of Russia: Collection of Articles Based on the Materials of the IV International, Interuniversity, Educational-Methodical and Scientific-Practical Conference], eds. A.V. Milekhin, D.V. Nikolaev, S.G. Kalmykov, M.V. Beglov. Saratov, Centr socialnyh agroinnovacij SGAU, 2016, pp. 76-78. (in Russ.)
7. Sharonova, P.A. Osobennosti myshleniya v parusnom sporte [Features of Thinking in Sailing]. In: Psihologiya XXI veka [Psychology of the XXI Century]. St. Petersburg, 2002, pp. 275-277. (in Russ.)
8. Voronova, V.I., Vysochina, N., Mikhnov, A. Opredelenie igrovogo amplua hokkeistov s uchetom lichnostnyh parametrov [Identification of the Team Roles of Hockey Players Taking into Account Personal Characteristics], Nauka v olimpijskom sporte = Science in Olympic Sports, 2018, No. 1, pp. 59-65. (in Russ.)
9. Chernetsov, M.M. Innovacionnyj podhod k formirovaniyu predstavlenij ob igrovom prostranstve v futbole v aspekte kompozicionnyh skhem [Innovative Approach to the Formation of Ideas about the Playing Space in Football in the Aspect of Compositional Schemes], Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta = Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University, 2020, No. 10 (188), pp. 398-403. (in Russ.)
10. Sukhanov, A.V. Igrovoe myshlenie — sovershenstvovanie anticipiruyushchih sposobnostej volejbolistov [Game Thinking — Improvement of Volleyball Players Anti-Coding Abilities]. In: Tendencii i innovacii razvitiya sovremennogo volejbola [Trends and Innovations in the Development of Modern Volleyball: Materials of the Collection of Works]. Moscow, Rossijskij gosudarstvennyj universitet fizicheskoj kultury, sporta, molodyozhi i turizma, 2020, pp. 169-173. (in Russ.)
11. Drandrov, G.L., Safronov, E.L., Pleshakov, A.A. Harakteristika igrovogo myshleniya futbolistov i metodicheskie podhody k ego razvitiyu [The Characteristics of Football Players' Game Thinking
245
and Methodological Approaches to Its Development], Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya = Modern Problems of Science and Education, 2015, No. 1-1, 990 p. (in Russ.)
12. Yastrebova, E.A., Kuzmenko, A.A., Kim, T.K., Kuzmenko, G.A. Resursy razvitiya individualnogo igrovogo potenciala u yunyh hokkeistov na osnove preemstvennogo uslozhneniya tekhnicheskih dejstvij i uslovij ih realizacii [Development Resources of Individual Playing Potential of Young Hockey Players Based on the Successive Technical Actions' Complication and Conditions for Their Implementation], Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta = Scientific Notes of the P.F. Lesgaft University, 2022, No. 4 (206), pp. 541-547. (in Russ.)
13. Yastrebova, E.A. Kategorialnye harakteristiki igrovogo potenciala yunyh hokkeistov 8-9 let v uchebno-trenirovochnoj deyatelnosti [Categorical Characteristics of the Playing Potential of Young Hockey Players 8-9 Years Old in Educational and Training Activities]. In: Innovacii i tradicii v sovremennom fizkulturnom obrazovanii [Innovations and Traditions in Modern Physical Education: Materials of the Interuniversity Scientific and Practical Conference with International Participation], comp. T.K. Kim. Moscow, Moskovskij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet, 2020, pp. 213-219 (in Russ.)
Ястребова Евгения Александровна, старший преподаватель, кафедра теоретических основ физической культуры и спорта, Московский педагогический государственный университет, 5zim@ mail.ru
Evgenia A. Yastrebova, Senior Lecturer, Theoretical Foundations of Physical Culture and Sports Department, Moscow Pedagogical State University, [email protected]
Кузьменко Андрей Александрович, аспират, кафедра теоретических основ физической культуры и спорта, Московский педагогический государственный университет, [email protected] Andrey A. Kuzmenko, Postgraduate Student, Theoretical Foundations of Physical Culture and Sports Department, Moscow Pedagogical State University, [email protected]
94fi Ким Татьяна Константиновна, доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой, кафедра теоретических основ физической культуры и спорта, Московский педагогический государственный университет, [email protected] Tatiana K. Kim, ScD in Education, Associate Professor, Chairperson, Theoretical Foundations of Physical Culture and Sports Department, Moscow Pedagogical State University, kim.tatiana8848@ yandex.ru
Кузьменко Галина Анатольевна, доктор педагогических наук, доцент, профессор, кафедра теоретических основ физической культуры и спорта, Московский педагогический государственный университет, [email protected] Galina A. Kuzmenko, ScD in Education, Associate Professor, Professor, Theoretical Foundations of Physical Culture and Sports Department, Moscow Pedagogical State University, kuzmenkoga2010@ yandex.ru
Статья поступила в редакцию 05.08.2022. Принята к публикации 07.10.2022 The paper was submitted 05.08.2022. Accepted for publication 07.10.2022