ГЕТЕРОХРОННОСТЬ РАЗВИТИЯ ИГРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ В ТРЕНИРОВОЧНОЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК/UDC 796.9
Поступила в редакцию 09.01.2021 г.
Информация для связи с автором: [email protected]
Соискатель Е.А. Ястребова1
Доктор педагогических наук, доцент Т.К. Ким2 Доктор педагогических наук, доцент Г.А. Кузьменко2
1 Республиканская специализированная спортивная школа по футболу Республики Саха (Якутия), Нерюнгри
2 Московский педагогический государственный университет, Москва
HETEROCHRONY OF PHYSICAL POTENTIAL IN GAMING ACTIVITY OF YOUNG HOCKEY PLAYERS DURING TRAINING AND COMPETITIVE ACTIVITIES
Applicant E.A. Yastrebova1
Dr. Hab., Associate Professor T.K. Kim2
Dr. Hab., Associate Professor G.A. Kuzmenko2
1 Republican Specialized Football School of the Republic of Sakha (Yakutia), Neryungri
2 Moscow State Pedagogical University, Moscow
□ и
£ г. CL
4—
О OJ и
CL ' -о с
га
^
О (U .с Н
Аннотация
Цель исследования - выявить и охарактеризовать компоненты игрового потенциала хоккеистов 8-9 лет с учетом особенностей его гетерохронного развития в условиях преемственной сопряженности тренировочной и соревновательной деятельности.
Методика и организация исследования. В статье представлены исследовательские данные об особенностях гетерохронного развития компонентов игрового потенциала в тренировочной и соревновательной деятельности хоккеистов 8-9 лет, занимающихся в Ледовом дворце «Эллей Боотур» г. Якутска.
Результаты исследования и выводы. Выявлены факторы, характеризующие компоненты игрового потенциала юных спортсменов, такие как: наличие опыта реализации технико-тактических действий с установкой на доминирование над соперником в игровой ситуации при положительной оценке деятельности; уровень технико-тактической подготовленности, сформированность соревновательно значимых способностей и личностных качеств; акмеологическая позиция личности на максимальную самореализацию в игровых ситуациях вне зависимости от текущего результата; своевременная реализация творческого, комбинаторного, логического, оперативного игрового мышления в индивидуальной и командной деятельности, быстродействие в изменяющихся ситуациях и создание моментов игрового преимущества над соперником. Содержательно выделены базовые личностно-психические характеристики игрового потенциала. Дальнейшая кластеризация выделенных структурных единиц позволила охарактеризовать последовательно развивающиеся зоны педагогического внимания и требуемой методической поддержки тренировочного процесса с учетом множественности уровней интегративного усложнения тренировочных упражнений и элементов соревновательной практики, в целом очерчивающие пространство педагогических воздействий тренера как системы преемственно усложняющейся стимулирующей деятельности в 27 смысловых образованиях - установках на качественные атрибуты действий в структуре тренировочной и соревновательной деятельности юных хоккеистов.
Ключевые слова: юные хоккеисты 8-9 лет, тренировочная и соревновательная деятельность, игровой потенциал, компоненты, характеристика, развитие.
Abstract
Objective of the study was to identify and characterize the components of the physical potential of the 8-9 year-old hockey players in the gaming activity taking into account the peculiarities of its heterochronic development in terms of conjugacy of the training and competitive activities.
Methods and structure of the study. Sampled for the study were the 8-9 year-old hockey players performing at "Elley Bootur" Sorts Complex, Yakutsk. The article presents the findings on the peculiarities of the heterochronic development of the components of physical potential of the junior hockey players in the gaming activity (both training and competitive).
Results and conclusions. The study enabled to determine the factors that characterize the components of the physical potential of the junior athletes in the gaming activity: successful performance of the technical and tactical actions with a mindset to dominate over the opponent in the gaming situation, with the positive evaluation of their activity; the level of the technical-tactical fitness; the level of skills and personal qualities that are crucial for the competitive activity; personal acmeological stand on ultimate self-realization in the gaming activity regardless of the current result; timely realization of their own creative, combinatorial, logical, operational thinking during individual and team game activities. The basic characteristics of the physical potential of an athlete in the gaming activity were highlighted.
Further clustering of the identified structural units helped characterize the successively developing areas of pedagogical attention and required methodological support of the training process taking into account multiple levels of integral complexity of the training exercises and elements of competitive activity that, overall, mark the domain of coach's pedagogical impact as a system of successively increasing stimulating activity in 27 semantics - stands on the qualitative attributes of the actions within the structure of the training and competitive activities of junior hockey players.
Keywords: junior hockey players aged 8-9 years old, training and competitive activities, physical potential in the gaming activity, components, characteristics, development.
Введение. Рассматривая процесс спортивной подготовки начиная со спортивно-оздоровительного этапа, по мнению К. С. Напалкова, важно иметь представление о сущности
и специфике формирования физического и технического потенциала в условиях тренировочной и соревновательной деятельности юных хоккеистов 5-6 лет [3] и раскрываемо-
http://www.teoriya.ru
№4^ 2021 Апрель | April
го нами в 42 категориальных характеристиках [6]. Перечень последних включает значимость скоростных и реагирующих способностей хоккеистов разного игрового амплуа, которые в своем исследовании на контингенте 11-12-летних подростков обосновывают А. А. Попурей и С. О. Булышев [4], в свою очередь, проявление данных качеств, по мнению Н. Н. Романовой и И. И. Карпухиной, зависит от лабильности мышления [5], а согласно представлениям С. С. Жаворонкова - от особенностей и характера динамики их развития [1]. Вместе с тем согласно исследованиям Г. А. Кузьменко игровой потенциал во многом отражает готовность юного спортсмена к скоростной стратегии реализации интеллекта в движении, к быстроте воспроизведения соревновательно актуальных умений, при котором «интеллектуальная подготовка в ряду видов спортивной подготовки (физической, технической, тактической, психологической, теоретической) реализуется на их образовательном материале, формируя свой контекст средств с учетом профессиограммы избранного вида спорта, проблематики изменяющихся ситуаций соревновательной деятельности, и основана на необходимости развития личностных ресурсов, обеспечивающих успешное приспособление к нестандартным условиям решения интеллектуальных задач в условиях лимита времени, пространства, требований к перманентной оптимизации программы движения» [2]. Существующая в настоящее время неопределенность согласования в тренировочной деятельности содержания и средств развития игрового потенциала юного хоккеиста требует своего осмысления и является предметом представленного данного изыскания.
Цель исследования - выявить и охарактеризовать компоненты игрового потенциала хоккеистов 8-9 лет с учетом особенностей его гетерохронного развития в условиях преемственной сопряженности тренировочной и соревновательной деятельности как необходимой предпосылки к структуризации материала тренировочных занятий на основе последовательно усложняющихся заданий.
Методика и организация исследования. В ходе исследования проводилось интервьюирование, анализ реализации игрового потенциала юными хоккеистами 8-9 лет, педагогическое наблюдение, факторный анализ (FactorLoadings (Unrotated) (Spreadsheets) Extraction: Principalcomponents (Markedloadingsare>,700000), кластерный анализ. Исследование проводилось на базе Ледового дворца «Эллей Боотур» (г. Якутск) на контингенте юных хоккеистов 8-9 лет (n=20).
Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования выделены базовые характеристики игрового потенциала юных хоккеистов 8-9 лет, включающие: «понимание сущности установок тренера» и «помехоустойчивость в деятельности»; «радость противоборства на фоне ситуативной адекватности действий» и «готовности к реализации способностей» (табл. 1) - позволившие в совокупности определить структурно-содержательную последовательность их поэтапной реализации с учетом актуальной задачи тренировочно-соревновательной деятельности.
При этом «уважение себя» характеризует высший уровень интегративных связей, обусловленных всеми исследуемыми факторами, включая «удовлетворенность процессом и результатами деятельности», что отражает развивающуюся способность к рефлексивному анализу растущей личности. Кластеризация факторов позволила определить последовательно развивающиеся зоны педагогического внимания и требуемую методическую поддержку содержания тренировочного процесса.
Важным результатом исследования компонентов игрового потенциала юных хоккеистов 8-9 лет является необходимое сопряженное развитие: концентрации внимания и способности быстро мыслить; оперативности выбора тактических решений и адекватной самореализации соревновательно значимого качества в игровом эпизоде (табл. 2).
Кластерами высшего порядка, как представлено в таблице, выступают более комплексные основания: «игровое чутье» и «способность к непрерывности игровой деятельности». Очевиден факт, что освоение компонентов игрового потенциала происходит последовательно - от уровня двигательных операций и действий к их комплексированию в отрезки спортивной деятельности.
Группа показателей игрового потенциала, отражающая акмеологическую позицию личности на максимальную самореализацию в игровых ситуациях деятельности при любом текущем результате, предусматривает сопряжение «способности к реализации игровых сюжетов с партнером, обеспечивающих преимущество в игре 2х2» (-0,926), и «способности к созданию игровых ситуаций «для успеха команды» (-0,917), а также согласование проявления способности «рационально оценивать победу над слабым соперником» (-0,739), «положительно оценивать свои действия в противоборстве с более сильным соперником» (-0,801) и «установка на своевременную передачу шай-
Таблица 1. Структурно-содержательная преемственность формирования компонентов игрового опыта при реализации технико-тактических действий юных хоккеистов с установкой на доминирование над соперником в игровой ситуации при положительной оценке деятельности
Успешный игровой опыт при реализации технико-тактических действий физического, функционального, психологического доминирования над соперником в игровой ситуации при положительной социальной и личностной оценке
Высокая самооценка своих способностей, ценностное отношение к собственным возможностям
Принятие установок тренера, понимание их сущности
Помехоустойчивое поведение
Ситуативная адекватность действий
Радость игрового противоборства с соперником
Мобилизационная готовность к максимальной реализации физических и психических возможностей
Поисковый интерес к обыгрыванию соперника нестандартными решениями
Завершенность технико-тактических комбинаций, ее оперативная перестройка
Стремление к соответствию параметров движения модельным характеристикам
Психологическая устойчивость к противоборству с соперником в игровых ситуациях, контроль шайбы
Удовлетворенность процессом работы на пределе индивидуальных возможностей
Факторный анализ
-0,715
-0,811
-0,842
-0,867
-0,879
-0,835
-0,872
-0,821
-0,854
-0,421
-0,737
Кластерный анализ
Tree Dagram for 11 Vrrbfe Single Ulage Eucldern distance
№4 • 2021 Апрель | April
http://www.teoriya.ru
Таблица 2. Структурно-содержательная преемственность формирования игрового потенциала хоккеистов при исполнении технико-тактических действий и реализации соревновательно значимых способностей и личностных качеств
Способность эффективно сочетать при исполнении технико-тактических элементов функциональные, психомоторные, интеллектуальные способности, физические качества и личностно-психические качества Факторный анализ Кластерный анализ
Tree Diagram for 10 Variables Single Linkage
«Игровое чутье» -0,872
Var1 Va6 Var8 Vaiß Var7 Vaß Var9 Var10 Var4 Var3
Концентрация внимания при управлении шайбой с полным, частичным, эпизодическим визуальным контролем -0,907
Способность быстро мыслить и мгновенно принимать решения -0,892
Контроль и предвосхищение двигательного поведения соперника -0,930
Способность занять оптимальную позицию при выходе на перехват шайбы -0,907
Способность достигать превосходства над соперником в игровой ситуации -0,884
Способность осуществлять оперативный выбор тактического решения из вариантов развития деятельности -0,952
Способность проявлять соревновательно важное качество для игрового эпизода -0,954
Стремление к завершению игрового задания без потери интенсивности и эффективности мышления и действий -0,889
Способность непрерывно осуществлять игровую деятельность -0,909
1 0 1,1 1,2 1,3 1,4 1,5 1,6 1,7 1 Linkage Distance 8
□ и
£ г. CL
ч—
О 0J и
CL ' -о с га
Ii
О (U .с Н
бы, сохранение игрового преимущества над соперником» (-0,724).
Базовыми кластерами, формирующими «способность к своевременной реализации творческого, комбинаторного, логического, оперативного игрового мышления в практической индивидуальной и командной деятельности, к быстродействию в изменяющихся ситуациях и созданию моментов игрового преимущества над соперником», выступают способности «к своевременности действий при управлении шайбой в движении без опережения и запаздывания» (-0,947) и «к созданию ситуаций, обеспечивающих игровое преимущество над соперником» (-0,924), а также таковые «предвосхищать действия соперника» (-0,925). Также значимо базовое сопряжение способностей: «комбинировать технические элементы в эффективной для текущей ситуации последовательности» (-0,818) и «к фиксации сильных и слабых сторон игровой деятельности соперника и нахождению «слабого звена» в его интегральной подготовленности» (-0,833) - что создает предпосылки для проявления «желания играть и находить новые пути развития игровой ситуации» (-0,842), «оперативно определять в игре способы выполнения двигательной задачи» (-0,865), «ориентироваться на качество операций и действий» (0,843).
Вывод. Выявленные особенности гетерохронного сопряжения компонентов, формирующих игровой потенциал хоккеистов 8-9 лет в условиях тренировочной и соревновательной деятельности, обусловили возможность структуризации материала тренировочных занятий, в которых преемственно и последовательно усложняются задания на отработку соревновательно значимых способностей на разных уровнях сопряжения развивающего материала возрастающей структурно-содержательной комбинационной сложности, что содействует полноценному развитию качеств и способностей хоккеистов на этапе начальной подготовки.
Литература
1. Жаворонков С.С. Исследование особенностей и динамики развития скоростных способностей юных хоккеистов в возрасте 1013 лет / С.С. Жаворонков // Научно-спортивный вестник Урала и Сибири. - 2017. - № 1 (13). - С. 41-47.
2. Кузьменко Г.А. Технология интеллектуального развития подростков в детско-юношеском спорте: монография / Г.А. Кузьменко. - М.: МПГУ, 2017. - 460 с.
3. Напалков К.С. Использование подвижных игр для оценки применения физического и технического потенциала в соревновательной деятельности юных хоккеистов 5-6 лет / К.С. Напалков // В сборнике: Студенческая наука. Матер. межрегион. науч. конф. -2019. - С. 95-97.
4. Попурей А.А. Оценка скоростных и реагирующих способностей хоккеистов 11-12 лет разного игрового амплуа / А.А. Попурей, С.О. Булышев // Научные труды Сибирского государственного университета физической культуры и спорта. - 2015. - № 1. -С. 63-66.
5. Романова Н.Н. Особенности лабильности мышления юных хоккеистов / Н.Н. Романова, И.И. Карпухин // В сборнике: Актуальные проблемы и перспективы развития хоккея с шайбой и формирование компетенций тренеров в условиях реализации НпПх «Красная машина». Матер. всерос. науч.-практ. конф. с между-нар. участием. - 2020. - С. 120-123.
6. Ястребова Е.А. Категориальные характеристики игрового потенциала юных хоккеистов 8-9 лет в учебно-тренировочной деятельности / Е.А. Ястребова // В сборнике: Инновации и традиции в современном физкультурном образовании. Матер. межвуз. науч.-практ. конференции с междунар. участием / Составитель Т.К. Ким. - 2020. - С. 213-219.
References
1. Zhavoronkov S.S. Issledovanie osobennostey i dinamiki razvitiya skorostnykh sposobnostey yunykh khokkeistov v vozraste 10-13 let [Study of characteristics and dynamics of development of speed abilities in junior hockey players aged 10-13 years]. Nauchno-sportivny vestnik Urala i Sibiri. 2017. No. 1 (13). pp. 41-47.
2. Kuzmenko G.A. Tekhnologiya intellektualnogo razvitiya podrostkov v detsko-yunosheskom sporte [Intellectual development technology for adolescents in youth sports]. Moscow: MPSU publ., 2017. 460 p.
3. Napalkov K.S. Ispolzovanie podvizhnykh igr dlya otsenki primeneniya fizicheskogo i tekhnicheskogo potentsiala v sorevnovatelnoy deyatelnosti yunkh khokkeistov 5-6 let [Outdoor games to assess physical and technical potential in competitive activity of junior hockey players aged 5-6 years]. Studencheskaya nauka [Student Science]. Proceedings interregional scientific conference. 2019. pp. 95-97.
4. Popurey A.A., Bulyshev S.O. Otsenka skorostnykh i reagiruyushchikh sposobnostey khokkeistov 11-12 let raznogo igrovogo amplua [Rating speed and responsive abilities of 11-12 year-old hockey players of different game positions]. Nauchnye Trudy Sibirskogo gosudarstvennogo universiteta fizicheskoy kultury i sporta. 2015. No. 1. pp. 63-66.
5. Romanova N.N., Karpukhin I.I. Osobennosti labilnosti myshleniya yunykh khokkeistov [Features of thinking lability of junior hockey players]. Aktualnye problemy i perspektivy razvitiya khokkeya s shayboy i formirovanie kompetentsiy trenerov v usloviyakh realizatsii NPPH «Krasnaya mashina» [Actual problems and prospects for development of ice hockey and building competences of coaches in context of Red Machine NpHt implementation]. Proceedings national research practical conference with international participation. 2020. pp. 120-123.
6. Yastrebova E.A. Kategorialnye kharakteristiki igrovogo potentsiala yunykh khokkeistov 8-9 let v uchebno-trenirovochnoy deyatelnosti [Categorical characteristics of playing potential of 8-9 year-old hockey players in educational and training activities]. Innovatsii i traditsii v sovremennom fizkulturnom obrazovanii [Innovation and tradition in modern physical education]. Proceedings inter-university research practical conference with international participation. 2020. pp. 213-219.
http://www.teoriya.ru
№4^ 2021 Апрель | April