ОБУЧЕНИЕ СОГЛАСОВАННОСТИ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ ХОККЕИСТОВ 11-13 ЛЕТ С УЧЁТОМ ПРИНЦИПОВ СИТУАЦИОННОГО ПОДХОДА
УДК/UDC 796.015.1
Поступила в редакцию 16.12.2014 г.
Кандидат педагогических наук В.В. Козин1 Аспирант А.В. Зыков1
1 Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Россия, Омск
TRAINING CONSISTENCY OF TECHNICAL AND TACTICAL ACTIONS OF HOCKEY PLAYERS AGED 11-13 YEARS ACCORDING TO SITUATIONAL APPROACH Ph.D. V.V. Kozin1
Postgraduate A.V. Zykov1
1 Siberian State University of Physical Culture and Sport, Omsk
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
Анализ научно-методической литературы показал, что техника и тактика игры в хоккей в большинстве случаев рассматриваются с позиций дифференциации. Вследствие этого в структуре тренировочного процесса хоккеистов технический и тактический разделы подготовки реализуются обособленно друг от друга. Данный подход приводит к выраженной стереотипизации игровой соревновательной деятельности хоккеистов и усугубляет проблему использования в теории и практике нелинейных классификаций техники и тактики игры. В итоге в условиях соревнований выполнение действий спортсменами с «эталонной» двигательной структурой оказывается менее эффективным вследствие их вероятностного прогнозирования [1, 2]. Спортсмены пытаются решить разные игровые ситуации одинаковыми способами или выжидают, пока ситуации будут соответствовать тем действиям, которые они привыкли использовать. При этом данные стереотипы вырабатываются у спортсменов уже на ранних этапах подготовки. В то же время подход к подготовке хоккеистов через типизацию соревновательных ситуаций еще недостаточно разработан, так как не учитывает многих игровых категорий и принципов типизации [5]. Как следствие изучение отдельных типовых ситуаций является малопродуктивным для игроков ввиду отсутствия взаимосвязей между ними, сложности преобразования и согласованности игровых действий. В данном случае несоответствие ситуационных игровых моделей в сознании спортсмена и действий, реализуемых в экстремальных условиях соревнований, приводит к их рассогласованию Построение процесса технико-тактической подготовки с учётом принципов ситуационного подхода позволяет организовать обучение согласованности игровых действий хоккеистов 11-13 лет с выявлением специфических пространственных и функциональных игровых условий. Данный подход открывает перспективы для дальнейших исследований в области имитационного моделирования сложных систем, к которым относится игровая соревновательная деятельность спортсменов.
Ключевые слова: техника, тактика, обучение, ситуационный подход.
Annotation
Proceeding from the analysis of the scientific and methodological literature, the technique and tactics of the game of hockey in most cases are considered from the standpoint of differentiation. As a result, technical and tactical training sections in the structure of the training process of hockey players are implemented individually.
This approach leads to pronounced stereotyping of play competitive activity of hockey players and exacerbates the problem of using of non-linear classifications of technique and tactics of the game in the theory and practice. As a result, in competitive conditions actions with the "standard" motor structure that athletes perform are less efficient due to their probabilistic forecasting. Athletes are trying to solve different game situations the same way, or wait until situations will correspond to the actions which they are used to used. The given stereotypes are cultivated in athletes at the early stages of training.
At the same time, the approach to training of hockey players via typing of competitive situations has not yet been properly developed, since it ignores many game categories and typing principles.
As a consequence, the study of some typical situations is ineffective for the players because of the lack of the correlation between them, the complexity of the transformation and consistency of game actions. In this case, the discrepancy of situational game models in the athlete's mind and the actions being taken in the extreme competitive conditions leads to a mismatch.
Organization of the process of technical and tactical training in view ofthe principles of the situational approach helps arrange training of consistency of game actions of hockey players aged 11-13 years with the identification of specific spatial and functional play conditions.
This approach reveals the prospects for further research in the field of simulation of complex systems, which include play competitive activity of athletes.
Keywords: technique, tactics, training, situational approach.
Введение. Анализ научно-методической литературы показал, что техника и тактика игры в хоккей в большинстве случаев рассматриваются с позиций дифференциации. Вследствие этого в структуре тренировочного процесса хоккеистов технический и тактический разделы подготовки реализуются обособленно друг от друга [5, 7].
Данный подход приводит к выраженной стереотипизации игровой соревновательной деятельности хоккеистов и усугубляет проблему использования в теории и практике нелинейных
классификаций техники и тактики игры. В итоге в условиях соревнований выполнение действий спортсменами с «эталонной» двигательной структурой оказывается менее эффективным вследствие их вероятностного прогнозирования [1, 2]. Спортсмены пытаются решить разные игровые ситуации одинаковыми способами или выжидают, пока ситуации будут соответствовать тем действиям, которые они привыкли использовать. При этом данные стереотипы вырабатываются у спортсменов уже на ранних этапах подготовки.
В то же время подход к подготовке хоккеистов через типизацию соревновательных ситуаций еще недостаточно разработан, так как не учитывает многих игровых категорий и принципов типизации [5]. Как следствие изучение отдельных типовых ситуаций является малопродуктивным для игроков ввиду отсутствия взаимосвязей между ними, сложности преобразования и согласованности игровых действий. В данном случае несоответствие ситуационных игровых моделей в сознании спортсмена и действий, реализуемых в экстремальных условиях соревнований, приводит к их рассогласованию [2].
В отдельных исследованиях подчеркивается значимость использования ситуационного подхода в решении задач, связанных с деятельностью в экстремальных ситуациях [3, 4, 6]. Данный подход раскрывает сущность игровой соревновательной деятельности с выявленными переменными конкретной ситуации, а также позволяет рассматривать действия и принятие решений посредством имитационного моделирования, что важно для анализа и планирования технико-тактической подготовки спортсменов игровых видов. Однако, несмотря на выраженную ситуативность, в теории и практике хоккея ситуационный подход не применяется или используется опосредованно. Отчасти это приводит к невозможности выделения ключевых характеристик различных игровых условий, их типизации и дальнейшей взаимосвязи при разработке специализированных упражнений в рамках обучения юных хоккеистов технико-тактическим действиям.
На наш взгляд, учет взаимосвязи игровых ситуаций имеет большую значимость в обучении согласованности технико-тактических действий хоккеистов, особенно на ранних этапах, и требует обоснования закономерностей возникновения, формирования и преобразования игровых ситуаций на основе ситуационного подхода. Ввиду этого актуальна проблема обучения юных хоккеистов технико-тактическим действиям с учетом динамических ситуаций.
Цель исследования - выделить и адаптировать принципы ситуационного подхода к специфике обучения хоккеистов 11-13 лет согласованности технико-тактических действий.
Методика и организация исследования. Исследование проводилось в период с 2012 по 2014 г на базе НПСК «Авангард» г Омска. Были выполнены анализ научно-методической литературы, синтез информации. Регистрация и видеоанализ тренировочной и соревновательной деятельности осуществлялись с помощью широкоугольной видеокамеры. Деятельность спортсменов количественно и качественно анализировалась по содержательным характеристикам, изучались особенности учебно-тренировочного процесса.
Результаты исследования и их обсуждение. В научно-методической литературе игровая ситуация рассматривается как динамично видоизменяющийся элемент соревнований, без учета предшествующих и последующих игровых ситуаций, которые во многом предопределяют успех решения спортсменом технико-тактических задач [4, 5]. При этом в большинстве случаев ситуация характеризуется расположением игроков на площадке, что не в полной мере раскрывает игровую ситуацию, а лишь некоторые из ее условий.
Смена ситуаций выступает как субъективное восприятие в сознании спортсмена, предполагающее выход из границ одной ситуации, определенных субъектом деятельности, и вход в другую [4]. Совокупность динамических игровых условий, а также активность основных и второстепенных игроков устанавливают ситуационные границы и способствуют их преобразованию.
Регистрация и анализ тренировочной и соревновательной деятельности позволили определить, что специфические игровые ситуации систематически повторяются на одних и тех же участках игровой площадки. Ввиду этого мы предположили, что изучение закономерностей игры на отдельных участках игрового пространства позволит определить часто возникающие технико-тактические задачи и действия игроков, а также выявить
динамические характеристики игровых условий. Это будет способствовать разработке методики, в основе которой находится выработка направлений в решении игровых задач и как следствие в управлении игровой соревновательной деятельностью спортсменов с учетом принципов системного подхода. Результатами будут выявление взаимообусловленности участков игровой площадки, формирование в сознании спортсменов слитной композиции игровых ситуаций и соответственная согласованность технико-тактических действий.
Несмотря на закономерности игровой соревновательной деятельности, на практике большинство тренеров обучают спортсменов технике и тактике игры, используя аналитический подход. Они детально описывают характеристики приёма, могут объяснить взаимосвязь действий. В итоге игроки умеют кататься на коньках, владеют клюшкой, эффективно реализуют отдельные ситуации в тренировочном процессе, но в реальной игре часто не могут эффективно выйти из игровой ситуации и решить переходные технико-тактические задачи.
Это вызвано косвенным, несистематизированным использованием элементов ситуационного подхода в тренировочном процессе, суть которого заключается в попытке теоретически сформулировать, эмпирически проверить и затем практически рекомендовать различные типовые решения применительно к каждой типовой ситуации из сформулированного набора. Данный подход позволяет успешно формировать знания субъекта в некоторых проблемных областях [8]. По многим характеристикам именно к этим областям относятся игровая ситуация и технико-тактическая деятельность хоккеистов.
Обучение юных спортсменов игровых видов двигательным действиям с позиции ситуационного подхода основано на соотношении ситуационных и двигательных моделей, выражающих зависимость между игровыми условиями и параметрами деятельности, поддерживаемыми вероятностной моделью. Учёт ситуационной изменчивости игры и противодействий соперников позволяет системно рассматривать технические и тактические действия посредством причинно-следственных связей [3].
Ввиду специфики обучения исследования тренировочной и соревновательной деятельности хоккеистов учебно-тренировочных групп, а также собственного практического опыта выявлены и адаптированы специфические принципы ситуационного подхода: применимость к линейным и нелинейным категориям и классификациям техники и тактики игры; характеристика переходных границ между игровыми условиями одной и той же ситуации, когда они количественно и качественно отличаются и не отличаются друг от друга; учет роли совокупности внешних и внутренних ситуаций, оказывающих влияние на технико-тактические задачи и действия, их реализацию; применимость к результату двух и более взаимодействующих игровых ситуаций, условия которых сочетаются случайным образом, не создавая ещё новой ситуации или образуя переходную игровую ситуацию.
На наш взгляд, учет представленных принципов ситуационного подхода к обучению технико-тактическим действиям позволит получить новые научные данные о процессе согласованности технико-тактических действий хоккеистов 11-13 лет в динамических ситуациях игры, а также разработать и обосновать алгоритм ситуационных упражнений, направленных на формирование у спортсменов ориентировочного и двигательного компонентов.
Заключение. Преимущество использования ситуационного подхода в решении проблем технико-тактической подготовки хоккеистов 11-13 лет заключается в комплексности. Данный подход позволяет типизировать пространственные и функциональные игровые условия, способствующие совершенствованию обучения согласованности технико-тактических действий хоккеистов 11-13 лет. Среди них можно выделить: число игроков, участвующих в
игровой ситуации; качественный состав команд; характер взаимодействий и противодействий игроков; объективность в принятии решений; единство или множество альтернатив действий; альтернатива «правильных» и «неправильных» решений; зависимые и независимые преобразования игровых условий и др.
Изучение особенностей игры в хоккей и выявление специфических пространственных и функциональных условий открывает перспективы дальнейших исследований в области имитационного моделирования сложных систем, к которым можно отнести соревновательную деятельность хоккеистов. Это во многом будет способствовать разработке методики обучения технико-тактическим действиям хоккеистов 11-13 лет в динамических ситуациях игры, основанной на этапной последовательности, включающей индивидуальную, групповую и командную согласованность.
Литература
1. Айткулов С.А. Управление тактико-технической подготовкой спортсменов в командных видах спортивных игр и теория функциональных систем // Теория и практика физ. культуры. - 2007. -№ 10. - С. 8-10.
2. Козин В. В. Обучение двигательным действиям юных спортсменов игровых видов спорта / В.В. Козин, С.А. Кугаевский // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2014. - № 5. - С. 39-43.
3. Козин В.В. Методология ситуационного подхода в технико-тактической подготовке спортсменов игровых видов / В.В. Козин, С.А. Кугаевский, А.В. Зыков // Омский научный вестник. - 2014. -Вып. 2 (126). - С. 183-186.
4. Коренберг В.Б. Основы спортивной кинезиологии: учеб. пособие / В.Б. Коренберг. - М.: Советский спорт, 2005. - 232 с.
5. Макаров Ю.М. Концепция формирования игровой деятельности в спортивных играх / Ю.М. Макарова // Уч. записки ун-та им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 7. - С. 78-83.
6. Морозов О.С. Общие принципы управления сложнодинамически-ми системами в конфликтной ситуации // Теория и практика физ. культуры. - 2005. - № 2. - С. 21-24.
7. Притыкин В.Н. Организационная структура комплексных методик
технико-тактической подготовки в баскетболе / В.Н. Притыкин,
H.С. Морозова, С.В. Сухарев // Теория и практика физ. культуры.
- 2009. - № 2. - С. 38-41.
8. Таран Т.А. Ситуационное моделирование на основе качественных рассуждений / Т.А. Таран // Искусственный интеллект. - 1996. - №
I. - С. 102-114.
References
1. Aitkulov, S.A. Upravlenie taktiko-tekhnicheskoy podgotovkoy sportsmenov v komandnykh vidakh sportivnykh igr i teoriya funktsional'nykh sistem (Management of tactical and technical training of team game players and theory of functional systems) // Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kul'tury. - 2007. - № 10. - P. 8-10.
2. Kozin, V.V. Obuchenie dvigatel'nym deystviyam yunykh sportsmenov igrovykh vidov sporta (Teaching motor actions to young sport game players) / V.V. Kozin, S.A. Kugaevsky // Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. - 2014. - № 5. - P. 39-43.
3. Kozin, V.V. Metodologiya situatsionnogo podkhoda v tekhniko-takticheskoy podgotovke sportsmenov igrovykh vidov (Methodology situational approach in technical and tactical training athletes game types) / V.V. Kozin, S.A. Kugaevsky, A.V. Zykov Omsky nauchny vestnik.
- 2014. - Iss. 2 (126). - P. 183-186.
4. Korenberg, V.B. Osnovy sportivnoy kineziologii: ucheb. posobie (Fundamentals of sport kinesiology: study guide). - Moscow: Sovetsky sport, 2005. - 232 P.
5. Makarov, Yu.M. Kontseptsiya formirovaniya igrovoy deyatel'nosti v sportivnykh igrakh (Concept of formation of play activity in sports games). Uchenyezapiskiuniversiteta imeniP.F. Lesgafta. - 2013. - № 7. - P. 78-83.
6. Morozov, O.S. Obschie printsipy upravleniya slozhnodinamicheskimi sistemami v konfliktnoy situatsii (General management principles for complex dynamic systems in conflict situations). Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kul'tury. - 2005. - № 2. - P. 21-24.
7. Pritykin, V.N. Organizatsionnaya struktura kompleksnykh metodik tekhniko-takticheskoy podgotovki v basketbole (Organizational structure of complex technical and tactical training methods in basketball) / V.N. Pritykin, N.S. Morozova, S.V. Sukharev. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kul'tury. - 2009. - № 2. - P. 38-41.
8. Taran, T.A. Situatsionnoe modelirovanie na osnove kachestvennykh rassuzhdeniy (Situational modeling based on qualitative reasoning). Iskusstvenny intellekt. - 1996. - № 1. - P. 102-114.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
ОСНОВНЫЕ ВЕХИ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ О.П. ПАНФИЛОВА
УДК/UDC 796(092)
Поступила в редакцию 29.01.2015 г.
Д.б.н., профессор, член-корр. РАО В.К. Бальсевич
Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и туризма (ГЦОЛИФК),
Москва
Ключевые слова: биология, исследование, научные труды.
В феврале 2015 г профессору Тульского педагогического университета им. Л. Н. Толстого, члену-корреспонденту Петровской академии наук и искусств О. П. Панфилову исполнилось 85 лет.
Интерес к научной деятельности проявился в студенческие годы. За год до окончания вуза было опубликовано 2 статьи, одна из которых - в авторитетном издательстве «Физическая культура в школе» (1960 г)
В аспирантуре, на кафедре физиологии, исследовал спортивную подготовленность членов олимпийской сборной СССР по прыжкам на лыжах с трамплина и спрогнозировал победу В. Белоусова и 3-е место А. Жегланова на Олимпийских играх в Гренобле (1968 г.).
В связи с этим с 1972 по 1988 г работал в составе научной группы Всесоюзного научно-исследовательского института физической культуры. Это был наиболее яркий творческий и продуктивный период уже состоявшегося ученого, имеющего самостоятельное научное направление. В каждом 4-летнем олимпийском цикле проводились исследования по оптимизации двигательного режима спортсменов, приема витаминов, растительных адап-тогенов (лимонника китайского, родиолы розовой и др.) в соответствии с поясной разницей, климатическими условиями пункта Олимпийских игр, спецификой вида спорта. В результате почти
за 20-летний период в сборной команде СССР не было случая употребления допингов или анаболических стероидов. Данные материалы были положены в основу докторской диссертации, которая была успешно защищена в 1992 г
О. П. Панфиловым опубликовано более 450 научных и практических материалов, в том числе монографии, методические пособия и рекомендации для сборных команд СССР и России. За успешное научное обеспечение сборных команд СССР в период подготовки и выступления в Олимпийских играх в Монреале, Лейк-Плесиде, Калгари и Сеуле награжден Почётными грамотами.
Награжден значком «Отличник народного просвещения» Министерства народного образования Российской Федерации.
Сегодня профессор О. П. Панфилов полон сил и творческой энергии. Поздравляя Олега Петровича, коллектив преподавателей факультета физической культуры ТГПУ им. Л. Н. Толстого и редакция журнала «ТиПФК» желают ему крепкого здоровья, энергии, свершения творческих замыслов и новых научных достижений. Литература
1. Панфилов О.П. Механизмы адаптации человека к экстремальным условиям / О.П. Панфилов, Н.А. Агаджанян. - Тула,1995. - 215 с.
Информация для связи с автором: [email protected]