Научная статья на тему 'УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ К РЕАЛИЗАЦИИ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СЛОЖНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ'

УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ К РЕАЛИЗАЦИИ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СЛОЖНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
108
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
JUNIOR HOCKEY PLAYERS / COMPLEX COORDINATED TECHNICAL ACTIONS / SPEED-STRENGTH CAPABILITIES / READINESS FOR IMPLEMENTATION / CONDITIONS / ЮНЫЕ ХОККЕИСТЫ / СЛОЖНЫЕ ТЕХНИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ / СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ СПОСОБНОСТИ / ГОТОВНОСТЬ К РЕАЛИЗАЦИИ / УСЛОВИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузьменко А.А., Ким Т.К., Кузьменко Г.А.

Цель исследования - выявление педагогических условий формирования готовности юных хоккеистов к реализации скоростно-силовых способностей при выполнении сложных технических действий. Методика и организация исследования. Использованные в работе методы: педагогическое наблюдение, тестирование, кластерный анализ показателей специальной скоростно-силовой подготовленности, интерпретация данных. Исследование проводилось на контингенте юных хоккеистов 9-10 лет (n=59), занимающихся на базе Национального хоккейного центра, г. Москва. Результаты исследования и выводы. Выявлен ряд противоречий и трудностей в реализации скоростно-силовых способностей: возрастающие требования к скорости исполнения технико-тактических комбинаций не подкреплены способностью к оперативной рациональной перестройке, согласованию и скоординированности действий; динамические усилия, реализуемые на индивидуально предельной скорости, искажают координационную структуру последующих действий; запаса координационного адаптационного потенциала не хватает на полное обеспечение работы в актуальных отрезках соревновательной деятельности. Определено, что более сложные в координационном плане упражнения выступают базовым кластером к освоению умений к максимальному проявлению скоростно-силовых способностей в более простых упражнениях. Выявлен ряд условий формирования готовности юных хоккеистов к реализации скоростно-силовых способностей. На этапе результирующей отработки двигательных действий необходимо уделять внимание сопряженному формированию технико-тактических действий и направленному воспитанию скоростно-силовых способностей. Отработка технических элементов и их комбинаций должна сопрягаться с преемственным ростом скорости выполнения двигательных действий и проявляемых динамических усилий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кузьменко А.А., Ким Т.К., Кузьменко Г.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONDITIONS FOR TRAINING JUNIOR HOCKEY PLAYERS TO IMPLEMENT SPEED-STRENGTH CAPABILITIES WHEN PERFORMING COMPLEX COORDINATED TECHNICAL ACTIONS

Objective of the study was to identify the educational conditions of training junior hockey players to implement speed-strength capabilities when performing complex coordinated technical actions. Methods and structure of the study. The following methods were applied during the study: pedagogical observation, testing, cluster analysis of special speed-strength fitness rates, test data interpretation. The study involved the 9-10 year-old hockey players (n=59) training at the National Hockey Center, Moscow, Russia. Results and conclusions. Several contradictions and difficulties were identified during the implementation of the speed-strength capabilities: increasingly stringent requirements for the speed of execution of technical and tactical combinations are not backed by the capacity for operational rational reorganization, convergence (harmonization) and coordination of motor actions; dynamic efforts realized at individual speed limits distort the coordination structure of subsequent actions; the potential adaptive coordination store is not sufficient to fully support work at the actual stages of competitive activity. It was found that more complex coordinated exercises form the basic cluster for mastering the necessary skills to ultimately implement the speed-strength capabilities in simpler exercises. We identified a set of conditions of formation in junior hockey players of readiness for implementation of the speed-strength capabilities. At the final stage of motor training, special attention should be paid to the associated formation of the technical and tactical actions and the targeted development of the speed-strength capabilities. Mastering of the technical elements and their combinations should be coupled with a continuous increase in both the speed of execution of motor actions and the dynamic efforts made.

Текст научной работы на тему «УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ ЮНЫХ ХОККЕИСТОВ К РЕАЛИЗАЦИИ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПРИ ВЫПОЛНЕНИИ СЛОЖНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ»

условия формирования готовности юных хоккеистов к реализации скоростно-силовых способностей при выполнении сложных технических действий

УДК/UDC 796.012

Поступила в редакцию 21.02.2020 г.

Информация для связи с автором: kuzmenkoga2010@yandex.ru

Магистрант А.А. Кузьменко1

Доктор педагогических наук, доцент Т.К. Ким1 Доктор педагогических наук, доцент Г.А. Кузьменко1

1 Московский педагогический государственный университет, Москва

CONDITIONS FOR TRAINING JUNIOR HOCKEY PLAYERS TO IMPLEMENT SPEED-STRENGTH CAPABILITIES WHEN PERFORMING COMPLEX COORDINATD TECHNICAL ACTIONS

Master student A.A. Kuzmenko1

Dr. Hab., Associate Professor T.K. Kim1

Dr. Hab., Associate Professor G.A. Kuzmenko1

1 Moscow State Pedagogical University, Moscow

□ и

£ г. CL

4—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

Аннотация

Цель исследования - выявление педагогических условий формирования готовности юных хоккеистов к реализации скоростно-силовых способностей при выполнении сложных технических действий. Методика и организация исследования. Использованные в работе методы: педагогическое наблюдение, тестирование, кластерный анализ показателей специальной скоростно-силовой подготовленности, интерпретация данных. Исследование проводилось на контингенте юных хоккеистов 9-10 лет (п=59), занимающихся на базе Национального хоккейного центра, г. Москва. Результаты исследования и выводы. Выявлен ряд противоречий и трудностей в реализации скоростно-силовых способностей: возрастающие требования к скорости исполнения технико-тактических комбинаций не подкреплены способностью к оперативной рациональной перестройке, согласованию и скоординированности действий; динамические усилия, реализуемые на индивидуально предельной скорости, искажают координационную структуру последующих действий; запаса координационного адаптационного потенциала не хватает на полное обеспечение работы в актуальных отрезках соревновательной деятельности. Определено, что более сложные в координационном плане упражнения выступают базовым кластером к освоению умений к максимальному проявлению скоростно-силовых способностей в более простых упражнениях. Выявлен ряд условий формирования готовности юных хоккеистов к реализации скоростно-силовых способностей. На этапе результирующей отработки двигательных действий необходимо уделять внимание сопряженному формированию технико-тактических действий и направленному воспитанию скоростно-силовых способностей. Отработка технических элементов и их комбинаций должна сопрягаться с преемственным ростом скорости выполнения двигательных действий и проявляемых динамических усилий.

Ключевые слова: юные хоккеисты, сложные технические действия, скоростно-силовые способности, готовность к реализации, условия.

Annotation

Objective of the study was to identify the educational conditions of training junior hockey players to implement speed-strength capabilities when performing complex coordinated technical actions.

Methods and structure of the study. The following methods were applied during the study: pedagogical observation, testing, cluster analysis of special speed-strength fitness rates, test data interpretation. The study involved the 9-10 year-old hockey players (n=59) training at the National Hockey Center, Moscow, Russia.

Results and conclusions. Several contradictions and difficulties were identified during the implementation of the speed-strength capabilities: increasingly stringent requirements for the speed of execution of technical and tactical combinations are not backed by the capacity for operational rational reorganization, convergence (harmonization) and coordination of motor actions; dynamic efforts realized at individual speed limits distort the coordination structure of subsequent actions; the potential adaptive coordination store is not sufficient to fully support work at the actual stages of competitive activity. It was found that more complex coordinated exercises form the basic cluster for mastering the necessary skills to ultimately implement the speed-strength capabilities in simpler exercises. We identified a set of conditions of formation in junior hockey players of readiness for implementation of the speed-strength capabilities. At the final stage of motor training, special attention should be paid to the associated formation of the technical and tactical actions and the targeted development of the speed-strength capabilities. Mastering of the technical elements and their combinations should be coupled with a continuous increase in both the speed of execution of motor actions and the dynamic efforts made.

Keywords: junior hockey players, complex coordinated technical actions, speed-strength capabilities, readiness for implementation, conditions.

Введение. Формирование готовности юных спортсменов к реализации скоростно-силовых способностей основывается на научно обоснованном, методически выверенном построении учебно-тренировочного процесса, где дидактические принципы являются базовым основанием к реализации

обучения и воспитания детей и подростков [1, 2], а «спорти-зация физического воспитания, предполагающая конверсию технологий спортивной тренировки с целью управления процессом индивидуального психофизического развития человека на основе модификации систем спортивных упражне-

ний, принципов и методов их применения», выступает одним из ключевых направлений спортивного совершенствования [3, 4].

Процесс воспитания физических качеств и двигательно-координационных способностей осуществляется на материале освоенных с той или иной степенью совершенства двигательных действий. Очевидно, что максимальная реализация кондиционных (скоростно-силовых) способностей сопряжена с экономичным и эффективным осуществлением двигательных координаций. Одними из значимых факторов, от которых в решающей мере зависит проявление быстроты, скоростно-силовых способностей, выступают степень овладения техникой двигательных действий и уровень развития спектра физических качеств.

Полноценная реализация скоростно-силовых способностей возможна лишь в структуре двигательных навыков, характеризующихся не только слитностью, стабильностью, автоматизацией двигательных действий, но и их вариативностью. В категории «вариативность» заложена способность юного спортсмена адаптировать двигательный навык к стремительно меняющимся условиям его реализации в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности при разной степени его активности в условиях взаимодействия с партнером и/или противодействия сопернику.

Цель исследования - выявление педагогических условий формирования готовности юных хоккеистов к реализации скоростно-силовых способностей при выполнении сложных технических действий.

Методика и организация исследования. Работа проводилась на базе Национального хоккейного центра, г Москва. Контингент испытуемых: юные хоккеисты 9-10 лет (п=59). Исследование проведено на материале тестирования контингента детских хоккейных команд ЦСКА-09 (п=27) и «АРМАДА-09» (п=32).

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе контрольных испытаний по выявлению уровня специальной физической подготовленности юных хоккеистов спортсменам было предложено выполнить 16 тестовых заданий (см. рисунок).

Применение кластерного анализа при обработке фактологического материала позволяет заключить, что наиболее сложные в координационном плане упражнения (в сопоставлении с более простыми упражнениями): «обратное катание (36 м, 1-4-17)

на 4 м» и «обратное катание (36 м, 1-4-17) разница 17-4 м» - выступают базовыми основаниями (базовый кластер) к освоению умений к максимальному проявлению скоростно-силовых способностей. Более простые в координационном плане упражнения «уходят» в верхние кластеры. Интересен факт, что спортсмены в максимальной степени реализуют свои скоростно-силовые способности в более трудных тестах - и именно это служит основанием к преемственному и последовательному освоению умений к максимальной реализации усилий в координационно менее сложных упражнениях. Данный факт в ряду многих, по нашему мнению, связан с тем, что выполнение сложных в техническом плане двигательных действий требует от спортсменов более высокой степени мобилизации всех его внутренних ресурсов. От мотивации - психоэмоционального настроя на выполнение задания - до предельной концентрации внимания на фоне перманентной оценки внешних условий, но в то же время при минимальном контроле над исполнением каждого элемента двигательного действия.

В основе развития способности к реализации скоростно-силового потенциала во втором базовом кластере представлены:

1. Способность к сверхмаксимальному усилию от уже реализованного в ближайшие миллисекунды максимального усилия. Поэтому способность юного спортсмена в альтернативу инерционному катанию - к наращиванию скорости (катание вперед (36 м 1-4-17) без шайбы, разница скорости на отрезке 36-17 м) - характеризует тонкую дифференциацию параметров деятельности.

2. Обратное катание (36 м,1-4-17) на 17 м.

3. Обратное катание (36 м, 1-4-17) на 1 м - как «способность к сверхусилиям при реализации координационно трудных и разномасштабных по времени и дистанции упражнений.

Выводы. Результаты исследования позволяют сформулировать следующие рекомендации:

• На этапе результирующей отработки двигательных действий необходимо уделять внимание задаче сопряженного формирования технико-тактических действий и направленного воспитания тех физических качеств и двигательных способностей, которые в большей мере обеспечивают их эффективную реализацию в условиях учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

• Отработка технических элементов и их комбинаций должна сопрягаться с преемственным ростом скорости выполнения

Исследуемые показатели

Катание вперед (36 м 1-4-17) без шайбы на 4 м, с

Обратное катание (36 м, 1-4-17) на 4 м, с

Обратное катание (36 м, 1-4-17) разница 17-4 м, с

Катание вперед (36 м 1-4-17) без шайбы разница 17-4 м, с

Катание вперед (36 м 1-4-17) без шайбы на 17 м, с

Катание вперед (36 м 1-4-17) без шайбы разница 36-17 м, с

Обратное катание(36м,1-4-17) на17 м, с

Обратное катание (36 м, 1-4-17) на 1 м, с

Обратное катание (36 м, 1-4-17) разница 36-17 м, с

Бег с изменением направления по заданной траектории (без шайбы), с

Катание вперед (36 м 91-4-17) без шайбы на 36 м, с

Обратное катание (36 м, 1-4-17), разница 4-1 м, с

Обратное катание (36 м,1-4-17) 36 м, с

Количество очков

Бег с изменением направления по заданной траектории (с шайбой), с

Челночный бег (6х9 м, без шайбы), с

Количество игр

Данные кластеризации показателей реализации максимального темпа и усилий в специальных упражнениях с разным уровнем координационной сложности у юных хоккеистов 9-10 лет

№ 7 • 2020 Июль | Yuli

http://www.teoriya.ru

61

двигательных действий и проявляемых динамических усилий, создавая некое «раскачивание» и прецедент необходимой перманентной подстройки параметров движения под заданные тренером и ситуацией все более трудные условия.

• Скоростно-силовые способности реализуются и развиваются в различных отрезках времени и дистанции, и в тренировочном процессе важно сочетать упражнения с высоким темпом и мощностью усилий при исполнении как относительно непродолжительных - 3-4, так и более объемных по времени и составу 10-13 слитных действий.

Литература

1. Кабанова Е.А. Обновление содержания тестовых процедур педагогического контроля специальной физической подготовленности юных дзюдоистов 15-16 лет / Е.А. Кабанова, Г.А. Кузьменко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2019. - № 3. - С. 14-17.

2. Кузьменко А.А. Векторы обновления содержания тестирования специальной физической подготовленности юных хоккеистов / А.А. Кузьменко, Т.К. Ким, Г.А. Кузьменко // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 5 - С. 94-96.

3. Лубышева Л.И. Диверсификация понятий в методологии спорти-зированного физического воспитания / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 3. - С. 3-6.

4. Лубышева Л.И. Спортизация в системе физического воспитания: от научной идеи к инновационной практике: монография / Л.И. Лубышева, А.И. Загревская, А.А. Передельский и др. - М.: НИЦ «Теория и практика физической культуры», 2017. - 20о с.

References

1. Kabanova E.A., Kuzmenko G.A. Obnovlenie soderzhaniya testovykh protsedur pedagogicheskogo kontrolya spetsialnoy fizicheskoy podgotovlennosti yunykh dzyudoistov 15-16 let [15-16 year-old judokas' special physical fitness tests: new progress test model]. Fizicheskaya kultura: vospitanie, obrazovanie, trenirovka. 2019. No. 3. pp. 14-17.

2. Kuzmenko A.A., Kim T.K., Kuzmenko G.A. Vektory obnovleniya soderzhaniya testirovaniya spetsialnoy fizicheskoy podgotovlennosti yunykh khokkeistov [Junior ice hockey players' special physical fitness tests: update options]. Teoriya i praktika fiz. Kultury. 2019. No. 5 pp. 94-96.

3. LubyshevaL.I.Diversifikatsiyaponyatiyvmetodologiisportizirovannogo fizicheskogo vospitaniya [Sportizated physical education methods: notional system expansion experience]. Teoriya i praktika fiz. kultury, 2019, no. 3, pp. 3-6.

4. Lubysheva L.I., Zagrevskaya A.I., Peredelskiy A.A. et al. Sportizatsiya v sisteme fizicheskogo vospitaniya: ot nauchnoy idei k innovatsionnoy praktike [Sportization in physical education system: from scientific ideas to innovative practice]. Moscow: Teoriya i praktika fizicheskoy kultury i sporta publ., 2017, 200 p.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

CL ' -о с га

Ii

О (U .с Н

формирование двигательной выразительности в процессе профессионально-прикладной физической подготовки будущих актеров

Доцент Г.П. Чернявский1 Доцент Ю.В. Мельникова1

Доктор педагогических наук, профессор Н.А. Фомина1

"'Волгоградский государственный институт искусств и культуры, Волгоград

УДК/UDC 796.011.3

Ключевые слова: профессионально-прикладная физическая подготовка актера, двигательная выразительность.

Введение. Современный драматический театр диктует свои требования к физической форме актера [1]. Исполнитель должен обладать достаточно высоким уровнем развития выносливости, силы, гибкости, координации, умением выполнять сложные двигательные действия, зачастую связанные с риском, среди них элементы гимнастики, акробатики, танцев. В связи с этим содержание профессионально-прикладной физической подготовки студентов - будущих актеров должно иметь ярко выраженные особенности.

Цель исследования - выявление особенностей содержания и направленности профессионально-прикладной физической подготовки студентов театрального отделения вуза искусств и культуры.

Методика и организация исследования. Анкетирование и интервьюирование ветеранов, действующих специалистов, студентов вуза культуры и любителей актерской профессии г. Волгограда. Общее количество респондентов составило 40 человек.

Результаты исследования и их обсуждение. По итогам анкетирования 30 % респондентов посчитали выносливость важнейшим физическим качеством актера, 21 % и 19 % отдали предпочтение ловкости и гибкости, 17 % и 13 % - силе и быстроте. При этом 75 % респондентов отдают приоритет развитию выразительности движений, даже если это отрицательно влияет на технику выполнения, потребность в совершенствовании которой испытывают 22,5 %.

Большинство участников анкетирования (90 %) считают предмет «Сценическое движение» наиболее прибли-

ENHANCING MOTOR EXPRESSIVENESS IN PROFESSIONAL PRACTICAL PHYSICAL TRAINING PROCESS OF FUTURE ACTORS

Associate Professor G.P. Chernyavsky1 Associate Professor Yu.V. Melnikova1 Dr.Hab., Professor N.A. Fomina1 'Volgograd State Institute of Arts and Culture, Volgograd

Поступила в редакцию 20.04.2020 г.

женным к будущей профессии из перечисленных телесно-двигательных дисциплин. Пластической выразительности отдают предпочтение также 90 % анкетируемых. 60 % респондентов на вопрос: «Интересно ли вам содержание уроков физической культуры?» - дают ответ «не очень». При этом 30 % респондентов видят необходимость при освоении актерской профессии уделять особое внимание занятиям телесно-двигательными дисциплинами, уступающим только профилирующему предмету «Актерское мастерство» (37,5 %). 75 % респондентов отмечают, что для решения актерских задач свободно используют простые виды движений. Вместе с тем лишь 12,5 % отмечают двигательную пластику актера как важное средство выражения своих мыслей и эмоций, тогда как 55 % выделяют другие компоненты актерского мастерства. Менее половины (45 %) респондентов наиболее эффективными средствами развития двигательной выразительности считают пластические этюды, 27,5 % выделяют средства музыкально-двигательной подготовки (ритмическая гимнастика сюжетно-ролевого характера), остальные 27,5 % - танцы и танцевальные виды аэробики.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вывод. Основными для развития двигательной выразительности являются средства музыкально-двигательного воспитания (комплексы ритмической гимнастики сюжетно-ролевого характера, танцы, танцевальные виды аэробики) и пластические этюды.

Литература

1. Торгашов В.Н. Дефицит пластической культуры актера проблема современного актерского образования / В.Н. Торгашов // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2013. - № 4. - С. 387-389.

Информация для связи с автором: grichanja@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.